Проект "Экономическая система общества"

Автор индивидуального исследовательского проекта по обществознанию на тему "Экономическая система общества" в 9 классе разбирается в сущности экономической системы, рассмотривает виды экономических систем, а также подробно изучает экономической системы России.
В исследовательской работе и готовом проекте по обществознанию об экономической системе общества учащаяся 9 класса понимает, что экономическая система общества состоит из малых систем - домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др.
Оглавление
Введение
- Что такое экономическая система?
- Виды экономических систем
- Экономическая система России
- Практическая часть
Заключение
Список используемых источников
Введение
Экономическая система страны – определяющий фактор эффективности экономики. Выбор рациональной экономической системы всегда являлся актуальным вопросом для каждого государства. Социально- экономическая система является сложнейшим механизмом, который содержит в своей структуре большое количество факторов, особенностей и характеристик.
В мировой практике не существует идеальной экономической системы, но каждое государство стремиться создать в рамках своей страны наиболее рациональную экономическую структуру.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.
Это обусловливает необходимость изучения понятия и основных видов экономических систем.
Целью является всестороннее изучение литературных источников экономических систем и применение этого понятия к России.
Данная цель требует решения некоторых задач:
- изучение сущности экономической системы
- рассмотрение видов экономических систем
- изучение экономической системы России
1. Что такое экономическая система?
Экономическая наука, изучает систему экономических отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Вполне очевидно, что «эта система экономических отношений» формируется и развивается под действием огромного количества факторов, которые к тому же еще и меняются во времени и пространстве.
В каждый момент времени в любой точке на земном шаре люди отвечают на извечный вопрос: что производить, как производить и для кого производить? Ответы на эти вопросы будет зависеть от того, как между собой структурированы "экономические отношения", т.е. в какой системе они реализуются.
Система – это целостная и взаимосвязанная совокупность частей, существующая в некоторой среде и обладающая определённым назначением, подчинённая некоторой цели.
Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.
Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.
Что же относится к элементам экономической системы? Большинство экономистов выделяют 3 основных элемента экономической системы:
- Экономические отношения. Базируются на сложившихся в каждой конкретной экономической системе формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности.
- Хозяйственный механизм. Совокупность организационных структур, правовых норм, форм и методов управления процессом воспроизводства; механизм использования экономических законов и механизм разрешения противоречий экономической системы.
- Производственные силы. Совокупность материально-вещественных и интеллектуальных факторов экономического развития.
Экономические системы могут возникать всего двумя способами: либо «естественным» образом (как говорят – «снизу»), в ходе нормального исторического развития общества, либо силовыми методами («сверху») в ходе радикальных политических преобразований (государственные перевороты, революции, войны и т.п.), как это было, например, в России в 1917.
Таким образом, экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества.
В силу особенностей применения системного подхода к изучению огромного многообразия экономических процессов и явления существует огромное количество критериев к подходу классификаций экономических систем.
Наиболее известные подходы к классификации экономических систем: формационный подход К. Маркса, технологичный подход Белла и подход, основанный на различных способах регулирования хозяйственной жизни.
2. Виды экономических систем
Виды экономики - это разделение экономических систем по способам организации и управления хозяйством. Основные виды экономики включают:
- Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.
- Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.
- Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
- Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.
Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.
Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.
Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.
Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.
К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:
- Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.
- Взаимоотношения с другими странами. Между государствами можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.
- Уровень развития экономики. Этот фактор показывает, на какой стадии сейчас находится экономика, ее макро и микропоказатели.
- Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.
Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.
- Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
- Характерно натуральное хозяйство.
- Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
- Широкое развитие обмена товарами и услугами без денег.
- Незначительная роль предпринимательства.
- Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
- Совместный труд экономических субъектов.
- Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.
Особенности командно-административной экономики
- Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
- Производители не могут решать, что им производить.
- У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
- Преобладает государственная форма собственности практически на все средства производства.
- Управление всеми предприятиями из единого центра.
- Государство полностью контролирует производство, распределение продукции и возможность товарного дефицита.
Черты рыночной экономики
- Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
- Рынок ориентируется на покупателя.
- Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
- Преобладание частной собственности.
- Свободная конкуренция.
- Самостоятельный выбор производителей, поставщиков сырья и покупателей.
- Рыночная экономика развивается циклично, с падениями и ростом.
- Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.
- Признаки рыночной экономики:
- Частная собственность - право владеть и распоряжаться имуществом.
- Свобода предпринимательства - возможность свободно открывать и вести бизнес.
- Конкуренция - борьба между производителями за потребителей.
- Свободное ценообразование - цены устанавливаются рынком.
Характерные черты смешанной экономики
- Зачастую сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
- Наличие частного и государственного сектора экономики.
- Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
- Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.
Тип экономической системы характеризует:
- формы собственности;
- способы распределения ограниченных ресурсов;
- способы регулирования экономики.
3. Экономическая система России
Как только стало понятно, что Советского Союза больше не существует, власти России задумались над переходом к рыночной системе отношений. Государство утратило контроль над хозяйственными операциями, осуществляемыми в системе. Основополагающими процессами того времени выступали переход государственной собственности в частные руки, а также свободная ценовая политика.
В результате перемен начали формироваться акционерные общества, часть из которых успешно функционируют даже в современных условиях. Но большинство отраслей народного хозяйства практически прекратили свое существование. Это привело к тому, что уровень инфляции рос с невероятной скоростью. Сдержать негативные процессы удалось только благодаря своевременному вмешательству государства.
Современную экономическую систему России можно охарактеризовать как смешанную. Такая система решает комплекс первостепенных задач:
- Обеспечивает занятость граждан. Стремится сделать так, чтобы уровень безработицы был сведен к минимальному.
- Придерживается использования производственных мощностей.
- Старается регулировать цены, сдерживая их неконтролируемый рост.
- Способствует росту производительности труда и увеличению доходов работников разных сфер и категорий.
- Работает таким образом, чтобы формировать и поддерживать экономические секторы.
Действующая российская экономическая система включает несколько экономических моделей. Это способствует стабилизации текущей экономической ситуации.
Российская экономика считается сильной и работоспособной. Но у нее имеются основательные сложности, приводящие к замедлению темпа развития государства и другим негативным последствиям.
Среди проблем экономической системы следует отметить неравномерность развития регионов и отраслей. Уровень жизни, уровень развития производства в регионах отличается значительно. Велика доля нефтегазового и добывающего сектора экономики.
Следующая проблема – монополизация некоторых секторов, трудности в развитии малого и среднего предпринимательства, государственная поддержка которого явно недостаточна.
Инфляционные процессы в российской экономике ярко выражены, уровень инфляции в несколько раз выше, чем, например, в США, Китае, странах Европейского союза.
К числу очевидных проблем относятся:
- дефицит бюджета на ближайшие годы;
- рост ставки Центрального Банка;
- переезд из России работников востребованных сфер и направлений, что препятствует дальнейшему стремительному развитию государства и утрате им конкурентоспособности;
- снижение инвестиций или их полное отсутствие;
- недостаточная покупательская способность населения, а также повышенный уровень закредитованности, что сказывается на экономике и уровне жизни;
- санкции со стороны европейских государств
В России продолжает действовать экономическая система смешанного типа. Она считается выгодной для того, чтобы в текущих условиях государство имело возможность взаимодействовать с другими странами, участвовать в решении целей и задач мировой экономики, развиваться в выбранном направлении, снижать негативное проявление внутренних проблем.
4. Практическая часть
С целью выяснения осведомленности обучающихся 9 класса, был проведен опрос. Участникам было задано 3 вопроса направленных на проверку знаний об экономических системах общества. Всего прошли опрос 17 человек.
В результате опроса было выяснено, что 8 человек считают наиболее эффективной экономической системой в современных условиях смешанную экономику. 5 человек считают, что наиболее эффективна рыночная экономическая система. По 2 человека назвали наиболее эффективной традиционную и командно-административную экономические системы.
7 человек считают, что к факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят: уровень развития экономики, взаимоотношения с другими странами, месторасположение, культурные особенности.
5 человек считают, что на экономическое развития влияет только уровень развития экономики. 3 человека относят к факторам влияния взаимоотношения с другими странами и 2 человека месторасположение. Ни один опрошенный не посчитал, что только культурные особенности могут влиять на экономическое развитие.
8 человек считают, что экономическая система России - смешанная. 4 человека назвали экономической системой России командно- административную. За рыночную экономику проголосовали 3 человека, а вот за традиционную всего 2 человека.
Таким образом, можно отметить, что не все ученики в достаточной мере владеют знаниями по теме «Экономические системы общества».
Заключение
В ходе исследовательского проекта по обществознанию "Экономическая система общества" учащаяся 9 класса приходит к выводу о том, что экономическая система может быть определена как устойчивая совокупность хозяйственных подсистем и элементов, взаимодействие которых обеспечивает воспроизводство необходимых условий жизнедеятельности общества.
Она имеет сложную структуру и включает многообразие совершающихся в обществе экономических процессов, действующие в нем имущественные отношения, организационные формы, институты и вовлеченные в хозяйственный оборот экономические ресурсы.
Экономическая система общества состоит из малых экономических систем - домохозяйств, отдельных предприятий, групп взаимосвязанных предприятий, отраслей и подразделений и др. Причем любая экономическая или другая система является частью более крупной системы.
Хозяйственная жизнь человечества может быть устроена различным образом. Эти различия сильнее всего проявляются в способах принятия хозяйственных решении и типе собственности на основные виды ресурсов. Человечеству известны четыре типа экономических систем: традиционная, рыночная, командная и смешанная.
Традиционная система основывается на традициях и обычаях.
Рыночная система предполагает такое устройство экономической жизни общества, при котором все экономические ресурсы находятся в частной собственности, а все решения принимаются на соответствующих рынках. Деятельность этих рынков никем не ограничивается и не регулируется.
Командная система предполагает ликвидацию частной собственности на факторы производства и ее замену на государственную собственность. Основные экономические вопросы решаются государственными органами управления и реализуются с помощью обязательных для исполнения распоряжений и планов.
Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью.
Список используемых источников
- Автономов, В. С. Экономика для школьников: учебное пособие / В. С. Автономов. - Москва: Вита-Пресс, 2018. - 224 с.
- Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. - М.: ЗАО "Финстатинформ" 1999. - 431 с.
- Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. — Москва: Дело, 2019. — 864 с.
- Экономика, 8-9 класс, Липсиц И.В., 2016
- Экономическая теория: учебник / под ред. В. М. Агеева. — Москва: КноРус, 2022. — 352 с.
- https://100urokov.ru/predmety/urok-1-ponyatie-ob-ekonomike
- https://skysmart.ru/articles/obshestvoznanie/ponyatie-ekonomika
- https://spravochnick.ru/ekonomika/ekonomika_kak_nauka/
- https://studfile.net/preview/5287035/
- https://www.yaklass.ru/p/obshchestvoznanie/8-klass/ekonomicheskaia-sfera-zhizni-obshchestva-494709/rol-ekonomiki-v-zhizni-obshchestva-5965215/re-055c3f96-a9b7-4d39-b27a-ff304ba6b2b6