Проект "В стране народных инструментов"

Рейтинг: 3

В стране народных инструментов
Тематика: 
Автор: 
Виктория Полтавец
Руководитель: 
Башлаева Таьяна Николаевна
Учреждение: 
МБОУ "СОШ №4" ДО №8 "Малыш"
Класс: 
0

В исследовательской работе и проекте ДОУ "В стране народных иинструментов" автор знакомится с историей возникновения первых музыкальных инструментов, их звучанием, а также со способами звукоизвлечения.

В процессе проведения работы над исследовательским проектом на тему «В стране народных иинструментов» у воспитанницы детского сада при помощи родителей появились детские народные музыкальные инструменты – балалайка, гусли, гармошка, свистулька, бубен, и теперь у нее дома есть свой личный настоящий оркестр русских народных инструментов.

Подробнее о проекте:


В творческом и исследовательском проекте на тему «В стране народных иинструментов» воспитанница ДОУ сделала выводы о том, что исконно русские народные инструменты – это душа народа и интерес к ним никогда не угаснет. Нужно сделать все, чтобы старинные русские народные инструменты продолжали жить в наше время, и радовать своим самобытным звучанием и возможностью прикоснуться к истокам культуры.

Обучаясь в детском саду ребенок в своем проекте про народные инструменты на тему "В стране народных инструментов" изучил появление гуслей на Руси, как части русской культуры, узнал интересную информацию о появлении свистулек в Древней Руси, а также узнал о происходждении названий народных инструментов.

Оглавление

Введение

  1. История возникновения первых народных музыкальных инструментов
  2. Появление балалайки на Руси
  3. Откуда взялось название инструмента
  4. Выход на академическую сцену
  5. Появление гуслей на Руси
  6. Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры
  7. Появление свистулек на Руси

Заключение
Источники

Введение

«Каждый музыкальный инструмент — это история музыки»
Айшек Норам


В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.

Меня зовут Виктория Полтавец и мне 6 лет. В детском саду на музыкальных занятиях мы готовились к фестивалю национальных культур и вместе с музыкальным руководителем Татьяной Николаевной изучали народные инструменты. Мы познакомились с такими музыкальными инструментами, как балалайка, гармошка, гусли, бубен, трещотки, ложки, колокольчики, свистульки.

Мне очень понравилось звучание каждого инструмента, хотя многие из них не звучали, а только издавали шум, но мне очень захотелось узнать историю возникновения самых первых народных инструментов, и я попросила музыкального руководителя Татьяну Николаевну помочь мне разобраться в этом вопросе. Поэтому мой исследовательский проект направлен на изучение истории возникновения первых бытовых музыкальных инструментов на Руси.

Тип проекта:
По количеству участников: Индивидуальный;
По содержанию: творческий, познавательный;
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Автор проекта: Полтавец Виктория 6 лет,
куратор – Башлаева Т.Н., музыкальный руководитель ДОУ.

Проблема:
У нас, современных детей, есть все, что только можно себе представить – телефоны, телевизоры, игровые приставки, выход в интернет, где можно найти любую информацию. Мы можем ходить в кинотеатр и на концерты современной музыки, заниматься компьютерной графикой, посещать музеи современного искусства, но всё меньше и меньше мы знаем обычаи и традиции русского народа, мы забываем о своём культурном наследии, о своей музыке и об народных инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. Мы совсем забываем о своем культурном наследии наших далеких предков.

Актуальность:
В настоящее время мир музыкальных инструментов очень разнообразен. Но как же редко мы видим и слышим богатое разнообразие народной музыки! У нас, детей, недостаточно знаний об истории возникновения первых бытовых русских народных инструментов. Родители заняты своими взрослыми делами – работой, ведением домашнего быта, и им некогда или некуда сходить и послушать звучание народных инструментов.

В нашем городе нет больших концертных залов, поэтому со многими музыкальными инструментами мы даже не знакомы. Все больше и больше с каждым днем мы слушаем аудиозаписи современной популярной музыки, и поэтому даже не догадываемся - насколько огромен и разнообразен мир народных музыкальных инструментов и их звучания.

Чтобы сформировать интерес не только у меня, но и у моих друзей к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, у меня возникла идея данного проекта, который позволит мне попасть в огромный мир народных музыкальных инструментов.

Цель моего проекта:
Повысить уровень знаний в области первых народных музыкальных инструментов, прикоснуться к истории возникновения этих инструментов и расширить свой кругозор.

Задачи моего проекта:

  • Познакомиться с историей возникновения первых музыкальных инструментов;
  • Познакомиться со звучанием первых народных инструментов;
  • Познакомиться со способами звукоизвлечения;
  • Узнать, кто из музыкантов был виртуозом игры на народных инструментах.

Предполагаемые результаты:

  • У меня сформируются представления о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории;
  • Я постараюсь приобщить к изучению истории первых народных инструментов мою семью и друзей;
  • Я надеюсь, что народная музыка мне понравится и мне захочется чаще ее слушать;
  • Процесс изучения данного вопроса очень интересный и я думаю, что проведу время с пользой для своего всестороннего развития;
  • Не хотелось бы научиться самым простым приемам игры на каком – нибудь народном музыкальном инструменте.
  • Я буду работать в сотрудничестве с музыкальным руководителем детского сада и надеюсь узнать от нее много нового и интересного для меня.

Этапы деятельности

Подготовительный этап:

  • Обсудив с музыкальным руководителем и родителями вопрос изучения возникновения первых народных музыкальных инструментов, я пришла к выводу, что больше всего мне хотелось бы узнать об истории возникновения – балалайки, гуслей и свистульки. Та же хотелось бы познакомиться со способами звукоизвлечения звучанием этих инструментов.
  • Я собираюсь собрать в сети интернет информацию в исследовательский проект при помощи мои родителей. А так же с помощью литературы, которую мне дала для изучения, музыкальный руководитель. В той литературе много ярких и интересных картинок, которые помогут мне разобраться во всем основательно.

Исследовательский этап:
Итак, приступим к изучению первых народных музыкальных инструментов. Что же мне удалось узнать?!

1. История возникновения первых народных музыкальных инструментов


С древних времен люди окружали свою жизнь песнями, танцами и музыкой, исполняемой на различных народных инструментах. В музыкальной культуре нашей страны русские народные инструменты занимают особое место и представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре.
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Наши предки умели изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались вместе, пели и играли, отдыхая от трудов праведных.

первые народные инструменты на Руси

Самыми первыми ударными музыкальными инструментами стали трещотки, барабаны, ложки, бубен, дрова, с помощью которых можно было передать ритм песни, танца. Затем появились духовые инструменты: глиняные свистульки дудки, рожки, жалейка, свирель.

Наши предки делали инструменты из того материала, который был у них под рукой – из дерева, кожи, кости, глины, а позднее из металла. Этим инструментам приписывалась особая магическая сила. Из глины они мастерили свистульки в форме птиц и животных, а из дощечек трещотки. Если обратиться к устному народному творчеству, то можно увидеть, что в русских сказках, на звуки рога и дудки появляются ратники, против которых не могла устоять никакая сила, а чудесные гусли сами играют, сами песни поют, заставляют всех плясать без отдыха.

Народные инструменты мастерили из простых природных материалов – глины, дерева, тростника, камыша, рогов животных, костей птиц и животных, стручков акации и бобов. Инструменты можно поделить на:

  • самозвучащие. Это деревянные ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики;
  • мембранные – барабаны, бубны, литавры;
  • духовые. Это свистульки, свирели, жалейки, волынки, рог, пастуший рожок,;
  • струнные смычковые – гудок, скрипка;
  • струнные гусликовые – гусли, балалайка, русская домра.

2. Появление балалайки на Руси

Проследить историю балалайки от ее появления, увы, не получится. Это было слишком давно, и сведений об изобретателях и первых моделях найти не удалось. Точно известно, что инструмент этот пришлый и насчет его появления у русских есть несколько версий.

появление балалайки на Руси

Значительная часть экспертов склонна считать, что балалайки к нам пришли вместе с монголо-татарским нашествием с Востока. Еще одна гипотеза связана со средневековым арабским ученым и картографом Ахмадом ибн Фадналом. По легенде восточный гость исследовал Поволжье и ему повстречались русские купцы. Араб показал им свой любимый струнный инструмент, а потом даже подарил. Так балалайка могла попасть к русским. Но у этой правдоподобной истории есть несколько серьезных минусов.

Во-первых, в своих записях ибн Фандал рассказывал о встрече с викингами в Волжской Булгарии. Во-вторых, араб путешествовал в 10 веке, а первые сведения о балалайках относятся к 17 столетию. А в третьих — нет гарантии, что это не был какой-нибудь другой струнный инструмент. Есть серьезные основания считать, что предком балалайки была домра. На них издавна играли во время своих представлений скоморохи. Но потом церковь запретила музыкальные номера. Дело в том, что самодеятельные артисты часто напивались в кабаках и исполняли крамольные песни, иногда про священнослужителей.

В 17 столетии от «позорных песнопений» скоморохов начали «лечить» кнутом, а домры изымали и уничтожали. «Бесовский инструмент» домра был дорогим, сложным и громоздким. Поэтому артисты придумали упрощенный вариант, который было не особенно жалко. Тем более что музыка для развлечения честного народа была незамысловатой, и небольшого трехструнного инструмента хватало с головой.

3. Откуда взялось название инструмента

Впервые слово «балалайка» появилось в летописях Московии в 17 веке. Позднее она часто упоминалась как в серьезных документах, так и в фольклоре. У балалайки общий корень с «балагурить» и «балаболить», то есть говорить быстро и без остановки. Нам кажется, что это идеально подходит народному русскому инструменту. Почти все мелодии для балалаек — это легкие, бренчащие развлекательные мелодии.

Сейчас по моему проекту "В стране народных инструментов" трудно сказать, как и кто придумал слово «балалайка». Но уже в начале 18 века инструмент считался исконно русским, национальным. Балалайка была неизменной участницей всех свадеб, гуляний и застолий и никому не приходило даже в голову искать ее происхождение в других странах.

4. Выход на академическую сцену


Русский композитор и виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев в 1880-х годах задался целью реабилитировать балалайку. Музыканту было всего 22, когда он начал «одевать балалайку во фрак» и на это дело Андреев потратил пять лет. В первую очередь, он разработал чертежи «классической» балалайки с отличным звуком.

В 1887 году мастер Франц Пасербский изготовил по чертежам Андреева первые хроматические балалайки. Это та самая, хорошо известная нам конструкция с треугольным корпусом и колковым механизмом. Были подобраны качественные жильные струны, с которыми инструмент зазвучал мягко. В этом же году был издан первый в России самоучитель игры на балалайке. Сам Андреев собрал кружок балалаечников – аматоров. Вскоре он превратился в полноценный класс игры на народных музыкальных инструментах в Педагогическом музее.

20 марта 1888 года подопечных Василия Васильевича ждал первый громкий успех. Выступление в зале одного из петербургских обществ произвело настоящий фурор. В этот день родился Русский народный оркестр В. Андреева, прославившийся на весь мир. Его пригласили даже выступить на Парижской выставке!

Сейчас, в 21 веке, балалайка по-прежнему популярна. Виртуозы умудряются играть на ней даже классические произведения, написанные для фортепиано, виолончели и скрипки. К счастью, балалайка пережила все невзгоды и гонения, осталась с нами, развивается и завоевывает новых поклонников.

5. Появление гуслей на Руси

Такое необычное и мелодичное название струнный щипковый инструмент получил от слова «гусла» (с древнерусского переводится как «струна»). Еще в древности так называли тетиву лука. Когда тетиву отпускали, она издавала характерный звук, похожий воспроизводят и сами гусли.
появление гуслей

Точный год возникновения историки не называют, однако первое предполагаемое свидетельство о существовании музыкального инструмента датируется 591 годом. Сохранились рассказы греческого историка Симокатта, который утверждал, что гонцы-славяне имели при себе кифары. Кифара – еще один древний музыкальный инструмент, разновидность лиры. Были распространены в Древней Греции. Первое упоминание точного названия «гусли» – 11 век (согласно первой археологической находке).

6. Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры

Гусли занимают почетное место во многих сказаниях, повестях и преданиях. Так на гуслях виртуозно играл богатырь Добрыня Никитич, добрый молодец Садко, богатый гость Соловей Будимирович, Боян из поэмы «Слова о полку Игореве».

Даже сложился определенный образ гусляра – обаятельный певец, сказитель. Свои легенды и былины он сопровождал приятной музыкой, что извлекалась из гуслей. Так появилось еще одно обозначение для музыкантов – «сказители».

С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что гусляры-сказители — их преемственность несомненна. Само понятие скоморошества шире — оно включает в себя и представление, и танец, и юмор, и другие музыкальные инструменты, на первый план здесь выходит развлекательный аспект, и все же гусли почти всегда являются неотъемлемым атрибутом певцов-затейников, представляя собой некий смысловой стержень их представления, на который нанизывается все остальное. Они не просто развлекают толпу, они также являются носителями мудрости, но передают свои знания уже не открыто, а в завуалированной форме и в шутливой манере подачи.

Гусли не раз изображались и различными художниками. Так в 1899 году Васнецов написал картину «Гусляры», на ней сразу три человека играют на гуслях. Умудренный опытом седой старец, мужчина в лаптях и два молодых человека в лаптях. В картинах ключевую роль часто играл именно музыкальный инструмент, на нем делался акцент. А иногда он становился ключевым звеном в композиции.

Гусли – не просто старинный инструмент, это огромная и многогранная часть истории. Они занимали важное место в жизни славян, былины и рассказы с участием гуслей передавались из века в век, из семьи в семью.

Сейчас гусли снова входят в моду. Музыкальные ансамбли с гуслями – это самобытно, аутентично и свежо. Душевная музыка со старинным звучанием и новое прочтение от талантливых артистов наших дней – своеобразный мостик. К нашим истокам, к нашим предкам, к нашей культуре.

7. Появление свистулек на Руси


Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.
Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.

появление свистулек на Руси

На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента и скульптурного изображения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала в мундштуке и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха.

Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.
Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством.

Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.

В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.

Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музыцирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.

Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.
На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.

Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Заключение

Изучив в детском саду и при помощи моей семьи всю информацию относительно появления первых народных музыкальных инструментов на Руси, в своем исследовательском проекте "В стране народных инструментов" я пришла к выводу, что исконно русские народные инструменты – это душа народа и интерес к ним никогда не должен угаснуть. Мы должны сделать все возможное, чтобы старинные русские народные инструменты продолжали жить в наше время, и радовать нас своим самобытным звучанием и возможностью прикоснуться к истокам нашей культуры.

С помощью родителей и музыкального руководителя я оформила информацию в исследовательский проект на тему "В стране народных инструментов" и теперь могу поделиться им в детском саду со своими друзьями и родственниками. В процессе работы над проектом родители мне купили детские народные музыкальные инструменты – балалайку, гусли, гармошку, свистульку, бубен, и теперь у меня дома есть свой личный настоящий оркестр русских народных инструментов. Для меня это очень интересно и познавательно. Я не жалею потраченного времени на проект, так как я очень много узнала нового для себя и мне было очень интересно собирать информацию.

Источники

  1. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского на¬рода. М., 1993.
  2. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство. М.,1991;Вып. 2. Детство. Отрочество. М.,1992; Вып. 3. Девичество. М., 1992; Вып.4. Свадьба. М., 1993. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, 1981. Панкеев И. От крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., 1997. Русские: семейный и общественный быт. -М., 1989.
  3. Антонин Модр «Музыкальные инструменты»;
  4. Иллюстрированная энциклопедия «Музыкальные инструменты мира»;
  5. Бендерский Л. Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983г;
  6. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1986г;
  7. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975г;
  8. Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987г;
  9. Костомаров Н. И. Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Исторические монографии и исследования. М., 1995г;
  10. Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алма-Ата, 2007г.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: