Творческий проект "Изготовление шкатулки"

Рейтинг: 23

Изготовление шкатулки
Автор: 
Парфёнов Даниил
Руководитель: 
Курашев Евгений Николаевич
Учреждение: 
МОУ СОШ № 2 им. М.К.Аммосова г.Нерюнгри Республика Саха
Класс: 
8

В ходе творческого проекта по технологии на тему "Изготовление шкатулки" учащийся 8 класса своими руками выполнил деревянную шкатулку в виде сердца, а также определил, что правильно распланировав работу и при наличии соответствующих инструментов и материалов, можно изготовить деревянную игрушку легко и быстро без больших материальных затрат.

В процессе проведения работы над творческим проектом по технологии «Изготовление шкатулки» обучающийся 8 класса изучил источники информации по теме исследования, выявил наличие материалов и оборудования, разработал технологическую карту изготовления шкатулки, а также провел исследование и дал экономическую оценку своему изделию.

Подробнее о проекте:


В готовом творческом проекте по технологии на изготовление шкатулки из дерева своими руками ученик 8 класса определил, что в шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких - это подарок сделанный собственными руками.

Оглавление

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
  2. Цель и задачи проекта
  3. Историческая справка
  4. Основные требования к изделию
  5. Разработка идей, вариантов
  6. Анализ идей и выбор лучшего варианта
  7. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования
  8. Последовательность изготовления изделия
  9. Техника безопасности
  10. Экономическое обоснование
  11. Экологическое обоснование
  12. Самооценка
  13. Вывод
  14. Реклама изделия
  15. Используемая литература
  16. Приложение

1. Обоснование возникшей проблемы и потребности


Как у многих жителей нашей планеты, так и моих многочисленных родственников есть замечательная традиция – устраивать праздники, посвященные дню рождения и всегда существует такая проблема: что подарить? Я пытался решить проблему с помощью схемы №1.

Схема №1. Поиск вариантов решения проблемы

шкатулка 1

Купить рамочку для фото или какой-нибудь сувенир можно не очень близким родственникам. Изготовить самому рамочку для фото можно для одноклассников. Родителям только сувениры собственного изготовления. Однажды я заметил, что моя мама, приходя с работы и снимая ювелирные украшения, располагает их в различных местах.

Я понял, что все это происходит из-за того, что у нее просто нет специально предназначенной для ювелирных украшений шкатулки. И мне захотелось исправить этот недостаток. Как я мог это сделать? Либо купить нужное изделие в магазине, либо постараться сделать своими руками. Против первого варианта были следующие факторы:

  1. высокая стоимость подобных изделий (а я пока учусь и не имею возможности зарабатывать деньги)
  2. отсутствие оригинальности.

На уроках технологии мы учимся работать с деревом - конструировать, выпиливать, вырезать, выжигать. Мне очень нравится выпиливать дощечки и потом выжигать на них рисунок и я решил сделать шкатулку. Тем самым на практике смогу закрепить полученные на уроках знания и сделать подарок своими руками для мамы.

Актуальность моего проекта объясняется еще и тем, что:

  1. Достаточно большое количество разных мелочей, которые надоело собирать по полкам и по столам можно хранить в красивой коробочке
  2. Основное преимущество hand-made (своими руками)- за относительно невеликие средства, можно порадовать себя интересными вещицами, которые будут нести эксклюзивный характер.
  3. Шкатулка своими руками – это прекрасный подарок, который можно сделать для своих близких или друзей, не затратив при этом большого количества времени и сил.

2. Цель и задачи проекта

Цель проекта:
разработать и изготовить деревянную шкатулку своими руками.

Задачи:

  • Изучить источники информации по теме исследования
  • Выявить наличие материалов и оборудования
  • Разработать технологическую карту изготовления шкатулки
  • Выполнить работу своими руками
  • Провести исследование и дать экономическую оценку изделию
  • Совершенствовать навыки работы на компьютере

Объект исследования: деревянная шкатулка в виде сердца.

Гипотеза: правильно распланировав работу и при наличии соответствующих
инструментов и материалов, можно изготовить деревянную игрушку легко и
быстро без больших материальных затрат.

Практическая значимость объекта исследования заключается в возможности её использования: на уроке технологии, при массовом производстве, замечательная сувенирная продукция.

Темой своего проекта я выбрал деревянную шкатулку, которую должен смастерить своими руками. Свою работу я разбил на три этапа:
1 ЭТАП – Подготовительный включает в себя теоретическую часть
(сбор и обработка информации).
2 ЭТАП – Основной, который является практической частью и включает в себя технологию изготовления игрушки.
3 ЭТАП – Заключительный, включающий в себя выводы о проделанной работе по проекту.

3. Историческая справка


Шкату́лка — небольшой ящик для мелких, обычно ценных вещей. Шкатулки изготавливают из дерева, металла, пластмассы, поделочных и ценных материалов — кости, камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, инкрустируют драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.
Шкатулки используют для хранения большого количества мелких предметов, в большинстве своём — драгоценностей.

Шкатулки известны с глубокой древности. Ученые считают что, первыми появились шкатулки для украшений. Талантливые умельцы в Японии и Китае еще две тысячи лет назад изготавливали деревянные коробочки различной формы и величины, украшали их смолой ценного специального дерева. Стараясь обойти в мастерстве друг друга, мастера по шкатулкам создавали всё новые и новые технологии отделки. Вот так была изобретена технология мелкого вырезания по древесине и методы декорирования футляров кожей или тканью, отделки драгоценными камнями, металлом и костью.

С тех пор первоначальная концепция практически не поменялась, но появились новые материалы, и несколько усовершенствовалась технология изготовления. До промышленной революции любая шкатулка была штучным и, следовательно, весьма дорогим предметом. В силу этого шкатулки были востребованы в основном у богатых людей и использовались для хранения ценных предметов. Изготовленная на заказ шкатулка, покрытая драгоценными камнями, обитая изнутри шёлком, могла стоить дороже, чем драгоценности, которые в ней хранились.

Качественно сработанная из дерева, выточенная из мрамора, оникса или сделанная из моржовой, слоновой кости, шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой — вот короткий список ухищрений, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому такие шкатулочки уже были ценностью сами по себе.

Популярны были шкатулки для драгоценностей и в древней Руси: почти в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Народ на Руси — страстный любитель загадывать и раскрывать загадки, и, видно, поэтому коробочки с секретом очень понравились им.

4. Основные требования к изделию

Моей маме будет приятно брать шкатулку, изготовленную своими руками. И она хорошо впишется в интерьер. И это может стать хорошим подарком для мамы. Поэтому я принял решение изготовить шкатулку самостоятельно, для чего вначале определил основные требования к проектированию и изготовлению шкатулки.

К готовой шкатулке предъявляются определенные требования. Основными из них являются эксплуатационные и эстетические.
Эксплуатационные требования к шкатулке должны обеспечивать безопасность применения изделия в быту.
Эстетические требования состоят в том, что изделие должно быть красивым и безопасным, экологически чистым.

5. Разработка идей, вариантов

Шкатулка должна быть согласована по материалу и цвету с моим вкусом потребностью. Вариантов решения может быть много:

1. Металлическая шкатулка шкат2 2. Пластмассовая шкатулка шкат3
3. Шкатулка из фанеры шкат4 4. Шкатулка деревянная шкат5

Я решил: буду изготовлять шкатулку из дерева. Для этого у меня есть навыки и теория изготовления шкатулки. По книге «Поделки из дерева» я нашёл рисунок оригинальной шкатулки в виде сердца и решил: я буду мастерить!

6. Анализ идей и выбор лучшего варианта


Для выполнения дизайн – анализа воспользуюсь «звездочкой обдумывания» (см. схему №2).
Схема №2 «Звездочка обдумывания».

