Буллинг как социальное явление в современной российской школе

Автор: 
Масалова Юлия Эдуардовна
Руководитель: 
Ковалев Сергей Геннадьевич
Учреждение: 
МБОУ «СШ № 3» г. Нижневартовск
Класс: 
11

Готовый социальный проект на тему "Буллинг как социальное явление в современной российской школе" рассказывает, что такое "буллинг", какие его виды существуют. Учащаяся стремится выяснить причины возникновения травли в школах и разработать предложения путей решения этой проблемы.

Подробнее о проекте:


Своей работой автор проекта о буллинге в российских школах описывает характерные признаки участников буллинга. В проекте изложены причины и мотивы буллинга, а также рассмотрен вопрос буллинга с той точки зрения, когда его жертва - учитель. Учащейся 11 класса школы была рассказана история зарождения такого явления, как буллинг, и проанализированы причины проявление буллинга в современной российской школе.

Индивидуальный проект о буллинге в школе содержит теоретический материал, позволяющий усвоить особенности проявления буллинга и установить степень его влияния на психологию школьников. В работе описаны последствия травли для жертвы, для агрессоров, для наблюдателей и для образовательного учреждения. Также рассмотрено понятие "скулшутинг".

Оглавление

Введение       
1. Понятие «буллинг», его виды, причины возникновения.
1.1 Характерные признаки участников буллинга.
1.2 Причины и мотивы буллинга.
1.3 Учителя, как жертвы буллинга.
2. Последствия буллинга.
2.1 Последствия травли для жертвы.
2.2 Последствия травли для агрессоров.
2.3 Последствия травли для наблюдателей.
2.4 Последствия травли для образовательного учреждения.
2.5 Скулшутинг, как последствие травли.
Практическая часть
Паспорт проектной работы 
Заключение    
Список используемой литературы 
Приложение

Введение


Актуальность:Тема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной. В различных источниках процент детей подвергающихся буллингу в школах варьируется от 20 до 50. Специалисты Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и пришли к выводу, что 27,5% учеников российских школ сталкиваются с травлей. Но не только школьники сталкиваются с этим явлением.

Также подвергаются буллингу и учителя в школах. Работники проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ провели онлайн-опрос, который показал, что 70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников. 6% из числа опрошенных заявили, что сталкиваются с травлей регулярно.

В России в  настоящее время данное явление приобретает новые характерные черты (например, кибер-буллинг) и масштабность. Вопрос предупреждения буллинга среди школьников изучается многими зарубежными учеными: Д. Ольвеусом, П. Смитом, К. Купером, К. Ригби и другими. В отечественной науке интерес к данной проблематике представлен в научных трудах В. С. Собкина, Д. Н. Соловьева.

Объект исследования: современная российская школа.

Предмет исследования: проявление буллинга в российских школах.

Цель проекта: выяснение причины возникновения травли в школах и разработать предложения пути решения этой проблемы.

Задачи проекта:

  • Изучить понятие буллинга, его историю.
  • Изучить причины проявление буллинга в современной российской школе и его влияние на школьников.
  • Разработать пути решения проблемы.

В ходе работы над проектом были использованы следующие методы исследования:

  • теоретические: анализ научной и психологической  литературы.
  • эмпирические: тестирование.

Практическая значимость: Практическая значимость проекта состоит в  представлении анализа причин и определения возможностей проведения профилактических мер по проблеме проявления буллинга в современной российской школе.

В школах по всему миру дети и подростки подвергаются травле со стороны сверстников и учителей. Различные источники заявляют, что от 70 до 90 процентов школьников сталкивались когда-либо или сталкиваются с буллингом. Почему так происходит? Откуда возникла эта тенденция? Почему дети и подростки жестоки по отношению к своим сверстникам? Данная проблема особенно актуальна в последние 20 лет.

Несмотря на то, что в последнее время явление буллинга все больше исследуется психологами и социологами, положительных тенденций в решении этой проблемы не наблюдается. Мы выбрали эту тему, потому что считаем, что травля в школах недопустима и может очень сильно навредить психике невинного ребенка.

Понятие «буллинг», его виды, причины возникновения


Впервые понятие «буллинг» ввёл норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Он определял буллинг, как преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Чаще всего буллинг встречается среди детей и подростков. 16 апреля 2019 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова заявила о том, что каждый третий ребенок сталкивался с буллингом в школах.

Буллинг разделяют на прямой и косвенный.

  • Прямой буллинг подразумевает под собой открытое воздействие: избиения, оскорбления в лицо.
  • Косвенный буллинг предполагает скрытые издевательства: распространение сплетен, слухов, настраивание коллектива против жертвы.

Социологи выделяют четыре вида буллинга:

1. Физический буллинг: избиение, толчки, плевки, захват вещей. Это самый распространенный  и  заметный тип буллинга. Психологи отмечают, что данный тип чаще встречается в 6-9 классах.

2. Вербальный буллинг: прозвища, угрозы, оскорбления, насмешки, принуждения, унижение. Так же, как и физический буллинг, вербальный встречается в 6-9 классах, однако бывают случаи его проявления среди учеников старшей школы и студентов.

3. Социально-психологический буллинг: сплетни и слухи, игнорирование, выставление на посмешище, бойкот и изоляция. Этот тип актуален для всех возрастов, но часто остается незамеченным. Именно этот тип вызывает самый сильный эмоциональный стресс у жертвы.

4. С развитием интернет-технологий стал частым кибер-буллинг: травля через телефон и компьютер, электронную почту, интернет. Кибер-буллинг встречается среди всех возрастных групп, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц в социальных сетях, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных.

Характерные признаки участников буллинга

В каждом случае травли существуют три группы участников: жертва, агрессор и наблюдатели.

Чаще всего жертвами травли в школах становятся: отличники, двоечники, дети, страдающие заболеваниями с внешними проявлениями, физически слабые дети, дети из плохо обеспеченных семей, представители национальных меньшинств. Жертвы часто никому не рассказывают о том, что они подвергаются травле.

У большинства жертв имеются общие черты характера: обидчивость, тревожность, неуверенность в себе. Обычно жертвой является замкнутый человек. Также, жертвами травли в школах могут быть учителя. В 2018 году специалисты НИУ «Высшей Школы Экономики» провели опрос среди 2800 учителей из 75 регионов Российской Федерации, в результате которого выяснилось, что 70% опрошенных сталкивались с травлей в школах. 50% опрошенных сталкивались с травлей более одного раза, а 6% учителей подвергаются буллингу регулярно.

Агрессорами, как правило, становятся дети, нуждающиеся во внимании со стороны сверстников или взрослых. Провоцируя травлю, агрессоры стремятся к самоутверждению, росту самооценки и росту положения в глазах сверстников. Агрессоры отличаются вспыльчивостью, неуравновешенностью, грубостью. Они враждебно настроены по отношению к окружающим, не реагируют на критику. Обычно, у агрессоров слабо развито чувство сострадания. Агрессоры высокомерны, высокого мнения о себе, также они склонны к лидерству.

Наблюдатели – самая многочисленная группа участников травли. Большинство наблюдателей испытывают жалость к жертве буллинга, однако помочь готовы меньше половины. Наблюдатели часто могут испытывать страх и стыд. Некоторые из них готовы присоединиться к агрессору.

Чаще всего жертвами и инициаторами травли становятся мальчики. Вид буллинга также зависит от пола: мальчики чаще подвергаются физическому воздействию.    Девочки ­– вербальному.

Причины и мотивы буллинга


На вопрос «что побуждает детей проявлять жестокость и агрессию по отношению к своим сверстникам?» социологи называют множество причин. Они делят эти причины на группы:

1. Педагогические. На возникновение травли может влиять микроклимат в классе, группе, школе. Также вероятность проявления травли зависит от поведения учителя. Если учитель позволяет себе насмешки, оскорбительные шутки в адрес учеников, то с большой вероятностью один из детей в коллективе может стать жертвой травли. Иногда учитель может являться свидетелем травли и никак не способствовать решению этой проблемы в коллективе.

2. Социальные. К группе социальных причин относится поощрение агрессивного поведения, насилия в обществе, их пропаганда в различных медиа. Например, в среде мальчиков не принято проявлять эмпатию и сочувствие, наоборот, считается «крутым» проявлять доминацию по отношению к сверстникам, оказывать всяческое давление на них. Таким образом, авторитет ребенка, проявившего доминацию, растет в глазах сверстников.

3. Психологические. К психологическим причинам социологи относят особенности личности агрессора и жертвы. Причиной, по которой ребенок может стать агрессором является воспитание. Если ребенка воспитывали в агрессивной среде, или же он становился свидетелем агрессии, то скорее всего в будущем он станет агрессивным и может стать участником травли. Также, ребенок, проявляющий агрессию, может делать это из-за внутренней неуверенности, тревоги или страхов. Агрессия становится для него способом подавить в себе эту неуверенность, тревогу, страхи.

4. Семейные. Причинами, по которым ребенок может стать участником травли, могут являться физическое или психологическое насилие со стороны родителей, недостаток внимания со стороны родителей, чрезмерный контроль в семье.

Социологи выделяют три основных и самых частых мотивов буллинга:

1. Зависть. Агрессоры могут подвергать травле жертву из-за зависти.

2. Самоутверждение в коллективе. Буллинг – один из способов самоутвердиться в коллективе, занять высокое место во внутренней иерархии.

3. Месть. Бывают случаи, когда жертва сама становится агрессором и стремится отомстить обидчику.

Российский психолог А. А. Реан классифицирует мотивы буллинга следующим образом:

1. Стремление к индивидуализированной власти. Некоторые дети испытывают потребность в доминировании над другими, и при неудовлетворении этой потребности испытывают чувство проигрыша.

2. Тревога. Ребенок может бояться оказаться на месте жертвы, вследствие этого он защищается проявлением агрессии.

Учителя, как жертвы буллинга

В 2018 году специалисты НИУ «Высшей Школы Экономики» провели опрос среди 2800 учителей из 75 регионов Российской Федерации. В ходе опроса, выяснилось, что:

  • 80% учителей когда-либо дразнили.
  • 90% учителей придумывали клички.
  • 85% учителей игнорировались учениками.
  • 60% учителей подвергались оскорблениям со стороны учеников.
  • О более 50% опрошенных учителей дети распускали слухи.
  • Более 33% опрошенных получали сообщения интимного характера.

Почему учителя могут травить? Социологи выделяют две основные причины:

1. Внешний вид. Социолог НИУ ВШЭ Дарья Сапрыкина проводила интервью с мамой школьника, на котором та заявила, что её ребенку неприятно ходить на уроки к учителю, который «носит одну и ту же кофту каждый день третий год подряд».

2. Недостаток опыта. Ученики чувствуют слабость учителя. Если преподаватель не знает, как вести себя с учениками, то он рискует стать жертвой травли.

По данным исследования НИУ «Высшей Школы Экономики», около трети учителей, подвергавшихся травле, делились переживаниями с коллегами, треть учителей – с семьей, 13% обсуждали пережитое с психологом, и почти четверть учителей никому не рассказывали о пережитой травле. Возможно, преподаватели редко обращаются за помощью к коллегам, потому что чаще всего администрации школ, зная о проблеме, ничего не предпринимают для того, чтобы ее решить, называя причиной проблемы непрофессионализм учителя.

Последствия буллинга


Травля в коллективе всегда имеет последствия. Жертва травли всегда ощущает её последствия. Они могут проявляться в виде психологических и физических проблем со здоровьем. Также, жертва травли может испытывать проблемы с социальной адаптацией в новых коллективах, с выстраиванием взаимоотношений с людьми, в целом с социумом в дальнейшей жизни. Однако последствия буллинга может испытать не только жертва: зачинщик травли, её наблюдатели, даже учебное заведение, где происходит травля могут ощутить последствия.

Последствия травли для жертвы

Люди, когда-либо подвергавшиеся травле, всегда испытывают те или иные последствия. У них встречаются проблемы с физическим и психологическим здоровьем. Самая распространенная проблема – стресс. Следствиями стресса становятся: головная боль, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, тревожность, депрессия.

Ниже представлена таблица[5], в которой показаны сравнительные значения проявления симптомов у детей, подвергающихся травле, со значениями у детей, не подвергающихся травле.

Симптомы Во сколько раз симптом встречается у детей подверженных буллингу чаще, чем у не подверженных.
Проблемы со сном В 3 раза чаще.
Головные боли В 2 раза чаще.
Проблемы с пищеварением В 2 раза чаще.
Чувство печали В 4 раза чаще.
Тревога В 3 раза чаще.
Умеренная депрессия В 3 раза чаще.
Тяжелая депрессия В 8 раз чаще.

Также, дети, подверженные буллингу более склонны к развитию психотических симптомов. Чем чаще и сильнее они подвергаются травле, тем сильнее у них развиваются психотические симптомы.

Психотические симптомы — группа кратковременных преходящих психозов (бред, галлюцинации, дезорганизация мыслительных процессов, расстройство настроения).

Также жертвы буллинга сильнее подвержены суицидальным настроениям. Психолог С.В. Кривцова в своей работе «Азбука буллинга» заявляет, что по данным опроса, проведенным ею и её коллегами из 1900 опрошенных школьников 149 учеников, были определены, как дети, имеющие высокий риск самоубийства. Все 149 детей, имеющие высокий риск самоубийства указали буллинг, как причину их эмоционального стресса.

Жертвы буллинга в дальнейшей жизни испытывают проблемы в социальной жизни. Уже во взрослом возрасте у бывших жертв травли наблюдается низкий уровень самооценки, они чаще страдают от депрессии, одиночества и тревожности. Также у них намного чаще проявляется антисоциальное поведение. Психологи в Дании обнаружили, что у мужчин, которые подвергались травле в детстве, гораздо чаще диагностировали депрессию в возрасте от 30 до 50 лет.

Таким образом, можно сделать вывод, что последствия буллинга для жертв долгосрочны и сильно влияют на дальнейшую жизнь человека, подвергавшегося травле.

Последствия травли для агрессоров

Норвежские психологи заявляют, что буллеры имеют более высокий уровень гиперактивности, поведенческих расстройств и более низкий уровень просоциального поведения.

Норвежский психолог Дан Ольвеус заявляет, что агрессоры чаще связываются с криминалом и имеют проблемы с законом: 60% буллеров мужского пола к 24 годам имеют одну судимость. 35-40% буллеров к 24 годам имеют уже две и более судимости. Таким образом, к 25-ти годам школьные хулиганы в три-четыре раза чаще имеют судимость, чем их сверстники, которые в детстве не являлись активными участниками травли.

Отдельно стоит уделить внимание агрессорам-жертвам. У агрессоров-жертв депрессия и тревожность проявляются чаще чем у обычных жертв травли. Также у них гораздо чаще диагностируют психоматические расстройства.

Психоматические расстройства — физические расстройства, причиной которых становятся психологические факторы. Реакция организма на психологический стресс.

Последствия травли для наблюдателей

Хоть свидетели травли и не принимают активного участия в процессе, они все равно испытывают различные чувства на фоне буллинга. Они могут испытывать страх, беспомощность. Также они могут испытывать чувство вины, так как они не воспрепятствовали травле. Все это ухудшает эмоциональное состояние наблюдателей травли и в целом способствует ухудшению атмосферы внутри коллектива.

Последствия травли для образовательного учреждения

Школы с высокими показателями буллинга имеют низкий уровень успеваемости: травля мешает детям концентрироваться на учёбе, вследствие чего ухудшается успеваемость. Школьник-агрессоры занимают много времени у учителей, которым приходится заниматься проблемами, вызванными их поведением. Дети, являющиеся жертвами травли или её свидетелями, чувствуют себя незащищёнными в школе. Вследствие этого школьники предпочитают пропускать уроки, что способствует снижению их успеваемости.

Скулшутинг, как последствие травли


Самым чудовищным возможным последствием травли для всех ее участников является скулшутинг.

Скулшутинг—применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений (главным образом к учащимся). Чаще всего орудием убийства становится огнестрельное и холодное оружие, реже взрывчатка.

Первый громкий случай проявления насилия в учебном заведении произошёл в 1927 году в городе Бат, штат Мичиган, США. Тогда фермер Эндрю Кихо подорвал школу самодельной бомбой. Погибли 44 человека из которых  38 дети. В последние 25 лет, такое явление, как скулшутинг стало происходить все чаще. Так, спустя 20 лет после массового убийства в школе «Колумбайн» в 1999 году вооруженное насилие в школах США затронуло более 240 тысяч человек.[6]

Массовое убийство в школе «Колумбайн» — инцидент произошедший в 1999 году, повлекший за собой смерть 15 учеников школы «Колумбайн» в штате Колорадо, США. 20 апреля двое учеников старшей школы Эрик Харрис и Дилан Клиболд устроили спланированное нападение на учеников и персонал школы «Колумбайн», жертвами которого стали 12 школьников и один учитель, ранения получили еще 23 человека.

Спустя примерно 50-60 минут с начала стрельбы, нападавшие застрелились в библиотеке школы. Одной из главных причин произошедшего называют травлю, которой Эрик Харрис и Дилан Клиболд подвергались со стороны других учеников школы. Эта трагедия спровоцировала огромный резонанс в обществе и СМИ.

В начале 2000-х годов стали появляться поклонники и фанаты Эрика и Дилана. Ими стали создаваться фанатские рисунки, комиксы, также появились форумы, на которых фанаты обсуждали «Колумбайн». Массовое убийство в «Колумбайне» сильно повлияло на американскую и мировую культуру.

Более того у нападавших было множество последователей. Социолог Ральф Ларкин в 2009 году написал, что Харрис и Клиболд заложили сценарий для последующих случаев стрельбы в школах. Ларкин изучил 12 крупных случаев стрельбы в школах США, произошедших в течение восьми лет после случая в школе «Колумбайн», и обнаружил, что в 8 из них «стрелки делали ясные отсылки к Харрису и Клиболду»[7].

Ниже представлена таблица, в которой показаны все громкие случаи скулшутинга в американских школах после «Колумбайна»:

Дата Проишествие Пострадавшие Мотивы
28.04.1999 14-ти летний Тодд Смит Кэмерон открыл стрельбу в коридоре старшей школы Майерса (Канада). 1 человек погиб, 1 человек получил ранение. Нападавший вдохновился стрельбой в «Колумбайне».
05.03.2001 15-ти летний Чарльз Эндрю Уильямс открыл стрельбу в старшей школе Сантаны (Калифорния, США). 2 человека погибло, 13 получили ранения. Травля в школе.
21.03.2005 16-ти летний Джеффри Уиз устроил массовое убийство в школе Ред-Лейка (Миннесота, США). За 9 минут нападавший успел убить 9 человек и еще 5 ранить. Травля в школе.
16.04.2007 Выпускник Виргинского политехнического университета Чо Сын Хи открыл стрельбу в общежитии и учебном корпусе университета. 33 человека погибло (включая стрелка), 25 человек получили ранения. Мотивы не выяснены.
14.12.2012 20-ти летний Адам Лэнза совершил нападение на начальную школу «Сэнди-Хук» 28 погибших, из которых 20 – дети   6-7 лет, 2 человека ранены. По словам бывших одноклассников Лэнзы, он был замкнутым, избегал общения с людьми. У Лэнзы был диагностирован синдром Аспергера. У людей с этим синдромом слабо развиты социальные способности. Истинные мотивы преступления неизвестны, так как преступник застрелился.
14.02.2018 Бывший ученик старшей школы «Марджори Стоунман Дуглас» Николас Круз открыл огонь по ученикам и персоналу школы. 17 человек погибло, 17 человек получили ранения. После задержания заявил, что пойти на массовое убийство ему приказал голос в голове.

Изучив причины всех вышеупомянутых случаев стрельбы в школе, можно сделать вывод, что практически в половине случаев травля в школе или слабая социализация человека становится одной из причин совершения ужасного преступления, из-за которого гибнут множество людей, чаще всего невинных.

В России за последнее десятилетие стрельба в школе стала частым явлением. Самым громким случаем скулшутинга является массовое убийство в Керченском политехническом колледже. 17 октября 2018 года 18-ти летний студент политехнического колледжа Владислав Росляков. Применив огнестрельное оружие и самодельную взрывчатку, он убил 21 человека, ещё 67 человек получили ранения.

Очевидно, что Росляков вдохновился событиями 1999 года в школе «Колумбайн». В день стрельбы он был практически в точности одет, как Эрик Харрис. Также, он, как и «колумбайновские стрелки» совершил самоубийство в библиотеке. Председатель СК России Бастрыкин выразил мнение, что причиной стрельбы мог стать психологический кризис, появившийся на фоне издевательств над Росляковым со стороны сверстников.[8]

Помимо трагедии в Керчи в 2018 году, в России за последние 10 лет происходили другие случаи вооруженного насилия в школах. Они представлены в таблице ниже:

Дата Проишествие Пострадавшие
03.02.2014 Ученик 10-го класса школы №263 (Москва) Сергей Гордеев, вооружённый карабином и винтовкой взял в заложники своих одноклассников. Этот случай стал первым случаем скулшутинга в России. Гордеев застрелил учителя географии и одного сотрудника полиции, ещё один сотрудник полиции получил ранение.
20.03.2015 В школе №64 г. Томска девятиклассник открыл огонь из пневматического пистолета. Травмы получили двое учеников восьмого класса.
11.02.2017 В школе №1 г. Нижнекамска 14-тилетний ученик выстрелил из пневматического пистолета в глаз соседу по парте. Раненному ребенку отказали в помощи в медпункте школы. Через шесть дней ребенок, раненный в глаз скончался в больнице.
05.09.2017 В школе №1 г. Ивантеевка девятиклассник выстрелил из пневматического ружья в учительницу, ударил её топором и взорвал самодельную взрывчатку. 4 человека получили ранения.
14.11.2019 Студент Амурского колледжа строительства и ЖКХ устроил стрельбу в здании учебного заведения из охотничьего ружья. Причиной стрельбы УМВД России по Амурской области назвал конфликт со сверстниками. Нападавший убил одного студента, и ранил ещё троих. Запершись в кабинете он застрелился.

Практическая часть. Паспорт проектной работы

1. Название проекта «Буллинг, как социальное явление в современной российской школе».
2. Руководитель проекта Исаева Сабина Гаджиюсуповна, учитель истории и обществознания.
3. Участники проекта Автор и руководитель.
4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Обществознание.
5. Гипотеза Школьники в недостаточной мере имеют представление о такой проблеме, как «буллинг», и как этой проблеме противостоять.
6. Автор проекта Андрущакевич Владислав Ростиславович
7. Харакетристика проекта: тип проекта по доминирующей деятельности Исследовательский
По предметно-содержательной области Монопредметный
По времени Долгосрочный
8. Цель проекта Выяснить причины возникновения травли в школах и                  разработать предложения пути решения этой проблемы.
Задачи проекта 1. Изучить понятие буллинга, его историю.
2. Изучить причины проявление буллинга в современной российской школе и его влияние на школьников.
3. Разработать пути решения проблемы.
9. Необходимое оборудование, ресурсы Компьютер, доступ в интернет, принтер, бумага.
10. Актуальность Тема буллинга в современных российских школах является особенно актуальной. В различных источниках процент детей подвергающихся буллингу в школах варьируется от 20 до 50. Специалисты Института образования ВШЭ провели исследование среди 1,5 тысячи старшеклассников и пришли к выводу, что 27,5% учеников российских школ сталкиваются с травлей. Но не только школьники сталкиваются с этим явлением.

Также подвергаются буллингу и учителя в школах. Работники проектно-учебной лаборатории образовательной и молодежной журналистики ВШЭ провели онлайн-опрос, который показал, что 70% учителей становились жертвами травли со стороны учеников. 6% из числа опрошенных заявили, что сталкиваются с травлей регулярно.

11. Продукты проектной деятельности Результаты анкетирования, информационный буклет
12. Форма представления индивидуального проекта. Участие в конкурсе проектных и исследовательских работ

В анкетировании приняли участие 19 учеников 11-х классов школы №21 города Нижневартовска. Среди опрошенных было 12 респондентов мужского пола и 7 респондентов женского пола.

На вопрос о комфортности нахождения в классном коллективе 89% ответили, что им комфортно находится в классе, 11% заявили, что им некомфортно в классе. 42% опрошенных признались, что они принимали активное участие в травле, 58% когда-либо были свидетелями буллинга. Интересно, что ни один из респондентов не заявил о том, что никогда не был ни участником, ни свидетелем травли.

Это говорит о том, что проблема буллинга повсеместна и когда-либо касалась каждого ученика. 8% респондентов участвовали в травле или были её свидетелями в возрасте от 7 до 9 лет. Возраст, в котором школьники подвергают сверстников травле чаще, чем другие, как выяснилось в ходе опроса, – от 10 до 13 лет.

58% опрошенных встречались с травлей именно в этом возрасте. 95% респондентов согласились с утверждением, что травля вредит обществу и человеку. На вопрос о том, знают ли опрошенные, что делать, если они подверглись буллингу, 79% респондентов ответили «нет». Всего лишь 21% опрошенных знает, что нужно делать в такой ситуации.

Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что все школьники так или иначе сталкивались с проблемой травли в школе и большинство из них не знают, что с этим делать. С целью познакомить учеников с мерами по противодействию травле мы разработали буклет с информацией на эту тему. Также в буклете содержится информация для родителей, чей ребенок может являться жертвой или агрессором.

Заключение

Изучив теоретический материал, мы узнали, что такое буллинг, узнали о его видах, причинах возникновения, о характерных признаках его участников. Также, мы изучили последствия травли, узнали что они могут затронуть не только жертву, но и остальных участников травли.

В практическое части проекта мы провели анкетирование учеников 11-х классов. В ходе опроса мы установили, что 100% опрошенных так или иначе встречались с травлей в школе, также мы установили, что всего лишь 21% из опрошенных знают, как противостоять травле. Проведённый нами опрос подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что школьники в недостаточной мере знают о такой проблеме, как «буллинг», и что нужно делать, чтобы эту проблему решить. С целью повысить уровень знаний в области противодействия буллингу, мы разработали информационный буклет, который содержит советы, которые помогут противостоять буллингу. Также, информация, представленная в буклете, поможет родителям, дети которых являются активными участниками травли.

Список используемой литературы

  1. ТАСС.
  2. Газета Коммерсантъ.
  3. Буллинг: что это такое, где встречается, как бороться.
  4. Буллинг детей в школе: предотвращение, профилактика и методы борьбы.
  5. Как в школах травят учителей, и почему об этом почти никто не говорит.
  6. С.В. Кривцова. Азбука буллинга.
  7. Малколм Гладуэлл. Как распространяется школьная стрельба. / М. Гладуэлл. – Журнал «The New Yorker» , 2015.

Приложение 1

Анкета. Буллинг, как социальное явление в современной российской школе

Уважаемый респондент, прошу вас ответить на анонимную анкету на тему “Проблема дискриминации этнических меньшинств среди школьников”.

Буллинг (от англ. bully – хулиган, драчун, насильник) – повторяющиеся акты различных видов насилия и издевательств, со стороны одного лица или группы лиц в отношении индивида, который не может себя защитить. Сознательно планируемое продолжающееся во времени физическое и (или) психологическое насилие, прекращение которого требует вмешательства третьих лиц.

Участники травли: агрессор, жертва, свидетель

Ваш пол:

1. Чувствуете ли вы себя комфортно в вашем классе?
А) Да
Б) Нет

2. Вы когда-либо принимали участие в травле?
А) Да
Б) Нет
В) Был свидетелем травли

3. В каком возрасте вы были участником/свидетелем травли? ( Можно выбрать несколько) (Если не принимали участие или не являлись свидетелем, то оставьте без ответа).
А) 7-9 лет
Б) 10-13 лет
В) 14-18 лет

4. Считаете ли вы, что травля вредит человеку, обществу?
А) Да
Б) Нет

5. Знаете ли вы, что нужно делать, если вы стали жертвой травли?
А) Знаю
Б) Не знаю

Приложение 2

буллинг 1

буллинг 2

буллинг 3

буллинг 4

буллинг 5

буллинг 6

буллинг 7

буллинг 8


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Вставитьjs: 
нет