Проект на тему "Методы запоминания английских слов"

Автор: 
Онолова Юлия Анатольевна
Руководитель: 
Беззуб Татьяна Викторовна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа №1 города Ясиноватая"
Класс: 
11

В данной исследовательской работе и проекте по английскому языку на тему "Методы запоминания английских слов" ученица 11 класса подробно изучила понятие "память" и классифицировала ее виды, определила самые распространённые проблемы запоминания английской лексики, а также нашла эффективные приёмы запоминания английских слов.

Подробнее о работе:


В процессе проведения работы над индивидуальным проектом по английскому языку на тему «Методы запоминания английских слов» обучающаяся 11 класса провела анкетирование одноклассников и узнала какие приёмы они используют, а также насколько они результативны.

В готовом индивидуальном исследовательском проекте о методах запоминания английских слов автор сделала выводы о том, что знания английского языка расширяют кругозор человека, улучшают коммуникативные навыки. Запоминая новые иностранных слов, мы также развиваем память. Использование различных способов запоминания слов гораздо продуктивнее и интереснее.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Что такое память и её виды
1.2. Проблемы запоминания английской лексики
1.3. Эффективные методы запоминания английских слов
Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение анкетирования
Заключение
Список литературы

Введение

Английский язык для современного человека играет важную роль и считается одним из самых употребляемых языков в мире. Более 450 миллионов людей считают его родным. Еще 600-650 миллионов граждан используют английский в качестве дополнительного языка для общения. Этот язык незаменим для многих стран мира. Часто можно встретить его в повседневной жизни: в социальных сетях, общественных местах, в магазинах и других местах. Знание лексики и грамматики английского языка крайне необходимо для того, чтобы путешествовать. А для этого очень важно уделять ему достаточно внимания и пополнять словарный запас.

Актуальность: большинство людей заинтересованы в изучении лексики и английского языка в целом, что не редко является большим препятствием и отбивает желание от поставленной цели у обучаемого.

Цель: провести исследование и выявить самые эффективные способы и приёмы запоминания английских слов и выражений для каждого обучаемого.

Задачи:

  1. Изучить что такое память и её виды
  2. Узнать о самых распространённых проблемах запоминания английской лексики
  3. Рассказать об эффективных приёмах запоминания английских слов
  4. Провести анкетирование учащихся 11 класса и узнать какие приёмы используют они, а также насколько они результативны

Объект исследования: английский язык
Предмет исследования: эффективность применения методов запоминания английских слов

Методы исследования:

  1. Изучение литературы
  2. Анализ
  3. Сравнение
  4. Анкетирование

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Что такое память и её виды


Ещё в древности, люди обнаружили, что память очень тесно связана с воображением, и что с помощью него процесс запоминания можно сделать в разы проще. Воображение помогает выстраивать связи между предметами и явлениями, что называется ассоциацией. Встретившись с чем-то одним (предметом либо явлением), по ассоциации мы сможем вспомнить другой, связанный с ним.

Аристотель определил четыре фундаментальных закона для построения ассоциаций:

  1. сходство;
  2. контраст;
  3. соотнесенность в пространстве;
  4. соотнесенность во времени.

Мудрецы древности охотно пользовались ассоциациями и, по всей видимости, весьма успешно. В пользу этого метода говорит тот факт, что он до сих пор не забыт и занимает в современных учебниках по психологии подобающее ему место.

Память — это психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта. Основными функциями ее являются запоминание, сохранение, воспроизведение.

С точки зрения современной психологии выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. Словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но, если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.

Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.

В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но ненадолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.

Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности.

Мы часто задумываемся над вопросом, как нам развить нашу память, но никогда не вдаемся вглубь вопроса. Как известно, в мозге есть два полушария: левое и правое. Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. Левое же полушарие хранит словесные воспоминания.
Полушария не работают отдельно друг от друга, между ними существует связь. От того, насколько хорошо развита эта связь зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии.

Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует.
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:

  1. непреднамеренное (или непроизвольное)
  2. преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует для этого специальные приемы запоминания. Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности. Их три:

  1. Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
  2. Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
  3. Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Соответственно, нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности — например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу — изучать фото- и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.
И зная свой тип личности, можно с лёгкостью для себя подчеркнуть какие именно способы и приёмы по запоминанию английских слов подходят именно вам. Ведь это требует определённо индивидуального подхода.

1.2. Проблемы запоминания английской лексики


При изучении любого иностранного языка очень важно постоянно пополнять свой лексический запас — учить новые и новые слова. Однако не у всех получается делать это с успехом. И прежде, чем определить причины возникающих сложностей, стоит подумать, в что такое, для нас иностранное слово? Это информация, которую нельзя запомнить с приблизительным значением, она точная.

Потому что в противном случае мы останемся непонятыми собеседником. С такими сложностями мы также можем столкнуться при запоминании формулы, ведь даже после длительной зубрёжки в памяти отложится всего 20% информации, это невероятно мало, если сосчитать сколько времени и сил будет потрачено.

Из-за неправильной организации запоминания слов мы также можем столкнуться с трудностями. Например, возьмём словарь, как в нем организованы слова? В алфавитном порядке, это удобно если нам нужно найти слово, а вот для того, чтобы его выучить - нет. При необходимости вспомнить слово вы будете словно библиотекарь, который ищет книгу, но не помнит, на какой полке она стоит. В результате поиска вы будете тщетно перерывать весь «шкаф». А как быстрее найти необходимое? Поставьте «книгу» на тематическую полку и проблема с поиском будет решена.

Если запоминать слова в последовательности того на какую букву они начинаются, они постепенно вытеснят друг друга и наш словарный запас не увеличиться, а только будет заменяться новыми словами. Слова нужно учить в контексте. Это правило особо хорошо просматривается на примере многозначной английской лексики.

время года на английском

Запоминание слова состоит из написания, произношения и перевода. Для простого примера возьмем слово garlic:

garlic — написание;
[ˈgɑːlɪk]— произношение (транскрипция);
чеснок — перевод.

Чаще всего именно так мы оформляем записи в словаре. Сначала мы запоминаем, как слово пишется, затем многократно его повторяем и заучиваем. В результате формируется узнавание данного слова в письменной или устной речи. Мы легко сможем прочитать, перевести текст с ним и узнаем в речи иностранца, но мы не сможем его сказать. Это происходит, потому что мы не в состоянии из всего массива выученных слов быстро вспомнить перевод необходимого.

Для решения этой проблемы, нужно всего лишь изменить последовательность запоминания на перевод — произношение — написание. Только при таком подходе можно рассчитывать на высокое качество запоминания.
Таким образом, чтобы повысить количество словарного запаса и общаться на иностранном языке, необходимо развивать все виды памяти и научиться работать с иностранным словом в контексте, а не с отдельной единицей.

1.3. Эффективные методы запоминания английских слов

Существует достаточное количество способов запоминания английской лексики. Каждый человек по-разному усваивает информацию, а значит и подход должен быть индивидуальным. В первую очередь необходимо добиться того, чтобы процесс изучения доставлял удовольствие и только мотивировал на достижение всё больших успехов. Этого можно достичь, если учитывать индивидуальные способности, выбирать наиболее комфортную стратегию запоминания слов, подходящую именно вам.

1. Метод ассоциаций. Данный метод основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создается смысловая связка. Например, запоминаем слово “ finicky”, что означает «привередливый». Слово созвучно русскому слову «финики». Представляем себе человека, который пробует на вкус финики и кривится. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «привередливый», в памяти возникнет человек, который не любит финики. Использовав это слово пару раз, про финики можно забыть, слово и без того осядет в памяти.

2. Использование картинок. Рисуйте картинки и совершенно неважно умеете ли вы рисовать, наш мозг получает столько информации, а какая-либо интересная или странная картинка — это неожиданность. А такое мы всегда запоминаем.
Если рисовать самостоятельно совсем не хочется, можно подобрать готовую иллюстрацию в интернете. И лучше, если изображение будет ярким и смешным так оно будет более запоминающимся.
Можно собирать пары «слово + изображение» в электронном виде либо в форме бумажных карточек. Чтобы проверить себя, посмотрите на сторону с картинкой и попытайтесь вспомнить, какое английское слово она обозначает.

3. Ищите синонимы и антонимы. Если вы уже знаете какие-то базовые слова на английском, пробуйте подбирать синонимы и антонимы к новым английским словам. Это очень хорохо скажется на умении общаться на иностранном языке: если вы все-таки забудете слово, сможете легко подобрать ему замену. Например, вам нужно выучить слово irreverent (непочтительный, неуважительный), и вам уже известно слово с тем же значением disrespectful. Осталось подобрать антонимы: «respectful» — «почтительный» и «polite» — «вежливый». В связке с синонимами и антонимами новое английское слово запомнится легче.

4. Стикеры. Очень хороший, так называемый «пассивный» метод. Вы будете пополнять словарный запас, не прилагая усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов. Просто напишите на стикерах слова, с названиями предметов, которые есть у вас в комнате, на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова.

5. Разбирайте слово по составу. Перед тем как узнать значение слова в словаре, попробуйте разобрать его по составу и самостоятельно определить его значение. Например, вам встретился глагол to mistreat. Вы не знаете, что он означает, но вам знаком глагол to treat — «относиться, обходиться». Осталось выяснить значение приставки mis-. Она могла встречаться вам в таких словах, как to misbehave (плохо себя вести) или to misunderstand (неправильно понять). Значит, приставка mis- обозначает что-то плохое или неправильное. И действительно, глагол to mistreat переводится с английского на русский язык как «плохо обходиться».

Если вы составите список часто встречающихся приставок (un-, dis-, re-, de- и т. д.) и суффиксов (-able, -ly, -ent, -tion, -ive и т. д.) и запомните, что они означают, вам будет легче догадываться о значении новых для вас слов в английском языке.

6. Карта памяти. Один из более прогрессивных методов — карты памяти или блок-схемы. Нам нужен большой лист бумаги, в центре которого мы напишем тему, по которой будем подбирать слова. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Времена года». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы –зима, весна, лето, осень. Следующий слой — еще более конкретный: праздники, погода, виды деятельности.

В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. И это не единственная возможная форма, информацию вполне возможно представить в виде пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.

7. Аудио-лингвистический метод. Это метод обучения устной иноязычной речи, в основе которого лежит многократное прослушивание и проговаривание речевых образцов. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

8. Метод физического действия. Хороший метод для запоминания глаголов и его временных форм. Вы называете определенное действие и совершаете его. Проснулись – доложили себе об этом, чистите зубы – проговорили про себя. Но предварительно следует развесить данные глаголы в необходимых местах всего на несколько дней.

9. Пассивное восприятие слов. Мы записываем на диктофон слова, которые нам необходимо выучить, после систематически прослушиваем запись. И таким образом слова сами запомнятся.
Зная о таком разнообразии способов, можно легко приступить к изучению иностранного языка, ведь каждый способ по-своему интересен, а самое главное, что каждый их них легок в применении.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Проведение анкетирования


Чтобы узнать с какими трудностями сталкиваются ученики моего класса и какими способами запоминания английской лексики они пользуются, было проведено анкетирование из двенадцати вопросов.

Анкета

  1. Вы изучаете иностранный язык?
  2. Нравится ли тебе изучать английский язык?
  3. Труден ли английский язык для изучения?
  4. Любишь ли ты заучивать лексику, английские слова?
  5. Вам хватает одного занятия английского, чтобы запомнить новые слова?
  6. Есть ли у тебя особенные пути запоминания лексики? Если есть, то, какие, опиши их.
  7. Вы пишите словарные диктанты на уроках по английскому языку? Какую оценку ты обычно получаешь за словарный диктант?
  8. Как долго вы изучаете его?
  9. Вам часто приходится сталкиваться с проблемой запоминания новых слов?
  10. Что вызывает особую трудность?

В анкетировании приняли участия 20 учеников и учителей, из них участников женского пола 8, остальные 12 мужского пола. Анкеты были заполнены участниками возраста 15-16 лет. Из всех опрошенных на оценку 5 пишут диктанты только 35%, а на 4 и 5 – 20%. На оценку 4 – 25%, на тройки пишут 15%, что радует ведь двоечников по итогу оказалось меньше – 5%.
На приведенной ниже диаграмме вы можете увидеть количество людей в процентах, заинтересованных в изучении английского языка.

показатель заинтересованности

Как мы можем видеть, количество учеников, которые изучат английский язык в школе с энтузиазмом, намного больше, чем те, кто в этом не заинтересован.
Из данной диаграммы мы можем сделать вывод, что дети сталкиваются с определенными трудностями, которые необходимо решить, чтобы обучение английском языку было в удовольствие. Итак, мы выделили несколько основных проблем, и свели их в диаграмму, которую можно увидеть ниже.

показатели диаграмма

Исходя из показаний данной диаграммы, становится понятно, что ученики по разным причинам сталкиваются с проблемами запоминания английского языка. Лидирующими проблемами стали- лексика и грамматика. А меньше всего опрошенных назвали пункт «всё вместе». И если не все проблемы, то проблему с запоминанием слов, приведенные методы и способы могут решить.
Таким образом, нам осталось выяснить какими способами запоминания пользуются ученики и насколько они разнообразны. Данные представлены в следующей диаграмме.

диаграмма

Как мы можем видеть, ученики часто прибегают к интересным методам запоминания слов, но есть и те, кто просто зубрит слова. Это не плохо, но ведь мы понимаем, что это не всегда эффективно. Так же, можно сказать, что сам процесс зазубривания отнимает у детей желание и интерес к обучению английского языка.

Заключение

В ходе своего исследования в рамках проекта на тему «Методы запоминания английских слов» я пыталась доказать высокую значимость и необходимость изучения английского языка, так как роль иностранного языка в нашей жизни неумолимо растет. Знания английского языка делают человека более развитым, расширяет его кругозор, позволяет улучшить коммуникативные навыки. Путем запоминая новых иностранных слов, мы также развиваем нашу память. Не всегда легко запомнить слова, просто заучивая их наизусть. Намного продуктивнее использовать различные способы запоминания, ведь тогда изучение иностранного языка станет более интересным.

Углубляясь в тему исследовательской работы на тему «Методы запоминания английских слов», я выделила некоторые способы запоминания английских слов и выражений, а также узнала, как происходит процесс запоминания слов, и смогла дать определение термину «память». Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.
Благодаря проведенному анкетированию, я смогла выяснить и определить какие способы и приёмы запоминания слов используют школьники при изучении английского языка.

В практической части индивидуального проекта на тему «Методы запоминания английских слов» мне удалось доказать эффективность некоторых существующих способов и приёмов запоминания английских слов и выражений.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные здесь способы и приёмы запоминания английских слов помогут учащимся и всем, кто хочет хорошо владеть английским языком, подобрать для себя самый эффективный способ заучивания английской лексики.

Список литературы

  1. Джон М. «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям». 2008г.
  2. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980
  3. Кулиш В.Г. Способы запоминания английских слов. – М.: «Сталкер», 2002


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: