Проект "Влияние СМИ на формирование личности подростков"

Автор: 
Бикмуллина Ирида Ринатовна
Руководитель: 
Хасанова Фаузия Муталиповна
Учреждение: 
МБОУ СОШ с. Белянка
Класс: 
10

Автор готового творческого проекта по обществознанию и психологии на тему "Влияние СМИ на формирование личности подростков" ставит целью работы изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на личность подростка.

Подробнее о проекте:


В ученической исследовательской работе по обществознанию и психологии "Влияние СМИ на формирование личности подростков" обучающаяся 10 класса сделала выводы о том, что зачастую именно Интернет оказывает мощнейшее влияние на сознание молодежи и становится причиной многих их необдуманных поступков.

Поэтому необходимо ужесточить цензуру на фильмы, сериалы, игры с элементами насилия. эротики и т. п.; уменьшить пропаганду нездорового образа жизни в СМИ; проводить с подростками беседы и вместе анализировать увиденное, услышанное, прочитанное; сократить количество времени, проводимое онлайн; а также прививать полезные привычки и правильные ценности.

Оглавление

Введение
Планирование исследовательской работы
1. Основная часть проекта
1.1 Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе
1.2 Оценка роли СМИ
1.3 Исторические сведения
2. Исследовательская часть
2.1. Первый этап исследования (опрос)
2.2. Второй этап исследования (положительное и отрицательное влияние)
Заключение (итоги исследовательской работы)
Список источников
Приложения

Введение


В современном информационном обществе мы ежедневно сталкиваемся со средствами массовой информации. Сейчас их называют «четвертой властью», так как они прочно основались в нашей повседневной жизни, что существование без них мы не можем себе представить. Безусловно, в современном мире СМИ взяли на себя часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их взглядов, привычек и предпочтений. Поэтому, можно сказать о том, что они оказывают мощнейшее влияние на человечество, в особенности на молодежь.

В этот подростковый период происходит бурный физический рост и половое созревание. Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. Необходимо также отметить, что дети в этом возрасте становятся наиболее восприимчивы и чувствительны ко всему, что их окружает. В этой связи следует поддержать правомерность современных исследователей о том, что они, как получатели информации, поддаются давлению и могут легко стать жертвой мошенников.

Множество исследователей склоняются в сторону негативного влияния СМИ на молодежь. К примеру, Богатырева М.Г., Гриценко А.В., изучая роль телевидения и интернета в социализации подростков, пришли к выводу, что эти факторы создают определенный тиражированный образ жизни подростка, структуру его свободного времени, оказывают негативное влияние на его мировоззрение, лишают волевых и интеллектуальных качеств. Но в тоже время, существует и совершенно противоположная точка зрения: исследователи Сычева И., Цымболенко С. в своих работах, посвященных информационной культуре, отметили необходимость влияния средств массовой информации на подростков, так как они способствуют установлению эффективной связи с социальным окружением.

Чтобы лучше разобраться о воздействии СМИ на молодежь, рассмотрим его подробнее, но для начала выясним значение этого слова, его виды и функции.

Актуальность: данная тема проекта "Влияние СМИ на формирование личности подростков" сегодня особенно актуальна, так как отсутствие контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемая подача информации различной аудитории, в конечном счете, влияет на формирование личности подростков.

Объект исследования: СМИ как инструмент воздействия на сознание подростка.

Предмет исследования: процесс влияния средств массовой информации на формирование личности подростка.

Методы исследования: анализ, анкетирование.

Гипотеза: СМИ оказывают больше отрицательное влияние на молодежь, нежели чем положительное.

Цель: изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на личность подростка.

Задачи проекта:

  1. Узнать понятие СМИ, рассмотреть их виды и функции;
  2. Узнать историю средств массовой информации;
  3. Предположить положительное и отрицательное влияние СМИ на личность подростков;
  4. Провести исследование и интерпретировать его результаты;
  5. Сделать выводы по проведенному исследованию;
  6. Подготовить памятку о предотвращении негативного влияния СМИ на молодежь.

Практическая значимость проекта: результаты исследования могут быть использованы для учебной и внеучебной деятельности для предотвращения негативного воздействия СМИ на подростков.

I. Основная часть

1.1. Понятие СМИ, их виды и функции в современном обществе


СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Согласно закону РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации», СМИ — это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием.

К видам средств массовой информации относятся:

  • книжные издательства;
  • радиовещание;
  • телевидение;
  • Интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Функции СМИ:

  • Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной);
  • Функция формирования общественного мнения – СМИ навязывают людям определенную точку зрения через новости о различных событиях, а они читая, слушая или смотря их начинают мыслить так же;
  • Образование и социализация граждан – предоставление населению таких сведений, которые позволяют ему ориентироваться во всех сферах общества, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события;
  • Осуществление общественного контроля за действиями власти – информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления;
  • Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.;
  • Выражение общественных интересов – СМИ обеспечивают представителям разных социальных групп возможность публично выражать свою позицию, находить и объединять единомышленников, формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

1.2. Оценка роли СМИ

СМИ – «четвёртая власть»:

  • выражают интересы общества, различных социальных групп, отдельных личностей;
  • пропагандируют определённые идеи, взгляд, учения, политические программы и темы;
  • сами участвуют в социальном управлении;
  • формируют общественное мнение, состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) людей к событиям и фактам социальной действительности.

Положительная роль СМИ:

  • быстрая подача информации;
  • возможность напрямую связать общество и человека, например, проведение различных онлайн-конференций и встреч;
  • возможность общения на расстоянии.

Отрицательная роль СМИ:

  • сталкивание интересов, нагнетание обстановки в обществе;
  • пропаганда культа власти, насилия, денег;
  • реклама алкогольной продукции способствует формированию негативных привычек;
  • субъективность точек зрения, не отражающих мнение общества;
  • отбор информации, односторонний подход к ней;
  • сокращение реальных встреч, увеличение общения в виртуальном пространстве;
  • компьютерная зависимость, вред для здоровья.

1.3. Исторические сведения. История СМИ в России


Первым русским средством массовой информации считается газета «Ведомости», пробные номера которой были выпущены в 1702 году, а самый старый дошедший до нас номер датирован 2 января 1703 года. Однако еще с 1621 года в России издавалась рукописная газета «Куранты», в которой публиковались главные политические новости. Тираж «Курантов» составлял всего один- два экземпляра, которые предназначались исключительно для царя и ближайших бояр. Но именно «Ведомости» начали издавать типографским способом и большими для того времени тиражами. Указ об издании «Ведомостей» Петр I подписал в декабре 1702 года.

Необходимо отметить, что уже с 1710 года первая русская газета стала печататься не церковнославянским, а гражданским шрифтом. Тираж первого российского печатного СМИ варьировался от нескольких десятков до 4000 экземпляров. «Ведомости» активно пропагандировали петровские реформы, освещали военные действия, внешнеполитические отношения, новости образования и прочие основные события.

В 1728 году появился и первый русский журнал «Примечания», в котором в 1741 году были опубликованы некоторые оды и переводы научных статей Михаила Ломоносова. В том же – 1728 году на смену «Ведомостям» пришли «Санкт-Петербургские ведомости», издаваемые Академией наук в северной столице. Фактическим редактором газеты в 1748-1751 годах являлся тот же Ломоносов. На латинском языке Академией наук издавался «Комментарий» (с 1750 года – «Новый комментарий»). И здесь не обошлось без Михаила Ломоносова: именно с этим изданием связана его статья «О должности журналистов», - в ней ученый сформулировал моральный кодекс журналиста, освещающего новости науки и пишущего на научные темы.

В 1755 году Ломоносов убедил власти издавать академический журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих». После основания Московского университета в 1755 года Ломоносовым были созданы и «Московские ведомости» - вторая российская газета.

Обе русские газеты XVII века носили официальный характер, информация в них подавалась строго структурировано: главное место занимали династические новости и придворная жизнь, вести о назначениях и наградах, и потом уже – другие известия и новости культуры. Также издавались специальные приложения для публикации объявлений, доход от которой шел в бюджет Академии наук или Московского университета.

В 1779—1790 годах «Московские ведомости» вместе с типографией Московского университета были отданы в аренду просветителю Н. И. Новикову, который расширил содержание газеты и издавал несколько новых интересных приложений к ней, в том числе и самый первый детский журнал.
В 1759 году появился и первый частный журнал - «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумарокова. «Трудолюбивыми пчелами» был и журналист, кропотливо собирающий все полезное и интересное, и читатель – впитывающий информацию, собранную журналистом.

Читательской аудиторией журнала были дворяне, тираж его составлял 1200 экземпляров, а издатель больше симпатизировал будущей императрице Екатерине Алексеевне, а не Елизавете – императрице царствующей. Из-за нелояльного отношения к елизаветинской придворной знати, критики казнокрадства, взяточничества и лишней роскоши журнал был закрыт в декабре 1759 года.

II. Исследовательская часть

2.1. Первый этап исследования

Для того чтобы изучить аспекты влияния СМИ на личность подростков, я провела опрос среди 17 учеников 9 класса МБОУ СОШ с. Белянка. Были заданы следующие вопросы:

  • Откуда Вы узнаете о происходящих событиях ?(приложение №1);
  • Какими СМИ Вы чаще всего пользуетесь? (приложение №2);
  • Какие темы, освещающиеся в СМИ, интересуют вас? (приложение №3);
  • В настоящее время СМИ являются мощнейшим средством манипулирования общественным мнением. В какой степени Вы согласны с данным утверждением? (приложение №4);
  • Доверяете ли Вы информации, полученной с помощью СМИ? (приложение №5);
  • Проверяете ли Вы информацию, полученную из СМИ? (приложение №6);
  • Часто ли Вы согласны с мнением, предоставляемым СМИ? (приложение №7);
  • Как часто Вы меняете собственное мнение под влиянием СМИ? (приложение №8);
  • Ощущаете ли Вы на себе манипулятивное воздействие СМИ? (приложение №9);
  • Как Вы считаете, допустимо ли, что СМИ манипулируют сознанием людей? (приложение №10);
  • Как часто Вы пользуетесь Интернетом в качестве источника информации? (приложение №11);
  • С какой целью Вы используете Интернет? (приложение №12);
  • С чем из ниже перечисленного Вы сталкивались в Интернете? (приложение №13).

Проанализировав результаты опроса, я пришла к следующим выводам:

  • Чуть больше половины подростков узнают о происходящих событиях из СМИ (52% опрошенных);
  • 84% опрошенных чаще всего используют Интернет в качестве источника информации;
  • Самые интересные темы для подростков, освещающиеся в СМИ: политика, известные люди, спорт;
  • 59% опрошенных согласны с утверждением, что СМИ являются средством манипулирования общественным мнением;
  • Примерно каждый второй подросток доверяет информации, полученной с помощью СМИ;
  • Только 29% опрошенных проверяют информацию, полученную из СМИ;
  • Менее половины подростков часто соглашаются с мнением, предоставляемым СМИ;
  • 71% опрошенных редко меняют собственное мнение под влиянием СМИ;
  • Около 1/3 подростков ощущают на себе манипулятивное воздействие СМИ или затрудняются ответить;
  • Чуть меньше половины опрошенных считают недопустимым, что СМИ манипулируют сознанием человека;
  • 82% подростков ежедневно пользуются Интернетом в качестве источника информации;
  • Большинство опрошенных используют Интернет с целью развлечения и отдыха, а также получения новых знаний;
  • Каждый из подростков сталкивался в Интернете с порнографией, пропагандой суицида, шантажом, вымоганием денежных средств и др.

2.2. Второй этап исследования


Я выявила следующее положительное влияние СМИ на подростков:

  • СМИ помогают развить понимание. Большинство подростков живут закрытой жизнью. Но под воздействием различных СМИ, у них появляется осведомленность об обществе и мире.
  • Способствуют развитию социальных навыков. СМИ дает подросткам возможность развивать свои социальные навыки посредством расширения своего круга общения и приобретения новых друзей, что помогает им успешно ориентироваться в современном обществе.
  • Вдохновляют и мотивируют их. Сейчас СМИ активно пропагандирует здоровой образ жизни и активные занятия спортом. Таким образом, подростки, просматривая социальные сети, мотивируются и вдохновляются блогерами, которые ведут подобный образ жизни, тем самым значительно улучшая своё здоровье.
  • Повышают уровень образования и просвещения. Сейчас в Интернете можно найти любую информацию, в которой нуждается подросток.

Я выявила следующее отрицательное влияние СМИ на подростков:

  • Искаженный образ тела. Сегодня мир полон идеальных людей с идеальной внешностью. Благодаря различным фоторедакторам эталон красоты стал практически невозможен. Поэтому многие подростки чувствуют себя неуверенно, если они не вписываются в общепринятые в СМИ рамки. Это приводит к таким последствиям, как, напрмер, РПП.
  • Делают насилие нормой. Количество насилия в видеоиграх и кино просто ужасает. Подростки проводят много часов, наблюдая эти сцены, и насилие становится их реальностью, так как многие из них не способны различать реальность и фантазию. Количество школьных перестрелок во многих странах является явным тому доказательством.
  • Реклама алкогольной и табачной продукции. Это приводит к тому, что подростки начинают интересоваться данной темой и развивать у себя вредные привычки.
  • Сокращение реальных встреч, увеличение общения в сети.

Заключение

Мы рассмотрели тему влияния СМИ на поведение подростков, и теперь можно с уверенностью сказать, что их воздействие существует, и оно довольно существенное особенно на подростков. Выяснилось, что существует как позитивное, так и негативное влияние на молодых людей, и сейчас всё чаще говорят о последнем, которое выражается в неадекватном поведении подростков в обществе.

Зачастую именно Интернет оказывает мощнейшее влияние на сознание молодежи и становится причиной многих их необдуманных поступков. Поэтому, на мой взгляд, необходимо:

  • ужесточить цензуру на фильмы, сериалы, игры с элементами насилия. эротики и т. п.;
  • уменьшить пропаганду нездорового образа жизни в СМИ;
  • проводить с подростками беседы и вместе анализировать увиденное, услышанное, прочитанное;
  • сократить количество времени, проводимое онлайн;
  • прививать полезные привычки и правильные ценности.

Гипотеза подтверждена, а именно: СМИ оказывают больше отрицательное влияние на молодежь, нежели чем положительное.
Цель - изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи – достигнута.

Список используемых источников

  1. Овчарова Р. В. Нравственное развитие личности: от детства к отрочеству // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 106–108.
  2. Овчарова Р. В., Гизатуллина Э. Р. Психологическая структура нравственной сферы личности подростка // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 3. — С. 103–108.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. «Об информации, информатизации и защите информации».
  4. Аверин А.Н. Социальная информация. Учебное пособие. М., 2006. Алферов А.Д. Психология развития школьников.- Ростов н/Д, 2000.- 416с
  5. Кузина, С. В. (РАГС). Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи / С. В. Кузина// Власть. – 2007
  6. Кузнецова Т. Смена культурной парадигмы: как она влияет на формирование личности подростка // Библиотечное дело.- 2008.- №5.- С. 13-16
  7. Единый портал молодежного парламента России [электронный ресурс]
  8. Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам [электронный ресурс]
  9. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]

Приложения

Приложение №1
сми1

Приложение №2
сми2

Приложение №3
сми3

Приложение№4
сми4

Приложение №5
сми5

Приложение №6
сми6

Приложение №7
сми7

Приложение №8
сми8

Приложение №9
сми9

Приложение №10
сми10

Приложение №11
сми11

Приложение №12
сми12

Приложение№13
сми13


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: