Проект "Экология и здоровье человека"

Тематика: 
Автор: 
Голобокова Анна
Руководитель: 
Самохваловой Вере Ивановне
Учреждение: 
МБОУ "Гимназия имени Подольских курсантов" г. Подольск
Класс: 
9

Данная исследовательская работа по биологии и физике на тему «Экология и здоровье человека» посвящена исследованию взаимосвязи экологии и человека. В работе дано определение понятий "окружающая среда" и "здоровье человека", приводится краткая характеристика видов загрязнения экологии.

Подробнее о проекте:


В процессе исследовательской работы по биологии и физике «Экология и здоровье человека» проведена оценка основных факторов, негативно влияющих на окружающую среду и здоровье людей. Автор дает определение и проводит анализ особенностей химических и биологических загрязнений окружающей среды и их воздействия на здоровье человека.

В работе рассматривается взаимосвязь рациона питания и качества употребляемой пищи со здоровьем человека и его самочувствием. Учащаяся провела практическое исследование и установила процентное соотношение заболевших учащихся за сентябрь-октябрь 2020, определила причины, повлиявшие на это и предложила рекомендации, соблюдение которых позволит снизить влияние экологии на наше здоровье.

Оглавление

Введение
1. Что такое здоровье человека и окружающая среда?
2.  Химические загрязнения среды и здоровья человека.
3.  Биологические загрязнения и болезни человека.
4. Питание и здоровье человека.
Заключение
Лтература

Введение


Темой нашей исследовательской работы является одна из наиболее актуальных на сегодняшний день проблем человечества – это здоровье человека в окружающей среде. В современном мире здоровье человека зависит от множества различных факторов, даже сам человек может влиять на свое здоровье, как положительно, так и отрицательно. Известно, что здоровье человека так же зависит от социально-экономических, психологических, производственно-бытовых, экологических и многих других факторов, т.е. от условий труда, жизни и быта населения. Все эти факторы взаимосвязаны и имеют большое значение для поддержания здоровья населения всей страны и мира в целом.

Целью: работы является исследование влияния воздействия факторов окружающей среды на организм человека и на его здоровье, изучение эффективности мер профилактики заболеваний и поддержания иммунитета, а так же исследование подверженности учащихся к различным простудным заболеваниям.

Задачи:

  1. Рассмотреть конкретные факторы экологии человека
  2. Показать связь экологии человека и его здоровья
  3. Выявить процентное соотношение заболевших учащихся за сентябрь-октябрь 2020
  4. Подвести итог исходя из полученных данных
  5. Провести анкетирование среди учащихся
  6. Проанализировать результаты анкетирования
  7. Сделать выводы исходя из проведенного анкетирования
  8. Подвести итоги исследовательской работы и написать заключение

Актуальность исследовательской работы заключается в сохранении населением планеты своего здоровья, в ведении правильного образа жизни без вреда окружающей среде, а так же укреплению своего иммунитет.

Что такое здоровье человека и окружающая среда?

Здоровье — состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Человек на протяжении своего существования стремился не приспособится к окружающей среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь всё человечество осознало, что любая деятельность оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение её состояния опасно для всех живых существ, в том числе и для человека.

В жизни употребляются множество различных, в зависимости от подхода понятий, как здоровье человека, здоровье семьи, здоровье народа и не малую роль среди этих понятий занимает здоровье школьника. Под окружающей средой человека мы понимаем изучение проблем взаимоотношения человека с окружающей средой.

Другими словами, мы имеем дело с проблемой здоровья, здорового образа жизни человека и факторами среды обитания. Основным принципом экологии человека в данном случае является комплексный подход. В преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) указано: "Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов".

Мы понимаем, что состояние здоровья формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных факторов (наследственность, конституция, пол, возраст). Наиболее полно характеристика понятия здоровья дана и в определении одного из основоположников науки о здоровье Виктора Порфирьевича Петленко: "Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способное реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей".

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если работают все органы и системы слаженно, без перебоев, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга и всей нервной системы, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется моральными принципами социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Крепкое здоровье человека способствует успешности занятий любым видом деятельности, в том числе и умственной. Специальные исследования показали, что основной причиной низкой успеваемости у 85% учащихся является слабое здоровье. От общего состояния здоровья и функциональных возможностей человека во многом зависит память, внимание, усидчивость и результативность умственной деятельности, а также физическое развитие

Каковы же истинные причины ухудшения здоровья?

Негативные факторы окружающей среды:

  • Загрязнение атмосферы и воды,
  • физическое загрязнение (шумовое, электромагнитное, тепловое, радиационное, видео загрязнение),
  • загрязнение поверхности почвы бытовыми и промышленными отходами являются неблагоприятными для человечества факторами окружающей среды.

Химические загрязнения среды и здоровье человека


В настоящее время хозяйственная деятельность человека все чаще становится основным источником загрязнения биосферы. В природную среду в больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы. Различные химические вещества попадают в почву, воздух или воду и в конце концов переходят в организм человека.

Вещества, загрязняющие природную среду, очень разнообразны. В зависимости от своей природы, концентрации, времени действия на организм человека они могут вызвать различные неблагоприятные последствия. Кратковременное воздействие небольших концентраций таких веществ может вызвать головокружение, тошноту, першение в горле, кашель.

Попадание в организм человека больших концентраций токсических веществ может привести к потере сознания, острому отравлению и даже смерти. Примером подобного действия могут являться смоки - смесь дыма, тумана, образующиеся в крупных городах в безветренную погоду, или аварийные выбросы токсичных веществ промышленными предприятиями в атмосферу.

Техника созданная человеком тоже влияет на здоровье самого человека: ракеты, самолёты, заводы, теплоэлектростанции,машины и т. д

Основная доля загрязнения окружающей среды автотранспортом приходится на выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания. Пары бензина, углеводороды,окись азота и другие опасные вещества, которые осаждаются на почву.

Так же в отрасли электроэнергетика самым мощным источниками химического загрязнения признаны теплоэлектростанции. Процесс загрязнения связан со сжиганием топлива. Впоследсвии эти загрязнения оказываются на почве,в водах,осаждаясь или выпадая с атмосферными осадками.

Более всего химическому загрязнению подвержены крупные города.

Биологические загрязнения и болезни человека

Кроме химических загрязнителей, в природной среде встречаются и биологические, вызывающие у человека различные заболевания. Они могут находиться в атмосфере, воде, почве, в теле других живых организмов, в том числе и в самом человеке.

Наиболее опасны возбудители инфекционных заболеваний. Они имеют различную устойчивость в окружающей среде. Они способны жить вне организма человека всего несколько часов; находясь в воздухе, в воде, на разных предметах.

Часто источником инфекции является почва. В организм человека эти инфекции могут попасть при повреждении кожных покровов, с немытыми продуктами питания, при нарушении правил гигиены.

Болезнетворные микроорганизмы могут проникнуть в грунтовые воды и стать причиной инфекционных болезней человека. Поэтому воду из артезианских скважин, колодцев, родников необходимо перед питьем кипятить.

Особенно загрязненными бывают открытые источники воды: реки, озера, пруды. Известны многочисленные случаи, когда загрязненные источники воды стали причиной эпидемий холеры, брюшного тифа, дизентерии.Одно из самых опасных для воды веществ — это радиоктивные частицы.Разливы нефти перекрывают доступ кислорода и света также,как и тяжёлые частицы,однако покрывают огромные площади.Все видели кадры,как на берег выбрасывает тела птиц и рыб,которые попали в такие нефтяные лужи и либо задыхались либо оставались обездвиженным из-за того,что оседающая на крыльях нефть не давала птицам возможности взлететь,а самостоятельно очистится от неё они не могли.

При воздушно-капельной инфекции заражение происходит через дыхательные пути при вдыхании воздуха, содержащего болезнетворные микроорганизмы.

К таким болезням относится грипп, коклюш, свинка, дифтерия, корь и другие.

Питание и здоровье человека


Экология питания — это разумный,здровый подход к выбору и потреблению продуктов.Каждый из нас знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. Что люди должны заботиться о том,насколько качественную и полноценную пищу потребляем.Ведь от экологии питания напрямую зависит наше здоровье и продолжительность жизни.

Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку.

Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли. 

Нужно отдавать предпочтения натуральным продуктам,выращенныма в экологически чистых условиях.Покупая продукты питания в торговой сети,интересуйтесь сроками годности продуктов,а так же химическим составом.Помните,что калорийность пищи должна быть пропорциональна энергии,которую тратит человек.

Прислушайтесь к своему организму и научитесь отличать голод от аппетита.Дневной рацион должен быть сбалансированным по содержанию всех необходимых организму питательных веществ.

Соблюдайте режим.Классическая система питания считает оптимальным четырехразовое питание,с интервалами в 4 часа.

Не собирайте ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог,свалок и промышленных предприятий.Не ешьте рыбу,выловленную в загрязнёной реке.

Нужно бережно относиться к своему организму и выборе питательных веществ,в настоящие время мы употребляем много продуктов чья экология нарушена,и на переработку которых наш организм тратит слишком много времени,при этом иногда не получая нужных калорий,необходимых для своего организма.

Заключение

Главнейшие принципы экологии- с одной стороны системный подход, объединяющий организмы со средой обитания, с другой стороны функциональная интеграция, разбивающая систему на уровни организации жизни.Однако,мы до сих пор не осознаём важности и глобальности той проблемы,которая стоит перед человечеством относительно защиты экологии.

Во всём мире люди стремятся к максимальному уменьшению грязной среды.Так же и Российская Федерации принято,к примеру,уголовный кодекс,одна из глав которого посвящена установлению наказания за экологическое преступление.Конечно не все пути к данной проблеме решены и нам стоит самостоятельно с ней бороться,поддерживать природный баланс,в котором человек способен нормально существовать.

Для написания данной работы были использованы ресурсы сети Интернет.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: