Логопедический проект в ДОУ "Этот загадочный космос"
Краткосрочный логопедический проект в ДОУ «Этот загадочный космос» рассчитан на формирование у детей подготовительной группы представлений о космическом пространстве и истории освоения космоса людьми. Проект также нацелен на разностороннее развитие личности дошкольников с помощью различных видов деятельности, затрагивает повседневную жизнь и интегрированные занятия.
Подробнее о проекте:
Автор краткосрочного логопедического проекта в подготовительной группе детского сада про загадочный космос ставит целью формирование бережного отношения к тому, что есть на нашей планете, воспитание у детей чувства гордости за достижения ученых и космонавтов. Также вырабатывание у воспитанников коммуникативных навыков и товарищеских взаимоотношений среди воспитанников.
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Литература
Введение
Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах, созвездиях Зодиака.
Тип проекта:
- информационный
- творческий
Вид проекта: Групповой.
Продолжительность: Краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед
Краткая аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с нашей солнечной системой, планетой Земля, с космосом. Реализация проекта осуществляется через непосредственную образовательную деятельность. Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, презентации, стихи и легенды звездного неба.
Цель проекта: Формирование у детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос вызывает интерес у детей. Работа над проектом дает возможность разносторонне развивать личность дошкольников и носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект соответствует возрасту, потребностям и интересам детей подготовительной группы.
Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети недостаточно знают о космосе. Настоящий проект поможет сформировать детям начальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах. Поможет детям научиться добывать информацию из разнообразных источников, систематизировать приобретенные знания, использовать их в различных видах детской деятельности, раскрыть творческий потенциал детей.
ЗАДАЧИ:
Для детей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- систематизировать детские представления о космосе, Солнечной системе, ее планетах, созвездиях;
- выработать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- развить познавательные способности детей, их творческих возможностей;
- сформировать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;
- воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- вырабатывание коммуникативных навыков, товарищеских взаимоотношений.
Образовательная область «Речевое развитие»:
- развивать владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словарного запаса;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи;
- формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
- развитие детского художественного творчества, заинтересованности к независимой творческой деятельности (изобразительной, конструктивно модельной, музыкальной и др.).
Образовательная область «Физическое развитие»:
развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности
- в самостоятельной двигательной деятельности;
- интереса и любви к спорту.
Для родителей:
- привлечь родителей к вопросу формирования познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и других форм работы;
- содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития и образования детей
- привлечение родителей к коллективной деятельности.
Для педагогов
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Пополнение элементарных знаний у детей по теме «Космос»
- Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе осуществления проекта
- Проявление и познавательной активности детей вместе с родителями
- Активное конструирование детьми из строительного материала, конструктора или бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.
Родители:
- Получение родителями знаний и практических умений по взаимодействию с ребенком.
- Участие в праздновании российского праздника - Дня космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в общей организации жизни группы.
Педагоги:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
Основная часть
Этапы реализации проекта: «Этот загадочный космос»
Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление уголка по теме проекта. Оповещение родителей о предстоящей деятельности.
Второй этап: реализация содержания проекта.
Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.
1 этап – подготовительный:
- Раскрытие начальных знаний детей о космосе.
- Оповещение родителей о предстоящей деятельности: проведение родительского собрания в рамках темы, оформление папки-передвижки.
- Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
- Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
- Подобрать рассказы, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.
- Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
- Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.
2 этап – основной:
Беседы с использованием презентаций.
1. «Неизвестная Вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
2. «Планеты Солнечной системы»
Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.
3. «Сколько звезд на небе?».
Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях
4. «Космические корабли»
Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.
Непосредственная образовательная деятельность:
1.Образовательная область «Познавательное развитие»
Тема: «Что мы знаем о космосе»
Задачи:
- Познавательное развитие: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса
- Речевое развитие: Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
Тема: «Зачем люди осваивают космос?»
Задачи:
- Познавательное развитие: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
- Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
- Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Тема: «Путешествие в космос»
Задачи:
- Познавательное развитие: ФЭМП - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Считать обратно от названного числа в пределах 10, знать структуру задачи. Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос. Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел. Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники.
- Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.
Тема: «Космическое путешествие»
Задачи:
- Познавательное развитие: ФЭМП - закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; упражнять в умении различать и называть цифры по порядку; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.
- Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Тема: «Космический пейзаж»
Задачи:
- Художественно-эстетическое развитие: Рисование - Продолжать знакомить детей с «космической живописью» с использованием способа рисования «проступающий рисунок». Развивать художественно-образное мышление, воображение, чувство композиции. Развивать мелкую моторику.
- Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
- Речевое развитие: Развивать умение подбирать качественные прилагательные к слову «космос».
Тема: «В далеком космосе»
Задачи:
- Художественно-эстетическое развитие: Лепка рельефная (панорама)- вызвать интерес к созданию космической композиции; совершенствовать технику рельефной лепки: : предложить детям создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, кометы).
- Инициировать поиск средств и приёмов изображения (смешивание пластилина для планет, наложение слоёв для звёзд)
- Учить способу пластилиновой растяжки для эмоционально- цветового решения темы
- Способствовать развитию фантазии и воображения.
- Способствовать развитию мелкой моторики и речи детей, свободному общению со взрослым и детьми, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
- Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
- Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Тема: «Ракета»
Задачи:
- Художественно-эстетическое развитие: Конструирование – формировать интерес детей к конструированию большой конструкции из коробок, развивать логическое творческое и мышление, учить работать в коллективе.
- Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
- Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
Комплексная НОД
Тема: «Космос»
Задачи:
- Познавательное развитие: Расширять знания детей о планете земля; познакомить детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Закреплять умение самостоятельно решать задачи, примеры. Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
- Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
- Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
Образовательная область «Физическое развитие»
Тема: «Если хочешь быть здоров»
Задачи:
- Физическое развитие: закрепить упражнения, связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей.
- Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования для объяснения окружающих процессов и природных явлений.
- Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
Подвижные игры:
- «Ждут нас быстрые ракеты»,
- «Космическая эстафета»
- «Ракетодром»
- «Невесомость»
- «Солнце – чемпион».
Сюжетно-ролевые игры:
«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы. «Космическое путешествие».Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие»
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
- «Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. - Я. К. Голованов «Дорога на космодром», - В. Кащенко «Созвездие драконов», - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса», - Н.Носов «Незнайка на луне» - стихотворения о космосе. - загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
- развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе)
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот», «Подбери семейку»
Работа с родителями
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Рубрика для родителей:
- «История развития космонавтики»
- «Найди своё созвездие»
Третий этап – заключительный:
Презентация проекта
- совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов
- презентация проекта, проведение открытого занятия, праздника
1. Праздник «День космонавтики»
Задачи:
- Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
- Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
- Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей.
2. Открытое интегрированное занятие для родителей
НОД Тема: «Путешествие по Зодиакальному кругу»
Задачи:
- Познавательное развитие: Познакомить детей с понятием «Зодиакальный круг». Расширять знания детей о созвездиях
- Речевое развитие: Формировать у детей умение образовывать родственные слова. Умение отвечать на вопрос логопеда полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат.
- Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение в составлении изображения космического транспорта из гимнастических фигур (кругов, обручей, перекладин).
Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
3. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)
4. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.
Контрольный этап
- совместное обсуждение полученных результатов
- совместная оценка качества полученного продукта и действий детей в ходе реализации проекта
Заключение
В ходе реализации краткосрочного логопедического проекта в ДОУ на тему "Этот загадочный космос" мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.
Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Кто летает в Космос? Кто первый полетел в космос? Как звали первого космонавта? На чем летают в космос? Зачем люди летают в Космос? Какие звезды, созвездия вы знаете?
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.
Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.
Дети узнали, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (90,6%) , средний уровень - 1 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
- Богина М.Ю. Полет в космос // ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
- Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
- Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
- Калашников В. О звездах и планетах.
- Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
- Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
- Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
- Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
- Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.