Творческий проект "Изготовление шкатулки"
В ходе творческого проекта по технологии на тему "Изготовление шкатулки" учащийся 8 класса своими руками выполнил деревянную шкатулку в виде сердца, а также определил, что правильно распланировав работу и при наличии соответствующих инструментов и материалов, можно изготовить деревянную игрушку легко и быстро без больших материальных затрат.
В процессе проведения работы над творческим проектом по технологии «Изготовление шкатулки» обучающийся 8 класса изучил источники информации по теме исследования, выявил наличие материалов и оборудования, разработал технологическую карту изготовления шкатулки, а также провел исследование и дал экономическую оценку своему изделию.
Подробнее о проекте:
В готовом творческом проекте по технологии на изготовление шкатулки из дерева своими руками ученик 8 класса определил, что в шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких - это подарок сделанный собственными руками.
Оглавление
- Обоснование возникшей проблемы и потребности
- Цель и задачи проекта
- Историческая справка
- Основные требования к изделию
- Разработка идей, вариантов
- Анализ идей и выбор лучшего варианта
- Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования
- Последовательность изготовления изделия
- Техника безопасности
- Экономическое обоснование
- Экологическое обоснование
- Самооценка
- Вывод
- Реклама изделия
- Используемая литература
- Приложение
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
Как у многих жителей нашей планеты, так и моих многочисленных родственников есть замечательная традиция – устраивать праздники, посвященные дню рождения и всегда существует такая проблема: что подарить? Я пытался решить проблему с помощью схемы №1.
Схема №1. Поиск вариантов решения проблемы
Купить рамочку для фото или какой-нибудь сувенир можно не очень близким родственникам. Изготовить самому рамочку для фото можно для одноклассников. Родителям только сувениры собственного изготовления. Однажды я заметил, что моя мама, приходя с работы и снимая ювелирные украшения, располагает их в различных местах.
Я понял, что все это происходит из-за того, что у нее просто нет специально предназначенной для ювелирных украшений шкатулки. И мне захотелось исправить этот недостаток. Как я мог это сделать? Либо купить нужное изделие в магазине, либо постараться сделать своими руками. Против первого варианта были следующие факторы:
- высокая стоимость подобных изделий (а я пока учусь и не имею возможности зарабатывать деньги)
- отсутствие оригинальности.
На уроках технологии мы учимся работать с деревом - конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать. Мне очень нравится выпиливать дощечки и потом выжигать на них рисунок и я решил сделать шкатулку. Тем самым на практике смогу закрепить полученные на уроках знания и сделать подарок своими руками для мамы.
Актуальность моего проекта объясняется еще и тем, что:
- Достаточно большое количество разных мелочей, которые надоело собирать по полкам и по столам можно хранить в красивой коробочке
- Основное преимущество hand-made (своими руками)- за относительно невеликие средства, можно порадовать себя интересными вещицами, которые будут нести эксклюзивный характер.
- Шкатулка своими руками – это прекрасный подарок, который можно сделать для своих близких или друзей, не затратив при этом большого количества времени и сил.
2. Цель и задачи проекта
Цель проекта:
разработать и изготовить деревянную шкатулку своими руками.
Задачи:
- Изучить источники информации по теме исследования
- Выявить наличие материалов и оборудования
- Разработать технологическую карту изготовления шкатулки
- Выполнить работу своими руками
- Провести исследование и дать экономическую оценку изделию
- Совершенствовать навыки работы на компьютере
Объект исследования: деревянная шкатулка в виде сердца.
Гипотеза: правильно распланировав работу и при наличии соответствующих
инструментов и материалов, можно изготовить деревянную игрушку легко и
быстро без больших материальных затрат.
Практическая значимость объекта исследования заключается в возможности её использования: на уроке технологии, при массовом производстве, замечательная сувенирная продукция.
Темой своего проекта я выбрал деревянную шкатулку, которую должен смастерить своими руками. Свою работу я разбил на три этапа:
1 ЭТАП – Подготовительный включает в себя теоретическую часть
(сбор и обработка информации).
2 ЭТАП – Основной, который является практической частью и включает в себя технологию изготовления игрушки.
3 ЭТАП – Заключительный, включающий в себя выводы о проделанной работе по проекту.
3. Историческая справка
Шкату́лка — небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, инкрустируют драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.
Шкатулки используют для хранения большого количества мелких предметов, в большинстве своём — драгоценностей.
Шкатулки известны с глубокой древности. Ученые считают что, первыми появились шкатулки для украшений. Талантливые умельцы в Японии и Китае еще две тысячи лет назад изготавливали деревянные коробочки различной формы и величины, украшали их смолой ценного специального дерева. Стараясь обойти в мастерстве друг друга, мастера по шкатулкам создавали всё новые и новые технологии отделки. Вот так была изобретена технология мелкого вырезания по древесине и методы декорирования футляров кожей или тканью, отделки драгоценными камнями, металлом и костью.
С тех пор первоначальная концепция практически не поменялась, но появились новые материалы, и несколько усовершенствовалась технология изготовления. До промышленной революции любая шкатулка была штучным и, следовательно, весьма дорогим предметом. В силу этого шкатулки были востребованы в основном у богатых людей и использовались для хранения ценных предметов. Изготовленная на заказ шкатулка, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились.
Качественно сработанная из дерева, выточенная из мрамора, оникса или сделанная из моржовой, слоновой кости, шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой — вот короткий список ухищрений, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому такие шкатулочки уже были ценностью сами по себе.
Популярны были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Народ на Руси — страстный любитель загадывать и раскрывать загадки, и, видно, поэтому коробочки с секретом очень понравились им.
4. Основные требования к изделию
Моей маме будет приятно брать шкатулку, изготовленную своими руками. И она хорошо впишется в интерьер. И это может стать хорошим подарком для мамы. Поэтому я принял решение изготовить шкатулку самостоятельно, для чего вначале определил основные требования к проектированию и изготовлению шкатулки.
К готовой шкатулке предъявляются определенные требования. Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.
Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.
Эстетические требования состоят в том, что изделие должно быть красивым и безопасным, экологически чистым.
5. Разработка идей, вариантов
Шкатулка должна быть согласована по материалу и цвету с моим вкусом потребностью. Вариантов решения может быть много:
1. Металлическая шкатулка | 2. Пластмассовая шкатулка |
3. Шкатулка из фанеры | 4. Шкатулка деревянная |
Я решил: буду изготовлять шкатулку из дерева. Для этого у меня есть навыки и теория изготовления шкатулки. По книге «Поделки из дерева» я нашёл рисунок оригинальной шкатулки в виде сердца и решил: я буду мастерить!
6. Анализ идей и выбор лучшего варианта
Для выполнения дизайн – анализа воспользуюсь «звездочкой обдумывания» (см. схему №2).
Схема №2 «Звездочка обдумывания».
Анализ шкатулок
Таблица № 1
№ | Аналог | Достоинства | Недостатки |
---|---|---|---|
1 | Оригинальный узор на крышке и боковинках | Большая трудоемкость | |
2 | Небольшие габариты | Хрупкие края крышки и стенок | |
3 | Необычная форма | Трудоемкая в подгонке деталей |
На занятиях мы рассматривали несколько вариантов изделий различных форм и размеров. Для своего проекта я взял за основу модель № 2, потому что у этой шкатулки подходящие размеры и такая форма позволяет научиться изготавливать изделия данного типа и не занимает много места в шкафу.
Изучив историю возникновения и проведя дизайн-анализ шкатулок, я разработал критерии собственного изделия:
- оно должно быть красивым;
- оно должно быть оригинальным;
- оно должно быть экологически чистым;
- оно должно быть удобным в эксплуатации;
- оно должно гармонировать со всеми окружающими предметам интерьера;
- оно должно быть не очень трудоемким;
- оно должно быть дешёвым.
7. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования
Сосна является одним лучшим материалов для изготовления самых разных изделий.
Древесина сосны очень распространена в нашем регионе и стоит относительно недорого.
Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.
- Электролобзик.
- Карандаш.
- Линейка.
- Циркуль.
- Напильник.
- Наждачная бумага.
- Клей «Столяр»
- Акварельные краски
- Лак ПФ-228.
8. Последовательность изготовления изделия
Модель моей шкатулки будет состоять из деталей, представленных в спецификации:
Таблица №3
Поз. | Наименование | Кол. | Материал | Примечание |
---|---|---|---|---|
1 | Крышка 150 х 150 х 20 | 1 | доска | сосна |
2 | Дно 150 х 150 х 4 | 1 | Фанера строительная | Фанера березовая |
3 | Стенка 150 х 150 х 20 | 1 | доска | сосна |
Технологическая операционная карта изготовления шкатулки
№ | Вид работ | Изображение | Инструменты, приспособления |
---|---|---|---|
1 | Выбор материала. | Интернет, литература. | |
2 | Разметка деталей. | Уголок, линейка, карандаш. | |
3 | Выпиливание заготовок. | Электролобзик. | |
4 | Подгонка заготовок. | Напильник. | |
5 | Шлифование заготовок. | Наждачная бумага. | |
6 | Склеивание шкатулки. | Клей «Столяр», кисточка. | |
7 | Покраска рисунка. | Акварельные краски, кисть. | |
8 | Лакирование. | Лак НЦ-228, кисточка. |
Для изготовления шкатулки мы выбрали сосну. Выбрав материал приступили к разметке деталей шкатулки. Размеры шкатулки : длина – 150мм, ширина – 150 мм, высота –20 мм, толщина стенки – 8 мм.
Закрепив заготовку в тисках, приступить к выпиливанию заготовок изделия с помощью электролобзика. С соблюдением всех правил техники безопасности.
С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия с одной стороны срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.
Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с помощью наждачной бумаги.
С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры изготавливаемого изделия.
Склеить шкатулку клеем «Столяр». Закрепить детали с помощью струбцины и оставить до полного высыхания клея.
Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.
Покрыть лаком ПФ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.
9. Техника безопасности
Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы - дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.
Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе. Его нужно всегда класть в определенное место. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.
Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.
Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.
Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов.
Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержать некоторое время в вертикальном положении.
Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько не дожечь линию, чем пережечь.
Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.
Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.
10. Экономическое обоснование
Расчёт себестоимости шкатулки
С = Мз + Ро.т + Ос.с + Ао.т + Ок.к + Здр.
где, С – себестоимость изделия;
Мз – материальные затраты;
Ро.т - расходы на оплату труда;
Ос.с – отчисления на социальное страхование;
Ао.т - амортизационные отчисления;
Ок.к - оплата краткосрочных кредитов;
Здр – затраты на транспорт, электричество, др.
Так как я буду сам изготавливать шкатулку, то буду учитывать материальные затраты и затраты другие, на транспорт и электричество.
Материальные затраты
Наименование | Количество | Цена(рубли) |
---|---|---|
1. Доска сосны | 300х300х20 мм | 50 |
2. Клей «Столяр» | 100 гр. | 20 |
3. Лак ПФ-228 | 200 мл | 80 |
4. Наждачная бумага | 150х200 мм | 20 |
5. Фанера березовая | 150х150х4 мм | 30 |
6.Краски акварельные | 1 шт. | 120 |
ИТОГО | 320 |
Итого: Мз =320 руб.
Цена изделия складывается из себестоимости и прибыли:
Цизд.= С + П
где, С – себестоимость;
П – прибыль.
Соответственно П = Ц – С.
Если , учитывая мини- маркетинговые исследования,
Если Ц= 1000 руб, то П = 1000 – 320 = 680 руб.
Если Ц= 1500 руб, то П = 1500 – 320 = 1180 руб.
Если Ц= 2000 руб, то П = 2000 – 320 = 1680 руб..
Вывод: прибыль с моего изделия можно иметь от 680 руб. и более, если сдавать готовые изделия в художественные салоны, но так как процесс изготовления трудоемкий и много отнимает времени, то на заказ, конечно, можно работать при наличии времени, к тому же, этот способ зарабатывания карманных денег для меня приемлем.
11. Экологическое обоснование
Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Древесину для изготовления шкатулки мы использовали из отходов строительного производства.
Отходы в результате нашего производства (опилки, стружку) можно использовать в качестве утеплителя в строительстве или как удобрение для садовых растений. Исходя из вышесказанного, делаем вывод об экологической целесообразности нашего проекта.
Лак и клей могут быть опасны при изготовлении изделия, но при соблюдении режима проветривания и индивидуальных средств защиты безвредны.
Вывод: все применяемые мной материалы сертифицированы, значит, при нормальной эксплуатации отрицательного влияния для человека и окружающую среду не окажут и являются экологически чистыми.
Для изготовления изделия доска обрабатывается полностью ручным трудом, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.
12. Самооценка
Изготавливая шкатулку, я узнал много нового о древесине, методах ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и приспособлениях применяемых при работе с древесиной. И самое главное, мы поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие всегда получается чуточку другим. Это потому что оно изготовлено нашими руками. И нет предела творческой фантазии.
13. Вывод
В ходе выполнения творческого проекта я научился изготавливать шкатулку. Изготовил шкатулку для хранения мелочей и подарил маме на день рождение.
Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Я остался доволен своей работой в рамках творческого проекта и тем, что моя шкатулка понравилась моей маме. Шкатулка получилась на мой взгляд вполне красивая. В такой шкатулке будет удобно хранить украшения и различные безделушки.
Вывод: Я считаю, что поставленную задачу я выполнил. Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.
14. Реклама изделия
Это очень замечательное изделие. В шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких- это подарок сделанный собственными руками.
Приложение
15. Используемая литература
- Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
- Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
- Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
- Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 208с.: ил.Альбом по выпиливанию. Для любителей выпиливания из фанеры/ Ю.В.Соколов. – М.: «Экология», 1992.-20с.
- Технология. Технический труд. 6 класс: учебник/ под ред. В. М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014. - 192с.; 36 – 56с.
- «Мастерим из древесины»/ Э.В. Рихвик, М. Просвещение, 1998.
- «Работы по дереву», В.И. Рыженко, Москва, 2000 год.