Логопедический проект в ДОУ "Этот загадочный космос"

Рейтинг: 27

Логопедический проект в ДОУ загадочный космос
Тематика: 
Автор: 
Лутаева Наталья Анатольевна
Руководитель: 
Лутаева Наталья Анатольевна
Учреждение: 
ТМБ ДОУ "Детский сад "Забава"" г. Дудинка
Класс: 
0

Краткосрочный логопедический проект в ДОУ «Этот загадочный космос» рассчитан на формирование у детей подготовительной группы представлений о космическом пространстве и истории освоения космоса людьми. Проект также нацелен на разностороннее развитие личности дошкольников с помощью различных видов деятельности, затрагивает повседневную жизнь и интегрированные занятия.

Подробнее о проекте:


Автор краткосрочного логопедического проекта в подготовительной группе детского сада про загадочный космос ставит целью формирование бережного отношения к тому, что есть на нашей планете, воспитание у детей чувства гордости за достижения ученых и космонавтов. Также вырабатывание у воспитанников коммуникативных навыков и товарищеских взаимоотношений среди воспитанников.

Оглавление

Введение
Основная часть
Заключение
Литература

Введение

Проблема: Поверхностные знания детей о космосе, звездах, Солнечной системе и ее планетах, созвездиях Зодиака.

Тип проекта:

  • информационный
  • творческий

Вид проекта: Групповой.
Продолжительность: Краткосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), воспитатели, родители воспитанников, учитель-логопед

Краткая аннотация проекта: в данном проекте представлено знакомство с нашей  солнечной системой, планетой Земля, с космосом. Реализация проекта осуществляется через непосредственную образовательную деятельность. Для создания художественного образа будет предлагаться вариативный наглядный материал: карта звездного неба, иллюстрации, фотографии, презентации, стихи и легенды звездного неба.

Цель проекта: Формирование  у  детей представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос  вызывает интерес у детей. Работа над проектом дает возможность разносторонне развивать личность дошкольников и носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Данный проект соответствует возрасту, потребностям и интересам детей подготовительной группы.

Побеседовав с детьми, мы узнали, что дети недостаточно знают о космосе. Настоящий проект поможет сформировать детям начальные представления о космосе, солнечной системе, о космонавтах. Поможет детям научиться добывать информацию из разнообразных источников, систематизировать приобретенные знания, использовать их в различных видах детской деятельности, раскрыть творческий потенциал детей.

ЗАДАЧИ:

Для детей:
Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • систематизировать детские представления о космосе, Солнечной системе, ее планетах, созвездиях;
  • выработать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • развить познавательные  способности детей, их творческих возможностей;
  • сформировать бережное отношение к тому, что есть на нашей планете;
  • воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • вырабатывание коммуникативных навыков, товарищеских взаимоотношений.

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • развивать владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словарного запаса;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи;
  • формирование связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;


Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

  • развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
  • развитие детского художественного творчества, заинтересованности к независимой творческой деятельности (изобразительной, конструктивно модельной, музыкальной и др.).

Образовательная область «Физическое развитие»:
развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности

  • в самостоятельной двигательной деятельности;
  • интереса и любви к спорту.

Для родителей:

  • привлечь родителей к вопросу формирования познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и других форм работы;
  • содействовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах развития и образования детей
  • привлечение родителей к коллективной деятельности.

Для педагогов

  • обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
  • создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме «Космос».

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • Пополнение элементарных знаний у детей по теме «Космос»
  • Формирование нравственно-патриотических чувств в процессе осуществления проекта
  • Проявление и познавательной активности детей вместе с родителями
  • Активное конструирование детьми из строительного материала, конструктора или бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях, представить свои рисунки, поделки.

Родители:

  • Получение родителями знаний и практических умений по взаимодействию с ребенком.
  • Участие в праздновании российского праздника - Дня космонавтики
  • Становление партнерских отношений родителей и педагогов в общей организации жизни группы.

Педагоги:

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
  • Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
  • Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.

Основная часть


Этапы реализации проекта: «Этот загадочный космос»

Первый этап: Подготовительный, выявляющий первоначальные знаний детей, разработка системы занятий, подбор разнообразных материалов, оформление уголка по теме проекта. Оповещение родителей о предстоящей деятельности.

Второй этап: реализация содержания проекта.

Третий этап: подведение итогов, анализ результатов.

1 этап – подготовительный:

  • Раскрытие начальных знаний детей о космосе.
  • Оповещение родителей о предстоящей деятельности: проведение родительского собрания в рамках темы, оформление папки-передвижки.
  • Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
  • Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
  • Подобрать рассказы, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.
  • Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
  • Подбор материалов для реализации продуктивной деятельности.

2 этап – основной:

Беседы с использованием презентаций.

1. «Неизвестная Вселенная»
Цель: сформировать у детей понятие «космос», «Вселенная», ввести понятия «звезды», «галактика», объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

2. «Планеты Солнечной системы»
Цель: объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия: спутники, кометы, планеты, метеор, орбита.

3. «Сколько звезд на небе?».
Цель: дать детям представление о звёздах и созвездиях

4. «Космические корабли»
Цель: рассказать о первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу, какие космические корабли, спутники летали в космос.

Непосредственная образовательная деятельность:

1.Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Что мы знаем о космосе»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: Закрепить у детей понятия “космос”, “космическое пространство”. Рассказать о том, как люди раньше представляли нашу планету – Земля. Закрепить знания детей о строении Солнечной системы и космических явлениях. Закрепить понятия “звезды”, “планеты”, “кометы”, “ спутники”. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса
  2. Речевое развитие: Закрепить умение детей рассказывать с помощью карточек – опор с использованием технологии коллективного способа обучения. Развивать навыки творческого рассказывания. Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Тема: «Зачем люди осваивают космос?»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: вызвать интерес к космическому пространству, расширять представления детей о профессии летчика – космонавта, воспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, познакомить с конструктором С.П. Королевым – стоявшим у истоков развития русской космонавтики, закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Гагарин, воспитывать гордость за свою страну.
  2. Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
  3. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Тема: «Путешествие в космос»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: ФЭМП - Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Считать обратно от названного числа в пределах 10, знать структуру задачи. Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос. Совершенствовать навыки составления чисел 4,5,6 из двух меньших чисел. Закрепить понятие многоугольники, четырехугольники.
  2. Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек. Развивать логику, внимание, память при решении логических задач. Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь в беде.

  3. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.


Тема: «Космическое путешествие»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: ФЭМП - закрепить знания о составе числа 5 из двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь; упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10; закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа; упражнять в умении различать и называть цифры по порядку; упражнять в сравнении двух групп предметов; развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.
  2. Речевое развитие: Развивать владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Космический пейзаж»
Задачи:

  1. Художественно-эстетическое развитие: Рисование - Продолжать знакомить детей с «космической живописью» с использованием способа рисования «проступающий рисунок». Развивать художественно-образное мышление, воображение, чувство композиции. Развивать мелкую моторику.
  2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
  3. Речевое развитие: Развивать умение подбирать качественные прилагательные к слову «космос».

Тема: «В далеком космосе»
Задачи:

  1. Художественно-эстетическое развитие: Лепка рельефная (панорама)- вызвать интерес к созданию космической композиции; совершенствовать технику рельефной лепки: : предложить детям создать рельефную картину, включающую разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, кометы).
    • Инициировать поиск средств и приёмов изображения (смешивание пластилина для планет, наложение слоёв для звёзд)
    • Учить способу пластилиновой растяжки для эмоционально- цветового решения темы
    • Способствовать развитию фантазии и воображения.
    • Способствовать развитию мелкой моторики и речи детей, свободному общению со взрослым и детьми, умение переносить знакомые способы работы в новую творческую ситуацию; воспитывать интерес, фантазию детей при составлении композиции, умение доводить дело до конца.
  2. Познавательное развитие: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
  3. Речевое развитие: Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.

Тема: «Ракета»
Задачи:

  1. Художественно-эстетическое развитие: Конструирование – формировать интерес детей к конструированию большой конструкции из коробок, развивать логическое творческое и мышление, учить работать в коллективе.
  2. Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.
  3. Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.

Комплексная НОД

Тема: «Космос»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: Расширять знания детей о планете земля; познакомить детей с понятием «Солнечная система», с названием планет. Закреплять умение самостоятельно решать задачи, примеры. Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
  2. Речевое развитие: активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль.
  3. Физическое развитие: формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека; умения использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.

Образовательная область «Физическое развитие»

Тема: «Если хочешь быть здоров»
Задачи:

  1. Физическое развитие: закрепить упражнения, связанные с коммуникативными действиями и движениями; способствовать развитию двигательных возможностей детей.
  2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности (о космосе, спортивных играх). Использование моделирования для объяснения окружающих процессов и природных явлений.
  3. Познавательное развитие: уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.

Подвижные игры:

  • «Ждут нас быстрые ракеты»,
  • «Космическая эстафета»
  • «Ракетодром»
  • «Невесомость»
  • «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

«Космонавты»
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы. «Космическое путешествие».Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.


Дидактические игры:

  • «Восстанови порядок в солнечной системе»
  • «Найди лишнее»
  • «Подбери созвездие»
  • «Найди недостающую ракету»
  • «Добавь словечко»
  • «Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:
Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. - Я. К. Голованов «Дорога на космодром», - В. Кащенко «Созвездие драконов», - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса», - Н.Носов «Незнайка на луне» - стихотворения о космосе. - загадки о космосе.

Индивидуальная и групповая работа:

  • развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе)
  • собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
  • выкладывание картинок из счетных палочек
  • индивидуальная работа по развитию речи игра «Скажи наоборот», «Подбери семейку»

Работа с родителями
Консультация для родителей «Как познакомить дошкольников с космосом»
Рубрика для родителей:

  • «История развития космонавтики»
  • «Найди своё созвездие»

Третий этап – заключительный:
Презентация проекта

  • совместное обсуждение и подготовка презентационных материалов
  • презентация проекта, проведение открытого занятия, праздника

1. Праздник «День космонавтики»
Задачи:

  1. Познавательное развитие: познакомить детей с днем космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство; закрепить у детей понятия «космос»; расширить знания детей о строении Солнечной системы; формировать коммуникативные навыки через работу в группах. Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувство патриотизма, гордости за страну, первой преодолевшей силу земного притяжения; доставить детям радость, поднять настроение.
  2. Речевое развитие: содействовать активизации речевой и познавательной деятельности; развивать у детей навыки выразительного чтения, артистические умения.
  3. Физическое развитие: способствовать развитию двигательных возможностей детей.

2. Открытое интегрированное занятие для родителей
НОД Тема: «Путешествие по Зодиакальному кругу»

Задачи:

  1. Познавательное развитие: Познакомить детей с понятием «Зодиакальный круг». Расширять знания детей о созвездиях
  2. Речевое развитие: Формировать у детей умение образовывать родственные слова. Умение отвечать на вопрос логопеда полным ответом. Развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память, артикуляционный аппарат.
  3. Художественно-эстетическое развитие: Формировать умение в составлении изображения космического транспорта из гимнастических фигур (кругов, обручей, перекладин).

Воспитывать самостоятельность, активность, познавательные интересы, аккуратность, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

3. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями)

4. Выявление уровня подготовленности детей о полученных знаниях.
Контрольный этап

  • совместное обсуждение полученных результатов
  • совместная оценка качества полученного продукта и действий детей в ходе реализации проекта

Заключение

В ходе реализации краткосрочного логопедического проекта в ДОУ на тему "Этот загадочный космос" мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:

Какие планеты есть в нашей Солнечной системе? Кто летает в Космос? Кто первый полетел в космос? Как звали первого космонавта? На чем летают в космос? Зачем люди летают в Космос? Какие звезды, созвездия вы знаете?

Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 7 детей (44,7%), на среднем уровне были знания у 5 детей (31,2%), совсем низкий уровень – у 4 детей (24%). Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные, в основном, из мультфильмов, дети называли 1-2 планеты, не знали имени первого космонавта, слабо представляли, чем люди занимаются в космосе.

Заключительная диагностика показала, что знания детей о космическом пространстве и об освоении космоса людьми у детей систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т.д.

Дети узнали, насколько проблема освоения космоса значима для страны и почувствовали себя причастными к ней. Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 15 детей (90,6%) , средний уровень - 1 ребенок (9,4%), низкий уровень: 0 детей (0%)

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
  2. Богина М.Ю. Полет в космос // ж. «Справочник старшего воспитателя» №4/2009, стр. 69.
  3. Н.Васильева Проектная деятельность; участвуем вместе.//ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.,стр.49.
  4. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  5. Калашников В. О звездах и планетах.
  6. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
  7. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  8. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  9. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  10. Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? //Книга для воспитателей, гувернеров и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005 - 96 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: