Проект "Социальный феномен героизма"

Рейтинг: 1

феномен героизма
Тематика: 
Автор: 
Парыгина Диана Павловна
Руководитель: 
Хамитова Елена Николаевна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кировская средняя общеобразовательная школа №2 имени матроса погибшего на атомной подводной лодке «Курск», Витченко Сергея Александровича»
Класс: 
10

В своей исследовательской работе (проекте) по обществознанию на тему "Социальный феномен героизма" учащаяся 10 класса школы изучила понятие "героизм", сравнила качества и внешность современного героя с прошлым, а также создала обобщённый социальный портрет современного героя.


В индивидуальном проекте по обществознанию на тему "Социальный феномен героизма" обучающаяся 10 класса школы, проведя анкетирование об отношении окружающих к героизму и пришла к выводу о том, что для людей героем все также остаётся и полубог, и святой, и полководец, и общественный деятель. При этом следует сказать, что образ, который создала нейросеть имеет все исторически сложившиеся качества, связанные с героизмом.

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретическая часть
I.1. Понятия героизма
I.2. История происхождения. Начало движения героев. Культ героев
I.3. Герои признанные «Святыми»
I.4. Герои в искусстве и культуре
I.5. Герои нашего времени
I.6. В наши дни даются награды за героизм
I.7. Законы и указы РФ
Глава II. Практическая часть
II.1. Был проведён опрос на тему «Социальный феномен героизма»
II.2. Результаты данного опроса
II.3. Проведён эксперимент
Заключение
Список литературы и Интернет-ресурсов
Приложения

Введение

Данный проект посвящён сбору, анализу и предоставлению информации по теме «Социальный феномен героизма».

Я выбрала именно эту тему, потому что заметила, что понятие герой используется в разных аспектах современной жизни. Я обратила внимание, что герои прошлого и настоящего имеют определённые отличия. В современном обществе понятие героизм приобретает новые социальные черты. Мы очень часто наблюдаем необоснованные применения этой социальной характеристики в современном обществе. Эта тема сегодня является предметом оживлённой дискуссии.

По сей день ведутся споры по вопросу «Кого можно назвать героем?». Исходя из этого, я поставила перед собой цель: создать обобщённый социальный портрет современного героя. Для её достижения определила задачи:

  • изучить имеющуюся литературу и информацию в сети Интернет по исследуемой теме; произвести опрос людей разных возрастов для того, чтобы узнать кого сейчас считают героем;
  • на основе полученной информации сравнить качества и внешность современного героя с прошлым;
  • создать обобщённый социальный портрет современного героя.

Объектом моего исследования является социальный феномен героизма.
Предметом - качества «героя».

Я предполагаю, что создание социального портрета современного героя позволит аргументировано оценивать современника, как героя. В своей работе использую следующие методы: изучение теоретических вопросов; Анкетирование; Сравнительный анализ. Работа может быть интересна и полезна в образовательных целях: на уроках обществознания, литературы, часах общения. Результаты моего проекта могут помочь в образовательном процессе.

Глава I. Теоретическая часть

I.1. Понятия героизма


Для того, чтобы понять кто такой герой, обращусь к понятиям сформулированным в толковых словарях:

  • Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.(Толковый словарь Ожегова)
  • Герой – ирой, витязь, храбрый воин, доблестный воитель, богатырь, чудо-воин; || доблестный сподвижник вообще, в войне и в мире, самоотверженец. Герой повести, главное, первое лицо. Геройский, славный, отважный, отчаянно-смелый, доблестный.(Толковый словарь Даля)
  • Герой – исключительный по смелости или по своим доблестям человек.| Выделившийся своей храбростью на войне. Герой гражданской войны.(Толковый словарь Ушакова)

Согласно лексикографическим источникам герой также это:

  1. человек, совершивший подвиг, проявивший личное мужество, самоотверженность, готовность к самопожертвованию (народный, национальный герой);
  2. тот, кто привлёк к себе внимание, вызвал всеобщий интерес, восхищение и является предметом поклонения, образцом для подражания (герой улицы);
  3. лицо, воплощающее в себе характерные черты своей эпохи, среды, субкультуры (герой нашего времени);
  4. главное действующее лицо художественного произведения (герой романа, пьесы, фильма, компьютерной игры и пр.). (Сайт FB. RU)

Сделаем вывод, что герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.
Героизм - мужество, стойкость, самоотверженность, способность к совершению подвига. (Словарь Ефремовой)
Подвиг - исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях. (Толковый словарь русского языка (Алабугина))

Литературный герой - главное или одно из главных действующих лиц в прозаическом или драматургическом произведении, художественный образ человека, являющийся одновременно субъектом действия и объектом авторского исследования. (Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова)

Качества личности - особенности проявления личности, выражающие специфику психологических процессов и состояний, черт характера и поведения в социальной или природной среде. (Педагогический энциклопедический словарь)

I.2. История происхождения. Начало движения героев. Культ героев.


Герои которые присутствуют в любой мифологии, редко могут быть выделены так же чётко, как в греческой мифологии. История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии. От браков олимпийских богов со смертными рождались герои.

Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей герои совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Культы героев были одной из самых отличительных черт древнегреческой религии. В гомеровском греческом языке «герой» (др.-греч. ἥρως, hḗrōs) относится к смертному потомку человека и бога. К историческому периоду, однако, слово стало означать, в частности, мёртвого человека, почитаемого и упокоенного в его гробнице или в святилище, потому что его слава в течение жизни или его необычный способ смерти дали ему силу поддерживать и защищать живых.

Герой был больше чем человек, но меньше чем бог, и различные виды сверхъестественных фигур стали ассимилироваться с классом героев; различие между героем и богом было менее чем определённым. (Сайт ru.m.wikipedia.org)

Сделаем вывод, что герой (из греческой мифологии) - это смертный потомок человека, который наделён сверхсилой, и он должен был выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость.

Известные герои древней греции:

  • Ахилл
  • Геракл
  • Дедал
  • Кадм
  • Кастор и Полидевк
  • Менелай
  • Одиссей
  • Пелопс
  • Персей
  • Тесей
  • Ясон. (Сайт ru.m.wikipedia.org)

I.3. Герои признанные «Святыми».

Святые — это люди, освящённые Богом. Они жили правильной жизнью: любили людей, помогали близким, и Бог полюбил их. В храме на иконах изображено множество святых, которые в своих молитвах обращаются к Богу и просят помощи. Над головой у них есть нимб — облачко, которое изображает святость.

Многие святые были героями, например:

  1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич
  2. Благоверный великий князь Дмитрий Донской
  3. Благоверный князь Довмонт Псковский
  4. Святой благоверный князь Александр Невский
  5. Преподобный Андрей Ослябя (Сайт pravkrug.ru)

I.4. Герои в искусстве и культуре.

Яркие примеры:

  • Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич в русских былинах
  • Робин Гуд в английском фольклоре
  • Д'Артаньян в романах А. Дюма
  • Супергерои комиксов (Супермен, Человек-паук, Бэтмен)
  • Герои войны в фильмах и книгах о ВОВО (Сайт FB. RU)

Незаслуженно забытые герои (по результатам опроса). Пример:

  • Герои-пограничники, павшие в бою у озера Хасан в 1938 году.
  • Лётчик Нестеров, совершивший первый в мире таран в воздушном бою в 1941 году.
  • Юный разведчик Марат Казей, казнённый фашистами в 1942 году.
  • Зоя Космодемьянская и молодогвардейцы, казнённые в Краснодоне за подпольную деятельность. (Сайт FB. RU)

У всех героев можно выделить некоторые общие черты характера и качества личности:

  • Мужество и отвага
  • Целеустремленность и решительность
  • Сила воли и твердость духа
  • Самоотверженность и готовность к самопожертвованию
  • Чувство собственного достоинства и чести
  • Сочувствие и сострадание к другим
  • Бескорыстность (Сайт FB. RU)

Понятие героизма подразумевает наличие определённых мотивов, которые побуждают человека к совершению подвига. Как правило, это не эгоистические побуждения, а более возвышенные:

  • Патриотизм, любовь к Родине
  • Чувство долга
  • Стремление защитить других людей
  • Желание принести пользу обществу
  • Вера в определённые идеалы (справедливость, честь и т.п.) (Сайт FB. RU)

I.5. Герои нашего времени


Сегодня гордое звание Героя носят вполне себе обычные люди, которых отличает от остальных только то, что они совершили подвиг, и не ради самого себя, а во имя всего человечества.
Существуют разные типы героев:

  1. Военные герои - совершают подвиги на поле боя, проявляя доблесть и отвагу (например, герои Великой Отечественной войны)
  2. Трудовые герои - совершают трудовые подвиги, добиваются выдающихся результатов в труде
  3. Гражданские герои - совершают подвиги в мирное время: спасают людей при пожарах, наводнениях и др. бедствиях
  4. Нравственные герои - совершают моральный подвиг, поступок, требующий высоких морально-волевых качеств
  5. Литературные и киногерои - вымышленные, придуманные писателями и сценаристами персонажи ( Сайт FB.RU)

Сделаем вывод, что современный герой - это обычный человек, которому не обязательно иметь сверхъестественные способности, чтобы совершить смелый поступок, подвиг. Он обладает сильной волей и готовностью делать добро вокруг себя.
Примером такого героя может служить доброволец, который помогает нуждающимся.

I.6. В наши дни даются награды за героизм

  • Звание Героя Российской Федерации
  • Медаль "Защитнику свободной России"
  • Медалью Суворова (награждаются военнослужащие за личное мужество и отвагу)
  • Медалью Ушакова (награждаются военнослужащие Военно-Морского Флота и морских частей Пограничных войск)
  • Медалью Нестерова (награждаются военнослужащие Военно-Воздушных Сил, авиации видов Вооружённых сил, родов войск, пограничных и внутренних войск)
  • Медалью Жукова (награждаются военнослужащие за проявленные подвиги в боевых действиях при защите Родины)
  • орден Святого апостола Андрея Первозванного
  • орден «За заслуги перед Отечеством» четырех степеней
  • орден Мужества, орден «За военные заслуги»
  • орден «За морские заслуги»
  • Георгиевский крест (Сайт kp. ru)

I.7. Законы и указы РФ

В конституции Российской Федерации героизм как социальный феномен и выдающиеся поступки людей не имеют прямого и отдельного упоминания. Однако концепция героизма и его значение для общества присутствует в некоторых законах и указах РФ.

Например:
В законе РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 30.12.2020) "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", говориться:
,,Настоящим Законом признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, признается необходимость осуществления государством мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы."

Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 01.02.2024) "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской..., говориться:

,,.. Государственных наград могут быть удостоены: за подвиги и отличия в боях по защите Отечества, операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и контртеррористических операциях, за мужество и самоотверженность, проявленные в ходе выполнения учебно-боевых задач, за высокие показатели в боевой подготовке, военные образовательные организации высшего образования и их обособленные структурные подразделения (филиалы) (далее - военные образовательные организации) - за значительные достижения в подготовке квалифицированных кадров, воспитании молодёжи в духе патриотизма,

уважения к истории и традициям Российской Федерации, готовности к выполнению задач в интересах обеспечения обороны и безопасности личности, общества и государства, военно-медицинские организации и их обособленные структурные подразделения (филиалы) (далее - военно-медицинские организации) - за высокие достижения в области охраны здоровья военнослужащих, за большой вклад в развитие здравоохранения в Российской Федерации, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, эпидемий, военных действий и в других обстоятельствах, сопряжённых с риском для жизни."

Глава II.Практическая часть.

II.1. Был проведён опрос на тему «Социальный феномен героизма».


Респондентам разных возрастов были заданы различные вопросы.
(Смотреть приложение 1)

II.2. Результаты данного опроса

99%/100% опрашиваемых разных возрастов ответило, что знают кто такой герой.
85%/ 100% ответили, что не важно как выглядит герой, главное какой поступок он совершил.
Для 15% внешность имеет значение. Они считают, что герой должен выглядеть мужественно и чтобы внушал уважение, был высоким, сильным, с хорошей физической подготовкой.

Какими качествами больше всего по мнению респондентов обладает герой можно увидеть на данной диаграмме:
качества героя

По ответам из анкеты на данный вопрос можно сделать вывод, что мужество - это самое главное качества героя.
Большинство опрашиваемых на вопрос, каких героев прошлого вы знаете, называли Героев Отечества, прославившие нашу Родину. Например : Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.
На вопрос «Как вы считаете, много ли людей обладают качеством героизма в наше время?» Респонденты ответили, что немного в сравнении с прошлым.

На вопрос «Были ли вы свидетелем отважный поступков?» Опрашиваемые писали о людях, которые были простыми прохожими ,рабочими разных профессий. Они отмечали, что героем может стать любой человек и для этого нужно быть неравнодушным, добрым, отважным, храбрым, честным и должно присутствовать желание справедливости в обществе.
На вопрос «Считаете ли вы себя отважным и всегда готовым на помощь?» Респонденты отвечали:
отважны ли вы

II.3. Проведён эксперимент

Нейросети был предложен список качеств, выдвинутых респондентами, как качества героя. Нейросеть создала портрет героя современности.
(смотреть в приложение 2)

Из этого можно сделать вывод: зрительный образ, созданный нейросетью, не совпадает с внешним видом тех людей, кто стал героем сегодняшнего дня.
Анализ событий 2024 года: героями считают людей, которые оказывают помощь нуждающимся, имеют выдающиеся достижения в профессиях, бьются на полях сражения.

Вывод: В результате анализа социального феномена героизма прошлых и нынешних времён, а также в следствии анкетирования и ответов респондентов мы пришли к выводу, что люди до нашей эры считали героями - потомков от браков олимпийских богов со смертными, которые рождались наделённые сверхсилой. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. Далее появились герои признанные «Святыми». Святые — это люди, освящённые Богом.

Они жили правильной жизнью: любили людей, помогали близким, и Бог полюбил их. А в настоящее время общество помнит и знает героев XVI-XX веков, тех, кто совершили отважный и мужественный поступок(например: на ВОВ), но мало кто называет людей, которые сейчас являются героями - обычные граждане. Они, имея решимость, храбрость и честность, совершают отважные поступки и для них не важно, чтобы их помнили по имени.

Заключение


В результате проделанной исследовательской работы (проекта) по обществознанию на тему "Социальный феномен героизма" автору удалось проанализировать изменение отношения социума «героя» от образа полубожества, наделённого сверхкачествами.

Феномен героизма претерпевает изменения в сторону очеловеченивания героя, который в начале наделяется святостью, а потом приобретает образ человека-гражданина, дела и действия которого имеют значение для больших масс людей к человеку из общей массы, невыделяющийся ничем, кроме смелости и решимости взять на себя ответственность в нестандартных ситуациях за других людей.

Проведённое анкетирование показало, что для людей героем остаётся и полубог, и святой, и полководец, и общественный деятель. На сегодняшний день чётко сформулирована общественная позиция по определению социальных санкций, определяющих «героическое поведение человека».

Современный герой награждается определёнными социальными знаками и его поступки оцениваются значимостью для окружающих, но в глазах простых людей герой - это простой человек, который обладает мужеством, храбростью, добротой и смелостью.
Убедилась, что образ, создаваемый нейросетью включает в себя все исторически сложившиеся качества, связанные с героизмом. Созданный обобщённый социальный портрет современного героя показывает на сколько различалось понятие героизм в разных временных отрезках.

Работая над проектом, уровень моих знаний в исследуемой области был повышен. Отработан навык работы с информацией.
Учебная презентация может быть полезна и интересна современному обществу, ведь сейчас этот вопрос как никогда затрагивается.
Подводя итог проделанной работы, можно смело утверждать, что поставленные перед нами задачи решены, цель достигнута.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. 1. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. Москва.
  2. Астрель.2006 г. - 2354 с.
  3. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российский фонд культуры.- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994 г. - 928 с.
  4. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. [и с предисл.] проф. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. Т. 1-4. Санкт-Петербург; Москва : т-во М. О. Вольф, 1903-1911 г. - 877 с.
  5. 4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва. Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935–1940 г. - 1562 с.
  6. 5. Алабугина Ю.В. Толковый словарь русского языка. АСТ, 2015 г. - 320 с.
  7. 6. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург. Паритет, 2006 г. - 314 с.
  8. 7. Абдулин Э.Б. и др.Педагогический энциклопедический словарь. Москва. Большая Рос.энцикл, Дрофа. 2003 г. - 527 с.
  9. 8. Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 (ред. от 30.12.2020) "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"
  10. 9. Указ Президента РФ от 07.09.2010 N 1099 (ред. от 01.02.2024) "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственных наградах Российской Федерации", "Статутами орденов Российской...”
  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9
  12. https://fb.ru/article/545031/2023-geroi-nashego-vremeni-lyudi-sovershivshie-podvig-radi-drugih
  13. https://www.kp.ru/daily/26406/3281587/
  14. http://pravkrug.ru/o-pravoslavii/voprosy-yandeksu/item/32-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D1%8B%D0%B5.html

ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1. Анкета « Социальный феномен героизма»

В наши дни мы часто слышим что-то о героях. О их поступках, достижениях, положительных качествах и вкладе в нашу жизнь. Но все ли знают истинное значение слова герой? Для всех ли оно одинаково? Вот поэтому мы и просим пройти нашу анкету, чтобы узнать ответы на данные вопросы.

1 . Ваш пол:

  • Мужской
  • Женский

2. Ваш возраст:

  • От 7 - 12
  • От 13 - 18
  • От 19 - 30
  • Больше

3. Знаете ли вы кто такой герой?

  • Да
  • Нет

4. Как по вашему мнению, может выглядеть внешне герой?

  • Никак, я не знаю кто это.

5. Как вы думаете, какими качествами может обладать герой?
6. Как вы считаете, какое качество у героя больше всего преобладает?

  • Доброта
  • Честность
  • Преданность
  • Сострадание
  • Мужество
  • Свой вариант ответа

7. Каких героев прошлого вы знаете?

  • Напишите их имена и поступок, которые они совершили
  • Их не было.

8. Как вы считаете, много ли людей обладает качеством героизма в наше время?

  • Да
  • Нет

9. Знаете ли вы героев современности?

  • Да
  • Нет

10.Напишите их имена (если есть) и почему вы считаете их героями:

  • Никаких не знаю.

11. Были ли вы свидетелем отважных поступков?

  • Да
  • Нет

12. Опишите героический поступок, свидетелем которого вы были:

  • Никогда не был свидетелем.

13. Как вы думаете, героем может стать любой человек?

  • Да
  • Нет

14. Что нужно по вашему мнению человеку, что бы стать героем?

  • Ничего, героем не возможно стать.

15. Считаете ли вы себя отважным и всегда готовым на помощь?

  • если да, то почему
  • если нет, то почему

16. Как думаете, вы для кого-то являетесь героем?

  • Да
  • Нет

Приложение 2. Портрет современного героя (созданный нейросетью).

герой


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: