Проект на тему "Кукла-марионетка"

Рейтинг: 4

Кукла-марионетка
Тематика: 
Автор: 
Эккерт Виктория Иосифовна
Руководитель: 
Шаповалова Тамара Темировна
Учреждение: 
МБОУ СШ № 31 город Сургут
Класс: 
4

Обучающаяся 4 класса в своем индивидуальном творческом проекте по технологии на тему "Кукла-марионетка" подробно описала процесс изготовления игрушки, от техники безопасности и выбора модели куклы, до выбора цвета, материала и самого процесса создания каждой части изделия.

Подробнее о проекте:


В процессе самой работы над творческим проектом "Кукла-марионетка" обучающаяся 4 класса ставит целью совершенствование навыков, изготовление игрушки своими руками с применением необходимых инструментов и оборудования. Проводится интересный мастер-класс по изготовлению куклы-марионетки, анкетирование обучающихся.

Обучаясь в 4 классе начальной школы, учащаяся в своем творческом проекте по изготовлению куклы-марионетки делает выводы о недостаточном уровне информированности ее ровесников о технике и способах изготовления кукол-марионеток, определяет, что мало кто знает как управлять куклой.

В ходе индивидуального проекта по технологии на тему "Кукла-марионетка" автор определила, что эта тема детей не особо заинтересовала и не многие хотели бы побольше об этом узнать. При этом большинство девочек класса хотели бы попробовать сделать кукол-марионеток своими руками.

Оглавление

Введение
1. Основная часть
1.1. История изготовления куклы-марионетки.
1.2. Мастер-класс: «Кукла-марионетка».
1.3. Анкетирование
1.4. Результаты исследования технологии изготовления куклы-марионетки.
Заключение
Список литературы

Введение

Актуальность
В настоящее время все больше детей с речевой патологией. Поэтому развитие речи ребенка становится наиважнейшей проблемой в нашем обществе. Решить ряд проблем может помочь кукла-марионетка. Это не просто игрушка, а помощница.


Кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых детей. Также марионетки могут быть применимы в семейной терапии как; средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

Кукла дает возможность ребенку отвлечься от действительности, не потеряться в этом мире, понять красоту и доброту, избавиться от страхов. Она снижает нервное напряжение у ребенка и вызывает положительные эмоции. Через куклу детям легче вступать в разговор, тем самым активизируя речевую деятельность. Процесс изготовления куклы оказывает оздоровительный характер, развивает мелкую моторику рук (мануальный интеллект), фантазию и образное мышление, умение малыми средствами выражать характер, способность к концентрации внимания.

Куклотерапия дает возможность ребенку отвлечься от речевых трудностей. Это всегда медитация. И, главное, в конце работы человек получает замечательный продукт — терапевтическую куклу.

Цель:
Познакомить с методикой изготовления куклы-марионетки. Дать возможность на себе испытать её многофункциональное значение. Нормализовать взаимоотношения между родителями, детьми и педагогом. Повысить эффективность коррекционной работы посредством включения в образовательный процесс куклотерапию.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю изготовления куклы-марионетки.
  2. Изучить технологию изготовления куклы-марионетки.
  3. Изучить уровень информированности ровесников о кукле-марионетки.
  4. Выполнить практическую работу: изготовление куклы-марионетки.

Объект исследования: кукла-марионетка.

Предмет исследования: изготовление кукол-марионеток.

Гипотеза исследования: если я смогу изучить и освоить технику изготовления куклы-марионетки, то смогу выполнить игрушку и подарить близким мне людям.

Методы исследования:

  • Изучение и анализ информации из печатных и интернет источников.
  • Практическое освоение приёмов изготовления куклы-марионетки.
  • Поисково-исследовательский: анкетирование (среди 4 классов МОБУ СШ №31).

1. Основная часть

1.1. История изготовления куклы-марионетки

Еще в древнейшие времена кукольные представления разыгрывались при помощи неподвижных картинок, на которых были изображены боги. Но склонность человека к фантазии и стремление к оживлению неподвижных предметов, привела к появлению фигурок, которые могут двигаться. Так в средние века и появились куклы – марионетки.
Свое название они получили от фигурки божьей матери.

Марионетка – это кукла, которая двигается при помощи нитей. Самые первые кукольные представления появились в Древнем Египте. В этой стране в те времена по деревням бродили женщины, которые несли в руках фигурки богов и управляли ими при помощи нитей. Позже кукольное искусство возникло и в Древнем Риме, и в Древней Греции. Но страной прародительницей марионеточного кукольного искусства считается Италия. Кукольные представления там появились в 16 веке. Кукольники вели бродячий образ жизни. Они показывали сценки из известных в то время опер и балетов.

К началу 17-го века у актеров — марионеточников появились свои театры. На сцене таких театров разыгрывались кукольные спектакли по мотивам известных опер, которые представляли собой очень длинные действа. Куклы управлялись небольшим количеством нитей, и были не слишком подвижны. Итальянцы очень полюбили свои кукольные театры.

Из этой страны марионеточные театры кукол распространились сначала во Францию, а оттуда по всей Европе. Марионеток изготавливают из дерева, к ногам и рукам привязывают нити, дергая за которые кукловод приводит кукол в движение. Они могут ходить, поднимать руки. Для того чтобы кукла могла производить еще какие – либо движения, подвязывают дополнительные нити. Иногда их количество доходит до 20.

Управлять марионеткой очень сложно, т.к. она должна повторять движения живых людей, а эти движения должны быть точными. Нельзя приводить в движение одновременно все конечности куклы. Не каждый актер – кукольник может справиться с такой куклой. Для этого необходимо пройти обучение у профессиональных мастеров. Было время, когда марионетки перестали быть популярными, тогда появились другие виды кукол, более легкие в управлении. Но сей час интерес к куклам – марионеткам опять возрождается. Театр марионеточных кукол жив уже более трех сот лет. В каждой стране появились свои любимые народные кукольные герои, образ которых используется в кукольных представлениях и в наше время, и народ продолжает их любить.

1.2. Мастер-класс: «Кукла-марионетка»


Создание кукол-марионеток проводится совместно с родителями. Это поможет улучшить взаимодействие между родителями и детьми. В процессе работы важно, чтобы ребенок активно принимал участие в создании образа куклы: давал советы, комбинировал материалы, может быть что-то пришил сам.

План проведения:
1. Вводная часть:

  • организационный момент
  • знакомство с куклой-марионеткой

2. Основная часть:

  • психологическая установка
  • дыхательная гимнастика
  • релаксация
  • изготовление куклы

3. Заключительная часть:

  • ритуал «оживления» куклы-марионетки
  • анализ собственный деятельности
  • итог

Оборудование

  1. Небольшой камешек или красивая бусинка
  2. Капсула от "Киндер-сюрприза"
  3. Вата (или синтепон)
  4. Чулки или трикотаж телесного цвета
  5. Белая ткань 50 х 50 см
  6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см
  7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)
  8. Нитки, иголки, ножницы
  9. Толстая длинная игла
  10. Толстая нить (лучше ирис)
  11. Украшения.

Ход работы

1. Вводная часть
Логопед знакомит детей с куклой-марионеткой и рассаживает их за общим столом.

  • С детства все мы любим сказки, особенно те, где много волшебства, загадок, тайн. Чем он привлекают людей? (Там происходят чудеса!)
  • Сегодня мы с вами все превратимся в волшебников, и будем творить чудеса!

Логопед просит разложить на месте материалы, которые заранее были принесены из дома.
Затем включает спокойную музыку.

2. Основная часть

а) Релаксация «Волшебная бусина», дыхательная гимнастика.

  • Возьмите бусинку.
  • Зажмите её в кулачке.
  • Закройте глаза.
  • Дышите спокойно. Вдох и длинный выдох.
  • Загадайте самое заветное желание.
  • Представьте, что оно сбылось.
  • Теперь откройте глаза, вложите бусинку в капсулу.

Дети под руководством логопеда мысленно представляют эмоционально значимую ситуацию. Затем путём реализации расширенной формулы спокойствия дети расслабляются и успокаиваются.

  • Что вы ощущаете? Вам это приятно?..

На этом фоне дети тренируют устную речь, которая по содержанию характерна для данной ситуации. Приём мысленного представления способствует угашению эмоциональных (вегетативных) реакций, возникающих при трудной речевой ситуации, и создаёт возможность использовать формулу спокойствия в реальных ситуациях (приём угашения «страха речи»).

Далее бусинки помещают в капсулу от «киндера-сюрприза».

  • Представьте себе образ куклы, которая будет вызвана из Сказочной страны.
  • Это мужской или женский персонаж?
  • Он будет «королевского» происхождения или «простого»?
  • Какой у него будет характер?

б) Логопед объясняет, как шьётся кукла.
Изготовление куклы начинается с головы.
Для этого капсула от «киндера-сюрприза» (с бусинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. Если у куклы должна быть большая голова, значит нужно сделать «кокон» больше. После того, как основа головы готова, сверху она обтягивается чулком телесного цвета и сшивается на затылке куклы. Главное, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался «хвостик» не менее 5-ти см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову нашиваются в последнюю очередь.

Изготовление «нижнего платья».
Для этого берётся белая ткань 50/50 см, и находится середина кусочка. В середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в неё «хвостик-шею». Далее необходимо пришить «нижнее платье» к «шее2 куклы.

Одевание.
Костюм куклы шьётся из цветной ткани размером 52/52 см. В кусочке ткани надрезается и также пришивается к «шее» куклы. По бокам к костюму пришивают руки. Для изготовления рук, берётся та же ткань, что и для лица. Из неё нужно вырезать два прямоугольника 7/4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы. Сделать ей причёску, дополнить детали костюма. Всё, что подскажет воображение.

Подвязывание куклы.
Когда кукла полностью готова, можно её «подвязать». Для этого берётся толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше Ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом кукла повисает на нитке. Длина нити над головой куклы должна быть не более 12-15 см. Концы нити (иглу нужно вытащить) связываются. Для того, чтобы «подвязать» руки, потребуется ещё одна толстая нить. Один её конец привязывается к запястьям правой руки, а с другой конец – к левому запястью куклы.

3. Заключительная часть
Ритуал «оживления» куклы-марионетки.
Для этого дети берут в одну руку нить, управляющую головой, в другую, нить, управляющую руками куклы. Произносят волшебные слова…
И начинают её водить.
Анализ собственной деятельности.

  • Как вы чувствовали себя на занятии?
  • Кем вы себя ощущали?
  • Нравится ли то, что получилось?
  • Как мы оценим нашу работу?

Итог занятия.

Охрана труда, правила техники безопасности при работе с иглами.

  • при работе соблюдали правила техники безопасности работы с иглой, ножницами.

1.3. Анкетирование


Заинтересовавшись технологией изготовления куклы-марионетки, мне стало интересно, что знают о ней ровесники. Для того, чтобы изучить уровень информированности моих одноклассников о кукле-марионетки, было проведено анкетирование среди учеников 4 классов МОБУ СШ №31
Была разработана анкета с вопросами. В результате были получены следующие данные.

Вопросы
Что такое кукла-марионетка? 10 уч-ся – 40 %
Как изготавливают из куклу-марионетку? 8 уч-ся - 32 %
Умеете пользоваться куклой-марионеткой? 8 уч-ся – 32 %

1.4. Результаты исследования технологии изготовления куклы-марионетки

Вывод: В данном случае мы видим, что уровень информированности моих ровесников о технике и способах изготовления кукол-марионеток недостаточный, мало кто знает как управлять куклой.

При этом нельзя не отметить, что эта тема детей заинтересовала и многие хотели бы побольше об этом узнать. Обращает на себя внимание и тот факт, что большинство девочек нашего класса хотели бы попробовать сделать кукол-марионеток своими руками.

Заключение

В процессе работы над проектом на тему "Кукла-марионетка" можно сделать вывод, что овладеть техникой рукоделия никогда и никому не поздно. Главное – азарт, вдохновение, терпение и желание. Да, изготовление куклы-марионетки требует особой усидчивости и кропотливости. Но бонусы налицо - все ваши родные и друзья всегда с нетерпением будут ждать от вас рукотворные и неповторимые подарки собственного изготовления, что особенно ценно в наше время, когда нелегко удивить покупными штамповками.

В результате изучения и работы над творческим проектом по технологии на тему "Кукла-марионетка" я смогла освоить некоторые приемы изготовления куклы и применить их при создании необычных творческих работ. На будущее я хочу изучить и исследовать более сложные способы работы в этой технике с применением дополнительных инструментов и создать новые оригинальные работы и поделиться ими со своими друзьями.

Список литературы

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. — СПб.: «Златоуст», 1998.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. -- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
  3. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Чебанян Г.Г., Красикова А.Р. Куклотерапия в коррекционной и лечебной педагогике // Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография / Под общ. ред. М.А. Поваляевой. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: