Проект "История развития реставрации на примере усадьбы Игумнова"
В индивидуальном исследовательском проекте по истории на тему «История развития реставрации на примере усадьбы Игумнова» учащаяся 10 класса изучила что такое реставрация, а также рассмотрела и классифицировала ее виды, определила области ее применения.
В содержании исследовательской работы (проекта) по истории «История развития реставрации на примере усадьбы Игумнова» обучающаяся 10 класса приходит к выводу о том, что памятники архитектуры это наше культурное наследие, которое даёт большой толчок развитию будущему поколению.
Оглавление:
Введение
- Реставрация и ее история
- Реставрация памятников архитектуры
- Реставрация графики
- Реставрация киноизображения (цифровая)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Тема проекта и её актуальность:
Этим проектом я хочу рассказать и объяснить, что такое реставрация и её важность в истории. Так, как рассказав своим одноклассникам и знакомым о данной профессии, некоторые даже не знали об её существовании. Также надеюсь донести людям важность и необходимость этой профессии не только с эстетического плана, но и со стороны пользы в истории (узнаются новые события, интересные факты о известных личностях и т. д).
Цель проекта:
Актуализация вопроса реставрация в истории посредством исследования и представления этой информации учащимся. Таким образом, о пользе реставрации узнаёт большое кол-во людей.
Задачи:
- Определить, что такое реставрация.
- Установить, как часто и где она применяется.
- Выявить, в каких сферах она наиболее важна.
- Привлечь одноклассников к узнаванию данной профессии.
Этапы работы над проектом:
1. Погружение в проект
- выбор темы
- обоснование актуальности
- определение проблемы
- формулирование гипотезы (для исследовательского проекта)
- формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы)
2. Планирование деятельности
- определение этапов работы
- подбор методов и средств решения проблемы
3. Осуществление деятельности
- проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы
- получение и анализ данных
4. Оформление результатов
- оформление данных в виде теста (схемы, рисунка)
5. Подготовка к публичной презентации
- обсуждение и корректировка данных
- выражение ожидаемого результата (представление)
Методы и приёмы:
- Исторический – узнаю, как реставрация проявлялась в изучении истории.
- Изучение литературы и других источников информации.
Будем изучать источники из интернета и бумажной литературы, просмотрим пару фильмов об этом, и выделим полезную информацию из этого. Таким образом, сформулируем собственный продукт информации.
Смогу представить эту информацию перед классом и комиссией. После того как я получила понимание, что же такое реставрация, то можно перейти к изучению её разновидностям.
Реставрация и ее история
Для начала нам нужно будет узнать, что такое реставрация и когда она появилась. И так, что же такое реставрация?
Реставрация происходит от латинского глагола restauro, что значит «восстановлю» откуда restauratio — «восстановление». Реставрация – это комплекс процедур, направленных на восстановление и приостановку будущих разрушений, а также достижения оптимальных условий для будущего существования, а также получения возможности дальнейшего исследования данного объекта.
Перейдём к истории происхождения самой реставрации. Отношение к архитектурным произведениям как к памятникам, признание за ними какой-то особой значимости начало формироваться только в позднесредневековый период, в связи с развитием идей гуманизма.
Формирование идей гуманизма шло путём приобщения к достижениям античной культуры. С 15 века в сферу интересов гуманистов входят античные скульптура и архитектура. Поэтому античные здания и уцелевшие их части становятся объектом пристального изучения. Их зарисовывают, измеряют, воспроизводят в новых сооружениях, но всё же не воспринимают как объекты, требующие сохранения. Характерен пример амфитеатра Коллизея.
Его до 18 века использовали как городские каменоломни Рима. В это время не сформировалось ни только понятия реставрации, но и понятия памятника. Показательна в этом плане история Пантеона (125 г. н.э.), преобразованного в христианский храм ещё в 609 году. Понимая его значимость, он не был разрушен, но со временем потребовалось ремонтировать и его.
К концу 18 в. возникает чёткое представление о необходимости сохранения памятников архитектуры, причём поначалу преимущественно античных. Объектом реставрации становятся не только используемые здания, но и античные руины.
Особенно реставрация начала развиваться в XVIII-начале XIX вв. в связи с наплывом в Париж картин из Бельгии, Голландии, Италии и других стран в результате наполеоновских походов. Существовали местные традиции реставрации. Реставраторы поновляли произведение как истинные живописцы и хранили свои знания в секрете.
Их работа считалась «иллюзионистской», т.к. картина производила впечатление нетронутой. И только в XX в. реставрация постепенно стала превращаться в научную дисциплину. При ЮНЕСКО была создана специальная комиссия, в которую входили специалисты из 12 стран.
На протяжении XIX в. методы реставрации менялись в зависимости от формулировки её целей. Ошибочное стремление к полному восстановлению, иногда даже "улучшению" первоначального облика зданий стимулировало их произвольные перестройки и дополнения.
Существенный вклад в развитие научной методики реставрации внёс французский архитектор Э. Э. Виолле-ле-Дюк, обосновавший обязательность глубокого изучения стилистики и строительной техники, как самого восстанавливаемого памятника, так и всей архитектуры эпохи его создания.
В современной реставрации различаются 3 основных метода: консервация, направленная на сохранение памятника в дошедшем до нас виде и оставляющая в неприкосновенности его подлинность; фрагментарная реставрация, выявляющая скрытые под историческими наслоениями особенности архитектуры, конструкции, строительной истории памятника; целостная реставрация, применяемая как исключение к сравнительно недавно разрушенным, имеющим выдающееся национальное значение, памятникам и предусматривающая полное восстановление их облика.
Работам по реставрации предшествует всестороннее исследование памятника - натурное (изучение причин его повреждения, состояния материалов и конструкций, строительной периодизации, сохранившихся целиком или фрагментарно первоначальных деталей и элементов и т. д.) и историческое (анализ письменных источников и изобразительных материалов, стиля памятника и т. п.).
Выбор конкретного реставрационного решения зависит от степени искажения, технической сохранности, современного функционального использования объекта реставрации, но в его основе должны лежать некоторые общие принципы: наименьшего возможного изменения памятника в процессе реставрации, обязательного визуального выделения, а при необходимости - лёгкого удаления всех вновь добавленных элементов.
Разборка подлинных частей зданий как правило, исключается, сохраняются ценные в историческом и художественном отношении наслоения, восстановление разрушенных элементов производится только на основе бесспорных данных об их прежнем облике.
Для укрепления и сохранения памятников допускается использование новейших достижений строительной механики, различных физико- химических методов, образов или же для придания соответствия современной стилистике.
Из-за желания, чтобы религиозные картины соответствовали своему времени, множество из них были испорчены. Так как когда-то требовали прикрыть наготу, а в иное время это уже было не важно, а возраста к изданном виды уже было невозможно.
Поэтому Карло Маратом при просьбы папы прикрыть декольте «Мадоны» (Гвидо Рени) решил взять пастельные краски, что в будущем могло позволить легко удалить поправку. То есть сделать «обратимость» — это считается одной из ранних попыток.
В 17 веке появляется «дублирование». Оно появилось в результате частого использования изобразительного искусства в интерьере. От этого позже была четко отделена реставрация.
Часто реставраторов держали при дворе как личных рабочих либо же они могли следить за целым музеем. На данную должность брали хороших художников, которые умели копировать стиль авторов.
Рабочие при музеях состояли в группах и имели возможность изучения новых методов. Но то проводилось под строгим надзором. В этих условиях и появилось техническое открытие в середине 18 века во Франции — реставраторы с картин на которых красочный слой отстаивался переносились этот слой на новый холст. Данная техника была обнаружена в первой четверти 18 века в Италии. Во Францию же эта методика попала через Брюссель. Таким образом, Франция на то время лидировала в профессионализме реставрации и использовала новейшие открытия.
Знаменательное событие в истории реставрации произошло в 1802 - картина Рафаэля "Мадонна из Фолиньо" (Ватикан, пинакотека) была перенесена с дерева на холст.
Но у реставрации того времени был минус в виде неопытности. Так как не было большого опыта и проверенного метода реставрации, неопытность из-за этого после выполнения реставрационных работ памятники могли быть разрушены или повреждены.
В те времена и появился метод реставрации «стилистический» или как сейчас называют «воссоздание». Суть данного метода заключалась в выполнении работ по приведению изначального вида, который был разрушен из-за стихийных или же неизбежных причин. Для решения выполнения данного метода опирались на уровень разрушения. При возможности пытались ремонтировать изначальную версии, а не делать новую модель.
Далее рассмотрим различные виды реставрации, а самые популярные изучим внимательно.
Реставрация памятников архитектуры
Люди ремонтировали предметы архитектуры, но это уже считалось реставрацией, ведь человечество начало интересоваться в сохранении культурного наследия.
Серьёзное отношение к реставрации началось в эпоху просвещения. Первая знаменитая и большая реставрация произошла над частью городской стены в Помпеях. Благодаря тому, что начали использовать реставрацию многие научные открытия начали отсылать в различные музеи на выставки.
Но более популярной данное занятие становиться в 19 веке. Реставрация архитектуры сложное ответвление, так как то затратно и требует хорошо финансового обеспечения, также может иметь возможность неудачи и опасность для жизни человека.
- Реставрация монументальной живописи.
- Реставрация станковой масляной живописи.
- Реставрация станковой темперной живописи (в том числе реставрация икон).
Предыдущие три пункта часто объединяет, ведь они похожи методиками и способами реставрации. Живопись не оставалась неизменной. Например, античная живопись восковыми красками была заменена на темперу, а темпера уже на масляные краски в эпоху Возрождения.
Монументальная живопись — это живопись на архитектурных сооружениях (часто это были фрески либо иконы). Вообщем все три выше приведенные пункты относятся к работе с краской.
Реставрация графики
Реставрация произведений сделанных с помощью графики не простая. Ведь к графике относят такие мягкие материалы как карандаш, уголь, сепия, пастель, сангина и тому подобное. Без специального закрепления данных материалов на бумаге, холсте можно легко потерять сохранность, поэтому при работе с такими картинами следует большое количество этапов, которые достаточно деликатно будут воздействовать.
- Реставрация фотографий.
- Реставрация скульптуры.
- Реставрация мебели и деревянных изделий.
- Реставрация металла.
- Реставрация гобеленов.
- Реставрация ткани.
Восстановление тканей, гобеленов и ковров состоит в очистке, восстановлении потерянных фрагментов. Реставрация ковров и гобеленов появилась почти в то же время, когда их начали изготовлять.
Часто мастерские по изготовлению и реставрации находились рядом. Для качественного восстановления тканей обязательно изучают состав волокна. Также соблюдают технологию шитья, которая была применена. Изделия начинают нуждаться в данной процедуре из-за потери целостности или утери насыщенности цвета (т. к. они изготавливались из натуральных материалов).
- Реставрация книги.
- Реставрация аудиозаписей.
Данный процесс появился недавно по сравнению с предыдущими. Он также трудоёмок и требует умение работы с программными обеспечениями и аппаратурой. Реставрации пластинок, кассет и просто различных аудиозаписей невозможно производить в домашних условиях, потому что некоторые изъяны (щелчки, клики) можно услышать только на профессиональной аппаратуре.
Реставрация киноизображения (цифровая)
Изучив, что можно реставрировать, узнаем методы реставрации.
Среди современных технологий, которые показали себя с лучшей стороны и сегодня широко применяются можно перечислить следующие:
- технология холодного газодинамического напыления, благодаря которой можно не только восполнять утраты металла, но и восстанавливать патину на произведениях монументальной скульптуры;
- технология струйно-вихревой абразивной очистки, имеющая широкий спектр применения;
- лазерная расчистка, применяемая, в том числе, для удаления эпоксидной смолы на камне.
К традиционным технологиям по-прежнему обращаются при золочении, расчистке мрамора, столярных работах, реставрации исторического паркета, живописи.
Метод подстановки был основным при работах над восстановлением зданий до XIX века, когда представления об общественной ценности архитектурных сооружений еще не были сформированы.
Пришедшее в ветхость древнее здание заменялось новым (подставным), сохраняющим свое художественное значение. При этом ему присваивались как функции предшествующего архитектурного сооружения, так и связанное со старым зданием мемориальное значение. Метод подстановки может быть трактован как свободное творчество, при котором обветшавшее здание подменяется новым, более аттрактивным и значительным.
Эмпирический метод сформировался по мере того, как развивались представления о значимости старинных зданий, их ценности, а метод подстановки исчезал из практики восстановления памятников. Эмпирический метод, по своей сути, являлся свободным ремонтом, но позволял поддержать древнее здание, не заменяя его на новое.
Его применение характерно для первой половины XIX века. Компилятивный метод – складывается в Европе в эпоху романтизма, когда делается акцент на художественном значение памятников архитектуры в целях усиления его мемориальности.
Так как в данный период еще не оформились принципы научного исследования памятников, компилятивный метод основывался на творчестве, ограниченном стилизацией. Чем объяснялось создание совершенно произвольных композиций, в которых наблюдалось подражание стилям прошлых веков. Компиляция, по мнению Е. В. Михайловского, полностью уничтожала подлинные древние черты архитектурных памятников.
Аналитический метод/археологический – утверждается в отношении реставрации архитектуры к началу ХХ века.
Он вырос непосредственно из эмпирического метода, но в соответствии с тенденциями своего времени опирался на научные принципы: – реставрируемое здание рассматривается как исторический источник; – реставрационно-консервационным работам предшествует научное изучение памятника; – принцип наименьшего вмешательства при реставрации является ведущим; – вновь вносимые в здание конструктивные элементы и декоративные детали при реставрации должны быть выделены в целях отличия от подлинных частей; – стиль пристроек к зданию, которые необходимы для использования здания, соответствует стилю времени реставрации.
Синтетический метод представляет собой сочетание реставрационных работ с творчеством, ограниченным стилизацией. Синтетический, а не аналитический метод реставрации предпочтителен для объектов деревянной архитектуры.
Так как синтетический метод предусматривает проведение максимально возможного объёма работ. Реставрация в данном случае ориентирована на целостное воссоздание первоначального облика памятника и опирается на методы аналогий и гипотез. Реставрационные работы включают раскрытие объекта, его укрепление, воссоздание утраченных элементов.
Раскрытие, как первый этап реставрационных работ включает удаление поздних наслоений и стилистически диссонирующих элементов, после чего производятся работы по восстановлению утраченных фрагментов. Применение синтетического метода обосновано, если главной целью реставрации обозначено восстановление архитектурно-художественных особенностей объекта.
В данной части мы проанализируем процесс реставрирования архитектуры. И выявим возможные проблемы. На примере усадьбы Игумнова.
Данная усадьба была построена в 1888-1895 годах по проекту архитектора Николая Поздеева. Здание имеет кирпичный фасад, но большее внимание привлекает белокаменные элементы, цветные фарфоровые изразцы, фигурная кирпичная кладка. После переезда в 1938 году посольства Франции дом приобрёл «парижский шик», а именно были тонко подобраны драпировки, мебель, люстры.
В 2007 году МИД России и посольство Франции объявили о планах реконструкции дома Игумнова. Стоимость реставрации была оценена в 20 миллионов долларов. Только в 2010 году была начата реставрация внешнего фасада и ограды здания.
Состояние лицевой поверхности кирпича, белого камня и резных деталей было крайне тяжелое - загрязнение, расслоение, выветривание, утрата форм отдельных элементов. Для восстановления лицевой поверхности кладки, в отдельных случаях, возможно, было выполнить замену деструктированного кирпича, перелицевать поверхность кладки, что и было сделано в зоне размороженного участка кладки над цоколем. Проблемными местами были фарфоровые изразцы.
Керамические же детали фасада либо реставрировались на месте, которые были с незначительными утратами, а сильно же поврежденные или вообще утраченные фрагменты заменялись новыми.
Изъятие отдельных кирпичей или крупных фрагментов привело бы к утрате, поэтому было принято решение обработать специальными составами. Важно заметить, что такое восстановление фрагментов достаточно сложно и кропотливо. Ведь нужно внимательно относиться к ныне потерянным деталям, чтобы восстановить четко в границах отдельного кирпичика.
Внешний декор был очищен от загрязнений и укреплён с помощью химических веществ. Швы кирпичей также были обработаны: очищены и укреплены. А точнее было применено решение фирмы «Remmers»: глубоко проникающая защита, обеспечивающая предварительное уплотнение, быстросхватывающиеся системы растворов, уплотняющие шпатлевки, блокирующие воду.
Благодаря применению данного метода избежали перелицовки кирпичной кладки, была укреплена поверхность кирпича, вернули рисунок первоначального декора из тесаного и лекального кирпича методом домазки, защитили поверхность и сохранили первоначальное колористическое решение.
Изразцовый срез был выполнен из плоской глазурованной полихромовой рельефной плитки с изображением различных сказочных сюжетов и природных объектов на заводе Кузнецова.
Для реставрации плитки снимали формы, изготавливали модели, подбирали глину. Но самое сложное было - это расчёт изменения габаритов при обжиге. Если хоть немного изменится температура при обжиге, то может произойти изменение цвета. Методом длительного подбора удалось добиться попадания в первоначальную цветовую гамму.
Также в плачевном состоянии находилась кровля, покрытая шпиатром. Шпиа́тр — обобщённое название сплавов различных цветных металлов: меди, цинка, никеля, олова; иногда — цинк с добавлением свинца и железа. Навык реставрации был утерян. В процессе производства работ по реставрации было принято решение о последовательном демонтаже всех типов покрытий. Именно поэтому были воссозданы различные виды металлической черепицы, декоративные подзоры, подоконные отливы, декоративные оклады слуховых окон.
Реставрационные работы были завершены в 2014 году. В рамках конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация» особняк стал лауреатом в номинации «За лучший проект реставрации». В будущем есть планы выполнить реставрацию внутри.
Проанализировав, мы можем сделать вывод, что реставрация не делалась на протяжении века, благодаря чему возможность сильной утраты частей архитектурного памятника была устранена благодаря новым ремонтом мероприятиям.
Ведь любая ошибка может принести непоправимый вред предмету искусства. Так же данный процесс был поддержан государством и большими компаниями, благодаря чему был профинансирован в достатке. Правильность принятого решения зависит от определения причин, приводящих к утратам.
Заключение
При выполнении индивидуального исследовательского проекта по истории на тему «История развития реставрации на примере усадьбы Игумнова» я узнала историю возникновения и развития реставрации. Насколько она нам необходима для того, чтобы не потерять элементы искусства, созданные много лет и даже веков назад. Я поняла, что памятники архитектуры это наше культурное наследие, которое даёт развитие будущему поколению.
Были изучены виды и методы реставрации, а так же области её применения. Данный процесс требует много времени и больших финансовых вложений, также опытных сотрудников. Также при проведении практической работы мы узнали, что есть главная проблемы в реставрации — это потеря уникальности объекта.
Задачи, поставленные перед собой выполнены. Собран документальный и теоретический материал. Проведен анализ полученных материалов и обобщены данные. Хочется отметить, что такую цель перед собой я ставила в первый раз. Хочу отметить, что данная работа несёт в себе информационной характер.
Список использованных источников
- Ю.В. Степанова — Основы реставрации: учебное пособие 2018
- Сайфуллина Л.Ш. – доцент — История и методика реставраций. Некоторые проблемы современных теории и практики реставраций
- Основные виды реставрации [Электронный ресурс]
- Резиденция французского посла в Москве – дом Игумнова на Большой Якиманке [Электронный ресурс]
- Кто в тереме живет. История дома Игумнова
- Традиционные и современные технологии реставрации и сохранения декора
- Кимеева Т.И., Юдин М.О. — Формирование методики реставрации объектов архитектурного наследия: исторический аспект
- Реставрация живописи. Реставрация и воссоздание монументальной живописи