Проект "Влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся"

Рейтинг: 18

Влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся
Тематика: 
Автор: 
Калугин Алексей Евгеньевич
Руководитель: 
Капитанова Татьяна Александровна
Учреждение: 
ГБОУ лицей №150
Класс: 
10

В рамках итогового индивидуального проекта по психологии на тему "Влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся" обучающийся 10 класса школы разобрал каждый тип темперамента, проанализировал успеваемость, связанную с типами темперамента обучающихся 6-х классов, рассказал обучающимся о том, как использовать преимущества своего темперамента на полную.

Подробнее о работе:


В содержании исследовательской работы (проекта) по психологии о влиянии типа темперамента на успеваемость обучающихся ученик 10 класса провел урок для обучающихся его школы, в котором познакомил их с существующими типами темперамента, определил их типы, научил использовать сильные стороны своего темперамента максимально эффективно.

Учащийся 10 (9) класса, работая над темой индивидуального проекта о влиянии типа темперамента на успеваемость учащихся, изучил историю исследования типов темперамента, провел исследование основных типов темперамента человека и осуществил анкетирование учеников своей школы.

Оглавление

Введение

  1. История исследования типов темперамента.
  2. Основные типы темперамента
  3. Опрос обучающихся

Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность: количество людей на нашей планете постоянно растёт, каждый человек имеет индивидуальность в своём поведении. Однако, в общем и целом люди имеют определенные схожести и отличия. Определить их ярче нам помогают так называемые типы темперамента.
Черты определенного темперамента начинают ярко проявляться в школьном возрасте (5-6 класс), когда дети переходят на ступень основного общего образования.

Существует множество исследований и статей о типах темперамента, но, к сожалению, данные знания до сих пор не применили в учебных заведениях. А значит, изучение темперамента с целью улучшения и стабилизации учебного процесса будет актуальной темой.

Противоречие: заключается между равным и одинаковым для всех преподношением учебной программы, и разным усвоением этой программы учениками.

Проблема: как достичь продуктивной работы и усвоения материала учениками разных типов личности.

Цель: провести урок для учащихся, в которым они познакомятся с типами темперамента, смогут определить свой тип и научатся использовать сильные стороны своего типа темперамента максимально эффективно.

Задачи:

  1. изучить каждый тип темперамента
  2. соотнести и проанализировать успеваемость и типы темперамента учащихся 6-ых классов
  3. сделать логическое заключение и рассказать учащимся о типах темперамента и том, как они влияют на продуктивность, дать рекомендации.

История исследования типов темперамента

Впервые описал и попытался объяснить эту концепцию древнегреческий врач Гиппократ в 5 веке до нашей эры. Он полагал, что в организме содержатся четыре важные жидкости: кровь, лимфа, черная и желтая желчь, и соотношение этих «жизненных соков» влияет на здоровье человека.


Позже эту теорию развил древнеримский медик Гален, живший во 2 веке нашей эры. Он предположил, что характеры людей тоже зависят от того, какие жидкости преобладают в их телах. Набор личностных качеств, образовавшийся благодаря коктейлю из «жизненных соков», Гален назвал «темпераментом», то есть соотношением разных частей.

Со временем число типов темперамента сократилось до четырех — по числу жидкостей, и у них появились названия: холерик, меланхолик, сангвиник и флегматик. Хотя сейчас мы используем эти слова, вряд ли задумываясь о «жизненных соках», переводятся они именно так: на древнегреческом «холе» — это желчь, «мелена» — черная, «флегма» — мокрота или слизь, а «сангвис» — кровь на латыни.

Античные врачи не проводили никаких исследований, чтобы проверить и подтвердить существование четырех типов темперамента и их зависимость от «жизненных соков». Тем не менее теория прижилась — ей доверяли вплоть до 19 века. Хотя были ученые, которые не верили в связь черт личности и жидкостей в организме: темперамент пытались объяснить, например, влиянием планет и телосложением человека.

Но разделение именно на четыре типа с определенным набором качеств сомнению долгое время не подвергалось.
С развитием медицины, в том числе и исследований работы мозга, эта теория стала еще более противоречивой. Но даже сейчас психологи опираются на эту классификацию и предлагают определить темперамент — к счастью, с помощью тестов, а не измерения объема крови или желчи.

Основные типы темперамента

Тип темперамента - это основа характера человека, его стандартные реакции на окружающих и ситуации, врожденные поведенческие черты личности.

Сангвиник

Энергичные экстраверты, оптимисты и любители выделяться. Социальные взаимодействия даются им легко, они могут быть разговорчивыми и очень активными. Про такого человека говорят «душа компании», но ему трудно сосредоточиться на одном деле. Сангвиник не может усидеть на месте и находится в постоянном поиске эмоций.

Импульсивность часто выражается в жажде острых ощущений, что нередко приводит к негативным последствиям — вредным привычкам и нарушениям договоренностей.
Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик

Люди часто считают меланхоликов безрадостными и грустными, но это неверно. Несмотря на сдержанность, эти люди вдумчивы и чувствительны. Они склонны к аналитическому мышлению, особенно в процессе работы, что делает их ценными сотрудниками. Как правило, меланхолик предпочитает работать в одиночку и редко бывает активным командным игроком. Если что-то идет не по плану, такой человек становится капризным и беспокойным.

Холерик

Определяющие характеристики холериков — доминантность и напористость. Это целеустремленные люди, которые добиваются высоких результатов на работе и в учебе, их часто выбирают руководителями команд. В отличие от сангвиников, холерики решительны, но могут быть нетерпеливы и упрямы. Они часто ставят приоритетом достижение цели, упуская социальную составляющую, а их взрывные эмоциональные реакции становятся преградой для адекватного взаимодействия с людьми.

Флегматик

Непринужденность — слово, которое может сразу прийти на ум при встрече с флегматиком. Это спокойные люди, которые склонны быть очень чуткими в общении с другими. Надежные и терпеливые, они находят утешение в обыденности и рутине. Флегматики проявляют мало эмоций, некоторые из них могут показаться пассивными и бесчувственными. Их потребность избегать конфликтов любой ценой приводит к упущенным возможностям: такой человек скорее отойдет в сторону, чем громко заявит о себе на пути к желанной цели.

Опрос обучающихся


Исследование типов темперамента учащихся 6 «а» класса проводилось с помощью теста по методике Белова А.Н. на специальном сайте (смотри приложения). Учащимся предлагалось ответить на 80 вопросов. Вопросы направлены на выявление их обычного способа поведения.

По результатам проведенного теста было выявлено, что в данном классе есть люди всех типов темперамента. У 12 учащихся выявлен сангвинический тип, у 6 учащегося – флегматический тип темперамента, у 5 учащихся выявлен холерический тип темперамента, у 1 – меланхолический тип темперамента.

Тип темперамента Учащиеся
Холерик Калугина, Нагибович, Ермолаев,
Клочкова, Козулина, Кокунова, Янсон, Сидоров
Флегматик Абрамова, Муминова, Пилип, Сташок, Алексеев, Беляев
Сангвиник Васильева, Пелле, Ульянов, Ядыкина, Сарафанникова, Топчий, Шорохов, Губин, Симонова, Чакова,Чернова, Беляева, Горячев
Меланхолик Нестерова, Букреева, Гатилова, Зернова, Сафин

Итак, исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что отличники в основном имеют темперамент сангвистического типа.
Хорошисты являются чаще всего сангвиниками и холериками.
Те, кто успевают между «3» и «4» являются флегматиками и меланхоликами, сангвиниками.

Заключение

Итак, исходя из проведенного анализа успеваемости учащихся и сопоставления с типом темперамента каждого ученика, а также из научной характеристики каждого типа темперамента можно видеть, что тип темперамента влияет не на саму успеваемость учащихся, а на подход к учебному процессу, а также даёт как сильные, так и слабые стороны каждому ученику.

Исходя из исследования, проведенного в рамках индивидуального проекта на тему "Влияние типа темперамента на успеваемость обучающихся" можно сделать вывод: чтобы стать продуктивнее в учебе, ученикам следует делать упор на свои сильные стороны и никогда не забывать про слабые. После проведенного исследования можно дать следующие рекомендации людям каждого типа темперамента.

Сангвиники. Для поддержания или повышения до нужного для вас уровня успеваемости вам следует как можно больше проявлять себя. Примером служат дополнительные или индивидуальные задания, заданные учителем. В таких ситуациях вы можете проявить себя в полной мере. Принимайте участие в различных конкурсах, олимпиадах и других видах интеллектуальной деятельности.

Холерики. Принимайте участия в деятельности, где предусмотрена работа в команде, а также в деятельности, где нужно проявить свои спортивные навыки и выплеснуть энергию. В мероприятиях и ситуациях, которые требуют показать ваши интеллектуальные способности, старайтесь контролировать свою энергию, будьте спокойны и не делайте поспешных решений на эмоциях. Также вам стоит развивать свою усидчивость (чтение книг, собирание пазлов)

Флегматики. Вам следует быть быстрее и решительнее в решении вопросов, выполнении задач или поручений. Вам стоит постоянно торопить и подталкивать себя. Но если данный способ не помогает, то попробуйте отводить себе временные границы для выполнения определенной задачи. Например, при выполнении домашнего задания поставьте себе таймер на 1,2 или 3 часа.

Меланхолики. Для того, чтобы быть максимально продуктивным, вам нужно дозировать поступающую на вас нагрузку. Например, делайте домашнее задание по каждому предмету одно за другим, а не все предметы вместе.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: