Проект "Образование в России и за рубежом"
В процессе проведения исследовательской работы над итоговым индивидуальным проектом по обществознанию на тему "Образование в России и за рубежом" учащаяся 9 класса изучила системы образования двух государств, России и Германии, а также сформировала сравнительный перечень структуры и системы оценивания.
Содержание индивидуальной исследовательской работы (проекта) об образовании в России и за рубежом ученицы 9 класса также отражает результаты проведенного ею опроса среди учащихся двух стран касательно их удовлетворенности как обучением в общем, так и отношениями с учителями и одноклассниками в частности.
Оглавление
Введение
- Система оценивания в Германии
- Система оценивания в России
- Школы в Германии
- Школы в России
- Студенчество в Германии
- Студенчество в России
- Опрос, проведенный в школе Германии
- Опрос, проведенный в школе России
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, куда поступать после школы. В своей исследовательской работе я решила сравнить системы образования двух государств: России и Германии, и узнать, какая из стран занимает лидирующие положение по мнению общества
Объект: система образования России и Германии.
Предмет: сравнение систем образования России и Германии.
Цель: определить, какая из систем образования занимает лидирующее положение
Задачи исследовательской работы:
- Ознакомиться с системами образования каждой из стран
- Сравнить системы образования
- Провести опрос среди учащихся
- Сравнить результаты опросов
- Подвести итог на основании всех полученных знаний
Методы исследования
- Опрос
- Сравнение
- Изучение и обобщение
Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие выпускники, возможно обратят внимание на моё исследование, которое поможет им определиться с местом поступления
Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована выпускниками при выборе места обучения после окончания школы
Система оценивания в Германии
В целом, немецкая система оценок «обратна» принятой в большинстве стран СНГ. В Германии используется 6-балльная система оценок, наивысший балл в которой - «единица». Оценки идут по убыванию уровня оценки от 1 до 6. Так же используется и словесная формулировка оценки.
Соответствие словесной и цифровой оценки в школах Германии выглядит следующим образом:
- 1 – ausgezeichnet – Отлично
- 2 – gut – Хорошо
- 3 – befriedigend – Удовлетворительно
- 4 – ausreichend – Достаточно
- 5 – mangelhaft – Неудовлетворительно
- 6 – ungenugend – Недостаточно
В ряде учебных заведений используется долее детальная 15-бальная система, где баллы количественно оценивают уровень знаний от 1 до 15 – чем больше баллов, тем больше уровень знаний. В этом случае перечислить «традиционную» немецкую оценку в баллы можно следующим образом:
- Оценка 1 – 15 баллов
- Оценка 2 – 12 баллов
- Оценка 3 – 9 баллов
- Оценка 4 – 6 баллов
- Оценка 5 – 3 балла
- Оценка 6 – 0 баллов
Система оценок в немецких высших учебных заведениях выглядит несколько проще – поскольку уровень 6 (недостаточно) неприемлем для поступления или продолжения обучения в ВУЗе, то эта оценка не применяется в высшем образовании. Поэтому в немецких вузах принята 5-бальная обратная система оценок:
- 1 – ausgezeichnet – Отлично
- 2 – gut – Хорошо
- 3 – befriedigend – Удовлетворительно
- 4 – ausreichend – Достаточно
- 5 – mangelhaft – Неудовлетворительно
Интересный факт: Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из 3 баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости:
- 1-й – лучший
- 2-й – средний
- 3-й – худший
Государственный экзамен (Staatsexamen или Staatsprufung) – это выпускной экзамен в высших учебных заведениях Германии, который организуется и проводистя одним из государственных органов.
Сдача государственного экзамена в Германии открывает допуск к профессиям, которые регулируются и контролируются самим государством. Как правило понятие «государственный экзамен» применяется в Германии после окончания обучения в ВУЗе. Однако, и причем совсем не редко, государственный экзамен может сдаваться в рамках повышения уже имеющейся квалификации.
Система оценивания в России
В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при Императрице Анне Иоанновне, оценки тогда были словесными, в пределах противоположных понятий «хорошо – плохо».
В 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения, предложенная графом С.С. Уваровым, 5-бальная система:
- 1 – слабые успехи
- 2 – посредственные (средние)
- 3 – достаточные
- 4 – хорошие
- 5 – отличные
Следующая реформа образования была во времена Александра III в 1880 году:
- 1 степень – успехи слабые
- 2 степень – успехи посредственные
- 3 степень – успехи удовлетворительные
- 4 степень – успехи хорошие
- 5 степень – успехи отличные
В 1939 вернулись словесные оценки: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В 1944 году к ним добавились привычные баллы (от 1 до 5).
В настоящее время используются следующие формы оценки:
- Безоценочное обучение в 1 классе
- Пятибалльная система с 2-11 класс
По окончанию 9 класса обучающиеся сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), а по окончанию 11 класса ЕГЭ (единый государственный экзамен).
Школы в Германии
В Германии имеется несколько систем обучения. Я хочу поподробнее остановится на описании каждой из них.
Начальная школа
В этой школе дети учатся читать, писать и считать. Ученики знакомятся с естественной историей, искусством и другими предметами. Во многих начальных школах изучают иностранные языки.
Основная школа
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем упор делают на основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе (УПК).
Реальная школа (10 классов)
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступить в УПК или в Fachobershule (специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ).
Гимназия
Это одна система уровня дальнейшего образования I и II, и она дает полное, углубленное среднее образование, после 13, в новых федеральных землях, после 12 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11-13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.
Всеобщая школа
Охватывает все три уровня образования – Основную школу, Реальную школу и Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. В отдельных землях это позволяет получить аттестат зрелости.
Профессиональное образование
Для профессионального образования имеет значение так называемая двоичная система, международно-признанная: обучение (также называемое «Azubis») идет
через практическое обучение на предприятиях индустрии, торговли или работы рабочим и посещение, одновременно, в течении двух или трёх с половиной лет Berufsschule (обязательной государственной профессиональной школы).
Berufsschule не только для желающих здесь обучаться. Она является обязательной школой для всей молодежи, которые не достигли восемнадцати и не могут посещать другие школы. Крупные предприятия создают собственные Berufsschule, после соответствующего разрешения и финансовой проверки предприятия. С 18 лет заканчивается обязательное обучение профессии. Имеется около 430 профессий, которым обучают, но большинство молодых людей решаются на одно образование в области коммерции. Как пример: торговые фирмы и банковский торговый агент или коммерсант
Частные школы
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых многие религиозные. В них обучается около 8% от всех учащихся. Прежде всего, это международные учебные заведения, которые изначально создавались для детей иностранцев, которые приезжали работать в Германию.
Школы в России
Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:
Начальная школа
Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.
Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведется по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель – специалист по данной дисциплине, за которым закреплен собственный кабинет, и класс в течении учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель – один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Старшие классы
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов – подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей.
Набор возможностей профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе.
Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» - документ, подтверждающий получение знаний а объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучившимся предметам.
Дополнительное образование
Это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовном, физическом и профессиональном совершенствовании.
Студенчество в Германии
Университеты в Германии давно играют значительную роль в культурной жизни. Первый немецкий университет появился в 1348 году в Праге. Затем появился в Вене в 1365 году, в Хайдельбурге в 1386 году, в Кёльне в 1388 году.
Университеты были первые сто лет маленькими и вмещали всего только 200 студентов. В 1620 году все университеты вмещали около 800 студентов.
Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части «начальное обучение», в другой части - «основная ступень».
В «начальном обучении» посещают вводные лекции. Они проводятся ассистентом профессора и нужны, как первый обзор для хода учебы. На них обсуждаются проблемы начала обучения, как, к примеру поиск литературы на определенную тему.
«Основная ступень» служит расширению знаний, полученных на «начальном обучении» и для подготовки к экзаменам. В семинарах принимают участие прогрессивные профессора на основных и «спецкурсах».
Студенчество в России
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В отличие от начального и среднего, высшее образование не является обязательным.
Традиционное высшее образование разделяется на два типа: бакалавриат и магистратура/аспирантура. Основным учреждением высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях.
Опрос, проведенный в школе Германии
1. Довольны ли вы системой образования?
- Доволен(а) – 41%
- Не доволен(а) – 54%
- Не знаю – 5%
2. Есть ли у вас любимый учитель, если да, то сколько?
- Один любимый учитель – 59%
- Несколько любимых учителей – 33%
- Ни одного любимого учителя – 8%
3. Считаете ли вы, что система образования изменится в будущем?
- Да – 66%
- Нет – 34%
4. Какие оценки вы преимущественно получаете?
- 1 – 4%
- 2 – 28%
- 3 – 35%
- 4 – 21.2%
- 5 – 9%
- 6 – 2.8%
5. Ладите ли вы с учителями?
- Лажу со всеми – 74%
- Лажу с большинством – 22%
- Лажу с некоторыми – 4%
6. Учителя отвечают на ваши вопросы?
- Отвечают на все – 80%
- Отвечают на большинство – 19%
- Отвечают на некоторые – 1%
7. Нравится ли вам учиться?
- Да – 86,5%
- Нет – 13,5%
8. Довольны ли вы школьной формой?
- Да – 51,12%
- Нет – 48,88%
Опрос, проведенный в школе России
1. Довольны ли вы системой образования?
- Доволен(а) – 45,5%
- Не доволен(а) – 13,6%
- Не знаю – 40,9%
2. Есть ли у вас любимый учитель, если да, то сколько?
- Один любимый учитель – 11,4%
- Несколько любимых учителей – 86,3%
- Ни одного любимого учителя – 2,3%
3. Считаете ли вы, что система образования изменится в будущем?
- Да – 86,4%
- Нет – 13,6%
4. Какие оценки вы преимущественно получаете?
- 2-3 – 4,5%
- 3-4 – 43,2%
- 4-5 – 52,3%
5. Ладите ли вы с учителями?
- Лажу со всеми – 27,3%
- Лажу с большинством – 56,8%
- Лажу с некоторыми – 11,4%
- Не лажу ни с кем – 4,5%
6. Учителя отвечают на ваши вопросы?
- Отвечают на все – 43,2%
- Отвечают на большинство – 43,2%
- Отвечают на некоторые – 11,4%
- Не отвечают вообще – 2,2%
7. Нравится ли вам учиться?
- Да – 65,9%
- Нет –34,1%
8. Довольны ли вы школьной формой?
- Да –40,9%
- Нет –69,1%