Проект "Вокальный кружок «Сольное пение», как среда развития творческого потенциала"

Рейтинг: 11

«Сольное пение», как среда развития творческого потенциала
Тематика: 
Автор: 
Долженко Елена Валериановна
Руководитель: 
Долженко Елена Валериановна
Учреждение: 
МБУДО "Юность" г. Белгород
Класс: 
0

Долгосрочный проект в ДОУ «Вокальный кружок «Сольное пение», как среда развития творческого потенциала» рассчитан на содействие становлению ребенка, как личности. В соответствии с ФОГОС стандарт утверждает личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников) и детей.

Подробнее о проекте:


Автор долгосрочного проекта в средней группе ДОУ «Вокальный кружок «Сольное пение», как среда развития творческого потенциала» в своей работе руководствуется основным принципом - это признанием ребенка полноценным участником образовательных отношений. Также педагог выстраивает сотрудничество с семьей для всестороннего приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства РФ.

Педагогический творческий проект в ДОУ «Вокальный кружок «Сольное пение», как среда развития творческого потенциала» рассчитан на три года и содержит основные разработки, используя которые можно способствовать развитию творческого потенциала у дошкольников на занятиях пением. Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Очень важным является влияние вокальной деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности.

Оглавление

Введение
1. Главные методы реализации проекта.
2. Механизм реализации проекта.
3. Сроки реализации проекта.
4. Критерии оценки эффективности проекта.
5. Диагностика  результативности.
6. Желаемые результаты.
Список использованных источников

Введение


Актуальность: В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.

Образовательная программа общеобразовательной школы направлена на общее музыкальное развитие в связи с ориентацией содержания на массовый средний уровень.

Наполняемость групп (класс) не позволяет заниматься с одаренными детьми индивидуально. Таким образом, возникла необходимость создания вокальной студии.

Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Часто стали использовать музыку для лечения врачи-психотерапевты, а также довольно часто можно услышать музыкальные произведения в кабинетах врачей-стоматологов. Положительные эмоциональные переживания при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует эмоциональную центральную нервную систему и стимулирует интеллектуальную деятельность.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Современная медицина давно уже обратила внимание на то, что пение, особенно профессиональное занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. В процессе обучения на занятиях эстрадного вокала, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение, речь и т.д., что, безусловно, влияет на учебный процесс по предметам общеобразовательной школы.

Одной из главных задач образовательной политики в настоящее время является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни.

А это в первую очередь - формирование в каждом ребенке творческой личности, креативного образа мышлении, формирование ключевых компетентностей школьников, в том числе социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в современном мире. В связи с этим, активизация внимания к вопросам творчества обусловлена тем, что только творческий человек способен осуществлять ответственный социальный выбор, принимать эффективные решения в условиях кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности.

В процессе творчества происходят значительные изменения личности, а именно, укрепление и формирование характера, ведь творцу приходится преодолевать сопротивление, трудности и испытания. Поэтому в нем развиваются и укрепляются сила воли, стойкость и выдержка. Изменяется его сознание, его мировоззрение, глубина восприятия действительности. Нередко происходит переоценка ценностей.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете – наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Значимость развития музыкальных способностей обусловлено и тем, что музыкальное развитие имеет ни чем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия.

Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и “энергия мышления” даже у самых инертных детей, повышается работоспособность и умственная активность мозга. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Занятия вокалом – это форма продуктивной деятельности. Очень важным является влияние вокальной деятельности на эмоциональный, а, следовательно, и мотивационный аспекты личности. Многие формы психических проблем и патологий возникают из невозможности самовыражения своих эмоциональных состояний и самореализации в них, связанной с отсутствием различных средств их проявления, проживания.

Овладение средствами вокальной выразительности позволит в какой-то степени решить эту проблему, а также даст эффективный «инструментарий» расширения мировоззрения, познания окружающего мира и продуктивной деятельности в нем. Сегодня невозможно представить исполнителя эстрадной песни не обладающего хореографическими навыками. Развитие у детей музыкально — ритмических способностей помогает детям свободно и раскрепощенно держаться на сцене, более ярко и выразительно донести до зрителей характер исполняемых песен.  

Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние.


Творчество является средством для совершенствования человека, оно приближает его к идеалу. В современном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения с использованием новых технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижения эффективного результата.  Преподавание в школе на уроках музыки не раскрывает все творческие способности ребенка,т. к. ведется массовый урок.

В музыкальной школе, там преподают хоровое пение. Так как все музыкальные школы были переорентированы в нашей стране на массово-хоровое пение, а кружки во Дворцах творчества не дают должного развития и дети занимаются в основном ,,для себя,, так как не хватает квалифицированных специалистов в области эстрадного вокала.

Цель: Моя цель - содействовать становлению ребенка, как личности. В соответствии с  ФОГОС стандарт утверждает личностно- развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей,педагогических и иных работников и детей). Основные принципы, которыми руководствуюсь в своей работе-это признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; сотрудничество с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам,традициям семьи.общества игосударства РФ.

Создание и формирование исполнительской культуры, как самовыражение впечатлений и переживаний в пении. Воспитание эмоциональной культуры ребенка, расширение кругозора учащихся в области искусства, развитие музыкальных и творческих способностей, как предпосылки для самоутверждения личности. Привитие устойчевого слушательского внимания ,как путь к становлению художественного вкуса. Развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у учащихся вокального кружка ,,Сольное пение,, для самореализации и самовыражения в музыке.

Задачи:

  • Обучение выразительному пению;
  • Обучение певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
  • Обучение терминологии связанной с вокальными навыками;
  • Обучение музыкально-ритмическим движениям под музыкальную композицию.
  • Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  • Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
  • Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

Главные методы реализации проекта:

стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.

СТИЛЕВОЙ ПОДХОД.
Нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД.
Направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД. 

Важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.

МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

МЕТОД ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Желание каждого педагога-привить любовь и интерес к своему предмету, сделать егосовременным и привлекательным для учащихся, путем соединения традиционных и современных образовательных технологий. Формы работы:( информационно-коммуникабельные технологии ИКТ, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, импровизация).

Использование этих технологий является обязательным условием интелектуального, творческого и нравственного развития учащихся. В работе используется дифференцированный и индивидуальный подход. Так же применяю различные формы и методы организации работы с учащимися. На уроках используются система методов, направленных на усвоение способов музыкальной деятельности ( методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, организации и осуществления учебно-позновательной деятельности, метод контроля и самоконтроля).

Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к предмету, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания изучаемого материала.В системе работы наблюдается оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных типов уроков: урок-импровизация, урок-концерт, интегрированный урок,игры- тем самым вызывая большой интерес со стороны учащихся. Но каким бы хорошим знанием предмета, высокой эрудицией не обладал педагог, в наше время ему необходимо повышение собственной грамотности в области информационно-коммуникативных технологий. Знание простейших компьютерных программ и использование на их основе современных компьютерных технологий. На сегодняшний день- компьютерные технологии, динамично развивающая область знаний.

Ее преимущество в возможности получения различного рода материалов, через сеть интернет.Это позволяет педагогу сделать процесс обученияболее интересным, разнообразным, интенсивным и творческим. Для моего предмета ( эстрадное пение) в поиках фонограмм и текстов песен для вокалистов. Учащиеся знакомятся с портретами композиторов, фотографиями, смотрят отрывки муз.фильмов, видеоклипов.

Прослушивают аудиозаписи. Музыкальные отрывки произведений и просмотр видео, позволяют получить более полное представление о композиторе,артисте и его творчестве. Зрелищность,яркость.новизна элементов занятия, в сочетании с другими методическими приемами,делат урок необычным, увлекательным и запоминающимся. На основе этих знаний у детей включается образное мышление, запоминание, сопоставление, что способствует целостному восприятию учебного материала. Так же занятия вызывают неподдельный интерес детей, желание работать продуктивно, повышают мотивацию к обучению.

В своей работе я использую программы "Sound Forg", "Acid"- это позволяет мне опускать и поднимать фонограммы. Обрезать, увеличивать или замедлять темп, в зависимости от тональности произведения. Исследовательская деятельность учащихся способствует развитию интеллектуальной инициативы,интереса к духовным ценностям, воспитанию эстетического вкуса. Она пробуждает учащихся самостоятельно действовать, принимать соответствующие решения, анализировать и отбирать необходимую информацию, формируя в себе лучшие общекультурные качества.

Так же используются игровые технологии.Музыкальные игры направлены на развитие интелета, чувство ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Муз.игры способствуют способствуют быстрому запоминанию изученного материала, делают занятие более интересным,насыщенным.повышают эмоциональный настрой,сохраняя приэтом контингент. игровая форма занятий создается на занятиях вокалом при помощи игровых приемов и ситуаций.которые выступают, как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В здоровьесберегающими технологиями, которые направлены на решение самой главной задачи- сохранить здоровье обучающихся, создать условия для психического развития, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,научить использовать эти знания в повседневной жизни. В это входит; разогревание и настройка, сбережение голосового аппарата, развитие вокальных навыков, достижение качественного и красивого звучания голоса в произведении, снятие напряжения с внутренних и внешних мышц, подготовка дыхательной системы, упражнения для точного ощущения интонации.

Механизм реализации проекта:
систематическое проведение индивидуальных  занятий по эстрадному вокалу;
активная концертная, социально-значимая и учебно-воспитательная деятельность вокального кружка «Сольное пение», построенная на серии различных мероприятий, концертов, конкурсов, фестивалей.

Сроки реализации проекта:
3 года – 2020-2023гг.

Критерии оценки эффективности проекта:

  • количество зрителей, посещающих мероприятия (наполняемость зала);
  • количество публикаций о творческой деятельности в средствах массовой информации;
  • количество грамот, дипломов вокальных конкурсов, фестивалей;
  • стабильность состава коллектива ;
  • качество усвоения программы дополнительного образования;
  • количество приглашений на концертные программы.

Диагностика результативности:


Виды контроля:

предварительный — диагностика способностей учащихся;

текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;

итоговый — анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, окружных и российских мероприятий.           При реализации данного проекта диагностируется степень сформированности музыкальных способностей детей, а именно – музыкального звуковысотного слуха, музыкального метра – ритмических способностей, музыкальной памяти. Степень сформированности музыкального звуковысотного слуха занимает центральное место в понятии музыкальных способностей и осуществляется через вокальное воспроизведение, то есть пение, которое и представляет собой, в сущности, детальный звуковой анализ музыкальной ткани. Следует помнить, что под музыкальным слухом подразумевается способность человека слышать и воспроизводить звуковысотное движение. Певческий голос тесно связан с голосом речевым, поэтому и диагностический этап нужно начинать с работы в речевом режиме.

Параллельно с основным исследованием фиксируется активность артикуляции (активная, средняя, вялая), и особенности дикции (без дефектов, с дефектами)

Цель диагностики: выявление уровня общего музыкального развития и вокальных способностей (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе занятий, индивидуальный опрос в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

Обозначение показателей диагностики:

5 - высокий результат;

4 – результат выше среднего;

3 – средний результат;

2 – низкий результат;

1 – критический уровень (редко встречаемая оценка).

Параметры диагностирования вокальных способностей(согласно возрастным и физиологическим особенностям учеников).

  • Музыкальный слух: чистое интонирование по всему диапазону.
  • Способность звукообразования, тембр: умение пользоваться видами атак, красота тембральной окраски голоса.
  • Диапазон: владение голосом в определённом диапазоне.
  • Дикция: чёткая, ясная дикция, правильная артикуляция. Активные, твёрдые согласные, гласные округлые, но не расплывчатые.
  • Дыхание: умение брать спокойное, тихое дыхание. Умение использовать смешанное дыхание в младшем возрасте и диафрагмальное – в старшем возрасте.
  • Музыкальная эмоциональность: яркое, выразительное исполнение песни. Умение прочувствовать содержание исполняемой песни и артистично донести смысл слушателю.

Желаемые результаты:

Через активную музыкально-творческую деятельность у учащихся формируется устойчивый интерес к пению, раскрывается творческий потенциал, в становлении личности, проявляются индивидуальные качества, способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в социуме. У учащихся формируются знания и умения, способствующие более выразительному звук извлечению (пению). Формируются певческие навыки (работа в ансамбле, певческое дыхание, музыкальный слух, сольное исполнение), музыкально-ритмические способности.

При обучении ребята узнают и используют терминологию, связанную с вокально-хоровой деятельностью. Происходит формирование общей культуры личности ребёнка, развиваются коммуникативные умения и навыки общения в социуме. Дети приобщаются  к основам музыкальной культуры, развивается музыкально-эстетический вкус, расширяется музыкальный кругозор, раскрывается творческий потенциал ребенка.

С каждым очередным занятием и выступлением мы убеждаемся в необходимости, значимости, нашей совместной творческой деятельности. Нам хочется дарить радость всем – от мала до велика, видеть улыбки зрителей. Выступление на концертах – это своеобразный отчет о проделанной работе, выявляет все возможности коллектива, демонстрирует его сплоченность, дисциплину, сценичность, эмоциональность и т.д. Концертные выступления формируют чувство ответственности: исполнителям должно быть не безразлично, как оценят их коллективный труд слушатели, а на конкурсах и фестивалях – авторитетное жюри.

Вокальный кружок «Сольное пение» – это путевка в жизнь многим девчонкам и мальчишкам. Здесь они приобретают опыт общения, взаимовыручки, поддержки. Но если они будут врачами, юристами - они будут любить хорошую музыку. Есть великое искусство - оно было, живёт и будет жить! Важно чтобы ребёнок научился делать добро, нести радость людям, тогда будет ярче светить солнце, будет только тёплый ветер и улыбок на земле будет гораздо больше.

Педагогические приемы растяжения связок в «Сольном пении»


Несколько упражнений, которые помогут найти правильную позицию и понять пределы диапазона певца:

1) Вам знакомо ощущение зевка? Была ли у вас в жизни ситуация, когда вам очень хотелось зевнуть, но вам нельзя было показать этого, и вы зевали, не раскрывая рта, незаметно.

Попробуйте воспроизвести это ощущение. Вы должны были почувствовать, как приоткрылось нёбо. Словно внутри вырос купол. Это хорошо. Если это ощущение было приятным, запомните его и попробуйте что-то тихонечко напеть, не раскрывая рта. Хотя бы три нотки: до ре ми-и-и-и, ре ми ре до-о-о-о. Только ни в коем случае не пойте громко. Пойте так, словно укачиваете младенца – тихо и нежно.

При правильном звучании, вы должны ощутить некоторую вибрацию в области лба, и лёгкое щекотание сомкнутых губ. Это значит, что вы всё сделали верно, и звук просто резонирует в тех «пустотах», которые есть в вашей голове. Вокалисты оказываются в выигрышном положении, по отношению к тем обывателям, которые иной раз даже не догадываются о пустотах в своей перегруженной голове.

Это упражнение можно проделывать в разных вариациях, примерно в пределах квинты или сексты, до тех пор, пока вы не станете, уверены в звуках, которые воспроизводите. Звук должен быть приятен и нежен. Вам должно быть максимально удобно.

2) Затем, не изменяя ощущений и позиции, попытаемся приоткрывать рот.

На тех же нотках ( до ре ми-и-и ре до), доходим до верхней ноты с закрытым ртом, а потом размыкаем губы, и идём вниз. Звук получившийся наверху похож на «МИ». Очень важно, что бы на «И» было такое же ощущение, как при закрытом звуке. Главное сохранить ту же верную позицию, что бы резонатор был бы заполнен звуком.

Это упражнение так же можно варьировать, увеличивать количество нот, но так же в пределах квинты или сексты.

3) Следующим шагом будет знакомство с диапазоном певца. Если говорить точнее, то с диапазоном будет знакомиться сам певец, так как порой начинающий певец не вполне знает свои возможности, и тем более боится своих надуманных недостатков. Бывают случаи, когда начинающий исполнитель пытается скрыть свои переходные ноты за форсированным звуком. Потом голос теряет свою естественную окраску и срывается на фальцет. Это очень расстраивает ученика, он закрепощается и теряет веру в свой талант.

На самом деле всё просто. Певцу не нужно опасаться переходных нот, а напротив, следует познакомиться с ними получше, что бы знать наверняка, все особенности своего голоса. Переходные ноты есть у всех без исключения. От грудного регистра к фальцету, и от фальцета к свистковому регистру. Кроме того, в природе вокала имеется микст. У кого-то он уже есть, а кому-то нужно только научиться им пользоваться.

Существуют упражнения для определения переходных нот, и для поиска микстового звучания.

Для начала, можно привести пример упражнения, которое мало отличается от предыдущих, с той лишь разницей, что в конце к звуку «И» прибавляем звук «А».

Допустим: ( до ре ми-и-и ре до), начали с закрытого звука, на верхней нотке приоткрыли губы на звук «И», затем раскрыли до звука «А» и на «А» вернулись назад.

Это довольно сложно, так как так же необходимо следить за правильной позицией, и звук «А» должен так же резонировать как при «И», и как при закрытых губах. Иначе говоря, находиться в той же позиции, в одном месте. Но рот при этом должен быть открыт и челюсть совершенно свободна. В зоне переходных нот голос может стать особенно резким. Педагог должен следить, за тем, что бы певец не форсировал звук в этот момент.

Если «А» имеет носовой призвук, скорее всего позицию нужно сделать более объёмной, округлить нёбо и опустить корень языка, то есть вспомнить о зевке. Если напротив, звук слишком заглублен, пускай ученик попробует улыбнуться. Чистота звука «А» так же зависит от подвижности лицевых мышц. Кому-то помогает ощущение внутренней улыбки, другому этого мало и нужно действительно улыбнуться, а человеку с широким строением лица иногда правильнее напротив прикрыть позицию и приблизить «А» к «О», что бы звук не был плоским.

Это упражнение в начале может послужить для знакомства с переходными нотами, и для осознания необходимости работы над преодолением препятствия.

4) Как только познакомились со звуком « А», можно приступать к работе с переходными нотками.

Вернёмся к звуку «И».

Возьмём квинту в удобной тональности и попробуем пропеть на слоге «МИ». Например: ля- ми ре до си ля. От ля к ми, нужно сделать глиссандо, что бы почувствовать переходную нотку. Если её не оказалось на этом участке, поднимаемся по полутонам вверх. Естественно, что упражнение должно быть пропето на легато, и точно так же как и предыдущие упражнения находиться в правильной позиции.

Во время глиссандо нужно чувствовать максимальное удобство и свободу. Малейший зажим испортит результат. Очень важно, что бы певец чувствовал опору, то есть низ живота. Нижняя грудная нота должна быть насыщенной и красивой, и тогда верхняя, в головном регистре, получится так же хорошо. Во время глиссандо не меняйте позицию, иначе верхняя нотка прозвучит более плоско. Не бойтесь вероятного «петуха» на переходной ноте. Когда вы его поймаете, вам будет проще с ним справиться.

В дальнейшем вы научитесь преодолевать все свои переходные ноты так, что вам позавидуют маститые оперные певцы. Вам удастся укрепить головной регистр и научиться управлять микстом, так как микст и есть тот самый переход от груди к головному регистру, или фальцету. Раздвигая границы перехода, мы обнаруживаем новый звук, светлый и сильный, который и является микстом.

Дело в том, что многие вокалисты действительно предпочитают избегать переходных нот, или сдвигают их за счёт развития вверх грудного регистра. Это отнимает у певца массу обертонов и вокальной виртуозности. Голос становится малоподвижным и тяжеловесным, но при этом от природы он может обладать красивым тембром.

5) Следующий шаг в упражнениях с переходными нотами, это снова обращение к звуку «А». Попробуйте спеть то же упражнение, о котором говорилось выше, только наверху, перейдите с «И» на «А». Получится – ми –а-а-а-а-а. Следите, что бы «А» была аккуратной и красивой, в позиции «И». В идеале, «А» должна прозвучать именно микстом.

Ещё одно замечание: микстом легко управлять. Вам должно быть легко, усилить звучание нотки, или напротив ослабить. Если нотка звучит слабо, бесцветно, и вам не удаётся её развить, значит, у вас недостаточно опоры.

Конечно в первый же раз добиться правильного звука удаётся не всем, но со временем вам удастся поймать верный звук. Вы сразу почувствуете, как вам легко и приятно петь микстом. Голос приобретёт новые обертона, вы сможете варьировать окраску тембра по вашему желанию.

Здесь остаются все те пожелания, что и в упражнении № 3. Это сложное упражнение, и конечно необходимо проделывать его под чутким руководством преподавателя, с тем, что бы педагог мог во время остановить вас и оградить от неверного звука.

6) Когда ученик осознал правильную позицию и почувствовал себя комфортно, можно расширить это упражнение до октавы.

Например: до -----------до - си - до - ре до си ля соль фа ми ре до.

Ми-----------и ----и ---и----А------------------------------------

Следите, что бы была хорошая опора, и на открытии на «А», певец не менял позицию. Если вместо «А» получится «Я», то звук станет плоским. Перейдите на «А» через «Й». Это поможет остаться в правильной позиции. Можно вести вверх это упражнение только до тех пор, пока ученику удобно брать верхнюю нотку. Как только появляется малейший дискомфорт, нужно остановиться и вернуться туда, где ученику удобно, что бы закрепляя положительный результат и правильные ощущения.

7) Вариаций на звуках «И» и «А» может быть великое множество, до тех пор, пока ученик не освоит все тонкости правильной позиции.

Попробуйте распевать септ аккорды на этих звуках. Например:

до – ми – соль – си бемоль – соль – ми - до.

Ми--и-----и--------ЙА---------------а----а----а.

Можно попробовать чередовать звуки «и» и «а»:

до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до.

Ни-а--ни-а----ни----а--ни-а---ни.

Все пожелания остаются прежними.

8) Затем можно приступать к новым гласным звукам.

Начинаем с грудного регистра. На плотной, хорошей опоре попробуем спеть три гласных: «А», «Э», «Ы» на одной нотке.

Следите за округлой позицией. Важно, что бы позиция не изменялась. Положение меняет только язык. Челюсть свободна и широко открыта. Нёбо округляется от каждой гласной, к следующей.

Самое сложное перейти от «Э», к «Ы». Проследите, что бы «Ы» не была плоской. Максимально выравнивайте звук.

9) Попробуйте добавлять к последнему упражнению другие гласные звуки. Их, возможно, чередовать и менять местами:

А-Э-О-У-Ы, или О-У-Э-А-Ы. Но, желательно, что бы «Ы» была последней в ряду, так как на ней происходит самое сильное открытие.

Совершенно естественно, что звук плавно перетекает от одной гласной к другой. Не забывайте про резонаторы. Вы должны быть наполнены звуком снизу до верху.

10) Для укрепления грудного регистра и выравнивания позиции попробуйте такое упражнение:

ля-ля-си-си-ля-ля-си-си-ля.

Ай-А-Ай-А-Ай-А-Ай-А-А

Рот максимально открыт, челюсть абсолютно свободна, но не поднимается на звуке «Й», что бы не менять позицию. Двигается только язык. На этом упражнении особенно верно ощущение зевка.

11) После того, как мы поработали в удобном грудном регистре, можно вернуться к миксту, и с новыми силами, на хорошей опоре и в правильной позиции спеть так:


Сверху вниз

До----соль--ми----до

Прей-прей-прей-прей

Не забудьте про опору. Здесь очень важно спеть верхнюю нотку звонко и легко. Буква «Р» должна быть раскатистой и чёткой. Вам поможет улыбка и хорошая артикуляция.

Затем можете менять слога, например:

Рай-Рай-Рай-Рай.

Те же требования к букве «Р».

Бри-Брэ-Бра-Бру.

Многие путаются в чередовании гласных, но такие упражнения, помимо вокальных навыков, помогают улучшить координацию и сообразительность.

12) После довольно большой нагрузки, желательно успокоится, и, словно укачивая себя, и преподавателя спеть так:

до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о-ре-ми-ре-до-о-о.

а---а-а--а---а---а--а---а-а-а---а----а--а-а-ааа.

Звук должен быть нежным и ровным, спокойным и красивым. Здесь должны быть соблюдены все те рекомендации и правила, которые мы применяли в предыдущих упражнениях.

Все перечисленные выше нехитрые упражнения только малая толика в вокальной школе, однако, с них можно начинать своё знакомство с вокалом.

Давайте немного отдохнём от распевок и повторим мысленно то, что усвоили за это время, и немного пофантазируем.

Для чего мы учимся преодолевать переходные ноты? Представьте себе живописную зелёную равнину, по которой вы идёте в прекрасном расположении духа. И вдруг на вашем пути, откуда ни возьмись, вырастает большой красивый холм, но довольно крутой и высокий. Вам всё-таки хочется узнать, что скрывается за этим холмом. Может быть, за ним откроется прекрасный вид на океан?

Что вы предпримете? Вернётесь назад, не удовлетворив своё искреннее любопытство? Скорее всего, вы заберётесь настолько высоко, насколько хватит ваших сил, и попробуете найти пути обхода, удобные лично вам.

Так вот, равнина, это ваш грудной регистр, где вам привычно и удобно, высокий холм, это переходные нотки, а то, что скрывается за холмом, вам предстоит ещё освоить. Скорее всего, вам откроется нежный головной регистр, или фальцет. Но если вы хорошо освоите переходные ноты, то ваши возможности покажутся вам безграничными на просторе микстового звучания.

Переходные ноты можно научиться передвигать, в более удобную для вас тесситуру. В момент освоения перехода, вы почувствуете новые голосовые возможности, более полное открытие позиции, мощную опору диафрагмы и эмоциональный прилив. В награду за ваш труд, вы получите удовольствие от нового, сильного звука, который летит с вершины холма далеко, за линию горизонта. Микстом петь легко и приятно. Кажется, что у этого звука нет границ, так как он легко переходит в свистковый регистр.

Итак, освоив регистры, а именно, грудной, головной или фальцет, микст (между грудным и фальцетом) и свистковый, вы будете учиться выравнивать ваш тембр, и искать присущую только вам тембровую окраску. Важно, что бы вы легко преодолевали смену регистров. Дальше можно пробовать работать над репертуаром. Подобрать именно тот материал, который будет, не слишком сложен для начинающего исполнителя, но в то же время будет придавать чувство ответственности при его исполнении.

Постановка голоса способствует развитию личности и творческих способностей, улучшению физического здоровья, повышению качества собственного внимания, а так же выработке новых позитивных привычек. Процесс постановки голоса направленна раскрытие и развитие его природных свойств, в следствии чего голос приобретает красоту и выразительность, глубину и объем. Поставленный голос отличается значительно более широким диапазоном, насыщенностью звучания. Постановка голоса — это серьезная работа над собой, над своими, усвоенными еще в детстве, привычками.

Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Он важен так же, как важны внешность, манеры, текст выступления. Человеческий голос - могущественный инструмент. Хорошо поставленный, уверенный голос является сильным средством воздействия. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить, завоевать доверие. Всегда следует помнить, что люди ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный, красивый голос. Когда другим нравится ваш голос, они быстрее прислушиваются к вам!

Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, вы вряд ли станете успешным человеком, если искажаете звуки, проглатываете окончания слов, путаетесь в ударениях и к тому же говорите тихим или резким голосом. Неприятный голос может перечеркнуть все ваши достоинства. Ваш голос должен способствовать вашей карьере, а не портить ее. С красивым голосом так просто добится своего.

Список литературы

  1. Абудеева, Н. Б. Музыка и импровизация. М.: Учитель, 2010. - 60 c.
  2. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 193 c.
  3. Великие композиторы. Жизнь и творчество. - М.: Белый город, 2014. - 232 c.
  4. Алексеева, Л. Л. Театр песни. Искусство bel canto / Л.Л. Алексеева. - М.: Просвещение, 2010. - 493 c.
  5. Муратов М.Н. Импровизация в деле. Просвещение, 2015 – 95с.
  6. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» - М., 2012 – 165с.
  7. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусств>», М, 2006 – 231с.
  8. Иванов-Борецкий М. «Материалы и документы по истории музыки». Т.1. М., 1934 – 354с.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: