Книга в жизни современного подростка

Тематика: 
Автор: 
Веремеенко Кристина Александровна
Руководитель: 
Кудряшова Ольга Михайловна
Учреждение: 
МОУ СОШ № 6, г. Комсомольск-на-Амуре
Класс: 
9

Оглавление

Введение

  1. Книга и современный подросток
  2. Роль книги в формировании личности
  3. Результаты социологического опроса
  4. Как заинтересовать подростка чтением
  5. Советы детям о пользе чтения

Заключение
Список используемых источников

Введение

Книги на протяжении многих веков копили опыт человечества, его культуру. Раньше Россия считалась самой читающей страной, однако сейчас современное поколение всё меньше и меньше уделяет времени литературе.

Причём совершенно зря, ведь книга является не только источником знаний, но и даёт новый опыт, развивает личностные качества, учит нас анализировать и оценивать поступки других людей и самих себя, развивает воображение, учит грамотно излагать свои мысли и обогащает наш словарный запас.

Главная проблема заключается в том, что современные подростки теряют все эти необходимые навыки, считая чтение книг скучным занятием. Что же можно сделать, чтобы объяснить им важность и ценность книг? И возможно ли что-то изменить?

Цель: найти способы привлечь современное поколение к чтению.

Задачи:

  1. Выявить причины того, что современные подростки не читают
  2. Провести анкетирование среди учащихся 5-9 классов МОУ СОШ №6
  3. На основе результатов найти способы решения проблемы
  4. Попробовать один из способов решения проблемы

Роль книги в формировании личности


Книга играет важную и незаменимую роль в жизни человека. С самого детства книга сопровождает нас: сказки, детские стихи, пословицы и поговорки, песенки, загадки, рассказы. На первых этапах развития ребенка чтение помогает реализовать потребность малыша в физической и эмоциональной близости с родителями.

Чуть позже совместное чтение вводит ребенка в мир культуры, помогает усвоить образцы читательского поведения, любовь к книге. Возможность находиться рядом с мамой (с папой, бабушкой) во время чтения сближает взрослого и ребенка, помогает прочувствовать отношение близкого человека к прочитанному.

Ребенок учится сопереживать героям сказки, накапливает опыт такого переживания, даже если сам еще не способен воспринимать смысл текста.
Благодаря книге мы развиваемся, она сопровождает нас на нашем пути, даря безмолвную поддержку. Книга открывает нам те неизведанные грани нашей жизни, которые нам самостоятельно никогда не познать, в чем их и ценность.

Окунаясь в книгу с головой, мы проникаем в историю, начинаем анализировать действия героя: «Правильно ли он сделал? А поступил бы я также?» С каждой прочитанной книгой мы становимся проницательнее, умнее, вдумчивее. Вспоминая действия героя, мы используем это в своей жизни: делаем также, если получился положительный результат или действуем по-другому, если в книге результат не увенчался успехом.

Книга является маленьким миром, в который можно погрузиться, отбросив привычные дела и заботы, и успокоиться. Благодаря книге мы становимся более разносторонними, вникаем в саму суть текста, понимаем гораздо больше.

Причины нежелания подростков читать книги

Попробуем разобраться в данном вопросе и найти причины объяснения этого явления. Почему же, несмотря на все положительные стороны чтения, современные подростки не особо хотят читать? Причин может быть несколько и каждую из них следует разобрать:

1. Педагогическая причина

Родители, пытаясь привить детям любовь к чтению, могут допускать ошибки, из-за которых ребенок не проявляет интереса к книге.

Возможно для ребенка выбирались книги не по возрасту, и читать и понимать их смысл ему было слишком тяжело; возможно для чтения выбирали не те книги, которые хотел ребенок, благодаря чему у ребенка пропадало желание читать; возможно пускали всё на самотёк: «может сам научится»; а возможно родители давили на ребенка, пытаясь заинтересовать его, заставляли подолгу читать: «Бросай играть, иди читать, а то все дети придут в школу читающие, а ты нет», «перечитай, ты допустил ошибку, перечитай еще раз», «ты что, слепой, буквы не видишь» и т.д. из-за чего у ребенка возникает стойкая неприязнь к процессу чтения.

2. Отсутствие примера

Если в семье родители не покупают книги, не читают их, то и ребенок не будет брать книгу в руки. Сегодня, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время.

Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка. Чтение теряет ценность и в глазах ребят, родители которых за счет книжных шкафов освобождают место в доме.

3. Другие источники информации

Интернет, на данный момент, является основным источником информации. Конечно, современные школьники, испытывающие тягу ко всему новому, прогрессивному, предпочитают Интернет книге. У него масса достоинств.

Любую информацию можно получить за короткое время. Если она необходима на бумаге, то ее можно распечатать. Не нужно идти в библиотеку и долго подбирать книги по интересующей теме. В Интернете открыт доступ к большому числу смежной информации и можно изучить интересующую тему исчерпывающим образом.

В семьях, где детей воспитывают телевизор и планшет, а родители не вылезают из соцсетей, о любви к литературе не приходится говорить. Развлекательные программы, интернет-игры и мультфильмы перетягивают на себя и внимание малышей. Теперь взрослым проще оставлять ребенка "под присмотром" телевизора, чем тратить время на совместное чтение.

Пока чадо смотрит мультик или развлекается в планшете, мама может выпить чаю, помыть посуду, позвонить подружке или выложить фотографии в социальную сеть. А с книгой так не расслабишься. Надо прочитать, посмотреть и прокомментировать картинки, попросить ребенка пересказать, ответить на его вопросы. И мамы идут по пути наименьшего сопротивления.

4. Влияние гаджетов

Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т. д. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения - одно движение.

Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус - ребенок получает возможность играть.

Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Но огромное преимущество пользы чтения состоит в том, что, читая, ребенок эмоционально вживается в роль, а играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных навыков.

5. Неправильная подача материала в школе

Следующая причина ненависти современных детей к чтению — это школа. К сожалению, современная школа очень далека от современного ребенка. А нынешняя программа по литературе совсем не отвечает современным представлениям подростка о чтении.

Что представляет собой урок литературы в школе? Вот стандартная схема разбора литературного произведения на уроке литературы: рассматривается биография автора; далее — образы героев его произведения; ну и, чтобы ребенок смог написать сочинение или изложение по произведению, ему предлагаются темы вроде: «Женские образы в романе...», «Проблема морали в повести...», «Проблема отношений отцов и детей в романе...» и т. д.


В наших школах проходят не те произведения, которые должны проходить. Они не соответствуют уровню мышления и возрасту учащегося (мои наблюдения по 15-летнему сыну). Так, «Идиота», «Преступление и наказание» или «Мастера и Маргариту» школьники читают в десятом классе.

При всем уважении к подростку следует признать, что действительно понять смысл «Преступления и наказания», всю глубину этого произведения в возрасте 15-16 лет он практически не в состоянии.

6. Быть умным, начитанным, эрудированным — это не модно

Еще причина падения популярности чтения заключается в том, что читать сейчас не модно. У детей нет понимания того, что начитанность и эрудированность позволяют им присоединиться к какой-то интеллектуальной элите людей. К сожалению, на данный момент в обществе преобладает мнение, что быть умным, начитанным, эрудированным — это не модно.

7. Дети не знают интересных книг

Следующая причина, по которой чтение все менее популярно, состоит в том, что дети, подростки просто не знают о существовании интересных для их возраста книг. Все их представление о книгах, о литературе основывается на школьных уроках литературы. Другими словами, о произведениях Марка Твена, Майна Рида, Жюля Верна, чаще всего они не знают.

Результаты социологического опроса

Проанализировав результаты социологического опроса, я получила следующие результаты:

  1. Любите ли вы читать? 51,9% ответили «да», 48,1% ответили «нет»
  2. Читаете только по школьной программе? 41,3% ответили «да», 58,7% ответили «нет»
  3. Почему вы не любите читать? 50 % опрошенных, ответивших отрицательно на первый вопрос, ответили «не интересно», 50 % ответили «беру информацию из интернета».
  4. Какие жанры вы предпочитаете? 41,3% ответили «детективы», 26,9% ответили «романы», 49% ответили «фэнтези/фантастика», 31,7% ответили «психология», 8,7% ответили «энциклопедии», 14,4% ответили «детские книги», 31,7% ответили «триллеры», 16,9% ответили «другое»
  5. Какой тип книг вы предпочитаете? 63,5% ответили «печатный», 36,5% ответили «электронный»
  6. Есть ли у вас домашняя библиотека? 52,9% ответили «да», 47,1% ответили «нет»
  7. Читают ли дома родители? 49% ответили «да», 51% ответили «нет»
  8. Как часто вы посещаете библиотеку? 2,8% ответили «часто», 8,7% ответили «иногда», 42,3% ответили «редко», 46,2% ответили «никогда»
  9. Для чего нужно много читать? 43,3% ответили «расширять кругозор», 60,6% ответили «развивать мышление», 72,1% ответили «обогащать словарный запас», 51% ответили «получать знания», 60,6% ответили «ради удовольствия».

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты учащихся 5-9 классов нашей школы, я пришла к следующим выводам:

  1. Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.
  2. Школьники отдают предпочтение традиционной книге.
  3. Подростки чаще выбирают такие жанры, как фэнтези и детективы.

Несмотря на это, всё еще нужно попытаться привлечь тех, кто не любит книги, к процессу чтения. Литература остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности.

Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать.

Как заинтересовать подростка чтением?

1. Хотите привить любовь к книге – не подсовывайте «Грозу», «Обломова» или «Евгения Онегина». Нашу молодежь закормили девятнадцатым веком, где все крутится вокруг вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?», а ребятам Джейн Эйр гораздо интереснее и ближе, чем Вера Павловна. Ориентируйтесь на интересы ребенка.

Дети хотят читать о том, как устроен современный мир. Кому-то нужны повести Нины Дашевской «Я не тормоз» или «День числа Пи», Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Сиамцы», «Минус один» и др., кому-то книги нонфикшен по психологии или общественным наукам, а кто-то нуждается в чтении фантастики или фэнтези. Этим пренебрегать нельзя.

2. Найдите книгу, которая подойдет подростку по интересам и уровню его развития. Ключевая причина, по которой подростки не читают заключается в том, что под рукой у них нет книг, способных их увлечь.

Проблемы тут возможны с двух сторон. Слишком простые книги и рассказы, которые ниже уровня подростка скучны. Слишком сложные книги утомляют и разочаровывают. Очевидно, что самый надежный путь — это расспросить подростка о том, какие книжки ему самому нравится читать. Дальше следует пойти и поискать одну из них в книжном магазине.

Однако учтите, что многие подростки будут испытывать искушение читать книги ниже своего уровня, потому что с ними куда комфортнее. Такое поведение абсолютно нормально, но это не поможет ребенку расти как читателю, плюс такое чтение рискует быстро наскучить. Более сложный путь — это попробовать двигаться от обратного.

Начните с похода в магазин. Изучите обширный рынок издаваемой сегодня литературы (переводной и русскоязычной) и отберите что-то, что с одной стороны имеет потенциал увлечь школьника (насколько вы знаете и понимаете его интересы), а с другой — будет полезно в смысле развития социальных навыков, или как-то подготовит его к жизни. Возьмем для примера сагу о Гарри Поттере. При всей вымышленности её описания мира, она,

во-первых, имеет колоссальную фанатскую базу (и это значит, вашему ребенку всегда будет с кем из сверстников обсудить приключения героев; а если учесть, что фанбаза Роулинг давно стала мультивозрастной, то это даст массу тем для дискуссий между родителями и детьми), во-вторых, книги дают отличное представление о массе архисерьёзных тем — от политических интриг до реалий жизни общества, весьма напоминающее нацистское 30-х годов прошлого века (это когда ближе к концу Волдеморт берет-таки под контроль Министерством магии и начинает наводить свои порядки).

А вдруг он выберет комиксы, фэнтези или книгу, где почти нет текста, зато много иллюстраций? Ничего страшного. Не надо бояться комиксов. А если в книге вообще одни иллюстрации, рассмотрите и обсудите их вместе с ребенком.

Диалог – прекрасный способ развивать устную речь и пополнять словарный запас. И ни в коем случае не осуждайте выбор ребенка или то, что он не прочитал выбранное. Обсуждайте, поддерживайте, помогайте найти нужное. Уверена, что и вы читаете не все купленное. Кстати, покупать не обязательно – можно пользоваться библиотекой!

3. Читать вслух ребенку можно и нужно в любом возрасте. Но только до тех пор, пока он вас не остановит. И в 10, и в 13, в 18 лет ваш ребенок будет с удовольствием слушать ваше чтение, если вам удалось сохранить доверительные отношения, удается интересно читать. Это не только нормально, но и прекрасно. Чтение художественной литературы для удовольствия – величайшее достижение современности.

4. Очевидно, что легче всего увлечься книгой, в которой действует протагонист, похожий на тебя самого. Причем это касается не только пола, возраста и социального происхождения. Полезно, когда герой стакивается с теми же проблемами, с которыми сталкивается ваш подросток.

5. Пусть ваш подросток снимет в голове свое собственное кино. Когда он позже узнает, что по любимой книге есть киноадаптация или сериал — это, во-первых, подарит приятные эмоции, а, во-вторых, позволит сверить нафантазированное читателем и реализованное режиссером.

6. Ищите книги, где молодой герой развивается и растёт над собой. Тем самым ваш ребенок будет расти вместе с ним. Фродо во «Властелине Колец», всё тот же Поттер в саге Дж.Роулинг, Холден в «Над пропастью во ржи» Сэллинджера, Ральф в «Повелителе мух» Голдинга.

7. Побуждайте подростков пробовать разные жанры. Многие люди предпочитают художественную литературу какого-то одного жанра. И это совершенно нормально. Однако для расширения кругозора юного человека очень важно предложить ему некий спектр литературных стилей. Поощряйте разнообразие.

8. Поместите подростка в ситуацию «информационного голода». Сегодня бумажной книге приходится конкурировать с гаджетами. Это война, которую книга, если ей не помочь, заведомо проигрывает.

Однако если взрослые скоординировано выступят на нашей стороне, то определенный шанс на будущее у человечества имеется. Старайтесь выбираться на лето туда, где нет интернета. С собой берите несколько проверенных временем подростковых книг (или держите хорошую библиотеку на месте отдыха). Помните, «лучшая приправа — голод», а также «аппетит приходит во время еды».

9. Хотите, чтобы ваш ребенок читал, начните читать сами. На ребенка очень сильно влияет та среда, в которой он растет. Не ленитесь уделять этому время, проявляйте больше инициативы. Участвуйте со своим ребенком в литературных вечерах, помогите ему с непонятным произведением.

Советы детям о пользе чтения

«Литература может показать вам другой мир. Она может взять вас туда, где вы никогда не были. Один раз посетив другие миры как те, кто отведали волшебных фруктов, вы никогда не будете полностью довольны миром, в котором выросли» - так говорит знаменитый известный английский писатель-фантаст, автор комиксов и графических романов Нил Гейман в своей статье о природе и пользе чтения.

И я с ним полностью согласна. А для того, чтобы школьники заинтересовались чтением и поняли его практическую пользу необходимо дать им несколько полезных советов.

1. Чтение делает взгляд острее
Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.

2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!

3. Чтение положительно влияет на окружающую среду
Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.

4. Чтение научит вас общаться
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.

5. Чтение помогает приятно проводить свободное время
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь.

6. Чтение дарует спокойствие
Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.

7. Чтение выгодно для вашего кошелька
Во-первых, книги дешевле, чем компьютерные игры. Во-вторых, ваши знакомые не будут мучиться с выбором подарка, если узнают, что вы любите читать. (Есть одно «но»: составляйте списки пожеланий, иначе придётся довольствоваться одними только бестселлерами.) А в-третьих, для тех, кто не получил книгу в подарок, всегда существуют библиотеки – книги там ничего не стоят.
8. Чтение помогает сконцентрироваться

Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.

9. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре
Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.

10. Чтение полезно для родителей
Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Все советы и рекомендации можно оформить в виде памяток для учащихся начальной школы. Для ребят постарше лучше выпустить информационные буклеты и распространить их среди обучающихся нашей школы. Я считаю, что данная работа будет не напрасной, если из десяти обучающихся хотя бы один или двое задумаются о пользе чтения и возьмут книжку с полки, положив начало процессу получения знаний.

Заключение


Формирование полноценной личности подростка немыслимо без воздействия художественной литературы. Привитие любви к чтению особенно важно в подростковом возрасте, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению. Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте.

В своей работе я ставила цели: выявить отношение к чтению и к книге современных подростков, найти способы привлечь поколение Z к чтению.

В результате исследования я пришла к выводу, что большинство школьников осознаёт важность и нужность чтения, что читательский интерес достаточно высок. Хотя есть ребята, которые читают по принуждению или не читают вовсе. Но есть и положительные стороны: это использование новых информационных технологий, независимость в формировании круга своего чтения.

Тем не менее, нам ещё очень многое нужно сделать, чтобы вернуть книге её прежнюю роль источника знаний, друга, помогающего познать себя и окружающий мир, делающего человека добрее.

Повышение интереса к хорошей и нужной книге зависит от каждого из нас, и все мы должны прилагать усилия к тому, чтобы чтение снова заняло своё лидирующее место среди форм досуга подростков.

Список использованных источников

  1. Актуальные проблемы детского чтения и подготовки педагогов-библиотекарей: сборник материалов Международной научно-практической конференции / [науч. ред.: Г. А. Иванова, А. С. Матвеева]. Москва: МГУКИ, 2013. 167 с
  2. Иванова Г. А., Тихомирова И. И. Психология чтения школьников: учебно-методическое пособие для педагогов-библиотекарей. Москва: РШБА, 2016. 328 с.
  3. Поварин С.И. Как читать книги. – М.: Книга, 1978.
  4. Чирва А. Книга в твоих руках . Книга для учащихся – М.,
  5. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебное пособие для студ. средн. пед. учебн. заведений. - Москва, 2018. 312 с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет