Проект "Образование в России и за рубежом"

Рейтинг: 6

Образование в России и за рубежом
Тематика: 
Автор: 
Казакова Евгения Дмитриевна
Руководитель: 
Абдулаева Меседу Гаджиевна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия имени Подольских курсантов»
Класс: 
9

В процессе проведения исследовательской работы над итоговым индивидуальным проектом по обществознанию на тему "Образование в России и за рубежом" учащаяся 9 класса изучила системы образования двух государств, России и Германии, а также сформировала сравнительный перечень структуры и системы оценивания.

Содержание индивидуальной исследовательской работы (проекта) об образовании в России и за рубежом ученицы 9 класса также отражает результаты проведенного ею опроса среди учащихся двух стран касательно их удовлетворенности как обучением в общем, так и отношениями с учителями и одноклассниками в частности.

Оглавление

Введение

  1. Система оценивания в Германии
  2. Система оценивания в России
  3. Школы в Германии
  4. Школы в России
  5. Студенчество в Германии
  6. Студенчество в России
  7. Опрос, проведенный в школе Германии
  8. Опрос, проведенный в школе России

Заключение
Список использованных источников

Введение


Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, куда поступать после школы. В своей исследовательской работе я решила сравнить системы образования двух государств: России и Германии, и узнать, какая из стран занимает лидирующие положение по мнению общества

Объект: система образования России и Германии.

Предмет: сравнение систем образования России и Германии.

Цель: определить, какая из систем образования занимает лидирующее положение

Задачи исследовательской работы:

  • Ознакомиться с системами образования каждой из стран
  • Сравнить системы образования
  • Провести опрос среди учащихся
  • Сравнить результаты опросов
  • Подвести итог на основании всех полученных знаний

Методы исследования

  • Опрос
  • Сравнение
  • Изучение и обобщение

Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие выпускники, возможно обратят внимание на моё исследование, которое поможет им определиться с местом поступления

Практическая значимость работы состоит в том, что она может быть использована выпускниками при выборе места обучения после окончания школы

Система оценивания в Германии

В целом, немецкая система оценок «обратна» принятой в большинстве стран СНГ. В Германии используется 6-балльная система оценок, наивысший балл в которой - «единица». Оценки идут по убыванию уровня оценки от 1 до 6. Так же используется и словесная формулировка оценки.
Соответствие словесной и цифровой оценки в школах Германии выглядит следующим образом:

  • 1 – ausgezeichnet – Отлично
  • 2 – gut – Хорошо
  • 3 – befriedigend – Удовлетворительно
  • 4 – ausreichend – Достаточно
  • 5 – mangelhaft – Неудовлетворительно
  • 6 – ungenugend – Недостаточно

В ряде учебных заведений используется долее детальная 15-бальная система, где баллы количественно оценивают уровень знаний от 1 до 15 – чем больше баллов, тем больше уровень знаний. В этом случае перечислить «традиционную» немецкую оценку в баллы можно следующим образом:

  • Оценка 1 – 15 баллов
  • Оценка 2 – 12 баллов
  • Оценка 3 – 9 баллов
  • Оценка 4 – 6 баллов
  • Оценка 5 – 3 балла
  • Оценка 6 – 0 баллов

Система оценок в немецких высших учебных заведениях выглядит несколько проще – поскольку уровень 6 (недостаточно) неприемлем для поступления или продолжения обучения в ВУЗе, то эта оценка не применяется в высшем образовании. Поэтому в немецких вузах принята 5-бальная обратная система оценок:

  • 1 – ausgezeichnet – Отлично
  • 2 – gut – Хорошо
  • 3 – befriedigend – Удовлетворительно
  • 4 – ausreichend – Достаточно
  • 5 – mangelhaft – Неудовлетворительно

Интересный факт: Первая система оценок возникла в Германии. Она состояла из 3 баллов, каждый из которых обозначал разряд, к которому следует отнести ученика по его успеваемости:

  • 1-й – лучший
  • 2-й – средний
  • 3-й – худший

Государственный экзамен (Staatsexamen или Staatsprufung) – это выпускной экзамен в высших учебных заведениях Германии, который организуется и проводистя одним из государственных органов.

Сдача государственного экзамена в Германии открывает допуск к профессиям, которые регулируются и контролируются самим государством. Как правило понятие «государственный экзамен» применяется в Германии после окончания обучения в ВУЗе. Однако, и причем совсем не редко, государственный экзамен может сдаваться в рамках повышения уже имеющейся квалификации.

Система оценивания в России


В России впервые оценивать знания начали в 1737 году, при Императрице Анне Иоанновне, оценки тогда были словесными, в пределах противоположных понятий «хорошо – плохо».
В 1837 году официально утверждена Министерством народного просвещения, предложенная графом С.С. Уваровым, 5-бальная система:

  • 1 – слабые успехи
  • 2 – посредственные (средние)
  • 3 – достаточные
  • 4 – хорошие
  • 5 – отличные

Следующая реформа образования была во времена Александра III в 1880 году:

  • 1 степень – успехи слабые
  • 2 степень – успехи посредственные
  • 3 степень – успехи удовлетворительные
  • 4 степень – успехи хорошие
  • 5 степень – успехи отличные

В 1939 вернулись словесные оценки: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В 1944 году к ним добавились привычные баллы (от 1 до 5).

В настоящее время используются следующие формы оценки:

  1. Безоценочное обучение в 1 классе
  2. Пятибалльная система с 2-11 класс

По окончанию 9 класса обучающиеся сдают ОГЭ (основной государственный экзамен), а по окончанию 11 класса ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Школы в Германии

В Германии имеется несколько систем обучения. Я хочу поподробнее остановится на описании каждой из них.

Начальная школа
В этой школе дети учатся читать, писать и считать. Ученики знакомятся с естественной историей, искусством и другими предметами. Во многих начальных школах изучают иностранные языки.

Основная школа
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует основному общему образованию. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником основной школы». В дальнейшем упор делают на основное обучение и обучение в обязательной профессиональной школе (УПК).

Реальная школа (10 классов)
Это одна система уровня дальнейшего образования, которая идет после начальной школы и способствует дальнейшему расширению образования. Она будет закончена после 9 или 10 лет обучения «выпускником реальной школы». Такое образование дает возможность поступить в УПК или в Fachobershule (специальное профессиональное учебное заведение, после которого можно поступать в технический ВУЗ).

Гимназия
Это одна система уровня дальнейшего образования I и II, и она дает полное, углубленное среднее образование, после 13, в новых федеральных землях, после 12 учебных лет, с аттестатом зрелости, открывает возможность поступать в ВУЗ. В 11-13 классах дается система курсов. На курсах ученики выбирают профессию, наиболее интересную для них. Это облегчает поступление в институт.

Всеобщая школа
Охватывает все три уровня образования – Основную школу, Реальную школу и Гимназию. Как правило, она заботится о детях до 10 лет обучения. В отдельных землях это позволяет получить аттестат зрелости.

Профессиональное образование
Для профессионального образования имеет значение так называемая двоичная система, международно-признанная: обучение (также называемое «Azubis») идет
через практическое обучение на предприятиях индустрии, торговли или работы рабочим и посещение, одновременно, в течении двух или трёх с половиной лет Berufsschule (обязательной государственной профессиональной школы).

Berufsschule не только для желающих здесь обучаться. Она является обязательной школой для всей молодежи, которые не достигли восемнадцати и не могут посещать другие школы. Крупные предприятия создают собственные Berufsschule, после соответствующего разрешения и финансовой проверки предприятия. С 18 лет заканчивается обязательное обучение профессии. Имеется около 430 профессий, которым обучают, но большинство молодых людей решаются на одно образование в области коммерции. Как пример: торговые фирмы и банковский торговый агент или коммерсант

Частные школы
По Конституции Германии разрешены частные школы, среди которых многие религиозные. В них обучается около 8% от всех учащихся. Прежде всего, это международные учебные заведения, которые изначально создавались для детей иностранцев, которые приезжали работать в Германию.

Школы в России


Рассмотрев подробно систему образования в Германии, можно перейти к описанию образования у нас в России. Выделяют следующие школы:

Начальная школа
Это первый этап общего образования у детей. Получая начальное образование, дети приобретают первые знания об окружающем мире, навыки в общении и решении прикладных задач. На этом этапе формируется и начинает развиваться личность ребёнка, что подчёркивает его важность для общества и государства.

Основная школа
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведется по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель – специалист по данной дисциплине, за которым закреплен собственный кабинет, и класс в течении учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель – один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Старшие классы
Последние два года обучения занимает завершение среднего образования. Основное назначение старших классов – подготовка к поступлению в вуз.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей.

Набор возможностей профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе.

Успешно закончивший последний этап обучения получает «Аттестат о среднем образовании» - документ, подтверждающий получение знаний а объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучившимся предметам.

Дополнительное образование
Это вид образования, направленный на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовном, физическом и профессиональном совершенствовании.

Студенчество в Германии

Университеты в Германии давно играют значительную роль в культурной жизни. Первый немецкий университет появился в 1348 году в Праге. Затем появился в Вене в 1365 году, в Хайдельбурге в 1386 году, в Кёльне в 1388 году.

Университеты были первые сто лет маленькими и вмещали всего только 200 студентов. В 1620 году все университеты вмещали около 800 студентов.

Учеба в немецком институте состоит почти всегда из двух больших частей: в одной части «начальное обучение», в другой части - «основная ступень».

В «начальном обучении» посещают вводные лекции. Они проводятся ассистентом профессора и нужны, как первый обзор для хода учебы. На них обсуждаются проблемы начала обучения, как, к примеру поиск литературы на определенную тему.

«Основная ступень» служит расширению знаний, полученных на «начальном обучении» и для подготовки к экзаменам. В семинарах принимают участие прогрессивные профессора на основных и «спецкурсах».

Студенчество в России


Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
В отличие от начального и среднего, высшее образование не является обязательным.

Традиционное высшее образование разделяется на два типа: бакалавриат и магистратура/аспирантура. Основным учреждением высшего образования являются университеты и колледжи. Выпускники вузов обычно получают диплом, а аспирантам по итогам защиты кандидатской диссертации может быть присуждена учёная степень. На последнем этапе обучения студенты и аспиранты обязаны не только получать образование, но и принимать непосредственное участие в научных исследованиях.

Опрос, проведенный в школе Германии

1. Довольны ли вы системой образования?

  • Доволен(а) – 41%
  • Не доволен(а) – 54%
  • Не знаю – 5%

2. Есть ли у вас любимый учитель, если да, то сколько?

  • Один любимый учитель – 59%
  • Несколько любимых учителей – 33%
  • Ни одного любимого учителя – 8%

3. Считаете ли вы, что система образования изменится в будущем?

  • Да – 66%
  • Нет – 34%

4. Какие оценки вы преимущественно получаете?

  • 1 – 4%
  • 2 – 28%
  • 3 – 35%
  • 4 – 21.2%
  • 5 – 9%
  • 6 – 2.8%

5. Ладите ли вы с учителями?

  • Лажу со всеми – 74%
  • Лажу с большинством – 22%
  • Лажу с некоторыми – 4%

6. Учителя отвечают на ваши вопросы?

  • Отвечают на все – 80%
  • Отвечают на большинство – 19%
  • Отвечают на некоторые – 1%

7. Нравится ли вам учиться?

  • Да – 86,5%
  • Нет – 13,5%

8. Довольны ли вы школьной формой?

  • Да – 51,12%
  • Нет – 48,88%

Опрос, проведенный в школе России

1. Довольны ли вы системой образования?

  • Доволен(а) – 45,5%
  • Не доволен(а) – 13,6%
  • Не знаю – 40,9%

2. Есть ли у вас любимый учитель, если да, то сколько?

  • Один любимый учитель – 11,4%
  • Несколько любимых учителей – 86,3%
  • Ни одного любимого учителя – 2,3%

3. Считаете ли вы, что система образования изменится в будущем?

  • Да – 86,4%
  • Нет – 13,6%

4. Какие оценки вы преимущественно получаете?

  • 2-3 – 4,5%
  • 3-4 – 43,2%
  • 4-5 – 52,3%

5. Ладите ли вы с учителями?

  • Лажу со всеми – 27,3%
  • Лажу с большинством – 56,8%
  • Лажу с некоторыми – 11,4%
  • Не лажу ни с кем – 4,5%

6. Учителя отвечают на ваши вопросы?

  • Отвечают на все – 43,2%
  • Отвечают на большинство – 43,2%
  • Отвечают на некоторые – 11,4%
  • Не отвечают вообще – 2,2%

7. Нравится ли вам учиться?

  • Да – 65,9%
  • Нет –34,1%

8. Довольны ли вы школьной формой?

  • Да –40,9%
  • Нет –69,1%


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: