Творческий проект "Растения в северной росписи"

В индивидуальном творческом проекте по ИЗО (технологии) на тему «Растения в северной росписи» учащаяся 6 класса рассмотрела и подробно описала различные виды северной росписи с использованием цветов и растений. Также автор изготовила изделие с использованием росписи и подробно описала весь процесс работы над изделием.
В содержании творческого проекта о растениях и цветах в северной росписи обучающаяся 6 класса пришла к выводу о том, что растения широко использовались как в росписях, так и в резьбе по дереву, вышивке. Изображение растений часто встречается на одежде, обоях и посуде.
Оглавление
Введение
- Виды северной росписи.
- Изготовление изделия.
Заключение
Список литературы
Введение
Мы живем в северном суровом краю, просторы которого больше половины года покрыты белым одеялом снега. Сочные краски начинают радовать нас только с мая. А всю унылую осень и зиму люди проводят дома. Поэтому хочется, чтобы в домашней обстановке были предметы, которые напомнили бы людям о лете. Это могут быть обои с цветами, цветущие и декоративнолистные растения в горшках, расшитые вышивкой подушки и многое другое.
Я люблю рисовать, особенно мне нравится изображать цветы. Поэтому решила узнать, как люди на нашем севере украшали свое жилье росписью именно с использованием растений.
Тема моего проекта: «Растения в северной росписи».
Цель моей работы: узнать об использовании растений в северной росписи.
Для достижения цели установили задачи:
- Найти и проанализировать литературу по данной теме;
- Изучить различные виды северной росписи с использованием растений;
- Изготовить изделие с использованием росписи.
План моей работы:
- Выбор темы проекта
- Сбор информации начался с просмотра литературных источников и материалов сети Интернет.
- Изготовление продукта выполнено после всей обработки и обобщения информации
- Написание письменной части проекта.
1. Виды северной росписи
Населенные пункты Архангельской области были расположены по берегам рек. Мастера создавали и развивали свою индивидуальную манеру и технику выполнения росписи. Рассмотрим особенности некоторых росписей.
Онежская роспись
Онежская роспись бытовала в нижнем течении реки Онеги. Старой олонецкой росписи по дереву свойственен синий, реже зеленый фон (позже появился красно-коричневый). Основой украшения был цветочный узор в виде вытянутого букета, раскинутого на плоскости.
На темном красно-коричневом фоне в центре вытянутая ветвь-древо с тремя розанами в центре, завершается тюльпаном. Цветок тюльпана начинает цветущую ветвь, а два других размещены между первым и вторым розанами, среди цветов - большие, широкие зеленые листья. Верхний и нижний края лопасти обрамлены элементами, напоминающими занавеси [1].
Прялки украшены цветами в виде яблока с лепестками. Похожие элементы используются и в каргопольских прялках с резьбой и росписью. Эти онежские прялки выполнены на голубом фоне, который часто встречается на прялках и расписных шкафах в северных краях Архангельской губернии [2].
Во второй половине XX века, когда началось возрождение народных росписей Русского Севера, художники предприятия "Беломорские узоры" для украшения своих изделий взяли за основу онежской росписи яблоковидный плод-цветок и широкие листья. В композицию росписи были введены птицы.
Пучужская роспись
Пучужская роспись - одна из нескольких видов росписей, встречающихся на берегах Северной Двины. Центром росписи считается село Пучуга Верхнетоемского района. Это графическая роспись. Мастера расписывали предметы домашней утвари, сохранилась роспись, в основном, на прялках. По строению прялки Пучуги были традиционны для Севера. В росписи изображались жанровые сцены: свадебный выезд, чаепитие и др. [1].
Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет. [4]
Пижемская роспись
Пижемская роспись известна с XVII века. Одна из древнейших росписей Русского Севера. Здесь расписывалась домашняя утварь, за исключением прялок, которые обычно привозили с Мезени. Пижемская роспись выполнялась акварельными красками - красной, зеленой, желтой, черной.
Этот вид росписи значительно отличается от пышных и ярких северных росписей тем, что основной ее рисунок - это геометрический орнамент, выполненный черной краской (сажа с использованием смолы лиственницы) в виде ромбов, крестов, точек и т.д., с незначительным добавлением красной и зеленой краски. Эта роспись ближе всего к мезенской росписи, но в отличие от нее в пижемской росписи нет ни коней, ни птиц, которыми славится Мезень [1].
Шенкурская (борецкая) роспись
Шенкурская (борецкая) роспись отличалась от других северных росписей своей композицией, орнаментом, цветовой гаммой. Для нее характерен оранжевый или красный фон, но встречались и охристо-желтый, и изумрудно-зеленый, и темно-синий. Ей свойственен растительный орнамент. Бордюры - красного тона. [2]
Существовало два вида росписи. Первый, более распространенный - это три светлых цветка на красном фоне, расположенных по вертикали. Они напоминают розу, но сильно орнаментированы, причем вариантов орнаментации бесконечное множество.
Как правило, нижний цветок отличается от среднего, а средний от верхнего, уменьшенного, большей сложностью и пышностью. Каждый из пяти или шести лепестков делится на несколько частей, окрашивается в разные цвета, украшается черными линиями, белыми, золотыми или серебряными "оживками". [1].
Ракульская роспись
Ракульская роспись – русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. В росписи главную роль играет золотисто-охристый и чёрный цвета, а сопутствуют зелёный и коричнево-красный. Орнамент очень крупный, в основном в виде листьев, кустиков и птиц. [4].
Пермогорская роспись
Больше всего мне понравилась Пермогорская роспись. Основу росписи составляет растительный узор. Трёхлопастные изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В цветовой гамме преобладают белый фон и красный основной узор.
Жёлтый и зелёный цвета фона являются сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий чёрный контур. Сначала на белый грунт наносится пером чёрный контур, потом он заполнялся цветом. [4].
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву или палащельская роспись — тип росписи домашней утвари (прялок, ковшей, коробов, братин), сложившийся к концу XIX века в низовьях реки Мезень.
Среди орнаментов — фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей, которые начинаются и обрываются на границах предмета. Выполненные чёрной и красной красками, фигурки животных словно возникают из геометрического орнамента. Все изображения очень статичны, и лишь благодаря многократному повтору возникает ощущение динамики.
Готовое изделие расписывали по чистому негрунтованному дереву сначала охрой с помощью измочаленной на конце деревянной палочки (тиской), потом пером глухаря или тетерева делали чёрную обводку и кисточкой, сделанной из человеческого волоса, наносили узор.
Мезенская роспись — одна из поздних крестьянских росписей. Эта роспись представляет собой чисто орнаментальный декор.
2. Изготовление изделия
При работе над темой проекта о растениях в северной росписи я поняла, что могу применить такую роспись для украшения подарка цветами, изготовленного своими руками. Сегодня очень ценятся работы, в технике «Hand Made», уникальные, выполненные от души. Такой подарок делается для конкретного близкого человека, который будет хранить память о тебе.
Моя мама и бабушка очень любят разводить комнатные растения. Поэтому хорошим подарком для них будет цветочный горшок, выполненный с использованием нашей северной росписи. Для того чтобы роспись выглядела опрятно, я решила сначала потренироваться и изготовить декоративную тарелку с такой росписью.
Тарелку изготовила в технике папье-маше из старых газет. Затем покрасила ее белой гуашью, как того требует техника пермогорской росписи. Основной фон изделия должен быть белым. Затем подобрала основной рисунок и сделала набросок на бумаге.
Простым карандашом нанесла рисунок на высохшее изделие. По сторонам горизонта изобразила крупные тюльпановидные желтые цветы с красными трехлопастными изогнутыми листьями с острыми кончиками. По краю обрамление из геометрического узора. Использованы также зеленый, коричневый цвета, контур сделан черным цветом.
Заключение
Работа над индивидуальным творческим проектом «Растения и цветы в северной росписи» мне очень понравилась. Я люблю заниматься творчеством: шить мягкие игрушки, вышивать крестиком, плести из бисера. Я думаю, что этот новый для меня вид творчества смогу развивать и дальше. Для изготовления подарка своим близким людям, конечно, найду время.
Выполнение изделия потребовало от меня аккуратности, терпения, внимания.
Анализ литературных источников показал, что растения очень широко использовались не только в росписях, но и резьбе по дереву, вышивке. Народ старался показать красоту не только северных, но и других, «заморских» растений, а также фантастических.
Сегодня мы видим изображение растений на одежде, обоях, посуде, заставках в телефоне и даже машинах [3].
Чтобы сохранить красоту и неповторимость растений мы должны бережно к ним относиться, чтобы оставить это другим поколениям.
Список литературы
- Виды росписей в Архангельской области. : https://studbooks.net/1034721/kulturologiya/vidy_rospisey_arhangelskoy_oblasti
- Писахов С.Г. Сказки, Очерки, Письма. / Сер. Русский север. — Архангельск, Северо-Западное книжное изд-во, 1985г. 367 с.
- Растения на одежде. Русские узоры, орнаменты, символика, значение.: http://solium.ru/forum
- Росписи Северной Двины.: https://mydocx.ru/8-2805.html