Творческий проект "Интерьерная кукла"

Тематика: 
Автор: 
Джафарова Самира Бахрамовна
Руководитель: 
Ирина Сергеевна Шубина
Учреждение: 
МБОУ многопрофильный лицей города Кирово-Чепецка Кировской области
Класс: 
8

В творческой работе и проекте по технологии на тему "Интерьерная кукла" ученица 8 класса школы изучила историю возникновения интерьерных текстильных кукол и проанализировала их развитие, а также рассмотрела классификацию современных текстильных кукол.

В процессе проведения работы над творческим проектом по технологии на тему "Интерьерная кукла" обучающаяся 8 класса проанализировала историю создания мультфильма и его персонажей, а также овладела навыками изготовления шарнирной куклы.

Подробнее о проекте:


В готовом творческом проекте на тему "Интерьерная кукла" учащаяся 8 класса разработала и изготовила интерьерную шарнирную куклу в виде любимого мультяшного героя, выяснила различие между игровой и интерьерной куклой, составила технологическую карту изготовления изделия и выполнила экономическое и экологическое обоснование проекта.

Оглавление

Паспорт проекта
1. Организационно-подготовительный этап
1.1. Обоснование проблемы. Выявление конкретной потребности
1.1.1 Проработка проблемы
1.2. Историческая справка
1.3. История интерьерной куклы
1.3.1 Современные интерьерные куклы
1.4. Шарнирная кукла
1.5. Выбор материалов
1.6. Разработка образа
1.7. Дизайн-спецификация
1.7.1 Описание изделия
2. Практический этап
2.1. Конструирование
2.2. Выбор инструментов, оборудования
2.3. Последовательность изготовления изделия
3. Контрольно-оценочный этап
3.1. Экологическое обоснование
3.2. Экономическое обоснование
3.3. Контроль качества, испытание
3.4. Реклама
3.5. Самооценка
3.6. Внешняя оценка
Заключение
Список используемых источников
Приложения

Паспорт проекта


Название проекта: Интерьерная кукла
Руководитель проекта: Шубина Ирина Сергеевна – учитель технологии.
Тип проекта: творческий, практико-ориентированный.
Опосредованный заказчик – изготавливаю изделие для себя

Проблема: создания образа любимого мультипликационного персонажа.

Объект изучения: технология изготовления интерьерной куклы
Предмет изучения: интерьерная кукла.

Цель проекта: разработать и изготовить интерьерную шарнирную куклу в виде любимого мультяшного героя.

Достижения данной цели возможно посредством решения следующих задач:

  1. Проанализировать историю созданием мультфильмы и его персонажей;
  2. Изучить и разработать технологию изготовления проектируемого изделия;
  3. Овладеть навыками изготовления шарнирной куклы;
  4. Изготовить интерьерную шарнирную куклу, оценить результат.

Аннотация

Актуальность темы
Интерьерные куклы не выходят из моды многие времена. Это забавные непропорциональные куклы, изготовленные из различного материала. Их изготавливают своими руками и дарят не только детям, но и, даже чаще, взрослым в качестве необычного сувенира и элемента интерьера. Это больше не игровые, а именно интерьерные игрушки.

В ходе работы над проектом познакомилась с историей возникновения интерьерных текстильных кукол и их развитием; рассмотрела классификацию современных текстильных кукол; выяснила различие между игровой и интерьерной куклой; составила технологическую карту изготовления изделия; выполнила экономическое и экологическое обоснование.

Данная тема особенно актуальна тем, что у меня есть любимый мультик «Каролина в стране кошмаров» и я хочу создать образ главной героини именно на основе текстильной шарнирной куклы.
Продукт проекта: любимый мультяшный герой в виде интерьерной шарнирной куклы.

Новизна: интерьерная шарнирная кукла для меня - это новый интересный, волшебный мир декоративно прикладного творчества. Я с большим интересом изучаю изготовление интерьерной куклы, изготовлю несколько видов кукол и порадую своим творчеством родных и близких, а также у меня всегда будет хорошая идея подарка на любой случай жизни.
Практическая значимость: изготовленная мной интерьерная шарнирная кукла даст возможность любоваться созданным любимым героем. украсит интерьер моей комнаты

1. Организационно-подготовительный этап

1.1 Обоснование проблемы. Выявление конкретной потребности


Все мы любим, смотреть видео. Мультфильм Coraline («Каролина в стране кошмаров»), появился в прокате еще в 2009 году и многим запомнился незабываемой атмосферой и персонажами с пуговицами вместо глаз. Несколько раз посмотрев мультик до сих пор нахожусь под сильным впечатлением, пересматривая его. Я знаю все диалоги и песни наизусть, но каждый раз при просмотре открываю для себя что-то новое в любимой героине. Невольно задаваясь вопросом: как создать образ любимой героини, смогу ли своими руками изготовить аналогичный «лук».

Я очень люблю вязать крючком и имею опыт в вязании игрушек и интерьерных кукол. Но на достигнутом я не собираюсь останавливаться, хочу осваивать все «новые и новые горизонты».
Когда я начинала вязать интерьерную куклу, я очень тщательно изучала историю, а также все разнообразие ее вариантов.

Конечно мне очень понравилась шарнирная кукла. Когда я впервые их увидела, они показались мне по-настоящему живыми. У них подвижные ручки, ножки, и даже пальчики. Эти куклы не для игр. Они для того, чтобы любоваться ими, украшать ими комнату. Но небольшой опыт не позволил мне изготовить полюбившееся творение. Свои умения и навыки я воплотила в интерьерной кукле - амигуруми.

Набравшись опыта в вязании крючком, я все же решила вернуться к давней своей мечте и связать интерьерную шарнирную куклу. Вязаные куклы - вид рукоделия, ставший особенно популярным в последнее время. Их используют для детей, вместо обычных кукол, а также как элемент декора интерьера.

1.1.1 Проработка проблемы

Таблица 1
Этапы работы над проектом

I этап Подготовительный: определение направлений работы, изучение и оценка различных видов источников информации для проекта; Июнь 2022
II этап Исследовательский: поиск накопление и систематизация информации о шарнирной кукле, подготовка необходимых материал для работы; Июль 2022
III этап Творческий: изучение технологии изготовления вязаной шарнирной куклы, Август 2022
IV этап Разработка и изготовление вязаной шарнирной куклы; Сентябрь 2022-Октябрь 2023
V этап Оформление проекта и подготовка презентации. Ноябрь 2023

1.2 Историческая справка

Такая привычная в наше время игрушка как кукла имеет тысячелетнюю историю на протяжении всего периода существования человечества.
Слова «кукла» имеет несколько значений.

  1. Подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений.
  2. Переносное - Бездушное, безжизненное существо
  3. Фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С.И.Ожегова)

Кукла несла в себе несколько функций (Приложение 1)
Куклы очень разные, но объединяет их то, что все они изготавливаются вручную, и каждая – неповторима.

1.3 История интерьерной куклы

С веками кукла стала не только игрушкой, но и модной вещицей, дорогим подарком.
Помимо развлечения для ребенка, кукла во все времена была также предметом искусства. Достаточно вспомнить кукольные театры, где игрушки оживают в умелых руках мастеров-кукловодов. Изящные марионетки, управляемые с помощью нитей, перчаточные куклы, ростовые, куклы театра теней…

Если бы мы заглянули в богатый дом начала XIX века, то нашли бы там одного или нескольких представителей кукольного мира. Но в них не играли дети. Куколок чаще хранили в стеклянных шкафах и любовались ими издали. Дело в том, что они были слишком дорогими, а потому воспринимались как декоративное украшение интерьера, нежели как игрушка, которой можно заплетать косички и менять платьица.

В Европе кукол делали художники и скульпторы, знаменитые мастера. Это были настоящие произведения искусства - авторские куклы, изготовленные из фарфора, воска, глины, дерева, тряпичные. Их обряжали в тканевые наряды по последнему писку моды.
Позже появились куклы из папье-маше, более доступные по цене.

А в середине XIX века и вовсе открылись первые фабрики по изготовлению игрушек. Было запущено массовое производство, но вместе с ним в куклах пропал некий шарм, ведь все они получались одинаковыми, словно под копирку.

Ситуацию спасло появление в середине ХХ века нового вида искусства. Мастера стали изготавливать авторских кукол, каждая из которых становилась эксклюзивным произведением. На них были надеты шикарные платья, волосы завивались в упругие локоны, на ножках были очаровательные туфельки.

1.3.1 Современные интерьерные куклы


Особенность авторской игрушки для интерьера заключается в том, что создают их вручную, и они изначально не предназначены для игр. Каждая такая кукла имеет свой характер, который выражен в одежде, позе и даже мимике и жестах. Зачастую кукла несет в себе какую-то маленькую историю.

Куклы ручной работы бывают в зависимости от способа использования:

  • Ритуальными или обрядовыми. Выполняют роль талисмана или оберега (Зернушка). С их помощью проводят различные религиозные ритуалы. Они служат для передачи потомкам памяти о предках, их обычаях и традициях.
  • Утилитарными. Имеют определенное практическое назначение (кукла может иметь свойственную игрушке форму, но быть чайником, сахарницей, сумочкой).
  • Интерьерными. Обширная категория. Относящиеся к ней изделия ручной работы – это сувенирные, витринные, национальные куклы.
  • Театральные игрушки (пальчиковые куклы), использующиеся для проведения спектаклей для детей.

Ни одна из существующих классификаций не имеет жестких рамок.
Виды кукол, распространенных в современном декоративном мире, удивляют разнообразием. (Приложение 2).
Среди многообразия интерьерной подвижной тряпичной куклы можно выделить несколько наиболее ярких направлений, поподробнее остановиться на самых популярных представителях.

Таблица 7
Анализ идей интерьерной подвижной куклы

Модель №1 Каркасная Модель №2 Шарнирная Модель №3 каркасно-шарнирная
кукла1 кукла2 кукла 3

Анализ идей интерьерной подвижной куклы

Перечень показателей Требования к проектируемому изделию 1 2 3
1. Человеческий фактор - Удобство в использовании
- Соответствие заданным размерам
-
-
+
-
-
+
2. Функциональное назначение и потребление - Соответствие целевому назначению.
- Соответствие среде потребления.
+
+
+
+
+
+
3. Эстетические. - Своеобразие, соответствие стилю, выразительность, правильность построения композиции.
- Гармоничное сочетание цветов.
- Аккуратность, технологически грамотное выполнение.
+

+
+

+

+
+

+

+
+

4. Материалы - Доступность, наличие.
- Лёгкость в обработке.
+
-
+
+
+
-
5. Технология изготовления - Ручная и машинная работы.
- Наличие инструментов.
+
+
+
+
+
+
6. Экономические - Наименьшие затраты на изделие.
- Выгодность изготовления.
-
-
+
+
-
-
7. Экологические - Минимальные отходы.
- Экологически безопасно
+
+
+
+
+
+
Итого 10 14 11

Вывод: сравнив самые популярные подвижные интерьерные куклы, по сложности изготовления, я выбрала модель №2 – шарнирная кукла. Кукла в готовом виде может сидеть, сгибая ноги в районе коленных суставов, а также может сгибать руки. Процесс изготовления доступен и позволяет мне использовать приобретенные знания, умения и навыки. Причем изготавливаться она будет, как я уже решила ранее крючком.

1.4 Шарнирная кукла

Шарнирная кукла – кукла в виде фигуры человека, отличительной особенностью которой является наличие подвижных шарнирных соединений частей тела на месте суставов, что позволяет такой кукле принимать практически любые позы, подобные позам человеческого тела. Все части тела держатся вместе за счёт резиновых шнуров, спрятанных внутри и дающих нужное натяжение, когда кукле придают какую-либо позу.
Шарниры выполняют роль суставов и придают игрушке дополнительную гибкость, однако в этом случае она не может принимать сложные статичные позы, «замирать».

5 отличий шарнирных кукол от обычных

  1. обычно куклы имеют 5 стандартных точек артикуляции: они могут поворачивать голову, руки и ноги. А эти имеют таких точек больше. Иногда даже до 19! У них двигаются запястья, сгибается поясница, локти и колени. За счёт этого куклу можно ставить в различные позы.
  2. часто они довольно высокие, бывают даже 60 см и более.
  3. их лица: они очень детально проработаны. Иногда глаза рисуют, но чаще всего они бывают стеклянными.
  4. у них часто не прошивка, а парик. Причём очень качественный. А удобно это тем, что волосы можно в любой момент поменять, экспериментируя с образами. Или в случае если один парик испорчен, его легко заменить другим.
  5. они практически всегда имеют очень высокое качество.

Главная особенность шарнирных кукол, чем они отличаются от обычных кукол и чем схожи с человеком – это скелет. Именно особенное строение скелета помогает кукле выполнять практически все двигательные функции, как и у человека. Шарнирные куклы, воспроизводят анатомически корректное строение человека и соединяются шарнирами, повторяющими основные суставы человеческого тела. Подобная конструкция делает этих кукол очень гибкими и позволяет им принимать практически любые позы, доступные человеку.

Благодаря встроенным в шею, плечи, локти, запястья, торс, бёдра, колени, щиколотки, а иногда и пальцы шарнирам. Не имея жесткого скелета, они настолько хорошо отбалансированы, что могут самостоятельно, без подставок, сохранять стоячее положение. Шарниры, за счет которых достигается подобный эффект, – это круглые вставки в местах соединения отдельных частей куклы. Эти части полые изнутри, и вся конструкция сохраняет устойчивость за счет стяжки эластичным резиновым жгутом, натяжение которого определяет, насколько хорошо кукла будет «держать позу».

Также эти куклы очень похожи внешне на человека, они, как и люди, обладают схожими (а порой и идентичными) по составу волосами (париками), ресницами.
В первую очередь, такие куклы предназначены для более взрослых покупателей. Их покупают для коллекционирования. Многие сами создают одежду для них, вяжут и шьют.

1.5 Выбор материалов


Мир кукол довольно разнообразен и имеют множество разных обличий. Тут важна именно техника исполнения игрушки.
Чтобы кукла имела красивый и оригинальный вид, следует внимательно подойти к подбору для нее подходящей пряжи.

Таблица 8
Анализ пряжи

Акриловая пряжа Хлопковая пряжа Шерстяная пряжа
+ мягкая,
+ «послушна» в работе,
+ широкий ассортимент
+ доступная цена.
+ способность держать форму даже после стирки.
+ хорошо держит форму
+ вязка производится плотным полотном.
+ обеспечивают жесткий каркас с аккуратным внешним видом.
- для опытных мастериц
+ способна сделать игрушку объемной, придать ей некоторый вес.
+ возможность начесать в готовой игрушке и скрыть возможные недочеты.
- при стирке или активном использовании теряет свою форму.

Вывод: рассмотрев различные виды пряжи, я решила остановить свой выбор на смесовой пряже из хлопка и акрила, что придаст натуральность, хорошую растяжимость и долговечность интерьерной кукле.
Рассмотрела самые популярные виды пряжи, которые используются для изготовления интерьерных кукол

  • ирис - тонкая и ровная текстура ниток, отлично могут подойти для вязания маленькой куклы.
  • нарцисс - характеристки аналогичны ирису.
  • акрил (тульское производство) - идеальна для тех, кто учиться вязать, из остатков можно связать любую другую вещь.
  • альпина альпака (турецкая) - вязать достаточно сложно новичкам, больше подойдет для вязания зверушек.
  • беби бест (турецкие) - нитки отличные, связанные куклы получаться пушистыми и мягкими.
  • джинс (хлопок турецкий) - характерен нитками хорошего качества - ровные, без дефектов.
  • детская новинка - пряжа российская. отличного качества и недорогая, если попадется, смело берите.
  • детский каприз - удобен в работе, подойдет для куклы Амигуруми.

Крючок подбирается в зависимости от толщины ниток, немного меньшего размера, чем берется для вязания крупных вещей. Чем тоньше крючок, чем выше плотность полотна игрушки и устойчивость ее формы. В готовой игрушке должны полностью отсутствовать дырочки, оставленные инструментом.
Немаловажное значение имеет наполнитель.

Таблица 9
Анализ наполнителей

Ватин Вата Синтепон Холлофайбер
+ безопасность,
+ доступность;
+ экологиченость;
+ гипоаллергенность.
- со временем скатывается,
- при долгом использовании деформируется,
- большой вес.
- быстрая намокаемость, при этом сохнет очень долго.
- низкая износостойкость.
- подвержен нападению моли.
+ экологичность;
+ продолжительный срок службы;
+ приятна на ощупь
+ не электризуется;
+ низкая стоимость.
+ не вызывает аллергии.
- со временем сваливается и образует комочки,
- большой вес.
- при намокании масса может увеличиться в пять раз.
- благоприятная среда для появления насекомых и размножения бактерий, не устойчива к гниению,
- впитывает большое количество влаги.
+ небольшой вес,
+ мягкость и воздушность,
+ упругий,
+ дешевизна;
+ эластичность;
+ практичность.
- под воздействием многочисленных стирок может потерять до половины толщины
- создаёт статическое электричество;
+ высокий уровень износостойкости,
+ влагостойкость,
+ гипоаллергенность,
+ лёгкость,
+ экологичность,
+ простой уход.
+ воздухопроницаемость:
- средняя цена
+ не электризуется и не собирает пыль.
+ не поддается воздействию микроорганизмов,
- при многократных стирках со временем становится бесформенным, теряет свою упругость и легкость.

Вывод: сравнив достоинства и недостатки наполнителей для куклы, я решила, что буду использовать синтепон, т.к. он имеет свойство пружиниться, хорошо держит форму в игрушках и имеется в наличие.

Качественный материал позволит избежать многих неудобств, вызванных крошащимся или растягивающимся на срезах полотном. Большого анализа при выборе ткани для костюма куклы я не проводила. Чем хороши данные куклы: можно использовать остатки ткани, которые у меня как раз были – это трикотаж. При работе с трикотажем необходимо соблюдать направление «долевой нити». В трикотаже в качестве долевой нити используется косичка, которая образуется при вязании по лицевой стороне полотна. Данный вид материала обладает хорошей эластичностью, хорошо тянется в ширину и почти не тянется в длину, обладает хорошей прочностью.

Я остановилась на цветовой палитре, похожей на некоторые ее наряды в фильме, и немного в более современном стиле.
Создание текстильных кукол - очень приятное и увлекательное занятие. Когда делаешь игрушку своими руками, можно подобрать все: цвет платья, форму головы, выражение лица и даже прическу… Как раз виды волос текстильной куклы рассмотрим подробнее в Приложении 3.

Вывод: рассмотрев способы изготовления волос для кукол, я остановилась на более легком варианте – прошивание головы пряжей, т.к. опыт в пришивании готовых трессов у меня имеется, и для меня это уже не интересно.

1.6. Разработка образа

На самом деле создать собственный неповторимый образ куклы очень сложно.

Разделим планирование образа куклы на этапы:

  1. Возникновение идеи образа. Образ куклы может быть навеян чем угодно: увиденной деталью анатомии, каким-то техническим приемом работы с материалом, кусочком красивой ткани, красивым лицом на фото и так далее. В каждом отдельном случае идея образа возникает по-разному. Вариантов очень много.
  2. Теоретический поиск информации по теме. Если долго в теме, информация по этой теме уже изучена, этот этап проходит автоматически из-за полученных ранее знаний.
  3. «Авторский взгляд». Индивидуальность очень важна в куклах, так как именно этот момент формирует «Творческое Я».
  4. Детали: в каком жанре планируется работа, какие выразительные приёмы будут использованы. Каждый автор кукол решает для себя (используется важный кукольный приём пропорции). Следует учесть размер создаваемых автором ранее кукол. На этом этапе можно снова вернуться к моменту «авторский взгляд», чтобы определиться с функцией запланированного персонажа. Таким образом происходит постоянное возвращение к определённому моменту создания образа куклы, пока не найдётся понравившийся результат.
  5. Авторские идеи воплощения. На этом этапе начинаешь обдумывать из каких материалов будет кукла, в какой технике будут выполнены отдельные детали. Есть ли данные материалы в наличии, или их нужно докупить. Вспоминаешь, какую интересную технологию хотел бы опробовать на новой кукле. Определяемся, будет ли кукла полностью подвижна или лишь отдельные её части. Разбираем эти технические моменты, определяемся со знаниями, возможно, для реализации какой-то задумки нужно научиться чему-то новому.

Каждый этап создания кукол невозможно пропустить. Другое дело, если уже имеется набор знаний и умений, то некоторые из этих этапов упрощаются. Именно на каждом этапе планирования образа куклы автор развивается, изучает что-то новое для себя лично. Поэтому куклы становятся особенными, неповторимыми.

1.7. Дизайн-спецификация

Таблица 7

Общие требования Требования к проектируемому изделию
Название изделия интерьерная шарнирная кукла
Функциональное назначение декоративное
Размерные признаки высота 26 см
Материалы смесовые, различного состава
Цветовая гамма сине-желтая
Технология изготовления вязание крючком, пошив одежды для кукол, вышивка нитками
Композиция построена на принципах гармонизации
Экологические требования не должно быть нанесено вреда окружающей среде и человеку при изготовлении и эксплуатации;
Эстетические требования декоративность и оригинальность, привлекательность, авторская работа
Экономические требования стоимость изделия должна быть ниже рыночной
Эргономические требования изделие должно быть удобным

1.7.1 Описание модели

Высота куклы 26 см.
Изготовление тела: связана крючком, набита синтепоном.
Изготовление одежды: состоит из плаща из плащёвой ткани, кофты из трикотажа кашкорсе, брюк из джинсовой ткани и обуви из фетра
Оформление головы: волосы – акриловая пряжа

Выводы по 1 этапу:

В ходе работы над проектом:

  • выявлены проблема и потребность;
  • сформулированы цель и задачи;

2. Практический этап

2.2. Выбор инструментов, оборудования


Для изготовления шарнирной куклы нам понадобится:

  • инструменты – сантиметровая лента, ножницы, ручная игла, булавки, крючок для вязания №2, спицы №2,5, синтетические кисти.
  • материалы – пряжа для вязания тела (YarnArt jeans №07), синтепон, трессы, трикотаж футер 2х нитка с лайкрой, нитки для шитья, пряжа для шапочки и джемпера.
  • оборудование: швейная машина, оверлок, утюг, утюжильная доска, компьютер, принтер.

2.1. Конструирование

Изготовление выкроек для куклы:
Все выкройки изготовлены макетным методом

  1. Накалываем макетную ткань (бязь, ситец…) на тело куклы
  2. Излишки ткани подрезаем
  3. Намечаем необходимые конструктивные линии (швы, горловину, низ и т.д.)
  4. Раскладываем получившиеся детали на столе, проверяем симметричность, размеры.
  5. Переносим выкройку на бумагу.
  6. Получаем базовую выкройку для куклы, которую можно потом моделировать по своему желанию

Конструирование куртки
Для куртки необходимо выкроить капюшон:
Для этого снимаем две мерки:
Высота капюшона – снимаем мерку от плеча у основания шеи, через голову до второго плеча. Эту мерку делим пополам, получаем нужную высоту капюшона.

Глубина капюшона – снимаем мерку от одного уха, до второго через затылочную часть головы. Мерку делим пополам.
Строим прямоугольник, где высота – высота капюшона, ширина – глубина капюшона. Один верхний угол скругляем. От нижнего угла, противоположного скруглению, откладываем длину горловины, измерянной на полученной ранее выкройке.

2.3. Последовательность изготовление изделия

Последовательность изготовления куклы

  1. Подготовка описания изготовления тела куклы
  2. Вязание частей тела куклы
  3. Набивка наполнителем, формирование форм.
  4. Сшивание деталей ног и рук
  5. Вышивание глазок.
  6. Раскраска лица куклы.
  7. Прошивание головы волосами из пряжи.
  8. Подбор схем для изготовления одежды куклы.
  9. Раскрой ткани для одежды
  10. Пошив одежды.
  11. Декорирование одежды куклы.

Изготовление одежды
Пошив одежды для куклы немного отличается от пошива одежды для людей, так как кукольная одежда маленькая и нужно избегать лишних объемов. Ткани выбираем как можно тоньше. Припуски при пошиве кукольной одежды лучше срезать, оставляя 2-3 мм, так как это способствует уменьшению толщины швов и лучшей посадке на теле куклы.

Таблица 11

Технологическая карта изготовления интерьерной куклы

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ВП – воздушная петля
СБН – столбик без накида
ССН – столбик с накидом
ПРИБ - прибавка (два столбика провязаны в одну петлю)
УБ – убавка (два столбика связаны вместе)
СС – соединительный столбик

№ п/п Наименование операции Технические условия выполнения Необходимые инструменты, приспособления
1 Кисти (2 шт.):
1р: 6 сбн в кольцо амигуруми (6)
2р: (пр, 2 сбн)*2 (8)
3р: пр, 7 сбн (9)
4р: (9)
5р: 6 сбнЮ уб, сбн (8)
6р: сбн, уб, 5 сбн (7)
Закрыть вязание, нить обрезать
кукла4 крючок
2 Локти (2 шт.):
1р: 6 вп, замкнуть в круг при помощи ст
2-11р: (6)
Закрыть вязание, нить обрезать
кукла5 крючок
3 Плечи (2 шт.):
1р: 7 вп, замкнуть в круг при помощи ст
2-11р: (7)
Закрыть вязание, нить обрезать
кукла6 крючок
4 Нога до колена (2 шт.):
1р: 3 вп
Во вторую вп от крючка вяжем 2 сбн, в следующую петлю так же провязываем 2 сбн, 1 вп (6)
2р: (начинаем с 3 вп первого ряда) (пр, 2 сбн)*2 (8)
3р: (пр, 3 сбн)*2 (10)
4р: (10)
5р: уб, 8 сбн (9)
6р: 6 сбн, 1 вп, повернуть
7р: 4 сбн, 1 вп, повернуть
8р: 4 сбн, 1 сбн в 7 ряд, 3 сбн (11)
9р: 3 сбн, 1 сбн в 7 ряд, 2 уб, 4 сбн (9)
10р: 2 сбн, 2 уб, 3 сбн (7)
11-15р: (7)
16р: 4 сбн, пр, 2 сбн (8)
17р: 4 сбн, пр, 3 сбн (9)
18р: 4 сбн, пр, 4 сбн (10)
19р: 4 сбн, пр, сбн, пр, 3 сбн (12)
20-21р: (12)
22р: 6 сбн, уб, 4 сбн (11)
23р: 4 сбн, уб, сбн, уб, 2 сбн (9)
Закрыть вязание, нить обрезать
кукла7 крючок
5 Нога до бедра (2 шт):
1р: 9 вп, замкнуть в круг при помощи ст
2р: (9)
3р: 3 сбн, (уб, сбн)*2 (7)
4р: (7)
5р: 5 сбн, пр, сбн (8)
6р: 5 сбн, пр, 2 сбн (9)
7р: 6 сбн, пр, 2 сбн (10)
8р: 6 сбн, пр, 3 сбн (11)
9р: 7 сбн, пр, 3 сбн (12)
10р: 7 сбн, пр, 4 сбн (13)
11р: (13)
12р: 8 сбн, пр, 4 сбн (14)
13-15р: (14)
Закрыть вязание, нить обрезать только у первой ноги
кукла 8 крючок
6 Во все части рук и ног можно всунуть части деревянных шпажек, чтобы они не гнулись
Части рук и ног соединяются между собой при помощи деревянных бусин ниткой или проволокой
кукла 9
7 Тело + шея:
Берём ногу, у которой нить не обрезана
1р: 13 сбн, 3 вп, присоединить вторую ногу, 1 сбн, 2 пр, 16 сбн (34)
2р: 14 сбн, 2 пр, 19 сбн (36)
3-4р: (36)
5: 7р сбн, уб, 15 сбн, уб, 10 сбн (34)
6: 7р сбн, уб, 13 сбн, уб, 10 сбн (32)
7: 7р сбн, уб, 11 сбн, уб, 10 сбн (30)
8: 7р сбн, уб, 9 сбн, уб, 10 сбн (28)
9: 7р сбн, уб, 7 сбн, уб, 10 сбн (26)
10: 7р сбн, уб, 5 сбн, уб, 10 сбн (24)
11: 7р сбн, уб, 3 сбн, уб, 10 сбн
12р: (5 сбн, уб)*2, 8 сбн (20)
13р: 4 сбн, уб, 5 сбн, уб, 7 сбн (18)
14р: 4 сбн, уб, 3 сбн, уб, 7 сбн (16)
15р: (16)
16р: 3 сбн, пр, 5 сбн, пр, 6 сбн (18)
17р: 4 сбн, пр, 5 сбн, пр, 7 сбн (20)
18р: (20)
19р: (9 сбн, пр)*2 (22)
20р: (22)
21р: 5 сбн, пр, 7 сбн, пр, 8 сбн (24)
22р: (24)
23р: 5 сбн, 2 сбн вместе с рукой, 10 сбн, 2 сбн вместе со второй рукой, 5 сбн (24)
24р: 30 сбн, также провязывая и руки (30)
2р5: уб, сбн, уб, 22 сбн, уб, сбн (27)
26р: сбн, уб, 2 сбн, 2 уб, 10 сбн, 2 уб, 4 сбн (22)
27р: 2 сбн, 3 уб, 2 сбн, 3 уб, сбн (16)
28р: сбн, 3 уб, 2 сбн, 3 уб, сбн (10)
Плотно набить тело
29р: сбн, 4 уб, сбн (6)
30-3р1: (6)
кукла 10 крючок, ножницы
8 Голова:
Вязать дальше по кругу
1р: 6 пр (12)
2р: (сбн, пр)*6 (18)
3р: (2 сбн, пр)*6 (24)
4р: (3 сбн, пр)*6 (30)
5р: (4 сбн, пр)*6 (36)
6р: (5 сбн, пр)*6 (42)
7-16р: (42)
17р: (5 сбн, уб)*6 (36)
18р: (4 сбн, уб)*6 (30)
19р: (3 сбн, уб)*6 (24)
20р: (2 сбн, уб)*6 (18)
21р: (сбн, уб)*6 (12)
22р: 6 уб (6)
кукла 11 крючок, ножницы, ручная игла
9 Уши (2 шт):
6 сбн в кольцо амигуруми
Вязание закрыть, нить вытянуть.
Пришить уши
кукла 12 ножницы, ручная игла

Кукла готова и пора переходить к прошивке волос. Самая первая мысль была заказать длинные прямые трессы, чтобы волосы были длиннее тела куклы и даже немного волочились по земле. Но, технологию их нашива на куклу я уже освоили в предыдущем проекте, поэтому будем осваивать «новые горизонты». Проанализировав способы крепления волос, я остановила свой выбор на волосах из пряжи.

Первым делом измеряем необходимую длину волос, полученное число умножаю на два. Делаем заготовку из картона (половина длины волос). Берем нитки и аккуратно, довольно плотно наматываем их на картон. Периодически намотанные нитки сдвигаем, уплотняя. Внизу с одной стороны разрезаем

Берем иглу, вдеваем в нее нить и начинаем прошивать волосы из пряжи каждую отдельно. Пришиваем за середину нити через столбик в хаотичном порядке.
В конце подравниваем нити.

Таблица 12

Технологическая карта изготовления одежды для куклы

№ п/п Наименование операции Технические условия выполнения Необходимые инструменты, приспособления
Пошив брюк
1 Обвести выкройку на ткани с учетом долевой нити.
Отметить припуски на швы: 10 мм по низу брюк и верхнему срезу, по остальным срезам по 5 мм
кукла 13 Мыло, линейка
2 Вырезать детали брюк учетом припусков на швы ножницы
3 Стачать боковые вытачки, проутюжить кукла 14 Швейная машина, утюг
4 Стачать средний шов передних и задних половинок брюк, обметать.
Внимание: стачать только нижнюю часть, оставляя сверху место для застежки.
кукла 15 Швейная машина, оверлок
5 Обметать верхний срез брюк, подогнуть припуск на шов 10 мм, проложить отделочную строчку на 5 мм от сгиба, отутюжить. Швейная машина, оверлок, нитки, иголка, утюг
6 Обметать низ брюк, подогнуть припуск на шов на 10 мм, проложить отделочную строчку на 5 мм от сгиба, отутюжить. кукла16 Швейная машина, оверлок, нитки, иголка, утюг
7 Стачать шаговые швы брюк, припуски обметать близко к шву. Швейная машина, оверлок
8 Примерить брюки. Заколоть сзади разрез для застежки, отметить по булавкам место застежки. кукла 17 Булавки, мыло
9 Одну половинку загнуть внутрь и прострочить сгиб. Швейная машина
10 Пришить застежку. кукла 18 Иголка, нитки, ножницы
11 Брюки готовы. кукла 19
Пошив куртки
1 Обвести детали выкройки на ткань. Добавить припуски на швы 10 мм по низу изделия и низу рукавов, по остальным срезам по 5 мм.
Капюшон выкраиваем двойной.
кукла 20
2 Заготовка капюшона.
Стачать по периметру, оставить не стачанными срезы горловины. Припуски подрезать, оставляя 2 мм. Вывернуть. Перегнуть по средней линии, вложить одну часть капюшона во вторую, расположить средний шов по середине.
Проложить отделочную строчку на 5 мм от сгиба. Отутюжить.
кукла 21
3 Заготовка воротника. Начертить на ткани прямоугольник, в котором длинна - длинна горловины, высота – высота воротника*2, добавить припуски 5 мм с каждой стороны, вырезать. Согнуть по высоте пополам. Стачать срезы (ширина шва 5 мм). Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
Вывернуть.
Отутюжить.
кукла 22 кукла 23
4 Стачать плечевые швы переда и спинки. Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
5 Наложить воротник на внутреннюю часть капюшона, уравнять нижние срезы. Стачать вдоль открытого среза шириной шва 2 мм. кукла 24 кукла25
6 Вложить полученную заготовку в горловину, втачать шириной шва 5 мм. Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
7 Втачать рукава в проймы. Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
8 Припуски по низу рукавов подогнуть внутрь, проложить отделочную строчку на 5 мм от сгиба. Проутюжить. кукла26
9 Сложить боковые срезы куртки, уравнивая низ рукавов, швы втачивания рукавов в пройму и низ изделия. Стачать шириной шва 5 мм. Припуски подрезать, оставляя 2 мм. Проутюжить боковые швы. кукла 27
10 Припуск по середине переда заметать на изнаночную сторону. Прокладываем отделочную строчку по борту переда на 5 мм от сгиба. кукла 28
11 Подогнуть припуск низа куртки на изнаночную сторону. Проложить отделочную строчку на 5 мм от сгиба. Проутюжить. кукла 29
12 Примерить, намечая расположение пуговок. кукла 30
Пошив кофты
1 Обвести выкройку на ткани с учетом долевой нити. Вырезаем с учетом припусков на швы 5 мм
По центру спинки прибавляем припуск 10 мм для изготовления застежки!
кукла 31
2 Стачать центральный шов спинки от низа до середины длинны спинки.
Припуски на швы подрезать, оставляя 2 мм.
кукла 32
3 Стачать плечевые швы. Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
4 Втачать рукава в проймы. Припуски подрезать, оставляя 2 мм. кукла 33
5 Стачать боковой шов и шов рукава. Припуски подрезать, оставляя 2 мм.
6 Обработать застежку. В данном случае использована контактная лента «велкро» кукла 34

3. Контрольно-оценочный этап

3.1. Экологическое обоснование


Трикотаж кашкорсе (70 %хлопок, 25 % полиэстер, 5% лайкра)
Пряжа (55 % хлопка, 45 % акрила), джинса (100 % хлопок)

хлопок
+ натуральное волокно
+ быстро разлагается после утилизации,
+ возможна вторичная переработка
+ возобновляемый ресурс
- использованием опасных веществ (хлора или формальдегида) при отбеливании и покраске
- загрязнение сточных вод при окрашивании
- при разложении выделяется парниковый газ-метан
- при выращивании используются пестициды
- на производство тратится огромное количество воды, что ведет к истощению водоносных слоев и к эрозии почвы.
акрил
+ используется в небольшом количестве
- не подвержены биологическому разложению
- выделяются вредные токсины
- процесс производства очень энергозатратен.
- потребляется большое количество воды,
- попадает в организмы животных.
- загрязнение сточных вод красителями
- при горении выделяется токсический газ
- ресурс не возобновляемый:
- выделяет токсичные компоненты под влияние солнечного света и нагревания.
кукла35
Пуговицы, глаза (пластмасса)
+ используются в небольшом количестве
+ возможна вторичная переработка
+ стойкость к перепадам температуры и воздействию окружающей среды (не гниет, не ржавеет, не интересен насекомым и микроорганизмам).
- при гopeнии выдeляeт тoкcины
- пpoцecc paзлoжeния мoжeт pacтянyтьcя на века.
Нитки (хлопок с лавсаном)
+ хлопок - натуральное волокно
+ возобновляемый ресурс
+ быстро разлагается после утилизации
+ лавсан используется в небольшом количестве
+ не восприимчивы к действию микробов
+ не вызывает аллергию
+ устойчив к действию ультрафиолета
- вредное производство (при формовании – вентиляционные выбросы, при окрашивании – загрязнение сточных вод, почвы)
Синтепон (полиэфирные волокна)
+нетоксичен
+ безвреден
+ хорошо сохраняет форму и тепло
+ устойчив к действию микроорганизмов, температуры и влажности
+ не наносит вреда здоровью человека
- исходный материал (пластик) токсичен, приводит к ряду заболеваний
+ не токсичен, не выделяет вредных веществ
- использование клея, в некоторых случаях вызывает аллергические реакции
Плащевая ткань (полиэстер)
+ защита от вредителей и плесени
+ возможна вторичная переработка
+ используется в небольшом количестве
- потребляется большое количество воды,
- выделяются вредные токсины во время разложения
- выброс в атмосферу летучих органических соединений, твёрдых частиц и вредных кислотных газов
- процесс производства очень энергозатратен.
- долго разлагается,
- загрязняет озера и океаны
- попадает в организмы животных.
- загрязнение сточных вод красителями
- при горении выделяется токсический газ
- ресурс не возобновляемый: продукты переработки газа, нефти, каменного угля
- утилизация затруднена

Вывод: изготовление текстильной куклы – это экологически чистое производство, так как: не загрязняется атмосфера; нет выбросов вредных веществ для здоровья человека; практически безотходное производство.

3.2. Экономическое обоснование

Идея, конечно, отличная, ничего не могу сказать! Но вот чего не могу понять, так это то, откуда такая бешеная цена? Я, решив сама изготовить интерьерную куклу, посчитала все затраты и вот что у меня получилось.

Таблица 14

Расчет стоимости изделия (1 образ)


Стоимость материалов


Материалы


Единица измерения


Цена за 1 единицу измерения (руб.)


Расход материалов


Стоимость (руб.)

Пряжа 1 моток 70 руб 1 моток 70 руб
Пуговицы шт 15 руб 2 шт 30 руб
Плащёвая ткань м 260 руб 15 см 39 см
Джинса м 600 руб 15 см 90 руб
Синтепон м лоскут Имелся в наличие -
Пряжа для волос 1 упаковка 140 руб 1 упаковка 140 руб
Трикотаж кашкорсе м 650 руб 10 см 65 руб
Итого: 434 руб

Стоимость электроэнергии


Вид электроэнергии


Тариф 1 кВт/час


Мощность


Время работы


Общая стоимость

Освещение (настольная лампа) 3,79 1 лампа = 200 Вт = 0,02кВт
42 лампы
0,02*42 =
0,84кВт
30 0,84* 30* 3,79 = 95,51
Работа утюга 3,79 1,2кВт 0,10 мин 1,2*0,10*3,79 = 0,45
Итого:95,96 руб

Стоимость амортизации
Сам. = Сам.оборудования + Сам.инструментов

Наименование инструментов и оборудования Стоимость инструментов \ оборудования (руб)
инструменты
Ножницы 100 руб
Крючок для вязания 20 руб
Сантиметровая лента 15 руб
Портновские булавки 100 руб
Итого: 235 руб
оборудование
Утюг 2500 руб
Швейная машина 9000 руб
Оверлок 15000 руб
Итого: 25000 руб

Стоимость амортизации инструментов и оборудования


Срок амортизации


Сам в год


Сам.в месяц


Сам.в день


Сам.в час


Время работы инструментами оборудованием

Инструментов 2 года 235:2=117,5 117,5:12=9,79 9,79:30=0,33 0,33:24=0,014 30 час. 0,014*30=0,42руб
Утюга 3 года 2500:3=833,33 833,33:12=69,44 69,44:30=2,31 2,31:24=0,096 0,096*0,1=0,001
Швейной машины, оверлока 10 лет 24000: 10 = 2400 2400: 12 = 200 200: 30 = 6,67 6,67: 24 = 0,28 0,28* 2ч = 0,56
Итого:0,98 руб

Стоимость коммунальных услуг


Стоимость коммунальных услуг в месяц (руб)


Количество человек


Ском. на 1 человека в месяц


Ском на 1 человека в час


Время работы над проектом

Тепло – 147984,67
Электроэнергия – 126770,94
Вода – 3868,12
Стоки – 3457,29
35 ч
Итого 282 тыс 955 чел 282.000 : 955 = 295,29 295,29: (30д*24ч) = 0,41 руб 0,41*35=14,35
Итого: 14,35 руб
Итого 780, 29 руб

434 руб + 95,96 руб + 0,98 руб + 14,35 руб = 780,29

Вывод: полный расчет себестоимости показывает, что изготовление интерьерной куклы своими руками экономически целесообразно. Стоимость изделия гораздо дешевле аналогов на рынке.
В расчёт себестоимости я не брала оплату труда, так как изделие изготавливала для собственного использования.

3.3. Контроль качества, испытание

Таблица 15

Критерии оценки готового изделия

Соответствие своему целевому назначению Изделие предназначено для украшения интерьера и создания образа любимого персонажа
Соответствие техническим требованиям Кукла связана, а одежда сшита и связана технологически правильно.
Надежность в эксплуатации Изделие выполнено из натуральных и синтетических тканей и ниток, обладающих хорошими гигиеническими свойствами
Внешний вид Оригинальный, неповторимый, соответствующий моим требованиям к любимому персонажу

3.4. Реклама

Связала я себе игрушку-
Рукодельную подружку.
Из лоскутьев пёстрых
сшила - чудные наряды
Я лицо ей разрисую
красками цветными
И волшебное сама
выдумаю имя.
Куклу я сама связала
Ручками умелыми
Если вам нужна такая
Закажите, сделаю!
кукла36

3.5. Самооценка

Итак, я сделала свою собственную куклу "мини я", похожую на ту, что есть у Каролины в фильме.
Над этим проектом я работала в течение 2 месяцев. Работала с удовольствием, с большим желанием. С работой я справилась, осталась довольна результатом и получила огромное удовольствие.
Следуя всем задачам, я достигла поставленной цели и связала прекрасную интерьерную шарнирную куклу в виде моего любимого героя. Можно смело сказать, что творческий проект реализован успешно. Моя кукла получилась красивой и оригинальной.

Когда я начинала изготавливать куклу, мне казалось, что работа займет много времени и будет так кропотлива. Но все трудности в изготовлении интерьерной куклы были забыты сразу, как только увидела, что все у меня получилось. Результат оправдал мои ожидания.

Прежде всего, изготовление таких кукол – прекрасно поднимает настроение, создает душевную гармонию, успокаивает и в результате получается эксклюзивная кукла ручной работы. Кукла, изготовленная своими руками, вызывает определенные эмоции, она оригинальна и имеет свою особую энергетику и характер.
Мне очень понравилось изготавливать куклу. В дальнейшем я хочу продолжить творить таких кукол. Рекомендую попробовать и вам – очень интересно!

3.6. Внешняя оценка


В процессе работы над проектом, было проведено анкетирование по теме «Куклы в современном мире» среди учащихся нашей школы, 20 участникам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли у вас дома куклы?
  2. Считаете ли вы изготовление кукол своими руками актуальным в современном мире?
  3. Как вы считаете, какими должны быть куклы производственные или ручного изготовления?
  4. Хотели бы вы иметь дома интерьерную шарнирную куклу?

Есть ли у вас любимый персонаж, которого вы бы хотели воплотить в любимой игрушке?
По результатам разработанной нами анкеты, выяснили, что:

  • 100 % имеют дома куклы;
  • 65 % хранят их как память или используют как элемент домашнего дизайна;
  • 47% имеют только производственных кукол, а 53% имеют также и кукол ручной работы.
  • 97% хотели бы иметь дома интерьерную куклу.
  • 74% хотели бы иметь любимый персонаж в виде куклы

Таким образом, мы выяснили, что многие используют кукол, как часть интерьера, чем играют в них. Из числа опрашиваемых многим нравятся куклы ручной работы.

Выводы по 3 этапу:

  1. Была проведена экологическая и экономическая оценка изделия.
  2. Исследован потребительский спрос.
  3. Проведен контроль качества, испытание
  4. Создана реклама изделия
  5. Проведена внешняя оценка и самооценка изделия

Заключение

Создание кукол в виде любимых героев - традиция, существующая не один век. Правильно выбранное место, в котором разместится кукла, порадует хозяина, но и может стать центром дизайна комнаты, привнести дополнительную изюминку в интерьер.
В процессе работы над творческим проектом при изучении теоретического материала был пополнен багаж знаний по истории возникновения и развития кукол, актуальности интерьерных кукол в современном декоративно – прикладном искусстве.

Интерьерная кукла будет превосходным подарком или неповторимым украшением любого интерьера.
Создавая куклы, мы придаём дому особый колорит и уют. Эти куклы приносят с собой в дом тепло и возвращают в детство.

Мне очень понравилось работать над этим творческим проектом. Я поняла, что своими руками можно сделать оригинальные вещи. Создание текстильной куклы - это увлекательное занятие, дающее простор фантазии. Авторские куклы особенно привлекают внимание. Ведь куклы, созданные в единственном и неповторимом экземпляре, имеют свою историю создания и загадку, связанную с ней.
Хочется отметить, что изготовление таких кукол удивительно просто и увлекательно, доступно и интересно.

Мой первый опыт, созданный в проекте прошлого года, так мне понравился, что в дальнейшем я решила заняться этим делом более тщательно. Изучать историю, создавать идеи.… С этих пор это стало частью моей жизни. С каждым днем я пополняю материал о них, ищу в интернете новые, уникальные идеи.

Список используемых источников

  1. Боровых В. П. – Проектная деятельность учащихся. «Технология 7-11» - автор составитель, издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
  2. Морозова Л.Н. «Проектная деятельность учащихся» Волгоград: Издательство «Учитель» 2007г.

Приложение 1

Классификация кукол по Ю. Лотману.
кукла 37

Приложение 2

Анализ текстильных кукол

Вариант№1 Тильда. кукла38 По популярности на 1 месте
Выглядят эти текстильные куклы совсем необычно: продолговатое туловище, длинные ноги, вытянутое румяное лицо без рта и две точки вместо глаз делают эту куколку до странного милой и безусловно узнаваемой. А также различные аксессуары тильда (сумки, тильда косметички, тильда тапочки и прочее). Шьются тильды из натуральных тканей - льна, хлопка, бязи, с использованием лент и пуговиц, а набиваются, например, синтепоном.
Вариант №2 Снежка (большеножки, снежные девочки, "Куклы с большими ногами") кукла 39 Вторые по популярности.
Главная особенность Снежек – большие ноги с усиленной стопой. За счет устойчивых ног с особой формой и очень плотной набивки они могут твёрдо стоять на поверхности.
У куколки достаточно большое круглое личико, с маленькими точечками глаз отсутствие рта (сходная с тильдой черта).
В среднем их рост составляет 28-30 см. Но есть и совсем маленькие куклы.
Вариант№3 Тыквоголовые куклы и игрушки. кукла40 Третье место по популярности.
Кукол отличает голова – она сшита из пяти клиньев, которая очень похожа на маленькую тыковку. По середине лица проходит шов, а место соединения клиньев немного вытянуто вперёд и образует аккуратный носик. Широкий простор для фантазии мастера представляет лицо куколки, на котором акриловыми красками рисуются глаза и ротик.
Вариант №4 Чердачные куклы (куклы-примитивы) кукла41 это искусственно состаренные образы, отличает нарочитая «замусоленность», состаренность, небрежность, потрепанных временем, залюбленных и очень домашних. Как будто-то их откопали в завалах хлама на чердаке, где они долго-долго валялись. Но эта небрежность дается не так просто, ведь грамотно «запачкать» и «потрепать» куклу тоже надо уметь.
Для них характерны простота формы, неровные линии, внешняя простота. Куклы считаются одними из самых сложных в исполнении.
Вариант №5 Рэггеди Энн. кукла42 круглые черные глазки, красный носик треугольником и большой улыбающийся ротик, яркие, рыжие волосы. Как украшение на платье куклы нашито тряпичное же, кукольное, сердце. На нем написано: «Я люблю тебя» ("I love you").
Вариант №6 Народные славянские куклы (куклы мотанки, узелковая кукла) кукла 43 выполняли функцию оберега или помощника в различных дела, защищала ее владельца от невзгод и неприятностей, ею пользовались в ритуалах.
Для изготовления кукол можно использовать различные материалы: солому, ветки, шишки, веревки, ткань. Обереги безликие – без глазок, носиков. При их изготовлении, как правило, не используют ножницы, а ткани просто рвут (иногда кукол так и называли — "рванки")
Куклы, в свою очередь, делятся на игровые, обрядовые и обереги.
- Игровые могут быть как в виде человечков, так и в виде фигурок животных, но это скорее просто приятная штучка, сделанная собственными руками.
- Основные требования кукол-оберегов: при изготовлении заготовки тела куклы ничего нельзя прокалывать иглой - все приматывается и привязывается. Иглу можно брать в руки, когда начинаешь украшать и наряжать. Даже волосы в голову не желательно пришивать.
- И самое главное условие для Народной тряпичной куклы-мотанки – кукла должна быть крестообразной и ни в коем случае не напоминать собой человека реального.
Вариант №7 Вальдорфская кукла кукла 44 Куклы изготавливаются только руками, без использования швейных машин, тело и одежда шьётся исключительно из натуральных материалов. Тело куклы особым образом пропорционально - куклы-дети пропорциями соответствуют детскому телу, а куклы, изображающие взрослых, - сделаны в соответствии с пропорциям тела взрослого человека. Каждая кукла индивидуальна. Общими чертами являются плавность форм, пластичность куклы. Лицо изображается условно: глаза точками, рот - небольшим полумесяцем. У куклы нет жёсткого образа, она ничего не навязывает ребёнку, наоборот, вальдорфская кукла стимулирует детское воображение.
Вариант №8 Тряпиенсы (тряпичные барби) кукла 45 Имеют изящное телосложение (тоненькие руки и ноги), небольшие головы с шикарными сложными прическами (на голове шляпки, украшения), богатые и сложные наряды,. На личике прорисовываются глазки черточки, чаще всего закрытые) и румянятся щечки. Одеты куклы очень изысканы, здесь приветствуются дорогие материлы - атлас, шифон, шелк, тафта.
Вариант №9 Текстильные шарнирные куклы и текстильные каркасные куклы. кукла 46 Самый сложный в изготовлении своими руками вид игрушек. Большинство из них – авторские неповторимые текстильные куклы. Каркасных кукол отличает проволочный каркас, вставленный в сшитое из ткани тело. Благодаря ему, кукла может принимать практически любое положение.
Соединения рук и ног похожи на шарниры, что дает отличную подвижность рук, ног и туловища куклы. Часто у этого вида кукол лицо выполняется в технике «текстильной пластики»…т.е. когда кажется, что лицо ее как будто вылеплено: объемный носик, глазки с веками, подбородок… А на самом деле – это текстильная пластика.
Вариант №10 Авторская текстильная кукла кукла 47 Научившись делать стандартные куколки, любой мастер приходит к созданию своей авторской неповторимой текстильной куклы. Сам создает выкройку или переделывает под себя уже имеющиеся выкройки, меняет форму тела и головы игрушки, ищет новые варианты, пробует, шьет, набивает, выкидывает, снова рисует выкройки…. Так возникает авторская текстильная кукла.
Вариант №11 Кукла театральная. кукла 48 Это действующее лицо любого кукольного спектакля, персонаж, созданный художниками специально для кукольной сцены. Театральные куклы бывают двух видов
- верховые (находятся выше актера). Это перчаточные, тростевые, теневые куклы.
- низовые (соответственно ниже - актер кукольник управляет куклой сверху). Это марионетки и планшетные куклы.
Вариант №12 Куклы- Сплюшки. кукла 49 могут быть практически любого вида, главное, чтобы ребенку с ней было удобно играть и спать, потому что сплюшка - это ночная куколка, которая поможет быстрее и проще уложить малыша, чаще всего у таких кукол закрыты глазки. Все материалы должны быть исключительно натуральными и экологически чистыми. Также у игрушки есть потайной кармашек в который можно положить саше с травами для спокойного сна. Или же можно травы положить в один из элементов декора куклы, например в подушечку.
Вариант №13 Пеппита. кукла 50 Сшить такую куклу можно из трикотажа или другой эластичной ткани телесного цвета. Волосы можно сделать из флиса оранжевого цвета, а можно попробовать создать парикмахерский шедевр из ниток, пряжи или меха.
Но истории возникновения я найти не смогла.
Вариант №14 Утилитарная кукла. кукла 51 сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Это куклы-погремушки, русская «баба на чайник», выполняющая функцию грелки, а также любые предметы бытового назначения: солонки, сосуды - кумганы, тряпичные прихватки в виде куклы. В этот же ряд можно поставить и кукол – навершия для тростей, шестов и посохов, распространенных с глубокой древности.
Вариант №15 Портретные куклы кукла 52 Она олицетворяет собой мини копию реального человека, отображающая не только его внешние данные, но и стиль жизни, и даже характер. Это авторская кукла. Каждый мастер делает акцент узнаваемости на определенных деталях – это может быть одежда, аксессуары, прорисованное лицо или детали, которые присуще человеку с которого шьется кукла.
Вариант №16 Кукла Горджус кукла 53 Шьётся по особым выкройкам, все части тельца должны быть пришиты отдельно. Кукла-девочка традиционно имеет маленький рост (не более 30 см) и чёрные волосы. Ещё одна отличительная особенность куклы - это гольфы в полоску и аксессуар в виде маленького текстильного животного. Кукла обязательно имеет лишь 4 пальчика. А глазки куколки – это маленькие чёрные кружочки, нарисованные акриловой краской для текстиля. Носа и рта такая кукла не имеет, лишь на щёчки наносятся румяна. Одежда обычно у кукол Горджус неброская.
Вариант №17 - Амигуруми кукла 54 Вяжется спицами или крючком и может быть, как животным, так и человекоподобным существом. Главное то, чтобы игрушка была по обыкновению миленькой и трогательной., они должны быть с глазками и ротиками. Современные мастера стараются предать амигуруми множество деталей: реснички, пальчики, невероятные причёски, предметы одежды и обувь и прочие аксессуары. Особенности - большая голова, большие глаза, совсем маленькое тельце и маленькие и тонкие ручки и ножки. Куколки амиуруми обычно делаются не более 10 см. Выполняется из отдельных деталей, которые невероятно плотно связаны. Вяжутся детали по спирали. А потом пришиваются по отдельности.
Вариант 18 - Куклы из капрона кукла 55 Обходится довольно дешёвым, поскольку современные используют для этого старые капроновые колготки, которые уже не жалко выкинуть. Куклы изготавливаются очень просто: заготовку набивают синтепоном и из этого формируют лицо и тело куклы. Куклы могут быть самыми разнообразными от забавных зверюшек, до гномиков, эльфов и людей. Глаза и ресницы могут быть рисованными или же готовыми кукольными, которые вклеиваются. Лицо формируется при помощи иглы и ниток. Мимика может быть самой разнообразной. А при помощи акриловой краски рисуют губы, брови, веснушки или придают румянец. Куклы могут быть разного роста, с разными волосами или без них. Одежда шьётся отдельно из всевозможных материалов. Кукла дополняется аксессуарами.
Вариант 19 - Войлочные куклы (валеные) кукла 56 Куклы могут принять любую позу или мимику. Куклы могут двигать руками и ногами, крутить головой, благодаря вставленным внутрь куклы специальным штифтам. Такие штифты вставляются даже в пальчики кукол, благодаря чему они могут не просто создавать определённый образ, но и самостоятельно держать свой аксессуар. Они шикарно одеты, на голове невероятные прически и имеют множество дополнительных аксессуаров. Куклы из шерсти могут быть не только в виде людей, много кукол можно увидеть в виде разнообразнейших забавных зверюшек.

Приложение 3

Способы изготовления волос

Из атласных или других лент Весьма нестандартный, но набирающий популярность вид материала. Подходят для волос всех видов куколок, исключая вальдорфских.
кукольные волосы (трессы) Настоящие или искусственные волосы, длина которых может быть от 10 до 75 см. Не стоит использовать только для вальдофских кукол. Бывают прямые, волнистые, с эффектом мокрых волос. Их можно причесывать, подстригать, но нельзя завивать на плойку и бигуди. Стоимость этих волос не велика. Можно пришить или приклеить на супер-клей.
парик Самый простой, но и самый дорогой способ.
из пряжи: Экономичный и оригинальный вариант, который по силам новичку:
из ниток Отлично подходят нити, сделанные из полиэстера, палитра их расцветок очень широка. Отлично укладываются в прическу мулине, шелковые, капроновые, вискозные и другие нити. Закрепляют волосы пришивая или приклеивая.
фетр Применимы почти любые типы фетра.
ткань и лоскутки Лучше всего подходит примитивным куклам, создавая им деревенский, или простой домашний облик. Эти материалы очень просто пришить или приклеить на голову кукле.
шерсть овец (овечьи трессы), коз и лам (мохер, козьи трессы) Выглядят дороже и естественнее. Излюблены мастерицами разных видов кукол. В длину такие волосы могут быть от 15 до 40 см.
Одна из самых лучших, мягких и удобных в работе основ для париков. Козья шерсть довольно тонкая, имеет здоровый блеск, легко окрашивается красками для волос, проста в укладке.
Мех животных Богатые и необычные прически можно создать, в частности из мех ангорской козы или тибетской ламы. А можно воспользоваться и искусственным мехом с ворсом любых расцветок.
Пряжа и шерсть для валяния Шерсть мериноса - весьма распространенный материал для получения красивых волос. Большая палитра цветов, в сочетании с относительно небольшой ценой делает шерсть очень популярной.
Пряжа для валяния может применяться для разных кукол, исключение составляет вальдорфская кукла.
Пух и перья Пух и перо придают эффект невесомости, нереальности, полета… Прекрасно подходят к образу сказочного персонажа. Из них тоже можно создать оригинальные нестандартные прически. Очевидные плюсы: волосы получаются легкие, объемные, необычные. Подходят для куколок любого размера. Не требует много времени для работы и позволяет сотворить совершенно неземные образы.
Лен и растительные волокна иного происхождения Оригинальная вариация непривычного, но очень подходящего материала. Начальным материалом для таких волос может послужить пакля для сантехники. Очень эффектно смотрятся эти волосы, если их сочетать с трессом такого же цвета. Прикрепляются аналогично трессу.
Бахрома, шнурки, шнуры и веревки Можно распустить и получить конструкцию, аналогичную той, что получается при распускании лент из атласа. Аналогично шьем или приклеиваем к головке.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: