Проект на тему "Лесные пожары" 9 класс

Рейтинг: 1

Лесные пожары
Автор: 
Александрова Ксения Владимировна
Руководитель: 
Беляева Татьяна Николаевна
Учреждение: 
МАОУ СОШ №5 с углублённым изучением химии и биологии
Класс: 
9

Готовый социальный проект на тему "Лесные пожары" рассказывает о проблеме лесных пожаров и предлагает ознакомиться со статистическими данными по лесным пожарам на территории Новгородской области за 2019-2020 гг.

Подробнее о проекте:


Своей работой автор проекта о проблеме лесных пожаров описывает основные причины возникновения лесных пожаров, а также дает развернутое определение видов лесных пожаров. Учащаяся приводит классификацию лесных пожаров по их силе. В практической части исследования автор провела анкетирование среди учащихся по знанию основных сведений о лесных пожарах.

Индивидуальный проект о лесных пожарах содержит теоретический материал, позволяющий повысить знания о лесных пожарах. Своей работой учащаяся 9 класса школы стремится научить людей, как нужно относиться к лесу и территории в целом. Для этого она выработала и реализовала цикл мероприятий по профилактике лесных пожаров и предоставила учащимся школы полученные знания.

Оглавление

Введение
1. Статистика лесных пожаров на территории Новгородской области за 2019-2020 гг.
2. Причины возникновения лесных пожаров.
3. Виды лесных пожаров.
4. Классификация лесных пожаров.
5. Анкетирование среди учащихся по знанию основных сведений о лесных пожарах и их профилактике.
Заключение
Литература

Введение


Леса – это не только неповторимая красота природы нашей страны, но и бесценная кладовая природы, источник жизни, «легкие» нашей планеты. Охрана окружающей среды, сохранение и преумножение природных богатств для последующих поколений в настоящее время приобретают особую актуальность. Обязанности каждого гражданина России по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам утверждены в статье 58 Конституции РФ.
Актуальность.

И все же о жизни леса и его зеленых обитателях большинство людей имеет довольно слабое представление. Не все знают и понимают, что в наши дни лес испытывает сильное отрицательное влияние со стороны человека в результате его хозяйственной деятельности. Это заготовка и переработка древесины, и загрязнение атмосферы ядовитыми веществами, и выпас скота, и массовый туризм. Но самая страшная беда для леса – это пожар. Огонь- опаснейший враг лесов.
Проблема проекта.

По данным природозащитников на территории России в 2021 году ситуация с лесными пожарами значительно хуже, чем в 2019 и 2020 годах. По состоянию на середину августа 2021 года огнем были охвачены приблизительно 4 миллиона гектаров лесных угодий, что соответствует площади Швейцарии. Лесные пожары всегда приносят огромный материальный ущерб и могут даже сопровождаться гибелью населения. Страдают и те, кому пожары напрямую не угрожают. Сотни деревень и десятки городов в разных частях России в весенне-летний период окутаны дымом.
Лесной пожар повреждает или полностью уничтожает растущий лес вместе с подлеском, подростом и травяным покровом. Уничтожаются гнезда птиц, места обитания зверей.

Опасность возникновения лесных пожаров возникает ранней весной и сохраняется до поздней осени. Вмешательство человека в жизнь леса неизбежно увеличивается. Поэтому всем нам необходимо стремиться к тому, чтобы причинять лесу минимальный вред, приносить как можно меньше страданий от нашего вмешательства в его жизнь.

Если количество пожаров будет возрастать с каждым годом и не будет каких-либо действий для их ликвидации, то большая часть живого на планете в скором времени может быть полностью подвержена исчезновению. По оценкам экспертов нехватка лесных ресурсов может наступить уже через 15 лет.
Гипотеза. Гипотеза моей работы в том, что если я соберу информацию о лесных пожарах и проведу разъяснительную работу среди учащихся, то знания о пожарной безопасности у них станут более обширными, и возможно количество пожаров снизится .

Цель проекта. Повысить знания о лесных пожарах. Воспользоваться возможностью и научить людей, как нужно относиться к лесу и территории в целом.

Задачи проекта:

  1. Изучить статистику лесных пожаров на территории Новгородской области.
  2. Выяснить причины возникновения лесных пожаров.
  3. Изучить виды лесных пожаров.
  4. Проклассифицировать лесные пожары по их силе.
  5. Провести анкетирование среди учащихся по знанию основных сведений о лесных пожарах.
  6. Выработать и реализовать цикл мероприятий по профилактике лесных пожаров и предоставить учащимся полученные знания.

Статистика лесных пожаров на территории Новгородской области за 2019-2020 гг.


Чаще всего пожары возникают рядом с населёнными пунктами и это может привести к огромным материальным потерям и человеческим жертвам.

Согласно имеющимся данным в 2020 году пожароопасный сезон официально был закрыт второго октября. Всего было зарегистрировано 25 лесных пожаров. Это 3,2% от общего количества лесных пожаров в Северо-Западном регионе России.

С помощью авиационного мониторинга было обнаружено пять лесных пожаров. В первые сутки с момента обнаружения были потушены 24 пожара, в том числе, на территории национального парка «Валдайский». Это позволило значительно снизить ущерб от лесных пожаров.
Общая площадь лесов, на которой зафиксировали возгорания в 2020 году составила 22,52 га. Сократилась и средняя площадь одного пожара, по сравнению с 2019 годом – с 1,59 га до 0,9 га.

По данным министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии области, ситуацию удавалось контролировать совместными усилиями лесопожарных бригад пожарно-химических станций, подразделений пожарной охраны областного управления МЧС, арендаторов лесных участков.

Кроме того, лесхозы проводят мероприятия по противопожарному обустройству лесов.

Причины возникновения лесных пожаров

В большинстве случаев причиной лесных пожаров является беспечность тех, кто находясь в лесу или вблизи него пренебрегает правилами пожарной безопасности. Около 80- 90 процентов этого бедствия возникает по вине человека . Это может быть:

  • умышленный поджог.
  • небрежное отношение к лесным территориям.
  • неосторожное использование огня.
  • осушение болот.

Причинами лесных пожаров могут также являться природные факторы: возгорание торфяников без доступа воздуха, сухие опавшие листья, мхи, ветви деревьев, продолжительная жара и засуха).

Виды лесных пожаров


В лесном растительном сообществе обычно можно выделить несколько ярусов растений. Верхний ярус образуют деревья. Ниже идет ярус кустарников, еще ниже - травяно-кустарниковый ярус и, наконец мохово-лишайниковый покров. Лесные пожары оказывают большое отрицательное влияние на процессы жизни леса.
По характеру распространения пожары подразделяются на:

  • низовые (наземные),
  • верховые (повальные),
  • подземные или торфяные

А) Низовые пожары - это чаще всего возгорание напочвенного покрова, опавшие листья, растения, ветви деревьев, мхи, всходы. Обгорают кустарники, нижние части стволов, отчего деревья в последствии погибают.

Б) Засушливым летом количество пожаров резко возрастает. Чаще возникают верховые пожары – самые страшные, гибельные по своим последствиям. Эти пожары особенно опасны в хвойных лесах, где хвоя и кора содержат смолистые легковоспламеняющиеся вещества. Огонь перебрасывается на кроны деревьев. Горящие искры и головни переносятся ветром на несколько километров, создавая впереди фронт пожара. Скорость движения огня доходит до пятидесяти километров в час, а температура достигает 900 градусов. В пламени погибают звери и птицы. Территории сгоревших лесов долгое время не восстанавливаются, на них развиваются грибные болезни и вредные насекомые.

В) Подземный или торфяной пожар возникает при самовозгорании торфа и распространяется на глубине от 50 и более см, может уничтожить все возможные корневые системы на своём пути. При таком виде пожара вся территория вблизи него затянута едким дымом, возможно образование тлеющих ям и почвы.

Классификация лесных пожаров

Сила верхового пожара определяется по скорости его распространения. При скорости до 3м/мин – слабый, до 100м/мин - средний, выше - сильный.

Сила низового по территории распространения. Слабый до 0,5 м не превышает 1 м/мин. Средний - до 3м/мин , 1,5 м. Сильный более 3м/мин.

Сила подземного пожара определяется по глубине возгорания. Слабым является тот, у которого глубина прогорания не превышает 25 см. Средний - 25-50 см. Сильный более 50 см.

Так же эти виды делятся по площади возгорания.

Малый - это 20-2 га ; Средний 20-200 га, а сильный от 200 до 2000 га. Более 2000 га это уже катастрофичный.

Время горения лесов тоже является классификацией. Самые крупные пожары длятся 10-15 суток по площади 450 - 500 га.

Анкетирование среди учащихся по знанию основных сведений о лесных пожарах и их профилактике


Взяв за основу примерные вопросы из интернет ресурсов, я составила вопросы по изучаемой теме.

Вопросы:

1. Как называется наука о лесных пожарах? (выберете 1 вариант ответа).
а). Биология.
б). Геология.
в). Зоология.
г). Пирология.

2. Из-за чего чаще всего возникают лесные пожары? (выберете 1 или несколько вариантов ответа).
а). Удар молнии.
б). Поведение людей, оставляющих непотушенные костры или окурки в местах отдыха или умышленный поджог.
в). Жаркое лето.
г). Самовозгорание торфяника.

3.Как правильно затушить костёр, чтобы не допустить пожаров в лесу? (допустимы несколько вариантов ответа).
а). Один раз залить его водой.
б). Засыпать землёй.
в). Обложить камнями.
г). Несколько раз залить водой, при этом перемешивать.

4. Что такое верховой пожар? (1 вариант ответа) Есть ли ещё другие виды, если есть то какие?
а). Когда горит лесная подстилка, трава, кусты.
б). Горят верхушки деревьев.
в). Горят под землёй торфяники.

5. Для костра лучшее место - это ..? (1 вариант ответа).
а). Лесосеки (места вырубки лесов).
б). Открытая поляна.
в). Торфяники.
г). Место среди деревьев.

6. Что делать если вы попали в зону пожара? (1 вариант ответа).
а). Быстро фотографировать это и выслать друзьям, в интернете, с надписью "Смотри где я!"
б). Накрыться какой-нибудь одеждой и прятаться под кустом или деревом.
в). Быстро уходить от огня, двигаясь перпендикулярно направлению ветра. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой тряпкой.

7. Как потушить пожар, который начался только что? (1 вариант ответа).
а). Задуть пламя.
б). Сбивать пламя веником из зелёных листьев.
в). Накрыть пламя какой-нибудь одеждой.

8.Как обработать ожог? (1 вариант ответа).
а). Охладить место холодной водой.
б). Смазать жиром.
в). Проколоть образованный пузырь.

Результаты анкетирования среди учащихся меня порадовали. Большая часть 92% (из 120 человек) ребят правильно ответила на все вопросы анкеты. Они знают основные причины лесных пожаров, смогут правильно сориентироваться при возникновении чрезвычайной ситуации.

После анкетирования в рамках социального проекта на тему "Лесные пожары" я ответила на вопросы ребят и дала необходимые пояснения по теме. Показала подготовленную мною презентацию по теме. Из результатов моей анкеты я поняла, что большая часть ребят и взрослых единодушна во мнении, что проблема защиты лесов от пожаров актуальна для жителей нашей области.

Заключение

Лес-сложное растительное сообщество. В его состав входит множество самых разнообразных растений: крупные деревья, поднимающие свои кроны на много метров над землей, высокие и низкие кустарники, всевозможные травы , мхи и лишайники. Лес настоящая гигантская «зеленая фабрика».

Мой социальный проект на тему "Лесные пожары" поможет привлечь к проблеме школьников и взрослое население, поспособствует воспитанию экологически грамотных молодых людей, позволит создать базу для формирования активной жизненной позиции детей.

Я считаю, что поставленная мною цель по повышению знаний о лесных пожарах и возможность научить, накопить, напомнить людям как нужно беречь относиться к лесу и территории в целом реализована. Затронутая проблема оказалась актуальной для большого количества людей. Для достижения цели я изучила литературу и статистику лесных пожаров на территории Новгородской области, узнала и описала причины возникновения пожаров, изучила виды и классификацию лесных пожаров.

Кроме этого я разработала и провела среди учащихся нашей школы анкету по теме «Лесные пожары». Подготовила и продемонстрировала презентацию.

Анализируя результаты анкетирования я делаю вывод, что ребята узнали:

  • существовании науки о лесных пожарах;
  • видах лесных пожаров и их классификации по силе.
  • том, как правильно действовать в зоне пожара, как правильно потушить пожар.

Получили знания о том, как правильно обработать ожог.
Узнали, где и от чего чаще всего возникают лесные пожары.

Если пренебрегать противопожарными правилами, если беспечно относиться к огню, то количество пожаров будет неизбежно возрастать. Будьте осторожны с огнем в лесу! Берегите природные богатства! Берегите лес от пожара!

Литература

  1. Конституция Российской Федерации - Москва 2001.
  2. Лесной Кодекс Российской Федерации.-Москва 2006.
  3. «Лес и его жизнь» В.В. Петров. Просвещение, 1986.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: