Проект "Способы тренировки памяти для подготовки к экзаменам"

Рейтинг: 5

тренировка памяти для подготовки к экзаменам
Тематика: 
Автор: 
Сорокин Артем Александрович
Руководитель: 
Попова Наталья Викторовна
Учреждение: 
МБОУ "СОШ №20" г. Пермь
Класс: 
9

В ходе индивидуального исследовательского проекта по биологии на тему «Способы тренировки памяти для подготовки к экзаменам» учащийся 9 класса затронул значение слова "память", классифицировал ее по видам, описав их особенности, а также провел эксперимент по запоминанию информации разными способам.

В процессе исследовательской работы (проекта) о способах тренировки памяти для подготовки к экзаменам обучающийся 9 класса сделал вывод о том, что чем больше видов памяти задействовано, тем человек больше и лучше запоминает. Но при этом время от времени нужно вспоминать различную информацию, что она не забылась совсем. Мозг нужно регулярно тренировать.

Оглавление

Введение

  1. Виды памяти и их особенности
  2. Способы улучшения памяти
  3. Причины ухудшения памяти в современном мире
  4. Часто используемые виды памяти
  5. Анкетирование

Заключение
Список литературы

Введение


Память – это навык, который является жизненно необходимыми для каждого человека. Без нее мы бы никогда не были самими собой, не умели бы разговаривать и вообще не смогли бы мыслить. Память является не только незаменимым навыком, но и важным элементом нашего образования и интеллекта.

Многие великие люди, такие как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Николас Тесла, Теодор Рузвельт, Наполеон Бонапарт имели сверхчеловеческую память. Есть и более современные обладатели феноменальной памяти: Папа Иоанн Павел II, Ким Пик, Мерилу Хеннер, Билл Гейтс.

В наше время необходимо быть постоянно в курсе событий, быть образованным и многое знать. За все это отвечает наша память. Память нужна всем школьникам и студентам, но особенно она необходима для ребят, сдающих в этом году различного рода экзамены. Это и побудило меня к исследованию данной темы, так как сам являюсь учеником 9 класса и в этом году буду сдавать ОГЭ.

Актуальность данной темы обуславливается. Чтобы стать успешным нужно иметь гибкий ум, который, кроме развитого мышления и хорошего внимания, включает в себя еще и память.

Цель работы: доказать, что с помощью различных методов можно улучшить свою память.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу.
  • рассмотреть свойства и виды памяти.
  • узнать различные способы улучшения памяти.
  • анкетирование одноклассников.
  • Найти специальные упражнения для развития памяти.

Виды памяти и их особенности

Виды памяти можно разделить по 3-м основным критериям:

По характеру психической активности в деятельности память делят на:

  • образную
  • эмоциональную
  • двигательную
  • словесно-логическую

По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяется:

  • мгновенная (сенсорная)
  • кратковременная
  • долговременная

По характеру целей деятельности делят на:

  • произвольную
  • непроизвольную

По характеру психической активности:
В зависимости от вида включенных в процессы памяти анализаторов, сенсорных систем и подкорковых образований мозга) память подразделяют на: образную, эмоциональную, двигательную и словесно-логическую.

Образный вид памяти


Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют: зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную, тактильную.

Эмоциональный вид памяти
Эмоциональная память у человека тесно взаимосвязана с образами. Благодаря тому, что эмоции окрашивают ярче пережитые события и схваченные образцы, наш мозг способен продуцировать новые образы, которых не существовало. То есть создавать предметы искусства и поэзию.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде, «золотые руки»

Словесно-логическая память – это память на мысли, суждения и умозаключения. Еще ее называют смысловой памятью, т.к. она содержит информацию в виде словесных понятий и чисел.

Способы улучшения памяти

Создавайте образы
Практика создания ассоциаций – самая древняя из всех методов запоминания. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. В дальнейшем достаточно вспомнить один из них, а память воспроизведет остальное.

Произносите слова наоборот
Чтобы тренировать память в бытовых условиях, ученые советуют читать слова наоборот. Причем, не с вывески, а из головы. Начните с простого. Напишите на бумаге несколько слов, например, «картина», «потолок», «любовь». А потом, не смотря на записи, прочтите их наоборот. Примитивное, на первый взгляд, упражнение – отличный тренажер для зрительной памяти.

Развивайте левую руку
Еще в 2001 году ученые доказали, что у левшей память лучше, нежели у правшей. Поэтому те, кто не любит засорять голову словами и образами, могут начать с развития левой руки. Чтобы упростить процесс – сделайте его частью своей жизни, например, мойте посуду только левой рукой или перестройте под нее компьютер.

Вспоминайте, вспоминайте
Перед сном вспомните, что с вами произошло за прошедшие 12 часов. Постарайтесь не упустить ни одной детали, с какими мыслями вы проснулись, что видели с утра по дороге в офис или университет, о чем думали, с кем встречались, что вам запомнилось – красивое небо, странный человек на остановке, лениво спящая кошка на заборе. Шаг за шагом заново пройдитесь по ушедшему дню. Повторяйте это упражнение каждый день, и через четыре недели, по словам ученых, вы почувствуете результат

Чтение
Читайте книги. При чтении мозг автоматически запоминает новую информацию, он рисует яркие образы, включается воображение, пополняется словарный запас. Это отличная тренировка памяти.

Причины ухудшения памяти в современном мире


В наше время многие страдают от ухудшения памяти и её различных заболеваний. В основном все связано с плохой работой памяти, а в основном отсутствие и не использование для поддержания в тонусе. Также негативное влияние и дают новые технологии в виде различных гаджетов, которые выступают в роли «замены» памяти, ведь согласитесь удобно перенести любую информацию на ваше устройство, чтобы не запоминать ее.

На ухудшение памяти также влияют вредные привычки курение, употребление спиртного. Также во внимание можно взять ряд причин:
Недосыпание, плохой сон. Из-за плохого сна, наш мозг не успевает восстанавливаться и нарушается процесс запоминания.

Употребление кофеина. Постоянная стимуляция мозга кофе, энергетиками и другими подобными веществами с кофеином нарушают различные процессы.

Стресс. Из-за постоянного стресса блокируются физиологические процессы, связанные с запоминание и восприятием информации.
Информационные перегрузки. Из-за большого наплыва информации наш мозг просто не может ее "переработать" и многофункциональность делает лишь хуже для нас

Анкетирование

Я провел небольшое анкетирование среди некоторых учащихся моего класса. В анкетировании я решил узнать:

«Довольны ли вы своей памятью?»
9 «А»: ответили «да» - 11 человек, ответили «нет» - 14 человек.

«Хотели бы вы улучшить свою память?»
9 «А»: ответили «да» - 8 человек, ответили «нет» - 17 человек.

«Знаете ли Вы, что при чтении книг развивается память?»
9 «А»: ответили «да» - 15 человек, ответили «нет» - 10 человек.

Так же мы провели небольшой эксперимент по запоминанию информации разными способами:
В эксперименте участвовали ученики 9-ых классов (48 человека). Заданием было запомнить японские числа от 1 до 10. Учащиеся были разделены на две группы.

Первая группа пыталась зрительно запомнить иероглифы и произносила их вслух. Вторая группа несколько раз переписывала эти иероглифы. Время на запоминание у обоих групп было одинаковое.

1ая группа
Из 24 четырех человек:

  • 8 человек - запомнили от 8 – 10 чисел
  • 12 человек - запомнили от 5 – 7 чисел
  • 4 человека - запомнили от 1 – 4 чисел
  • 1 человек - не запомнил ничего

На следующий день я попросил вспомнить эти иероглифы, результаты следующие:

  • 5 человек - вспомнили от 8 – 10 чисел
  • 6 человек - вспомнили от 5 – 7 чисел
  • 3 человека - вспомнили от 1 – 4 чисел
  • 6 человек - не вспомнили ничего

2-ая группа
Из 24 четырех человек:

  • 2 человека - запомнили от 8 – 10 чисел
  • 7 человек - запомнили от 5 – 7 чисел
  • 9 человек - запомнили от 1 – 4 чисел
  • 3 человек - не запомнил ничего

На следующий день я попросил вспомнить эти иероглифы, результаты следующие:

  • 2 человека - вспомнили от 8 – 10 чисел
  • 9 человек - вспомнили от 5 – 7 чисел
  • 9 человека - вспомнили от 1 – 4 чисел
  • 4 человек - не вспомнили ничего

2-ая группа понизила свои предыдущие результаты на несущественное количество.

Заключение

Исходя из результатов работы над индивидуальным проектом по биологии на тему «Способы тренировки памяти для подготовки к экзаменам» ученика 9 класса, можно сказать, что память очень важный элемент нашего сознания. Существует определенные процессы памяти, ее виды. Чем больше видов памяти задействовано, тем человек больше и лучше запоминает.

Также необходимо периодически вспоминать различные вещи, иначе они просто пропадут, так как мозг посчитает, что вам это не нужно и просто освободит место для будущего. Нужно постоянно подкреплять нейронные связи новой информацией запоминанием различных вещей. Главное подобрать правильную методику запоминания.

Список использованных источников

  1. Суперпамять для всех. Е.Е. Васильева, В. Ю. Васильев
  2. Усовершенствуйте свою память. Тони Бьюзен.
  3. Искусство концентрации или Как улучшить память за 10 дней. Эберхард Хойль.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: