Проект на тему "Здоровый образ жизни"

Рейтинг: 4

Здоровый образ жизни
Тематика: 
Автор: 
Гуслякова Екатерина и Худякова Марина
Руководитель: 
Механошина Людмила Анатольевна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия имени Подольских курсантов"
Класс: 
9

В индивидуальном исследовательском проекте по физкультуре на тему "Здоровый образ жизни" учащиеся 9 класса изучили основные понятия здорового образа жизни и гиподинамии, а также классифицировали вредные привычки и составили перечень основных принципов правильного питания.

В процессе проведения исследовательской работы (проекта) о здоровом образе жизни обучающиеся 9 класса хотел показать, что формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуально в наше время. Автор также пришел к выводу, что сейчас увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, и многие учащиеся имеют вредные для здоровья привычки.

Оглавление

Введение

  1. Основные понятия здорового образа жизни и гиподинамии
  2. Преимущества физической активности
  3. Правильное питание
  4. Основные принципы правильного питания
  5. Двигательная активность
  6. Личная гигиена
  7. Вредные привычки

Заключение
Список использованных источников

Введение


Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. А здоровье - это сокровище, которое нужно беречь ежедневно. Очень часто с экрана телевизора, в средствах массовой информации мы слышим выражение «Я веду здоровый образ жизни», «Необходимо приобщать к здоровому образу жизни», «Чтобы увеличить среднюю продолжительность жизни необходимо приобщать людей к здоровому образу жизни». Но что же все - таки заключает в себе это понятие, как современный школьник оценивает его и придерживается ли он правил ЗОЖ и посвящен мой проект.

Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом.

XXI век – век компьютеров и телевизоров, электронной техники и автомобилей. Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. Несколько десятков лет назад люди гораздо больше занимались физическим трудом: дачи, огороды, тяжелая работа на производстве, ручная стирка, уборка – все это было неотъемлемой частью жизни любого человека. XXI век – век компьютеров и телевизоров, электронной техники и автомобилей.

Из-за отсутствия необходимых физических нагрузок человек все больше и больше времени проводит в сидячем или лежачем положении. У многих современных людей вся нагрузка ограничивается дорогой от подъезда до автомобиля. По данным Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры около 70% населения не занимаются физкультурой.

Цель проекта: формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления

Задачи проекта:

  1. Воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;
  2. Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся;
  3. Определить, что входит в понятие здоровый образ жизни

Провести социологическое исследование среди обучающихся 8-9 классов, с целью выявления:

  • знают ли школьники, что входит в понятие ЗОЖ;
  • соблюдают ли подростки правила ЗОЖ на практике.

Ожидаемый результат:

  • повышение мотивации здорового образа жизни, формирование индивидуального способа физического самосовершенствования;
  • снижение показателей уровня заболеваемости, среди обучающихся.
  •  Объект: формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни.

Гипотеза: Подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически, нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Основные понятия здорового образа жизни и гиподинамии


Здоровый образ жизни – совокупность различных оздоровительных мероприятиях в жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Что же входит в само понятие здоровый образ жизни? По мнению учащихся 9 классов гимназии в понятие «здоровый образ жизни» входят следующие компоненты:

  • правильное и полезное питание;
  • двигательная активность;
  • гигиена;
  • отказ от вредных привычек.

Гиподинамия (недостаточная физическая активность) – это ограничение двигательной активности, обусловленное образом жизни, профессиональной деятельностью, длительным постельным режимом. У детей развитие гиподинамии часто связано с нерациональным распорядком дня ребенка, перегрузкой и учебной работой, вследствие чего остается мало времени для прогулок, игр, занятий спортом. Гиподинамия является следствием освобождения человека от физического труда, её ещё иногда называют «болезнью цивилизации».

Без работы мышцы слабеют и постепенно атрофируются. Уменьшается сила и выносливость, нарушаются нервно-рефлекторные связи, приводя к расстройству деятельности нервной системы (развиваются вегето-сосудистая дистония, депрессия), нарушается обмен веществ, а именно обмен жиров, что приводит к увеличению содержания холестерина в крови и как следствие развитие атеросклероза.

С течением времени из-за гиподинамии нарастают изменения со стороны опорно-двигательного аппарата: прогрессивно уменьшается костная масса (развивается остеопороз), страдает функция периферических суставов (остеоартроз) и позвоночника (остеохондроз). Длительная гиподинамия приводит к сердечно-сосудистым заболеваниям (ИБС, артериальная гипертония), расстройствам дыхания (хроническая обструктивная болезнь легких) и пищеварения (нарушение функции кишечника), вызывает нарушение потенции у мужчин, снижение полового влечения у женщин, ожирение.

Термин «физическая активность» не следует путать с понятием «упражнение» - одной из категорий физической активности, которое является запланированным, структурированным, повторяющимся и направлено на улучшение или поддержание одного или нескольких компонентов физического состояния.

Преимущества физической активности

Регулярная физическая активность умеренной интенсивности, такая как ходьба, езда на велосипеде, скандинавская ходьба или занятия спортом имеет значительные преимущества для здоровья:

  • улучшает состояние мускулатуры, а также сердечной и дыхательной системы;
  • улучшает состояние костей и функциональное здоровье;
  • снижает риск развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, рака молочной железы и толстой кишки, а также депрессии;
  • снижает риск падений, а также переломов шейки бедра и позвоночника;
  • лежит в основе энергетического обмена и поддержания нормального веса.

Риски, связанные с недостаточной физической активностью (гиподинамией)
Недостаточная физическая активность является четвертым по значимости фактором риска смерти в мире. Ежегодно из-за недостаточной физической активности умирает примерно 3,2 миллиона человек.

Вероятность смерти недостаточно активных людей на 20-30% превышает вероятность смерти людей, занимающихся физической активностью умеренной интенсивности, по меньшей мере, 30 минут практически каждый день недели.

Недостаточная физическая активность является основной причиной примерно следующих заболеваний:

  • 21–25% случаев заболевания раком молочной железы и толстой кишки;
  • 27% случаев заболевания диабетом;
  • 30% случаев заболевания ишемической болезнью сердца.

Врачи из целого ряда признаков выделяют основные:

  • чувство сонливости и вялости;
  • нервозность и плохое настроение;
  • быстрая утомляемость и легкое недомогание;
  • отсутствие или повышение аппетита;
  • бессонница, снижение уровня работоспособности.

Как повысить повседневную физическую активность?

  • Ежедневно 1-2 остановки до работы и с работы ходите пешком;
  • Поднимайтесь по лестнице, не пользуясь лифтом;
  • Занимайтесь физическим трудом на приусадебном участке, равномерно распределяя нагрузку в течение дня;
  • На работе периодически делайте перерывы на 5 минут для гимнастики или ходьбы;
  • Устраивайте вечерние прогулки перед сном;
  • Занимайтесь с детьми активными играми.

Правильное питание


Питание – средство поддержания жизни, роста и развития, здоровья и высокой работоспособности человека. Нерациональное питание приводит к нарушению обмена веществ и расстройству функционального состояния систем организма.

Правильное питание – наличие в меню всех необходимых питательных веществ. Правильное питание – это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Правильное питание – это ограничение поступления вредных веществ. Начать ограничивать себя нужно от более вредного к менее вредному.

Основные принципы правильного питания

  1. Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма.
  2. Сбалансированность рациона, т.е. соответствие химического состава пищевых веществ физиологическим потребностям организма.
  3. Режим. Правильный режим питания

Наука накопила немало сведений о правильном питании, они известны далеко не каждому. Каждому человеку надо знать несколько постулатов о правильном питании:

  • пищу принимать часто в небольшом количестве;
  • исключить длительные промежутки между приемами пищи;
  • химический состав пищи должен полностью расщепляться ферментами организма;
  • ужинать рекомендуется не позднее, чем за три часа до отхода ко сну;
  • должна соблюдаться сбалансированность белков, жиров, углеводов
  • рацион должен содержать большое количество овощей и фруктов.

Двигательная активность

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов.   Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособлен к условиям внешней среды.

Двигательная активность является ведущим фактором оздоровления человека, т.к. направлена на стимулирование защитных сил организма, на повышение потенциала здоровья. Полноценная двигательная активность является неотъемлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека.

Личная гигиена

Личная гигиена – это неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Именно соблюдение правил личной гигиены осознанно и отличает каждого из нас от животных.

Личная гигиена — совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для лиц любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.

К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также соблюдение чистоты при приготовлении пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела.

Вредные привычки

Что такое вредная привычка? Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки. К вредным привычкам можно отнести следующие действия: 

  • алкоголизм;
  • наркомания;
  • курение.

Курение, наркотики, чрезмерное увлечение алкоголем – это те вредные привычки, которые сказываются губительно не только на здоровье непосредственного потребителя, но и на качество жизни окружающих его люди.


Алкоголизм – самая распространенная вредная привычка, зачастую превращается в серьезное заболевание, характеризующееся болезненным пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него, сопровождающаяся систематическим потреблением алкогольных напитков, несмотря на негативные последствия. 

Наркомания — хроническое прогредиентное (развитие болезни с нарастанием симптоматики) заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.  Разные наркотики вызывают разную зависимость. Одни наркотики вызывают сильную психологическую зависимость, но не вызывают физической зависимости. Другие же, напротив, вызывают сильную физическую зависимость. Многие наркотики вызывают и физическую, и психологическую зависимость.

Курение — вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях.

Мы провели исследование. Вероника в течение месяца занималась физической активностью и придерживалась правильному питанию, а я питалась как обычно и вела сидячий образ жизни. В ходе эксперимента начали проявляться результаты:

Результаты у Вероники:

  • телосложение стало подтянутым
  • состояние кожи на лице улучшилось, кожа стала чище
  • появилось больше энергии
  • легкость в теле
  • крепкий глубокий сон
  • легкие пробуждения

Результаты у Кристины:

  • быстрая усталость при маленьких физических нагрузках
  • частые боли в спине и пояснице
  • прибавление лишнего веса
  • неглубокий и некрепкий сон
  • постепенно нарушается осанка
  • боль в мышцах

На этом наш исследовательский проект подходит к концу. Мы рекомендуем Вам заниматься физкультурой и правильно питаться, чтобы быть в хорошей форме.

В ходе работы над проектом и анализа результатов социологического исследования можно с уверенностью сказать, что гипотеза полностью оправдалась. Действительно подростки могут грамотно объяснить, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но практически нет ни одного ребенка, который полностью соблюдает правила здорового образа жизни.

Следование нормам и принципам ЗОЖ — долг каждого разумного человека. Сознательное отношение к собственному здоровью должно стать нормой поведения, главной отличительной чертой культурной, цивилизованной личности.

Качество здоровья касается всех аспектов жизни. Вот почему формирование здорового образа жизни имеет огромнейшее значение. Оно может осуществиться лишь путем создания постоянных привычек. На это уйдет не день и не два. Если вы действительно хотите начать заботиться о своем здоровье, запаситесь терпением. С чего же начать?

Мы подготовили буклет для тех, кто хочет начать вести здоровый образ жизни и думаю он может стать инструкцией для каждого школьника и даже взрослого.

Заключение

Итоговый индивидуальный проект по физкультуре на тему "Здоровый образ жизни" учениц 9 класса посвящен теме формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, которая является очень актуальной, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, что очень пагубно сказывается, как на духовном, так и физическом состоянии здоровья.

Здоровый образ жизни - общепризнанный, надежный, действенный способ сохранения и укрепления здоровья людей.

Список использованных источников

  1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71. О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.
  2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
  3. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
  4. Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49.
  5. Профилактика наркомании.
  6. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: