Классный час "Действие слабых алкогольных напитков на организм подростков"

Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оформление: Презентация «Действие слабых алкогольных напитков
на подростковый организм», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.

Введение


Ход классного часа:
Слайд 2
Алкоголь – этиловый или винный спирт, представляющий собой прозрачную, бесцветную жидкость жгучего вкуса с острым характерным запахом, горящую малосветящимся голубоватым пламенем. Он образуется в результате спиртового брожения хлебных злаков и овощей (рожь, пшеница, картофель). В последние годы научились делать алкоголь синтетическим путем.

Кроме этого, алкоголь используется в качестве моторного топлива, растворителя и жидкости-незамерзайки. Чаще используется два способа для получения этилового спирта. Это брожение и искусственный путь. Под словом алкоголь многие понимают спиртные напитки, для получения которых используются разные способы.

Слайд 3
Влияние на организм человека
Потребление слабоалкогольных напитков способствует развитию:

  • хронического алкоголизма
  • цирроза печени
  • хронического воспаления поджелудочной железы
  • рака молочных желез у девушек
  • рака простаты у мужчин
  • бесплодия у женщин и импотенции у мужчин
  • повышенного артериального давления и кровоизлияний в мозг
  • нарушений ритма сердца
  • нарушений обмена веществ.

Алкоголизм, как заболевание проявляется стадийно:

  • Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.
  • Вторая степень - буйность. Для нее характерна повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.
  • Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.
  • Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае, полностью утрачивается.
  • Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.
  • Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Слайд 4
Влияние алкоголя на подростковый организм
Ребёнок, попробовавший алкоголь, даже в незначительном, по мнению взрослого количестве, очень быстро достигнет состояния алкогольного опьянения.


Его будет пошатывать, речь будет бессмысленной и несвязной, ребёнок будет казаться сонным, может возникнуть рвот, поскольку алкоголь раздражает желудок. Дыхание и частота сердечных сокращений могут замедлиться до опасного уровня. Артериальное давление в таких случаях падает. Вполне вероятны потеря сознания и даже летальный исход.

Употребление слабоалкогольных напитков в подростковом возрасте пагубно сказывается и на желудочно-кишечном тракте, вначале уменьшая, а затем резко увеличивая секрецию желудочного сока. Прием алкоголя угнетает чувство голода, что является еще одним стимулирующим фактором в развитии гастрита и язвы желудка.

Но особенно страдает нервная система:

  • ухудшается память
  • ослабляется внимание
  • нарушаются мыслительные процессы.

В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так:
кратковременное возбуждение сменяется затем общим

  • угнетением
  • оглушенностью
  • нарастающей сонливостью
  • вялостью
  • замедленной бессвязной речью
  • потерей ориентации

Слайд 5
Специалисты определили основные причины подросткового алкоголизма:

  • Проблемы в семье, которые ребенком болезненно переживаются
  • Употребление алкоголя родителями или же одним из них
  • Негативное влияние окружающей среды
  • Личностные качества, врожденная предрасположенность к употреблению алкоголя
  • Наиболее распространенным является подростковый пивной алкоголизм

Подростковый пивной алкоголизм развивается стремительно быстро. Причина проста — дешевизна алкоголя. Если сравнивать с водкой, коньяком или другими более крепкими напитками, именно пиво обходится бюджетнее всего.

Для маленьких детей алкоголь намного опаснее, поскольку алкоголь быстро всасывается из желудка в кровоток и даже малые его дозы могут вызвать отравление.
История употребления алкоголя детьми
Детский алкоголизм зародился в далекой древности. Так, например, в Бургундии существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда.

В Германии, было глубокое убеждение матерей в благотворном влиянии конька на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по несколько капель этого напитка для «возбуждения аппетита» и «улучшения пищеварения», причем дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых.

В Шотландии для «успокаивания» детям давали соску, смоченную в виски, или поили их молоком с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для «согревания и утоления голода».

В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.

Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.

Вклад в развитие пьянства внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.

Последствия употребления алкоголя


При употреблении алкоголя у детей падает уровень сахара в крови (это редко происходит со здоровыми взрослыми, которые пьют алкоголь). Низкий уровень сахара в крови может вызвать судороги и кому, потому что мозг не получает достаточно глюкозы. Если уровень сахара в крови падает слишком сильно, это может привести к летальному исходу.

Проблемы, указанные выше, касаются подросткового и детского алкоголизма. У большинства этой категории привычка к алкоголю появляется буквально в утробе матерей, если женщина позволяет себе спиртное. Алкоголь обладает способностью оказываться в крови плода, проникая туда через плаценту. Развивается опасность фатального алкогольного синдрома. Проявляются сопутствующие признаки, среди которых - аномалии челюстно-лицевой области:

  • удлиненная форма лица,
  • скуловая дуга с гипоплазией,
  • низкий лоб,
  • недоразвитие костей подбородка,
  • неправильная нижняя челюсть,
  • деформированная грудная клетка, недостаточная длина стоп, слабое разгибание локтевых суставов, ненормальное расположение пальцев, тазобедренные суставы недоразвиты,
  • косоглазие, узкая форма глазных щелей, верхнее веко опущено,
  • часто затылок уплотняется, голова растет маленькая,
  • излишне маленький нос, с седловидным типом, с укороченной спинкой носа,
  • верхняя губа укорочена, «заячья губа», патологическое строение неба – т.н. «волчья пасть»,
  • масса тела новорожденного низкая,
  • физическое развитие идёт неправильно,
  • рост задерживается, или, напротив, оказывается излишне высоким,
  • нервная система развивается неправильно, диагностируют микроцефалию (недоразвитие мозга),
  • «spina bifida» (расщелина позвоночника),
  • пороки сердца, нарушения генитально-анального значения, в половых органов и суставах.

Выход есть: все большее количество подростков становятся зависимыми от алкоголя. Опасность в том, что в ненормированном употреблении они не видят никаких угроз и рисков.
Очень важно, чтобы ребенок знал о последствиях – во-первых, употребления алкоголя (соматические, психологические, юридические), а во-вторых нарушения запрета, который был ему озвучен ранее.

Важно всегда быть в курсе жизни ребёнка и знать, с кем он дружит, с кем учится, нет ли у него серьёзных конфликтов с учителями или одноклассниками, которые могут спровоцировать аддукцию. Для этого стоит наладить контакт с классным руководителем и родителями друзей вашего ребёнка. Любые изменения в его круге общения стоит брать на заметку. Кроме того, проверьте, проводятся ли в школе мероприятия по профилактике алкоголизма в подростковой среде.

При этом контроль должен быть ненавязчивым, иначе можно вызвать эффект «запретного плода». Например, не надо без веских причин сразу запрещать ребёнку общаться с теми, кто вам почему-то не понравился, но присмотреться к этим людям стоит.

Иначе у ребенка может возникнуть протест, он замкнется, станет врать и недоговаривать. Восстановить отношения в этом случае будет сложно.
Лучше всего сразу создать атмосферу доверия, в которой ребенок сможет поделиться с вами любыми переживаниями и получит поддержку, а не осуждение. Это ювелирная работа, требующая внимания и терпения с вашей стороны.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: