Проект "Что читает наше поколение?"
В процессе работы над творческим проектом по литературе на тему "Что читает наше поколение?" автором была поставлена цель привлечь внимание подрастающего поколения и молодежи к чтению, как к важному фактору социализации личности, и показать интеллект развития молодёжи.
Подробнее о проекте:
В рамках учебной исследовательской работы по литературе на тему "Что читает наше поколение?" автор изучила понятие "литература" и дала его определение, а также провела среди учащихся школы анкетирование по теме своего исследования, на основании результатов которого определила уровень литературной культуры современного поколения и узнала, какие литературные предпочтения у молодёжи в России и в мире.
В исследовательской работе (проекте) в 10 классе на тему «Что читает наше поколение?» учащейся был составлен читательский портрет сверстника и проведено практическое исследование читательских интересов молодёжи. В результате данного исследования школьница предложила пути решения проблемы снижения культуры чтения среди детей и подростков и дала рекомендации по расширению круга чтения. В приложении к проекту для каждого класса представлен список рекомендаций к прочтению русских и зарубежных произведений.
Оглавление
Введение
1. Литература.
1.1 Уровень литературной культуры современного поколения.
1.2. Национальная программа поддержки и развития чтения.
1.3. Литературные предпочтения молодёжи в России и в мире.
2. Читательский портрет моего сверстника.
2.1. Исследование читательских интересов молодёжи.
2.2. Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения.
2.3. Практическое применение проекта. Личное отношение автора к проблеме.
3. Памятка родителям.
Список использованной литературы и интернет-ресурсов
Приложение
Введение
Любая книга, независимо от времени ее создания и характера обращения, бытования во времени и пространстве, является способом коммуникации. Выполняя эту главную функцию, она способствует развитию, обучению, образованию, воспитанию, формированию мировоззрения отдельного человека и целого общества.
По словам Н.И.Пирогова «Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное». Актуальность темы исследования данной работы заключается в том, что от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране и от чего это будет зависеть.
Цель исследования: привлечь внимание к чтению как к важному фактору социализации личности и показать интеллект развития молодёжи.
Задачи:
- Изучить читательские интересы обучающихся нашей школы, студентов БНК, родителей.
- Выявить, какую роль в их жизни играет чтение.
Обоснование: Каков портрет читателя 21 века? Как привить любовь молодого поколения к чтению?
Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.
Методы проведения исследования:
Теоретические: (анализ разработанности темы в литературе и других источниках).
Практические: (анкетирование, опрос, сравнение)
План выполнения исследования:
- Изучение научной литературы по проблеме исследования
- Подготовка и обработка анкет обучающихся, студентов БНК и родителей 10 класса
- Анализ полученной информации, её обобщение
Уровень литературной культуры современного поколения
В настоящее время я считаю, что моя тема является актуальной, ведь все большие масштабы приобретает проблема, связанная с тем, что люди разных возрастов, а особенно молодёжь начинают все меньше читать книги, т.к. используют в основном только Интернет или слушают музыку. Сегодня молодое поколение ориентировано на зрелищные и масс медийные формы проведения досуга. Среди читателей старшего возраста также наблюдается снижение уровня литературной культуры.
Это явление ещё связано с проникновением западной культуры в нашу страну, с возрастающим давлением ее на сознание людей, особенно на молодежь. Надо помнить, что от современной молодежи зависит, какие нравственные ценности будут преобладать в нашей стране. Вот почему мне интересно мнение людей, как пожилых, так и молодых.
Национальная программа поддержки и развития чтения
Согласно последним данным международного исследования PISA,-сообщает «Российская газета», - по качеству чтения и пониманию текста старшеклассниками Россия среди 65 стран заняла 31 место. Хотя ещё недавно была на 27-м.
Также выяснилось, что подавляющее большинство российских старшеклассников не понимают смысла текста, не могут проанализировать написанное и выразить своё мнение. Более - менее применить содержание написанного текста к знакомой жизненной ситуации готовы 72% старшеклассников. Из них лишь 14% готовы с помощью текстов обучаться самостоятельно.
Некогда самая читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьёзной проблемой: современная молодёжь не тянется к книге, не любит читать, не воспринимает общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Нам хочется вспомнить слова, которые говорил наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение» У современных людей иные кумиры. Они сходят с ума по звездам ИНСТАГРАММ. «Чёрствость» современных читателей – не только следствие привычных сцен насилия на ТВ и компьютерных играх, а свидетельство общей духовной неграмотности.
Целое поколение нашего времени испытывает неспособность к настоящему чтению. Это явление, названное АДД (ATTENTION DEFICIT DESORPER) бурно обсуждается учёными всех стран, в том числе и в России. По данным международного исследования, проведённого в 2015 году, российские школьники показали очень хорошие результаты – Россия входила в десятку лучших стран.-4 На сегодняшний день актуальна проблема необходимости проведения государственной политики в области чтения.
Современные молодые люди считают, что в наш век с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, а время нынче слишком дорого, чтобы тратить его на сидение с книгой в руках. Такая точка зрения не только ошибочна, но опасна. Опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности.Чтение детей и подростков во всех цивилизованных странах является заботой общества и государства. Чтение – один из способов передачи и усвоения знаний и духовных ценностей, выработанных человечеством, средство образования и воспитания личности.
В 2007 была разработана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения. В ее Концепции дается следующее определение: «Чтение представляет собой важнейший способ освоения базовой культурной информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, представлений об исторически непреходящих и текущих событиях.
Под базовой культурной информацией понимаются знания, нормативные и ценностные представления, социально значимые сведения, составляющие основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие» (Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения)
Литературные предпочтения молодёжи в России
XXI век для человечества считается информационным. Молодежь упрекают в том, что основными средствами информации для нее стали Интернет и телевидение. И это, отчасти, правда. Ведь в нынешнем XXI веке практически у каждого молодого человека есть компьютер и доступ в Интернет, где он может получить необходимую ему информацию. Но значит ли это, что молодежь совсем перестала читать?
Что читали молодые люди 20 лет назад и что читают сегодня? Какая литература наиболее востребована ими сейчас, и какие отделы в библиотеках страны наиболее популярны?
В 80-х годах молодежь в большинстве своем предпочитала фантастику, детективы, приключения. Особой популярностью пользовались такие авторы, как Кларк, Саймак, Беляев. Очень популярна была, как ни странно, техническая литература – издания по радиотехнике, моделированию и конструированию.
Нынешняя молодежь, особенно старшеклассники, спрашивают в библиотеке в основном книги авторов, которых проходят по учебной программе. Студенты БНК редко отклоняются от программы и лишь наиболее любознательные читают дополнительную литературу, рекомендованную преподавателями.
Удивительно, но выяснилось, что Интернет на читающую публику оказывает даже положительное влияние. Ведь именно благодаря рекламе и рецензиям новых книг в Интернете библиотека нередко приобретает новых читателей. Так было и с Л.Н.Толстым и Н.В. Гоголем. Кстати, не последнюю роль здесь играет и телевидение. После экранизации «Анна Каренина» и «Тарас Бульба», к примеру, немало молодых людей пришли в библиотеку желанием «познакомиться с оригиналом». Также подростки выбирают «разрекламированных» авторов философских экшенов таких, как Станислав Лем.
Также популярны сегодня японский философ Харуки Мураками, Ричард Бах, написавший знаменитую «Чайку по имени Джонатан Ливингстон». Выяснилось, что после выхода в 2006 году книги Дэна Брауна «Код да Винчи», ее мгновенно смели с прилавков магазинов, а в библиотеках эта книга вечно «на руках».
Многие молодые люди предпочитают фантастику. Ее можно разделить на две ветви - это фэнтези (сказки) и ужасы. Королем ужасов неизменно является Стивен Кинг (за всю жизнь он написал 53 романа и 7 сборников рассказов, последний роман - «Парень из Колорадо» - вышел в конце 2005 года). Как ни ругайте Кинга, уважаемые учителя литературы, его книги всегда будут популярны, их читают люди разного возраста. Несколько уступает Кингу, Дин Кунц - современный известный писатель-фантаст.
Фэнтези стало модным после выхода фильма «Властелин Колец». Эльфы, орки, гномы и другие обитатели бесконечных миров сразу запали в душу юного любителя таинственных приключений. Сейчас таких книг появилось много. Из отечественных особенно популярным является Ник Перунов. Из зарубежных писателей - Мартин Скотт, Мерседес Лэки. Из классических произведений – неизменный шедевр «Возвращения короля» Джон Толкиен и многие другие.
Книги из серии про Гарри Поттера писательницы Джоан Роулинг читают все - от младших школьников до студентов. Тему сказочного мира продолжают книги знаменитого французского режиссера Люка Бессона. Волшебные приключения мальчика Артура даже начали экранизировать (фильм «Артур и минипуты» вышел в 2007г).
В публичной библиотеке имени А.Герцена очень популярны списки, которые составляют сотрудники отдела периодики. В них отмечено, какое произведение или автор номинируются или уже являются обладателями известных в мире литературных премий. А молодежь, в свою очередь, старается, что называется, идти в ногу со временем, знать известные во всем мире новые произведения. Периодика, по словам сотрудников библиотеки, вообще довольно-таки популярна среди молодежи.
В СССР наиболее популярны были такие периодические издания, как "Ровесник", "Смена", "Собеседник", "Студенческий меридиан". Продолжали этот список "Пионер", "Техника молодежи", "Юность", "Юный натуралист" и другие. Но когда на российском рынке появились иностранные издатели, советские журналы перестали быть эксклюзивными источниками информации и не смогли вовремя закрепиться в новых рыночных условиях. Выжили только "Ровесник" и "Собеседник", но и они "слишком постарели", для того чтобы считаться молодежной прессой.
Не выдерживая конкуренции, с рынка уходят и журналы, которые начали издаваться уже в России (например, "Круто"). Вместе с тем на рынок продолжают выходить новые издания. Самыми популярными сегодня являются такие журналы, как «OOPS», «COSMOPOLITAN», «GLAMOUR» и другие.
Большим спросом среди студентов и обучающихся школ пользуются такие журналы, как «Абитуриенты», «Вокруг света», «Информатика и образование», «Спрос» и другие.
В последнее время молодежь все больше интересуется литературой по истории, экономике и экологии края. Немало молодых людей интересующихся историей своего рода, фамилии. Стало «модным», в хорошем смысле слова, самому составлять свое генеалогическое древо. Как всегда востребованы во всех отделах библиотеки справочники, энциклопедии, словари.
В Оренбургской области также проводились исследования чтения молодёжи.
На первом месте, как и в других регионах, стоит популярный жанр фэнтези. Книги таких авторов, как братья Аркадий и Борис Стругацкие, Никк Перумов, Сергей Лукьяненко, Алекс Орлов не задерживаются долго на полках. Огромной популярностью пользуются книги о Гарри Поттере.
У 15-18 летних молодых людей популярны книги С. Лукьяненко о мире иных и серия «Миры братьев Стругацких». Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами, как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Среди авторов книг с подобным содержанием наиболее известны такие, как: Елена Артамонова, Игорь Веркин, Фиона Келли, Стивен Кинг и др. На втором месте стоят Донна Эндрюс, Кэролин Харт, Жаклин Уинспир, Луиза Пенни и др. Эти авторы пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше. Среди женской половины читателей популярна серия «Ироничный детектив», а среди мужчин особым спросом пользуется Ф. Незнанский. Его книги более серьезные.
На третье место вышли женские романы, и только на четвертом месте, как это ни печально, старая, добрая классика: А.Пушкин, М.Лермонтов, Л.Толстой, Ф.Достоевский, М.Булгаков – это серьезные авторы и их книги не для развлечений.
Особой популярностью пользуются журналы: «ScientificAmerican», «Discover», «История», но это серьезные журналы и используют их в основном при подготовке каких – либо работ (рефераты, курсовые и т.д.) Девушки читают журналы «HELLO», «Glamour», «Cosmopolitan», «Elle» и др. Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная молодежь читает и читать становится модно.
Библиотекари отмечают, что молодежное чтение является рубежным. Именно от того, какую литературу прочтет подросток в этом возрасте, зависит, станет он читающим человеком, или нет. И какое место займет чтение среди других интересов и увлечений. Конечно, не все молодые люди называют чтение самым основным и любимым занятием, но, тем не менее, есть и те, кто говорит, что просмотр телевизора не идёт, ни в какое сравнение с чтением. Когда мы читаем, в нас рождаются собственные мысли и ассоциации. Чтение требует большей активности, сотворчества, самореализации, чем просмотр фильма, ведь в этом случае “машина” читает за нас”.
Исследование читательских интересов молодёжи
Мною был проведен опрос, в котором приняли участие 87 респондентов по четырем возрастным категориям (7-18 лет; 19- 40 лет; 41-60 лет; 61 год и старше) [Приложение №2, 3]
Какие же были результаты?
Я провела анкетирование и пришла к выводу, что дети и подростки ( от 7 до 18 лет) читать не любят. Лишь от 39% до 41% обучающихся данной возрастной категории ответили утвердительно «да, люблю читать». Интерес и любовь к чтению возрастает от 19 до 40 лет от 41 до 95 %. Стабильный интерес к чтению в пожилом возрасте у респондентов от 60 лет и старше.
На вопрос «Что вы читаете чаще всего?» во всех категориях устойчивый интерес к художественной литературе. Наиболее высокий интерес в возрастной категории от 40 до 60 - более – 67%. На уровне 55% от 7 до 18 и от 18 до 40 лет. Газеты
чаще всего читают в возрасте от 40 лет -65%. А интерес к журналам максимален у детей и подростков- 33%, минимален – у пожилых людей, после 60 лет, всего 5%.
Интерес к бумажным книгам увеличивается пропорционально возрасту респондентов. Если у первой категории – 46% читают бумажные книги, то после 60 лет все без исключения респонденты читают только бумажные книги. Электронные книги больше всего читает категория респондентов от 7 до 18 лет. От 46 до 60 лет лишь 16 % читают электронные книги, а после 60 лет книги в электронном виде вообще не читают.
Вопрос о классической литературе показал, что школьники читают, но мало, лишь 18%, и 59% частично (в кратком содержании или выборочно). Студенты БНКи респонденты до 40 лет практически не читают классическую литературу. Интерес к ней у половины респондентов возникает после 60 лет.
Как часто в наше время люди ходят в библиотеку? Чаще других категорий респондентов посещают библиотеку от 18 до 40 лет – 42% опрошенных. Дети, подростки и молодёжь – лишь 25 % опрошенных бывают в библиотеке. Меньше всего – 6% от опрошенных, посещают библиотеку пожилые люди после 60 лет.
До 70% детей и молодёжи не покупают художественную литературу. А после 60 лет лишь 47% не покупают. Покупают книги больше всего после 60 лет – 55 % опрошенных, а меньше всего дети и подростки -29% респондентов.
Большая часть опрошенных респондентов всех возрастов предпочитает чтение детективов – 67 %. На втором месте стоят романы -14% и фэнтези - 10%.
Новинками литературы в сетях интернет интересуются больше других респонденты от 18 до 40 лет – 37%. От 40 до 60 лет – 22% опрошенных. Меньше других проявляют интерес пожилые – после 60 лет – 3% и дети, подростки и молодёжь от 7 до 18 лет. – 5%.
Больше всего молодое поколение до 18 лет – 61% хотели бы получить в подарок электронную книгу. Достаточно высокий интерес от 18 до 40 лет – 46% опрошенных ответили положительно. Меньше всего – не более 3% респондентов после 60 лет хотели бы получить в подарок электронную книгу.
Опрос выявил, что любят читать менее 50 % молодого поколения (от 7 до 18 лет). Предпочтения в чтении эта возрастная категория отдаёт чтению художественной литературы - около 55%. Газеты и журналы читают менее 30% опрошенных респондентов данной группы. 54% из них предпочитают электронные книги, а 46%. Бумажные.
Лишь 11% читают в школе классическую литературу, а 69% данной возрастной группы читают в кратком содержании или частично (отдельные главы, фрагменты книги). Библиотеку посещают 26 % данной группы респондентов. Покупают художественную литературу всего 26 % . Большинство опрошенных молодых людей предпочитают читать детективы – 67%,фэнтези-10%. Новинками литературы в сетях Интернет интересуются лишь 10 процентов опрошенных. Электронную книгу в подарок хотят получить 60 процентов опрошенных респондентов группы от 7 до 18 лет.
Молодежь сейчас читает мало. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы. Чтению составляет конкуренцию Интернет и телевидение. Чтение за эти годы стало, прежде всего, развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.
Было проведено анкетирование среди студентов БНК 1 курса. Анкета содержала девять вопросов. [Приложение№2]
Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант».
Анкеты заполнили 27 студентов 1 курса и 20 студентов 3 курса.
В анкетировании приняли 47 студентов.
Наиболее высокая любовь к чтению у респондентов женского пола младше 18 лет -72%. Респонденты мужского пола этого же возраста ответили положительно лишь в 38% случаев.
Юноши отдали предпочтения по этому вопросу отечественной литературе в 27%. Девушки в 38 % ответили, что предпочитают зарубежную литературу и лишь 34% - отечественную литературу.
На вопрос классическую или современную литературу читаете, выявили, что 65% девушек младше 18 лет читают современную литературу, а классическую лишь 7% .
Юноши этого же возраста мало читают и современную и классическую литературу – по 16%.
Респонденты женского пола младше 18 лет , в большей степени предпочитают стихи, романы -27% , в меньшей - рассказы, драмы -5%. Респонденты мужского пола , младше 18 лет, предпочитают романы -16%. Драматические произведения читают девушки 18 лет, правда небольшой процент -16%.
Большинство девушек младше 18 лет читают от 1 до 3 -55%, меньше часа – 21%.
Юноши этого возраста читаю меньше -21% читает от 1 до 3, А 10% читает менее часа.
16 % респондентов до 18 лет в равной степени читают книгу за день или месяц.
32% девушек до 18 лет читают книгу за месяц, 27% -не смогли ответить, а 21 % читает за один день.32 % опрошенных читают дома либо в колледже.
Домашняя библиотека есть у 50% девушек до 18 лет. Юноши этого возраста ответили положительно в 20% случаев.
В анкетировании участвовали 85% (от общего числа) студентов 1 курса, возраст которых не превышает 15-16 лет. Наиболее высокая любовь к чтению у респондентов женского пола младше 18 лет -92%. Респонденты мужского пола этого же возраста ответили положительно лишь в 38% случаев. Наименьшую любовь к чтению проявили участники анкетирования женского пола 15 лет– 5%. Юноши отдали предпочтения по этому вопросу отечественной литературе в 27%. Девушки в 48 % ответили, что предпочитают зарубежную литературу и лишь 16% - отечественную литературу. Возрастная категория 16 лет интерес к чтению отечественной и зарубежной литературы не превышает 10%. На вопрос классическую или современную литературу читаете, выявили, что 65% девушек 16 лет читают современную литературу, а классическую лишь 5% .
Юноши этого же возраста мало читают и современную и классическую литературу – по 16%. Респонденты женского пола ,15 лет, в большей степени предпочитают стихи, романы -27% , в меньшей - рассказы, драмы -5%. Респонденты мужского пола 15 лет, предпочитают романы -16%. Драматические произведения читают девушки 16 лет, правда небольшой процент -16%.
Большинство девушек 16 лет читают от 1 до 3 -55%, меньше часа – 21%.
Юноши этого возраста читаю меньше -21% читает от 1 до 3, А 10% читает менее часа. 16 % респондентов 16 лет в равной степени читают книгу за день или месяц.
32% девушек 16 лет читают книгу за месяц, 27% -не смогли ответить, а 21 % читает за один день. 32 % опрошенных читают дома либо в колледже. Домашняя библиотека есть у 86% девушек 16 лет. Юноши этого возраста ответили положительно в 32% случаев. Гипотеза в основном нашла свое подтверждение. Большинство опрошенных студентов колледжа, читают лишь от случая к случаю, либо не читают вообще. Я уверена, то исследование факторов снижения читательской активности молодого поколения поможет привлечь внимание сверстников и их родителей к проблеме формирования читательских интересов.
Пути решения проблемы. Рекомендации по расширению круга чтения
Семья считается первичным институтом социализации человека, я уверена, что любовь к чтению необходимо прививать с детского возраста в семье. Поэтому я подобрала памятки-рекомендации для родителей, в которых говорится о пользе семейного чтения, а также интересные советы о пользе семейного чтения.
Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать тёплую и успешную почву для развития личности ребёнка.
Есть десять причин, для того, чтобы читать:
- Если Вы способны уделить детям внимание и время для семейного чтения, то они уверены, что Вы их любите.
- Чтение для детей делает из них читателей в будущем.
- Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.
- Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.
- Книги помогут Вашим детям научиться размышлять и фантазировать.
- До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.
- Чтение вслух способствует развитию внимания у Вашего ребёнка.
- Вы создаёте удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о тёплом общении с ребёнком.
- Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.
- Рано или поздно, Вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка
Памятка для родителей
- Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
- Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
- Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.
Интересно! Прочти! Запомни!
- Книга снижает стресс.
- Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.
- Чтение защищает от болезни Альцгеймера.
- Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.
- Чтение придает уверенности.
- Чтение книг делает нас более грамотными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей эрудиции положительно влияет на личную самооценку.
- Улучшает мозговую активность.
- При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.
Исправить сложившуюся ситуацию в области чтения в молодежной среде сразу невозможно. Для того чтобы решить проблему чтения, необходимы программы, конкурсы, мероприятия, направленные на популяризацию чтения и книги. Пути решения данной проблемы:
*активная информационная PR-политика, направленная на популяризацию чтения (акции, конкурсы, реклама, статьи и сюжеты в СМИ);
*создание и формирование имиджа читающего человека PR-инструментами (равнение подростков на известных людей, пользующихся авторитетом, пропагандирующих чтение книг, повышение авторитета учителя);
*проведение различных конкурсов на городском и региональном уровне (конкурс чтецов, конкурс на лучшего читателя художественного произведения, книжных акций, литературных вечеров);
* В школах, колледжах и техникумах проводить беседы на тему: «Зачем человеку необходимо чтение?»
*В библиотеках иметь стенд «Что читать современному подростку?»
* Родителям необходимо воспитывать у подростков культуру чтения.
*Необходимо чтение ввести в моду.
*Подростки должны видеть родителей читающими.
*Разработать список произведений, позволяющий привить интерес подросткам к чтению классической литературы и раздать ребятам в форме буклета
Практическое применение исследовательской работы. Личное отношение автора к проблеме
Практическая значимость проекта
- Собранный материал можно использовать для публикации в местных изданиях.
- Данный материал можно использовать для бесед на классных часах, родительских собраниях.
Личное отношение автора к проблеме
Проблема чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. В связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.
Утверждения о кризисе детского чтения не случайны и имеют под собой реальную основу. Сейчас дети, подростки и молодёжь читают не так, как предыдущие поколения. Идет процесс коренного изменения читательских привычек юных. Подростки предпочитают классической литературе фэнтези и детективы. Они слабо ориентируются в книжном «царстве». Поэтому предлагаю список литературы для чтения.
Данный список субъективен и не может претендовать на удовлетворение вкусов всех читателей. Он составлен на основе личного опыта (некоторые произведения прочитаны мною), а также при участии учителей литературы. При составлении списка использованы источники:
- «Списки книг для детей разного возраста»
- «Лучшие книги для детей и юношества» Поэтому предлагаю список литературы для чтения.
Памятка для родителей
- Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок читал? Учтите наши добрые советы, и Ваши желания исполнятся!
- Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.
- Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку Вашего сына или дочери.
- Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу всегда.
- Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию Вашей речи и речи Вашего ребёнка.
- Рекомендуйте ребёнку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте Ваши и его впечатления.
Список использованной литературы и интернет – ресурсов
- Аксарова В.Я., Сафонова Н.К. Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии.
- Варганова В.Г. Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей международного научно – практического семинара. М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2017.
- Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в старшем школьном возрасте», М: «Академия», 1997.
- Сметанникова Н. И. Через чтение в мировое образовательное пространство. М.: ИТОП РАО, 2001
- Харитонова О. И. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: итоги исследования. Волгоград, 2001.
- Чудинова В. П.. Чтение в контексте развития информационного. Социологические исследования. №5, 1999.
Приложение №1
Русская литература
- Виградова Ф. «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
- Гинсбург Е. «Остановите самолёт – я слезу»
- Грин Александр «Алые паруса»
- Гроссман Давид «С кем бы побегать»
- Домбровский Юрий «Факультет ненужных вещей»
- Каверин В. «Два капитана»
- Ключарёва Н. «В Африку, куда же ещё»
- Колупаев В. «На асфальте города…»
- Крюкова Т. Триптих в чёрно – белых тонах»
- Лиханов Альберт «Невинные тайны», «Мальчик, которому не больно», «Солнечное затмение», «Слётки»
- Лукьяненко С. «Недотёпа» , «Непоседа», «Лабиринт отражений»
- Нагибин Ю. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Любимый ученик»
- Пелевин Виктор «Generation П», «Чапаев и пустота»
- Петросян М. «Дом, в котором…»
- Поляков Ю. «Работа над ошибками»
- Пономарёвы С.и Н. «Фото на развалинах», «Боишься ли ты темноты?»
- Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»
- Стругацких А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Волны гасит ветер»
- Тендряков В. «Ночь после выпуска»
Зарубежная литература.
- Р.Брэдбери «Урочный час»
- Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
- О.Генри «Последний лист»
- У.Голдинг «Повелитель мух»
- Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
- А.Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте – Кристо»
- Дж. Лондон «Сердца трёх», «Белый клык»
- Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
- Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»
- Мёллер К. «Поздравляю, желаю счастья»
- Г.Олди «Герой должен быть один»
- Рафаэль Сабатини «Приключение капитана Блада»
- Стивенсон «Черная стрела»
- Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Уилсон Ж. «Девочка – находка»
И ещё …. Для тех, кто не знает, что почитать, сайт http://maksud.nnov.org/ritsuhi/100_samyh_populyarnyh_knig_sredi_molodezhi.htmlпубликует результаты собственного опроса среди читающей молодежи (80%). В итоге - 100 самых популярных среди молодежи произведений, по полученным данным.
Приложение №2
Анкета (ОПРОС)
Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе. Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант
наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант
1. Любите ли Вы читать?
Да,
Нет.
2.Что Вы читаете чаще всего?
-художественную литературу,
-газеты,
-журналы.
3.Если вы не читаете ничего, то укажите почему?
4.Читаете ли Вы классическую литературу, которую проходите по программе в школе?
Да,
Нет,
Частично.
5.Посещаете ли Вы библиотеку?
Да,
Нет.
6.Покупаете ли Вы художественную литературу?
Да,
Нет.
7.Если не покупаете, то почему?
8.Интересуетесь ли Вы новинками литературы в сетях Интернет?
Да,
Нет.
9.Хотели ли Вы получить в подарок электронную книгу?
Да,
Нет
Спасибо за ответы!
Приложение №3
Уважаемый участник опроса! Обращаемся к Вам с просьбой высказать свое предпочтение в литературе.Анкетирование анонимно. Результаты опроса будут использованы в обобщенном виде.
Техника заполнения: прочитав вопросы, подчеркните (обведите) код ответа, который наиболее близок к Вашему личному мнению или напишите свой вариант.
1. Ваш возраст.
а) младше 18
б) от 18 до 20
в) от 20 до 23
г) от 23 до 25
2. Ваш род деятельности.
а) студент, не работающий
б) студент, работающий
Если ваш ответ б) укажите профессию _______________
3. Ваш пол.
а) мужской
б) женский
4. Ваше образование.
а) среднее
б) среднее специальное
в) неполное высшее
г) высшее
5. Любите ли вы читать?
а) да
б) нет
Если Вы ответили НЕТ, переходите к вопросу №12
6. Что вы предпочитаете больше отечественную или зарубежную литературу? (возможно два варианта ответа)
а) отечественная литература
б) зарубежная литература
7. Что вы читаете? (возможно два варианта ответа)
а) классика
б) современные книги
8. Какой жанр книги вы предпочитаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) былина
б) драма (трагедия, комедия)
в) ода
г) лирика (элегия)
д) рассказ (эссе, очерк, новелла)
е) повесть
ж) роман
з) стихотворение
и) поэма
9. Сколько обычно, по времени, в день вы читаете?
а) меньше часа
б) от 1 до 3 часов
в) от 3 до 5 часов
г) другое ______________
10. За сколько вы прочитали свою последнюю книгу?
а) за день
б) за неделю
в) за месяц
г) другое _________________
11. Где вы обычно читаете? (возможно несколько вариантов ответа)
а) дома
б) в институте
в) на работе
г) в общественном транспорте
д) на отдыхе
е) другое ______________
12. Если у вас домашняя библиотека?
а) да
б) нет
Спасибо за ответы!
Приложение №4. Анкета для родителей «Книга в вашем доме»
Уважаемые родители отметьте галочкой нужный ответ
1. Есть ли у вас дома книги? (Да Нет)
2. Читаете ли вы дома книги? (Да Нет)
3. Есть ли в семье традиции семейного чтения? (Да Нет)
4. Совместное чтение детской литературы происходит:
(Часто Время от времени Редко)
5. Часто ли вы покупаете книги своим взрослым детям?(Да Нет)
6. Что на первом месте? (Компьютер Книги Телевизор)
7. Какова, по-вашему, роль книги в жизни ребенка?
(
- Эмоциональное удовлетворение от слушания
- Совместное общение со взрослым
- Познавательный интерес
)
Анкета «Чтение в моей жизни» (младшие школьники)
Уважаемый читатель! Библиотеку школы интересует ваше отношение
к книгам и чтению.
Ваши ответы помогут выяснить отношение детей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.
Просим Вас ответить на предложенные вопросы.
1. Любите ли вы читать?
2. Каким книгам отдаёте предпочтение?
- Приключения
- Стихи
- Фантастика
- Книги о природе
3. Сколько времени в день Вы расходуете на чтение:
а) – учебной литературе
б) - литературе «для души»
4.Чьими рекомендациями Вы чаще всего пользуетесь при выборе книг?
а) друзей
б) родителей
в) учителей
г) библиотекаря
5.Обсуждаете ли Вы прочитанные книги, если да, то с кем?
6.Сколько, примерно, художественных произведений Вы прочли с начала учебного года?
7.На какого литературного героя ты хотел бы быть похож?
8.Как Вы думаете, может существовать школа без библиотеки?
- да
- нет
Приложение №5. Рекомендуемый список литературы для чтения
Русская литература
- Русские народные сказки.
- Жуковский В. "Спящая царевна". Баллады.
- Пушкин А. Сказки.
- Гоголь Н. "Вечера на хуторе близ Диканьки".
- Куприн А. "Чудесный доктор".
- Зощенко М. "Великие путешественники". Рассказы.
Зарубежная литература
- Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
- Гауф В. "Карлик Нос"
- Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо"
- Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"
- Линдгрен А. "Приключения КаллеБлюмквиста"
- Родари Д. "Сказки по телефону", "Говорящий сверток"
- Твен М. "Приключения Тома Сойера"
- Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
- Уайльд О. "Соловей и роза"
;
Русская литература XIX века
- Пушкин А. "Повести Белкина"
- Лесков Н. "Человек на часах", "Тупейный художник", "Обман", "Пигмей"
- Тургенев И. "Хорь и Калиныч"
- Достоевский Ф. "Мальчик у Христа на ёлке"
- Толстой Л. "Хаджи-Мурат"
- Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др.
Русская литература XX века
- Алексин А. "Звоните и приезжайте"
- Белов В. Рассказы для детей
- Булычев Кир "Заповедник сказок"
- Железников В. "Чудак из шестого "Б"", "Путешествие с багажом", "Чучело"
- Искандер Ф. "Первое дело", "Запретный плод", "Мученики сцены", "Вечерняя дорога", рассказы о море
- Крапивин В. "Валькины друзья и паруса", "Брат, которому семь"
- Платонов А. "В прекрасном и яростном мире"
- Осеева В. "Динка", "Динка прощается с детством"
Зарубежная литература
- Брэдбери Р. "Третья экспедиция"
- Генри О. "Вождь краснокожих"
- Дюма А. "Три мушкетёра"
- Конан Дойл А. "Горбун"
- Купер Ф. "Последний из могикан", "Следопыт", "История с привидением"
- Линдгрен А. "Приключения КаллеБлюмквиста", рассказы
- Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Сказание о Ките", "Белое безмолвие", "Там, где расходятся пути".
- Майн Рид Т. "Всадник без головы"
- Сетон-Томпсон Э. "Тито", "Мальчик и рысь", "Мустанг-иноходец", "Лобо",
- "Домино", "Улыбчивый певец", "По следам оленя"
- Стивенсон Р. "Остров сокровищ"
- Твен М. "Приключения Гекльберри Финна"
- Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
- По Э. "Овальный портрет"
Русская литература XIX века
- Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
- Гоголь Н. "Тарас Бульба"
- Тургенев И. "Бурмистр", "Певцы"
- Салтыков-Щедрин М. Сказки
- Толстой Л. "Детство", "Хаджи-Мурат"
- Куприн А. "Изумруд", "Тапер"
- Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы
Русская литература XX века
- Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство"
- Бунин И. "Сны Чанга"
- Зощенко М. "История болезни"
- Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам"
- Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
- Розов В. "В добрый час!"
- Рыбаков А. Трилогия о Кроше
- Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
Зарубежная литература
- Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы"
- Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык"
- Олдридж Д. "Последний дюйм"
- По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"
- Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т.Габбе)
- Сент-Экзюпери А. "Планета людей"
- Твен М. "История с привидением"
- Уэллс Г. "Война миров"
Русская литература
- Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава",
- "Медный всадник", "Борис Годунов"
- Пущин И. "Записки о Пушкине"
- Гоголь Н. "Ревизор", "Женитьба", "Петербургские повести"
- Тургенев И. "Ася", "Первая любовь"
- Толстой Л. "После бала", "Детство", "Отрочество", "Хаджи-Мурат"
- Бунин И. "Цифры", "Лапти"
- Цветаева М. "Мой Пушкин"
Зарубежная литература
- Бирс Э. "Человек и змея"
- Гарди Т. "Роковая ошибка церковных музыкантов"
- Генри О. "Вождь краснокожих"
- Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся"
- Джером К. Джером "Миссис Корнер расплачивается"
- Джованьоли Р. "Спартак"
- Диккенс Ч. "Пойман с поличным"
- Ирвинг Т. "Жених-призрак", "РипванВинкль"
- Киплинг Р. "Дьявол и морская бездна"
- Конан Дойл А. "Как КоплиБенкс прикончил капитана Шарки"
- Лондон Д. "Под палубным тентом"
- Мериме П. "Взятие редута", "Коломбо", "Таманго"
- Мопассан Г. "Туан"
- Моэм У. "Завтрак"
- По Э. "Очки", "Украденное письмо", "Лягушонок"
- Стивенсон Р. "Владетель Баллантре", "Маркхейм"
- Твен М. "Журналистика в Теннеси",
- "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"
- Уэллс Г. "Борьба миров", "Человек-невидимка"
- Хаггард Г.Р. "Дочь Монтесумы", "Копи царя Соломона", "Дитя из слоновой кости", "Ласточка", "Прекрасная Маргарет"
- Честертон Г. "Тайна Фламбо"
- Шекли Р. "Запах мысли"
- Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей"
- Ямамото С. "Диалог о песне"
Русская литература
- "Слово о полку Игореве"
- Фонвизин Д. "Недоросль"
- Карамзин Н. "Бедная Лиза"
- Грибоедов А. "Горе от ума"
- Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи
- Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи
- Гоголь Н. "Мертвые души"
- Чехов А. "Медведь"
- Аверченко А. "Кривые углы"
- Тэффи "Русские в Европе", "Маркита"
- Булгаков М. "Похождения Чичикова"
- Шолохов М. "Судьба человека"
- Закруткин В. "Матерь Человеческая"
Поэзия XX века:
- Ахматова А.
- Блок А.
- Есенин С.
- Цветаева М.
Зарубежная литература
- Шекспир У. Сонеты
- Мольер Ж.Б. "Мещанин во дворянстве"
- Бах Р. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
Приложение № 6. Рекомендуемый список литературы для чтения (возрастная категория от 15лет)
Русская литература
- Виградова Ф. «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
- Гинсбург Е. «Остановите самолёт – я слезу»
- Грин Александр «Алые паруса»
- Гроссман Давид «С кем бы побегать»
- Домбровский Юрий «Факультет ненужных вещей»
- Каверин В. «Два капитана»
- Ключарёва Н. «В Африку, куда же ещё»
- Колупаев В. «На асфальте города…»
- Крюкова Т. Триптих в чёрно – белых тонах»
- Лиханов Альберт «Невинные тайны», «Мальчик, которому не больно», «Солнечное затмение», «Слётки»
- Лукьяненко С. «Недотёпа», «Непоседа», «Лабиринт отражений»
- Нагибин Ю. «Мой первый друг, мой друг бесценный», «Любимый ученик»
- Пелевин Виктор «Generation П», «Чапаев и пустота»
- Петросян М. «Дом, в котором…»
- Поляков Ю. «Работа над ошибками»
- Пономарёвы С.и Н. «Фото на развалинах», «Боишься ли ты темноты?»
- Приставкин А. «Ночевала тучка золотая»
- Стругацких А. и Б. «Понедельник начинается в субботу», «Повесть о дружбе и недружбе», «Сказка о тройке», «Трудно быть Богом», «Волны гасит ветер»
- Тендряков В. «Ночь после выпуска»
Зарубежная литература
- Р.Брэдбери «Урочный час»
- Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Таинственный остров»
- О.Генри «Последний лист»
- У.Голдинг «Повелитель мух»
- Дрейпер Ш. «Привет, давай поговорим»
- А.Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте – Кристо»
- Дж. Лондон «Сердца трёх», «Белый клык»
- Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»
- Агата Кристи «Убийство в «Восточном экспрессе»
- Мёллер К. «Поздравляю, желаю счастья»
- Г.Олди «Герой должен быть один»
- Рафаэль Сабатини «Приключение капитана Блада»
- Стивенсон «Черная стрела»
- Джером Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
- Уилсон Ж. «Девочка – находка»
Читайте….