Проект "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке"

Рейтинг: 8

Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке
Тематика: 
Автор: 
Михайлов Егор Николаевич
Руководитель: 
Елена Афанасьева
Учреждение: 
МАОУ СОШ №5 с углубленным изучением химии и биологии г. Старая Русса
Класс: 
4

Ученический творческий проект по литературному чтению "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" был создан учащимся с целью выявить основания для разграничения вводных и вставных конструкций в современном русском языке.

Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" содержит справочную информацию о вводных словах и конструкциях. Учащийся дает развернутое определение понятий "вводное слово" и "вводная конструкция", а также распределяет вводные слова по значению, дает определение вставных словосочетаний.

В готовом проекте по русскому языку "Функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке" описывается разбор вставных простых предложений в поэме М.Ю. Лермонтова. Учащийся перечисляет способы выражения вводных и вставных конструкций, рассматривает их структуру, демонстрирует способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения, объясняет интонационное выделение вводных и вставных конструкций.

Оглавление

Введение
1. Разряды вводных слов по значению.
2. Вставные словосочетания.
3. Разбор вставных простых предложений в поэме.
4. Способы выражения вводных и вставных конструкций.
5. Структура вводных вставных конструкций.
6. Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения.
7. Интонационное выделение вводных и вставных конструкций .
8. Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций.
Заключение
Литература

Введение


Цель: Выявить основания для разграничения вводных и вставных конструкций в современном русском языке.

Выявить основные функции вводных и вставных конструкций в современном русском языке.

Задачи проекта:

  • Рассмотреть основные разряды вводных слов по значению;
  • Определить способы выражения вводных и вставных конструкций;
  • Проанализировать структуру вводных и вставных конструкций;
  • Рассмотреть способы включения вводных и вставных конструкций в основное предложение;
  • Проанализировать интонационное выделение вводных и вставных конструкций;
  • Рассмотреть способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций.

Разряды вводных слов по значению

Значение Вводные компоненты
1. Оценка сообщаемого с точки зрения достоверности и т.п.
1.1. Уверенность, достоверность. Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, действительно, в самом деле, правда, само собой, само собой разумеется, подлинно и др.
1.2. Неуверенность, предположение, неопределённость, допущение. Наверное, кажется, как кажется, вероятно, по всей вероятности, право, чай, очевидно, возможно,  пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть и др.
Значение Вводные компоненты
2. Различные чувства.
2.1. Радость, одобрения. К счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др.
2.2. Сожаление, неодобрение. К несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, к прискорбию, к досаде, на беду, увы и др.
2.3. Удивление, недоумение. К удивлению, удивительно, удивительное дело, непонятное дело и др.
2.4. Опасение. Неровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
2.5. Общий экспрессивный характер высказывания. По совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, по правде сказать, надо правду сказать и др.
Значение Вводные компоненты
3. Источник сообщения. По сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по выражению кого-либо, по слухам и др.
4. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом и др.
5. Оценка стиля высказывания, манеры речи, способов оформления мыслей. Словом, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно и др.
6. Оценка меры, степени того, о чём говорится; степень обычности излагаемых фактов. По меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере и др.
7. Привлечение внимания собеседника к сообщению, акцентирование, подчёркивание. Видишь (ли), знаешь (ли), помнишь (ли), понимаешь (ли), веришь (ли), послушайте, позвольте и др.

Вставные словосочетания

Поэт Ю.М. Лермонтов

стих лермонтова

Разбор вставных простых предложений в поэме


Таким образом, вставные простые предложения выделяются скобками намного чаще, чем парные тире и выражают пояснительно -определительную связь, временные и пространственные отношения, качественно - эмоциональную оценку высказывания, а также описание предметов или характеристику лиц.

Вставные конструкции в поэтической речи Лермонтова малоупотребительны и большей частью поэт использует их в поэмах. Такая малочастотность  вставок объясняется, по-видимому, тем, что данные структуры, в силу своего назначения – вносить дополнительные, уточняющие сведения, характерны больше для прозы, а в речи поэтической используются не так часто.

Способы выражения вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции вставляются в предложение, чтобы показать отношение говорящего к высказываемой мысли. Членами предложения вводные конструкции не являются, выделяются паузами и запятыми.

Например: Скоро, кажется, начнётся дождь.

Отношение говорящего к высказываемой мысли может выражаться вводными предложениями. Например: Вы, я думаю, оцените мои картины. Вводные предложения выделяются интонацией, запятыми или тире.

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, замечания, уточнения, пояснения, они выделяются скобками или тире. Например: У Саввы, пастуха(он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали(И.Крылов).

Структура вводных вставных конструкций

Вводными конструкциями называются слова, сочетания слов, а также предложения, выражающие отношение говорящего к высказанному.

 Вводные конструкции дают общую оценку сообщения, указывают на источник и способ сообщения, связь с контекстом, порядок следования компонентов высказывания и т.д.

Синтаксическое строение вставочных компонентов чрезвычайно разнообразно: это может быть вставной знак, вставное слово, вставное словосочетание, вставное простое предложение, составное сложное предложение вставка к абзацу как самостоятельно оформленная конструкция вставной абзац вставное самостоятельное оформленное предложение.

Способы включения вводных и вставных конструкций в основание предложения


Способы включения вводных конструкций в предложение может реализовываться с помощью: запятых, тире, интонацией, с помощью определённых слов.

Например: 1) Пожалуй, не стоит идти на рыбалку из-за обещанной жаркой погоды; 2) Заподозрить Якова Лукича во вредительстве – теперь уже казалось ему- было нелегко.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные,  и потому резко выпадают из его структуры. Выражая дополнительные сообщения, они требуют более значительного выделения в составе предложения, нежели вводные конструкции, как правило, заключающие в себе отношение к высказанному, его оценку. Именно эта смысловая самостоятельность вставных конструкций объясняет необходимость использования для их выделения скобок и тире.

Например: 1) В жаркое летнее утро (это было в начале июля) нас разбудили птички; 2) Тут- делать нечего- друзья поцеловались.

Интонационное выделение вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. Для вводных конструкций характерна интонация вводности-понижение тона речи, убыстрённый тип произношения. Для вставных конструкций характерна интонация включения-с более длительными паузами.

Например: И представьте себе! Он всё же поставил этот спектакль.

Вставные конструкции резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Кроме того, характер их включения в речь "незапланированный" (тогда как у вводных слов и конструкций-"запланированный"). Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.

Например: Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников.

Способы пунктуационного оформления вводных и вставных конструкций

Вводные конструкции выделяются запятыми и тире.

Так же выделения не требуется, если слово, часто употребляющееся как вводное, является членом предложения:

Вставные конструкции выделяются скобками или тире.

Заключение

Благодаря этому проекту я узнал много об вводных словах и вводных конструкциях, также  с их помощью можно выражать разные эмоции и чувства.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: