Творческий проект "Витражная роспись"
В творческой работе и проекте по ИЗО "Витражная роспись" автор изучил историю возникновения техники (технологии) витражной росписи, ознакомился с основными техниками изготовления витражей, а также узнал о видах витражей.
В процессе проведения работы над творческим проектом по изобразительному искусству на тему «Витражная роспись» обучающийся 7 класса изучив технологию и технику витража, научился рисовать по стеклу, разделив свою ученическую творческую работу на этапы.
Подробнее о работе:
В индивидуальном творческом проекте по ИЗО на тему «Витражная роспись» автор сделал выводы о том, что витражные работы - это всегда яркий и необычный подарок, прекрасный элемент декора и приятный сюрприз. Данная работа позволяет проявить фантазию, воображение и имеющиеся художественные навыки.
Оглавление
Введение
- История возникновения витражного искусства
- Витражное искусство в России
- Вариативность витражей
- Витражная роспись по стеклу. Этапы выполнения
Заключение
Введение
Работы выполняются в технике витраж с применением навыков работы с акриловыми красками для росписи по стеклу и керамике. Мой выбор зависел от желания познать новую технику, а также сделать новогодние сувениры для близких своими руками. Работать в этой технике мне помогала мама.
Работа с витражными красками очень захватывающая и интересная, при этом, довольно проста в исполнении и не требует специальных навыков, не обязательно даже уметь рисовать. При этом, работа в технике витраж, развивает творческую фантазию, воображение заставляет человека быть всегда в поиске образов.
Проблема: выполнить серию работ в технике росписи по стеклу.
Цель проекта: создать эскизы витражей, самостоятельно выполнить несколько работ в данной технике.
Задачи проекта:
- изучить литературу по теме;
- ознакомиться с основными технологиями изготовления витражей;
- изучить виды витражей;
- научиться рисовать по стеклу, дальнейшее освоение техники «Витраж»;
- познакомится с историей возникновения техники;
- научиться работать с новыми материалами, применять творческие навыки;
- развивать фантазию, воображение, наблюдательность и аналитические возможности глаза;
- видеть художественные образы в окружающих нас предметах.
История возникновения витражного искусства
Витраж – является древним декоративно-прикладным искусством. Фигурным цветным стеклом украшались стены, оконные проёмы, своды церквей, храмов, готических соборов и дома-особняки.
Витраж очень актуален и в повседневной жизни: ему находят применение при оформлении интерьера различных зданий детского творчества (Дворец спорта, библиотека, музыкальная школа, бассейн и т.д.), при оформлении индивидуальных интерьеров. Так же витраж будет уместен в больницах, детских садах, школах, а небольшие, правильно подобранные панно в технике росписи по стеклу, будут уместны в любой комнате.
Ведь в суматохе дня должно быть что-то привлекательное, то, что будет поднимать настроение окружающим. Ведь витраж способен создать хорошее и нужное человеку настроение.
Именно поэтому я выбрал для своего проекта это направление. Решил создать хорошее настроение своими руками - имитацию витража, которая также сохраняет всю красочность и декоративность этого вида искусства. Для начала я познакомился с историей возникновения витражного искусства.
Витраж (фр. vitre — оконное стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, предназначенное для заполнения проёма и рассчитанное на сквозное освещение. Многоцветные, большие по размеру витражи из разнообразных по форме стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, являлись особенностью готических соборов.
Чаще всего готические витражи изображали религиозные и бытовые сцены. Они размещались в огромных стрельчатых окнах, или в круглых окнах, так называемых «розах». Один из ярких примеров витраж на соборе Нотр-Дам во Франции.
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Главный собор Аугсбурга называется Mariendom — собор, в котором сохранились самые ранние цветные витражи в мире.
Во Франции первым собором, построенным в готическом стиле, был Нотр-Дам, большие витражные окна этого собора заполнены историческими и библейскими сюжетами.
Наивысшего подъема витражное искусство Франции достигло в XIII веке. Главный центр производства расписных стекол переместился в Шартр. Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян.
Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.
Витражное искусство в России
В России не было практики изготовления разноцветных стекол для окон. В начале 19 века и в Западной Европе витражное искусство находилось в стадии становления после долгого периода забвения. Поэтому для украшения зданий России из-за границы привозили не работы мастеров XIX века, а старинные средневековые произведения.
Так, в окна здания Арсенала в Царском Селе, предназначенного для хранения коллекции оружия императора Николая I, были вставлены витражи XV—XVII веков французские, немецкие и швейцарские.
Также алтарный образ Воскресшего Спасителя Исаакиевского собора был заказан за границей — в Мюнхене, по эскизу Г. М. фон Хесса. Это расписное окно является самым ранним из сохранившихся в Петербурге витражей XIX столетия.
В конце 19 века в России наладилось производство витражей на Императорском крестьянском заводе. Эти работы представляли собой картины на стекле. Сохранились всего два витража Императорского завода: «Ангел молитвы» и «Святое семейство».
Русские витражи конца XIX — начала XX веков отразили основные принципы стиля модерн. Основой его художественной и декоративной практики было подражание природным формам. Цветы и ветки растений, сплетенные в сложном рисунке стебли, композиции с текучими, плавно изгибающимися линиями, часто образующие букву «омега» — основной набор изображений на витражах стиля модерн.
«Программным» произведением русского витражного искусства, стало художественное остекление Торгового дома братьев Елисеевых на Невском проспекте, в С-Петербурге. Классическим примером стиля Модерн – является дом-Особняк С. П. Рябушинского в Москве.
Вариативность витражей
Каждый из нас хочет жить в красивом и уютном доме. Знания о красоте и удобстве зданий и вещей и составляют основу Дизайна. Меня заинтересовала история возникновения и развития этого древнейшего вида искусства, и я захотел больше узнать о видах витражного искусства и технологии его изготовления.
Ведь человек всегда стремился внести красоту в свое жилище.
Виды витражей
Свинцово-паечный витраж - классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.
Спечной витраж (фьюзинг) - витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).
Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.
Мозаичный витраж - наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон.
Пескоструйный витраж - вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.
Фацетный витраж - витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.
Имитация витража. Имитация – это процесс подражания чему-либо или выполнение похожей работы из других, часто более простых материалов.
Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).
Транспарант - просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись — это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу.
Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).
Витражная роспись по стеклу
Витражная роспись по стеклу - на поверхность стекла наносится рисунок специальными красками по заранее заготовленному трафарету.
Этапы выполнения:
- Замысел.
- Перенесение рисунка на стекло.
- Роспись акриловыми красками.
- Оформление работы.
С появлением витражных красок возможность попробовать свои силы в росписи по стеклу появилась практически у каждого. Для того, чтобы сделать такой рисунок не обязательно быть художником, и сама техника рисования не такая уж сложная. Нужно только не нарушать необходимую последовательность в работе и соблюдать аккуратность.
При работе над творческим проектом «Витражная роспись» выполняем эскиз (трафарет) на бумаге. Эскиз должен иметь замкнутый контур, чтобы цвета не перемешивались, и рисунок получился аккуратным. Выбираем сюжет и выполняем рисунок. Расписываем карандашом цвет в каждом отдельном контуре.
выполнение трафарета
1. Выполнение трафарета на бумаге.
Перед тем, как наносить контур на стекло, потренируемся проводить линии на бумаге. От одинаковой толщины и непрерывности контурной линии во многом зависит успех витражного рисунка. Приготовим ватные палочки, салфетки, – эти помощники пригодятся для исправления рисунка.
Стекло перед началом работы обезжириваем, протираем ацетоном или спиртом. Положим трафарет под стекло. Начинаем обводить рисунок контуром, не прикасаясь носиком к стеклу. Если где-то линия тонкая или прерывистая, наложим еще раз контур на эти места. Теперь нужно подождать определенное время. Длительность сушки контура 24 часа.
обводка рисунка
2. Обводка контура рисунка по стеклу.
Когда контур хорошо подсохнет, начинаем раскрашивать рисунок. Баночки с краской поднесём поближе к тому участку, который будет закрашиваться. Возьмём на кисточку капельку краски, перенесите ее на стекло и кистью аккуратно разгоним ее от центра к контуру. Слой краски должен быть достаточно толстым, чтобы по высоте почти сравняться с контуром, но за него не выходить.
3. Заполнение
Заполнение фрагментов цветом. Все погрешности сразу вытираем ватной палочкой или зубочисткой. Готовый рисунок оставляем высыхать в горизонтальном положении. Сохнуть витражные краски должны не меньше суток.
4. Оформление работы.
Когда рисунок высохнет, стекло вставляем в рамочку, с обратной стороны подложим основу из плотного картона и у нас получилась красивые картины. Цвет способен передавать яркие эстетические чувства, поднять настроение. В итоге у нас получились привлекательные и интересные витражные работы.
Оборудование, материалы, инструменты:
- Краски акриловые для росписи по стеклу и керамике
- Кисти синтетические разного диаметра (№ 2, 4, 6)
- Контур акриловый черный для росписи по стеклу и керамике
- Стекло
- Трафарет (распечатанный на бумаге понравившийся рисунок формата А4)
- Ватные палочки, салфетки, стакан с водой
- Хорошее настроение
Заключение
Работы получились очень яркие и насыщенные. В рамках творческого проекта по ИЗО на тему «Витражная роспись» работы в технике «витраж» - это всегда яркий и необычный подарок, который может стать прекрасным элементом декора и приятно удивит. Работая в данной технике, мы можем проявить свою фантазию, воображение, и имеющиеся художественные навыки, при этом работы довольно просты в исполнении.
Работая над творческим проектом по ИЗО и технологии на тему «Витражная роспись», я проявил самостоятельность, творческое воображение, приобрел опыт эстетических впечатлений. Техника «витраж» помогла мне по-новому посмотреть на окружающий мир и его красоту.
В данной технике я могу теперь создавать картины, как для украшения интерьера, так и для эксклюзивного подарка знакомым, близким и друзьям.