Проект по ИЗО на тему "Великолепие пейзажей в живописи"

Рейтинг: 12

Картина Куликовой Луизы Утки на фоне луны
Тематика: 
Автор: 
Куликова Луиза
Руководитель: 
Захарова Людмила Александровна
Учреждение: 
МБУ ДО ДЮЦ Конаковского района, пгт Новозавидовский
Класс: 
5

Творческий проект по ИЗО на тему «Великолепие пейзажей в живописи» посвящен увлечению ученицей 5 класса искусством живописи. Автор раскрывает роль пейзажей в своём творчестве для начинающих художников. Она разработала рекомендации, где описаны элементы, которые необходимо учесть при создании пейзажного рисунка.


Индивидуальный творческий проект по ИЗО (рисованию) о великолепии пейзажей в живописи направлен на улучшение навыков рисования пейзажей и знакомство с новой техникой письма. Проектная работа раскрывает источники вдохновения в ИЗО, которые подтолкнули к созданию некоторых пейзажных рисунков в живописи. Во время написания проекта ученица 5 класса больше узнала о истории жанра, а также практиковалась в нетрадиционной технике написания пейзажа.

Оглавление

Введение

  1. История развития жанра
  2. Как изменялся пейзаж в различные эпохи
  3. Виды и особенности пейзажной живописи
  4. Принцип рисования пейзажа.
  5. Рекомендации для начинающих художников.
  6. Нетрадиционная техника рисования.

Заключение
Список литературы

Введение

Природа всегда вдохновляла писателей, композиторов и художников создавать великолепные шедевры. И я ею тоже вдохновляюсь, поэтому часто провожу время за рисованием очередного пейзажа.

Но не всегда результат моей работы оправдывает потраченное время и конечно материал каким работала. Поэтому я решила больше узнать о этом жанре и попробовать нарисовать что-то новое и необычное для себя.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости получения новых знаний, развитии собственной индивидуальности, организации свободного времени и использование полученных знаний на практике. Приобщение к творческой деятельности позволяет мне увидеть прекрасное в мире природы и попытаться запечатлеть это на бумаге.

Практическая значимость моей работы заключается в написании пейзажей, а также в разработке рекомендаций по написанию этого вида живописи в помощь начинающим художникам.

Целью моего творческого проекта является улучшение навыков рисования пейзажей. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • узнать об истории жанра;
  • разобрать элементы пейзажа;
  • попрактиковаться в написании разных техниках пейзажа;
  • разработать рекомендаций по написанию пейзажей в помощь начинающим художникам.

При написании проекта мною были использованы следующие методы научного исследования:

  • изучение публикаций в книгах и интернете;
  • аналитический метод.

1. История развития жанра


Пейзаж (от фр. Paysage, от pays — страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, где главным объектом изображения является природа, в той или иной степени преображённая человеком.

Пейзаж — сформировался сравнительно недавно. Долгое время образы природы изображались лишь как изображение места обитания героев картин, в качестве фона для икон, в дальнейшем для сцен сюжетов и портретов.
Со временем, с развитием научных знаний линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, общей композиции, колорита, рельефности изображения, природные виды стали вначале равноправным членом сюжетной композиции, а затем превратились в центральный предмет изображения.

Во всемирно-культурном процессе пейзаж как жанр изобразительного искусства заявил о себе как европейское искусство, несмотря на существование древнекитайской и других восточных традиций искусства пейзажного рисунка.
Первые пейзажи датируются эпохой неолита. Уже тогда люди условно рисовали землю, небо, стороны света, солнце и т.п. Особый виток развития этого жанра произошел в Древнем Египте. В то время египтяне чувствовали свое единение с природой, а потому на пейзажах непременно присутствовали люди.

Более подробные пейзажи с перспективой появились в Древнем Риме. По картинам средневековых европейских художников можно судить, как люди того времени представляли окружающий мир и Вселенную. Только китайцы в VI веке стали рассматривать природу как элемент, отдельный от человека. Они изображали природу величественной, живой. Авторы средневекового Китая значительно опередили европейских художников. Пейзажи стали главным жанром в Китае в период VII – VIII веков.

Когда в Европу пришло христианство, этот жанр живописи стал неактуальным. Большинство авторов работали в церковной тематике, в которой пейзажи не имели особого значения. Лишь в XIV веке начался расцвет реализма, и изображения природы стали играть большую роль. Вклад в развитие жанра внесли миниатюристы. Во Франции в 1410-х годах были популярны иллюстраторы – братья Лимбург. Они писали миниатюры о временах года, в которых фигурировали природные пейзажи с точной передачей перспективы.

2. Как изменялся пейзаж в различные эпохи

Авторы Раннего Возрождения заинтересовались этим видом искусства. Они пытались достигнуть высшего уровня мастерства в пейзажной живописи. К примеру, в картине «Шествие волхвов» (автор – Стефано ди Джованни) человек и природа изображены в абсолютной гармонии. В эпоху Высокого Возрождения популярность пейзажей возросла. Практически на всех картинах тех лет присутствует изображение природы. Однако самостоятельность этот жанр приобрел лишь в XVII веке.

Каждый автор старался привнести в жанр свою «изюминку». Благодаря мастерам барокко в пейзажах появилась динамика. Любители рококо придавали изображениям природы утонченность. Когда появились краски в тюбиках, пейзажи стали более реалистичными. Авторы стали писать картины с натуры, отправляясь в красивые места: в леса, на водоемы и т.п.
В XIX веке начал набирать обороты реализм, пейзажи стали прорабатывать более детально. После появления кубизма в XX веке авторы перестали передавать реальность окружающего мира в картинах. Живопись стала возможностью самовыразиться, показать, как художник видит этот мир.

За тысячи лет пейзажная живопись претерпела много изменений. В наши дни искусство не стоит на месте, оно стремительно развивается. Современные авторы также изображают природу, делая это по-своему. Кто-то наполняет ее легкостью. А кто-то пытается передать всю боль, которую природа испытывает от человеческого вмешательства. У каждого художника уникальный стиль, помогающий пейзажу развиваться.

3. Виды и особенности пейзажной живописи


Классификация этого жанра определяется местностью, изображенной на картине. Соответственно, выделяют следующие виды пейзажей:

  1. Сельский. Некоторых художников привлекает деревенский быт, его естественность и простота. Сельская жизнь ярко представлена на картине «Грачи прилетели».
  2. Морской. Это направление зародилось в эпоху Ренессанса. Авторы тех лет часто изображали морскую бурю, высокие волны.
  3. Природный. На таких пейзажах, как правило, изображены леса и поля, горы и реки и т.п. Авторы подмечают красоту окружающего мира, пытаются повторить ее в своих работах. Живые пейзажи получались у российского художника Ивана Шишкина. Он уделял внимание каждой детали, четко прорисовывал листочки, травинки, веточки. На шедевр «Утро в сосновом бору» можно любоваться часами.
  4. Урбанистический. Пейзажи с городской атмосферой: площади, дороги, здания. С годами такие картины становятся ценными, поскольку позволяют узнать, как раньше выглядели современные улицы.
  5. Парковый или усадебный. Показывает то, как человек облагораживает природу. В картинах сочетается натуральность и урбанизация. К примеру, картина «Царскосельский парк».
  6. Архитектурный. Изображает всевозможные строения. Авторы стараются подмечать самые незаметные детали сооружений.
  7. Индустриальный. Зародился сравнительно недавно, достиг своего пика во времена Советского Союза. Авторы черпали вдохновение на заводах и фабриках, стройках и электростанциях. Некоторые западные художники творили в индустриальном стиле.

Принцип рисования пейзажа

Картина Куликовой Луизы зима в лесу
«Зима в лесу»

Как рисуются пейзажи?
Любой пейзаж можно нарисовать все чем только угодно, гуашью, акварелью, маслом, акрилом и многими другими материалами. Прорисовывание пейзажа для хорошего результата нужно учитывать воздушную и линейную перспективу.

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более тёмной, чем передний план.
Главное правило воздушной перспективы заключаются в том, чем дальше от нас находиться предмет, тем менее чётко он изображается. Воздушная перспектива делает рисунок более просторным и реалистичным.

Леонардо да Винчи писал - «Вещи на расстоянии кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы»
Также, существует ещё одно правило воздушной перспективы: коричневый вдали превращается в зелёный, а зелёный отдаляясь теряет насыщенность, интенсивность и становиться синим или голубым.

Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка, в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.
Основное правило линейной перспективы - все параллельные линии рисунка сходятся в одной точке. Если вы рисуете ряд деревьев, фонарей, столбов, то чем они ближе к той точке, в которой сходятся все параллельные линии, предмет становится меньше.

При работе с пейзажем нужно также соблюдать светотень.
Светотень — это наблюдаемое на поверхности предмета распределение освещённости, создающей шкалу яркостей.
В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость. Различают следующие элементы светотени.

Блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
Те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;
Полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом.

5. Рекомендации для начинающих художников

  1. Не стоит сразу покупать дорогие краски, кисти и бумагу. Лучше сначала пользоваться недорогими материалами. В начале своего пути художник может тратить много материала впустую.
  2. Для того, чтобы краски лучше смешивались на листе, можно загрунтовать его простыми белилами.
  3. Всегда лучше иметь при себе тряпочку, которой можно будет убрать излишки воды или краски с листа.
  4. Чтобы новичку облегчить работу, нужно иметь разные инструменты, то есть разные по форме, номеру и качеству волоса кисти. Так будет легче изобразить различные элементы пейзажа.
  5. Принимайте критику спокойно. Не у всех всё получается сразу, поэтому в самом начале творческого пути, люди могут неправильно понять вашу работу. Тем более если критика конструктивная, стоит к ней прислушаться.
  6. Не стоит забывать про отдых. Умственная деятельность утомляет не меньше чем физическая, поэтому, когда нет вдохновения, лучше пойти отдохнуть чем рисовать дальше, ничего хорошего из этого не выйдет.
  7. Если вы рисуете дикую или в меньшей степени преображённую человеком, природу, то не пытайтесь сделать элементы природы идеально прямыми, ровными или одинаковыми.

Так что первая задача для начинающего рисовать – это определиться с направлением. А дальше начинать всегда стоит с базы – изучения основ специфики той сферы рисования, которая вам нравится. Также помимо практики необходимо изучать теорию: законы колористики, законы композиции, принципы перспективы, особенности тона и освещения и самое важное – поставить руку!

Описание моих рисунков

Пейзажи, я в основном рисую на разные темы, но вот сюжеты с природой и животными в последнее время стали больше всего привлекать. Я решила описать пару рисунков на данную тематику.

Рисунок «Утки на фоне снежной луны» меня вдохновила статья про луну в этот период года (в интернете), но я не знала с чего начать. Поэтому поискала в сети пару идей для будущего рисунка с интересующем сюжетом и нашла. Совместив фото про луну и уток, я получила отличный результат.

Идея другого моего рисунка «Зима в лесу» пришла мне после прочтения книги с одноимённым названием «Зима в лесу» написанной автором Иваном Соколовым-Микитовым. И я приступила к работе. В итоге получился очень интересный сюжет.

6. Нетрадиционная техника рисования

Рисунок Куликовой Луизы в технике паунтилизм

Для этого рисунка применила нетрадиционную технику рисования «Пуантилизм».
Получилась воздушная, легкая и необычная работа. Результатом я довольна.

Заключение

В начале работы над творческим проектом я ставила перед собой следующую цель: улучшить навыки написания пейзажей и задачи: узнать об истории жанра, разобрать элементы пейзажа, попрактиковаться в написании в разных техниках. Разработать рекомендации по написанию пейзажей учащимся моего возраста. Своими рисунками пополнила портфолио и теперь они могут быть подарены друзьям, либо просто радовать глаз мою семью.

Рисунок Куликовой Луизы Кот на дереве

Рисунок Куликовой Луизы Синички

Художница Куликова Луиза

Литература

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Пейзаж
  2. Терри Харрисон «Акварельные пейзажи».


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: