Проект на тему "Круговорот воды в природе"
Учебный проект ДОУ на тему "Круговорот воды в природе" рассказывает о том, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся. Также авторы узнают, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё и почему вода имеет разные состояния.
Подробнее о проекте:
Авторы готового творческого проекта ДОУ на тему "Круговорот воды в природе" ставят целью работы формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле: систематизирация и углубление представления о воде – как фактора экологического благополучия: активизация мышления детей; закрепление представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ; обучение умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
В ученической творческой работе ДОУ "Круговорот воды в природе" авторы приходят к выводу о том, что вода - полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека. Вода - источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.
Оглавление
Введение
- Проведение экспериментов и опытов с водой
- Заключительный этап
Список литературы
Введение
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Экспериментально-исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка раннего возраста и основ культурного познания окружающего мира. Оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Одним из первых природных материалов, с которым он встречается в повседневной жизни, самым близким и доступным является вода. Она дает ребёнку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нём. Наблюдая за играми малышей с водой, а также во время умывания, купания, мы увидели интерес детей к воде и убедилась в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных свойствах воды, её состояниях и роли в жизни человека, животных, растений.
При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-исследовательской деятельности, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе. Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют, проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.
Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе, подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять, прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо.
Детям кажется, что количество воды не ограничено. То есть основой проекта является вопрос-проблема:
"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"
Формирование у дошкольников элементарных экологических знаний и представлений через поисково-познавательную деятельность. Обоснование эффективности знаний о воде для формирования бережного отношения детей к воде – как ценным ресурсам природы.
Цель проекта:
Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле: систематизировать и углублять представления о воде –как фактора экологического благополучия: активизировать мышление детей; закрепить представления детей о свойствах жидких, твердых, газообразных веществ; обучать умению сравнивать и анализировать свойства объектов.
Задачи:
- Выяснить, что такое вода, какая бывает вода, откуда она берётся?
- Узнать, зачем нужна вода, можно ли обойтись без неё? Почему вода имеет разные состояния?
- Исследовать свойства воды опытным путём.
- Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельность детей.
- Побуждать детей ставить цель, отбирать необходимые средства для её осуществления, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать действия, радоваться процессу и результату.
- Развивать творческие способности, воображение, любознательность.
- Развивать коммуникативные навыки детей.
- Найти сведения о воде в разных художественных произведениях. Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц, поговорок, образных выражений.
Проведение экспериментов и опытов с водой
С чего начались наши исследования? Сначала мы изучили свойства и качества воды. Выяснили, что вода не имеет вкуса, цвета, запаха, растворяет соль, сахар, краски, подсолнечное масло и т. д.
Самым интересным для детей стало проведение эксперимента «Как движется вода».
Юные исследователи внимательно слушали инструкции и самостоятельно проводили опыт под наблюдением взрослых. Самостоятельная экспериментальная деятельность придала детям уверенность в своих возможностях, и усилила познавательный интерес.
В процессе исследовательской, познавательной деятельности ребята смело высказывали свои мысли, предположения, доказывали, самостоятельно делали выводы.
Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений):
1.Вопрос: Где мы можем наблюдать воду?
"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе. "
2.Вопрос: А где и для чего используется вода?
- «Для приготовления супов, и т. п.»
- «Для мытья посуды, полов»
- "Для того чтобы путешествовать по морю. "
А также: «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и т. д.»
Вывод: «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»
3.Вопрос: Всю ли воду можно использовать для этого? «Какая вода бывает в природе?»
Вывод: «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая)»
1. Опыт «Твердые и жидкие человечки»
Цель: Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду. Формирования действия превращения.
Проблема: почему снег и лед превращаются в воду?
2.Опыт: Конденсация
Цель: Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию.
Проблема: Как превратить пар в воду.
Описание:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы послушаем сказку про Настеньку и Бабу-ягу,но сначала вспомним загадку:
Если сильный, сильный жар,
Из водички будет …. (пар).
Вода превращается в пар, если мы ее (нагреваем).
Итак, однажды Настенька пошла летом в лес собирать грибы. Летом жарко, солнышко светит, не то что зимой - холодно и мороз. Шла Настенька по лесу собирала грибы, и захотелось ей попить водички, а воды-то в лесу нигде не видать. Вот зимой везде снег лежит, и если захочешь попить, то что можно сделать со снегом? Можно из снега воду получить?
Дети. Да! Снег растает и будет вода.
Воспитатель: Но это зимой везде снега много, а летом снега нет. И вот шла Настенька искала ручеек, из которого можно попить. Но ручейка нигде не было видно. И вот вдруг увидела она – стоит в лесу избушка на курьих ножках. Постучалась Настенька и вошла в избушку. А в избушке жила Баба-яга. «Здравствуйте, бабушка», - сказала Настенька. «Здравствуй, здравствуй, Настенька, - ответила Баба-яга. – Что тебя привело в мою избушку?» Настенька сказала, что очень хочет пить, и попросила у Бабы-яги водички. Но Баба-яга была хитрая и решила сначала испытать Настеньку – проверить умеет ли она отгадывать загадки. В избушке у Бабы-яги была большая печка. На печке стоял большой, большой котел с кипящей водой.
Баба-яга хитро посмотрела на Настеньку и сказала: «Значит ты Настенька хочешь водички попить?» Ну хорошо я покажу тебе, где в лесу течет ручеек, и ты сможешь из него попить, только сначала посмотри сюда!
И показала Баба-яга большой котел с кипящей водой. Вода в котле кипела, бурлила, над ней поднимался белый, горячий пар – вода превращалась в пар. Вот посмотрите, ребята, как выходит пар из горячей воды.И вот Баба-яга говорит: «Вот видишь, Настенька, это кипящая вода, над водой – пар. Если ты отгадаешь мою загадку, отпущу тебя. Вот тебе стаканчик, а загадка такая – попей из этого котла». Что же делать Настеньке? Вода же горячая! Как же ее пить? Как вы думаете, ребята, как быть Настеньке, как попить водички из этого котла?
Дети: Нужно охладить воду.
«Значит пар нужно охладить!» - решила Настенька. Что же у нее есть холодное… Поискала она в своей корзиночке и нашла зеркальце. Потрогала Настенька зеркальце – оно холодное.
Пар –горячий, зеркало – холодное. Прислонила она зеркальце к выходящему из котла пару, подставила стаканчик, который дала ей Баба-яга,и вот что получилось:
- Дети наблюдают превращение пара в капельки воды.
Вода превращается в пар, если мы ее (нагреваем).
Воспитатель. «Посмотрите, ребята, пар превращается в капельки воды! Пар горячий – зеркало холодное, пар охлаждается и превращается в воду! Вот так по капельке набрала Настенька воды в стаканчик и разгадала загадку Бабы-яги.»
Вывод: что бы из пара получилась вода, его надо охладить.
Опыт 3. Тонут ли камни в воде?
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт 4. «Играем с красками»
Цель: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Вывод: капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
Опыт 5. «Мыло- фокусник»
Цель: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Опыт 6. «Разноцветные льдинки»
Цель: познакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.
Следующим нашим шагом был выбор литературы по экспериментальной деятельности, создание совместно с детьми карточек по экспериментированию.
Событием стало создание в группе творческой мастерской. Дети наглядно увидели, для чего нужна вода, какая техника участвует в процессе очистки питьевой воды, познакомились с водоемами родного края. Ребята использовали знания о воде в творческой игре «Цветок, распустившийся на воде», фантазировали и разворачивали сюжеты, придумывали необычайные истории о воде и ее путешествиях. Была разработана сказка «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора!».
Дети принимали активное участие удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности.
Рассказ "Как люди речку обидели"
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек.
И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Содействие воспитанию личности ребёнка с развитым познавательным интересом и сформированным осознано-правильным отношением к природе, способного видеть и чувствовать красоту окружающего мира, будет эффективно, если проектная деятельность детей дошкольного возраста стимулирует внутреннее развитие и обеспечивает удовлетворение детских потребностей, запросов, инициативы и желаний.
Заключительный этап
В настоящее время, как никогда, остро продолжает стоять вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных, будет беречь воду для себя и окружающих нас.
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому в проекте «Круговорот воды в природе» мы попробовали научить детей видеть, чувствовать, искать и находить новое в уже известном.
Художественная литература и наблюдения, опыты и эксперименты послужили средством в экологическом воспитании детей и способствовали формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогли развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дали возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом ребёнке.
Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводилась она не зря! Наблюдая за растениями и животными, птицами, работая с водой в группе, со снегом на улице, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания: дождь бывает разный, при повышении температуры тает снег, вода приобретает разную форму.
Так постепенно в процессе работы, мы постарались воспитывать у детей доброту, отзывчивость, развивать детскую пытливость, любознательность, интерес, любовь к родной природе, желание заботиться о ней.
Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней.
В ходе реализации проекта дети пришли к следующим выводам:
Вода полезная жидкость, которая имеет огромное значение для здоровья человека.
Вода - источник жизни, которые используется человеком в быту и на производстве, в сельском хозяйстве и медицине.
Список литературы
- В. В. Щетина, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова «Неизведанное рядом». Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Москва 2011 г.
- С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду. Мозайка-синтез,2010 г.
- С. Н. Николаева «Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников». Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Мозайка-синтез,2010 г.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Г. П. Тугушева А. Е. Чистякова –Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для дошкольных учреждений» - М.: ТЦ Сфера, 2003
- Алябьева Е. В. «Природа. Сказки и игры для детей», Сфера, 2012
- Журавлева В. Н., «Проектная деятельность старших дошкольников», Учитель, 2011
- Иванова А. И., «Естественно -научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Человек, 2010
- Пашкевич Т. Д. «Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации, диагностические материалы, задачи и упражнения», Учитель. 2012
- Интернет ресурсы