Проект "Правильная осанка - залог здоровья!"
Индивидуальный исследовательский проект по окружающему миру на тему "Правильная осанка - залог здоровья!" представляет собой рассмотрение учениками 3 класса понятия «правильная осанка», проведение анкетирования и выявление фактор, влияющих на осанку учащихся 3 «б» класса, а также проведение тест-диагностики на определение осанки учеников 3 «б» класса.
Подробнее о проекте:
Авторы готового творческого проекта по окружающему миру на тему "Правильная осанка - залог здоровья!" ставят целью работы выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработать комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки.
В исследовательском индивидуальном проекте по окружающему миру "Правильная осанка - залог здоровья!" ученики 3 класса подобрали физические упражнения для комплексных занятий с детьми для профилактики нарушения осанки, а также разработали рекомендации для учащихся и их родителей.
Оглавление
Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение № 1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Введение
Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек. А красоту и здоровье нашему телу придаёт ровный позвоночник.
Обучение в школе - очень важная полоса в жизни ребенка, когда изменяется не только его окружение, но и весь образ жизни. Вместо полной свободы движений его ждет сидение целыми часами в вынужденной позе. К этому добавляется умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу: для успешного выполнения школьной программы ребенок должен довольно длительное время напрягать внимание и память.
Не случайно большинство детей в возрасте 7-17 лет приобретают те или иные нарушения осанки. После прохождения медосмотра в нашем классе оказалось, что проблема осанки актуальна в нашей школе, ведь у 23% учеников школы нарушена осанка.
Нам стало интересно узнать, почему столько ребят уже не здоровы? Кто в этом виноват? Нельзя ли как-то поправить это положение?
Гипотеза.
Если выявленные причины (факторы) появления неправильной осанки третьеклассников верны, то предложенные формы профилактических мероприятий покажут положительные результаты медицинского обследования по данным параметрам.
Объект исследования: Ученик младшего школьного возраста (9-10 лет) – третьеклассник.
Актуальность заключается в том, что нормальная, правильная осанка может создать самые лучшие условия для работы органов, систем организма. Существует большая сложность в настоящее время для многих молодых людей – сформировать и сохранить правильную осанку.
Цель работы: выявить факторы, влияющие на правильную осанку и состояние здоровья школьников, разработать комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушений осанки.
Задачи:
- Познакомиться с понятием «правильная осанка»;
- Провести анкетирование и выявить факторы, влияющие на осанку учащихся 3 «б» класса.
- Провести тест - диагностику на определение осанки учеников 3 «б» класса.
- Подобрать физические упражнения для комплексных занятий с детьми для профилактики нарушения осанки.
- Разработать рекомендации для учащихся и их родителей;
- Составить буклеты.
- Воспитывать у третьеклассников потребность к здоровому образу жизни, к бережному отношению к собственному здоровью, через занятия физкультурой, спортивным играм, спортивным тренировкам.
Методы и приёмы исследования:
- анализ литературы и электронных ресурсов;
- наблюдение за учащимися 3 «Б» класса;
- беседа медработником школы;
- опрос, обобщение.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В ходе изучения теоретической части по окружающему миру и здоровьесберегающим технологиям (тема «Опора и движение», раздел «Мы и наше здоровье» узнали:
- что такое «Осанка»
- виды нарушения осанки у школьников
- признаки искривления позвоночника
- что такое «сколиоз»? (боковое искривление позвоночника)
Изучая литературу по теме, узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы:
- режим труда и отдыха
- занятия спортом
- вес школьной сумки
- Правильная поза при сидении за партой
Интересно, а какие факторы влияют на осанку ребят 3 «Б» класса? Для этого мы провели тест - диагностику и анкетирование учащихся.
2. Практическая часть.
Работа над осанкой.
Провели исследование третьеклассников на наличие у них нарушения осанки.
Тест диагностика №1.
Если положить на голову книгу и пройти по линии то, в тот момент, когда осанка окажется неправильной – книга упадёт. В результате мы убедились, что врачи правы – у 3 учащихся нарушена осанка. Результаты представлены в Таблице №1 «Результаты тест-диагностики №1» (Прил.1)
Тест - диагностика №2
Встать вплотную к шкафу или к стене. Сомкнуть стопы, посмотреть прямо вперёд. Руки опущены по швам. Если тело соприкоснулось с поверхностью стены в четырёх точках – затылок, лопатки, ягодицы, пятки, и ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая;
В противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперёд (лордоз). Результаты представлены в таблице №2 «Результаты тест-диагностики №2» (Прил. 2)
28.03.2023 г. мы провели анкетирование: «Причины нарушения осанки».
На вопросы отвечали дети и родители. Результаты анкетирования в (Прил.3)
Результаты.
В результате исследования мы выявили 4 фактора «неправильной осанки»:
Фактор №1 Режим труда и отдыха
- у телевизоров и компьютеров проводят более 1,5 часа - 4 ученика;
- телевизор смотрят лёжа - 5 чел., сидя в кресле - 4 человека.
Вывод: в школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома большинство учащихся долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе. Домашние задания выполняют без перерыва на отдых.
Фактор №2 Отсутствие или недостаток физических нагрузок
Узнали сколько ребят 3 «б» класса занимаются спортом:
- ходят в спортивные секции – (2 ученика);
- посещают тренажерный зал– 1 ученик;
- занимаются танцами – 1 ученик
- делают по утрам дома зарядку – 0 учеников
Вывод: Дети неохотно занимаются спортом. Больше времени уделяют компьютеру и телевизору. Хорошо, что у нас в школе введено 3 урока физкультуры в неделю. Хорошо бы еще в школе по утрам проводилась утренняя зарядка.
Фактор №3. Неправильно подобран школьный портфель.
В нашей стране принято считать, что вес школьного портфеля не должен превышать 10% (процентов) от веса школьника.
Но по мнению врачей- ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 3 классов не должен превышать – 2,5 – 3 кг.
Вывод: Мы обследовали и взвесили ранцы учеников 3 «б» класса. Средний вес ранцев не соответствует норме (3,5- 5кг.). У 5 учащихся ОН превышает допустимые нормы. С ранцами (рюкзаками) в школу ходят практически все дети.
Фактор №4. Неправильная поза
Неправильная поза: при сидении, ходьбе, просмотре телевизора и т.д.
На основании выявленных факторов выделили основную причину нарушений осанки у младших школьников – ЭТО слабые мышцы спины, которые нужно укреплять.
Практическая значимость работы.
Теперь каждый из нашего класса понимает, что его здоровье в его руках. Проблема стала интересна не только нам, но и младшим школьникам 1-2 классов, поэтому мы:
- Оформили в нашем классе уголок здоровья, поместили в него советы по исправлению осанки.
- Организовали выставку рисунков «Правильная осанка – залог твоего здоровья!».
- С учащимися 1 «Б» класса провели беседу «Береги здоровье смолоду».
- На классный час в классе пригласили нашего медработника и с интересом выслушали рекомендации по исправлению осанки.
- Разработали рекомендации и комплекс упражнений на формирование правильной осанки для школьников и их родителей.
Заключение
В ходе нашей исследовательской работы, мы хотели показать, как можно и нужно воспитывать хорошую осанку, как и любую другую привычку, но, без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослых мы вряд ли сможем выработать привычку правильно держать своё тело.
Ребята смогут выработать у себя правильную, красивую осанку, если прислушаться к нашим советам!
Список литературы
- Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С.И.Ожегова, медицинский словарь.
- Правда, о школьных портфелях.
- Протасов Б.И. Что такое осанка?
- Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.
- «Лечебная физическая культура» 2003г. С.Н.Попов.
- Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г.
- Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В.И., Степановой И. 2005г.
Приложение № 1
Учащиеся положили на голову книгу и прошлись по линии. В момент прохождения книга упала. В результате мы убедились, что врачи правы – у 3 учащихся нарушена осанка.
Приложение № 2
«Результаты тест-диагностики №2»
№ п/п | Ф.И. учащегося | Рост, см | Вес, кг | Имеются/ не имеются нарушения осанки |
1 | Барбакова Полина | 126 | 20 | б/п |
2 | Гусева Виктория | 135 | 28 | б/п |
3 | Коноплёва Ульяна | 139 | 33 | б/п |
4 | Лялин Максим | 133 | 35 | б/п |
5 | Мачикин Евгений | 133 | 44 | б/п |
6 | Манцырева Ева | 130 | 27 | б/п |
7 | Манцырев Константин | 134 | 29 | б/п |
8 | Мякота Николай | 141 | 29 | б/п |
9 | Назарова Елиса | 130 | 26 | |
10 | Падерина Софья | 141 | 27 | б/п |
11 | Рустамов Юсуф | 136 | 30 | |
12 | Родин Александр | 136 | 29 | |
13 | Суханьков Матвей | 144 | 53 | б/п |
14 | Ткачук Александра | 136 | 26 | б/п |
Приложение № 3
Анкетирование
28.03.2023г. мы провели анкетирование: «Причины нарушения осанки». На вопросы отвечали дети и родители.
1. Выполняете ли вы утреннюю гимнастику?
да иногда -8 чел. нет – 6 чел.
2.Сколько времени проводите у телевизора или компьютера без отдыха?
30 минут 1 час больше 1 часа – 6 чел.
3. Где обычно сидите во время просмотра телевизора?
лежу на диване -7 чел в кресле на полу на табурете - 1чел
4. Есть ли у вас специальное кресло для работы за компьютером?
Нет – 7 чел да
5. Какой матрац на вашей постели?
специальный матрац обычный матрац
нет матраца- 0 чел не знаю - 1чел
6. Свои школьные принадлежности вы носите?
в портфеле ранце - 4 сумке пакете
7. Как часто бываете на свежем воздухе?
меньше 1 часа в день 1-2 ч. в день – 6 чел более 2 ч. в день
8.Занимаетесь ли спортом? Да – 7 нет - 4
Если занимаетесь, то каким? велосипед, подтягиваюсь, плавание, баскетбол, всеми, волейбол, хоккей , лыжи , футбол.
Приложение № 4
Меры профилактики осанки. Рекомендации родителям.
1. При сидении за столом приучать ребенка опираться о спинку стула спиной в месте ее изгиба. Обращать внимание на то, чтобы ученик старался сидеть прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища, чтобы не напрягать мышцы.
2. Не допускать длительных статических нагрузок на детей, максимально использовать возможность смены деятельности, устраивать динамические паузы, физкультминутки.
3. Формировать у школьников ощущения нормальной осанки посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя.
4. Формировать элементарные знания по профилактике нарушений осанки: нельзя сидеть перед телевизором в слишком мягком кресле или диване. Сиденье должно быть на высоте полуметра от пола. Перемещая тяжёлые вещи на значительное расстояние, лучше носить их на спине, например в рюкзаке, а не в руках или в сумке через плечо; поднимая что-то тяжелое, необходимо сгибать ноги, а не спину и др.
Приложение № 5
Физические игры и упражнения для формирования правильной осанки.
1. «Любопытный» Лечь на пол, живот и ноги плотно прижать к полу, руки соединить за спиной в замок. Выгнув грудь, посмотреть вперед, по сторонам, назад. Следить, чтобы двигалась только голова, руки при этом прижимать к телу.
2. Игра- состязание «Испугавшиеся лошади» Стать спинами друг к другу, взяться за одну и ту же палку и сделать один шаг вперед, плечи при этом опустить вниз, а спину выгнуть дугой. По сигналу тянуть друг друга в противоположные стороны.
3. «Великан» Встать на цыпочки, поднять руки вверх и вытянуть туловище вверх. Вытягиваться все выше и выше, не сводя глаз с кончиков пальцев. Идти вперед.
4. «Жираф»
Эта игра хорошо укрепляет мышцы спины и шеи. Приготовьте книжку с картинками про жирафа. Расскажите малышу об этом животном, отдельно заметив, что у жирафа самая длинная шея на Земле. Возьмите несколько яблок или груш (выбирайте фрукты, которые любит ваш ребенок), разрежьте их на дольки и развесьте на такой высоте, чтобы кроха мог дотянуться до них, только сильно вытянув шею. Попросите малыша губами достать до фруктов, не используя руки и не вставая на цыпочки.
Упражнения для мышц шеи
- Наклоны головы вперед, назад, в стороны.
- Медленные повороты головы в стороны, руки над головой, кисти сцеплены.
- Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.
Упражнения для плечевого пояса
- Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисть правой руки; то же, меняя положение рук.
- Руки в стороны. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).
- Круговые движения плечами.
Упражнения для ног
- Медленное приседание, руки за голову (вверх, в стороны); то же в стойке с сомкнутыми носками.
- Глубоки пружинящие приседания из стойки на носках, ноги врозь.
- Приседание, касаясь руками пяток.
Упражнения для исправления нарушенной осанки
При случаях нарушений осанки школьников необходимы разнообразные физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, лыжные прогулки, игры с мячом, ежедневная гигиеническая гимнастика, в которую включаются специальные упражнения, физкультминутка в школе и дома во время приготовления уроков.
Мы предлагаем комплекс упражнений для исправления нарушенной осанки и плоскостопия.
Упражнения при плоской спине
- Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.
- Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове.
- Мост из положения лежа.
Упражнения при увеличенном поясничном изгибе
- Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.
- Сев на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.
- Поочередное поднимание ног из упора сидя.
Профилактические меры:
- проведение физ.минуток на уроке, подвижных игр на перемене;
- занятия в спортивных кружках и секциях;
- правильный подбор мебели в школе и дома;
- правильное прямое сидение за партой в школе и за столом дома;
- ношение тяжестей в обеих руках попеременно;
- постоянное выполнение комплекса утренней гимнастики;
- закаливание организма;
- выполнение профилактических упражнений.