Проект "Русская пунктуация как социальное явление и её назначение"
Ученический творческий проект по литературному чтению "Русская пунктуация как социальное явление и её назначение" был создан учащейся с целью провести анализ роли пунктуации в русском языке и определить ее назначение в межличностном общении.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему "Русская пунктуация как социальное явление и её назначение" содержит справочную информацию об истории появления пунктуации. Автор подробно останавливается на описании принципов русской пунктуации и ее
отличия от других языков. В проекте описана история и развитие пунктуационной системы русского языка, ее современное состояние.
В готовом проекте по русскому языку "Русская пунктуация как социальное явление и её назначение" описываются основные функции знаков препинания, которые в свою очередь ученица классифицирует по видам и особенностям употребления в письменной речи. Особое внимание в работе уделено изучению авторского употребления знаков препинания.
Оглавление
Введение
1. История возникновения пунктуации.
2. Принципы русской пунктуации.
3. Функции и виды знаков препинания.
4. Авторское употребление знаков препинания.
Заключение
Список использованных источников
Введение
Пунктуационная система - это собрание правил расстановки знаков препинания.
Насколько же сложны эти правила? А необходима ли пунктуация современному обществу? Какие изменения претерпела пунктуация в точение нескольких веков?
История возникновения пунктуации
В начале своего развития русская пунктуационная система была идентична греческой. Основным знаком препинания, в то время, была точка. Изначально точки ставились случайным образом, а тексты длительное время писались без разделения на слова и предложения.
Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или же их сочетание в различных вариациях. Каких-либо правил на начальном этапе развития русской пунктуации просто не существовало. Расстановка знаков препинания зависела от содержания текста, точками выделялись смысловые части. Помимо точек, в древних русских текстах ставились линии в низу строки , змийцы (~), а также различные сочетания линий и точек.
В XVI в. Максимом Греком была предпринята попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе. В своей работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» [1] выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Он предложил точкой обозначать конец высказывания, иподиастоли давала говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли с точкой обозначался бы вопрос.
Конец XVI – начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. – первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.
Лаврентий Зизаний ввёл шесть знаков препинания: запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. Функции знаков препинания зависят от смыслового принципа, завершённость или незавершённость высказывания. Точка ставится в конце законченного целого предложения. Запятая, срока и двосрочие употребляются как разделительные знаки в середине предложения. Знак препинания – подстолия выражал вопросительную интонацию. Съединительная являлась знаком переноса слов. [2] Л.Зизания своим стремлением определить место каждого знака в тексте, внёс большой вклад в разработку пунктуационной системы.
Мелетий Смотрицкий выделил десять «строчных препинаний»: черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная [ ], отложная ().
Употребление «строчных препинаний» зависело от интонации и смысла высказывания. Черта – это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная – в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная – знаки переноса.
М.Смотрицкий выделил три новых знака препинания: удивная, отложная и вместная, также чётко определив их роль в предложении. Удивная – в конце предложения, произносимого с особой интонацией; вместная – включает менее самостоятельную часть предложения; отложная – такую, которую можно полностью изъять из предложения.
Долгое время грамматика М.Смотрицкого являлась основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка 17 века. Она имела большое значение для многих известных лингвистов того времени.
Последующий важный этап в развитии русской пунктуации тесно связан с именем В.К.Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его довольно известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи».
В.К.Тредиаковский сформулировал правила употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им были установлены частные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, аргументируя их примерами. Также, В.К.Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак и представил употребление точки с запятой в современном понимании – уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и при обращении.
В середине 18 века была выпущена «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. В 5 главе этого труда великого учёного под названием «О правописании» представлена краткая теория пунктуации.
М.В.Ломоносов определил основной принцип употребления, существующих знаков, учитывая смысл предложения, расположение частей, значения союзов. Исходя из данных факторов, М.В.Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М.В.Ломоносов так и не представил полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. К примеру, функцию запятой он определил только для разделения однородных членов предложения, а других правил использования данного знака не сформулировал.
Кавычки в русской пунктуационной системе появились в 17 веке в форме ковычька – «крюковой знак», современное произношение и написание с буквой «а» появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме.
Такой знак препинания, как тире был введён в употребление Н.М.Карамзиным, и описан в «Российской грамматике» А.А.Барсова. Раньше тире был именован молчанкой, затем чертой, позднее – мыслеотделительным знаком. [3]
Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом, грамматическом и интонационном. Представители разных направлений признали коммуникативные функции пунктуации как важные средства оформления письменной речи. [4]
При таких обстоятельствах, знаки препинания возникли из необходимости разделения письменного текста на самостоятельные части в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности. Система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, по мере развития письменности и распространения книгопечатания, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.
Изменение начертаний знаков. Изначально многоточие обозначалось шестью точками (……) и называлось просто «точки» – это было отмечено в «Грамматике…» Н.И.Греча; затем четырьмя, а к концу 19 века так же, как и сейчас – тремя. По-другому кавычки писались с поворотом на 180° (» «).
Разнообразие изменений в названиях. Проанализированные статьи анонимных авторов 16 – 17 вв. убеждают, что запятую называли иподиастоли или подстолия. Точка называлась срока; двоеточие – двосрочие, двоточие, позднее две точки, малая точка; многоточие – точки, несколько точек, троеточие; точка с запятой – иподиастоли с точкой, подстолия; тире – молчанка, черта, черточка; скобки – вместная, отложная, вместительный знак; кавычки – отменительный знак, вносной знак, вносные знаки, чужеслов; восклицательный знак – удивная, удивительная, удивительный знак; дефис – съединительная, единитная, единительная, единитный знак, черта единитная или единительная, горизонтальная получерта, чёрточка.
А.И.Моисеев отмечал, что пунктуационную систему «как и систему букв, можно назвать алфавитом. Оно обладает определёнными признаками: составом знаков, их начертанием и названиями, значениями или функциями. Правда, буквенный алфавит характеризуется ещё строгим порядком букв: А, Б, В и т.д. Этот параметр у знаков препинания по существу ещё не выработался»1. Следовательно, пунктуационная система ещё не завершила своего развития.
Принципы русской пунктуации
Структурный принцип пунктуации является основным, он предписывает ставить знаки в предложении в соответствии с его грамматическим строением. Например, точка в конце предложения обусловлена именно строением предложения, как и знаки препинания между частями сложного предложения.[8]
Русская пунктуация построена на совмещении трех основных принципов: структурного (знаки как формально-грамматический показатель), смыслового (знаки как функционально-семантический компонент высказывания), интонационный (знаки как отражение устного бытования того же текста, предполагаемое прочтение фразы).
Структурный принцип русской пунктуации опирается на интуитивное или сознательное представление любого носителя языка об основных синтаксических понятиях (таких как: простое предложение, сложное предложение, вопросительное предложение, однородные члены, причастный оборот, сравнительный оборот, вводные слова, прямая речь и т.п.), требующих соответствующего пунктуационного оформления.
Семантический (смысловой) принцип пунктуации неразрывно связан со структурным, так как значение синтаксических конструкций так же предопределено системой языка, как и их формальное устройство.
Интонационный принцип русской пунктуации очевиден: различное пунктуационное оформление соответствует различной интонации.
Функции и виды знаков препинания
Функции знаков препинания
Смысло-различительные функции помогает верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы представлял бы собой неясный набор символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно.
Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. З.П. расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч.).
Виды знаков препинания
Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию), т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и проч..
- Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
- Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
Пунктуационные знаки
Точка - Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
Многоточие - Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).
Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).
Восклицательный знак - Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
Вопросительный знак - Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).
Может ставиться в скобках для выражения сомнения или недоумения пишущего.
Запятая - Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
Двоеточие - знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.
Точка с запятой - знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).
Тире - Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором.
В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.
Кавычки - Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.
Скобки - Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
Сочетание восклицательного знака с многоточием - Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).
Сочетание вопросительного знака с многоточием - Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность[10].
Авторское употребление знаков препинания
Авторские знаки препинания – это ocoбeннocти пyнктyaциoннoгo oфopмлeния тeкcтoв, нocящиe индивидyaльный xapaктep, пpиcyщий кoнкpeтнoмy пиcaтeлю (aвтopy) , пpeимyщecтвeннoe иcпoльзoвaниe oднoгo из знaкoв. B цeлoм пocтaнoвкa aвтopcкиx знaкoв нe пpoтивopeчит пpинятым пpaвилaм пyнктyaции[11].
Под авторскими знаками понимают, как минимум, три разных явления: пунктуация автора соответствует пунктуационным нормам времени написания текста; пунктуация автора, не противоречащая современным нормам, отражает особую авторскую стилевую манеру; пунктуация автора намеренно отступает от действующих норм со специальным стилистическим заданием.
Первое. Когда готовят академическую публикацию классика, текстологи могут не учитывать момент издания рукописи и пользуются нормами, предписываемыми в свое время автору.
Второе. Когда говорят о приверженности того или иного автора какому-нибудь одному знаку препинания (главным образом — тире, но иногда и скобкам, многоточию, восклицательным знакам), то, по сути дела, речь идет о приверженности этого автора той или иной стилевой манере, специфическим формам речи.
Третье. Собственно «авторские» знаки — своеобразный произвол автора, который, впрочем, нельзя считать ошибкой, если видеть в них запланированное намерение.
Отношение к авторскому произволу в пунктуации — ироническое, насмешливое[12].
Заключение
В 21 веке, веке технологий, знаки препинания всё чаще опускаются в каких-либо высказываниях, так как их наличие другой человек может посчитать грубостью, что приведёт к ненужным обидам и конфликтам. Например, точка, которая в письменной речи является нейтральным способом маркировки паузы или окончанием мысли, в цифровом мире воспринимается как признак скрытой агрессии, недовольства и злобы.
Также из знаков препинания стали выстраивать «смайлики», которые дают предложению или какой-то фразе эмоциональную окраску, так же они являются заменителями точек, которые люди не любят в цифровой речи.
Смотря на выше упомянутые факторы, мы можем сделать вывод, что спустя некоторое количество времени, русская пунктуационная система утратит своё былое значение, молодое поколение перестанет задумываться над тем, что такое пунктуация, как она устроена, и над её влиянием на нашу письменную речь.
Список использованных источников
- Гаевская, Т.И. Вопросы русской пунктуации в трудах грамматистов XVI-XVIII веков: Пособие для студентов/ Т.И.Гаевская. - Пермь, 1973.- с.8
- Гаевская, Т.И. Указ. соч., с. 13.
- Моисеев, А.И. Из истории пунктуации: молчанка-черта-черточка-тире/ А.И.Моисеев // Русская речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58.
- Русский язык. Энциклопедия: изд.2/Гл. ред. Ю.Н.Караулов.– М.: «Дрофа», 1997.
- Моисеев, А.И.. Указ. соч., с. 57.
- Моисеев А.И.. Указ. соч., с. 54.