шкатулка 6

Анализ шкатулок

Таблица № 1

Аналог Достоинства Недостатки
1 шкат7 Оригинальный узор на крышке и боковинках Большая трудоемкость
2 шкат8 Небольшие габариты Хрупкие края крышки и стенок
3 шкат9 Необычная форма Трудоемкая в подгонке деталей

На занятиях мы рассматривали несколько вариантов изделий различных форм и размеров. Для своего проекта я взял за основу модель № 2, потому что у этой шкатулки подходящие размеры и такая форма позволяет научиться изготавливать изделия данного типа и не занимает много места в шкафу.

Изучив историю возникновения и проведя дизайн-анализ шкатулок, я разработал критерии собственного изделия:

  • оно должно быть красивым;
  • оно должно быть оригинальным;
  • оно должно быть экологически чистым;
  • оно должно быть удобным в эксплуатации;
  • оно должно гармонировать со всеми окружающими предметам интерьера;
  • оно должно быть не очень трудоемким;
  • оно должно быть дешёвым.

7. Выбор материала, инструментов, приспособлений, оборудования

Сосна является одним лучшим материалов для изготовления самых разных изделий.
Древесина сосны очень распространена в нашем регионе и стоит относительно недорого.

шкатулка 8

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

  1. Электролобзик.
  2. Карандаш.
  3. Линейка.
  4. Циркуль.
  5. Напильник.
  6. Наждачная бумага.
  7. Клей «Столяр»
  8. Акварельные краски
  9. Лак ПФ-228.

8. Последовательность изготовления изделия


Модель моей шкатулки будет состоять из деталей, представленных в спецификации:
Таблица №3

Поз. Наименование Кол. Материал Примечание
1 Крышка 150 х 150 х 20 1 доска сосна
2 Дно 150 х 150 х 4 1 Фанера строительная Фанера березовая
3 Стенка 150 х 150 х 20 1 доска сосна

Технологическая операционная карта изготовления шкатулки

Вид работ Изображение Инструменты, приспособления
1 Выбор материала. Интернет, литература.
2 Разметка деталей. шкат10 Уголок, линейка, карандаш.
3 Выпиливание заготовок. шкат11 Электролобзик.
4 Подгонка заготовок. шкат12 Напильник.
5 Шлифование заготовок. шкат13 Наждачная бумага.
6 Склеивание шкатулки. шкат14 Клей «Столяр», кисточка.
7 Покраска рисунка. шкат15 Акварельные краски, кисть.
8 Лакирование. шкат16 Лак НЦ-228, кисточка.

Для изготовления шкатулки мы выбрали сосну. Выбрав материал приступили к разметке деталей шкатулки. Размеры шкатулки : длина – 150мм, ширина – 150 мм, высота –20 мм, толщина стенки – 8 мм.
Закрепив заготовку в тисках, приступить к выпиливанию заготовок изделия с помощью электролобзика. С соблюдением всех правил техники безопасности.

С помощью угольника подогнать все углы заготовок. Края изделия с одной стороны срезать под углом в 45 град. для дальнейшей сборки изделия.
Произвести шлифование всех поверхностей заготовок изделия с помощью наждачной бумаги.
С помощью линейки и угольника окончательно проверить размеры изготавливаемого изделия.
Склеить шкатулку клеем «Столяр». Закрепить детали с помощью струбцины и оставить до полного высыхания клея.

Зачистить края склеивания изделия и все поверхности шкатулки.
Покрыть лаком ПФ-228 наружные поверхности шкатулки в хорошо проветриваемом помещении с соблюдением правил техники безопасности при работе с лаком, и оставить до полного высыхания.

9. Техника безопасности


Техника безопасности при работе с острыми режущими инструментами должна выполняться очень четко и обязательно. Не стоит думать, что травмы-порезы случайность: они неизбежны всякий раз при нарушении правил техники безопасности. Порезы - дело неприятное, а если они достаточно сильные, то человек несколько дней не может работать и после выздоровления опасается резать, долго не приспосабливается. Конечно, тут уж нечего и думать о свободной и красивой резьбе, пластике движений и творчестве! Наши же правила, при их выполнении, исключают травмы.

Нельзя работать в сильном волнении или утомлении, когда притупляется внимание и трудно сосредоточиться.
Рабочее место всегда необходимо содержать в порядке. На поверхности стола не должно быть лишних предметов, ее следует своевременно очищать от стружки, которую рекомендуется сметать только щеткой. Неиспользуемый инструмент не должен мешать работе. Его нужно всегда класть в определенное место. При неловком движении или толчке инструмент не должен падать, но также опасно держать его в туго закрепленном виде, когда для его освобождения необходимо прикладывать усилие.

Инструмент всегда нужно поддерживать в хорошем рабочем состоянии. При выжигании в результате обугливания образуется едкий дым, поэтому не следует слишком наклоняться над работой. По возможности надо сидеть прямо.

Помещение, в котором происходит выжигание, необходимо чаще проветривать. Плоское выжигание характерно тем, что изображение и фон находятся на одном уровне, а выразительность рисунка достигается разнообразием контурных линий и затенений в виде штриха, точек и т. п. Приемы выполнения этого вида выжигания напоминают собой контурную резьбу, где чистота и лаконичность линии решают успех дела.

Двигая штифт медленнее или быстрее, получают различные по ширине и глубине линии. Меняя регулировку накала штифта и придавая штифту различный наклон, можно добиться глубокого насыщения линий и едва заметных штрихов. При этом сила окраски линии меняется от темно-коричневого цвета до светлых желтовато-коричневых тонов.

Нельзя продвигать штифт с особым усилием или неуверенно замедлять его ход по рисунку. Если края выжженных канавок обуглились, то видимо, движение штифта было слишком медленное или штифт перегрет. В этом случае надо уменьшить напряжение тока или уменьшить подачу воздуха. Охладить наконечник штифта также можно, соприкоснув его с поверхностью мраморной плитки или подержать некоторое время в вертикальном положении.

Вообще раскалять штифты не следует, так как наконечник может помяться. Нужно помнить, что испорченную линию или ошибочно нанесенный штрих исправить или убрать невозможно, поэтому проявляя смелость в работе, нельзя забывать и об осторожности. Лучше несколько не дожечь линию, чем пережечь.

Недожженные линии, а также штрихи для доделки нельзя откладывать на конец работы, так они могут завуалироваться и останутся незамеченными. Кроме того, нагар раннего обжига затвердевает и затрудняет доделку.
Необходимо всегда иметь под рукой бинт, йод, нашатырный спирт, перекись водорода и бактерицидный лейкопластырь.

10. Экономическое обоснование

Расчёт себестоимости шкатулки

С = Мз + Ро.т + Ос.с + Ао.т + Ок.к + Здр.
где, С – себестоимость изделия;
Мз – материальные затраты;
Ро.т - расходы на оплату труда;
Ос.с – отчисления на социальное страхование;
Ао.т - амортизационные отчисления;
Ок.к - оплата краткосрочных кредитов;
Здр – затраты на транспорт, электричество, др.

Так как я буду сам изготавливать шкатулку, то буду учитывать материальные затраты и затраты другие, на транспорт и электричество.

Материальные затраты

Наименование Количество Цена(рубли)
1. Доска сосны 300х300х20 мм 50
2. Клей «Столяр» 100 гр. 20
3. Лак ПФ-228 200 мл 80
4. Наждачная бумага 150х200 мм 20
5. Фанера березовая 150х150х4 мм 30
6.Краски акварельные 1 шт. 120
ИТОГО 320

Итого: Мз =320 руб.

Цена изделия складывается из себестоимости и прибыли:
Цизд.= С + П
где, С – себестоимость;
П – прибыль.

Соответственно П = Ц – С.
Если , учитывая мини- маркетинговые исследования,
Если Ц= 1000 руб, то П = 1000 – 320 = 680 руб.
Если Ц= 1500 руб, то П = 1500 – 320 = 1180 руб.
Если Ц= 2000 руб, то П = 2000 – 320 = 1680 руб..

Вывод: прибыль с моего изделия можно иметь от 680 руб. и более, если сдавать готовые изделия в художественные салоны, но так как процесс изготовления трудоемкий и много отнимает времени, то на заказ, конечно, можно работать при наличии времени, к тому же, этот способ зарабатывания карманных денег для меня приемлем.

11. Экологическое обоснование


Изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.
Древесину для изготовления шкатулки мы использовали из отходов строительного производства.
Отходы в результате нашего производства (опилки, стружку) можно использовать в качестве утеплителя в строительстве или как удобрение для садовых растений. Исходя из вышесказанного, делаем вывод об экологической целесообразности нашего проекта.

Лак и клей могут быть опасны при изготовлении изделия, но при соблюдении режима проветривания и индивидуальных средств защиты безвредны.
Вывод: все применяемые мной материалы сертифицированы, значит, при нормальной эксплуатации отрицательного влияния для человека и окружающую среду не окажут и являются экологически чистыми.

Для изготовления изделия доска обрабатывается полностью ручным трудом, и не требует различных станков, которые могли бы загрязнять окружающую среду. Только при лакировании изделия слегка выделяется специфический запах лака, который тоже не наносит вреда людям и окружающей среде. Лакирование выполняется с использованием вытяжки и при проветриваемом помещении. Остатки отходов в виде стружек и опилок будут утилизироваться в специальных контейнерах (стружкосборниках) с последующей вывозкой по договоренности со специализированными службами ЖКХ.

12. Самооценка

Изготавливая шкатулку, я узнал много нового о древесине, методах ее обработки. Мы получили новые знания о инструментах и приспособлениях применяемых при работе с древесиной. И самое главное, мы поняли, что как бы строго мы не придерживались схем и описаний – изделие всегда получается чуточку другим. Это потому что оно изготовлено нашими руками. И нет предела творческой фантазии.

13. Вывод

В ходе выполнения творческого проекта я научился изготавливать шкатулку. Изготовил шкатулку для хранения мелочей и подарил маме на день рождение.
Моё изделие полностью соответствует составленным критериям. Я остался доволен своей работой в рамках творческого проекта и тем, что моя шкатулка понравилась моей маме. Шкатулка получилась на мой взгляд вполне красивая. В такой шкатулке будет удобно хранить украшения и различные безделушки.

Вывод: Я считаю, что поставленную задачу я выполнил. Я использовал все свои навыки и умения, вложил душу в эту работу.

14. Реклама изделия

Это очень замечательное изделие. В шкатулке можно хранить множество мелочей, так же это очень хороший подарок, который впишется в любой интерьер и придется по вкусу каждому человеку. Самый лучший подарок для друзей и близких- это подарок сделанный собственными руками.

шкатулка 17

Приложение

шкатулка 18

15. Используемая литература

  1. Технология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
  2. Технология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
  3. Технология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 208с.: ил.
  4. Технология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, П.С.Самородский, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. – 208с.: ил.Альбом по выпиливанию. Для любителей выпиливания из фанеры/ Ю.В.Соколов. – М.: «Экология», 1992.-20с.
  5. Технология. Технический труд. 6 класс: учебник/ под ред. В. М. Казакевича, Г.А. Молевой. – М.: Дрофа, 2014. - 192с.; 36 – 56с.
  6. «Мастерим из древесины»/ Э.В. Рихвик, М. Просвещение, 1998.
  7. «Работы по дереву», В.И. Рыженко, Москва, 2000 год.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: