Индивидуальный проект "Развитие навыков общения дошкольников"

Рейтинг: 1

Развитие навыков общения дошкольников
Тематика: 
Автор: 
Яковенко Виктория Анатольевна
Руководитель: 
Ашинова Саида Байзетовна
Учреждение: 
АНПОО «Кубанский институт профессионального образования»
Класс: 
11

Ученический творческий проект по русскому языку "Развитие навыков общения дошкольников" исследует значение понятия "развитие речи" и "коммуникативные навыки", рассматривает актуальность данного вопроса, а также определяет, насколько необходимой является работа по развитию коммуникативных навыков дошкольников.

Подробнее о проекте:


Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему "Развитие навыков общения дошкольников" дает теоретическое обоснование детской коммуникативной деятельности и содержит разработку  психолого-педагогических приемов развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Готовая исследовательская работа по русскому языку "Развитие навыков общения дошкольников" посвящена исследованию актуальности проблемы коммуникации между детьми. В проекте перечислены причины возникновения сложностей в общении у детей и предложены способы развития навыков общения у воспитанников детских садов.

Оглавление

Введение
1. Актуальность проблемы коммуникации между детьми.
2. Причины возникновения сложностей в общении.
3. Способы развития навыков общения.
Заключение    
Список использованных источников       

Введение


С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Актуальность. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей.

Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно «влезть в шкуру» обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Цель: теоретически обосновать, разработать психолого-педагогические приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Объект исследования: развитие навыков общения у дошкольников.

Предмет исследования: психолого-педагогические приемы развития навыков общения у дошкольников.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования.

Психолого-педагогические приемы развития навыков общения у дошкольников будут эффективны при условиях:

  • обеспечения расширения возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;
  • отработки навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми;
  • овладения навыками эффективного слушания;
  • активизации процесса самопознания и само актуализации личности ребенка;
  • расширения диапазона творческих способностей;
  • снятия коммуникативных барьеров общения.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: 

  1. Рассмотреть развитие коммуникативных навыков у дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
  2. Проанализировать особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте;
  3. На основе теоретического анализа определить формы и методы развития коммуникативных навыков у дошкольников;
  4. Разработать и  психолого-педагогические приемы развития коммуникативных навыков у дошкольников.

Методы исследования: теоритический анализ и изучение литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что изложен материал, позволяющий в психологическом и педагогическом плане содержательно проанализировать свойства ряда психолого-педагогических приемов, которые дают возможность рассматривать их в качестве методов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы коммуникации между детьми


Коммуникативная деятельность занимает важное место в социальном пространстве, в котором существует личность. Это выражается тем, что коммуникативные навыки – это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. К тому же, конструктивное общение считается показателем культуры современной личности в целом.  Значение сформированности навыков общения становится наиболее очевидным при обучении детей, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к повышению тревожности, нарушает процесс общения в целом.

Актуальность данной темы для исследования обусловлена с одной стороны очевидной значимостью общения в жизни как общества в целом, так и каждого индивида. С другой стороны бурное развитие психологических и педагогических наук породило многочисленные подходы к пониманию сущности, значения, механизмов, средств коммуникации, причин коммуникативных неудач и способов их предупреждения и преодоления. Необходим их всесторонний анализ и отбор наиболее современных, эффективных форм и методов развития коммуникативных навыков в дошкольном детстве.

Таким образом, можно обозначить ряд противоречий:

  • между потребностью общества в людях идеально владеющих навыками общения и недостаточной проработкой в теории и практике воспитательно-образовательной деятельности способов их развития; 
  • между имеющимися рекомендациями по развитию коммуникативных навыков дошкольников и недостаточным использованием возможностей для их развития;
  • между осознанием необходимости и возможности развития коммуникативных навыков у дошкольников и недостаточной разработанностью психолого-педагогических приемов их развития.

Причины возникновения сложностей в общении

Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности.

М.И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что «Общение – необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей» [4].

К проблеме детского неблагополучия в межличностных отношениях в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Я. Михайленко, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А. Маслов, А. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мэй и др.

В центре внимания исследований внутренние конфликты, приводящие к психологической изоляции от сверстников, к выпадению ребенка из совместной жизни и деятельности дошкольной группы. Поэтому своевременная диагностика и последующая коррекция детских взаимоотношений становится актуальной на современном этапе развития детского коллектива.

Но прежде чем начать работать над повышением «социального статуса» ребенка-дошкольника, необходимо понять, почему его сторонятся ровесники. Детские психологи выделяют у малышей несколько личностных качеств, которые способны затруднить их общение с другими детьми:

- эгоизм; в общении со сверстниками эгоистичный ребенок сталкивается с эффектом бумеранга: не получая от него поддержки, понимания и сопереживания, дети проявляют равнодушие и к его собственным чувствам;

- агрессивность; частые вспышки гнева и склонность к опасным, причиняющим боль играм способны отпугнуть даже самых доброжелательно настроенных ребят;

- обидчивость; привычка малыша постоянно выяснять отношения и пускать слезу по любому поводу приводит к тому, что сверстникам надоедает оправдываться и извиняться. «Обидчивый ребенок» рассчитывает на то, что все помчатся его утешать, но через некоторое время друзья перестают поддаваться на манипуляции;

- пассивность; отсутствие собственного мнения, прочной привязанности к друзьям не позволяют ребенку завоевать уважения сверстников. Кроме того, малыш не может самостоятельно придумать интересную игру, с трудом находит, чем занять себя в одиночестве;

- застенчивость; само по себе это качество не отталкивает сверстников. Однако, если ребенок настолько застенчив, что в коллективе чаще всего молчит, это может привести к серьезным проблемам.

Во многом общение и  поведение ребенка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растет. И главный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?»

В решении данного вопроса должны участвовать как семья, так и педагог малыша. Взрослые должны стать положительным примером для подражания:

  • необходимо стараться не показывать свои негативные эмоции по отношению к другим детям;
  • не вмешиваться в детские конфликты без крайней необходимости. Слишком активно защищая ребенка, вы мешаете ему научиться слушать и понимать противника;
  • поощрять любую инициативу ребенка в общении;
  • не одергивать своего ребенка при других детях;
  • учить ребенка определять чувства и намерения других людей по мимике;
  • наблюдать вместе с ребенком за другими детьми, обращать его внимание на последовательность событий, происходящих с объектом наблюдения;
  • не ограничивать в общении с ребенком простыми предложениями, вести долгий, развернутый диалог.

Таким образом, изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому, информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса. Когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития межличностных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции конфликтных отношений приобретает первостепенное значение.

Способы развития навыков общения


Выделяют три группы методов – наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности.

Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности.

Рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях.

Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приёмы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Методы и приёмы работы по развитию речи

  1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).
  2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний, например, после экскурсии).
  3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.
  4. Воображаемая ситуация.
  5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.
  6. Вопросы репродуктивные - простые начинаются со слов «какой», «что», «когда». Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.
  7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.
  8. Дидактические игры («Чей домик», «Чудесный мешочек», «Домино») – имеют несколько игровых правил или действий.
  9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.
  10. Дидактические упражнения – проще, чем дидактические игры имеют одно правило или действие (скажи наоборот).
  11. Замечание.
  12. Заучивания.
  13. Звукоподражания (при освоении звуков).
  14. Имитация действия, движения (на физминутках).
  15. Инсценировки.
  16. Исправление.
  17. Интонационное выделение слова.
  18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)
  19. Конструирование (букв и др.).
  20. Моделирование (структуры текста, строения слова).
  21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)
  22. Наблюдение.
  23. Напоминание.
  24. Образец правильного произношения.
  25. Образная физкультурная пауза.
  26. Чтение.
  27. Объяснение (например, правил поведения, игры).
  28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.
  29. Оценка (мотивированная).
  30. Пересказ.
  31. Повторы индивидуальные ребенком.
  32. Повторы хоровые.
  33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)
  34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)
  35. Подсказ (начала слова).
  36. Показ артикуляционных движений.
  37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).
  38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).
  39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.
  40. Рассказ (о чем либо, об авторе, явлении природы и др.).
  41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.
  42. Речевой образец.
  43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».
  44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.
  45. Ролевые игры.
  46. Совет.
  47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.
  48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.
  49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.
  50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

Коммуникативные игры


Вежливые слова.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: «Твой выходной день», «Экскурсия в зоопарк», «День рождения друга», «В цирке» и др.). Один из участников пресс-конференции «гость» (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Заключение

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Способность к общению (можно сказать больше: к речевому общению) у человека врожденная. Но она должна быть развита соответствующим воспитанием.

На протяжении всего дошкольного детства, а также особо в старшем дошкольном возрасте, воспитателям и родителям следует учить ребенка правильно общаться и преодолевать коммуникативные барьеры и трудности.

Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.

Приобретая навыки общения в процессе игры, дети формируют у себя нравственные качества: сопереживание, дружба, внимательность, забота и другие. Коммуникативные игры в воспитании и развитии дошкольника имеют колоссальное значение. Систематическое проведение игр на общении у детей старшего дошкольного возраста дает положительные результаты. В группе возрастает атмосфера дружбы, взаимопонимания и спокойствия детей. Многие дети учатся налаживать отношения и решать конфликты мирным способом, а также правильно выражать свои негативные чувства.

Проведение игр на общение способствует развитию коммуникативных навыков (вербальные и невербальные), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе, а также способствует всестороннему гармоничному развитию личности детей дошкольного возраста.

Для написания данной работы были использованы ресурсы Сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: