Проект "Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка"

Рейтинг: 2

Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка
Тематика: 
Автор: 
Мардарь Джерджета
Учреждение: 
МОУ Раменская СОШ № 5
Класс: 
9

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была поставлена цель ознакомить одноклассников с понятием "неблагополучная семья", рассказать о видах неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Подробнее о проекте:


В предложенном проекте по психологии «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» автором была изучена теоретическая информация по данному вопросу, а также рассмотрено понятие "неблагополучная семья", установлены причины появления неблагополучных семей и признаки наличия проблем в семье, встречающиеся в поведении детей, изучены особенности развития таких детей и их адаптация в обществе.

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка» содержит описание практического исследования автора, направленное на выявление особенностей поведения детей из неблагополучных семей. Также учащаяся провела интервью с социальным работником и получила от специалиста развернутые ответы на самые популярные вопросы по теме своего исследования.

Оглавление

Введение
1. Что же такое неблагополучная семья?
2. Типы неблагополучных семей.
3. Последствия.
4. Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие.
5. Работа социальных работников.
6. Социальный опрос.
Заключение
Литература

Введение


Актуальность: Я считаю, что детство, особый период жизни человека, особая фаза не только в психофизическом, но и социальном созревании, когда определяются основные линии развития человека, формируется и закладывается фундамент личности, это время становления ребенка как полноценного члена общества.

В последнее время тема неблагополучия стала широко обсуждаемой на различных уровнях. К сожалению, последние политические и криминальные события показывают, что знаний по данной теме недостаточно, причем не только практических, но и теоретических. А так же за последние 10 лет рост неблагополучных семей резко увеличиося

Цель: Ознакомить аудиторию с понятием Неблагополучной семьи, рассказать о видах данных Неблагополучных семей, охарактеризовать детей испытывающих семейное неблагополучие.

Задачи: Ознакомив слушателей с данной информацией, распространить и снизить уровень неблагополучных семей.

Что же такое неблагополучная семья?

Для начала я хотела бы представить таблицу сравнения неблагополучных семей в 2010 году, в 2016 году и в 2020 году:

неблагополучные семьи 1

Как мы можем увидеть количество неблагополучных семей в сравнении 2010 и 2020 года увеличилось в 5 раз.

Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Отсюда мы делаем вывод о том, что неблагополучная семья - это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи, с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.

В современной психолого-педагогической литературе приводятся различные определения неблагополучной семьи. Вот одно из них:

Неблагополучная семья - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главной характеристикой такой семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов

Проанализировав понятие «неблагополучная семья», я определила  данное понятие как - семья, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Типы неблагополучных семей и дети, которые в них вырастают


Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным, если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие, когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является наркотическая зависимость и алкоголизм родителей.

Я провела опрос у подростков 14,15,16 лет. Опрос состоя из 3-ёх вопросов:

  • Считаете ли вы свою семью благополучной?
  • Употребляли вы когда-нибудь алкоголь?
  • Употребляли вы когда-нибудь наркотические вещества?

неблагополучные семьи 2

В каждой возрастной группе участвовало 25 человек.

В возрастной группе 14 лет такие результаты:
25 из 25 считают, что они из благополучной семьи. 7 из 25 употребляли алкоголь хотя бы один раз в жизни и 2 из 25 употребляли наркотические вещества хоть раз в жизни.

Результаты в возрастной группе 15 лет:
24 из 25 считают, что их семья благополучная, 17 из них употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотические вещества.

В возрастной группе 16 лет вот такие результаты:
21 участник считает семью благополучной, 14 употребляли алкоголь и 2 употребляли наркотики.

У родителей-алкоголиков и родителей наркоманов в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм и зависимость  родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжении всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка, как я сказала одна из важных этапов жизни любого человека и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром являются его родители.

Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Такие семьи порождают такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

Еще один вид неблагополучной семьи - это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитании детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, чаще всего , такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

- Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношение бывает разной: очень часто ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе и окружающих в целом, вызвать их жалость. В итоге ребёнок становится жестоким не только к родителям, но и ко всем его окружающим людям.

- Гиперопека. В этом случае ребенка стараются защитить от всех трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники - часто результат такого воспитания.

- Гипоопека, то есть недостаток опеки, внимания  со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него - у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.


- Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно . Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

- Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эти семьи, в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую.  Или же мама с папой используют разную тактику.Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

Следующий вид неблагополучных семей - криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально - ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

Перечисленные формами не исчерпываются разновидности семейного неблагополучия. При этом каждый из взрослых сознательно или неосознанно стремится использовать детей так как им самим выгодно. Дети, по мере взросления и осознания семейной ситуации, начинают играть с взрослыми в игры, правила которых им были навязаны. Особенно отчетливо непростое положение детей в семьях с теми или иными формами психологического неблагополучия проявляется в ролях, которые они вынуждены принимать на себя по инициативе взрослых. Какая бы ни была роль - положительная или отрицательная - она в равной степени негативно сказывается на формировании личности ребенка, что не замедлит отразиться на его самоощущении и на взаимоотношениях с окружающими не только в детском возрасте, но и во взрослом.

Кроме того, семейное благополучие явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия.

Таким образом, неблагополучная семья - это, прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания.

Характеристика детей, испытывающих семейное неблагополучие

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и т.д. Поведение ребенка и его внешний вид не только говорят о его проблемах, но и взывают о помощи. Но вместо помощи окружение ребенка часто реагирует на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции

Ребенок испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками. Возникает необходимость скрывать свои сильные эмоции - запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности, душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям.

Наблюдается агрессивность по отношению к "неправому", по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей, капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики. Дети в семьях известных родителей тяжело переживают бремя родительской славы, тяготятся повышенным интересом окружающих, стремятся превзойти своих знаменитых родителей, страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Дефицит внимания, который ведёт к недоброжелательности, неосознанной враждебности, проявляющейся в виде или открытого противостояния или скрытой, "молчаливой" неприязни. Это неприятие взрослых, хотя и близких (родителей, учителей), но духовно чуждых, делает ребенка нетерпимым, невнимательным, немилосердным, порой даже жестоким. Эти качества могут сказаться в отношениях как со знакомыми, так и с посторонними людьми. Но агрессия, жестокость иногда направляется на самого себя, и тогда индивид, теряя самоуважение, чувство душевного равновесия, становится нелюдимым, тревожным, с заниженной самооценкой.

Заключение

Таким образом, дети из неблагополучных семей, которые в силу различных причин оказались вне активного педагогического влияния - родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с негативной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием общественных норм морали, негативным отношением к учебе, нежеланием подчиняться родителям, учителям, старшим в семье. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.

Для написания данной исследовательской работы и проекта по психологии "Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка" были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: