Проект "Мебель из вторсырья"

Тематика: 
Автор: 
Швецов Яков
Руководитель: 
Швецова Мария Геннадьевна
Учреждение: 
МКОУ «Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г. Яранска Кировской области»
Класс: 
6

Автор готового творческого проекта по технологии на тему "Мебель из вторсырья" ставит целью работы спроектировать и изготовить этажерку из бумажного вторсырья. В работе рассмотрены справочные данные о загрязнении экологии и популяризации вторичного использования бумажных изделий.

Подробнее о проекте:


В ученической творческой работе по технологии на тему "Мебель из вторсырья" учащийся 6 класса школы изучает историю бумаги, выясняет, какие виды вторичного сырья существуют и какими свойствами обладает бумажное вторсырье. Школьник также рассматривает идеи повторного использования картонных коробок, и останавливает свой выбор на изготовлении этажерки.

В индивидуальном творческом проекте по технологии представлена технологическая карта изготовления этажерки из картонных коробок. Автор подробно описал выбор клеящего состава и процесс работы над будущим изделием, а также перечислил правила техники безопасности при проведении данных работ. С результатом творческого проекта можно ознакомиться в приложении.

Оглавление

Введение
1. Обзор источников и литературы.
2. Исследовательский этап.
3. Историческая справка.
4. Свойства бумажного вторсырья.
5. Выбор клеящего состава.
6. Конструкторский этап.
6.1 Разработка идей.
6.2 Оборудование, приспособления, инструменты.
7. Технологический этап.
7.1 Последовательность изготовления изделия.
7.2 Техника безопасности.
8. Заключительный этап.
8.1 Самооценка.
8.2 Экологическое обоснование.
Приложения

Введение


В школе действует экологический проект «Разделяй вместе с нами». Ученики участвуют в акции по сдаче вторсырья: макулатуры, пластика, стекла. Это делается для того, чтобы свалки в наших городах не росли. Для экономии природных ресурсов и сокращения затрат на переработку  вновь добытого сырья. Известно много проектов, где ученики придумывали вещи из вторсырья, это чаще всего украшения или игрушки, а мне хочется сделать что-нибудь полезное

Виды вторсырья и способы их использования. В качестве сырья для вторичного использования чаще всего собирают макулатуру, пластиковые бутылки, стеклянные бутылки и цветные металлы.

Рассмотрев примеры использования вторичного сырья, я считаю самыми интересными и доступными для обработки материалами бумагу и пластиковые бутылки.

Реальная ситуация. Одним из моих обязанностей дома – поддерживать порядок в детской комнате. Но после каждого праздника количество игрушек у сестры растет, и мои увлечения занимают новые территории. Поэтому, если нам срочно нужно что-то найти мы зовём маму. Проблемы начинаются, когда мама просит прибраться.

Желаемая ситуация. Вещи, книги, принадлежности и игрушки на своих местах. Альбомы, бумага, тетради – в органайзере (Прил.2 фото 1 ). Книги на полках (Прил.2 фото 2).  Игрушки на этажерке (Прил.2 фото 3).

На этажерке можно разместить много детских вещей – это замечательная идея. Мама на Новый год делала сестрёнке кукольный домик из картонных коробок. (Прил. 2 фото 4) Я считаю, что это отличный строительный материал.

Объект исследования – вторсырьё: бумага, газеты, картонные коробки

Предмет исследования – этажерка из вторсырья.

Цель: Спроектировать и изготовить этажерку из бумажного вторсырья.

Задачи:

  1. Изучить виды и свойства бумажного вторсырья
  2. Рассмотреть особенности обработки и сборки этажерки
  3. Способы оформления
  4. Изготовить поделку
  5. Оценить готовое изделие

Методы исследования: теоретические, эмпирические

Ограничения и требования:

  • Мне 8 лет. Я умею читать, писать, наблюдать. Вырезаю ножницами, умею склеивать, пользоваться линейкой, экспериментировать.
  • Материал вторсырьё: картонные коробки, газеты
  • Для изготовления поделки понадобиться помощь родителей
  • Изделие должно быть красивым и практичным
  • Проект краткосрочный

Обзор источников и литературы:

Из Интернет-ресурсов я узнал о широких возможностях применения вторсырья и нашел много творческих идей.

Чтобы познакомиться с историей изобретения бумаги, я изучил статьи Большой энциклопедии открытий и изобретений (Прил. 3, фото 1)

От папы Швецова Николая Павловича я узнал о том, какие инструменты как применять при изготовлении мебели.

Мастер народных промыслов Симонова Ирина Николаевна (Прилож.3,  фото 2) поделилась опытом работы с гофрокартоном.

Исследовательский этап

Цель: узнать, что такое бумага, что можно называть бумажным вторичным сырьём и какие возможности дает их использование.

Историческая справка


Бумага - очень древнее изобретение. Её знали в Древнем Китае. Отцом бумаги считают китайца Пай Луня, который придумал бумагу в 105 году новой эры. Делали её тогда так: клочки шелковой ваты, тряпье, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, взбалтывали, пока не получалась однородная, водянистая кашеобразная масса, которую черпали бамбуковой сеткой. Осадок, оставшийся лежать ровным слоем на сетке, просушивали. Этот принцип работает и сегодня, изменились только средства производства, масштабы, скорости и сырье (Прил.3  рис. 1).

В России бумага появилась в XIV веке. До этого времени писали на пергаменте.

Бумага - это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон (древесная целлюлоза, древесная масса, волокна хлопка, льна, макулатурная масса и некоторые другие вспомогательные добавки).

Получается, что бумагу делали из вторичного сырья. Мне знакома подобная техника «папье-маше», когда из кусочков бумаги и клея изготавливают прочный материал, которому можно придать любую форму. 

Папье́-маше́ (фр. papiermâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи... /Википедия/

Историческая справка. В переводе с французского данное название переводится как «жеваная бумага». Впервые применять этот состав начали еще в 16 веке во Франции. Уже тогда куклы из бумажной массы стали невероятно популярными. В России папье-маше появилось только при Петре I, а его промышленное использование началось в начале 19 века. Из папье-маше изготавливается огромное количество изделий. Благодаря составу они получаются особенно легкими, но прочными.

К Новому году мы делали поделку «Символ года – солнечного пса».

При сдаче бумажного вторсырья чаще всего встречаются:

  1. Бумага (для принтера, тетради) – плотная, упругая, плохо пропитывается клеем, можно использовать как наполнитель.
  2. Газеты - хорошо подходит для папье – маше и  газетной лозы
  3. Журналы – они пёстрые и гладкие, их можно использовать для оформления
  4. Книги старые – мало для чего подходят
  5. Картонные коробки – можно получить любой объект

Свойства бумажного вторсырья

В  качестве основного материала для изделия послужит коробочный картон, в качестве дополнительных материалов – газеты, журналы. Для будущего изделия дедушка принёс мне семь коробок. Размер 29*29*63 см.

Справочный материал. Гофрокартон – это материал, для производства которого используют бумагу и картон. Стоит заметить, что эти ресурсы берут исключительно из макулатуры, чем самым проявляя заботу об окружающей среде. Единственный недостаток гофрокартона – низкий уровень влагостойкости.

Изготовление гофрокартона производится из переработанной макулатуры, поэтому себестоимость материала сравнительно низкая. Особая структура позволяет отлично амортизировать, что обеспечивает сохранность товару даже после удара. Кроме этого, такому материалу можно придать любую форму (Прил. 5, фото 1). Для этого не нужно применять сложные дорогостоящие технологии: коробки даже самой замысловатой конструкции собираются из одного или нескольких листов (скрепляются между собой с помощью скоб или клейкой ленты).

Картон обладает необходимыми свойствами:

Толщина – 3-хслойный, около 4 мм. Трехслойный гофрокартон представляет собой два лайнера и флютинг, проложенный между ними. Маркируется буквой «Т». Отличается хорошей жесткостью и прочностью, часто используется для изготовления упаковочных коробок.

Эксперименты показали:

Упругость – можно сломать руками вдоль «гофре», нужно усилить упругость. Добавить слои картона.

Сгибаемость- картон  можно согнуть вдоль и поперёк  (Прил.5, фото 2) пригодиться при изготовлении

Размер - на полках должны помещаться альбомы, книги размером 22*29 – картонные коробки подходят по размеру

Картон можно склеить. При использовании клея ПВА картон коробит. Клестер и обойный клей долго сохнут и картон тоже деформируется от влаги, детали необходимо закреплять. Нужно выбрать другой клей.

Цвет не подходит для мебели, но картон и бумагу можно раскрасить или обклеить

Влагостойкость –низкая. При намокании деформируется.

Такие свойства картонной коробки как размер, сгибаемость, упругость, возможность склеить – полезные, пригодятся при работе. Но толщина картонной каробки для мебели не достаточна. Цвет картона не подходит для этажерки, так она не будет похожа на настоящую мебель. И ещё гафрокартон боится влаги, при высыхании теряется прочность и портится внешний вид. С недостатками нужно поработать.

Вывод: Я узнал, что бумага – древнее изобретение, в основе – вторичное сырьё. Поэтому бумажное сырьё можно использовать неоднократно, вновь отправляя на переработку. Бумажное сырьё даёт широкие возможности для творчества.

Выбор клеящего состава


Цель: Опытным путем определить клеящий состав.

Наименование клея Преимущества Недостатки Мой выбор
1 Акриловый клей Применяют для работы с тонкой бумагой, Через некоторое время они желтеют, деформируют картон _______
2 Клейстер Можно получить в домашних условиях с наименьшими материальными затратами Содержат много воды, долго склеивает картон,  деформирует поверхность _______
3 Клей-спрей. Время схватывания — всего несколько секунд Следы от клея на материале не остаются, что позволяет многократно переклеивать детали. Равномерное распыление обеспечивает экономный расход клея, одного баллончика хватает надолго. Работать с клеем–спреем можно только в проветриваемом помещении при плюсовой температуре. В детской нельзя использовать этот клей. ________
4 Столярный клей. Превосходным вариантом для склейки бумажных и деревянных изделий принято считать столярный клей, слой клея тонкий, прочный , эластичный при высыхании, исключает сползание деталей Мало клея в упаковке +
5 Титан Универсальный клей.  Приклеивает бумагу и др. материалы к любой поверхности. Схватывается за 5 мин. Применять в помещении с вентиляцией. +
6 Жидкие гвозды Время схватывания 10 мин. Работает только с помощью пистолета. Без папиной помощи не обойтись _______

Вывод: Мой выбор клей «Титан» - достаточно долго схватывается, за это время можно поправить и проверить правильность склейки. Столярный клей подойдет для отделочных работ, где будет важна точность и аккуратность.

Конструкторский этап

Мне очень нравится работать с картонными коробками. Из коробок у меня были гаражи для машин, рыцарские доспехи и оружие. Из этого материала можно сделать много полезных для меня и моей семьи вещей.

Разработка изделия:

  • Чтобы определить размеры будущего изделия нужно учесть следующие условия: высоту этажерки,  ширину этажерки.
  • Выбрать количество модулей и их расположение (модель)

Первоначальные идеи

1. Этажерка «лесенка» (Прил. 6, рис.1)

+ удобно для размещения игрушек

- из-за размера коробки 29*29 не войдут большие книги

- высота выше рабочего стола

2.  Этажерка №2 (Прил. 6, рис.2)

+ просто изготовить

- скучно

3. Этажерка №3 (Прил. 6, рис.3)

+ необычное расположение модулей

+ есть полочка для игрушек, ниша для больших книг

+ продлевает рабочую поверхность стола

4. Этажерка №4 (Прил. 6, рис.4)

+ вместительная, может заменить целый шкаф

- трудоемкая

Вывод:

  • Мой выбор этажерка №3
  • Высота стола 75 см, длина стены от стола до двери 150 см
  • Схема этажерки с размерами

Выбор оформления

1. Фон обклеить обоями, цветной бумагой (Прил.9, фото 1).

+ Красиво, необычно

-  но бумажные клеи коробят картон.

2. Фон обклеить клеевой плёнкой (Прил.9, фото 2)

+ Будет похоже на настоящую мебель.

+ можно протирать пыль влажной салфеткой

+ Спрячет стыки деталей

- без помощи родителей не обойтись

3. Фон покрасить (Прил.9, фото 3).

+ Можно проявить фантазию, справлюсь сам

-  Этажерка получиться не маленькая – нужно много краски

- Краска не спрячет мелкие дефекты срезов картона.

4. Применить декор аппликация кусочками дисков (Прил. 9, фото 4).

+ Нарядно

- Но много трудоемкой работы.

5. Применить декор аппликация трубочками из журналов (Прил.9, фото 5).

+ Интересная идея.

+ Много заготовок уже есть

- Трудно, кропотливая работа

Вывод: Мой выбор оформить изделие клеевой плёнкой, чтобы зтажерка ничем не отличалась от настоящей мебели.

Выбор варианта сборки


1вариант.

Склеить модули вместе элементарно, но будет видно, что это не настоящая мебель.

2 вариант.

Нужно увеличить толщину. Как сделать гофрокартон самостоятельно?

Справочный материал. Сделать гофрокартон своими руками несложно. Для этого понадобится взять картон разной толщины, ножницы, линейку и клей. Из тонкого листа делаем гармошку, то есть, сгибаем бумагу в виде веера. Для того чтобы ребра были немного шире, можно прокладывать между ними небольшую планку.

Важно, чтобы расстояние между сгибами было максимально одинаковым. После этого аккуратно сначала приклеиваем одну сторону ребер к плотному картону. После этого ждем, пока высохнет клей. Выждав это время, можно приступать ко второй стороне. По этому принципу делается гофрокартон с разным количеством слоев (Прил.8, фото1).

Изготовить прослойку (Прил.8, фото 2,3) Эксперимент показал, что изготавливать такую прослойку не сложно. Достаточно только нарезать полоски заданной величины. Затем сделать из них гармошку, но при приклеивании детали сгибались и лежали не по заданной линии, что затрудняло их приклеивание. Необходим другой способ.

3 вариант.

Изготовить прослойку в виде решётки (Прил.8, фото 4,5). Эксперимент показал, что изготовление планок для решётки дело хлопотное: нарезать полоски определённой величины, выполнить разметку на заданном расстоянии и вырезать пазы. Но сборка решётки не сложная, приклеивать можно сразу не дожидаясь схватывания клея, для надёжности положить груз.

Необходимые  материалы, инструменты и приспособления:

  • Коробки из гофрокартона 28*28*63 (упаковка от 5- литровых бутылок)
  • Листы гофрокартона 60*130 (упаковка от холодильника)
  • Клей «Титан» - 1л
  • Скотч малярный
  • Металлическая линейка
  • Канцелярский нож
  • Ножницы
  • Груз (книги, гантели)
  • Распорки (подойдёт детский конструктор «лего»)

Вывод: Мой выбор вариант №3, так как место склейки наметить, а при склеивании придавить грузом и не держать меньше временных затрат.

Технологический этап

1. Заготовить из коробок модули разной величины:

  • 3 коробки разметить и отрезать  кубы  28*28*28 см
  • У 2 коробок вырезать боковую стенку 28*63*28 см

2. Из обрезков коробок нарезать полоски  (для утолщения):

  • 30 полосок продольных  размером 63*3 см
  • 76 полосок поперечных размером 26*3 см
  • Выполнить пазы через 6 см:

3. Собрать решётки  (Прил.10 фото.3):

4. Сборка 1 яруса этажерки

  • Обклеить по бокам большой модуль. Высушить
  • Приклеить слева малый модуль. Высушить
  • Наклеить сверху и снизу укрепляющую обрешётку:

5. Сборка 2 яруса этажерки. Собрать подобным образом, только малый модуль приклеить справа:

6. К нижнему ярусу этажерки добавить ещё один малый модуль справа.

Закончить обрешётку по контуру всей этажерки (Прил.10 фото 6.).

7. Раскроить из картона 2 детали закруглённой полки

  • Склеить детали полки вместе с прослойкой обрешётки
  • Приклеить справа на второй ярус этажерки:

8. Выполнить заготовку столбика  из двухслойного картона (размер листа 35*35):

9. Замерить ширину и длину деталей верхнего слоя этажерки.

Раскроить детали из больших листов картона

  • 130*30 – 1 деталь (верх)
  • 68*30 – 1 деталь (левая стенка)
  • 36*30 – 3 детали (правый край)
  • Приклеить детали верхнего слоя:

10. Определить размер ножек этажерки (Прил.10 фото 9.)

11.  Изготовить ножки из расслоеного картона. Раскроить 8 деталей 25*6.5 см.

Намазать клеем, скрутить в трубочки (Прил.10 фото10).

12. Замерить длину и ширину деталей фасада. Раскроить. Приклеить фасадные планки. Заклеить стыки и неровности малярным скотчем (Прил.10 фото 11.):

13.  Покрыть поверхности этажерки клеевой плёнкой (Прил.10 фото 12.):

Техника безопасности.

  • При работе с ножницами
  • Канцелярским ножом можно резать только по железной линейке, по направлению от себя
  • С клеем работать в проветриваемом помещении.
  • Аккуратно пользоваться распорками и грузами.

Самооценка


Я достиг поставленной цели. У моих книг, принадлежностей и игрушек появились свои места, наводить порядок стало проще. Благодаря акции «Разделяй с нами», я узнал, как важно собирать и сдавать вторсырьё в переработку. Это бережёт природные ресурсы и сокращает затраты на переработку вновь добытого сырья. Использование материалов вторсырья может существенно сэкономить и семейный бюджет. Как много полезных и красивых вещей можно сделать для быта из уже ненужных материалов.

Мне очень нравиться мастерить из картонных коробок как из конструктора, этот материал прост в обработке. Раньше просто склеивал скотчем, а в этот раз использовал клей. Я очень доволен проделанной работой, потому что первый раз делал такое БОЛЬШОЕ изделие. Дальше хочу попробовать сделать кресло из гофрокартона.

Работа проделана большая и, конечно, я не справился бы без помощи родителей. Сложнее всего было РОВНО резать канцелярским ножом – нужен опыт и сноровка. Зато клеить мне понравилось – это быстро и надежно.

Приемы работы с расслоенным гофрокартоном я увидел в художественной школе. Там из полосок картона скручивали детали, и я придумал сделать подпорку для полочки, скрутив лист картона в трубочку.

Работа очень понравилась моей бабушке, она сделала нам заказ. А моя сестренка, не дожидаясь конца работы, устроила на этажерке многоэтажку.

Экологическое обоснование

Гофрокартон – это материал, для производства которого используют бумагу и картон. Эти ресурсы берут исключительно из макулатуры, чем самым проявляя заботу об окружающей среде. При изготовлении этажерки использованы был использован клей, он содержит растворители, поэтому работать надо в проветриваемом помещении, после высыхания клей безвреден.

При работе использовано общее освещение. Ручной труд. Если этажерка будет не нужна в детской комнате, её можно использовать в прихожей для обуви. Отходы производства – остатки картона, можно растопить печь или сдать в макулатуру. Когда этажерка будет не пригодна к использованию, её можно сдать в переработку и из неё сделают новый картон.

Источники информации

  • Большая энциклопедия открытий и изобретений
  • Интернет-ресурсы.

Приложение 1

мебель из вторсырья 1

мебель из вторсырья 2

мебель из вторсырья 3

мебель из вторсырья 4 мебель из вторсырья 5
мебель из вторсырья 6 мебель из вторсырья 7
мебель из вторсырья 8 мебель из вторсырья 9
мебель из вторсырья 10 мебель из вторсырья 11
мебель из вторсырья 12 мебель из вторсырья 13


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: