Проект по ИЗО на тему "Великолепие пейзажей в живописи"

Творческий проект по ИЗО на тему «Великолепие пейзажей в живописи» посвящен увлечению ученицей 5 класса искусством живописи. Автор раскрывает роль пейзажей в своём творчестве для начинающих художников. Она разработала рекомендации, где описаны элементы, которые необходимо учесть при создании пейзажного рисунка.
Индивидуальный творческий проект по ИЗО (рисованию) о великолепии пейзажей в живописи направлен на улучшение навыков рисования пейзажей и знакомство с новой техникой письма. Проектная работа раскрывает источники вдохновения в ИЗО, которые подтолкнули к созданию некоторых пейзажных рисунков в живописи. Во время написания проекта ученица 5 класса больше узнала о истории жанра, а также практиковалась в нетрадиционной технике написания пейзажа.
Оглавление
Введение
- История развития жанра
- Как изменялся пейзаж в различные эпохи
- Виды и особенности пейзажной живописи
- Принцип рисования пейзажа.
- Рекомендации для начинающих художников.
- Нетрадиционная техника рисования.
Заключение
Список литературы
Введение
Природа всегда вдохновляла писателей, композиторов и художников создавать великолепные шедевры. И я ею тоже вдохновляюсь, поэтому часто провожу время за рисованием очередного пейзажа.
Но не всегда результат моей работы оправдывает потраченное время и конечно материал каким работала. Поэтому я решила больше узнать о этом жанре и попробовать нарисовать что-то новое и необычное для себя.
Актуальность выбранной темы состоит в необходимости получения новых знаний, развитии собственной индивидуальности, организации свободного времени и использование полученных знаний на практике. Приобщение к творческой деятельности позволяет мне увидеть прекрасное в мире природы и попытаться запечатлеть это на бумаге.
Практическая значимость моей работы заключается в написании пейзажей, а также в разработке рекомендаций по написанию этого вида живописи в помощь начинающим художникам.
Целью моего творческого проекта является улучшение навыков рисования пейзажей. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- узнать об истории жанра;
- разобрать элементы пейзажа;
- попрактиковаться в написании разных техниках пейзажа;
- разработать рекомендаций по написанию пейзажей в помощь начинающим художникам.
При написании проекта мною были использованы следующие методы научного исследования:
- изучение публикаций в книгах и интернете;
- аналитический метод.
1. История развития жанра
Пейзаж (от фр. Paysage, от pays — страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, где главным объектом изображения является природа, в той или иной степени преображённая человеком.
Пейзаж — сформировался сравнительно недавно. Долгое время образы природы изображались лишь как изображение места обитания героев картин, в качестве фона для икон, в дальнейшем для сцен сюжетов и портретов.
Со временем, с развитием научных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем превратились в центральный предмет изображения.
Во всемирно-культурном процессе пейзаж как жанр изобразительного искусства заявил о себе как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка.
Первые пейзажи датируются эпохой неолита. Уже тогда люди условно рисовали землю, небо, стороны света, солнце и т.п. Особый виток развития этого жанра произошел в Древнем Египте. В то время египтяне чувствовали свое единение с природой, а потому на пейзажах непременно присутствовали люди.
Более подробные пейзажи с перспективой появились в Древнем Риме. По картинам средневековых европейских художников можно судить, как люди того времени представляли окружающий мир и Вселенную. Только китайцы в VI веке стали рассматривать природу как элемент, отдельный от человека. Они изображали природу величественной, живой. Авторы средневекового Китая значительно опередили европейских художников. Пейзажи стали главным жанром в Китае в период VII – VIII веков.
Когда в Европу пришло христианство, этот жанр живописи стал неактуальным. Большинство авторов работали в церковной тематике, в которой пейзажи не имели особого значения. Лишь в XIV веке начался расцвет реализма, и изображения природы стали играть большую роль. Вклад в развитие жанра внесли миниатюристы. Во Франции в 1410-х годах были популярны иллюстраторы – братья Лимбург. Они писали миниатюры о временах года, в которых фигурировали природные пейзажи с точной передачей перспективы.
2. Как изменялся пейзаж в различные эпохи
Авторы Раннего Возрождения заинтересовались этим видом искусства. Они пытались достигнуть высшего уровня мастерства в пейзажной живописи. К примеру, в картине «Шествие волхвов» (автор – Стефано ди Джованни) человек и природа изображены в абсолютной гармонии. В эпоху Высокого Возрождения популярность пейзажей возросла. Практически на всех картинах тех лет присутствует изображение природы. Однако самостоятельность этот жанр приобрел лишь в XVII веке.
Каждый автор старался привнести в жанр свою «изюминку». Благодаря мастерам барокко в пейзажах появилась динамика. Любители рококо придавали изображениям природы утонченность. Когда появились краски в тюбиках, пейзажи стали более реалистичными. Авторы стали писать картины с натуры, отправляясь в красивые места: в леса, на водоемы и т.п.
В XIX веке начал набирать обороты реализм, пейзажи стали прорабатывать более детально. После появления кубизма в XX веке авторы перестали передавать реальность окружающего мира в картинах. Живопись стала возможностью самовыразиться, показать, как художник видит этот мир.
За тысячи лет пейзажная живопись претерпела много изменений. В наши дни искусство не стоит на месте, оно стремительно развивается. Современные авторы также изображают природу, делая это по-своему. Кто-то наполняет ее легкостью. А кто-то пытается передать всю боль, которую природа испытывает от человеческого вмешательства. У каждого художника уникальный стиль, помогающий пейзажу развиваться.
3. Виды и особенности пейзажной живописи
Классификация этого жанра определяется местностью, изображенной на картине. Соответственно, выделяют следующие виды пейзажей:
- Сельский. Некоторых художников привлекает деревенский быт, его естественность и простота. Сельская жизнь ярко представлена на картине «Грачи прилетели».
- Морской. Это направление зародилось в эпоху Ренессанса. Авторы тех лет часто изображали морскую бурю, высокие волны.
- Природный. На таких пейзажах, как правило, изображены леса и поля, горы и реки и т.п. Авторы подмечают красоту окружающего мира, пытаются повторить ее в своих работах. Живые пейзажи получались у российского художника Ивана Шишкина. Он уделял внимание каждой детали, четко прорисовывал листочки, травинки, веточки. На шедевр «Утро в сосновом бору» можно любоваться часами.
- Урбанистический. Пейзажи с городской атмосферой: площади, дороги, здания. С годами такие картины становятся ценными, поскольку позволяют узнать, как раньше выглядели современные улицы.
- Парковый или усадебный. Показывает то, как человек облагораживает природу. В картинах сочетается натуральность и урбанизация. К примеру, картина «Царскосельский парк».
- Архитектурный. Изображает всевозможные строения. Авторы стараются подмечать самые незаметные детали сооружений.
- Индустриальный. Зародился сравнительно недавно, достиг своего пика во времена Советского Союза. Авторы черпали вдохновение на заводах и фабриках, стройках и электростанциях. Некоторые западные художники творили в индустриальном стиле.
Принцип рисования пейзажа
«Зима в лесу»
Как рисуются пейзажи?
Любой пейзаж можно нарисовать все чем только угодно, гуашью, акварелью, маслом, акрилом и многими другими материалами. Прорисовывание пейзажа для хорошего результата нужно учитывать воздушную и линейную перспективу.
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план.
Главное правило воздушной перспективы заключаются в том, чем дальше от нас находиться предмет, тем менее чётко он изображается. Воздушная перспектива делает рисунок более просторным и реалистичным.
Леонардо да Винчи писал - «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы»
Также, существует ещё одно правило воздушной перспективы: коричневый вдали превращается в зелёный, а зелёный отдаляясь теряет насыщенность, интенсивность и становиться синим или голубым.
Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка, в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.
Основное правило линейной перспективы - все параллельные линии рисунка сходятся в одной точке. Если вы рисуете ряд деревьев, фонарей, столбов, то чем они ближе к той точке, в которой сходятся все параллельные линии, предмет становится меньше.
При работе с пейзажем нужно также соблюдать светотень.
Светотень — это наблюдаемое на поверхности предмета распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени.
Блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
Те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
Полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.
5. Рекомендации для начинающих художников
- Не стоит сразу покупать дорогие краски, кисти и бумагу. Лучше сначала пользоваться недорогими материалами. В начале своего пути художник может тратить много материала впустую.
- Для того, чтобы краски лучше смешивались на листе, можно загрунтовать его простыми белилами.
- Всегда лучше иметь при себе тряпочку, которой можно будет убрать излишки воды или краски с листа.
- Чтобы новичку облегчить работу, нужно иметь разные инструменты, то есть разные по форме, номеру и качеству волоса кисти. Так будет легче изобразить различные элементы пейзажа.
- Принимайте критику спокойно. Не у всех всё получается сразу, поэтому в самом начале творческого пути, люди могут неправильно понять вашу работу. Тем более если критика конструктивная, стоит к ней прислушаться.
- Не стоит забывать про отдых. Умственная деятельность утомляет не меньше чем физическая, поэтому, когда нет вдохновения, лучше пойти отдохнуть чем рисовать дальше, ничего хорошего из этого не выйдет.
- Если вы рисуете дикую или в меньшей степени преображённую человеком, природу, то не пытайтесь сделать элементы природы идеально прямыми, ровными или одинаковыми.
Так что первая задача для начинающего рисовать – это определиться с направлением. А дальше начинать всегда стоит с базы – изучения основ специфики той сферы рисования, которая вам нравится. Также помимо практики необходимо изучать теорию: законы колористики, законы композиции, принципы перспективы, особенности тона и освещения и самое важное – поставить руку!
Описание моих рисунков
Пейзажи, я в основном рисую на разные темы, но вот сюжеты с природой и животными в последнее время стали больше всего привлекать. Я решила описать пару рисунков на данную тематику.
Рисунок «Утки на фоне снежной луны» меня вдохновила статья про луну в этот период года (в интернете), но я не знала с чего начать. Поэтому поискала в сети пару идей для будущего рисунка с интересующем сюжетом и нашла. Совместив фото про луну и уток, я получила отличный результат.
Идея другого моего рисунка «Зима в лесу» пришла мне после прочтения книги с одноимённым названием «Зима в лесу» написанной автором Иваном Соколовым-Микитовым. И я приступила к работе. В итоге получился очень интересный сюжет.
6. Нетрадиционная техника рисования
Для этого рисунка применила нетрадиционную технику рисования «Пуантилизм».
Получилась воздушная, легкая и необычная работа. Результатом я довольна.
Заключение
В начале работы над творческим проектом я ставила перед собой следующую цель: улучшить навыки написания пейзажей и задачи: узнать об истории жанра, разобрать элементы пейзажа, попрактиковаться в написании в разных техниках. Разработать рекомендации по написанию пейзажей учащимся моего возраста. Своими рисунками пополнила портфолио и теперь они могут быть подарены друзьям, либо просто радовать глаз мою семью.
Литература
- ru.wikipedia.org/wiki/Пейзаж
- Терри Харрисон «Акварельные пейзажи».