Симметрия в архитектуре
Симметрия в пространстве – это красивое, гармоничное и уравновешенное пропорциональное соотношение частей или элементов различных форм предметов, организмов или объектов. В пространстве вокруг нас можно наблюдать очень много неживых предметов симметричной формы.
В человеческой жизни визуальный эффект играет очень важную роль, а проявляется он полностью именно в архитектуре. Большие структуры всегда производили впечатление, даже имелась такая тенденция, как «устрашить» созерцающего. Симметрия в архитектуре является неизбежным аспектом идеи достижения подобных целей.
Теперь то, что касается архитектурного пространства. Два понятия являются фундаментальными в описании «пустоты»: центр и путь. В архитектуре центр понимается, как точка, а путь – ось. Центр связан с одним важным местом в пределах большого архитектурного пространства, например, алтарь в церкви. Путь (ось) – это движение зрителя через пространство.
Оси симметрии – главное средство выражения архитектурного замысла. Более чем 1500-летняя история архитектуры показывает, что архитектурное пространство развивалось на протяжении веков с главным вниманием к симметрии. В Древнем Риме строгая осевая симметрия в архитектуре дала начало монументальным, статичным пространствам, отражающим ощущение равновесия, а не динамичности.
Типы симметрии в архитектуре
- Двусторонняя симметрия.
- Вращательная и отражательная симметрии.
- Цилиндрическая симметрия.
- Цилиндрическая симметрия.
- Симметрия подобия (винтовая).
Вращательная симметрия создает ощущение движения и ритма, акцентируясь на центральную точку архитектурного пространства.
Отражательная симметрия - создает эффект зеркала относительно центральной плоскости между объектами.
Цилиндрическая симметрия в архитектуре может быть найдена главным образом в башнях и колоннах.
Симметрия подобия в настоящее время привлекает большое внимание и хорошо известна, прежде всего, из-за идентификации с фракталами.
Спиральная или винтовая симметрия в архитектуре может считаться специальным видом симметрии подобия.
В большинстве зданий находится более чем один вид симметрии. К примеру, китайская пагода, в которой есть и цилиндрическая, и симметрия подобия.
Симметрия в искусстве и декоративных ремеслах преобладает на протяжении всей истории. Концепции симметрии применимы в дизайне объектов всех форм и размеров. Но в живописи (в двухмерной композиции) она относительно простая, выявление типов симметрии в трехмерных объектах сложнее, поскольку наше восприятие объекта изменяется, когда мы его рассматриваем с разных сторон.
В случае с архитектурой мы не только можем обойти объект со всех сторон, но и пройти сквозь него. Это означает, что архитектура предоставляет уникальную возможность не только видеть симметрию, но «испытать» её, благодаря тому, что она состоит из двух частей: «пустоты» и «твердости».
Руководитель проекта: Мальцева Людмила Федоровна
МБОУ "ВОК" СП Школа №1