Классный час "Действие слабых алкогольных напитков на организм подростков"
Цели: воспитание здорового образа жизни, формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния пагубным привычкам; способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Оформление: Презентация «Действие слабых алкогольных напитков
на подростковый организм», рисунки по теме «Здоровый образ жизни»; карточки с таблицей и листы для тестирования.
Введение
Ход классного часа:
Слайд 2
Алкоголь – этиловый или винный спирт, представляющий собой прозрачную, бесцветную жидкость жгучего вкуса с острым характерным запахом, горящую малосветящимся голубоватым пламенем. Он образуется в результате спиртового брожения хлебных злаков и овощей (рожь, пшеница, картофель). В последние годы научились делать алкоголь синтетическим путем.
Кроме этого, алкоголь используется в качестве моторного топлива, растворителя и жидкости-незамерзайки. Чаще используется два способа для получения этилового спирта. Это брожение и искусственный путь. Под словом алкоголь многие понимают спиртные напитки, для получения которых используются разные способы.
Слайд 3
Влияние на организм человека
Потребление слабоалкогольных напитков способствует развитию:
- хронического алкоголизма
- цирроза печени
- хронического воспаления поджелудочной железы
- рака молочных желез у девушек
- рака простаты у мужчин
- бесплодия у женщин и импотенции у мужчин
- повышенного артериального давления и кровоизлияний в мозг
- нарушений ритма сердца
- нарушений обмена веществ.
Алкоголизм, как заболевание проявляется стадийно:
- Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.
- Вторая степень - буйность. Для нее характерна повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.
- Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.
- Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае, полностью утрачивается.
- Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.
- Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.
Слайд 4
Влияние алкоголя на подростковый организм
Ребёнок, попробовавший алкоголь, даже в незначительном, по мнению взрослого количестве, очень быстро достигнет состояния алкогольного опьянения.
Его будет пошатывать, речь будет бессмысленной и несвязной, ребёнок будет казаться сонным, может возникнуть рвот, поскольку алкоголь раздражает желудок. Дыхание и частота сердечных сокращений могут замедлиться до опасного уровня. Артериальное давление в таких случаях падает. Вполне вероятны потеря сознания и даже летальный исход.
Употребление слабоалкогольных напитков в подростковом возрасте пагубно сказывается и на желудочно-кишечном тракте, вначале уменьшая, а затем резко увеличивая секрецию желудочного сока. Прием алкоголя угнетает чувство голода, что является еще одним стимулирующим фактором в развитии гастрита и язвы желудка.
Но особенно страдает нервная система:
- ухудшается память
- ослабляется внимание
- нарушаются мыслительные процессы.
В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так:
кратковременное возбуждение сменяется затем общим
- угнетением
- оглушенностью
- нарастающей сонливостью
- вялостью
- замедленной бессвязной речью
- потерей ориентации
Слайд 5
Специалисты определили основные причины подросткового алкоголизма:
- Проблемы в семье, которые ребенком болезненно переживаются
- Употребление алкоголя родителями или же одним из них
- Негативное влияние окружающей среды
- Личностные качества, врожденная предрасположенность к употреблению алкоголя
- Наиболее распространенным является подростковый пивной алкоголизм
Подростковый пивной алкоголизм развивается стремительно быстро. Причина проста — дешевизна алкоголя. Если сравнивать с водкой, коньяком или другими более крепкими напитками, именно пиво обходится бюджетнее всего.
Для маленьких детей алкоголь намного опаснее, поскольку алкоголь быстро всасывается из желудка в кровоток и даже малые его дозы могут вызвать отравление.
История употребления алкоголя детьми
Детский алкоголизм зародился в далекой древности. Так, например, в Бургундии существовал обычай давать ребенку на пробу вино последнего сбора винограда.
В Германии, было глубокое убеждение матерей в благотворном влиянии конька на грудных детей, поэтому многие матери часто давали им по несколько капель этого напитка для «возбуждения аппетита» и «улучшения пищеварения», причем дозировка обычно регулировалась собственным усмотрением или советом знакомых.
В Шотландии для «успокаивания» детям давали соску, смоченную в виски, или поили их молоком с примесью алкоголя. В Бельгии был распространен обычай угощать детей водкой-можжевеловкой, а пивом там часто заменяли молоко. В Австрии в зимнее время дети бедняков перед уходом в школу обычно получали стакан водки для «согревания и утоления голода».
В стародавние времена на Руси алкогольные, а правильнее сказать, исключительно хмельные напитки употребляли нечасто, на тризнах, игрищах, пирах. К тому же самыми популярными были медовуха, пиво и брага, которые изготавливались на основе меда, и потому не столько опьяняли, сколько бодрили. Вино, сделанное из винограда, стали пить лишь с X века, когда оно пришло из Византии.
Толчок развитию пьянства дало и то, что всем крестьянам, простолюдинам и посадским было официально запрещено изготавливать в своём доме хмельные напитки и самогон. Естественно, люди стали посещать питейные заведения всё чаще и чаще. Началась пьяная эпоха, когда кабаки получали огромные прибыли, шедшие в Государственную (Царёву) казну.
Вклад в развитие пьянства внес Борис Годунов, при котором на территории Руси были безжалостно закрыты все корчмы, где подавали не только алкоголь, но и еду. Монополия государства в торговле водкой была узаконена. В 1598 году царь выпускает указ, который гласит, что частные лица не имеют право торговать водкой ни на каких условиях. Прошло всего сто лет, а пьянство схватило Россию за горло своей железной рукой.
Последствия употребления алкоголя
При употреблении алкоголя у детей падает уровень сахара в крови (это редко происходит со здоровыми взрослыми, которые пьют алкоголь). Низкий уровень сахара в крови может вызвать судороги и кому, потому что мозг не получает достаточно глюкозы. Если уровень сахара в крови падает слишком сильно, это может привести к летальному исходу.
Проблемы, указанные выше, касаются подросткового и детского алкоголизма. У большинства этой категории привычка к алкоголю появляется буквально в утробе матерей, если женщина позволяет себе спиртное. Алкоголь обладает способностью оказываться в крови плода, проникая туда через плаценту. Развивается опасность фатального алкогольного синдрома. Проявляются сопутствующие признаки, среди которых - аномалии челюстно-лицевой области:
- удлиненная форма лица,
- скуловая дуга с гипоплазией,
- низкий лоб,
- недоразвитие костей подбородка,
- неправильная нижняя челюсть,
- деформированная грудная клетка, недостаточная длина стоп, слабое разгибание локтевых суставов, ненормальное расположение пальцев, тазобедренные суставы недоразвиты,
- косоглазие, узкая форма глазных щелей, верхнее веко опущено,
- часто затылок уплотняется, голова растет маленькая,
- излишне маленький нос, с седловидным типом, с укороченной спинкой носа,
- верхняя губа укорочена, «заячья губа», патологическое строение неба – т.н. «волчья пасть»,
- масса тела новорожденного низкая,
- физическое развитие идёт неправильно,
- рост задерживается, или, напротив, оказывается излишне высоким,
- нервная система развивается неправильно, диагностируют микроцефалию (недоразвитие мозга),
- «spina bifida» (расщелина позвоночника),
- пороки сердца, нарушения генитально-анального значения, в половых органов и суставах.
Выход есть: все большее количество подростков становятся зависимыми от алкоголя. Опасность в том, что в ненормированном употреблении они не видят никаких угроз и рисков.
Очень важно, чтобы ребенок знал о последствиях – во-первых, употребления алкоголя (соматические, психологические, юридические), а во-вторых нарушения запрета, который был ему озвучен ранее.
Важно всегда быть в курсе жизни ребёнка и знать, с кем он дружит, с кем учится, нет ли у него серьёзных конфликтов с учителями или одноклассниками, которые могут спровоцировать аддукцию. Для этого стоит наладить контакт с классным руководителем и родителями друзей вашего ребёнка. Любые изменения в его круге общения стоит брать на заметку. Кроме того, проверьте, проводятся ли в школе мероприятия по профилактике алкоголизма в подростковой среде.
При этом контроль должен быть ненавязчивым, иначе можно вызвать эффект «запретного плода». Например, не надо без веских причин сразу запрещать ребёнку общаться с теми, кто вам почему-то не понравился, но присмотреться к этим людям стоит.
Иначе у ребенка может возникнуть протест, он замкнется, станет врать и недоговаривать. Восстановить отношения в этом случае будет сложно.
Лучше всего сразу создать атмосферу доверия, в которой ребенок сможет поделиться с вами любыми переживаниями и получит поддержку, а не осуждение. Это ювелирная работа, требующая внимания и терпения с вашей стороны.