Проект "Северный олень - спутник коренных народов Севера"
В исследовательском проекте на тему "Северный олень - спутник коренных народов Севера" автор сформировал представление об особенностях образа жизни и среде обитания северных оленей в условиях Крайнего Севера, а также его роли в жизни человека.
Подробнее о проекте:
В рамках работы над исследовательским проектом "Северный олень - спутник коренных народов Севера" был расширен кругозор воспитанников, способствовавший развитию творческих способностей, путём использования робототехнического модуля "Технолаб", сформировано представление дошкольников о значении северных оленей в жизни коренных народов Севера.
Оглавление
Введение
- Собираем робота – оленя
- Изучение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
- Осмотические явления в растительных клетках: плазмолиз и деплазмолиз
Заключение
Список использованных источников
Введение
С давних пор народы Севера разводят оленей. Они заменяют им всех домашних животных. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Нас очень заинтересовало, почему олень так важен для народов ханты и манси? Мы решили узнать об этом и рассказать своим друзьям в группе.
Несмотря на современный научно-технический прогресс, в суровых условиях Севера северный олень, как и много лет назад, остаётся верным помощником человека. Они помогают людям передвигаться, выживать в непростых условиях Севера.
Основной вид трудовой деятельности народов ханты и манси - оленеводство. Известно, что в каждом стойбище есть олени, но не все имеют представление о том, какую огромную роль играют они в жизни кочевников.
Проблема исследования: отсутствие знаний о жизни северных оленей, адаптации северного оленя к условиям Крайнего Севера.
Объект исследования – северный олень.
Предмет исследования – образ жизни северного оленя, как друга и помощника человека, живущего на Севере.
Гипотеза исследования: зная об образе жизни северного оленя, мы можем вести природоохранную деятельность, направленную на сохранение природы ХМАО-Югры.
Цель проекта: формирование представлений дошкольников о значении северного оленя в жизни коренных народов Севера.
Задачи:
- Сформировать представления об особенностях образа жизни и среде обитания северного оленя в условиях Крайнего Севера, о его роли в жизни человека.
- Расширить общий кругозор воспитанника, способствовать развитию творческих, конструкторских способностей через использование робототехнического модуля «Технолаб».
- Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.
Методы:
- изучение и анализ литературных источников и интернет-ресурсов;
- беседы;
- наблюдение;
- практическая работа (конструирование).
Приёмы:
- Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность, конструирование (робототехника).
- Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, рассматривание картин, чтение сказок, подвижные игры, разучивание песен, сюжетно-ролевые игры чередование видов деятельности.
- Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей.
Для решения проблемы, мы наметили план действий.
Этапы и пошаговая реализация проекта:
- Этап реализации проекта (подготовительный).
- Сбор информаций о жизни коренных народов севера.
- Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.
Второй этап:
- Рассматривание картины «Северные олени».
- Чтение сказок «Два оленя», «Песец и олень».
- Подвижные игры «Важенка и олененок», «Пастух и олени», «Ловля оленей».
- Разучивание песни «Олененок».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы - оленеводы».
Третий этап (практический):
- Конструирование северного оленя с использованием робототехнического модуля «Технолаб»
Отгадайте загадку:
Он для всех хороший друг
В тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
Что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
С ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это - ... (Северный олень)
Используя данные литературных источников и интернет - ресурсов, мы выяснили, что северные олени очень широко используются людьми, проживающими в северных районах в своей повседневной жизни.
Во-первых, оленей во все времена использовали как средство передвижения по бескрайним просторам тундры. Оленья упряжка, это можно сказать основное средство передвижения народностей, живущих на Крайнем Севере.
Во-вторых, шкурами оленей утепляются дома, юрты, чумы. Из оленьих шкур шьют тёплую одежду, шапки, детские комбинезоны. Из рогов и копыт северного оленя делают различные сувениры, поделки и даже мебель.
В-третьих, люди употребляют в пищу молоко северного оленя, а также его мясо. Олень для народов Крайнего Севера, просто незаменим в повседневной жизни.
Северные олени обитают в арктическом поясе и в тайге. Они приспособились к жизни в суровых условиях Севера.
Они собираются в большие стада, которые передвигаются в поисках корма. Питаются листьями и побегами деревьев, могут, есть ягоды и грибы, но основной пищей является ягель. Зимой они разгребают снег в поисках оленьего моха копытами. Особое строение позволяет северным оленям передвигаться по топкой почве и глубокому снегу.
Тело покрыто густым мехом, который согревает оленей даже при очень низкой температуре воздуха.
Благодаря охоте на северного оленя существовали целые народы, в том числе и ханты и манси. Издавна северные олени одомашнены народами Крайнего Севера, которые используют их как ездовых и упряжных животных.
Олень для северного человека - это жизнь. На оленьей упряжке в погоне за лесным зверем можно пройти более ста километров в сутки. У народов Севера олень считается главным богатством. А большое стадо оленей - залогом благополучия.
Шкура оленя- материал для развития национальной культуры из нее шьют одежду: малицы, кисы. Из рогов изготавливают различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства.
Олень красив в любое время года, но особенно великолепен осенью, когда его голову украшает корона из блестящих темно-коричневых рогов. По количеству рогов, можно определить возраст животного.
Если человек имеет большое количество рогатых оленей, то он защищен дважды: во - первых, это материальное благополучие (тёплая одежда, еда), во – вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.
Собираем робота – оленя
Задачи обучения и развития детей:
Образовательные: расширение кругозора по видам ходовой части мобильных роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре ноги.
Коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, развитие речи, творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.
Воспитательные: формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.
Здоровьесберегающие: снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.
Продукт: робот-олень
На занятии происходит самостоятельная творческая деятельность детей, без использования технологической карты. Результатом работы дошкольника будет конструкция робота по условиям и по тематике в виде шагающего робота, при этом существует одно техническое условие.
Техническое условие: робот использует при ходьбе четыре конечности. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели:
- какие детали использовались при конструировании модели;
- конструктивная особенность модели;
- функциональная практичность модели.
Дополнительное задание на развитие творческого воображения «Придумай игру»: ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и рассказать о ней, основным элементом (инструментом) игры является модель четырехногого робота из конструктора.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы узнали много нового об особенностях северного оленя. Собрали интересный материал о северном олене.
Выводы:
- Строение и особенности поведения северного оленя подтверждают его адаптацию к условиям Крайнего Севера. Мы считали, что рога помогают оленю спасаться от волков, а они служат у самцов для поединков.
- Спасают оленя от врагов быстрые ноги. Копыта служат и лыжами и лопатами. Они могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры, и поэтому олень не проваливается в снег и легко преодолевает топкие места.
- Уникальный мех спасает оленя в зимнюю стужу, помогает переплывать водные преграды.
- Мы считаем, что должны знать об особенностях природы Севера, знать уникальных животных своей малой родины, учиться беречь хрупкую природу Крайнего Севера.
Сейчас дикого северного оленя в России осталось меньше 1000 особей. Так сохраним их! Ведь они главное, что есть у северных народов.
Таким образом, цель исследования была достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.
Список использованных источников
- Гаврилова О.Н. «Край родной. Азбука краеведения» - Екатеринбург: ООО «СВ 96», 2001.
- Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-8 лет / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Экзамен, 2015.
- Фатиева И.Ю. Серия Эрудит. Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.