Проект "Связь биоритмов человека с выбором профессии"

Тематика: 
Автор: 
Иванченко Евгений Андреевич
Руководитель: 
Хархарова Светлана Владимировна
Учреждение: 
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 36»
Класс: 
10

В исследовательском проекте по биологии на тему "Связь биоритмов человека с выбором профессии" автор раскрыл теорию трех биоритмов, дал определение понятия «биологические часы», описал причины их сбоя и последствия, а также рассмотрел основные фазы биоритмов, их максимумы и минимумы.

Подробнее о проекте:


В рамках работы над исследовательским проектом по биологии "Связь биоритмов человека с выбором профессии" выясняется влияние биологических ритмов на работоспособность обучающихся, дается анализ данных тестирования по определению хронобиологических типов среди учащихся, разрабатываются методические рекомендации по использованию данных биоритмологии при выборе профессии.

Оглавление

Введение

  1. Понятие биологических ритмов
  2. Классификация биологических ритмов
  3. Теория трех биоритмов
  4. «Биологические часы»
  5. Влияние биоритмов на работоспособность школьников
  6. Исследование биоритмов школьников
  7. Основные фазы биоритмов
  8. Максимум и минимум биоритмов
  9. Анализ выполненных исследований
  10. Рекомендации по использованию данных биоритмологии при выборе профессии

Заключение
Список использованных источников

Введение


Темпы научно-технического прогресса в современном обществе приобретают стремительный характер и предъявляют серьезные требования к школьникам. При большей учебной нагрузке учащимся необходимы знания о колебаниях своей работоспособности, а также об эмоциональном и физическом потенциале, которые можно использовать при выборе профессии, поэтому данная тема актуальна в наше время.

Биоритм – это особый механизм, позволяющий организму оптимально приспосабливаться к меняющимся условиям.

Знание собственных биологических ритмов позволяет четко скоординировать действия организма и помочь в достижении поставленных задач. Биоритмы обеспечивают высокое совершенство и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Для выбора профессии важную роль играет знание периода работоспособности организма. Почему это важно? Дело в том, что у каждого человека с детства вырабатывается индивидуальный биоритм жизненно важных функций организма – время сна, бодрствование, результативность умственного и физического труда. Поэтому при выборе профессии необходимо учитывать соответствие своих «биологических ритмов» к ритмам работы выбранной профессии

Объектом исследования данной работы являются биологические ритмы школьников.
Предметом исследования – биоритмы учащихся десятых классов.

Цель – показать взаимосвязь биологических ритмов человека с выбором профессии.
Задачи исследования:

  1. Изучить информацию по теме работы.
  2. Дать определение понятия «биологические ритмы», привести их полную классификацию и охарактеризовать каждый из видов.
  3. Раскрыть теорию трех биоритмов, понятия биологических часов;
  4. Выяснить влияние биоритмов на работоспособность школьников;
  5. Изучить содержание понятий фазы биоритмов, их максимумы и минимумы;
  6. Выполнить анализ проведенных исследований.
  7. Разработать методические рекомендации по использованию данных биоритмологии при выборе профессии.

Методы исследования:

  1. Сбор, систематизация и анализ информации.
  2. Анализ количественных и качественных показателей.
  3. Обобщение информации.

Практическая значимость исследования – работа послужит базой для разработки рекомендаций (памятки) по выбору профессии.
Этапы исследования:

  • 1 этап – поисково-теоретический (анализ литературы, изучение проблемы);
  • 2 этап – опытно-экспериментальный (исследование);
  • 3 этап – заключительно-обобщающий (систематизация материала, обобщение результатов, формулирование выводов и рекомендаций).

Классификация биологических ритмов


Наш организм – это удивительная система сложнейших органов, объединенных между собой сотнями функциональных связей. Для того чтобы этот механизм всегда работал, необходима четкая программа действий и точный распорядок работы.

Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме или явлений природы.

Ученые выделяют пять основных классов ритмов в зависимости от времени:

  1. Ритмы высокой частоты: от доли секунды до 30 мин (ритмы протекают на молекулярном уровне, проявляются на ЭЭГ, ЭКГ, регистрируются при дыхании, перистальтике кишечника и др.).
  2. Ритмы средней частоты (от 30 мин до 28 ч, включая ультрадианные и циркадные продолжительностью до 20 ч и 20 - 23 ч соответственно).
  3. Мезоритмы (инфрадианные и циркасептанные коло 7 суток продолжительностью 28 ч и 6 дней соответственно).
  4. Макроритмы с периодом от 20 дней до 1 года.
  5. Метаритмы с периодом 10 лет и более.

Биоритмы бывают физиологические и экологические. Физиологические ритмы имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды.

К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования.

Наиболее важными для человека являются биоритмы, различаемые по длине волн: суточные, недельные, месячные, сезонные, окологодовые. Эти ритмы синхронизируются временными ориентирами, такими как свет и темнота, приливы и отливы, смены сезонов.

Свет, попадая на сетчатку глаз через зрительные нервы, попадает в отдел головного мозга, где находится гипоталамус, который передает информацию гипофизу, который на свету - днем вырабатывает больше гормонов, чем в темноте, то есть ночью. Происходит смена процессов возбуждения и торможения.

Изучением влияния временных интервалов на здоровье человека с его ритмической активностью занимаются смежные науки – хронобиология и биоритмология. Биоритмология сегодня делит людей на большие группы в зависимости от того, кто и когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами: "жаворонки", "совы" и "голуби".

«Жаворонки» - люди, у которых среднечастотные ритмы сдвигаются вперед, то есть имеющие синдром опережающей фазы сна. Их признаки: максимальная работоспособность утром, следование общепринятым нормам, неконфликтность, любовь к спокойствию.

«Совы» - люди, у которых наблюдается отставание фазы сна, поэтому они заметно отличаются от "жаворонков". Пики работоспособности у "сов" выявлены вечером (ночью), они достаточно легко приспосабливаются к изменению режимов, запретные зоны сна сдвинуты на более позднее время.

Голубями" специалисты называют людей, у которых биоритмы и показатели находятся между показателями "жаворонков" и "сов" .«Голуби» - люди дневного типа. У "голубей" пик активности физиологических функций приходится на дневные часы. Их циркадный ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи.

Знание суточных биоритмов позволяет делать напряженную работу в те часы, когда главнейшие системы организма функционируют с максимальной интенсивностью.

Теория трёх биоритмов


Широко известна теория трех биоритмов. Более ста лет назад психолог Герман Свобода пришел к заключению, что мысли и решения людей повторяются с определенной периодичностью. Анализируя заболевания пациентов, он сделал вывод, что существуют два биоритма – физический и эмоциональный.

В тот же период к подобному выводу пришел другой ученый — отоларинголог Вильгельм Флис. Он обнаружил, что способность человека справляться с болезнями подчинена определенной системе циклов. Основываясь на датах рождения пациентов, он установил длительность физического и эмоционального биоритмов человека.

Примерно в это же время был обнаружен интеллектуальный биоритм. Его открыл преподаватель Фридрих Тельчер.
Единственное, что влияет на биоритмы, по мнению ученых — дата рождения человека. Они точно рассчитали, как долго длятся циклы биоритмов человека:

  • физический цикл равен 23 дням
  • эмоциональный цикл равен 28 дням
  • интеллектуальный цикл равен 33 дням

Изучение колебаний функционального состояния людей показали, что они никак не связаны с датой рождения. Подобные исследования спортсменов, проведенные в нашей стране, в США и других странах, не подтвердили связи уровня работоспособности и спортивных результатов с ритмами, предлагаемыми в гипотезе.

Таким образом, теория "трех биоритмов" не находит подтверждения. Однако ее появление и разработка имеют положительное значение, так как привлекли внимание к актуальной проблеме – исследованию многодневных биоритмов, отражающих влияние на живые организмы космических факторов (Солнца, Луны, других планет) и играющих важную роль в жизни и деятельности человека.

Биологические часы

«Биологические часы» человека – жизненно важные механизмы, определяющие то, как долго и насколько качественно он проживет свою жизнь. Когда они отключены, страдают самые важные функции его организма. Нарушение биологического ритма увеличивает риск возникновения рака, ожирения, сердечных заболеваний, диабета, высокого кровяного давления, беспокойства, депрессии и появления вредных привычек.

Симптомы сбоя биологических часов могут включать в себя:

  • проблемы с пищеварением;
  • возникновение пищевой зависимости:
  • снижение физической и умственной работоспособности;
  • нарушение настроения (тревога, депрессия, раздражительность);
  • усталость;
  • сбой гормонального фона;
  • беспричинное изменение температуры тела;
  • проблемы со сном.

Здоровый биологический ритм приносит пользу всему телу. Именно поэтому имеет смысл сделать своим приоритетом соблюдение регулярного графика.

Влияние биоритмов на работоспособность школьников

В жизни школьников проявляются недельные ритмы. Жизнь учащихся подчинена ритму труда и отдыха: 5—6 дней в неделю — учёба, 1—2 дня — отдых. Работоспособность в течение недели меняется: в понедельник у многих она низкая, потому что предыдущий день был выходным, со вторника по четверг — она на максимальном подъёме и в пятницу опять спадает, сказывается усталость.

Не все могут одинаково работать в течение суток. Одни легче справляются с делами в первую половину дня, другие — после обеда. Некоторые рано просыпаются, легко встают и предпочитают рано ложиться спать; другим свойственно позднее и трудное пробуждение, они тяжело включаются в рабочий ритм, начинают работать только к вечеру, спать ложатся далеко за полночь.

Биоритмы влияют на успешное освоение учебного материала школьниками.

Основные фазы биоритмов


Человек подвержен влиянию биологических ритмов в полной мере. Биоритмы воздействуют на все аспекты его жизнедеятельности: активность, выносливость, уровень иммунитета, мыслительные способности и прочие качества.

Наиболее значимыми для человека являются физический, эмоциональный и интеллектуальный биологические ритмы. Каждый из них проходит через три различные фазы, определяющие высокий, низкий и критический уровни биоритма и общее состояние человека.

Высокий уровень: свидетельствует о пике таких возможностей организма как жизненная сила, выносливость, острота зрения, эмоциональное возбуждение, острота переживаний, способности к запоминанию, интуиции и т.п. Высокий эмоциональный цикл может сигнализировать о периоде творческой активности актера или художника, подобно высокому уровню в физическом цикле спортсмена.

Низкий уровень: в такие дни наблюдается невысокий уровень потенциальной энергии и их следует использовать для отдыха и восстановления жизненных сил.
Критические дни: календарь критических дней основан на паре ключевых слов: отклонение и нестабильность. Здесь «отклонение» следует понимать как «уход от стандарта».

Исследования биоритмов указывают, что в критические дни часты случаи, когда поведение человека и его действия отличаются от обычных для него. Пример: обычно вежливый человек внезапно становится вспыльчивым и грубым с окружающими в критический день эмоционального биоритма.
2.2 Максимум и минимум биоритмов

Кроме критических дней, есть моменты, которые причиняют меньше беспокойств, но требуют определенных предосторожностей. Это высшие и низшие точки циклов. В пиковые дни человек может ощущать избыток энергии, становясь самоуверенным и проявляя чрезмерный энтузиазм.

В периоды, когда пассивная фаза достигает своего минимума, происходит совершенно противоположное: физическая или ментальная активность падает, человеком овладевают самые негативные мысли.

Физический цикл достигает своего максимума примерно на 7-й день, минимума - на 18-й; максимум эмоционального цикла приходится на 8-й день, минимум - на 22-й; экстремальными днями интеллектуального цикла являются соответственно 9-й и 26-й.

На каждый месяц приходится не менее 6 критических дней биоритмов, то есть 20% их общего числа. Это означает, что одну пятую часть прожитых дней люди находятся в критической фазе, то есть они «не в порядке», в физическом, эмоциональном или в умственном отношениях.

Влияние биоритмов происходит постоянно, они пронизывают нас, придают сил или лишают энергии. Все три биоритма связаны между собой и с другими факторами (состояние здоровья, возраст, окружающая среда, стресс и т. д.). Взаимосвязь тела, чувств ведет к тому, что воздействие каждого из биоритмов нельзя толковать однозначно, с этой точки зрения каждый человек индивидуален.

Анализ выполненных исследований

Для определения хронобиологического типа учащихся 10.1 класса средней школы №36 города Омска в работе использован тест.

В тестировании приняли участие 20 человек: 9 мальчиков и 11 девочек. При выполнении тестового задания учащиеся придерживались определенных рекомендаций.

Определение хронобиологических типов учеников представлено в таблице 1.

Результаты теста показали, что 40% обучающихся – «голуби», 35% учащихся относятся к биоритму «сова» и 25% - «жаворонки».

При сравнении хронобиотипов мальчиков и девочек оказалось, что среди них одинаково встречается биотип «голуби»-девочек и мальчиков по 20%. Соотношение хронобиотипа «сова» у мальчиков -15 %, у девочек - 20%, «жаворонки» - 10%- мальчики, 15%- девочки. Результаты сравнения хронобиотипов мальчиков и девочек представлены в таблице 2.

Соотношение разных хронобиологических типов среди учащихся прошедших тестирование графически представлено на диаграмме.

Рекомендации по использованию данных биоритмологии при выборе профессии

При определении хронобиологических типов учеников 10.1 класса, было выявлено, что доминируют «голуби», значительно меньше «жаворонки» и «совы».

«Голуби» могут найти работу по душе с любым графиком. Для них актуальна вакансия менеджера высшего и среднего звена, бухгалтера, врача, пожарного, дальнобойщика, торгового представителя и многие другие.

Если вы голубь, то это говорит о том, что ваши биоритмы позволяют ложиться и вставать в любое время – вы без ущерба для здоровья и настроения подстроитесь под самое жесткое расписание.

Чтобы быть наиболее эффективными в работе, обязательно продумывайте день, ведь уметь - не значит делать. Планируйте дела в зависимости от самочувствия и настроения, но важные мероприятия оставляйте на утро.

«Жаворонкам» лучше найти работу с традиционным графиком: ранний подъем и непозднее возвращение домой. Это может быть позиция водителя, кондуктора, рабочего, госслужащего, учителя, повара, секретаря, пекаря, дворника, любого офисного служащего.

Планируйте решение важных дел на первую половину дня. Как правило, пик вашей активности имеет две точки: с 8:00-9:00 и до 12:00-13:00 часов и с 16:00 до 18:00 часов. Составляйте план работы так, чтобы все служебные задачи приходились именно на эти часы. Не задерживайтесь после работы, это вам не поможет. Лучше придите пораньше с утра.

Если вы «сова», то выбирайте должности со свободным графиком или послеобеденным расписанием – это оптимальный вариант. Например, работа администратора ночного клуба, ди-джея, официанта, курьера, охранника, инкассатора, менеджера колл-центра, специалиста IT.

В отличие от жаворонков, у вас есть не два, а три пика активности: с 13:00 до 14:00, с 18:00 до 20:00 и с 23:00 до 01:00. Вечером вы можете все, поэтому планируйте важные мероприятия и дела на сумеречное время. Деловые встречи проводите в обед, а в «неактивное» время займитесь решением второстепенных вопросов.

В наше время хронотипами интересуются не только ученые. На Западе уже не первый год в ходе приема на работу учитывают в числе прочего и биоритмы кандидатов. Так, в ночную смену берут только сов, что позволяет значительно снизить процент несчастных случаев или брака на производстве.

Выяснив собственные биоритмы, вы сможете эффективно планировать свою работу, точно зная, что и когда у вас получается лучше всего. В результате вы получите неоспоримое преимущество перед теми, кто этого не делает или не знает!

Окружающий нас мир построен на биоритмах. Поэтому биоритмология – это наука будущего. Громадные возможности открывает биоритмология в повышении производительности труда. В часы максимального подъема всех жизненных функций человек может сделать много работы, а правильное сочетание напряженного физического труда и активного отдыха принесет громадную пользу.

Заключение

  1. В работе изучили материалы по теме «Связь биоритмов человека с выбором профессии», освоили правила и технику проведения и обработки текстовых методик.
  2. В проекте дали понятие биологических ритмов, привели классификацию и охарактеризовали их виды.
  3. Раскрыли теорию трех биоритмов, дали определение понятия «биологические часы», описали причины их сбоя и последствия.
  4. Рассмотрели основные фазы биоритмов, их максимумы и минимумы.
  5. Выяснили влияние биологических ритмов на работоспособность школьников.
  6. Проанализировали данные тестирования по определению хронобиологических типов среди учащихся и сделали выводы.
  7. На основании полученных данных разработали методические рекомендации по использованию данных биоритмологии при выборе профессии.

Список использованных источников

  1. Антропова М. В. «Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности». – Москва: Просвещение, 1967. – 215 с.
  2. Биологические ритмы /Под ред. Ю. Ашоффа: В 2 т.- Москва: Мир, 1984.

Приложение 1
Тест « Жаворонок, сова или голубь?»
1. Трудно ли вам вставать рано утром:
а) да, почти всегда;
б) иногда;
в) редко;
г) крайне редко.
2. Если бы у вас была возможность выбора, в какое время вы ложились бы спать:

а) после 1 часа ночи;
б) с 23 часов 30 минут до 1 часа ночи;
в) с 22 часов до 23 часов 30 минут;
г) до 22 часов.

1. Какой завтрак вы предпочитаете в течение первого часа после пробуждения:
а) плотный;
б) менее плотный;
в) можно ограничиться вареным яйцом или бутербродом;
г) достаточно чашки чая или кофе.

4. Если вспомнить ваши последние размолвки на работе и дома, то, преимущественно в какое время они происходили:
а) в первой половине дня;
б) во второй половине дня.
5. От чего вы могли бы отказаться с большей легкостью:
а) от утреннего чая или кофе;
б) от вечернего чая.

6. Насколько легко рушатся ваши привычки, связанные с принятием пищи
во время каникул или отпуска:
а) очень легко;
б) достаточно легко;
в) трудно;
г) остаются без изменения.

7. Если рано утром предстоят важные дела, на сколько раньше вы ложитесь спать по сравнению с обычным распорядком:
а) более чем на 2 часа;
б) на 1—2 часа;
в) меньше чем на час;
г) как обычно.

8. Насколько точно вы можете оценить промежуток времени, равный минуте? Попросите кого-нибудь помочь вам в этом испытании:.
а) меньше минуты;
б) больше минуты.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчет результатов производится по ключу. В зависимости от выбора варианта ответа вы можете получить от 0 до 3 баллов.

КЛЮЧ
Варианты ответа Количество баллов : зa ответы на вопросы
1 2 3 4 5 6 7 8
а 3 3 3 1 2 0 3 0
б 2 2 1 0 0 1 2 2
в 1 1 2 - - 2 1
г 0 0 0 — — 3 0 —
ДИАГНОЗ
Если в сумме вы набрали:
от 1 до 7 баллов, вы - "ЖАВОРОНОК".
От 8 до 13 баллов —"ГОЛУБЬ"
От 14 до 20 баллов - "СОВА".

Приложение 2
Методика определения хронобиологического типа учащихся

  1. Прежде чем ответить, добросовестно прочитайте каждый вопрос.
  2. Ответить необходимо на все вопросы в заданной последовательности.
  3. На каждый вопрос надо ответить независимо от другого вопроса.
  4. Для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой.
  5. Отметьте только один ответ.
  6. На каждый вопрос просьба ответить как можно откровеннее.

1. Изучите самого себя. Определите свой хронобиологический тип.

2. Составьте список подходящих профессий, которые нравятся, интересны, по которым вы хотели бы работать, которые вам подходят.

3. При выборе профессии учитывайте, прежде всего, особенности данного вида деятельности и свои биоритмы, а не выбирайте профессию только потому, что нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

4. Определите перечень требований к выбираемой профессии:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

5. Определите значимость каждого требования.

6. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

7. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

8. Составьте перечень тех качеств, которые вы должны развивать у себя, чтобы сформировать пригодность к будущей профессии.

9. Составьте перечень тех качеств, которые важно преодолеть, подавить для успеха в будущей профессиональной деятельности.

10. Выбирайте подходящий формат обучения.

11. Старайтесь правильно распределять умственную и физическую нагрузку в течение дня.

12. Соблюдайте определенные правила рациональной организации суточного и недельного режима труда и отдыха, активности и покоя.

13. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, фатальным образом определит всю вашу судьбу.

14. Не воспринимайте рекомендации буквально, лучше даже, если вы творчески подойдете к делу и разработаете для себя свой собственный план - список необходимых для выбора профессии действий.
Желаю удачи в выборе профессии!


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет