Проект "Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина"

Тематика: 
Автор: 
Кичаева Кристина Николаевна
Руководитель: 
Салимова Альфия Ахатовна
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов"
Класс: 
9

В готовой исследовательской работе по литературе «Любовная лирика Пушкина» ученицей 9 класса была поставлена цель проекта, показать, что к теме любви Пушкин обращался постоянно на протяжении всей своей жизни, и раскрыть пушкинское понимание любви, как важнейшей жизненной ценности.

Подробнее о проекте:


Жизнь поэта была наполнена различными увлечениями, как серьезного, так и мимолетного характера. Каждая любовь А. С. Пушкина рождала в его душе новые чувства и эмоции. О них говорят различные стихи, любовная лирика Пушкина занимает чуть ли не центральное место в творчестве поэта.
Любовь в пушкинском понимании – естество, человеческая данность.

Способность любить, по мнению поэта, есть свобода. Чувство любви не может быть горьким, оно возрождает человека, делает его сильнее. Любовь не может потухнуть навсегда, А. С. Пушкин своими стихотворениями утверждал мысль о том, что в жизни всегда есть место любви, которая, казалось бы, уже прошла: «И сердце вновь горит и любит – оттого что не любить оно не может».

В индивидуальном детском проекте «Любовная лирика Пушкина» автор дает определение понятию «лирика», выясняет основные направления в творчестве А.С. Пушкина, характеризует понятия «любовная лирика» и «дружеская лирика», определяет, кто из реальных женщин стал прототипом лирических героинь в самых известных стихотворениях автора о любви.

Оглавление

Введение

  1. Любовь в жизни А.С. Пушкина и её отражение в его творчестве
  2. Пушкин – поэт-лирик
  3. «Я помню чудное мгновенье » как гимн любви. История создания этого стихотворения
  4. Отражение любовных переживаний Пушкина и его представлений о женщине в стихотворении «Признание»
  5. Любовь – воспоминание в стихотворении Пушкина «Я вас любил .»Образ поэта и его возлюбленной
  6. «Чистейшей прелести чистейший образец…»(сто тридцатая любовь А.С. Пушкина)

Заключение
Список использованных источников

Введение


Александр Сергеевич Пушкин – центральная фигура не только литературы 19-го века, но и всей русской культуры. Прошло уже более двухсот лет со дня его рождения, а великие творения поэта продолжают находить всё новых и новых читателей как в нашей стране ,так и за её рубежом.
Тема любви в лирике Пушкина занимает одно из самых основных и главных мест.

Творения поэта являются уникальными и тонкими в теме любви, его стихи читаются словно на одном дыхание и захватывающи . Возникает сопереживание страсти, которую испытывал поэт. В историю русской литературы Александр Сергеевич вошёл в литературу как крупный представитель романтизма и классической школы реализмов, как создатель русского литературного языка.

Жизнь поэта, к сожалению была недолгой , он не дожил и до сорока лет . Но то, что он успел сделать, оставило след в русской культуре ,которая и получила название пушкинской, а также" золотого века" русской литературы. Уходили одни поколения, приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым ,необходимый народу, каждому человеку. Имя Пушкина соединяет невидимой нитью поколение людей ,объединяет нас с прошлым, он вкладывал большой труд в свои произведения.

Мною были прочитаны все стихотворения первого тома стихов А. С. Пушкина, стихотворений не имеют точного адресата, 77 адресованы конкретным девушкам и женщинам.

Дружеская и любовная лирика

Заветная область лирической поэзии Пушкина. Во многих своих стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этой высокой жизненной ценности , созданы яркие и необычные образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина – друзья его жизни , они возникают в “вихре жизни молодой” и сопровождают человека всю его жизнь.

Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить всё что он имел и быть любимым кем-то .
Дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между женщиной и мужчиной . “Дружество” для него – это целый круг людей, близких “по судьбе”, это “братство”, “наш союз”, сложившийся еще в лицее.

Манифест дружбы – строфа из “19 октября” 1825 г., Михайловское:
Друзья мои, прекрасен наш союз
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…

Дружбу Пушкин понимал и как “сладостный союз”, связывающий между собой поэтов. “К Языкову”, 1824, основа этого союза – творчество , вдохновение:

Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью.

В стихах о дружбе неизменно присутствует философский мотив судьбы (“19 октября”).
Размышления о друзьях подталкивали поэта к анализу собственной судьбы, создавали психологический и философский фон многих его стихотворений. Лицеисты, разбросанные по всему свету, как бы соединялись в лирическом мире Пушкина.

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – это высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг (“И. И. Пущину”). Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточенья – такова была главная мысль поэта.

В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, давало ему мощный источник вдохновения и процветания, лишая его свободы, подчиняя “страстям мятежным”.
В шедеврах Пушкинской любовной лирики “Я помню чудное мгновенье…”, “Я вас любил…”, “На холмах Грузии…” говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях поэта к женщинам , связывавших его с возлюбленными.

Любовь Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской “прозы”. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений.

В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он увековечил женщину.


В лирике Пушкина оживают его “любви пленительные сны”. Это стихи-воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний.

Говорить о любимой поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщины создаются с помощью сравнений и аналогий “Я помню…”, “Мадонна”.

Любовь, “замыкая” перечисление того, что заставляет душу поэта “пробудиться”, как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь – символ духовного возрождения. Даже сама надежда на “позднюю” любовь способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, – самая высокая и светлая надежда Пушкина. “Элегия”, “На холмах Грузии”: любовь оживает не только потому, что поэт вспомнил о любимой. В ней источник новых ярких переживаний, она – искра, зажигающая сердце, которое не может не любить.

Последние строки “И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может” особенно важны для понимания стихотворения и той концепции любви, которой вдохновлена лирика Пушкина: вечна сама потребность любить, любовь возникает в сердце поэта как эхо женской красоты и гармонии.

Даже чужая, неведомая любовь способна наполнить душу поэта “мечтою странной”, воскресив целый рой воспоминаний о своей и “чужой” молодости, о красоте и счастье.

Заключение

Итак, подводя этот, я могу с уверенностью сказать :»Что в душе поэта всегда жил идеал любви самозабвенной, преданной «. Он воспевал любовь, как величайшую жизненную ценность. В зрелой лирике Пушкина раскрывается со всеми её радостями и «безумием», горечью и скорбью, и с новой для поэзии того времени диалектикой противоречивых чувств. Пушкин открыл для себя и осуществил в своих произведениях апофеозий любви как идеал самоотверженного чувства, как могучий импульс жизни, как возрождение к творчеству, обновление взглядов на мир.

Список использованных источников

  1. Любовный быт пушкинской эпохи И. С. Зильбермтейна - М. Современник, 1999 года.
  2. Талисман: Книга о Пушкине. М .Современник, 1984 года. Борис Мейлах.
  3. Борис Мейлах. Творчество А .С .Пушкина : Развитие художественной системы. Для учителя. Просвещение , 1984 года.
  4. Ю .М. Лотман .Александр Сергеевич Пушкин .Биография писателя: Пособие для учащихся. Просвящение,1983 года.
  5. В.Г. Берлинский. Избранные статьи . Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: «Детская литература»,- 1979 года.
  6. И.Г. Подсвиров .Писатель и время Сборник документальной прозы.-М.: Писатель и время- 1988 года
  7. Николай Скатов. Роман-газета.- «Пушкин».-М.: Народный журнал,-1994 г.
  8. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики : Школьный курс.:
  9. Книга для учителя.-М.: Н.Шк.-1997 года.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет