Проект "Вопросы подростков, требующие помощи адвоката"

Рейтинг: 5

Вопросы подростков и помощь адвоката
Тематика: 
Автор: 
Петров Максим Эдуардович
Руководитель: 
Небосеева Ирина Николаевна
Учреждение: 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение “Средняя школа №5 с углубленным изучением химии и биологии”
Класс: 
9

Автор итогового индивидуального проекта по обществознанию на тему "Вопросы подростков, требующие помощи адвоката" в 9 классе раскрывает значение профессии "адвокат" и описывает каково его предназначение в обществе, а также рассматривает историю адвокатуры.

В исследовательской работе и проекте по обществознанию о вопросах подростков, требующих помощи адвоката учащийся 9 (8) класса приходит к выводу о том, что существует ряд вопросов подростков, которые требуют помощи адвоката, но лучше конечно же их решать так, чтобы не прибегать к его участию.

Оглавление

Введение

  1. Кто такой адвокат?
  2. История адвокатуры
  3. Предназначение адвоката в обществе
  4. Нужен ли ребенку адвокат?
  5. Вопросы подростков, требующие помощи адвоката
  6. Как адвокат может помочь решить вопросы подростков?

Заключение
Список используемых источников

Введение

Цель проекта: доказать, что адвокаты нужны не только взрослым, но также и подросткам.

Кто такой адвокат?

Адвокат - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам и юридическим лицам, в том числе защита их прав и представление интересов в суде, обладающее полученным в установленном порядке статусом адвоката.

История адвокатуры

Адвокатура как профессия известна с древнейших времён. Само понятие произошло от латинского слова «advocare» и означает «приходящий на помощь». Впервые об адвокатах стало известно в античную эпоху в таких известных империях, как Древняя Греция и Древний Рим. Оттуда и появилось понятие гражданского общества, а на место традициям и обычаям народов пришло право. В Древних Афинах были установлены законы Солона, в Древнем Риме – Законы XII Таблиц.

Именно это и стало столпом в решении различных спорных вопросов между свободными людьми в защите личных прав и интересов. В Древней Греции афинские адвокаты помогали составлять гражданам страны речи для суда, либо выступали в суде с ними устно. Судя по тому, что история донесла до нашего времени множество памятников греческих ораторов, они были весьма красноречивыми и популярными.

Суд в Киевской Руси


В древности адвокатуры как таковой не существовало. В качестве судебных органов выступал удельный князь, члены его дружины и наместники. Согласно правовым нормам Киевской Руси, изложенным в первом сборнике Русская Правда 1016 г. Ярослава Мудрого, судебный процесс носил обвинительно-состязательный характер. Перед князем представали обе стороны спора, часто приходили всей семьей или общиной и предъявляли аргументы в пользу своей правоты. Нередко дело доходило и до рукоприкладства.

Использовались также приемы «суда Божьего», когда обвиняемого подвергали различным испытаниям и по определенным признакам выносили приговор (поединок противников на одинаковых условиях, жребий, проверка огнем и водой и другие). Такой подход требовал только наличия истца и ответчика, а не защитника. Первым прообразом современной адвокатуры в истории можно считать появление судебных поверенных в Средние века. Сообщения о них зафиксированы в законодательных документах XIV- XVI вв.:

  • Псковская судная грамота (1397-1467 гг.) в составе
  • Воронцовский сборник. Судебники 1497, 1550, 1589 гг.
  • Новгородская судная грамота (1471 г.).

Во всех этих сборниках законов институт поверенных описывается как обычное явление, которое существует уже длительное время. Право пользования такими услугами варьировалось. Так в Новгородской судной грамоте это разрешалось любому, а в Псковской – только женщинам, старым и больным людям, монахам. Уже тогда было закреплено положение, согласно которому поверенный не должен был состоять на службе государя, чтобы решение суда не стало предвзятым.

История развития адвокатуры в России в этот период отличается низким уровнем судебной и государственной культуры по сравнению с другими государствами Европы. Так, в Испании адвокаты имели свою сословную организацию уже с начала XIV в.

В XVII веке права этих лиц продолжали развиваться, однако профессиональных организаций еще не существовало. Более того, в обществе того времени к поверенным сложилось очень негативное отношение. Они находились на самой низкой социальной ступени и порой не имели никакого образования, а их услуги заключались в написании жалоб, поэтому их называли ябедниками, «крапивным семенем».

Только в 1864 году Александром ІІ был издан Судебный Устав, благодаря которому адвокатура стала независимым сословием присяжных поверенных согласно с образцом французской коллегии. Теперь для вступления в это сословие требовалось быть подданным России и не моложе 25 лет, иметь высшее юридическое образование, практику не менее 5 лет помощником присяжного поверенного либо по другой юридической специальности. Существовало несколько судебных округов, где работало какое-то количество присяжных. Если их число достигало 20 человек, они моги образовать совет.

Первые такие советы появились в Москве, Санкт-Петербурге и Харькове, вскоре еще в 5 городах. Россия стала известна на весь мир такими выдающимися ораторами адвокатуры, как К.К. Арсеньев, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский и др. Была позднее открыта национальная школа судебного красноречия, которая отличалась своей скромностью, искренностью и правдивым подходом к работе. Благодаря существованию советов присяжных сформировался стандарт адвоката-профессионала и нормы его поведения, за исполнением которого четко следили.

В результате Октябрьского переворота в 1917 году адвокатура была снова подавлена, однако с наступлением времен НЭПа появилась необходимость ее возрождения, но уже в качестве коллегии защитников. Теперь это не был независимый орган, хотя и выполнял прежние функции, но строго контролировался партией СССР. Но навязать сформировавшемуся укладу адвокатуры советские законы большевикам полностью не удалось.

Последний документ, принятый правительством Советского Союза был нормативный акт о советской адвокатуре, который действовал на основании Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г. Формально уже в начале 90-х годов документ утратил силу, но так и продолжал существовать, пока в 2002 году не приняли новый закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Предназначение адвоката в обществе


Адвокаты в своей повседневной деятельности довольно часто оказывают квалифицированную юридическую помощь бесплатно, однако об этих фактах обществу не всегда становится известно.

Адвокат в силу профессионального предназначения может с разной степенью успешности защищать виновного, но окончательную судьбу подсудимого решает суд (судья, присяжные заседатели), а законность и обоснованность вынесенного решения проверяют апелляционная, кассационные и надзорные инстанции.

Адвокаты объединены в палаты адвокатов, а вместе индивидуальные адвокаты и палаты адвокатов образуют адвокатуру, которая на сегодняшний день является единственным законодательно признанным институтом гражданского общества. Конституционный суд РФ в своем определении от 21 декабря 2000 г. № 282-О указал, что «деятельность адвокатов, на которых возложена обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина, имеет публично-правовое значение».

Кроме этого, адвокаты ведут гражданские дела, представляя интересы одной из сторон в споре. Потому что азы процессуального законодательства не доступны простому гражданину, далекому от юридической деятельности.

Нужен ли ребенку адвокат?

В июне 2020 г. Ставропольское региональное отделение ФСАР совместно с АП Ставропольского края открыли на территории региона образовательный проект «Дети V праве», ориентированный на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В течение учебного года адвокаты проводили интерактивные занятия с воспитанниками детских домов.

Программа состояла из 9 блоков, посвященных истории адвокатуры, правовому статусу детей-сирот, вопросам гражданства, особенностям регистрации актов гражданского состояния, имущественным правам, праву на наследство и материнский капитал, социальным гарантиям, семейно-правовой, административной, уголовной и иным видам ответственности.

Занятия с детьми позволили выявить ряд проблем, носящих системный характер. К примеру, всеми детскими домами была отмечена проблема предоставления жилых помещений. Самих детей в большей степени заинтересовали вопросы алиментных обязательств со стороны лишенных родительских прав родителей. Потребность в подобном правовом просвещении прослеживалась не только у детей, но и у сотрудников воспитательных учреждений.

Хотя проект не предусматривал оказания несовершеннолетним квалифицированной юридической помощи на бесплатной основе, на практике адвокатам нередко приходилось выходить за пределы изначально поставленных задач и консультировать несовершеннолетних, обратившихся за правовой помощью. Таким образом, на вопрос о том, нужен ли ребенку адвокат, дети сами ответили утвердительно.

Как показывает судебная практика, законные представители не всегда выполняют возложенные на них обязанности надлежащим образом. Это может выражаться, например, в их бездействии, а также противоречащей интересам ребенка реализации прав ребенка. Защита прав или законных интересов ребенка со стороны представителей нередко ненадлежащая, несвоевременная, недостаточная.

Об этом свидетельствует, в частности, статистика дел, по которым заявления поступили как от самого лица по достижении им совершеннолетия, так и от прокурора, органа опеки, уполномоченного по правам ребенка.
Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает вопрос о нарушении семейных прав ребенка. В этой области очень важно соблюдение баланса частных и публичных интересов, а также интересов ребенка и родителей.

С одной стороны, право ребенка жить и воспитываться в семье в совокупности с приоритетным правом родителей на воспитание, образование и определение других важных аспектов, касающихся жизни и развития ребенка, должно быть защищено от необоснованного и излишнего вмешательства в эту сферу третьих лиц, в том числе контролирующих органов.

С другой – при наличии спора о детях, выявлении противоречий между интересами родителей и ребенка, нарушении или злоупотреблении родительскими правами, ненадлежащем исполнении родителями возложенных на них обязанностей по отношению к ребенку такое вмешательство с целью защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего необходимо.

Вопросы подростков, требующие помощи адвоката


Подростковый возраст отличается целым рядом психологических особенностей, которые могут привести к неожиданным для них самих результатам.
Именно подростковый возраст становится объектом тревог и волнений со стороны не только родителей, но и педагогов. И именно в этом возрасте дети совершают множество ошибок. Потому что родительский авторитет в силу возраста ребенка смещается на второй план. А образцом подражания могут стать далекие от правильного поведения и мировоззрения личности.

Вопросы подростков, на которые может ответить адвокат, как правило связаны с будущей профессией, возможностью заработать, правилами поведения в той или иной ситуации.
Также профессиональных разъяснений требуют вопросы по сделкам. Как известно, гражданское законодательство предусматривает возможность несовершеннолетних с 14 лет совершать мелкие бытовые сделки без согласия своих родителей (ст. 26 ГК РФ).

В связи с вышеназванным можно сформулировать ряд вопросов, в которых подросткам сможет помочь разобраться адвокат. Разделим их условно на две группы – уголовные и гражданские.

Уголовные вопросы:

  • С какого возраста наступает уголовная ответственность?
  • Какие именно действия подростка образуют состав уголовного преступления?

Как поступать в той или иной ситуации:

  • когда нашел чью-то вещь (телефон, кошелек, часы и т.п.)?
  • когда предлагают подработать курьером, но не говорят, что именно нужно доставить?
  • когда друзья предлагают ради шутки незаметно вынести товар из магазина?
  • когда незнакомые взрослые предлагают провести время в их компании?

Если подросток будет знать ответы на такие вопросы, он может не только предупредить совершение им противоправных действий, но и избежать преступления в отношении себя. Потому что очень часто преступления в отношении подростков совершаются по причине незнания ими основ безопасности.
Здесь необходимо отметить такой аспект, как подростковая виктимность (от лат. victima – жертва - склонность становиться жертвой преступления).

Жажда приключений, желание сделать назло родителям, подражание старшим товарищам, желание не быть слабее других – эти и некоторые другие мотивы становятся причиной совершения преступлений в отношении несовершеннолетних.

Думаю, что число таких преступлений можно было бы значительно сократить, если бы эти вопросы обсуждались до того, как произошло событие.

Гражданские вопросы:

  1. С какого возраста подросток может устроиться на работу?
  2. Когда требуется письменное согласие родителей?
  3. Какие сделки может совершать подросток без согласования с родителями?
  4. Может ли подросток взять кредит в банке?
  5. Можно и без родителей ездить в дальние поездки?
  6. Можно ли вступить в брак до исполнения 18 лет?

На самом деле ко второй группе вопросов следует отнести многие отрасли права – семейное, трудовое, земельное, жилищное и т.д.

Как адвокат может помочь решить вопросы подростков?

Здесь следует отметить, что вопросы лучше решать до того, как потребуется помощь адвоката. А для этого необходимо их своевременно задавать.
Мы живем в правовом государстве, и правовая грамотность должна прививаться каждому гражданину с момента формирования у него правосознания. А это как раз происходит именно в подростковом возрасте.

Думаю, что в период, когда у подростков возникают интересы к той или иной деятельности, необходимо восполнять эту потребность грамотными и доступными консультациями адвоката.
Причем делать это лучше не в индивидуальном порядке, а коллективно.

То есть, почаще организовывать в образовательных учреждениях лекции и семинары с участием профессиональных юристов и адвокатов. Нужно вызвать у детей интерес к общению на правовые темы, моделируя различные ситуации и предлагая им разрешать их.
Адвокат может помочь подростку повысить правосознание, сформировать определенные понятия, объяснить, где находятся границы между можно и нельзя.

Заключение

Автор индивидуального проекта по обществознанию на тему вопросов подростков, требующих помощи адвоката, в 9 классе пришел к выводу, что несомненно, для защиты прав, помощь адвокатов нужна не только взрослым, но и подросткам, нуждающимся в этом.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: