Северный олень - спутник коренных народов Севера

Тематика: 
Автор: 
Никандров Артём
Руководитель: 
Джумагазиева Жаннат Зарлыхановна
Учреждение: 
МАДОУ ДСКВ "Рябинушка"
Класс: 
0

В исследовательском проекте на тему "Северный олень - спутник коренных народов Севера" автор сформировал представление об особенностях образа жизни и среде обитания северных оленей в условиях Крайнего Севера, а также его роли в жизни человека.

Подробнее о проекте:


В рамках работы над исследовательским проектом "Северный олень - спутник коренных народов Севера" был расширен кругозор воспитанников, способствовавший развитию творческих способностей, путём использования робототехнического модуля "Технолаб", сформировано представление дошкольников о значении северных оленей в жизни коренных народов Севера.

Оглавление

Введение

  1. Собираем робота – оленя
  2. Изучение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи
  3. Осмотические явления в растительных клетках: плазмолиз и деплазмолиз

Заключение
Список использованных источников

Введение


С давних пор народы Севера разводят оленей. Они заменяют им всех домашних животных. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Нас очень заинтересовало, почему олень так важен для народов ханты и манси? Мы решили узнать об этом и рассказать своим друзьям в группе.

Несмотря на современный научно-технический прогресс, в суровых условиях Севера северный олень, как и много лет назад, остаётся верным помощником человека. Они помогают людям передвигаться, выживать в непростых условиях Севера.

Основной вид трудовой деятельности народов ханты и манси - оленеводство. Известно, что в каждом стойбище есть олени, но не все имеют представление о том, какую огромную роль играют они в жизни кочевников.

Проблема исследования: отсутствие знаний о жизни северных оленей, адаптации северного оленя к условиям Крайнего Севера.
Объект исследования – северный олень.
Предмет исследования – образ жизни северного оленя, как друга и помощника человека, живущего на Севере.

Гипотеза исследования: зная об образе жизни северного оленя, мы можем вести природоохранную деятельность, направленную на сохранение природы ХМАО-Югры.

Цель проекта: формирование представлений дошкольников о значении северного оленя в жизни коренных народов Севера.

Задачи:

  1. Сформировать представления об особенностях образа жизни и среде обитания северного оленя в условиях Крайнего Севера, о его роли в жизни человека.
  2. Расширить общий кругозор воспитанника, способствовать развитию творческих, конструкторских способностей через использование робототехнического модуля «Технолаб».
  3. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной деятельности.

Методы:

  • изучение и анализ литературных источников и интернет-ресурсов;
  • беседы;
  • наблюдение;
  • практическая работа (конструирование).


Приёмы:

  1. Приемы организации практической деятельности детей: продуктивная деятельность, конструирование (робототехника).
  2. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, рассматривание картин, чтение сказок, подвижные игры, разучивание песен, сюжетно-ролевые игры чередование видов деятельности.
  3. Приемы оценки и самооценки: поощрение взаимопомощи детей.

Для решения проблемы, мы наметили план действий.

Этапы и пошаговая реализация проекта:

  1. Этап реализации проекта (подготовительный).
  2. Сбор информаций о жизни коренных народов севера.
  3. Систематизировать представления об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера.

Второй этап:

  1. Рассматривание картины «Северные олени».
  2. Чтение сказок «Два оленя», «Песец и олень».
  3. Подвижные игры «Важенка и олененок», «Пастух и олени», «Ловля оленей».
  4. Разучивание песни «Олененок».
  5. Сюжетно-ролевая игра «Мы - оленеводы».

Третий этап (практический):

  1. Конструирование северного оленя с использованием робототехнического модуля «Технолаб»

Отгадайте загадку:
Он для всех хороший друг
В тундре, где Полярный круг.
Есть рога и тёплый мех,
Что зимой так греет всех.
Возит нарты далеко,
С ним на Севере легко.
Ищет ягель целый день.
Это - ... (Северный олень)

Используя данные литературных источников и интернет - ресурсов, мы выяснили, что северные олени очень широко используются людьми, проживающими в северных районах в своей повседневной жизни.

Во-первых, оленей во все времена использовали как средство передвижения по бескрайним просторам тундры. Оленья упряжка, это можно сказать основное средство передвижения народностей, живущих на Крайнем Севере.


Во-вторых, шкурами оленей утепляются дома, юрты, чумы. Из оленьих шкур шьют тёплую одежду, шапки, детские комбинезоны. Из рогов и копыт северного оленя делают различные сувениры, поделки и даже мебель.

В-третьих, люди употребляют в пищу молоко северного оленя, а также его мясо. Олень для народов Крайнего Севера, просто незаменим в повседневной жизни.
Северные олени обитают в арктическом поясе и в тайге. Они приспособились к жизни в суровых условиях Севера.

Они собираются в большие стада, которые передвигаются в поисках корма. Питаются листьями и побегами деревьев, могут, есть ягоды и грибы, но основной пищей является ягель. Зимой они разгребают снег в поисках оленьего моха копытами. Особое строение позволяет северным оленям передвигаться по топкой почве и глубокому снегу.

Тело покрыто густым мехом, который согревает оленей даже при очень низкой температуре воздуха.
Благодаря охоте на северного оленя существовали целые народы, в том числе и ханты и манси. Издавна северные олени одомашнены народами Крайнего Севера, которые используют их как ездовых и упряжных животных.

Олень для северного человека - это жизнь. На оленьей упряжке в погоне за лесным зверем можно пройти более ста километров в сутки. У народов Севера олень считается главным богатством. А большое стадо оленей - залогом благополучия.

Шкура оленя- материал для развития национальной культуры из нее шьют одежду: малицы, кисы. Из рогов изготавливают различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства.

Олень красив в любое время года, но особенно великолепен осенью, когда его голову украшает корона из блестящих темно-коричневых рогов. По количеству рогов, можно определить возраст животного.

Если человек имеет большое количество рогатых оленей, то он защищен дважды: во - первых, это материальное благополучие (тёплая одежда, еда), во – вторых, он всегда имеет возможность принести жертву и тем самым снискать расположение божеств.

Собираем робота – оленя


Задачи обучения и развития детей:
Образовательные: расширение кругозора по видам ходовой части мобильных роботов; обучение конструированию ходовой части, использующей при движении четыре ноги.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного внимания и памяти, произвольности поведения, развитие речи, творческого воображения, пространственного воображения, развитие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса.

Воспитательные: формирование способности критически оценивать результат своей деятельности.
Здоровьесберегающие: снятие эмоционального и физического напряжения; нормализация тонуса кистей рук.

Продукт: робот-олень
На занятии происходит самостоятельная творческая деятельность детей, без использования технологической карты. Результатом работы дошкольника будет конструкция робота по условиям и по тематике в виде шагающего робота, при этом существует одно техническое условие.

Техническое условие: робот использует при ходьбе четыре конечности. После создания конструкции дети должны составить словесное описание созданной модели:

  • какие детали использовались при конструировании модели;
  • конструктивная особенность модели;
  • функциональная практичность модели.

Дополнительное задание на развитие творческого воображения «Придумай игру»: ребенок получает задание за 5 минут придумать какую-либо игру и рассказать о ней, основным элементом (инструментом) игры является модель четырехногого робота из конструктора.

Заключение


В ходе исследовательской работы мы узнали много нового об особенностях северного оленя. Собрали интересный материал о северном олене.

Выводы:

  1. Строение и особенности поведения северного оленя подтверждают его адаптацию к условиям Крайнего Севера. Мы считали, что рога помогают оленю спасаться от волков, а они служат у самцов для поединков.
  2. Спасают оленя от врагов быстрые ноги. Копыта служат и лыжами и лопатами. Они могут широко раздвигаться, увеличивая тем самым площадь опоры, и поэтому олень не проваливается в снег и легко преодолевает топкие места.
  3. Уникальный мех спасает оленя в зимнюю стужу, помогает переплывать водные преграды.
  4. Мы считаем, что должны знать об особенностях природы Севера, знать уникальных животных своей малой родины, учиться беречь хрупкую природу Крайнего Севера.

Сейчас дикого северного оленя в России осталось меньше 1000 особей. Так сохраним их! Ведь они главное, что есть у северных народов.

Таким образом, цель исследования была достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась.

Список использованных источников

  1. Гаврилова О.Н. «Край родной. Азбука краеведения» - Екатеринбург: ООО «СВ 96», 2001.
  2. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-8 лет / Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Экзамен, 2015.
  3. Фатиева И.Ю. Серия Эрудит. Мир животных. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет