Проект "В стране народных инструментов"
В исследовательской работе и проекте ДОУ "В стране народных иинструментов" автор знакомится с историей возникновения первых музыкальных инструментов, их звучанием, а также со способами звукоизвлечения.
В процессе проведения работы над исследовательским проектом на тему «В стране народных иинструментов» у воспитанницы детского сада при помощи родителей появились детские народные музыкальные инструменты – балалайка, гусли, гармошка, свистулька, бубен, и теперь у нее дома есть свой личный настоящий оркестр русских народных инструментов.
Подробнее о проекте:
В творческом и исследовательском проекте на тему «В стране народных иинструментов» воспитанница ДОУ сделала выводы о том, что исконно русские народные инструменты – это душа народа и интерес к ним никогда не угаснет. Нужно сделать все, чтобы старинные русские народные инструменты продолжали жить в наше время, и радовать своим самобытным звучанием и возможностью прикоснуться к истокам культуры.
Обучаясь в детском саду ребенок в своем проекте про народные инструменты на тему "В стране народных инструментов" изучил появление гуслей на Руси, как части русской культуры, узнал интересную информацию о появлении свистулек в Древней Руси, а также узнал о происходждении названий народных инструментов.
Оглавление
Введение
- История возникновения первых народных музыкальных инструментов
- Появление балалайки на Руси
- Откуда взялось название инструмента
- Выход на академическую сцену
- Появление гуслей на Руси
- Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры
- Появление свистулек на Руси
Заключение
Источники
Введение
«Каждый музыкальный инструмент — это история музыки»
Айшек Норам
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Мы русские люди, и должны знать историю русской культуры, истоки нашей русской музыки. Это основа для воспитания нравственно-патриотических чувств. Обогащение знаний о нашей русской культуре и русской музыке путём знакомства с русскими народными музыкальными инструментами поможет нам вырастить настоящее культурное общество.
Меня зовут Виктория Полтавец и мне 6 лет. В детском саду на музыкальных занятиях мы готовились к фестивалю национальных культур и вместе с музыкальным руководителем Татьяной Николаевной изучали народные инструменты. Мы познакомились с такими музыкальными инструментами, как балалайка, гармошка, гусли, бубен, трещотки, ложки, колокольчики, свистульки.
Мне очень понравилось звучание каждого инструмента, хотя многие из них не звучали, а только издавали шум, но мне очень захотелось узнать историю возникновения самых первых народных инструментов, и я попросила музыкального руководителя Татьяну Николаевну помочь мне разобраться в этом вопросе. Поэтому мой исследовательский проект направлен на изучение истории возникновения первых бытовых музыкальных инструментов на Руси.
Тип проекта:
По количеству участников: Индивидуальный;
По содержанию: творческий, познавательный;
По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)
Автор проекта: Полтавец Виктория 6 лет,
куратор – Башлаева Т.Н., музыкальный руководитель ДОУ.
Проблема:
У нас, современных детей, есть все, что только можно себе представить – телефоны, телевизоры, игровые приставки, выход в интернет, где можно найти любую информацию. Мы можем ходить в кинотеатр и на концерты современной музыки, заниматься компьютерной графикой, посещать музеи современного искусства, но всё меньше и меньше мы знаем обычаи и традиции русского народа, мы забываем о своём культурном наследии, о своей музыке и об народных инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. Мы совсем забываем о своем культурном наследии наших далеких предков.
Актуальность:
В настоящее время мир музыкальных инструментов очень разнообразен. Но как же редко мы видим и слышим богатое разнообразие народной музыки! У нас, детей, недостаточно знаний об истории возникновения первых бытовых русских народных инструментов. Родители заняты своими взрослыми делами – работой, ведением домашнего быта, и им некогда или некуда сходить и послушать звучание народных инструментов.
В нашем городе нет больших концертных залов, поэтому со многими музыкальными инструментами мы даже не знакомы. Все больше и больше с каждым днем мы слушаем аудиозаписи современной популярной музыки, и поэтому даже не догадываемся - насколько огромен и разнообразен мир народных музыкальных инструментов и их звучания.
Чтобы сформировать интерес не только у меня, но и у моих друзей к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться народной музыкой, у меня возникла идея данного проекта, который позволит мне попасть в огромный мир народных музыкальных инструментов.
Цель моего проекта:
Повысить уровень знаний в области первых народных музыкальных инструментов, прикоснуться к истории возникновения этих инструментов и расширить свой кругозор.
Задачи моего проекта:
- Познакомиться с историей возникновения первых музыкальных инструментов;
- Познакомиться со звучанием первых народных инструментов;
- Познакомиться со способами звукоизвлечения;
- Узнать, кто из музыкантов был виртуозом игры на народных инструментах.
Предполагаемые результаты:
- У меня сформируются представления о разнообразии народных музыкальных инструментов, об их истории;
- Я постараюсь приобщить к изучению истории первых народных инструментов мою семью и друзей;
- Я надеюсь, что народная музыка мне понравится и мне захочется чаще ее слушать;
- Процесс изучения данного вопроса очень интересный и я думаю, что проведу время с пользой для своего всестороннего развития;
- Не хотелось бы научиться самым простым приемам игры на каком – нибудь народном музыкальном инструменте.
- Я буду работать в сотрудничестве с музыкальным руководителем детского сада и надеюсь узнать от нее много нового и интересного для меня.
Этапы деятельности
Подготовительный этап:
- Обсудив с музыкальным руководителем и родителями вопрос изучения возникновения первых народных музыкальных инструментов, я пришла к выводу, что больше всего мне хотелось бы узнать об истории возникновения – балалайки, гуслей и свистульки. Та же хотелось бы познакомиться со способами звукоизвлечения звучанием этих инструментов.
- Я собираюсь собрать в сети интернет информацию в исследовательский проект при помощи мои родителей. А так же с помощью литературы, которую мне дала для изучения, музыкальный руководитель. В той литературе много ярких и интересных картинок, которые помогут мне разобраться во всем основательно.
Исследовательский этап:
Итак, приступим к изучению первых народных музыкальных инструментов. Что же мне удалось узнать?!
1. История возникновения первых народных музыкальных инструментов
С древних времен люди окружали свою жизнь песнями, танцами и музыкой, исполняемой на различных народных инструментах. В музыкальной культуре нашей страны русские народные инструменты занимают особое место и представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре.
Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков. Наши предки умели изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались вместе, пели и играли, отдыхая от трудов праведных.
Самыми первыми ударными музыкальными инструментами стали трещотки, барабаны, ложки, бубен, дрова, с помощью которых можно было передать ритм песни, танца. Затем появились духовые инструменты: глиняные свистульки дудки, рожки, жалейка, свирель.
Наши предки делали инструменты из того материала, который был у них под рукой – из дерева, кожи, кости, глины, а позднее из металла. Этим инструментам приписывалась особая магическая сила. Из глины они мастерили свистульки в форме птиц и животных, а из дощечек трещотки. Если обратиться к устному народному творчеству, то можно увидеть, что в русских сказках, на звуки рога и дудки появляются ратники, против которых не могла устоять никакая сила, а чудесные гусли сами играют, сами песни поют, заставляют всех плясать без отдыха.
Народные инструменты мастерили из простых природных материалов – глины, дерева, тростника, камыша, рогов животных, костей птиц и животных, стручков акации и бобов. Инструменты можно поделить на:
- самозвучащие. Это деревянные ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики;
- мембранные – барабаны, бубны, литавры;
- духовые. Это свистульки, свирели, жалейки, волынки, рог, пастуший рожок,;
- струнные смычковые – гудок, скрипка;
- струнные гусликовые – гусли, балалайка, русская домра.
2. Появление балалайки на Руси
Проследить историю балалайки от ее появления, увы, не получится. Это было слишком давно, и сведений об изобретателях и первых моделях найти не удалось. Точно известно, что инструмент этот пришлый и насчет его появления у русских есть несколько версий.
Значительная часть экспертов склонна считать, что балалайки к нам пришли вместе с монголо-татарским нашествием с Востока. Еще одна гипотеза связана со средневековым арабским ученым и картографом Ахмадом ибн Фадналом. По легенде восточный гость исследовал Поволжье и ему повстречались русские купцы. Араб показал им свой любимый струнный инструмент, а потом даже подарил. Так балалайка могла попасть к русским. Но у этой правдоподобной истории есть несколько серьезных минусов.
Во-первых, в своих записях ибн Фандал рассказывал о встрече с викингами в Волжской Булгарии. Во-вторых, араб путешествовал в 10 веке, а первые сведения о балалайках относятся к 17 столетию. А в третьих — нет гарантии, что это не был какой-нибудь другой струнный инструмент. Есть серьезные основания считать, что предком балалайки была домра. На них издавна играли во время своих представлений скоморохи. Но потом церковь запретила музыкальные номера. Дело в том, что самодеятельные артисты часто напивались в кабаках и исполняли крамольные песни, иногда про священнослужителей.
В 17 столетии от «позорных песнопений» скоморохов начали «лечить» кнутом, а домры изымали и уничтожали. «Бесовский инструмент» домра был дорогим, сложным и громоздким. Поэтому артисты придумали упрощенный вариант, который было не особенно жалко. Тем более что музыка для развлечения честного народа была незамысловатой, и небольшого трехструнного инструмента хватало с головой.
3. Откуда взялось название инструмента
Впервые слово «балалайка» появилось в летописях Московии в 17 веке. Позднее она часто упоминалась как в серьезных документах, так и в фольклоре. У балалайки общий корень с «балагурить» и «балаболить», то есть говорить быстро и без остановки. Нам кажется, что это идеально подходит народному русскому инструменту. Почти все мелодии для балалаек — это легкие, бренчащие развлекательные мелодии.
Сейчас по моему проекту "В стране народных инструментов" трудно сказать, как и кто придумал слово «балалайка». Но уже в начале 18 века инструмент считался исконно русским, национальным. Балалайка была неизменной участницей всех свадеб, гуляний и застолий и никому не приходило даже в голову искать ее происхождение в других странах.
4. Выход на академическую сцену
Русский композитор и виртуоз-балалаечник Василий Васильевич Андреев в 1880-х годах задался целью реабилитировать балалайку. Музыканту было всего 22, когда он начал «одевать балалайку во фрак» и на это дело Андреев потратил пять лет. В первую очередь, он разработал чертежи «классической» балалайки с отличным звуком.
В 1887 году мастер Франц Пасербский изготовил по чертежам Андреева первые хроматические балалайки. Это та самая, хорошо известная нам конструкция с треугольным корпусом и колковым механизмом. Были подобраны качественные жильные струны, с которыми инструмент зазвучал мягко. В этом же году был издан первый в России самоучитель игры на балалайке. Сам Андреев собрал кружок балалаечников – аматоров. Вскоре он превратился в полноценный класс игры на народных музыкальных инструментах в Педагогическом музее.
20 марта 1888 года подопечных Василия Васильевича ждал первый громкий успех. Выступление в зале одного из петербургских обществ произвело настоящий фурор. В этот день родился Русский народный оркестр В. Андреева, прославившийся на весь мир. Его пригласили даже выступить на Парижской выставке!
Сейчас, в 21 веке, балалайка по-прежнему популярна. Виртуозы умудряются играть на ней даже классические произведения, написанные для фортепиано, виолончели и скрипки. К счастью, балалайка пережила все невзгоды и гонения, осталась с нами, развивается и завоевывает новых поклонников.
5. Появление гуслей на Руси
Такое необычное и мелодичное название струнный щипковый инструмент получил от слова «гусла» (с древнерусского переводится как «струна»). Еще в древности так называли тетиву лука. Когда тетиву отпускали, она издавала характерный звук, похожий воспроизводят и сами гусли.
Точный год возникновения историки не называют, однако первое предполагаемое свидетельство о существовании музыкального инструмента датируется 591 годом. Сохранились рассказы греческого историка Симокатта, который утверждал, что гонцы-славяне имели при себе кифары. Кифара – еще один древний музыкальный инструмент, разновидность лиры. Были распространены в Древней Греции. Первое упоминание точного названия «гусли» – 11 век (согласно первой археологической находке).
6. Гусли – как неотъемлемая часть русской культуры
Гусли занимают почетное место во многих сказаниях, повестях и преданиях. Так на гуслях виртуозно играл богатырь Добрыня Никитич, добрый молодец Садко, богатый гость Соловей Будимирович, Боян из поэмы «Слова о полку Игореве».
Даже сложился определенный образ гусляра – обаятельный певец, сказитель. Свои легенды и былины он сопровождал приятной музыкой, что извлекалась из гуслей. Так появилось еще одно обозначение для музыкантов – «сказители».
С гуслями неразрывно связана и культура скоморошества. И хотя скоморохи (они же скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) не одно и тоже, что гусляры-сказители — их преемственность несомненна. Само понятие скоморошества шире — оно включает в себя и представление, и танец, и юмор, и другие музыкальные инструменты, на первый план здесь выходит развлекательный аспект, и все же гусли почти всегда являются неотъемлемым атрибутом певцов-затейников, представляя собой некий смысловой стержень их представления, на который нанизывается все остальное. Они не просто развлекают толпу, они также являются носителями мудрости, но передают свои знания уже не открыто, а в завуалированной форме и в шутливой манере подачи.
Гусли не раз изображались и различными художниками. Так в 1899 году Васнецов написал картину «Гусляры», на ней сразу три человека играют на гуслях. Умудренный опытом седой старец, мужчина в лаптях и два молодых человека в лаптях. В картинах ключевую роль часто играл именно музыкальный инструмент, на нем делался акцент. А иногда он становился ключевым звеном в композиции.
Гусли – не просто старинный инструмент, это огромная и многогранная часть истории. Они занимали важное место в жизни славян, былины и рассказы с участием гуслей передавались из века в век, из семьи в семью.
Сейчас гусли снова входят в моду. Музыкальные ансамбли с гуслями – это самобытно, аутентично и свежо. Душевная музыка со старинным звучанием и новое прочтение от талантливых артистов наших дней – своеобразный мостик. К нашим истокам, к нашим предкам, к нашей культуре.
7. Появление свистулек на Руси
Бытуя с древнейших времен, игрушка занимала большое место в жизни любого общества. Ведь именно с игрушки начинается познание мира человеком.
Свистулька – одна из очень старых, повсеместно и широко распространенных игрушек, превращающихся в умелых руках в музыкальный народный инструмент. Форма свистулек разнообразна: птицы, лошади, собаки, кошки и другие животные.
На Руси свистульки появились не позднее X века. Они представляют сбой сочетание простейшего музыкального инструмента и скульптурного изображения какого-либо зооморфного, а возможно, и мифологического персонажа. Лепилась такая игрушка на пальцах из одного куска глины. Основное искусство мастера заключалось в создании ее полой звуковой части – свистка. Секрет чистого и насыщенного звука зависел от ряда причин и, прежде всего, от правильного расположения воздуходувного канала в мундштуке и находившегося под ним отверстия для выхода части воздуха.
Удивительное дело, но, пролежав сотни лет в земле, эти игрушки и сегодня поражают звонким и объемным звучанием, значительно отличаясь от своих современных аналогов. Причем в зависимости от размера полой части игрушки звук мог быть высоким пронзительным или более низким басовитым.
Наши игрушки – свистульки представлены в форме птичек, отличающиеся большим музыкальным достоинством.
Датируются XV - XVI веком создания. Найдены они были в деревнях Хотебцово и Захряпино на размыве Рузского водохранилища. Сзади, обычно в хвосте, находится пригубник со щелевидным отверстием для дутья. Рядом с ним, внизу (под хвостом) или вверху (на спине фигурки), находится пищик. Без него свистулька нема, она свистеть не будет. А по бокам – два игровых отверстия лада, ими можно варьировать звук, получая незамысловатую мелодию.
В древности звучащие глиняные изделия служили средством общения с духами и являлись предметами культов, участвуя в религиозных ритуалах. В языческие времена глиняная игрушка была магическим инструментом, способным вызвать ветер и вместе с ним дождь, отпугнуть нечистую силу. Однако этому нет прямых доказательств.
Археологические находки, включая самые ранние обнаруженные русские свистульки, являлись детской забавой. Они имели грубое оформление мундштука, плавающую интонацию и маленький диапазон, поэтому не могли быть инструментами для полноценного музыцирования. Тем не менее, они участвовали в некоторых ритуалах, но именно в качестве игрушки, а не звучащего инструмента. Например, на вологодских свадьбах использовали игрушечных коней, зайцев и птиц из глины: их ставили на свадебный стол на подносе для сбора денег у гостей.
Есть версия, что игрушка переманивает на себя хворь. Возможно, свистульки выполняли обережную функцию – своим шумом и свистом они отгоняли от ребенка злых духов. Однако, на наш взгляд, основная функция детской свистульки – тренировка легких и артикуляционного аппарата ребенка. На это значение указывает их повсеместная распространенность и устойчивое бытование.
На Руси свистулька почти всегда сопровождала гончарный промысел. Любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной местности. Веселый, звонкий свист и музыкальные трели глиняных соловьев всегда раздавались на всех ярмарках – сразу было понятно, куда идти за новой крынкой или макитрой. Свистулька привлекала к гончару покупателей.
Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. В некоторых промыслах производство игрушки обособляется от гончарного, обретает самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.
Заключение
Изучив в детском саду и при помощи моей семьи всю информацию относительно появления первых народных музыкальных инструментов на Руси, в своем исследовательском проекте "В стране народных инструментов" я пришла к выводу, что исконно русские народные инструменты – это душа народа и интерес к ним никогда не должен угаснуть. Мы должны сделать все возможное, чтобы старинные русские народные инструменты продолжали жить в наше время, и радовать нас своим самобытным звучанием и возможностью прикоснуться к истокам нашей культуры.
С помощью родителей и музыкального руководителя я оформила информацию в исследовательский проект на тему "В стране народных инструментов" и теперь могу поделиться им в детском саду со своими друзьями и родственниками. В процессе работы над проектом родители мне купили детские народные музыкальные инструменты – балалайку, гусли, гармошку, свистульку, бубен, и теперь у меня дома есть свой личный настоящий оркестр русских народных инструментов. Для меня это очень интересно и познавательно. Я не жалею потраченного времени на проект, так как я очень много узнала нового для себя и мне было очень интересно собирать информацию.
Источники
- Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского на¬рода. М., 1993.
- Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство. М.,1991;Вып. 2. Детство. Отрочество. М.,1992; Вып. 3. Девичество. М., 1992; Вып.4. Свадьба. М., 1993. Обрядовые песни русской свадьбы Сибири. Новосибирск, 1981. Панкеев И. От крестин до поминок. Обычаи, обряды, предания русского народа. М., 1997. Русские: семейный и общественный быт. -М., 1989.
- Антонин Модр «Музыкальные инструменты»;
- Иллюстрированная энциклопедия «Музыкальные инструменты мира»;
- Бендерский Л. Г. Страницы истории исполнительства на народных инструментах. Свердловск, 1983г;
- Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М., 1986г;
- Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л., 1975г;
- Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. М., 1987г;
- Костомаров Н. И. Русские нравы. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. Исторические монографии и исследования. М., 1995г;
- Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алма-Ата, 2007г.