Проект "Здоровое питание школьника"

Автор: 
Шевцова Дарья Андреевна
Руководитель: 
Журавлева Наталья Владимировна
Учреждение: 
МКОУ СОШ с.Лазарево
Класс: 
11

В социальной исследовательской работе и проекте на тему "Здоровое питание школьника" ученица 11 класса рассмотрела влияние школьного питания на здоровье школьников, а также постаралась сформировать у одноклассников интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания через беседу за круглым столом.

В процессе проведения работы над исследовательским социальным проектом на тему «Здоровое питание школьника» обучающаяся 11 класса проанализировала вкусы ребят, выяснила, насколько правильно и полезно меню в ее школе, а также подготовила информационные материалы по принципам здорового питания.

Подробнее о работе:


В социальном исследовательском проекте на тему «Здоровое питание школьника» автор сделала выводы о том, что здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса. А также… Умеренность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие. Биологическая полноценность.

В рамках социального проекта о здоровом питании школьника проведено анкетирование, анализ школьного меню, произведен подсчет калорийности школьного питания, осуществлено социалогическое исследование и подготовлены рекомендации учащимся по здоровому и правильному питанию.

Оглавление

Введение
I. Роль питания в формировании здорового образа жизни школьников.
1. Правильное питание в школьной столовой.
2. Организация питания школьника.
II. Социологическое исследование.
1. Анкетирование и его результаты.
2. Анализ школьного меню
3. Подсчет калорийности
III. Рекомендации учащимся здорового и правильного питания.
Заключение
Список использованных источников.

Введение


В своей книге "Путь к Виганскому причалу" Джордж Оруэлл писал: "Полагаю, можно доказать, что перемены в питании более важны, чем религиозные или семейные изменения". В 1998 году Правительство России приняло Концепцию государственной политики в области здорового питания населения России.

Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

  • здоровье человека - важнейший приоритет государства
  • пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека
  • питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи
  • рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства
  • питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

Одна из важнейшей проблем общества – не правильное питание. Здоровое питание - это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний.Здоровое питание предполагает сбалансированное по количеству и качеству поступление компонентов пищи в соответствии с потребностями организма человека.

Так как ни один продукт не в состоянии обеспечить организм всеми необходимыми питательными веществами, основным принципом рационального питания следует считать разнообразие пищи.Нарушение в питании детей, его несбалансированность и несвоевременность могут привести к задержке физического и психического развития, серьезным обменным нарушениям.

Это не только семейная проблема, но и медицинская, социальная, общественная, государственная. По результатам Всероссийской диспансеризации, в результате неправильного питания прогрессируют болезни органов пищеварения, которые занимают второе место в структуре детской заболеваемости у подростков. Частота встречаемости гастрита и дуоденита составляет 300-400 на 1000 детского населения. Это последствия не правильного питания.

Актуальность: Пересмотреть некоторые взгляды ребят в этом направлении и явилось основной причиной создания моего проекта.

С рождения у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. Семья играют важнейшую роль. Именно с первых лет жизни ребенка важно сформировать правильное представление о здоровом питании, способствовать пониманию того, что здоровое питание должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни.

Самый простой способ позаботиться о своем здоровье – это правильное питание. Начиная с детского сада и продолжая в школе рацион питания составлен в соответствии с СанПиН для школьной столовой. Но ребята не всегда хотят кушать, что им предлагают повара в саду или в школе, считая, что эти блюда не совсем вкусные и повторяющие каждые десять дней. Оказывается, в школьном меню есть все для здорового питания. Это правильное количество полезных веществ, для здорового образа жизни.

Объект:школьное питание.
Предмет: влияние школьного питания на здоровье школьников
Проблема в том, что не всем учащимся школы, особенно старшеклассникам, нравятся блюда, которые предлагает повар в школьной столовой.

Гипотеза: если ребенок будет соблюдать основы правильного питания, то у него будет меньше проблем со здоровьем, утомляемостью, успеваемостью.

База исследования:столовая МКОУ СОШ с. Лазарево.

Практическая значимость: Согласно результатам проведенного исследования, я хочу провести ряд мероприятий в школе по повышению степени информированности учащихся о правильном, здоровом питании

Цель проекта: пропаганда правильного питания.

Задачи проекта:

  1. Проанализировать вкусы ребят.
  2. Выяснить, насколько правильно и полезно меню в нашей школе.
  3. Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания через беседу за круглым столом.
  4. Подготовить информационные материалы по принципам здорового питания

I. Роль питания в формировании здорового образа жизни школьников


«Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», – часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать.

Государственная политика в области здорового питания населения основывается на следующих принципах:

  • здоровье человека - важнейший приоритет государства
  • пищевые продукты не должны причинять ущерб здоровью человека
  • питание должно не только удовлетворять физиологические потребности организма человека в пищевых веществах и энергии, но и выполнять профилактические и лечебные задачи
  • рациональное питание детей, как и состояние их здоровья, должны быть предметом особого внимания государства
  • питание должно способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды.

1. Правильное питание в школьной столовой

Пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма. Расход энергии у подростков значительно выше, чем у взрослых. Потребность в пищевых веществах и энергии у юношей и девушек различная: энергетическая ценность рациона юношей – 3000-3450 ккал, девушек – 2600-2990 ккал.

Когда речь заходит про то, как следует составлять школьное меню, обеспечивающие правильное питание для подростков таким образом, чтобы растущий организм получал полную «коллекцию» необходимых ферментов. Питание должно быть строго сбалансировано. Молочные продукты, овощи, фрукты, мясо, белый хлеб, бобовые – вот продукты, которые должны входить в рацион в обязательном порядке. При этом следует избегать пищи с большим содержанием жиров, сахара и соли.

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты - источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда.

В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного- полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Питание школьников должно быть сбалансированным. Питание школьников должно быть оптимальным. Питание школьников должно быть рациональным.

Здоровое питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность школьника, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Основной целью здорового питания-является создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического здоровья школьников за счет повышения эффективности и безопасности системы питания.

Рацион питания. Питание обеспечивает нормальную деятельность растущего организма школьника, тем самым, поддерживая его рост, развитие и работоспособность. Для этого необходимо сбалансировать рацион в зависимости от индивидуальных потребностей учащегося, которые должны соответствовать его возрасту и полу.

Питание школьника. Питание школьника должно быть сбалансированным. Для здоровья важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4.

Признаки правильного питания школьника. По каким признакам можно определить, что школьник стал питаться более правильно? Главными непосредственными проявлениями эффекта здорового питания является прежде всего улучшение настроения и повышение активности, исчезновение жалоб на утомляемость и головные боли, повышение внимания, памяти и успеваемости в школе, снижение уровня конфликтности в поведении. Сегодня меньше 5% учащихся могут считаться абсолютно здоровыми. При этом самочувствие школьников стремительно ухудшается.

Польза горячего питания. Наблюдения показали, что учащиеся, получающие горячее питание в условиях школы, меньше устают, у них на более длительный срок сохраняется высокий уровень работоспособности и выше успеваемость.

Основные моменты питания детей школьного возраста:

  • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
  • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
  • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
  • Минимум 60% белков в рационе школьник должно поступать из продуктов животного происхождения.
  • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
  • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10- 20% всех углеводов.
  • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
  • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
  • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
  • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
  • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
  • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
  • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
  • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

2. Организация питания школьника


Часто обеспечивая организм калорийными продуктами, люди часто жалуются на усталость, а со временем приобретают хронические заболевания.Причина проста — сытное, обильное питание отнюдь не гарантирует того, что организм получает нужные питательные вещества. Как правило, он испытывает дефицит одних веществ и переизбыток других, что одинаково негативно сказывается на здоровье. Одним словом, еда играет ключевую роль для нашего здоровья, она может быть как ядом, так и лекарством.

Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и полового созревания.

Именно в эти годы - фактически начиная с 7 лет - ребенок становится взрослым человеком. И это касается и его физического развития, и психоэмоционального, и интеллектуального. Ребенок осваивает новые для себя правила взрослой жизни. Учится ответственности и самостоятельности, учится по-новому выстраивать свои отношения с людьми.

Немаловажно и то, чтобы именно в этот период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых. Во-первых, чтобы уже сейчас помочь своему организму в нелегкой работе, а во-вторых, чтобы выработать привычку, которая пригодится в самостоятельной жизни. Ведь от того, как мы питаемся, зависит наше здоровье.

При составлении рациона для школьников 7-17 лет учитываются изменения физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста и пола ребенка.

Основные требования к пищевому рациону:

  • энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;
  • оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;
  • хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;
  • высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);
  • разнообразие пищи;
  • способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;
  • санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи (Яценко, Воеводская, 2003).

Калорийность рациона школьника должна быть следующей:

  • 7-10 лет – 2400 ккал
  • 11-13 лет – 2400 -2600 ккал
  • 14-17лет – 2600-3000ккал
  • если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.

Питание школьника должно быть сбалансированным. Сбалансированное питание – это определенное соотношение в рационе всех компонентов питания.
Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню школьника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма. Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1:1:4

Однообразное питание, исключение на длительный срок отдельных групп пищевых продуктов нарушают сбалансированность пищевых компонентов, понижают усвояемость и синтез веществ.
Примерный вес суточного рациона (нетто) подростков 14-17 лет около 2,5 кг.
Мной был изучен суточный набор продуктов школьников, который представлен в СанПине.

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха.

II. Социологическое исследования

1. Анкетирование и его результаты


Как питаемся мы? Попробуйте узнать о себе больше. Учащиеся 5- 11 классов приняли участие в анкетирование.
Анкета №1 Номера выбранных ответов поместили в итоговую таблицу.
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз, 2) 1-2 раза, 3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день, 2) иногда не успеваю, 3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом, 2) сосиску, запеченную в тесте, 3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока, 2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно, 2) редко, во вкусных салатах, 3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день, 2) 2 – 3 раза в неделю, 3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют, 3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно, 2) 1- 2 раза в неделю, 3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями, 2) серый хлеб, 3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю, 2) 1-2 раза в месяц, 3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель; 2) чай, кофе; 3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп, 2) в основном картофельное пюре, 3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно, 2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаёте чаще предпочтение:
1) постной, варёной или паровой пище, 2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчёной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да, 2) нет.

Проанализировав своё питание можно следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы!

Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.

Если Вы набрали 29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займётесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!

Результаты анкетирования приведены в таблице и диаграмме

от 15 до 21 баллов от 22 до 28 баллов 29 – 44 балла
13 учащихся 24 учащихся 27 учащихся

питание 1

Из 64 опрошенных ребят, только 13 ребят сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами.

Анкета№2 по школьному питанию учащихся

1.Питаешься ли ты в школьной столовой? да/нет (Ответ: 100%)
3. Вкусная ли еда в вашей столовой? да/нет (Ответ: да - 57%)
4. Хотел бы ты изменить школьное меню? да/нет (Ответ: да - 85%)
5. Хватает ли вам выданной порции? да/нет (Ответ: да - 79%)

питание 2

6. Какие блюда нравятся тебе больше всего? ( Ответ; Макароны с сыром, бутерброды, котлеты, суп-лапша, манная каша, оладьи со сгущенкой, овощное рагу, салат, ленивые голубцы).
7. Какие блюда тебе не нравятся? (Ответ: печень тащенная, гречка, рыба жаренная, гороховая каша, пшеничная каша).
9. Считаешь ли ты, что от правильного питания зависит твое здоровье и твоя успеваемость? (Ответ: 32%-да, 45% - не знаю, 23-% нет).

Анкета №3 Как мои одноклассники и друзья относятся к проблеме правильного питания.
1. Придерживаетесь ли вы принципов здорового питания?
а) да б) не регулярно в) не придерживаюсь
2. Сколько раз в день вы едите?
а)3-5 раз 6)1-2 раза в)7-8 раз, г)сколько захочу
З. Завтракаете ли вы перед уходом в школу? а) да б) нет в) иногда
4. 0тличается ли ваш рацион разнообразием блюд? а) да б) нет
5. Как часто вы употребляете в пищу свежие овощи и фрукты?
а) часто б) иногда в) редко
6. Влияет ли по вашему мнению, состав, режим питания на здоровье человека?
а) да б) незначительно в) не влияет
В опросе приняли участие 17 человек.

питание 3

питание 4

питание 5

питание 6

питание 7

питание 8

Из результатов опроса видно, что большинство ребят не придерживаются правильного питания (едят не по суточной норме, практически не употребляют овощи и фрукты тем, самым блокируют организму получение большинства витаминов). Но понимают, как влияет состав и режим питания на их здоровье. Для того чтобы они занялись своим питанием и их организм получал нужные для него полезные вещества, я хотела бы проанализировать школьное питание и предложить советы по организации здорового и правильного питания, не только в школе, но и дома.

2. Анализ школьного меню


Столовая в нашей школе позволяет организовывать горячие завтраки, обеды и рассчитана на 48 посадочных мест. Для того чтобы все учащиеся получали питание горячим, работа школьной столовой организована по графику.Горячее питание получают 117 учащихся 1-11класс.
В меню кроме перечисленных блюд указывается, сколько белков, жиров и углеводов содержат блюда. Также перечисляются минеральные вещества и витамины. Энергетическая ценность выражена в килокалориях.

На завтрак подается каша (гречневая, рисовая, манная или пшенная), либо суп молочный с крупой или макаронами. Помимо каши дают творожную запеканку, омлет, оладьи, сосиски, творожную ватрушку или творожный пудинг. Биойогурт, кефир или молоко дают детям четыре раза в неделю. Два раз в неделю детям дают свежие фрукты, чаще всего, яблоки. Из напитков на завтрак и обедготовят чай с сахаром и лимоном или какао с молоком, кисель, компот.

На обед всегда предлагается салат овощной из капусты, свеклы или моркови с добавлением фруктов или сухофруктов. Обязательно есть первое блюдо – различные горячие супы. Второе блюдо либо самостоятельное (жаркое, голубцы ленивые), либо макароны или каша (рисовая, гречневая). К гарниру предлагается суфле куриное, тефтели из рыбы или говядины, печень.

Гречневая - одна из самых полезных. В ней содержатся незаменимые растительные белки, к тому же гречка – чемпион среди злаков по содержанию витаминов группы В, которые помогают справиться со стрессами и бессонницей, а заодно и отвечают за хорошее состояние кожи, волос и ногтей.

Пшенная каша поставляет организму железо, необходимое для нормального кровообращения и здорового цвета лица, фтор, без которого невозможно сохранить здоровые зубы.
Рисовая каша богат обилием витаминов группы В, витамина Е (защищает от преждевременного старения) и целым набором микроэлементов, таких как железо, цинк (избавляет от проблем с сосудами), магний (главный "враг" плохого настроения), кальций (избавляет от лишних визитов к стоматологу), калий (улучшает работу сердца) и др.

Испокон веков манная каша считалась дорогой и очень редкой на Руси. В манной крупе много крахмала и белка, много витаминов Е и В1, а также калия, почти столько же витаминов В2, В6, РР и железа.
Врачи настаивают на том, что завтрак школьника должен быть горячим, и они правы. Нужно приучаться завтракать каждый день.

В столовой КАЖДЫЙ ДЕНЬ готовят и супы, которые являются самыми полезными для организма, а также рассольники и рыбные супы. Установлено, что ежедневное употребление супов, усиливает моторную функцию кишечника и препятствует развитию сердечнососудистых заболеваний и онкологических образований в области желудка и кишечника. Бульон хорошо усваивается в желудке, регулирует водно-солевой баланс, обладает большой энергетической ценностью и после него легче справиться со вторым блюдом.

После обеда – свежие овощи, кисель или компоты из сухофруктов.
Рацион в школьной столовой достаточно разнообразный. При составлении меню учитываются рекомендации СанПина, строго подсчитывается калорийность блюд и количество белков, жиров и углеводов, необходимых для питания детей. Меню проходит ежедневную проверку на сайте: Мониторинг питания РФ. Поэтому я рекомендую всем учащимся посещать столовую и съедать все предложенные блюда.

Блюда, предлагаемые для ребят – вкусные и полезные. В меню преобладающими блюдами являются: макароны, картофельное пюре, рыба, котлеты мясные, чай, какао. В меню присутствуют также салаты, фрукты.
По итогам анализа школьное меню можно считать рациональным и полноценным.

3. Подсчет калорийности

Режим питания школьника строится с учетом приемов пищи дома и в школе. Познакомившись с калорийностью продуктов, я решила подсчитать энергетическую ценность блюд, которые нам готовят в школьной столовой. Так наша школа учится в первую смену, то можно придерживаться следующего режима питания:

  • завтрак дома (7.30) – 20% калорийности суточного рациона;
  • завтрак в школе (11 часов) – 20% калорийности суточного рациона;
  • обед дома (14-15 часов) – 35% калорийности суточного рациона;
  • ужин дома (19-20 часов) – 25% калорийности суточного рациона.

Исходя из этого примера, 20% калорийности суточного приема приходится на питание в столовой. То есть, если норма для школьников примерно составляет 2500 Ккал, то блюда школьной столовой должны иметь энергетическую ценность не меньше 500 Ккал. В течение пяти дней нами было отслежено меню блюд, а затем подсчитала их калорийность. В результате вычислений получилось, что энергетическая ценность составляет в среднем примерно 591 Ккал, это соответствует норме для подростков.

Рекомендуемые нормы потребления жиров, белков и углеводов в день

Возраст Энергетическая ценность, ккал Белки Жиры Углеводы
от 7 до 10 лет 2300 79 79 315
от 11 до 13 лет (мальчики) 2700 93 93 370
от 11 до 13 лет (девочки) 2450 85 85 340
от 14 до 17 лет (юноши) 2900 100 100 400
от 14 до 17 лет (девушки) 2600 100 100 400

Примечание: если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше

Связь между питанием и обучением убедительно доказана. Здоровое питание необходимо учащимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиваться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь. Доказано, что здоровое питание напрямую связано с продлением жизни и понижением риска развития многих хронических болезней у взрослых.

III. Рекомендации учащимся здорового и правильного питания

1. Питайтесь каждый день вместе с одноклассниками в школьной столовой

Помните, что ежедневное здоровое горячее питание, организованное в школе, способствует хорошему настроению, высокой умственной работоспособности, получению новых знаний, успешности, успеваемости, достижению новых свершений в физической культуре и спорте, защите организма от возбудителей инфекционных заболеваний, формированию привычки правильно питаться и здоровых пищевых предпочтений.

2. Соблюдайте правильный режим питания

  • Время приема пищи, должно быть, каждый день одинаковое, это имеет большое значение и способствует заблаговременной подготовке организма к приему пищи.
  • Принимайте пищу сидя за столом, не спеша, все тщательно пережевывайте, не спешите - продолжительность перемены для приема пищи достаточная (не менее 20 минут).

3. Не пропускайте приемы пищи

Для правильного развития организма человека важен каждый прием пищи, который имеет свое значение и свой состав. Получайте в школе горячий завтрак и(или) обед.
Меню завтраков в обязательном порядке включает горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда) и горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток). Дополнительно могут быть добавлены продукты - источники витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды, орехи, йогурты).

Меню обедов включает овощной салат (овощи в нарезке), первое блюдо, второе основное блюдо рубленое или цельно кусковое (из мяса или рыбы), гарнир (овощной или крупяной), напиток (компот, кисель).

4. Следуйте принципам здорового питания и воспитывайте правильные пищевые привычки

  • Соблюдайте режим питания – не реже 5 раз в день (основные приемы пищи – завтрак, обед и ужин; дополнительные приемы пищи – второй завтрак, полдник и второй ужин).
  • Не переедайте на ночь – калорийность ужина не должна превышать 25 % от суточной калорийности.
  • Обогащайте привычную структуру питания блюдами и продуктами с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов (блюда с добавлением микро зелени, ягод, меда, обогащенный витаминами и микроэлементами хлеб, кисломолочная продукция).
  • Отдавайте предпочтение блюдам тушеным, отварным, приготовленным на пару, запечённым, пассированным и припущенным блюдам.
  • Сократите количество сахара до двух столовых ложек в день, соли - до 1 чайной ложки в день. Не досаливайте блюда, уберите солонку со стола.
  • Исключите из рациона питания продукты с усилителями вкуса и красителями, продукты источники большого количества соли (колбасные изделия и консервы).
  • Сократите до минимума потребление продуктов-источников сахара (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы).Замените их на фрукты и орехи.

5. Мойте руки

  • Мойте руки перед каждым приемом пищи.
  • Мойте руки правильно. Тщательно не менее 30 секунд намыливайте ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей, мойте с теплой проточной водой, затем ополосните руки еще раз и вытрите насухо.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

  1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
  2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.
  3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день. Учащиеся должны получать завтрак в школе с 09:00—10:00, обед - в 12:00—14.00, полдник с 15.00.-15.30, ужин с 16.00.-17.00.
  4. Следует употреблять йодированную соль.
  5. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста. 6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника.
  6. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
  7. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.
  8. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах.

Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

  • Когда нет чувства голода.
  • При сильной усталости.
  • При болезни. • При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
  • Перед началом тяжёлой физической работы.
  • При перегреве и сильном ознобе.
  • Когда торопитесь.
  • Нельзя никакую пищу запивать.
  • Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.

Рекомендации:

  • В питании всё должно быть в меру;
  • Пища должна быть разнообразной;
  • Еда должна быть тёплой;
  • Тщательно пережёвывать пищу;
  • Есть овощи и фрукты;
  • Есть 3—4 раза в день;
  • Не есть перед сном;
  • Не есть копчёного, жареного и острого;
  • Не есть всухомятку;
  • Меньше есть сладостей;
  • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса. А также… Умеренность. Четырехразовый приём пищи. Разнообразие. Биологическая полноценность. БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!

Заключение

Питание – один из факторов, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья подростков. Недостаточное поступление питательных веществ в юношеском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронических патологий. Проблема правильной организации питания школьников имеет не только медицинское, но и большое социально-экономическое значение, так как является одним из важных факторов, формирующих здоровье и последующее развитие человека.

Питание обеспечивает адекватность биохимической адаптации растущего организма к постоянно изменяющимся условиям жизни. Именно в детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются особенности метаболизма взрослого человека. Таким образом, от правильной организации питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья взрослого человека. И только от нас зависит какое будущее у нас ждет.

После исследования школьного питания и различных рекомендаций провела беседу с ребятами своего класса о правильном питании. С учителями начальных классов запланировали беседу с учениками начальных классов. А также раздать ребятам памятки о здоровом питании.

Список использованных источников

  1. СанПиН для школьной столовой
  2. Интернет-ресурсы


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет