Проект начальной школы на тему: "Природные краски"
В данном творческом проекте начальной школы на тему "Природные краски" автор ознакомилась с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования, изучила из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления, провела эксперименты: изготовила краски самостоятельно в домашних условиях, а также сравнила краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине и нарисовала рисунки из полученных красок.
Подробнее о проекте:
В авторском творческом проекте начальной школы "Природные краски" обучающейся было выяснено, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого автор использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски.
Оглавление
Введение
- История возникновения красок
- Процесс приготовления красок
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования: Я уже третий год занимаюсь в художественном кружке и рисую разными красками: акварелью, гуашью, масляными. Их можно купить в любом магазине. Современные художники так и поступают. Давным-давно, когда не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах, где же их брали?
Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сама изготовить краски в домашних условиях?
Ведь в настоящее время краски делают на заводах из химических веществ.
Можно ли изготовить экологически чистые краски самим?
Цель исследования - узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.
Задачи исследования:
- Ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.
- Изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.
- Провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях.
- Сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине.
- Нарисовать рисунки из полученных красок.
Приступая к исследовательской работе, я выдвинула гипотезу: используя природные красители и связующее вещество в домашних условиях, можно ли изготовить экологически чистые краски.
История возникновения красок
Я выяснила, что древние художники много десятков тысяч лет до нас рисовали на стенах пещер, на скалах... на собственной коже! Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников. А чтобы колдовство было надёжнее, чтобы рисунок не исчез, художники сначала брались за острые камни и высекали на камнях контуры рисунка, а потом в углубление втирали глину, смешанную с жиром.
Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века. Какими же красками рисовали древнейшие художники? Самой первой краской была глина. А глины, бывают разные — жёлтые, красные, зеленоватые, белые... Чёрный цвет давала копоть, сажа.
Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани.
Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.
Процесс приготовления красок
Я прочитала и узнала, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.
Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.
Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришла к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.
Эксперимент № 1 - Акварельные краски
Эксперимент №2 - Акварельные краски (мёд, сок)
Эксперимент №3 - Масляные краски
Взяла пакетик глины.
Смешала глину с подсолнечным маслом.
Глина с маслом смешалась однородно, дала светло-зелёный цвет, краска не очень хорошо ложилась на бумагу, но после высыхания вокруг рисунка образовалось жирное пятно.
Создать масленую краску ближе к натуральному не удалось потому, что эта краска требует более сложного изготовления.
Создание темперных красок - Эксперимент № 4
Заключение
Во-первых, так как я человек творческий, то узнала много нового, интересного и полезного. Ведь эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Я выяснила, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовала уголь, мел, глину. В качестве связующего вещества – мёд, масло, яйцо. Провела эксперименты и получила краски. Сравнила самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.
Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.
Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.
Литература
- Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.
- Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.
- Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003.
- Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.
- Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.
- Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru