Проект "Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Андерсена "Русалочка"

Рейтинг: 5

Сказка Х.К. Андерсена Русалочка
Тематика: 
Автор: 
Изиляева Изольда Игоревна
Руководитель: 
Белобородова Татьяна Викторовна
Учреждение: 
МБОУ СОШ №7 город Бирск
Класс: 
6

В индивидуальной исследовательской работе (проекте) по литературе на тему "Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена "Русалочка" учащаяся 6 класса составила подробную характеристику жизни и творчества писателя.

В процессе работы над индивидуальным проектом о самоотверженности, любви и страдании в сказке Х. К. Андерсена "Русалочка" обучающаяся 6 класса определила, что Русалочка умирает, отдав свою жизнь за жизнь любимого. Безусловно - эта огромная самоотверженная любовь Русалочки бессмертна.

Оглавление

Введение

  1. Жизнь и творчество Х.К. Андерсена
  2. Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена "Русалочка"

Заключение
Список использованных источников

Введение


Актуальность. Громкую славу во всем мире снискал своими сказками Ханс Кристиан Андерсен (1805 - 1875). Русалка является одним из самых известных образов из народной мифологии, который широко представлен в мировой литературе и искусстве.

В сказке Андерсена русалки - миролюбивые существа, которые не только не причиняют людям зла, но и спасают их. Именно поэтому мне стало интересно узнать, в чем заключается самоотверженность и любовь в сказке «Русалочка».

Цель: рассмотреть, в чем проявляется самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х. К. Андерсена «Русалочка».
Задачи:

  • Собрать и изучить информацию по данной теме.
  • Изучить жизнь и творчество жизнь и творчество Х.К.Андерсена.
  • Рассмотреть самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х. К. Андерсена «Русалочка».

Методы исследования: анализ и обобщение.

Жизнь и творчество Х.К. Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки. В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков. В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре.

Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение «Умирающий ребенок», которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.
В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер». За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834).

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения «Базар поэта» (1842), «По Швеции» (1851), «В Испании» (1863) и «Визит в Португалию» (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя «Импровизатор» (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы «Всего лишь скрипач» (1837), «Две баронессы» (1849), «Быть или не быть» (1857), «Петька-Счастливец» (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма «Мулат» (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях «Дороже жемчуга и злата» (1849), «Оле-Лукойе» (1850), «Бузинная матушка» (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность («История одной матери»), подвиг любви («Русалочка»), силу искусства («Соловей»), тернистый путь познания («Колокол»), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом («Снежная королева»). Многие сказки автобиографичны. В «Гадком утенке» Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся «Стойкий оловянный солдатик» (1838), «Девочка со спичками» (1845), «Тень» (1847), «Мать» (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.
4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена "Русалочка"


Русалочка - дочь морского короля. Она совсем как человек. Русалочка с детства стремится в мир людей и боготворит мраморную статую мальчика, занесенную во время кораблекрушения на морское дно. Полюбив принца, она мечтает сама стать человеком. Русалочка жертвует своим прекрасным голосом, отдает морской ведьме свой русалочий хвост, чтобы быть рядом с возлюбленным. Она становится первой красавицей при дворе принца.

У Русалочки есть отец - морской король, сестры, старая бабушка. Русалки могут и посплетничать, как люди. Мать короля гордится своей родословной и потому всегда носит дюжину устриц на хвосте, тогда как другие имеют право носить только шесть. При всей знатности бабушка не гнушается работой и заправляет всем дворцовым хозяйством. Ее внучки-русалочки сами сажают цветы на клумбах. Маленькая русалочка стремится к чудесам земли, к солнечным лучам, к пению птиц, жизнь морского дна угнетает ее будничным однообразием - ведь это только для нас подводные деревья и раковины кажутся чем-то необыкновенным!

Любовь русалочки к принцу - главная, центральная тема сказки. Это тема не обычной человеческой любви, а любви романтической, обреченной, любви - самопожертвования, любви, которая не сделала героиню сказки счастливой, но которая бесследно для нее не пропала, потому что не сделала ее и окончательно несчастной.

В мифологии русалка, потеряв свою бессмертную душу в результате зла, совершенного над нею, как над человеком, может эту душу обрести, если заставит человека полюбить себя. Любовь русалки и человека не обязательно должна быть взаимной. Русалка может не отвечать человеку и погубить его, влюбив в себя. Но любовь человека к ней - это главная ступенька к обретению русалкой бессмертной души. Поэтому она должна спровоцировать человека, вызвать в нем эту любовь любыми путями и средствами.

У Андерсена эта тема и сохраняется, и переосмысливается. Русалочка хочет добиться любви человека, хочет обрести бессмертную душу. «А почему у нас нет бессмертной души? - грустно спросила русалочка, - я бы отдала все свои сотни лет за один день человеческой жизни, чтобы потом тоже подняться на небо… Как я люблю его! Больше, чем отца и мать! Я принадлежу ему всем сердцем, всеми своими помыслами, ему я бы охотно вручила счастье всей моей жизни! На все бы пошла я - только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу!..».

Бессмертная душа Русалочке необходима, потому что ей дано всего триста лет, это большая жизнь, но это единственная возможность существования, а бессмертная душа дает возможность жить вечно.
В сказку Андерсена входят мотивы христианства. Древнюю языческую мифологию Андерсен переосмысливает с точки зрения мифологии христианской: представлений о душе, о загробном мире, о жизни после смерти.

На соединении двух мотивов и рождается история русалочки и принца. Русалочка спасает принца, она совершает добро для человека, который погибает в волнах. Часто, кстати, по мифологическим представлениям русалками становились женщины, погибшие в воде. Человек не может жить в стихии, не свойственной для его обитания.

С одной стороны, русалочка спасает принца, а с другой - она бы хотела, чтоб он оказался во дворце ее отца. «Сначала русалочка очень обрадовалась тому, что он попадет теперь к ним на дно, но потом вспомнила, что люди не могут жить в воде и что он может приплыть во дворец ее отца только мертвым. Нет, нет, он не должен умереть!.. Он умер бы, не явись к нему на помощь русалочка… Ей показалось, что принц похож на мраморного мальчика, что стоит у нее в саду; она поцеловала его и пожелала, чтобы он остался жив».

За спасение принца русалочка, конечно, вправе ожидать благодарности, но дело в том, что принц ее не видит. Он видит девушку, стоящую над ним на берегу, и думает, что это она спасла ему жизнь. Принцу понравилась эта девушка, но она оказывается недосягаемой для него, так как в то время была в монастыре.

Если задача мифологической русалки состоит в том, чтоб заставить человека полюбить себя, то русалочка не может никого заставить; ее желание - быть рядом с принцем, стать его женой. Русалочка хочет понравиться принцу, она любит его и готова пожертвовать ради их счастья всем. Ради своей любви она отказывается от родного дома, от своего прекрасного голоса, она отказывается от своей сущности, от себя самой. Русалочка полностью отдает себя во власть судьбы во имя своей любви.

Но принц видит в ней «милое, доброе дитя, сделать же ее своей женой и королевой ему и в голову не приходило, а между тем ей надо было стать его женой, иначе она не могла ведь обрести бессмертной души и должна была в случае его женитьбы на другой, превратиться в морскую пену».

Мечта русалочки - мечта о счастье, мечта обычная, человеческая, ей хочется любви, тепла, ласки. «И он клал свою голову на ее грудь, где билось сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной души».

Любовь для русалочки - это постоянное преодоление физических и нравственных мук. Физических - потому что «каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам», нравственных - потому что она видит, что принц находит свою любовь; но это не ожесточает ее. Любовь не должна затмевать человеку истинное видение вещей и мира. «Русалочка жадно смотрела на нее (невесту принца) и не могла не признать, что лица милее и прекраснее она еще не видала».

Русалочка потеряла голос, но приобрела остроту зрения и восприятия мира, ведь любящее сердце видит острее. Она знала, что принц счастлив со своей невестой, она поцеловала ему руку и ей показалось, «что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна убить ее, превратить в морскую пену!».

Но Андерсен дает русалочке шанс вернуться обратно в свою семью, во дворец морского царя, и прожить триста лет. Русалочка понимает, что все ее жертвы были напрасны, она теряет все, и жизнь в том числе.

Любовь - это жертва, и эта тема проходит у Андерсена через всю сказку. Русалочка жертвует своей жизнью ради счастья принца, ее сестры жертвуют свои прекрасные длинные волосы морской ведьме, чтобы спасти русалочку. «Мы отдали наши волосы ведьме, чтобы она помогла нам избавить тебя от смерти! А она дала нам вот этот нож - видишь, какой он острый? Прежде чем зайдет солнце, ты должна вонзить его в сердце принца, и когда теплая кровь его брызнет тебе на ноги, они опять срастутся в рыбий хвост и ты опять станешь русалкой, спустишься к нам в море и проживешь свои триста лет.

Но спеши! Или он, или ты - один из вас должен умереть до восхода солнца!». Здесь Андерсен возвращает нас вновь к мифологической теме. Русалка должна погубить человека, принести его в жертву. Тема пролитой крови напоминает о языческих обрядах и жертвоприношениях, но в сказках Андерсена язычество преодолевается христианством, его идеями и нравственными ценностями.
Для Андерсена любовь совершает с человеком необратимые перемены. Любовь совершает всегда добро, она не может быть злой.

И поэтому русалочка, держа нож в руке, все-таки жертвует своей жизнью, а не чужой, выбирает свою смерть, даря принцу жизнь и счастье. «Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка прелестной новобрачной покоится на груди принца».


Первое, что видит русалочка, это счастье и любовь принца. Казалось бы, что эта картина должна вызвать в ней ревность, а ревность непредсказуема, ревность - сила зла. «Русалочка наклонилась и поцеловала его в прекрасный лоб, посмотрела на небо, где разгоралась утренняя заря, потом посмотрела на острый нож и опять устремила взор на принца, который во сне произнес имя своей жены. Она одна была у него в мыслях!».

Мир людей для русалочки прекрасен. Он так манил ее под водой, так очаровался в день совершеннолетия; ей жалко этого мира, страшно его терять, но она видит принца, который произносит в это время имя жены. «Нож дрогнул в руках русалочки». Любовь не может убить другую любовь - такова мысль Андерсена. «Еще минута - и она (русалочка) бросила его (нож) в волн, которые покраснели, точно окрасились кровью, в том месте, где он упал.
Еще раз посмотрела она на принца полуугасшим взором, бросилась с корабля в море и почувствовала, как тело ее расплывается пеной». Русалочка отказалась от себя целиком, но у нее была еще одна мечта - обрести человеческую душу.

Эта мечта и осуществилась, и нет. Сама по себе любовь уже дает человеку душу. Не случайно русалочка не превращается в морскую пену, любовь дала ей возможность перейти в иное состояние, она становится одной из дочерей воздуха.

Древние мифологические верования, потеряв власть над человеческим сознанием, сохранились в фольклоре и художественных образах писателей разных стран. В своей работе мы обратились только к одному такому образу и увидели, как сложно и индивидуально складываются у писателя отношения с мифологией и мифологическим образом. Интерпретируя образ мифологической русалки, превращая его в русалочку-героиню своей сказки, Андерсен частично сохраняет ее мифологические черты и возможности.

Но вместе с тем мифологический образ под пером писателя приобретает человеческую сущность, человеческий характер, человеческую судьбу. Русалочка, с помощью колдовства ведьмы, превращается в человека, она самозабвенно любит принца, эта любовь оказывается неразделенной и даже трагичной, она жертвует ради счастья принца своей жизнью.

Особый акцент сделаем на том пути, который должны были пройти русалки, чтобы получить бессмертную душу: «Пусть только кто-нибудь из людей полюбит тебя так, что ты станешь ему дороже отца и матери, пусть отдастся он тебе всем своим сердцем и всеми помыслами и велит священнику соединить ваши руки...». Почему, кроме любви человека, нужен был ещё и священник? Для Андерсена его присутствие абсолютно закономерно. Любовь человека должна быть освящена. Обязательно должна быть Божья любовь-благословение, которая передаётся через священника.

Когда Русалочка решила уйти к людям? Тогда, когда призналась самой себе: «Как я люблю его! Больше, чем отца и мать!..». Но не только к принцу тянулась Русалочка, была у неё на земле и другая цель: «Только бы мне быть с ним и обрести бессмертную душу». То есть любовь к принцу и желание иметь бессмертную душу у Русалочки стоят рядом.

Каким же был путь Русалочки к людям? Сначала она отправилась за советом и, может быть, помощью к морской ведьме. Андерсен описывает путь Русалочки к ведьме, и мы можем благодаря точным эпитетам, сравнениям легко его представить - бурлящие водовороты, торфяные болота, «омерзительные полипы», «похожие на стоголовых змей», «белые скелеты утонувших кораблей», «кости животных». Зачем писатель так подробно воссоздаёт тот путь к ведьме, что пришлось преодолеть Русалочке?

Для того чтобы показать, насколько он был трудным и, главное, страшным - «сердечко её забилось от страха», «это было страшнее всего». И всё-таки Русалочка назад не повернула, хотя такие порывы у неё и были, но тут она «вспомнила о принце, о бессмертной душе и собралась с духом». Снова подчёркивается, что не только принц тянул Русалочку на землю, но и бессмертие души.
Чтобы попасть к людям, Русалочка должна была сменить свой хвост на человеческие ноги - «будет так больно, как будто тебя пронзят острым мечом».

Ей придётся отказаться от родной среды, отцовского дома, от сестёр, лишиться возможности когда-нибудь снова стать русалкой. Ещё Русалочка должна была отдать ведьме свой «чудный голос» в качестве платы за помощь. Заметим, «голос» - это то, что определяет образ русалки, её сущность. То есть Русалочка отдавала ведьме часть себя самой.

Каким было состояние Русалочки во время визита к ведьме? Ей было страшно. Она отвечала ведьме на её ужасные предупреждения «дрожащим голосом», «побледнела, как смерть». Даже само это сравнение страшно. Что же заставляло Русалочку переносить все страхи? Только мысли о принце и бессмертной душе.

Жертвы Русалочки огромны, как физические (голос, ноги), так и психологические (отказывается от родной среды и от себя самой). Но истинная любовь всегда сопряжена с жертвами.
Сказать принцу о своей любви Русалочка не могла. Но принц нисколько в её любви не сомневался, потому что «глаза её говорили сердцу больше». «Ты ведь так любишь меня», - утверждал принц. Андерсен тоже убеждён в том, что настоящая любовь не нуждается в словах.

А как же всё-таки относился принц к Русалочке? «Да, я люблю тебя,- говорил принц. - У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех...», «Ты порадуешься моему счастью. Ты ведь так любишь меня!». Нетрудно заметить, что слова «мне», «меня» здесь доминируют. Принц любил Русалочку прежде всего за любовь к себе. Но была у него по отношению к Русалочке ещё и любовь-благодарность. Ведь говорил же он ей: «Ты похожа на молодую девушку, которую я видел однажды». Он думал, что эта девушка спасла его, когда он тонул.

Любил принц Русалочку ещё и «как милое дитя». Что это значит? То, что принц относился к Русалочке как к забавной игрушке, которая его умиляла и развлекала. Подтверждение этому находим в тексте. Вспомним, как одевали Русалочку во дворце, чем обычно она была занята. «Русалочку разодели в шёлк и муслин», принц «велел ей сшить мужской костюм» для участия в его прогулках, она прекрасно танцевала, её танцами любовались.

А спать «ей было позволено... на бархатной подушке перед дверями его комнаты». Если выделим доминирующие глаголы, то увидим, что они всегда выражают волю принца, а не Русалочки. Её любят, но только как прекрасную дорогую игрушку.

Нужна ли была такая любовь Русалочке? Нет, ведь ей, чтобы обрести бессмертную душу, надо было стать только женой принца, а ему «сделать... её своей женой и королевой и в голову не приходило». Принц не любил Русалочку так, как ей было необходимо. Получается, что даже великая любовь - а Русалочка именно такую и несла - не всегда способна вызвать ответное чувство. Почему же оказалась невозможной взаимная любовь Русалочки и принца? Иногда говорят: «Он же принц, а она - всего лишь девушка-»найдёныш»«.

При этом забывают, что Русалочка ещё и принцесса, хотя и морская. То есть принц и Русалочка социально равны, а разделяет их другое неравенство. Дело в том, что Русалочка и принц принадлежали к разным мирам. Она - морю, он - земле. И жили они разной жизнью. Она - духовной (вспомним её увлечения, интересы, устремления, особенно в сравнении с сёстрами). А принц жил в прямом и переносном смысле земной жизнью (мы встречаем его на корабле, празднующим день рождения, на прогулках, в заботах о женитьбе и других подобных делах).


Русалочка любила, но была ли она счастлива? Как Андерсен отвечает на этот вопрос? Любовь и счастье, по Андерсену, совсем не синонимы. Более того - они не совместимы. Обратная сторона любви не счастье, а страдание, как это и было у Русалочки. Найдём в тексте тому доказательства: «её ножки резало, как ножами, но она не чувствовала этой боли - сердцу её было ещё больнее»; её «сердце, жаждавшее человеческого счастья и бессмертной любви»; «Русалочка смеялась и танцевала с смертельной мукой в сердце»; «ей показалось, что сердце её вот-вот разорвётся от боли: его свадьба должна ведь убить её».

По отношению к Русалочке слова «сердце» и «боль» находятся в неразрывном единстве - «сердечная боль» со словом «счастье» никак не вяжется. Русалочка, несмотря на силу своей любви, ответной любви от принца не добилась и должна была, по предсказанию ведьмы, умереть. Но почему же этого не случилось? Кто отвернул от неё смертельный приговор? Это сделали её сестры. Чтобы спасти Русалочку, они отдали ведьме свои прекрасные волосы. Заметим, волосы, как и голос, - образотворящие элементы русалок. Без волос русалки как бы неполноценны. Но сёстры пошли на эту жертву ради спасения Русалочки.

«Русалочка» - ещё и сказка о великой силе родственной (сестринской) любви - той, которая не щадит даже самоё себя ради родного человека.
Чтобы спастись, Русалочка должна была вонзить нож в сердце принца. Его смерть - это её жизнь. Почему же она не сделала то, что от неё требовалось? Почему «нож дрогнул в руках Русалочки»? Она услышала, как во сне он произнёс имя своей жены - «она одна была у него в мыслях». Автор не употребляет слово «любовь», но именно любовь принца к жене остановила руку Русалочки. Истинная любовь всегда уважает чувства другого.

Русалочка не смогла убить принца и выбросила нож в волны, «которые покраснели, точно окрасились кровью». Как понимать эту метафору? Вместе с ножом Русалочка выбросила в море свою жизнь. Кровь здесь - символ жизни. Снова Русалочка ради принца жертвует. Есть ли разница между первыми жертвами и последней? Есть, и огромная. В начале своего пути к людям Русалочка шла на неслыханные жертвы - муки, но тогда она всё-таки отдавала только часть своего тела и души и надеялась на удачу.

В конце своего земного пути Русалочка пожертвовала всей своей жизнью, и не осталось у неё никакой надежды. Почему Андерсен выстраивает историю любви Русалочки таким образом, что она начинается и заканчивается её жертвами? Изменилась ли Русалочка за земной отрезок своей жизни? Да, она изменилась, так как поняла главное - принц её не полюбил. Значит, Русалочка должна была умереть. «Она думала о своём смертном часе и о том, что она теряла с жизнью». Что же она теряла? Возможность получить через любовь принца к ней бессмертную душу.

Русалочка изменилась в понимании своего положения, но осталась прежней в своей любви к принцу. Композиция сказки как раз и призвана подчеркнуть нерушимость этой любви. Русалочка ни о чём не пожалела - в своей любви она осталась прежней.

Русалочка не добилась любви принца, но возможность обрести бессмертную душу она сохранила. Какая же разница между первым и вторым путём к бессмертию души? Ответ она получила от дочерей воздуха, к которым попала после того, как выбросила нож: «Теперь ты сама можешь добрыми делами заслужить себе бессмертную душу и обрести её через триста лет».

Почему надо трудиться так долго - целых триста лет? Случайна ли эта цифра? В тексте Андерсена нет ничего случайного - каждая деталь работает на главную мысль. Триста лет живут русалки, а потом превращаются в пену морскую. Русалочка же через триста лет может получить «в награду бессмертную душу и... изведать вечное блаженство, доступное людям».

Заключение

В ходе выполнения индивидуального проекта по литературе "Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х. К. Андерсена "Русалочка" ученица 6 класса сделала следующий вывод.
В сказке «Русалочка» Ганс Христиан Андерсен затрагивает один из самых важных для человека вопросов: о любви и самопожертвовании, о способности щадить чувства дорогих тебе людей в ущерб собственным, о том, что иногда во имя любви приходится и погибать, чтобы счастлив был любимый, пусть и без тебя.

Русалочка - одна из шести дочерей овдовевшего морского царя, конечно, самая младшая, как и положено героине андерсеновской сказки: самая маленькая и слабая. По достижении 15-летнего возраста сестры-русалки получали разрешение подняться наверх, на берег, к земле, чтобы посмотреть на мир людей.

Это путешествие знаменовало взросление дочерей морского царя.
Она решается на самопожертвование ради любви. Чтобы быть рядом с принцем, принимает она человеческий образ и идет на невыносимые муки, ради него отдает свой прекрасный голос. Ее любовь ничто не может уничтожить, даже женитьба принца на другой.

Русалочка знает: стоит ей вонзить нож морской ведьмы в сердце принца и она снова очутится в море вместе с родными и проживет 300 лет. Но она умирает, не желая спасти свою жизнь ценой жизни любимого. Эта великая самоотверженная любовь Русалочки бессмертна.

Список использованных источников

  1. Андерсен, Ханс Кристиан. Сказки и истории / Х.К. Андерсен. - М. : Правда, 2017. - 528 с.
  2. Альбрехт, О.В. По небесной радуге за пределы мира / О.В. Альбрехт // К 200-летнему юбилею Х. К. Андерсена: Сборник статей / Отв. ред. Н.А. Вишневская, А.В. Коровин, Е.Ю. Сапрыкина. М. : Наука, 2018. - С. 135 - 140.
  3. Брауде, Л.Ю. Ханс Кристиан Андерсен: Кн. для учащихся / Л.Ю. Брауде. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
  4. Гренбек, Б. Ханс Кристиан Андерсен. Жизнь. Творчество. Личность / Б. Гренбек.
  5. Литература : Справочник школьника. - М : АНК, 1996. - 576 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: