Проект "Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО"

Рейтинг: 22

Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО
Автор: 
Лебедева Т.В, Кузнецов Е.М.
Руководитель: 
Просекина Раиса Геннадьевна
Учреждение: 
ГАПОУ "Иркутский техникум индустрии питания"
Класс: 
10

Готовый творческий проект по русскому языку "Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО" был создан обучающимися для того, чтобы разработать альтернативный источник информации, который поспособствует усвоению наиболее трудных тем, входящих в раздел "Морфология".

Подробнее о проекте:


Готовый творческий проект по русскому языку "Русский язык в схемах. Разработка обучающего материала для СПО" содержит теоретический материал по наиболее сложным темам из раздела "Морфология. Особые формы глагола. Причастие", а также авторами проекта было проведено анкетирование в группах первого курса с целью установления наиболее сложных тем по русскому языку.

Оглавление

Введение

  1. Морфология. Особые формы глагола. Причастие
  2. Теоретические сведения по разделу «Причастие»
  3. Методические рекомендации по русскому языку к разделу «Причастие»
  4. Разработка обучающего материала для студентов СПО
  5. Анкетирование обучающихся студентов первого курса
  6. Разработка обучающего материала для студентов СПО в виде схем и таблиц

Заключение
Список использованных источников

Введение


АКТУАЛЬНОСТЬ У обучающихся в СПО существуют трудности на парах русского языка во время изучения новой темы или при выполнении домашнего задания. Теоретический материал, представленный в виде обычного текста, воспринимается затруднительно.

Студенты, вчерашние школьники, показывают низкий уровень освоения тем по русскому языку за курс средней школы, что влечет за собой не повторение и углубление тем, на что и рассчитана программа, а изучение их как нового материала.
данного проекта состоит в поиске нестандартного решения проблемы трудности освоения некоторых тем по русскому языку.

Объектом исследования является курс русского языка в СПО (10-11 классы). ПРЕДМЕТОМ исследования выбран раздел «Морфология. Особые формы глагола. Причастие» как один из наиболее сложных.

Целью проекта является создание альтернативного источника информации, который поспособствует усвоению наиболее трудных тем, входящих в раздел «Морфология.

Особые формы глагола. Причастие». Для достижения поставленной цели нами был намечен ряд задач:

  • провести анкетирование в группах первого курса (62-66-к) с целью установления наиболее сложных тем по русскому языку;
  • подобрать теоретический материал по наиболее сложным темам из раздела «Морфология. Особые формы глагола. Причастие»;
  • привести теоретический материал к такому виду, в котором он будет более доступен для обучающихся СПО и сможет облегчить усвоение темы.

Во время работы над проектом мы использовали такие методы, как анкетирование, анализ, синтез, сравнение.

Гипотеза исследования заключается в нашем предположении, что приведение теории по русскому языку из текстового формата в другой, например схему или таблицу, сможет значительно облегчить усвоение обучающимися сложных тем.

Практическая зачимость нашего проекта заключается в том, что материалы (таблицы и схемы), составленные нами, смогут использовать обучающиеся СПО при изучении раздела «Морфология.

Особые формы глагола. Причастие». Данные материалы помогут студентам лучше понять темы во время занятий и справиться с практическими работами на «отлично»

Теоретические сведения по разделу «Причастие»

-

Как найти причастие в тексте?! Прежде чем находить в предложении причастие, стоит очень хорошо уяснить, что же это за особая форма глагола и какие у нее отличительные признаки.

Причастие имеет свойства глагола и прилагательного. От глагола у него вид, переходность, возвратность, время и залог. Как и прилагательное причастие обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?», служит в предложении согласованным определением или именной частью составного сказуемого, а также склоняется (изменяется по родам, падежами числам).

Образование причастия тесно связано с переходностью и видом глагола, формой которого оно является. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для I спряжения) и -ащ-, - ящ- (для II спряжения): «плач-ут – плач-ущ-ий», «леч-ат – леч-ащ-ий».

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива путем замены суффикса -ть, -ти на суффикс -вш-, -ш-: «нес-ти – нес-ш-ий». Для образования страдательного причастия настоящего времени используют суффикс -ем- (для I спряжения) и -им- (для II спряжения): «хран-им – хран-им-ый». Страдательные причастия прошедшего времени получаются от основы инфинитива на -ать, -еть при помощи суффикса -нн-: «написа-ть – написа-нн-ый». Глаголы на -ить образуют причастия с суффиксом -енн-: «остави-ть – оставл-енн-ый». А глаголы на -оть, -уть, -ыть получают суффикс -т-: «разду-ть – разду-т-ый».

Для того чтобы найти в предложении причастие, прочитайте предложение целиком и сделайте синтаксический разбор. Найдите слова, отвечающие на вопрос «какой?». Определите, от какой части речи они образовались. Если от глагола, но при этом обозначают признак предмета по действию и имеют ярко выраженные грамматические категории и глагола, и прилагательного, то перед вами причастия.

Обратите внимание, что в современном русском языке многие причастия полностью утрачивают глагольные признаки и переходят в разряд прилагательных: «выдающиеся достижения», «моченые яблоки». Следует также различать прилагательные и причастия, образованные морфолого-синтаксическим способом: «избитый человек» (причастие), «избитая истина» (прилагательное).

Действительные и страдательные причастия. В русском языке причастие обозначает признак предмета по действию. В зависимости от того, кто выполняет действие, выделяют действительные и страдательные причастия по залогу.

Действительные причастия обозначают признак по действию, которое выполняется самим определяемым предметом (звенящий колокольчик – колокольчик звенит). Страдательные причастия обозначают признак по действию, которое направлено на определяемый предмет (скошенная мужчиной трава – траву скосил мужчина).

Примеры. Причастия в полной форме чаще всего являются определениями в предложении. Развевающийся флаг привлёк наше внимание. Флаг (какой?) развевающийся – согласованное определение.

Причастия в полной форме могут быть также частью составного именного и сказуемого: У нее были потрескавшиеся руки, все в мозолях. Что говорится о руках? Что они были потрескавшиеся – составное именное сказуемое, именная часть выражена полной формой причастия.

Действительные причастия обозначают действие самого предмета. Например: Девочка, одевающая брата. Девочка, одевает брата – это действительное причастие, т.к. девочка сама одевает брата.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого. Например: Брат, одеваемый девочкой – это страдательное причастие, т.к. брат не сам одевается, а его одевает девочка.

Методические рекомендации по русскому языку к разделу «Причастие»


Раздел «Причастие» является достаточно объемным. Мы проанализировали примерную рабочую программу по русскому языку за курс средней школы и СПО. В школе в основном среднее звено (5 – 9 класс) обучается русскому языку по УМК «Русский язык», авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.

В СПО по УМК «Русский язык 10-11 классы», авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. В школе раздел «Причастие» основательно изучается в 7 классе, поэтому мы сопоставили примерные рабочие программы (для школы и СПО) и рабочую учебную программу учителя и преподавателя. Таким образом, мы получили перечень тем по разделу «Причастие» и общее количество часов, как для каждой отдельной темы, так и для всего раздела.

Таким образом, на изучение раздела «Причастие» отводится 39 часов. С учетом того, что в 7 классе уроки русского языка проходят 4 раза в неделю, то, с учетом 34-недельного учебного года, мы имеем 136 уроков в год. Получается, что данный раздел от курса русского языка в 7 классе занимает целых 29% – больше, чем четвертую часть.

Сравнив изучения раздела «Причастие» в СПО, мы пришли к выводу, что отведенное количество часов не позволяет изучать данный раздел как новую тему.

А, если учесть факт того, что студенты групп в целом не понимают, что такое причастие, а программа по русскому языку в СПО предполагает повторение и обобщение изученного по данному разделу в средней школы возникает проблема, которую мы и попытались решить с помощью разработки обучающих схем и таблиц.

Несмотря, на большое количество времени, выделенного на изучение данного раздела в школе, студенты СПО показывают низкий уровень его освоения, и при изучении данной темы с преподавателем в СПО жалуются на трудность и сложности, а иногда и вовсе просят ВСЕ объяснить заново.

Анкетирование обучающихся студентов первого курса


Для того чтобы выявить наличие или отсутствие трудностей в освоении учебного предмета русский язык нами была разработана и проведена анкета среди обучающихся студентов первого курса нашего техникума.

Далее мы прилагаем результат анализа анкет. Анкета состоит всего из 4-вопросов. Первый вопрос был нацелен на то, чтобы определить возраст респондентов. Всего было анкетировано 100 человек, из которых шестнадцатилетних – 80, семнадцатилетних – 13, восемнадцатилетних – 7. В процентном соотношении 75%, 16% и 9% соответственно.

Второй вопрос предлагал оценить респондентам трудность уроков русского языка по 5-балльной шкале, где 5 – очень трудно, 0 – очень просто.
Ни для кого из респондентов русский язык как учебный предмет не является очень легким. Для 15 респондентов он менее сложный, чем другие предметы.

Столько же человек считают его обычным, таким же, как и другие предметы. При этом для 10 респондентов русский язык – это предмет среднего уровня сложности, для 20 – более сложный, чем другие 40 респондента совершенно не справляются с русским языком – для них это самый сложный учебный предмет.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что для большинства обучающихся русский язык более сложный предмет, он труднее, чем многие другие дисциплины общеобразовательного цикла. Это говорит о том, что данная дисциплина «Русский язык» сложна для понимания, возможно, студентам не хватает источников информации и др.

Третий вопрос анкеты предполагал выбор наиболее сложной темы, изучаемой по предмету «Русский язык».
В процентном соотношении ответы разделились следующим образом: прилагательное – 7%, причастие (особая форма глагола) – 73% и наречие – 15% деепричастие (особая форма глагола) – 5%.

Таким образом, по мнению студентов «причастие» – самая сложная особая форма глагола.
В четвертом вопросе 80% обучающихся ответили, что причастие является самой сложной особой формой глаголы, 20% ответили, что деепричастие.

Последний вопрос анкеты мы использовали для того, чтобы определить, в каком виде информация у обучающихся усваивается лучше. 46% предпочитают получать информацию в виде сплошного текста; 40% – в виде схем и таблиц и лишь 14% – в виде формул и алгоритмов.

Здесь очень важным для нас оказалось сопоставление второго и четвертого вопросов анкеты. Обучающиеся, у которых изучение русского языка вызывает трудности, предпочитают получать информацию в виде схем и таблиц – это 40% респондентов.

Таким образом, мы смогли найти альтернативное решение поставленной проблемы. Для большего удобства мы должны представить материал раздела «Причастие» в виде таблиц и / или схем. Этот прием сможет, на наш взгляд, повысить успеваемость по русскому языку.

Разработка обучающего материала для студентов СПО в виде схем и таблиц

Исходя из данных, полученных путем анкетирования, а также анализа раздела «Причастие» мы выбрали три наиболее сложные темы и составили памятки для студентов с краткими правилами, чтобы им было легче учить и усваивать материал.

Темы:

  • «Причастие как особая форма глагола»;
  • «Как найти причастие в тексте?»;
  • «Действительные и страдательные причастия».

Заключение


В ходе работы над проектом мы выяснили, что знания студентов, к сожалению, не соответствуют базе средней общеобразовательной школы, и преподаватель СПО вынужден вести занятия по типологии «урок нового знания».

Мы провели исследования и, исходя из всех полученных нами результатов, мы можем сделать вывод, для большинства обучающихся русский язык является сложным предметом общеобразовательного цикла. Это говорит о том, что дисциплина «Русский язык» сложна для понимания.

Также мы смогли найти альтернативное решение поставленной проблемы. Для большего удобства мы представили материал раздела «Причастие» в виде таблиц и / или схем. Этот прием сможет, на наш взгляд, повысить успеваемость по русскому языку.

Список использованных источников

  1. Как найти причастие в предложении?
  2. Ладыженская Т. А. Учебник. Русский язык. 7 класс. / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
  3. Гольцова Н.Г. Учебник. Русский язык. 10-11 классы. / И. В. Шамшин, Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина. – М.: Русское слово, 2020. – 449 с.
  4. Действительные и страдательные причастия [электронный ресурс].
  5. Культура делового общения: Учебное пособие для студентов. / Под ред. проф. Н.Г. Грудцыной. М.: МГПУ, 2017. – 213 с.
  6. Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие /Автор-составитель Усанова О.Г. Челябинск, 2018. – 115 с.
  7. Рабочая программа учебной дисциплины ОУД. 01 «Русский язык» по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер, 2021. – с. 8.
  8. Милославский И. Г. Морфологические категории современного русского языка. – М.: Либроком. 2020. 256 с.
  9. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. Учебник. – М.: Проспект. 2020. 440 с.
  10. Аксенова М. П. Русский язык по-новому. Часть 1 (уроки 1-15). — М.: Форум. 2017. 648 с.

Приложение 1. Анкета для обучающихся первого курса СПО
АНКЕТА
1.Укажите свой возраст и группу:

2.Оцените по пятибалльной шкале сложность предмета «Русский язык» (где 5 – очень трудно, 0 – очень просто):

3. Укажите, какая часть речи вызывает у вас наибольшие затруднения:
А) прилагательное
Б) причастие (особая форма глагола)
В) наречие
Г) деепричастие (особая форма глагола)

4.Понимаете ли вы что такое особые формы глагола, какая из них на ваш взгляд самая сложная?

5. Вы лучше воспринимаете информацию, если…
А) она представлена сплошным текстом
Б) представлена в виде таблицы
В) представлена формулами / алгоритмами


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: