Проект "Деструктивное влияние молодежных субкультур и сетевых сообществ на подростков и профилактика"

Рейтинг: 10

молодежные субкультуры
Автор: 
Косых Кирилл
Руководитель: 
Чиняева Эльвира Владимировна
Учреждение: 
МКОУ Альменевская СОШ
Класс: 
9

Содержание итогового индивидуального проекта по обществознанию (психологии) на тему "Деструктивное влияние молодежных субкультур и сетевых сообществ на подростков. Профилактика вовлечения подростков в субкультуры" отражает изучение истории появления субкультур, составление их общих характеристик, а также рассмотрение причин, побуждающих подростков вступать в субкультуры.

При работе над исследовательской работой (проектом) о деструктивном влиянии молодежных субкультур и сетевых сообществ на подростков, а также профилактике вовлечения подростков в субкультуры учащийся 9 класса выявляет и классифицирует направления в деятельности по профилактике вовлечения подростков сетевые сообщества, а также определяет отношение учащихся своей школы к субкультурам с помощью анкетирования.

Оглавление

Введение

  1. История появления субкультур
  2. Субкультуры и их направления/
  3. Общие характеристики молодежных субкультур.
  4. Причины, побуждающие подростков вступать в субкультуры.
  5. Методы и формы работы с подростками, увлеченными деструктивными субкультурами.
  6. Мониторинг кружков и секций для подростков в с. Альменево.

Заключение
Список использованных источников

Введение


В жизни каждого ребенка неизбежно наступает период, когда он начинает стремительно меняться и взрослеть: меняется внешность, поведение, ценности, появляются новые интересы и знакомые. Родители начинают переживать, что ребенок отдалился от них, волнуются по поводу новых друзей, которые «плохо влияют». Естественно, за этим следуют запреты и конфликты.

Подростки резко реагируют на такое поведение даже самых значимых взрослых. Вместо того, чтобы послушаться, они проявляют негативизм, вступают в оппозицию с родителями, запретный плод становится сладким и манящим. Возникает напряжение в отношениях с родителями, обиды, непонимание, отчуждение.

Проблемы воспитания подростков волнуют не только родителей, но и преподавателей, которые часто не могут не только найти взаимопонимание с подрастающим поколением, но не могут понять стремления подростков, живущих в социальных сетях, повсеместно использующих незнакомые термины и не признающих былых ценностей.

Для того чтобы избежать непонимания между взрослыми и детьми, необходимо разобраться в понятиях «субкультура» и «сетевое сообщество», а также причинах, которые побуждают подростков вступать в субкультуры.

В настоящее время эксперты фиксируют стремительный рост происшествий, связанных с проявлением деструктивных практик среди детей и подростков. С начала 2021 года найдены около 41 601 возможных участников «групп смерти». Учащаются случаи вовлечения молодых людей в противоправную, криминальную, экстремистскую деятельность. Дети не только вовлекаются в преступную деятельность и деструктивные молодежные движения, но и становятся жертвами преступлений.

Во время комиссии Совбеза было озвучено, что рост числа суицидов среди подростков связан с так называемыми «клубами самоубийств» и активной пропагандой суицида в социальных сетях. [8]
Только за первое полугодие 2021 года в России было зафиксировано 3064 попытки самоубийств и завершенных суицида. Это на 43 процента больше, чем в 2020 году, когда произошло 2146 самоубийств и попыток их совершить.

Чтобы избежать таких страшных цифр, необходимо вести разъяснительную работу о деструктивных влияниях различных субкультур и сообществ на подростков, пропагандировать здоровый образ жизни, позитивное отношение детей к окружающему миру.
Проблема проекта: слабая осведомленность среди подростков о деструктивном влиянии субкультур и сетевых сообществ.

Объект исследования: субкультуры и сетевые сообщества.

Цель: выявление общих деструктивных характеристик субкультур и сетевых сообществ, а также определение форм и методов работы с подростками, увлеченными субкультурами.

Задачи:

  1. Изучить материал по теме (научные статьи, доклады, брошюры, Интернет-ресурсы).
  2. Выявить общие характеристики субкультур.
  3. Обозначить направления в деятельности по профилактике вовлечения подростков в субкультуры и сетевые сообщества.
  4. Путем анкетирования обозначить отношение учащихся 8-11 классов МКОУ «Альменевская СОШ» к субкультурам и сетевым сообществам.
  5. Изучить предложение детских внешкольных образовательных учреждений с. Альменево.
  6. Создать некий мотивационный продукт.

Гипотеза: Все субкультуры в той или иной мере несут в себе деструктивный характер воздействия на участников, не все подростки могут оценить деструктивное влияние субкультур и сетевых сообществ.

Понятия «субкультура» и «сетевое сообщество»


Профессор Кравченко А. И. в «Словаре по культурологии» дает определение молодежной субкультуре как совокупности взглядов, ценностей, норм поведения и моды, присущим индивидам в возрасте от 13 до 19 лет и старше.

С. И. Левикова считает, что субкультура — это культура, создаваемая самими молодыми людьми для себя. В качестве цели формирования данных объединений она отмечает нужду в самореализации, самоидентификации, выработке социальных ролей и наработке статуса.

В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского термин «молодежная субкультура» понимается как «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов».

А. В. Мудрик понимал субкультуру как автономное относительно целостное образование. Молодежные объединения, по его мнению, должны иметь особые признаки, которые могут быть явно выраженными или совершенно незаметными на первый взгляд.

Л. Л. Супрунова считает, что молодежная субкультура является составной частью общечеловеческой культуры.

Сетевое сообщество - группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных сетевых средств.

История появления субкультуры

Ненормативное поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 годах XX века. Учёные изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго.

Они рассматривали ненормативное, то есть нестандартное с точки зрения общественных норм, поведение молодёжи. Исследования показали, что члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы.

Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие "субкультура". В этой концепции субкультурой является такое сообщество, где нетипичное - "асоциальное" поведение рассматривается как конформизм, то есть норма.

Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государственной властью. Как можно заметить, первоначально подход к субкультурам был чисто социологическим. Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

Субкультуры и их направления

Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Классификация сообществ проходит по различным способам:

  1. Политические неформальные объединения.
  2. Религиозные объединения.
  3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы).
  4. Спортивные и игровые объединения.
  5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ).
  6. Гендерные объединения (пол, иные демографические признаки).
  7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового).
  8. Криминальные (общность преступных интересов).
  9. Молодежные.
  10. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде).

По типам общностей их носителей:

  • половозрастные,
  • социально-профессиональные,
  • профессионально-корпоративные,
  • досуговые,
  • религиозные,
  • этнические,
  • территориальные,
  • локальные.

Мы выделили небольшое количество субкультур и дали их краткую характеристику.

  1. Анимешники - это фанаты аниме (японских мультипликационных фильмов). Они смотрят различные аниме-фильмы и сериалы, интересуются историей создания аниме и манги (комиксы или графические романы, происходящие из Японии), активно обсуждают это на форумах, созданных для этой цели. Некоторые анимешники увлекаются косплеем (это практика переодевания в персонажа из фильма, книги или видеоигры, особенно из японских жанров манги и аниме).
  2. Геймеры - люди, играющие в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет только в ролевые или военные игры. Геймеры считаются новой субкультурой, и вошли в этот список в 2013 году, после признания киберспорта (командное или индивидуальное соревнование на основе компьютерных видеоигр). Несмотря на то, что термин включает в себя людей, не считающих себя полноправными игроками, ими часто называют тех, кто проводит много времени за играми или интересуется ими.
  3. Гопники - представители неформальной прослойки населения с низким социальным статусом, малообразованного и не имеющего моральных ценностей контингента, часто происходящего из неблагополучных семей, и объединяющегося по признакам контркультуры ради поиска самоутверждения криминальными, деструктивными и прочими скверными путями по отношению к тем, чьё превосходство они испытывают над собой из-за наличия у них более высокого социального статуса, чем у гопников.
  4. Готы - субкультура, распространившаяся в конце 1970-х годов в Великобритании на базе панк-движения. Для готической субкультуры характерны специфически-мрачный образ, интерес к готической музыке, мистике, чёрному юмору, фильмам и литературе ужасов. Одной из психологических основ готического движения является «пассивный», эстетический протест против господствующих культурных стереотипов.
  5. Дед инсайды - транслитерация английского выражения Dead Inside («мертвый внутри»). Так, «мертвыми внутри» себя называли и эмо, и готы, и представители других «депрессивных» субкультур. Излюбленные темы дед инсайдов – тема одиночества и суицида. Представители данной субкультуры часто используют в речи токсичный сленг, наполненный словами ненормативной лексики.
  6. Оффники - субкультура футбольных фанатов, которые устраивают беспо-рядки и драки. Оффниками (офниками) принято называть тех, кто имеет опосредованное отношение к околофутбольной среде. Чаще всего это подростки, которые переняли определенные принципы от околофутбольных хулиганов и активно их продвигают, они любят подраться и ищут для этого малейший повод, как правило держатся группами.
  7. Скинхеды - молодёжная ультраправая субкультура, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер. В настоящее время большинство скинхедов придерживаются жестких расистских взглядов, часто зацикливаясь на фашизме и национализме, а отсюда все вытекающее уже и является их основной идеологией: любовь к представителям своей нации, своей культуре и ненависть к остальным.
  8. Фрики - (англ. Freak — ненормальный, также фанатик, человек, помешанный на чем-либо). В современном понимании — человек, сильно выделяющийся из общества, он шокирует окружающих своим внешним видом (странная, вызывающая одежда, татуировки по всему телу, шрамирование, пирсинг в огромном количестве, всякого рода импланты, рога, нарощенные клыки и проч.). Помимо экстравагантного, а порой и устрашающего внешнего вида фрики имеют своеобразное мировоззрение и свои собственные, нестандартные взгляды на окружающую действительность, пренебрегают общепринятыми социальными стереотипами.
  9. Хиппи - это субкультура и особая жизненная философия, базирующаяся на пацифизме, человеческой свободе и духовных ценностях. Для хиппи является характерным протест против «правил», навязанных «людьми в галстуках», против упорядоченности и серой скуки повседневности, отход от формальных институтов общества. Напоминает своего рода мирную анархию. На первый план субкультура стала красоту мира, радость, обилие чувственности. Однако и негативные последствия имели место быть: чрезмерная распущенность взглядов привела молодое поколение к пьянству, наркотической зависимости и беспорядочным половым отношениям.

Общие характеристики молодежных субкультур и сетевых сообществ


Изучив ряд субкультур и сетевых сообществ, мы можем прийти к следующему выводу, выделив характерные особенности, общие для всех субкультур, сообществ:

  • Желание участников отличаться от общества. Молодые люди стремятся найти единомышленников, «родственную душу», то есть человека, с которым можно поговорить обо всем и быть понятым. Подростки стараются привлечь к себе внимание для того, чтобы ощутить хотя бы небольшую поддержку со стороны общества.
  • Статусная структура, иерархия власти. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.
  • Следование моде. Следование моде - важнейший признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т. п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях. Оформлению внешности в подростково-юношеской субкультуре принято следовать особенно скрупулезно.
  • Жаргон. Чаще всего участники пользуются своеобразным диалектом, отличающим носителей группы от всего общества. Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. С помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства.
  • Замещение личных интересов интересами и ценностями объединения, ослабление связи с родственниками.
  • Деструктивное влияние на участников.

Каждое неформальное движение оказывает специфическое влияние на личность подростка. У участников сообществ в большей или меньшей степени происходит разрушение личности, выражающееся в уходе от реальности, однобокости мышления, зацикленности на атрибутике группы, отрицании общепринятых социальных норм, принятии правил и законов группы, порой идущих в разрез с законом.

Зачастую подростки начинают принимать алкоголь, запрещенные вещества, изменяется взгляд на мир в целом. Также это может выражаться в виде агрессивного поведения, неуважительного отношения ко взрослым и сверстникам, срывы занятий, употребление ненормативной лексики, нарушение правил проживания в общежитии. Большое количество субкультур не следуют законам и нормам, которые дает нам государство.

Причины, побуждающие подростков вступать в субкультуры

  • Непонимание в семье, вызов семье.
  • Неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива.
  • Нежелание быть как все. Желание утвердиться, привлечь к себе внимание.
  • Дань моде.
  • Влияние криминальных структур.
  • Копирование образцов западной культуры, структур и течений.
  • Отсутствие интереса к чему-либо и цели в жизни.
  • Неразвитая сфера организации досуга в ближайшем окружении.
  • Возрастные увлечения, потребность в необычных эмоциональных впечатлениях.
  • Вызов обществу, возможность проявить протест.

Исходя из причин, побуждающих подростков уходить в сетевые сообщества, необходимо искать методы и формы работы с ними.

Методы и формы работы с подростками, увлеченными субкультурами, профилактика вовлечения подростков в субкультуры и сетевые сообщества

Существует ряд подходов к взаимодействию с неформальными молодежными объединениями.

  1. Одной из известных стратегий является запрет и репрессии. Подобными методами трудно добиться устойчивого желаемого эффекта, поскольку «запретный плод сладок». Этот метод заставляет многие сообщества уходить в «подполье», формирует стереотипный «образ врага», что приводит к большему сплочению группы.
  2. Большую пользу в данном направлении принесет переориентация сообщества, направленная на коррекцию групповых норм, изменение отношений, условий среды через работу в молодежных клубах.
  3. Наиболее значимым направлением в работе с подростками будет профилактика. Профилактика вовлечения подростков в субкультуру должна вестись по нескольким направлениям.
  • Одним из них является работа с семьей – формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков успешного и ответственного поведения. Такая работа может осуществляться путем информационно-просветительской работы с родителями: проведение лекций по проблеме, индивидуальное консультирование по вопросам воспитания, работа с семьями «группы риска», проведение тренингов детско-родительских отношений, специализированные тренинги для родителей и педагогов по вопросам профилактики негативного влияния субкультурных течений на школьников.
  • На уровне образовательного учреждения профилактика может осуществляться путем расширения спектра досуговых мероприятий (кружки, студии, спортивные секции).
  • Превентивное обучение учащихся – сочетание просветительской работы с формированием у учащихся здоровых установок и навыков ответственного поведения. Такое обучение направлено на гармоничное развитие личности ребенка, поощрение социально приемлемых способов самореализации, развитие способности к саморегуляции, формирование навыков принятия ответственных решений и эффективного общения, сопротивление негативному давлению со стороны сверстников и СМИ, формирование ценности и навыков укрепления телесного и нравственного здоровья, развитие эмоционального, когнитивного и волевого аспектов личности.


Именно в третьем направлении мы можем работать совместно с педагогами и родителями, внеся свою лепту в формирование мировоззрения младших подростков – можем стать для них примером, показывая хорошие результаты в спорте, учебе, волонтерской работе.

С целью выявления уровня осведомленности учащимися МКОУ «Альменевская СОШ» темой и их отношением к субкультурам и сетевым сообществам нами было проведено анкетирование. В опросе приняли участие учащиеся 8-11 классов в количестве 30 человек.

  1. Знакомы ли вы с субкультурами и сетевыми сообществами, их идеологией, атрибутикой.
  2. По данной диаграмме мы можем говорить, что 100 процентов респондентов имеют представление о названных субкультурах.

  3. Информация, которой вы владеете, носит скорее отрицательный или положительный характер.
  4. 14 подростков имеют устойчивое мнение, что субкультуры – явление негативное, 5 подростков заявили, что субкультура несет в себе положительную составляющую, Настораживает тот момент, что чуть более трети участников (11 человек) затрудняются ответить – это та аудитория, с которой необходимо вести разъяснительную работу, предлагая альтернативу сетевым сообществам и субкультурам в виде кружков, секций, клубов по интересам.

  5. Хотели бы вы стать участников одного из сообществ, если да, то какого.
  6. По данной диаграмме четко прослеживается позиция неприятия старшими школьниками субкультур и сетевых сообществ. Что касается учащихся 8 класса, то именно с данной аудиторией необходимо вести активную просветительскую работу, большинство опрошенных восьмиклассников хотели бы стать геймерами, быть активными участниками данного субкультуры.

Заключение

В индивидуальном проекте по психологии на тему "Деструктивное влияние молодежных субкультур и сетевых сообществ на подростков. Профилактика вовлечения подростков в субкультуры" я доказал свою гипотезу, что все субкультуры и сетевые сообщества в основном несут в себе деструктивную функцию, которая проявляется в большей или меньшей степени разрушения личности подростков. Нами были обозначены причины ухода подростков в субкультуры, соответственно были определены формы и методы работы с подростками, увлеченными субкультурами.

Изучив материал по теме, мы выявили наиболее уязвимый для манипулирования возраст – 13-14 лет. Соответственно это именно тот возраст подростков, с которыми необходимо работать, чтобы они не уходили в сетевые сообщества. По итогам анкетирования мы узнали, что большинство подростков 16-17 лет могут оценивать негативное влияние субкультур и сетевых сообществ.

Изучив предложения детских внешкольных образовательных учреждений с. Альменево, мы пришли к выводу, что детские дошкольные учреждения предлагают достаточно широкий спектр кружков и секций, возможно, нет широкого освещения результатов их работы в СМИ, отсутствует необходимая реклама, чтобы привлечь детей в клубы по интересам.

Список использованных источников

  1. Патрикеева, Э. Г. Подростковые субкультуры: синдром одиночества / Э. Г. Патрикеева, О. В. Кудакова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 331-334.
  2. В 2021 году выросло число подростковых суицидов и преступлений против детей в России (chips-journal.ru)
  3. Карпиленя, С. С. Молодежная субкультура как способ социализации молодежи в условиях модернизации российского общества / С. С. Карпиленя.– Ростов-н/Д., 2009. — 34с.
  4. Латышева, Т. В. Феномен молодежной субкультуры: Сущность, типы / Т. В. Латышева. // Социологические исследования. — 2010. - № 6. — С. 93–101.
  5. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С. И. Левикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. Мосиенко Л. В. Исследования молодежной субкультуры: аксиологический аспект / Л. В. Мосиенко // ВЕСТНИК ОГУ. — 2011. — № 2.
  6. Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А. Ценность профессионального образования в молодежной среде (гендерный подход) // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2. — С. 63–67.
  7. Патрикеева Э. Г., Трухманова Е. Н. Динамика системы ценностных ориентаций, определяющих отношение к учебной деятельности современной учащейся молодежи [Текст] / Э. Г. Патрикеева, Е. Н. Трухманова // Психология обучения. 2014. № 3. — 87 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: