Проект «Детская игрушка-счёты «Медведь»
В индивидуальном творческом проекте по технологии на тему «Детская игрушка-счёты «Медведь» учащийся 7 класса разработал конструкцию игрушки и ее технологическую документацию, а также провел требуемые опросы, экономическое обоснование и его презентацию.
В процессе проведения работы над творческим проектом по технологии на тему «Детская игрушка-счёты «Медведь» обучающийся 7 класса изготовил нужные детали, а также собрал игрушку-счёты в виде медведя. В рамках индивидуального ученического проекта автор приводит историческую справку, разрабатывает эскиз и техническую документацию к изготовлению игрушки-счет.
Подробнее о проекте:
В готовом творческом проекте по технологии на тему «Детская игрушка-счёты «Медведь» ученик 7 класса сделал выводы о том, что согласно расчёту стоимости, изготовление игрушки в условиях школьной мастерской экономически целесообразно, а оснащение мастерской и навыки работы позволяют её изготовить.
Проектная работа учащегося 7 класса школы подразумевает выполнение сборки изделия - игрушки-счет в виде медведя, осуществления межпредметной интеграции и выполнения экономического обоснования. По окончании работы над творческим проектом по технологии автор формулирует выводы, описывает заключение и приводит список использованной литературы.
Оглавление
Ведение
- Основная часть
- Историческая справка
- Разработка эскиза
- Техническая документация
- Сборка изделия
- Межпредметная интеграция
- Экономическое обоснование
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В современное время мир детской игрушки очень многообразен. Рынок предлагает огромный ассортимент мягких, пластмассовых и комбинированных игрушек, от обычных моделей до интерактивных. Но, к сожалению, очень часто оказывается, что выбранная игрушка не соответствует заявленному качеству и возрасту ребёнка. Да и безопасность игрушки часто вызывает сомнения. Уже подтверждён тот факт, что многие игрушки, которые в рекламных целях называют развивающими и интерактивными, на самом деле таковыми не являются.
Нам предлагают электронное звуко-световое изделие, которое на самом деле никакого отношения к развитию ребёнка не имеет. Интерактивной и развивающей является такая игрушка, которая заставляет ребёнка выполнять различные сложные скоординированные манипуляции руками. И такую игрушку, на самом деле, очень сложно найти на современном рынке.
Скоро у меня родится брат, и я решил сделать ему подарок своими руками. Я просмотрел в сети Интернете много вариантов полезных и безопасных игрушек. Мама посоветовала сделать детские счёты, но мне хотелось, чтобы игрушку можно было катать. И тогда я решил совместить каталку и счёты. А образ игрушки решил выбрать в виде медведя, моего самого любимого героя русских народных сказок.
Цель: изготовить развивающую, экологически безопасную детскую игрушку - счёты «Медведь».
Задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу.
- Провести опрос среди разных возрастных групп.
- Выбрать материал.
- Разработать конструкцию игрушки и технологическую документацию.
- Изготовить детали.
- Собрать игрушку-счёты.
- Подготовить экономическое обоснование и презентацию.
Гипотеза: предполагаю, что смогу изготовить практичную, удобную и недорогую игрушку в условиях школьной мастерской.
Методы и приёмы работы:
- Сбор информации по теме, её анализ.
- Опрос людей разных возрастных групп.
- Практическая работа (изготовление).
- Конструирование (технологические карты).
Основная часть
Историческая справка
В старину игрушки из дерева далеко не всегда предназначались для детей. Зачастую деревянные фигурки использовались в различных обрядах и ритуалах, им приписывалась связь с потусторонними силами. В Древнем Египте времен правления фараонов деревянные куклы клали рядом с умершими, считалось, что они сопровождали своих хозяев в загробном мире. У славян фигурка изображающая человека считалась оберегом от злых духов, а подаренная новобрачным во время свадебного обряда кукла являлась защитником семейного очага.
Как правило, такие куклы выполнялись из дерева.
Считается, что история деревянной детской игрушки на Руси датируется IX веком. Именно тогда в восточно-славянских племенах на забаву детям изготавливались деревянные игрушки для детей — потешки. Самыми популярными видами потешек на Руси были свистульки, фигурки и трещотки. Трещотки являлись оберегами для новорожденных детей, считалось что звук, издаваемый трещоткой, отпугивает злых духов.
Однако первое письменное упоминание о деревянной детской игрушке приходится много позже, на начало XV века. В течение длительного периода центром изготовления деревянных игрушек был Сергиев Посад. В мастерских города и Троице-Сергиевой лавры, начиная с XV века, занимались резьбой по дереву и его дальнейшей токарной обработкой. Деревянные игрушки раскрашивались и продавались на Сергиево-Посадском торжище, куда съезжались купцы.
Сергиев Посад считался игрушечной столицей, игрушки из мастерских города дошли и до царского двора. Документально известно, что в 1721 году на Московском торгу для детей Петра I были куплены разные игрушки посадских мастеров — фигурки животных и наборы солдатиков с миниатюрными копиями домов. Известно, что на торгах покупались игрушки и иностранными купцами.
История использования счёт уходит своими корнями также далёкое прошлое. От счёта на пальцах человек перешёл к манипуляции предметами. В XVI веке приемы счета на пальцах описывались даже в учебниках. Следующим шагом в развитии счета стало использование камешков или других предметов, а для запоминания чисел - зарубок на костях животных, узелков на веревках. Раннему развитию письменного счета препятствовала сложность арифметических действий при существовавших в то время перемножениях чисел.
Кроме того, писать умели немногие и отсутствовал учебный материал для письма - пергамент начал производиться примерно со II века до н.э., папирус был слишком дорог, а глиняные таблички неудобны в использовании. Эти обстоятельства объясняют появление специального счетного прибора - абака. К V веку до н.э. абак получил широкое распространение в Египте, Греции, Риме. Он представлял собой доску с желобками, в которых по позиционному принципу размещали какие-нибудь предметы - камешки, косточки. Позднее, около 500 г. н.э., абак был усовершенствован и на свет появились счёты — устройства, состоящего из набора костяшек, нанизанных на стержни.
Подобный счетам инструмент был известен у всех народов. Древнегреческий абак (доска или "саламинская доска" по имени острова Саламин в Эгейском море) представлял собой посыпанную морским песком дощечку. На песке проходились бороздки, на которых камешками обозначались числа. Одна бороздка соответствовала единицам, другая - десяткам и т.д. Если в какой-то бороздке при счете набиралось более 10 камешков, их снимали и добавляли один камешек в следующем разряде.
Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.
Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделённой на верхние и нижние секции. Палочки соотносятся с колонками, а бусинки с числами. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.
Она разделена на две части: в нижней части на каждом ряду располагаются по 5 косточек, в верхней части - по две. Таким образом, для того чтобы выставить на этих счетах число 6, ставили сначала косточку, соответствующую пятерке, и затем прибавляли одну в разряд единиц.
У японцев это же устройство для счета носило название серобян.
На Руси долгое время считали по косточкам, раскладываемым в кучки. Примерно с XV века получил распространение "дощаный счет", завезенный, видимо, западными купцами вместе с ворванью и текстилем. "Дощаный счет" почти не отличался от обычных счетов и представлял собой рамку с укрепленными горизонтальными веревочками, на которые были нанизаны просверленные сливовые или вишневые косточки.
Позже, для обучения арифметическому счёту, использовали учебные напольные счёты. В современное время счёты как таковые уже не используются, но появление такого модного развивающего курса как ментальная арифметика однозначно говорит, что счёты зря исключили из числа эффективных средств обучения. Создание игрушки - счётов видится удачной находкой.
Разработка эскиза
Чтобы окончательно определиться с эскизом, был проведён опрос трёх возрастных групп: сверстников; родителей и их ровесников; старшего поколения (бабушки, дедушки и их ровесники). Ниже приведены таблица 1 и диаграмма 1 с результатами опроса.
Таблица 1
Поколение | Кол-во опрошенных | Машинки | Конструктор | Мягкие игрушки |
---|---|---|---|---|
Бабушки, дедушки | 8 | 5 | 2 | 1 |
Родители, родственники | 16 | 9 | 4 | 1 |
Сверстники | 24 | 13 | 6 | 5 |
Диаграмма 1
Результаты опроса подтвердили правильность моего решения, что счёты должны кататься.
При разработке эскиза пришлось учитывать назначение – игрушка детская. Следовательно, все детали должны быть безопасны. Ребёнок не должен при игре травмироваться. Значит, детали не должны сильно выступать за пределы. Максимально безопасной формой являются круглые и скруглённые формы. Поэтому кости с внешней стороны цилиндрической формы.
Размеры игрушки тоже немаловажны. Она должна быть удобна для детской руки по размерам, вес также должен быть соотнесён с размерами: играть с тяжёлой и неудобной в обращении игрушкой трудно, следовательно, не интересно. Наблюдения за детьми с игрушками на улице, у знакомых, рассматривание в магазинах позволило окончательно определиться с размерами.
Следующий фактор, который также является немаловажным, это выбор материала. Желание окружить себя со всех сторон комфортом имеет и свои минусы. Красивые обои с фотопечатью, панели с рисунком или под дерево, масса бытовой техники, мебель, - практически всё изготавливается из синтетических и пластических материалов, а мебель из ДВП.
Но проходит время и пластик бледнеет, его цвет уже не так ярок, появляются трещинки, некогда белая мебель и бытовая техника желтеют. Значит, материалы, из которых они изготовлены или покрыты, разрушаются, выделяя смолы, пары и другие продукты распада. И это приводит к появлению аллергических реакций, поэтому аллергию называют болезнью цивилизации.
Проведённый опрос тех же трёх возрастных групп показал, что аллергия - беда нашего времени, более старшее поколение родителей с ней сталкивалось редко, а поколение дедушек и бабушек практически не знали её. В таблице 2 и диаграмме 2 приведены результаты опроса по данному вопросу.
Таблица 2
Поколение | Кол-во опрошенных | Из них аллергики |
---|---|---|
Бабушки, дедушки | 24 | 1 |
Родители, родственники | 24 | 8 |
Сверстники | 24 | 15 |
Диаграмма 2
Таким образом, выбор дерева как основного материала имеет под собой основание: он экологически безопасен, с возрастом, при намокании или резком охлаждении не теряет своих свойств, не разрушается, выделяя вредные вещества; человек интуитивно тянется к этому материалу, ведь не зря даже есть выражение «…под дерево». Дерево приятно на ощупь, у него комфортная температура. Всё вышеназванное делает этот материал незаменимым для детской игрушки.
В ходе работы над эскизом выполнялись рисунки, просчитывались размеры. На рисунке ниже приведён окончательный вид эскиза.
Техническая документация
Деталь 1 - нога, 2 штуки
Сборка изделия
Сборка изделия производится согласно сборочного чертежа (см. ниже)
Межпредметная интеграция
В процессе работы над творческим проектом по технологии на изготовление игрушки-счетов возникла необходимость в межпредметной интеграции, так как составляющие проекта относятся к разным предметным областям (предметам). В схематическом виде это можно представить следующим образом:
Составляющая проекта | Предметная интеграция |
---|---|
1. Анализ и восприятие фотографий и рисунков игрушек, дизайн игрушки | Изобразительное искусство, черчение |
2. Подбор и изучение литературы по данному вопросу | История, литература |
3. Разметка деталей, экономическое обоснование | Математика, экономика |
4. Изготовление | Технология, ОБЖ |
Экономическое обоснование
№ | Наименование материалов инструментов и оборудования | Ед.измерения | Цена за ед.измерения руб. | Кол-во | Стоимость руб. | Условие использования |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Пиломатериал (береза) | куб.метр | 8000 | 0.1 | 800 | покупка |
2 | Лак | кг | 800 | 0.4 | 320 | покупка |
3 | Станок токарный станок по дереву СТД-120М | шт. | 32000 | 1 | 32000 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
4 | Стамески токарные | шт. | 250 | 5 | 1250 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
5 | Штангенциркуль | шт. | 420 | 1 | 420 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
6 | Кронциркуль | шт. | 180 | 1 | 180 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
7 | Кернер | шт. | 80 | 1 | 80 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
8 | Рубанок | шт. | 360 | 1 | 360 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
9 | Ножовка | шт. | 280 | 1 | 280 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
10 | Верстак | шт. | 12000 | 1 | 12000 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
11 | Наждачная бумага | м.погон | 260 | 0.2 | 52 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
12 | Эл. энергия | кВт | 3 | 10 | 30 | Безвозмездная аренда в школьной мастерской |
13 | ИТОГО: | 1172 |
№ | Наименование материалов инструментов и оборудования | Ед.измерения | Цена за ед.измерения руб. | Кол-во | Стоимость руб. |
---|---|---|---|---|---|
1 | Пиломатериал (береза) | Куб.метр | 8000 | 0,114 | 91 |
2 | Лак | кг | 800 | 0,068 | 54,4 |
3 | Наждачная бумага | м.погон | 260 | 0,1 | 26 |
4 | ИТОГО: | 171,4 |
Заключение
Данное изделие выполнено из древесины – экологически чистого материала. Уже общеизвестным и научно доказанным является тот факт, что древесина является материалом, способным уничтожать патогенные микроорганизмы, не вызывает аллергических реакций, комфортно в эксплуатации, что является значимым фактором при определении назначения изделия – детская игрушка.
Детали игрушки имеют округлые формы деталей, обеспечивающие безопасную эксплуатацию. При отделке использован лак, сертифицированный по безопасности.
Одним их достоинств данной самодельной игрушки является возможность её долговременного использования. Этому способствует конструкция:
- катание и перемещение костей – занятие для маленького ребёнка;
- образ медведя – словесные упражнения для ребёнка от 1,5 до 3-ёх дет;
- счёт костяшек – развитие математических навыков – для ребёнка-дошкольника.
Расчёт стоимости показал, что изготовление игрушки в условиях школьной мастерской экономически целесообразно, а оснащение мастерской и навыки работы позволили мне её изготовить. Моя гипотеза подтвердилась.
В заключение данного творческого проекта по технологии га тему «Детская игрушка-счёты «Медведь», хочется выразить благодарность в адрес моих одноклассников и других респондентов, принявших участие в опросе.
Список используемых источников
- Тищенко А.Т. Технология: 7 класс. Индустриальные технологии. Учебник. Изд-во: Вентана-Граф, 2016
- А. П. Журавлева, А. Л. Начальное техническое моделирование. Москва 1982 г.