Проект на тему "Удивительная сила воды"
В исследовательской работе, проекте по окружающему миру "Удивительная сила воды" обучающаяся 1 класса изучила свойства воды, провела опыты: «Кисть и вода», «Мыльная пленка», «Появление капли» и «Монеты в стакане».
В процессе работы над исследовательским проектом по окружающему миру «Удивительная сила воды» обучающаяся 1 класса провела сбор и анализ необходимой информации по теме исследования, а также наблюдения по теме исследования, описанные в готовой исследовательской работе.
Подробнее о работе:
В индивидуальном исследовательском проекте на тему «Удивительная сила воды» автор сделала выводы о том, что следует продолжить исследование по теме «Свойства воды». Расширение знаний о воде будут способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к изучению окружающего мира. Возможно использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.
Обучающаяся в рамках своего исследовательского проекта об удивительной силе воды разработала буклет на тему «Удивительная сила воды» по предложенному образцу, с учетом форматирования. Буклет содержит текст, фигурный текст WordArt и рисунки. Осуществлена рефлексия. Автор проекта узнал больше о воде, выявил её свойства и проверил их опытным путем.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность проекта
Вода появились много миллиардов лет назад. Ученые до сих пор спорят о её происхождении. «Вода – это чудо, которое дает жизнь всему живому на Земле» Актуальность проекта «Удивительная сила воды» обусловлена необходимостью углубления знаний обучающихся о свойствах воды, развития их когнитивных способностей. Полученные в ходе исследовательского проекта знания, о свойствах воды обучающиеся смогут применять в жизни. Реализация проекта будет способствовать развитию интереса к естественнонаучным дисциплинам.
Объект исследования: вода.
Цель проекта
Для учителя: реализация в образовательном процессе познавательной, исследовательской и экспериментальной деятельности детей младшего школьного возраста через ознакомление с удивительными силами воды.
Для ученика: углубление знаний о воде и её свойствах.
Тип проекта: исследовательский, естественно-научный, групповой, краткосрочный
Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание.
1 этап. Подготовительный этап (2 дня)
1) Сбор и анализ информации:
- Что такое вода?
- Выяснить свойства воды;
- Как проверить, что пленка действительно есть на поверхности воды?
2) Определение содержания проекта:
- тема;
- актуальность проекта;
- проблема исследования;
- объект исследования;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- гипотеза исследования;
- методы исследования;
- тип проекта;
- этапы реализации проекта;
- оборудование для проведения исследования;
- продукт проекта;
- перспектива проекта.
3) Планирование исследовательской деятельности:
- проведение опыта №1 «Кисть и вода»
- проведение опыта №2 «Мыльная пленка»
- проведение опыта №3 «Появление капли»
- проведение опыта №4 «Монеты в стакане»
- после проведения каждого опыта делаем вывод.
2 этап. Практический - исследовательская часть(4 дня)
Во время реализации исследовательской части были запланированы и выполнение практической работы, такие как:
- сбор и анализ необходимой информации по теме исследования;
- диагностика опыта младших школьников в вопросах, связанных водой.
- проведение наблюдений по теме исследования;
- подведение итогов: описание итогового результата, проверка гипотезы.
3 этап. Заключительный (2 дня)
1)Изготовление продукта. Создан буклет на тему «Удивительная сила воды», по предложенному образцу, с учетом форматирования. Добавлены текст, фигурный текст WordArt, рисунки.
2)Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся о свойствах воды и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в повседневной жизни.
Исследовательский этап проекта (полное описание)
Цель исследования: узнать больше о воде, выявить её свойства, проверить их опытным путем.
Гипотеза исследования: если поверхностный слой воды похож на упругую пленку, то мы можем проверить это с помощью опытов.
Методы исследования:
- теоретический анализ специальной литературы по теме исследования;
- наблюдение;
- анализ и синтез;
- опыты;
- обобщение;
Оборудование для проведения исследования: мультимедиа, принтер, цифровая лаборатория, проектор, документ-камера
Ход исследования:
Обсуждение в форме беседы о воде. Проведение наблюдений:
Опыт №1 «Кисть и вода»
Цель: узнать, как именно формируется капля воды
Оборудование: цифровая лаборатория.
Наполнить ёмкость водой. Поместите туда кисть.
Вывод: ворсинки слипаются не только потому, что они мокрые, а еще из-за того, что водная пленка стягивает их.
Данный пример можно сравнить с перемещением водомерки, воды из-под крана и дождем.
Опыт №2 «Мыльная пленка»
Цель: убедиться, что вода имеет водную пленку
Оборудование: цифровая лаборатория
Приготовьте мыльный раствор. Закройте мокрым пальцем носик воронки и опустите ее в раствор. Откройте носик воронки и пронаблюдайте.
Вывод: когда палец закрывает воронку, то образуется мыльная пена, а когда открываем то можем видеть, как пленка поднимается наверх.
Данный пример можно сравнить с мыльными пузырями, стиркой белья.
Опыт №3 «Появление капли»
Цель: узнать, как формируется капля воды
Оборудование: цифровая лаборатория
Наберите воды в пипетку, слегка надавите, пронаблюдайте за образованием капли на кончике пипетки.
Вывод: сначала образуется оболочка, она увеличивается, принимает шарообразную форму, затем появляется тонкая шейка и капля отрывается.
Данный пример можно сравнить с росой, дождем.
Опыт №4 «Монеты и стакан»
Цель: убедиться, что вода имеет водную пленку
Оборудование: цифровая лаборатория
Наполните емкость водой доверху, аккуратно бросайте в стакан монеты, следующий предмет помещайте в воду, когда поверхность воды успокоится.
Вывод: вода станет «горкой», не выливается, её держит невидимая пленка.
Данный пример можно сравнить с перемещением водомерки.
Подводя итоги, младшие школьники описывают итоговый результат, проверяют правильность выдвинутой гипотезы.
Продукт проекта: буклет.
Перспектива проекта
Продолжить исследование в рамках проекта по окружающему миру по теме «Свойства воды». Расширение знаний о воде будут способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к изучению окружающего мира. Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Формирование ценностных ориентаций.
Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир» и естественнонаучных дисциплин в основной школе (химия, физика, биология). Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта. Организация проведения научных конференций в начальной школе.