Проект "Подмосковная земля в творчестве А.С. Пушкина. Село Захарово"

Рейтинг: 0

Подмосковная земля в творчестве А.С. Пушкина. Село Захарово
Тематика: 
Автор: 
Зинковская Валерия
Руководитель: 
Эпельбаум Ольга Анатольевна
Учреждение: 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3 г. Дубны Московской области»
Класс: 
6

В готовой исследовательской работе по литературе «Подмосковная земля в творчестве А.С. Пушкина. Село Захарово.» ученицей 6 класса была поставлена цель проекта, показать, как детские впечатления отразились в разных произведениях А. С. Пушкина, привести примеры произведений, где подмосковные места упоминались или были центральными образами, выявить, какое отражение получили подмосковные места в творчестве Пушкина, а также воспитание любви к родной литературе.

Подробнее о проекте:

В индивидуальном детском проекте «Подмосковная земля в творчестве А.С. Пушкина. Село Захарово.» автор приходит к выводу о том, что название подмосковных сёл, рек, монастырей нашли свое отражение в географических названиях многих прозаических и поэтических произведениях А.С. Пушкина, а русская речь будущих произведений писателя начала формироваться именно в детстве в Захарово, а также о том, что усадьба указывает на прямую зависимость человека и положения героя в человеческом обществе, а мир усадьбы – это предметы, которые рассказывают и о доме, и о характере каждого героя произведения.

Оглавление.

Введение

  1. Роль « сельца Захарова» в творчестве А.С. Пушкина
  2. Влияние «захарьевских сказок» на произведения А.С. Пушкина
  3. Подмосковные места как основное действие пушкинской прозы
  4. Русская усадьба в произведении А.С. Пушкина «Дубровский»

Заключение

Введение.

В нашем Подмосковье много интересных мест, но мне хочется обратить внимание на село Захарово, где знаменитый русский поэт А.С. Пушкин часто бывал у своей бабушки Марии Алексеевны. Об этом удивительном месте он часто потом вспоминал в своих произведениях с большой любовью. С этим материалом я познакомилась на уроках литературы в разделе «Литературные места России. Краткие сведения о некоторых литературных местах, связанных с именами русских писателей XIX века». (Этой темой я начала заниматься ещё в 5 классе).

Есть еще одна причина. Когда едешь на электричке из Дубны в Москву замечаешь указатель «Государственный историко-литературный музей- заповедник. Захарово» около поворота на станцию Катуар, платформа Тимирязевская; рядом находится музей «История танка Т-34».
В 1987 году село Захарово и Большие Вязёмы стали Государственным историко- литературном музеем- заповедником А.С. Пушкина.

Я решила об этом написать. В свой работе опиралась на исследования следующих авторов Дёминой Людмилы Васильевны, Волочина Николая Михайловича, Машковой Елены Владимировны. Работая над этой темой, я читала статьи литературоведа: Дёмина Людмила Васильевна «Пушкинские места в Подмосковье», «По пушкинская местам Подмосковья», «Пушкин и подмосковная земля». Работая по этой теме, в основном читала и разбирала статьи Волочина Николая Михайловича, преподавателя Московского государственного областного университета, так как его работы связаны с произведениями школьной программы. Работа Машковой Елены Владимировны «Мир подмосковной усадьбы в жизни и творчестве русских поэтов» мне тоже очень помогла.

Это работа написана просто, доходчиво, понятно, она меня многому научили, подсказала, как правильно работать с художественным текстом, выделять языковые особенности. Машкова Елена Владимировна - филолог, учитель русского языка и литературы, автор книг и методических пособий по русской литературе. Она работает в школах Москвы, преподаёт литературу в старших классах. Её статья очень похожа на уроки литературы, напоминает объяснения учителя, поэтому так всё понятно, доступно.

Цель: раскрыть роль Подмосковных мест (села Захарова, Большие Вязёмы, Никольское) в творчестве А.С. Пушкина.

Задачи:

  1. показать, как детские впечатления отразились в разных произведениях А. С. Пушкина;
  2. привести примеры произведений, где подмосковные места упоминались или были центральными образами;
  3. выявить, какое отражение получили подмосковные места в творчестве Пушкина;
  4. воспитание любви к родной литературе.

Сведений о Захарове (Московская область, Одинцовский городской округ, поселок Большие Вяземы, Государственный музей-заповедник А. С. Пушкина) в Интернете очень много, но их не сравнишь с тем ощущением, которое испытываешь, когда находишься там на экскурсии. Эта деревенька с 73 душами крепостных была куплена М.А. Ганнибал, бабушкой поэта, в 1804 г. за 28 тысяч рублей. В конце мая следующего года ее дочь Н.О. Пушкина приезжает сюда с детьми. Пушкины бывали здесь каждое лето, вплоть до отъезда будущего поэта в Лицей в 1811 г.1 В Захарове со времен Пушкина сохранились только парк и пруд, о которых неоднократно упоминал в стихах поэт.

Именно в этих местах, в подмосковной бабушкиной усадьбе, Пушкин впервые осознал красоту русской природы, увидел крестьянские хороводы, услышал народные песни, узнал быт крестьянской семьи, здесь формировались его взгляды на жизнь, здесь он начал писать свои первые стихи.
Усадебный дом бабушки Марии Алексеевны Ганнибал восстановили в 1999 г. На уцелевшем фундаменте. И хотя этот дом совсем новый, он не выглядит современным: кажется, что это старинная усадьба, стены которой слышали звонкий голосок маленького Саши Пушкина и его сестры Ольги.

Экспозиция усадебного дома посвящена миру детства великого поэта. Здесь крестьянская утварь, которая для маленького Пушкина была непознанной Вселенной: туесок, прялка, рогатина, лохань . Каждый предмет – новое, неведомое слово. Так вместе с селом Захаровым расширяешь свои знания по истории русского слова.

Роль «сельца Захарова» в формировании поэтического творчества А.С. Пушкина.


Захарово – имение бабушки, Марии Алексеевны Ганнибал, где будущий поэт проводил лето с 1805 по1810 год. Здесь «маленький Саша впервые ощутил красоту родной природы». Он слушал народные песни, частушки, играл в разные игры. На всю свою жизнь запомнил необычные сказки Арины Родионовны и рассказы бабушки Марии Алексеевны об истории рода Пушкиных. Этому селу поэт посвятил многие свои произведения, где оно просто упоминалось или было центральным образом.
В первых стихотворениях А.С. Пушкина, написанных ещё в Лицее, звучит тема любви к родному дому, к прекрасному Захарову:

Забуду ли то время золотое,
Забуду ли блаженной неги час...
С младенчества дух песен в нас горел
И дивное волненье мы познали...
Мои счастливейшие дни...

Эта тема передается через эпитеты «золотое», «дивное», «блаженной», «счастливейшие», в произведениях Пушкина эпитеты употребляются нечасто, а вот для детских воспоминаний как будто делается исключение. Красоту родной земли можно передавать только эпитетами. Об этом написано в стихотворении «Послание к Юдину». Гимн родному сельцу из тринадцати дворов Пушкин сложил, когда ему было всего 16 лет. В пространном «Послании к Юдину» он любуется бабушкиным имением, воспевает каждый его уголок - луг, «мой тесный домик», «кабинет уединенный», «калитку, садик, ближний пруд».

Пушкину важен каждый предмет, поэтому поэт использует ряды однородных членов «калитку, садик, ближний пруд», при этом не забывает эпитеты, которые помогают передать отношение к любимому Захарову.
Уже будучи известным поэтом, А.С. вспоминает об этом селе в «Евгении Онегине»:

Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.

«Захаровский возраст мальчика» - годы, когда происходит становление характера человека. Здесь «замкнутость Сашеньки» сменилась радушием, благожелательностью, уважением к любым людям. Современники не раз это отмечали. Поэт, историк литературы С. П. Шевырев, современник Пушкина, пишет о Захарове: «Деревня была богатая: в ней раздавались русские песни, устраивались праздники, хороводы, и стало быть, Пушкин имел возможность принять народные впечатления».

… с балкона
Могу сойти в веселый сад,
Где вместе Флора и Помона
Цветы с плодами мне дарят,
Где старых кленов темный ряд
Возносится до небосклона
И глухо тополи шумят

В московском доме в обращении родителей с детьми был принят французский язык. Здесь, в Захарове, в первой деревне, которую он узнал в детстве, Пушкин впервые мог наблюдать народный быт, услышал народную песню, здесь он постигал богатства русского языка.

С первого дня приезда в село маленький Пушкин полюбил белоствольных русских красавиц. Подле них играл, на Троицу завивал им косы и водил вокруг песенные хороводы. Немудрено, что позже выражал желание найти под ними последний приют, чтобы длинные ветви навевали ему вечные золотые сны. На самом берегу пруда росла высоченная липа - еще одно место обетованное Саши. Часами сидел, бегал под кронами в тени. В голове кружились рифмы, чтобы записать их, бежал к нескольким березкам, подружкам липы.

Вдохновенные строки чертил на коре «рукой беспечной и ленивой, разбросив рифмы здесь и там»:
…узнать
Свои мечты, желанья, цели
И тихий глас простой свирели
С улыбкой дружества внимать.

Семья Пушкиных часто посещала соседнее с Захаровом село Вяземы. Здесь входила в жизнь Пушкина история. Мальчик видел древний собор годуновского времени, слышал романтические легенды и старинные предания о Борисе Годунове и Лжедмитрии, о «смутном времени».

Эти впечатления, поразившие детское воображение поэта, стали основой трагедии «Борис Годунов». Не случайно в этом произведении Пушкин упоминает здешние селения. В романе «Дубровский», в «Повестях Белкина. «Барышня – крестьянка» не только упоминаются местные названия окружающих деревень - Захарово, Хлюпино, Шарапово, Колбино, но и в «Барышне-крестьянке» служанка Настя рассказывает об именинах: «Пришли мы к самому обеду. Комната полна была народу. Были колбинские, захарьевские, приказчица с дочерьми, хлупинские», но и описание помещичьих усадеб, а также насаждений и планировки усадебных парков, домов. Возьмем в качестве примера «Барышню – крестьянку».

Центром усадьбы был барский дом, в нем — столовая («Вслед за ним сын его приехал верхом и вместе с ним вошел в столовую, где стол был уже накрыт...») , гостиная («Возвратясь в гостиную, они уселись втроем...») , библиотека, спальни, комнаты для гостей, комнаты для гувернантки или гувернера, горничной, кухня, девичья (Лиза «засадила за шитье всю девичью»). Этот дом необходимо было отапливать (нужен истопник, а среди хозяйственных построек — дровяной сарай), убирать его, стирать белье, стряпать не только на господ, но и на их гостей, и на всю дворню (в повести упоминается поварова жена). (Парадное крыльцо, дорожки сада, огород, хозяйственный двор, ферма).
пушкин1

Гости подъезжали к парадному крыльцу («...коляска... въехала во двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. Старый Берестов взошел на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского») . По дорожкам сада можно было спуститься к реке или к пруду (село Муромского — Прилучино — значит: при луке, излучине, изгибе реки). С заднего крыльца можно было попасть на огород, на хозяйственный двор. («Лиза... вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле».)

В пределах усадьбы находилась ферма («Лиза вышла из лесу, перебралась через поле, прокралась в сад и опрометью побежала в ферму...») , конюшни (у Берестова был стременной, о Муромском: «Конюхи его были одеты английскими жокеями»).
(Охота, псарня, конюшня, зверинец).

Вот во что превратились детские воспоминания о селе Захарово. Возвращаясь осенью из деревни в родной город, полный «захаровских» впечатлений, подрастающий мальчик в сопровождении дядьки Никиты Козлова или бабушки «осваивал» и древнюю Москву.
А «счастие, — напишет Пушкин, — есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному».

С этим местом у Александра Пушкина связано множество лучших воспоминаний:
…Мне видится моё селенье,
Моё Захарово; оно
С заборами в реке волнистой,
С мостом и рощею тенистой
Зерцалом вод отражено…»

В 1810 году семья Пушкиных провела последнее лето в Захарове, после чего имение пришлось продать. Лишь спустя 20 лет, в 1830 году, Александр Пушкин снова посетит эти края.
Небогатая, но полная сердечности жизнь в Захарове отражена Пушкиным во многих произведениях, например, в «Послании к Юдину»:

Но вот уж полдень. — В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит.

В июле 1830 года, накануне женитьбы, когда Пушкин мысленно подводил итоги первой половины своей жизни, его потянуло в Захарово. По словам матери, он совершил «сентиментальное путешествие». Берг записал воспоминания Марьи: «Приезжал он ко мне сам перед тем, как вздумал жениться. Я, говорит, Марья, невесту сосватал, жениться хочу… И приехал это не прямо по большой дороге, а задами: другому бы оттуда не приехать… а он знал.

(Вероятно, Пушкин приехал кратким путем из Больших Вязем. — В. Н.) Я… сижу, — продолжает Марья, — смотрю: тройка! Я эдак… А он уже ко мне-то в избу-то и бежит… «Чем, мол, батюшка, угощать-то я стану? Сем, мол, яишенку сделаю». — «Ну, сделай, Марья!» — Пока он пошел по саду, я ему яишенку-то и сварила; он пришел, покушал…» [33]. Вряд ли приготовление яичницы заняло более четверти часа. Пушкину же этого времени вполне хватило, чтобы обежать усадьбу. Он заметно погрустнел. «Все наше решилось, — сказал он Марье, — все поломали, все заросло» .

Любовь к деревне сохранилась у Пушкина на всю жизнь. В 1834 году он писал из Петербурга жене: «Да кабы мог остаться в одной из ваших деревень под Москвою, так бы Богу свечку поставил» (XV, 180); «Я деревенскую жизнь очень люблю», - признается он Дельвигу.

Вывод

  • названия Подмосковья нашли свое отражение в географических названиях многих прозаических произведениях А.С. Пушкина;
  • русская речь будущих произведений писателя начала формироваться именно в детстве в Захарово;
  • детские впечатления оказали большое влияние на произведения Пушкина.

Влияние «захарьевских сказок» на произведения А.С. Пушкина.


Любовь поэта к русским сказкам и их персонажам, как и интерес к отечественной истории тоже начался в Захарове. Именно здесь никто не мешал слушать мальчику рассказы дядьки и Арины Родионовны про лешего, бабу-ягу, черномора, чудо-богатырей, царевну-лебедь и других героев, перекочевавших затем в его поэму «Руслан и Людмила».

В поэме Пушкин открывает мир русской сказки. В них присутствуют два мира: реальный (свой, понятный и нестрашный) и потусторонний (чужой, непонятный, населенный темными силами, злыми духами: оборотнями, лешими, водяными, ведьмами и прочей нечистью). В сказках герои из реального мира вступали в борьбу с потусторонними силами и всегда побеждали. В прологе поэмы представлена собранная из сказочных фрагментов картина таинственного волшебного мира, образы узнаваемы по родным русским народным сказкам.

Перед основным сюжетом дано представление о сказочном крае – Лукоморье, где ученый кот, живущий на дубе, поведал автору сказку. Слово «лукоморье» в древнерусском языке означало излучину, изгиб побережья, морскую бухту. Упоминание Лукоморья как реального места встречалось в русских летописях. А у Пушкина в название деревни Прилучино (село Муромского — Прилучино — значит: при луке, излучине, изгибе реки).

В сказках это место считалось пограничным пространством, находящимся между реальным миром и мифологическим, сказочным миром. Сказочный дуб – «древо жизни» , символ многовековых представлений, корни которых уходят в древность. Образ дуба восходит к культовым ритуалам славянского язычества, он упоминается в народных заговорах.

У ученого кота в славянской мифологии есть прообраз – кот Баюн. Имя мифологического кота восходит к глаголу «баять» - говорить. Как в воззрениях наших предков, кот «ученый» в поэме наделен даром петь песни и рассказывать сказки. Образы Лукоморья, дуба и кота взяты Пушкиным из сказки «Чудесные дети», которую поведала ему няня Арина Родионовна в Захарово. Мифологическими являются образы лешего и русалки. Необычным кажется образ сидящей на ветвях русалки, ведь в нашем представлении эти существа с рыбьим хвостом обитают в водоемах.

Но в славянской мифологии русалки любили развлекаться, покачиваясь на ветвях деревьев, заманивая своим смехом путников. Образы русских витязей навеяны сказкой «Чудесные дети». Эпизод про королевича, пленяющего грозного царя, пришел из «Сказки о Бове-королевиче» . Образ колдуна, летящего по небу и несущего богатыря, берет истоки в сказке «Три подземных царства». Все эти сказки в народном варианте были рассказаны няней и бабушкой А.С. Пушкина. Образы Бабы Яги и Кощея известны по другим народным волшебным сказкам. В прологе отражены древние истоки, насыщающие «русский дух», у Лукоморья «Русью пахнет».

В конце пролога возникает образ автора, подчеркивающий родство своего творчества с народным духом. Автор присутствует в произведении до конца, появляясь среди фантастического сюжета в разных отступлениях. А все началось с подмосковного села Захарово. Русские сказки звучали и днём и вечером. Их рассказывали Мария Алексеевна Ганнибал и няня юного поэта Арина Родионовна. У них-то этого добра был полный короб! И входили в сердце мальчика слова, образы, от которых веяло, пахло Русью. Не будь в детстве Пушкина Захарова, вряд ли потом в энциклопедических словарях появилось такое заключение: «А.С. Пушкин - родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка».

Вот как об этом сказал Д.С. Лихачёв: «Сказки Пушкина – это лучшее, что есть в каждом из нас. Это доброта и талант, смелость и простота… Народ любит гениев, простых в своём величии и великих в своей простоте».

Вывод:

  • любовь поэта к русским сказкам и их персонажам, как и интерес к отечественной истории тоже зародился в Захарове;
  • воспоминания детства помогли написать первое главное произведение Пушкина «Руслан и Людмила», в котором раскрылось его поэтическое дарование;
  • именно поэма «Руслан и Людмила», «Сказки о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке» сделали А.С. Пушкина настоящим русским сказочником.

Подмосковные места как основное действие всей пушкинской прозы.


Не только Захарово повлияло на творчество А.С. Пушкина, в его произведениях отразилась «как в зеркале» все Подмосковная земля: Большие Вязёмы, имение Голицыных, где маленький Саша часто бывал в гостях с бабушкой Марией Алексеевной, села около Звенигорода, Саввино-Сторожевский монастырь, Вязёмы и многое другое.
Поездки по окрестностям дали первые исторические знания и разбудили воображение. Захарово было расположено между двух насыщенных историей мест. С одной стороны, неподалеку располагался древний Звенигород с его Саввино-Сторожевским монастырем, основанный в XIV веке сыном Дмитрия Донского Юрием и чудотворцем Саввой, ближайшим учеником Сергия Радонежского.

… в глухих дубровах,
Спасался некогда Монах,
Всегда в занятиях суровых,
В посте, молитве и трудах.

А другой- села Хлюпино, Шарапово, Колбино, Прилучино. Монастырь Саввино- Сторожевский. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой богородицы. Её расположили на высокой горе Стороже, в виду Москвы - реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась.

Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV века (1402 год) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: сёла Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана.

В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль охраны Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иван Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Федор Иоанович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесён каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля.

1812 год. К Саввино-Сторожевскому монастырю из Москвы был проложен Звенигородский тракт, который также был известен как Царский путь или Дорога царей богоизбранных, по нему не раз совершали обязательные паломничества в монастырь к мощам Саввы Сторожевского все русские правители: великие князья, цари и императоры.

На тихих берегах Москвы,
Церквей, венчанные крестами,
Сияют ветхие главы
Над монастырскими стенами.
Кругом простёрлись по холмам
Вовек не рубленные рощи,
Издавна почивают там.
Угодника святые мощи.

Вот такое простое описание дает поэт Саввино-Сторожевскому монастырю. И опять все просто, понятно, доходчиво, так все легко запоминается.

Село Большие Вяземы внесло свою лепту в творчество поэта. В то время, когда он жил в Захарове, имение принадлежало Борису Голицыну - старшему сыну Натальи Петровны Голицыной. Захарово, Большие Вязёмы вошло в русскую литературу как понятие «русская дворянская усадьба». Понятие «Пушкин» и «русская дворянская усадьба» тесно связаны между собой. В своих родовых усадьбах Пушкин бывал на протяжении всей своей жизни. В 1805 – 1818 годах проводил лето будучи мальчиком и юношей в Захарове под Москвой, приезжал туда в 1830 году. Впервые посетил Михайловское в 1817 году, а затем в 1824 – 1826 годах был там в ссылке, позднее в 1835 году приезжал туда снова.
пушкин2

Трижды (в 1830, 1833 и 1834 годах) поэт приезжал в Болдино и был осенен вдохновением болдинской осени. Тишина старых дворянских усадеб, темные стоячие пруды и пологие холмы, окружающее спокойствие и приволье благотворно влияли на поэта. Мир провинциальной усадьбы был той стихией, которая рождала творчество. Пребывание А.С. Пушкина в родовых провинциальных усадьбах нашло отражение как в лирике, так и в прозе, в частности в повести «Дубровский».

Эта повесть была написана Пушкиным поразительно быстро: 21 октября 1832 года работа была начата, а 6 февраля 1833 года Пушкин заканчивает писать девятнадцатую главу. Повесть пишется в Петербурге, но перед началом работы Пушкин побывал в своем родовом имении Болдино, где недовольные крестьяне требовали смещения управляющего. В повести сохранились и гнев нижегородских крестьян, и многие реальные названия, связанные с этими местами. Действительно, Кистенёвка – соседнее с Болдиным село, находившееся в 135 верстах от Волги и полученное поэтом от отца в 1830 году.

Не случайно именно Кистеневкой назвал поэт захудалую деревушку бедного дворянина Дубровского в повести «Дубровский». Обитатели этой деревни отказались пойти под начало всесильного помещика Троекурова и стали разбойниками. Неоднократно упоминается в повести и кистеневская роща: «Гроб понесли рощею. Церковь находилась за нею. День был ясный и холодный. Осенние листья падали с дерев. При выходе из рощи увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми лапами. …Гроб опустили в могилу. …Владимир поспешно …скрылся в Кистеневскую рощу».
Таким образом, местом действия повести Пушкин сделал мир, который был ему хорошо знаком, понятен, близок.

Русская усадьба в произведении А.С. Пушкина «Дубровский».

-

Провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» с разных сторон. Это место действия, которое сосредоточено вокруг трех центров: Кистеневка, Покровское, Арбатово. Усадьбой подчеркнута прямая зависимость положения героя в обществе. Мир усадьбы – это и предметы, которые создают атмосферу дома, характеризуют хозяина. Наверное, судьба усадьбы во многом предопределила и судьбу главного героя.

Сравним усадьбы Дубровских и Троекурова. Церковь в Кистеневке деревянная, а в Покровском – каменная. Быт усадеб тоже отличается друг от друга. Пушкин так описывает село Покровское: «…из широкого озера вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревянные избы с их огородами и колодезями». «В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных, занимаясь рукоделием, свойственным их полу».

В Покровском – все богато: имелся «псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки…». Новая каменная церковь, построенная барином этого поместья К.П. Троекуровым, в праздничные дни наполнялась множеством почетных богомольцев, для Троекурова же здесь имелось «свое место». В церкви проходила «обедня», в которой участвовал и сам барин: «подтягивал, молился и с гордым смирением поклонился в землю, когда дьякон громогласно упомянул о зиждителе храма сего».

«Кирилл Петрович первый подошел ко кресту. Все двинулись за ним». Во время гостеприимного обеда барин «первый» садился за стол, а уже за ним следовали посетители; слуги же затем разносили тарелки «по чинам, руководствуясь лафатерскими догадками».
В быте Кистеневки нет никаких примет богатства. Пушкин как всегда точен в деталях. Деревенька Андрея Гавриловича Дубровского, Кистеневка, выглядит так. При виде «березовой рощи и на открытом месте серенького домика с красной кровлею» остаются в памяти какие – то воспоминания. «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь», «ветхое крыльцо». Все говорило о бедности этого имения.

Если в черновом варианте при описании похорон А.Г. Дубровского мы читаем: «Тело Андрея Гавриловича лежало на столе покрытое парчою», то в окончательном варианте мы читаем: «покрытое саваном». Эта правка еще более отчетливо очерчивает границы между миром усадьбы Дубровского и Троекурова.С еще одним типом усадебного дома нас знакомит село Арбатово. «Чистые и веселые избы крестьян, каменный, господский дом, выстроенный во вкусе английских замков. Перед домом расстилался густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками.

Пространный парк окружал дом со всех сторон, «великолепная зала», «… из окна открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность», «беседка на берегу широкого озера, усеянного островами» - так характеризует Пушкин усадьбу князя Верейского, демонстрируя изысканность, великолепие его вкуса. В описании Арбатова видно европейское изящество усадеб XVIII века. Однако в этом великолепии так мало духовности. Любовь к изящному высвечивает жадный эгоизм. Не случайно в Арбатове так безлюдно.

Прямых параллелей здесь нет: у Пушкиных, скажем, была не одна, а две деревушки — Михайловское и Болдино, ни одна из них не связана с его детством и т. д. Но поэтические образы Пушкина никогда не строятся на соответствии поверхностным фактам. Автобиографизм в данном случае в том, что Пушкин воспроизводит эмоциональное состояние человека, приезжающего в связанные с его детством и близкие его сердцу места, которые он не видел уже много лет; передает ощущение от встречи с близкими ему людьми. Для передачи этого состояния более всего подходит Захарово, Вязёмы где он не был двадцать лет, и то, что встретила его там в действительности не Арина Родионовна, которой уже не было в живых, а ее дочь Марья — для поэтического обобщения не имело значения.

Тем не менее именно дорогу в Захарово Пушкин взял за основу описания, поскольку, вероятно, именно эта дорога более всего связывалась в его сознании с тем эмоциональным состоянием, которое он намеревался поэтически воссоздать: «Антон повез его проселочными дорогами <...> Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извива<лась> между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы». Это топографически точное описание имения Голицыных Большие Вяземы или Никольское.

Неподалеку от Больших Вязем, имевших в XIX в. также второе название — Никольское (в повести это имение Троекурова Покровское), расположено Захарово (в повести — Кистеневка).
«В это время Антон ударил по лошадям и <...> пустился во весь дух через мост и мимо села. Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу, и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца».

И здесь все топографически точно до мелочей: и речка (Вяземка), и мост, и гора, и открывающийся с горы вид на березовую рощу, и «влево на открытом месте» дом, где жили в свое время владельцы Захарова.

«Через 10 минут въехал он на барской двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 12 лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и вбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника».

Если принять во внимание, что Пушкин, как правило, очень точно воспроизводил те или иные эпизоды своей жизни, в чем не раз приходилось убеждаться исследователям, то перед нами, скорее всего, протокольная запись его приезда в Захарово в июне 1830 г. Впервые она появляется в творчестве Пушкина не в «Дубровском», а двумя годами раньше — осенью 1830 г. при описании приезда младшего Белкина в село Горюхино.

Кстати, в плане «Истории села Горюхина» это описание обозначено весьма примечательно: «Приезд мой в деревню» . Текст же описания поразительно совпадает с текстом приведенной выше сцены из третьей главы «Дубровского»: «Прибыв на станцию, с которой должно было мне своротить на Горюхино, нанял я вольных и поехал проселочною дорогой <...> Нетерпение вновь увидеть места, где провел я лучшие свои годы, так сильно овладело мной, что я поминутно погонял моего ямщика <...>

Наконец завидел Горюхинскую рощу; и через 10 минут въехал на барский двор. Сердце мое сильно билось — я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. 8 лет не видел я Горюхина. Березки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями. Двор, бывший некогда украшен тремя правильным<и> цветник<ами>, меж которых шла широкая дорога, усыпанная песком, теперь обращен был в некошеный луг, на котором паслась бурая корова».
пушкин3

Мир провинциальной усадьбы очень тесно связан с конфликтом произведений А.С.Пушкина. (Конфли́кт — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в сюжетных художественных произведениях. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Сюжет разворачивается благодаря конфликту) . Таким столкновением в романе является ссора двух помещиков – Дубровского и Троекурова. Ссора же возникла не на пустом месте. Случай на псарне оказался тем поводом, который нарушил «согласие, царствующее между надменным Троекуровым и бедным его соседом» .

Причиной ссоры явилась зависть, которая всё же теплилась в душе Дубровского. «Дубровский молчал и хмурился… он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» , – говорится в романе.
Таким образом, усадьба Троекурова с его роскошной псарней, лазаретом для собак, отъезжими полями и пышной охотой стала поводом для ссоры, то есть началом конфликта.
К тому же чванство и высокомерие Троекурова, подкреплённое его социальным положением и властью над людьми, не позволяет Кириллу Петровичу даже почувствовать, в чём причина отъезда Дубровского.

Но источник конфликта не только в разности черт характера героев (Дубровский – бедный, но гордый, Троекуров – чванливый и властолюбивый), но и в неравенстве их общественного положения, их прав перед законом. И усадьба (только теперь Кистенёвка) становится предметом конфликта.
Когда ссора перерастает во вражду, Троекуров идёт на шаг, который по силам лишь «сильному мира сего»: он решает отнять у бывшего друга имение, которое тому по праву принадлежит. Для него не существует законов. «Врёшь, братец, какие тебе документы… В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять иимение», – говорит он Шабалкину.

В конце концов, поместье переходит в собственность Троекурова, и судьба усадьбы и её обитателей – это результат несправедливости всей системы социальных отношений.
Предметы дома как символ мира усадьбы. Мир усадьбы – это не только дом и люди, его населяющие, это и предметы, которые порой рассказывают о владельцах очень многое. Так и в повести Пушкина вещь характеризует своего хозяина, становясь символом определённой жизненной позиции.
В обедневшем доме Дубровских нет дорогих вещей. Но те предметы, на которых задерживает внимание автор, говорит о высокой духовной наполненности этого дома. Во-первых, это портрет матери Владимира.

Живописец изобразил её в белом платье с алой розой в волосах. «И портрет этот достанется врагу моего семейства. Он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями и повешен в передней предметом насмешек и замечаний псарей», – думает Владимир, стиснув зубы.
Дубровский отпирает комод и ящики, занимается разбором бумаг покойного отца и среди различных счетов и хозяйственных расчётов находит пакет с надписью «Письма моей жены». Нет ничего случайного в художественном произведении. Конечно, неслучаен и этот момент. Письма, написанные рукой матери и адресованные отцу, участнику Турецкого похода, – это история семьи, история рода.

«Владимир зачитался и позабыл всё на свете, погрузясь душою в мир семейного счастья…»
Портрет матери и письма становятся теми символически наполненными предметами, которые помогают понять мир усадьбы Дубровских, где на первом месте не материальное, а духовное начало. Так же не было дорогих вещей и в Захарово, только семейные записки Марии Алексеевны Пушкиной.
В отличие от Кистенёвской усадьбы, дом Кирила Петровича Троекурова наполнен вещами. Это и огромная библиотека, составленная большею частью из сочинений французских писателей XVIII века. Это и комната с медведем, которая свидетельствует об «утехах» барина и говорит о том, «до какой низости может дойти человек».

Это и наполненный яствами стол, за которым гости сидели по три часа. Все это напоминает богатое имение Голицыных. Предметы в описании усадьбы Троекурова помогают создать образ абсурдного мира, лишённого духовного начала. В вещах дома Троекурова видим торжество плоти и всего материального и ограниченного. А в мире, построенном на деньгах, предметом купли-продажи становится душа. Так происходит и с Машей, которую просто «продают», отдают замуж за старого, но богатого Верейского.

Потеря имения – потеря имени. Судьба усадьбы тесно связана с судьбой хозяина. И в связи с этим в повести Владимир Дубровский предстаёт в трёх сторонах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Эти превращения судьбы героя – результат судьбы усадьбы. На протяжении всего романа, в какой бы роли ни выступал Владимир Дубровский, он всегда великодушен, благороден и отважен. Он всегда – человек чести. Но всё же с потерей имения Владимир теряет имя: из Дубровского он превращается в разбойника, потом в Дефоржа. Но без имени и дома (имения) человеку трудно найти равновесие.

Так, подчёркивая несовместимость героя с той средой, в которую он попадает, и с той ролью, которая выпала на его долю, автор подводит Дубровского к гибели. Собственного мира в соответствии с её судьбой, судьбой рода и семьи в целом.

Вывод:

провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский» так:

  • это место, где происходят основные действия: Кистеневка, Покровское, Арбатово;
  • усадьба указывает на прямую зависимость человека и положения героя в человеческом обществе;
  • мир усадьбы – это предметы, которые рассказывают и о доме, и о характере каждого героя произведения;
  • жизнь усадьбы во многом определяет и предсказывает судьбу любого героя этого произведения.

Заключение.

 

Сельские местности и усадьбы Подмосковья имеют «длительную, уходящую в глубину столетий и насыщенную воспоминаниями историю». Одни из них замечательны, главным образом, своими архитектурными памятниками, другие связаны с историческими событиями или именами, которые близки и дороги русскому народу. У каждого из этих мест свой период жизни. Есть Подмосковные усадьбы, которые и сейчас существуют, и являются памятными местами для русской литературы.

Среди них сохранилось немало мест, связанных с именем А.С. Пушкина, «преобразующая и возвышающая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные мгновения» нашей жизни. Он служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и проходит через всю жизнь. А чтобы лучше его понять, надо познакомиться с теми местами, где он жил и работал. В этом нам может помочь Подмосковная земля – «исток творчества А. С. Пушкина».

В конце своей работы я бы хотела ознакомить Вас с результатами проведенной мною небольшой практической работы. Это был опрос среди учащихся нашего класса. Основной вопрос, который я хотел выяснить: знают ли мои сверстники, проживающие в Московской области то, что эти места связаны с жизнью и творчеством А.С. Пушкина? В опросе участвовали 39 человек. Предлагаю вашему вниманию результаты
данного опроса.

Вопрос 1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина
Назвали правильно - 75 %
Назвали неправильно - 15 %
Затруднились ответить – 10

Вопрос 2. Как часто вы обращаетесь к произведениям А.С. Пушкина?
Часто – 7 %
Изредка – 67 %
Никогда – 26 %

Вопрос 3. Знаете ли вы, что при написании большинства лирических
произведений А.С. Пушкин черпал вдохновение от красот Подмосковья?
Да –77 %
Нет – 23 %
Затрудняюсь ответить –0 %

Вопрос 4. Знаете ли Вы уголки Московской области, связанные с именем А.С. Пушкина.
Да –60%
Нет – 40 %
Затрудняюсь ответить –0 %

Выводы по все работе:

  • название подмосковных сёл, рек, монастырей нашли свое отражение в географических названиях многих прозаических и поэтических произведениях А.С. Пушкина;
  • русская речь будущих произведений писателя начала формироваться именно в детстве в Захарово;
  • воспоминания детства помогли написать первое важное произведение Пушкина «Руслан и Людмила», в котором раскрылось его поэтическое дарование;
  • именно поэма «Руслан и Людмила» сделала А.С. Пушкина настоящим русским поэтом- сказочником;
  • провинциальная русская усадьба предстает в повести «Дубровский»:
  • это место, где происходят основные действия: Кистеневка, Покровское, Арбатово;
  • усадьба указывает на прямую зависимость человека и положения героя в человеческом обществе;
  • мир усадьбы – это предметы, которые рассказывают и о доме, и о характере каждого героя произведения;
  • жизнь усадьбы во многом определяет и предсказывает судьбу любого героя этого произведения;
  • именно детские впечатления отразились в разных произведениях А.С. Пушкина стихотворениях «К Юдину», «К вельможе», «Русалка»;
  • центральными образами в произведениях «Дубровский», «Барышня – крестьянка», в стихотворениях «К Юдину», «К вельможе» стали села Захарово, Вязёмы, Никольское (Большие Вязёмы), Саввино – Сторожевский монастырь;
  • подмосковные места (села, монастыри, природа) позволили Пушкину не только описать место действия таких произведений, как «Дубровский», роман в стихах «Евгений Онегин» (вторая глава), поэму «Руслан и Людмилу», стихотворения «Русалка», «К Юдину», «К вельможе» но раскрыть характеры их героев, предсказать их судьбу;
  • прекрасная подмосковная природа, старинные русские сёла, музеи – заповедники помогают нам лучше понять поэзию и прозу А.С. Пушкина, тем самым воспитывают любовь к русской литературе.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: