Проект "Синдром выученной беспомощности у детей"

Рейтинг: 11

Синдром выученной беспомощности у детей
Тематика: 
Автор: 
Власов Владимир Алексеевич
Руководитель: 
-
Учреждение: 
МКОУ «Варгашинская СОШ №1»
Класс: 
9

В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему «Синдром выученной беспомощности у детей» автором была поставлена цель всесторонне изучить влияние синдрома выученной беспомощности на детей. В работе дано определение понятия "выученная беспомощность", изложена история появления и изучения данного синдрома и его признаков.

Подробнее о проекте:


В предложенном проекте по психологии «Синдром выученной беспомощности у детей» автором была изучена теория об этом синдроме, а также изучены понятия "оптимизм" и "пессимизм", рассмотрены причины появления выученной беспомощности и симптомы ее проявления у детей, изучены особенности протекания данного синдрома у мальчиков и девочек.

Данная исследовательская работа по психологии на тему «Синдром выученной беспомощности у детей» содержит описание практического исследования автора, направленное на выявление выученной беспомощности у школьников. В проекте рассказывается, к каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность, описываются современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков и даются рекомендации педагогам и родителям по преодолению выученной беспомощности и формированию оптимистичного жизненного настроя у мальчиков и девочек.

Оглавление

Введение         
1. Что такое выученная беспомощность.        
2. Оптимизм и пессимизм.
3. Как возникает выученная беспомощность.
4. Особенности возникновения выученной беспомощности у детей.
5. Особенности формирования выученной беспомощности у мальчиков и девочек.          
6. Выявление выученной беспомощности у школьников.    
7. К каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность.             
8. Появляется нездоровый пессимизм.
9. Формируются неспособность к принятию решений и апатия.
10. Возрастает риск депрессий и других проблем со здоровьем.
11. Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков.
12. Помощь психолога.
13. Самостоятельное лечение.
14. Развивайте выученный, или избирательный, оптимизм.
15. Рекомендации педагогам и родителям по преодолению выученной беспомощности и формированию оптимистичного жизненного настроя у мальчиков и девочек.
Литература      

Введение


Родители часто жалуются на своих детей: «Он совсем ничего не хочет делать!». Обычно после этого в беседах идет речь о современном разбалованном поколении и сравнение с предыдущим поколением «Вот мы в их возрасте…» Однако психологи уверяют, что дело не в разнице п3околений, а в синдроме выученной беспомощности.

Начинается всё со всем известного Ивана Петровича Павлова. Он, помимо изучения пищеварительных рефлексов собак, разработал методику, которая позволяла вызывать у них искусственный невроз. Сделать это было довольно просто: неизбежно наказывать за заведомо неосуществимое задание. Собаки не могут выполнить задание, и их обязательно подвергнут наказанию. Если вы считаете это слишком жестоким, посмотрите на жизнь первоклассников. Очень часто они ещё физиологически не способны выполнить нужные требования. Как проходит 1 класс? "Сидите ровно, слушайте учителя, руки на парту перед собой, нельзя крутиться." Т.е. ребёнку предельно выключают непроизвольную систему и включают ту систему, которая у него еще слабо развита в силу возраста.

Цель исследования – Всесторонне изучить влияние синдрома выученной беспомощности на детей.

Объект исследования – психическое состояние школьников.

База исследования – школьники 8-11х классов г. Варгаши.

Цель, объект и предмет исследования обусловили следующие задачи исследования:

  1. Изучить научно-популярную и публицистическую литературу по теме исследования.
  2. Разработать, систематизировать и провести социологическое исследование.
  3. Найти пути решения выхода из сложившейся ситуации.

Что такое выученная беспомощность


Выученная беспомощность — состояние человека, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность. При этом человек далеко не всегда находится в действительно безвыходной ситуации. Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на отрицательные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять враждебную среду или избегать её, даже когда появляется такая возможность.

У людей, согласно ряду исследований, сопровождается потерей чувства свободы и контроля, неверием в возможность изменений и в собственные силы, подавленностью, депрессией и даже ускорением наступления смерти. Нередко выученная беспомощность возникает после длительного сильного стресса:

Ребёнок, подвергавшийся буллингу в школе, поступает в университет и ведёт себя в новой обстановке, с новыми людьми всё так же закрыто и отстранённо, потому что просто не видит смысла действовать иначе.

Выгоревшая на работе сотрудница, которая не смогла найти способ справиться с чрезмерными требованиями начальства, в итоге обречённо отсиживает часы в офисе и не ощущает в себе сил даже поискать другую работу.

Люди, которые уверены, что их голос всё равно ничего не изменит, отказываются ходить на выборы и участвовать в политической жизни.

Всё это — проявления выученной беспомощности, бездействия, продиктованного ощущением, что «всё равно ничего не изменится».

Настасья Соломина
Когнитивно‑поведенческий психолог.

Впервые гипотезу о выученной беспомощности описали в 1967 году американские психологи Джеймс Овермиер и Мартин Селигман. Чтобы проверить её, Селигман со своим коллегой Стивеном Майером провёл опыты на собаках, ставшие классикой психологии.

Животных разделили на три группы. Их всех помещали в специальные будки, в которых по полу пускали болезненный, но не смертельный электрический разряд. В первой группе собаки могли отключить подачу электричества, нажав носом на специальную панель на одной из стенок. Во второй животные не получали удар только тогда, когда его отключали в первой. Третья группа вообще не подвергалась болевым воздействиям.

После 64 разрядов со средним интервалом в 90 секунд зверей из всех групп поместили в камеру с перегородкой, через которую они могли перепрыгнуть. По одной половине этой камеры пускали ток и следили за реакцией собак. Животные из первой и третьей групп перепрыгивали на противоположную сторону. А вот большая часть собак из второй группы (которые не контролировали удары током на первом этапе эксперимента) ложилась на пол и, скуля, переносила всё более и более сильные разряды.

Визуализация эксперимента Селигмана и Майера

беспомощность 1

Схожие эксперименты проводились американским аспирантом японского происхождения Дональдом Хирото на людях. Только его подопытных не били током, а заставляли слушать неприятные звуки во время выполнения работы. Хирото получил схожие результаты: большинство участников, которым во время первой стадии эксперимента не давали возможности отключить неприятные звуки, на втором этапе уже даже не пытались этого сделать.

Итоги исследований позволили выяснить, что беспомощность вызывают не травмирующие события сами по себе, а опыт их неконтролируемости.

Также учёные выделили три признака выученной беспомощности:

  • Мотивационный дефицит — неспособность реагировать на продолжающиеся негативные dоздействия.
  • Ассоциативный дефицит — ухудшение способности реагировать на дальнейшие негативные последствия.
  • Эмоциональный дефицит — недостаточная реакция на приносящие боль действия.

Эксперименты Селигмана и его коллег стали частью когнитивной революции 50–60‑х годов в психологии. В том числе это привело к изменению взглядов на природу мотивации. Опыты доказали, что она зависит не только от наших желаний и действий, но и от того, какова вероятность их осуществить, как мы оцениваем свои шансы достичь цели и какие усилия готовы для этого приложить.

Оптимизм и пессимизм


После этого Селигман поставил вопрос: если можно сформировать беспомощность, можно ли, наоборот, сделать человека оптимистичным? Дело в том, что мы сталкиваемся с самыми разными событиями, условно — с хорошими и плохими. Для оптимиста хорошие события закономерны и более или менее контролируемы им самим, а плохие — случайны. Для пессимиста, наоборот, плохие события закономерны, а хорошие — случайны и не зависят от его собственных усилий. Выученная беспомощность — это в некотором смысле выученный пессимизм. Одна из книг Селигмана называлась «Выученный оптимизм». Он подчеркивал, что это оборотная сторона выученной беспомощности.

Соответственно, избавиться от выученной беспомощности можно, научившись оптимизму, то есть приучив себя к мысли, что хорошие события могут быть закономерны и контролируемы. Хотя, конечно, оптимальной стратегией является реализм — ориентация на то, чтобы здраво оценивать возможности, но это не всегда возможно, объективные критерии не всегда существуют. Кроме того, плюсы и минусы оптимизма и пессимизма во многом связаны с тем, какие профессиональные задачи стоят перед человеком и насколько велика цена ошибки.

Селигман разработал методику анализа, которая позволяет определять степень оптимизма и пессимизма в текстах. С коллегами он рассматривал, в частности, предвыборные речи кандидатов в президенты Соединенных Штатов за несколько десятилетий. Оказалось, что во всех случаях всегда побеждают более оптимистичные кандидаты.

Но если цена ошибки очень велика и важно не столько добиться какого-то успеха, сколько не потерпеть неудачу, то пессимистичная позиция выигрышная. Селигман говорит, что если вы президент корпорации, то вице-президент по развитию и начальник отдела маркетинга должны быть оптимистами, а главный бухгалтер и шеф безопасности — пессимистами. Главное — не перепутать.

Как возникает выученная беспомощность

Посредством нейробиологического анализа было установлено что мозг, ощущая беспомощность, избирательно активизирует нейроны (5‑HT) в области средней линии продолговатого мозга. Они запускают ощущение тревожности и стресса.

Согласно концепции Селигмана, существует три источника формирования выученной беспомощности:

  • Опыт переживания неблагоприятных событий.
  • Опыт наблюдения за беспомощными людьми.
  • Отсутствие самостоятельности в детстве.

Рассмотрим подробнее, как возникает выученная беспомощность у детей и взрослых.

Особенности возникновения выученной беспомощности у детей

В формировании этой особенности психики особую роль играет травмирующий опыт в детстве. Если ребёнок часто обращается к родителям за помощью, но не получает её, он может решить, что никак не способен повлиять на положение дел. Впрочем, гиперопека тоже может привести к подобному результату. Иногда такое состояние сохраняется и во взрослой жизни.

Кроме того, чувство собственного бессилия может появиться у детей в результате жестокого обращения.

Большое значение имеет пример родителей и других взрослых. Ребёнок должен одновременно видеть модель поведения в своих родителях, получать у них помощь и поддержку в случае необходимости, но при этом научиться нести ответственность за свои поступки.

Часто родитель говорит ребенку: «Когда ты будешь взрослым, я хочу, чтобы ты был активным, самостоятельным, успешным и так далее, а пока ты должен быть послушным и спокойным». Противоречие заключается в том, что если ребенка воспитывают в состоянии послушания, пассивности и зависимости, то он не сможет стать независимым, активным и успешным.

Конечно, ребенок имеет ограниченные возможности по сравнению со взрослым, но не следует забывать, что он должен когда-то стать взрослым, и это постепенный процесс. Важно, с одной стороны, позволить ребенку быть ребенком, но, с другой стороны, помочь ему постепенно становиться взрослым.

Особенности формирования выученной беспомощности у мальчиков и девочек


Отдельного внимания заслуживает проблема формирования выученной беспомощности в гендерном аспекте. Родители и педагоги нередко руководствуются гендерными стереотипами при воспитании детей. А именно, поощряя у мальчиков маскулинные виды деятельности в большей степени, чем фемининные, а у девочек, соответственно, наоборот, родители способствуют формированию у детей выученной беспомощности.

Пример 5. Вова и Катя близнецы. Им по шесть лет. Недавно мама учила Катю вязать. У Кати не очень получалось, но мама снова и снова терпеливо показывала ей, как нужно поддерживать пальцами нитку, как вывязывать каждую петельку. И подбадривала, говорила, что она обязательно научится. Мама рассказала Кате о том, что сама она тоже долго не могла научиться и даже думала, что никогда не научится, вязаные вещи были у нее некрасивые, но через некоторое время стало получаться лучше, и вот теперь она может связать очень симпатичные вещи.

Вова, конечно, тоже захотел научиться. И даже попробовал. Взял у Кати нитки и спицы. Только это оказалось сложно. И мама не помогла. Она сказала: «Знаешь, сынок, у тебя вряд ли получится научиться вязать. Чтобы научиться вязать, нужно терпение и усидчивость, а у мужчин их нет. Да и вообще, вязание — это не мужское дело. Мужчинам это не дано». Больше Вова не пытался заниматься «женским» делом. Все равно не получится, он же мальчик!

Можно предположить, что Вова не будет и пытаться пришить себе пуговицу или сварить суп. Ведь он усвоил, что есть дела, к которым он не способен, потому что он мальчик (будущий мужчина). У Вовы сформировался синдром выученной беспомощности относительно деятельности, которую традиционно приписывают женщинам. Мама не ожидает, что сын научится выполнять «женскую» работу. Она ждет этого от дочери. Поэтому и акцентирует внимание на успехах дочери и неуспехах сына в фемининных видах деятельности, снова и снова подтверждая свои ожидания. Мама и не подозревает, что сама воплощает их в жизнь.

Естественно, выученная беспомощность может формироваться не только у мальчиков, но и у девочек.

Пример 6. Вова и Катя катаются на двухколесных велосипедах. Велосипеды у них одинаковые, но у Вовы получается лучше. Может быть потому, что он способнее Кати, а может быть потому, что когда они только учились кататься, папа всегда говорил, что у Вовы здорово получается, потому что он мальчик, а мальчики более способны во всем, что связано с транспортом и техникой. Катю папа не хвалил, говорил, что женщины хуже водят автомобиль и не так хорошо умеют кататься на велосипеде. Заметим, что и мальчик, и девочка могут научиться кататься на велосипеде одинаково хорошо. Однако родители могут как помочь ребенку, настроить его оптимистически, так и, напротив, помешать, убедить в неспособности к какому-либо виду деятельности.

Не только взрослые могут оказать влияние на ребенка. Сами дети нередко способствуют появлению выученной беспомощности друг у друга, транслируя традиционно патриархатные гендерные стереотипы.

Пример 7. В детском саду Денис (6 лет) увидел, как девочки вышивают, и тоже захотел научиться вышивать. Таня (5 лет 6 мес.), которая с удовольствием учила вышивать всех девочек, не стала помогать Денису. Она сказала: «Мальчики не умеют вышивать, это для девочек». И только вмешательство воспитателя разрядило обстановку. Педагог сказала: «Не совсем так. Каждый может научиться вышивать. Есть мужчины, которые очень хорошо вышивают и вяжут. Денис, давай я тебе покажу, как нужно вышивать». Первую работу Дениса воспитатель показала всем детям. После этого многие мальчики в группе стали вышивать.

Итак, выученная беспомощность может быть связана с биологическим полом ребенка. Например, девочкам говорят, что они не способны к математике или физике, потому что они девочки. А мальчики регулярно слышат, что они пишут грязно и неаккуратно потому, что они мальчики. В результате девочки не пытаются стать лучше мальчиков в точных науках (хотя многие могли бы), а мальчики не стараются быть аккуратными. Можно привести еще ряд примеров, однако это не имеет смысла, подобные примеры регулярно встречаются в обыденной жизни. Мы обратимся к последствиям формирования выученной беспомощности у мальчиков и девочек.

Вырастая, мальчик или девочка, будучи носителем синдрома выученной беспомощности, часто даже не пытаются выполнять виды деятельности, которые традиционно не соответствуют их биологическому полу. Так, мужчины стараются не вмешиваться в уход за ребенком, считая эту сферу исключительно «женской», а женщины не стремятся вникать в технические вопросы, связанные с ремонтом бытовой техники, считая эту сферу, соответственно, «мужской».

Выявление выученной беспомощности у школьников

Хотя исследования беспомощности в мировой психологической науке продолжаются уже на протяжении 40 лет, до сих пор в научной и практической психологии отсутствует специальный инструментарий для психодиагностики данного феномена, нет единой методики для диагностики ни личностной, ни выученной беспомощности. На основе анализа отечественной и зарубежной литературы, результатов различных эмпирических исследований я определил основные диагностические показатели личностной беспомощности. Это оказалась совокупность таких критериев, как пессимистический атрибутивный стиль, депрессивность, тревожность, пониженная самооценка.

Опираясь на эти данные, был создан тест, с помощью которого можно относительно точно определить наличие выученной беспомощности.

Этот тест (см стр. 13) был взят для диагностики выученной беспомощности у обучающихся 8-11 классов Варгашинской СОШ№1.

В результате социологического/психологического исследования (см с. 13-14), проведенного в нашей школе я выявил:

  1. У 20-ти процентов обучающихся полностью отсутствует синдром выученной беспомощности
  2. 40 – 62 процента обучающихся находятся в риске обретения синдрома: состояние психики по критериям тревожности, депрессивности, самооценки очень нестабильно.
  3. У 18-ти процентов обучающихся (+ 1%) наблюдается синдром выученной беспомощности. В поведении (опираясь на результаты теста) наблюдается пессимистический атрибутивный стиль.
  • Вы всегда ждете подходящих условий, чтобы начать действовать.
  • Даже если идеальные условия наступили, вы действуете максимум до первой трудности, до первого серьезного препятствия, после чего бросаете дело.
  • Вы ждете помощи от других, причем чаще не просите, а просто делаете жалобный вид, жалуетесь людям на свои проблемы, в надежде, что они как-то сами догадаются вам помочь.
  • Вы сами не знаете, чем конкретно могут вам помочь другие люди.
  • Вам кажется, что вы в тупике, ваша жизнь зашла в тупик.
  • Вы ничего не делаете по этому поводу, а ждете, надеетесь, что все каким-то образом разрешится само.
  • Вы часто жалуетесь на жизнь, ноете по поводу неурядиц в стране, в семье, в финансах.
  • Вы учитесь чему-то уже много лет, но так и не достигли успехов в этом деле.
  • Вы боитесь что-либо менять в жизни, работу, отношения, друзей, цепляетесь за это.
  • Вы говорите, что устали от жизни.
  • Вы бесконфликтны, либо стараетесь быть такими, избегаете отстаивать свое мнение или навязывать его другим.
  • Если вы куда-то приезжаете в новое место, первым делом, вам хочется уехать обратно, домой.
  • Отношения для вас важны лишь потому, что без близких людей вы ощущаете себя беспомощным.
  • Вы часто надеетесь в душе, что близкие люди вам помогут «в случае чего»
  • Вы часто попадаете в "безвыходные ситуации" на работе, в быту, в отношениях.
  • Несмотря на плохие условия, вы остаётесь в них , когда есть возможность уйти. .
  • Вы часто ищете в интернете информацию по теме «заработка в интернете»
  • Вы много завидуете другим людям, особенно, если это ваши близкие, которые меняют жизнь к лучшему.
  • Вы избегаете ответственных поручений, работы, где надо за многое отвечать.
  • Вы боитесь высказать свое мнение, когда речь идет о реальных решениях (а не анонимное общение в интернет-чатах), потому что его придется как-то обосновать и за него ответить
  • Вы завидуете чужим талантам, но не развиваете свои, потому что считаете себя бесталанными.
  • Вы часто задаете себе вопрос: «Как мне жить? Как мне дальше быть?»
  • Вы изображаете кипучую деятельность по поиску работу, подработки, фриланса и т.п., но находите сплошь и рядом только те решения, которые вам не по душе, либо слишком сложны.
  • Вы часто бросаете дело на полпути.
  • Вы слишком много и тщательно делаете работу, которая на самом деле очень легка для вас.
  • Вы «полируете» навыки, которые ничего не меняют в вашей жизни, например, отлично играете в компьютерную игру
  • Вы много проводите время онлайн просто чтобы убить время.
  • У вас завелись в жизни ритуалы, которым вы уделяете много внимания, покупаете одни и те же продукты, одну и ту же одежду, проявляете консерватизм по-максимуму, боитесь пробовать новое.
  • Вы не знаете, что делать с вашей жизнью, вам кажется, что кто-то лучше, чем вы, знает это.
  • Вы слишком много уделяете времени духовным исканиям, где результат неопределен и нельзя сказать, как далеко вы продвинулись. (религия и т.п.)
  • Вы избегаете конкуренции и видов деятельности, где она присутствует.
  • Вы упорно ищете «легких путей» и сдаетесь при первой возможности.
  • Вы не развиваете в себе навыки, которые могли бы помочь вам в практических делах.
  • Вы ленитесь мыть посуду, убирать за собой, застилать кровать, гладить рубашки и т.д. в мелких бытовых вещах
  • Вы считаете, что другие – лучше вас, умнее, сильнее, хитрее, более успешны
  • Вы верите, что удача существует. Что именно удача все решает. При этом вы считаете, что лично вам по жизни не везет и выискиваете доказательства этого, чтобы ничего не делать
  • Вам кажется, что ваша жизнь трудна, а у других – условия лучше
  • Вас часто считают эгоистом, но дело в том, что вы не можете "обслужить" даже себя, или так считаете, что не можете
  • Вы не в состоянии помочь другим, даже если просят, либо делаете это очень неохотно
  • Вы верите, что ваша жизнь будет длиться вечно, либо в следующей, которая точно состоится,вам повезет больше

беспомощность 2

Зеленый - Синдром выученной беспомощности полностью отсутствует.

Желтый - Есть риск, но это может усталость и/или плохое настроение во время прохождения опроса.

Оранжевый - Определённо есть проблемы, очень высокая вероятность выученной беспомощности, резкий упадок сил, большой недостаток мотивации.

Красный - Синдром выученной беспомощности определённо присутствует и ярко выражен. Рекомендовано комплексное «лечение».

К каким проблемам в жизни может привести выученная беспомощность


В 1976 году американские психологи Эллен Ланджер и Джудит Роден провели эксперимент в доме престарелых в Коннектикуте. Они выделили две группы: пожилых людей со второго этажа окружили максимальной опекой и заботой, а жителям четвёртого этажа доверили больше контроля над своей жизнью. В то время как на втором этаже уборкой, обустройством, поливом растений, выбором фильмов для просмотра вечером занимался персонал, на четвёртом эти обязанности легли на самих обитателей учреждения.

Жители четвёртого этажа по личным ощущениям начали чувствовать себя счастливее, а по оценкам медработников стали здоровее. Результаты этого эксперимента ярко демонстрируют, как контроль над ситуацией благотворно влияет на наше психическое и физическое состояние.

Ниже — примеры того, к чему может привести отсутствие контроля.

  • Появляется нездоровый пессимизм

Пессимист реалистичнее оценивает ситуацию, его мышление хорошо справляется с негативной оценкой будущих событий. Но он же может превратить осторожность в привычку. И там, где оптимист возьмёт своё настойчивостью, пессимист отступит, даже не попытавшись.

Например, курящий после нескольких провальных попыток бросить может поверить в то, что это невозможно. То же самое происходит с тем, кто хочет похудеть, но из‑за неудач решает, что никогда не сможет измениться. Нередко выученной беспомощностью страдают жертвы домашнего насилия. Они убеждают себя, что, даже несмотря на поддержку со стороны, не смогут скрыться от обидчика.

Поэтому лучше всего, когда между оптимизмом и пессимизмом есть баланс.

    >Формируются неспособность к принятию решений и апатия

Выученная беспомощность часто ведёт к тому, что человек прекращает принимать решения. Он перестает учиться адаптивным реакциям — умению менять своё поведение в зависимости от обстоятельств — или использовать их в тяжёлых ситуациях.

Например, сдавшиеся из‑за неудач люди нередко в поисках помощи и поддержки обращаются, 2006 к социальным сетям. Но в действительности это мало чем помогает и человек просто использует интернет‑ресурсы, чтобы забыться или скоротать время. Это превращает его в пассивного и изолированного от реальности наблюдателя.

  • Возрастает риск депрессий и других проблем со здоровьем

В 70‑х годах Селигман заявил, что выученная беспомощность — одна из причин развития депрессии. Учёный пришёл к выводу, что люди, не раз оказавшиеся в неконтролируемых стрессовых ситуациях, могут терять способность принимать решения или эффективно добиваться своих целей. Дальнейшие исследования также нашли связь между выученной беспомощностью и ПТСР — посттравматическим стрессовым расстройством. Страдающий от своего пессимизма человек даже о собственном здоровье заботится меньше: отсутствие внутренней энергии не оставляет ему сил, чтобы заниматься спортом или соблюдать диету.

Пессимист, даже если в молодости был физически и психически здоровым, к 45–60 годам имеет больше шансов обрести проблемы со здоровьем. Также эксперименты доказали, что существует связь между чувством безысходности и риском развития рака. Кроме того, выученная беспомощность, как и депрессия, ухудшает работу иммунной системы.

Современные подходы к коррекции выученной беспомощности у детей и подростков

Помощь психолога
Существуют различные подходы к коррекции беспомощности. Так как беспомощность в основном изучается в зарубежной науке, то и подходы к ее коррекции сложились в соответствующих западных традициях.

Первый подход связан с коррекцией экспериментально сформированной выученной беспомощности. Такая «искусственно созданная» ситуативная беспомощность быстро исчезает, стоит экспериментаторам рассказать испытуемым о процессе проведения эксперимента и намеренном отсутствии причинно-следственных связей между действиями испытуемого и происходящим или о том, что во второй части эксперимента испытуемые смогут осуществлять контроль над происходящим.

Такой эффект выработки иммунитета к беспомощности описали Дж. Торнтон и Г. Пауэлл. В том случае, когда испытуемым сообщалось, что неприятного воздействия в эксперименте можно будет избежать, все признаки беспомощности исчезали.

Второй, наиболее известный подход к коррекции выученной беспомощности - обучение соответствующему типу атрибуции. Кэрол Двек в своих работах продемонстрировала эффективность такого метода. Сначала было установлено, что дети, имеющие проявления выученной беспомощности, объясняли свои успехи и неудачи наличием или отсутствием способностей, а не затраченными усилиями. К. Двек провела тренинг с детьми от 8 до 13 лет, на котором дети занимались по двум программам.

На занятиях по первой программе дети время от времени терпели неудачи, при этом их заставляли почувствовать ответственность за свой провал, приписывая его недостаточным усилиям. На занятиях по второй программе дети всегда добивались успеха. У этой группы детей в дальнейшем не наблюдалось никакого улучшения результатов деятельности достижения, тогда как после «атрибутивной терапии» дети демонстрировали улучшение своих достижений в ситуации неудачи и в большей степени объясняли неудачу недостаточными усилиями.

«Атрибутивная терапия» использовалась и в программе, направленной на предотвращение депрессивных симптомов, составленной Д. Гилхам, К. Рейвич, Л. Джейкокс и М. Селигманом (1995). В эксперименте участвовали дети пятого и шестого классов. Программа включала два компонента: когнитивный компонент и компонент, направленный на развитие навыков разрешения социальных проблем.

Суть когнитивного компонента состояла в следующем: детей обучали идентифицировать негативные убеждения, оценивать эти убеждения, приводя аргументы за и против, и находить реалистичные альтернативы. Компонент тренинга, касающийся атрибутивного стиля, подразумевал обучение детей идентифицировать пессимистические объяснения и давать более оптимистичные (и более реалистичные) альтернативные объяснения.

Компонент, направленный на развитие навыков разрешения социальных проблем, сосредоточен на проблемах поведения и межличностных проблемах, которые часто связаны с депрессией и беспомощностью у детей. Детей обучали обдумывать свои цели прежде, чем действовать, составлять список возможных решений проблемы и принимать решение, взвесив все за и против относительно каждого пути решения. Детей обучали справляться с конфликтами с родителями. Проводилась работа по развитию настойчивости у детей. В итоге дети, прошедшие программу, были меньше подвержены беспомощности, а как следствие депрессии, по сравнению с контрольной группой.

У испытуемых после участия в программе атрибутивный стиль стал значительно более оптимистичным (менее устойчивым, общим и внутренним для негативных событий), чем у детей контрольной группы. Этот эффект возрос с течением времени, как было обнаружено в результате дальнейших исследований, проводимых в течение двух лет. Изменения атрибутивного стиля были статистически связаны с сокращением депрессивных симптомов. Профилактика выученной беспомощности и депрессии особенно важна в раннем подростковом возрасте.

Третий подход связан с коррекцией и профилактикой личностной беспомощности в процессе воспитания. Автор концепции поисковой активности Вадим Ротенберг считает, что важнейшими факторами, позволяющими предотвратить развитие выученной беспомощности, помимо оптимистического атрибутивного стиля, являются высокая самооценка, уважение к себе и опыт преодоления трудностей, т.е. опыт поисковой активности, при этом неважно, в какой сфере жизни был этот опыт. Немаловажную роль в создании такого опыта играют родители и учителя и вся система взаимоотношений с ними. Значимые взрослые должны демонстрировать ребенку возможности контроля над внешней средой, обеспечивать обратную связь, соответствующую ситуации.

Владимир Ромек, опираясь на идеи М. Селигмана, приводит основные принципы поведения родителей и учителей, соблюдение которых позволит предотвратить развитие беспомощности у детей.

Первый принцип: последствия должны быть. Следует познакомить ребенка с разными сторонами реальности, показать, что именно он может жить по-другому, что-то изменить в своей жизни. Ребенок должен видеть, что он сам может создавать последствия. Необходимо чаще бывать с ребенком и своей речью восполнять дефицит последствий.

Второй принцип: последствия должны быть разнообразными. Обратная связь должна быть различной в ответ на разное поведение. Не следует демонстрировать одну и ту же реакцию на отличные друг от друга поступки. Следует четко связывать свою реакцию с определенным поведением. «Хорошие» и «плохие» действия должны иметь соответственно «хорошие» или «плохие» последствия.

Третий принцип: промежуток времени между поведением и последствиями должен быть минимальным. В. Ромек подчеркивает, что нельзя оттягивать с реакцией, нужно реагировать тотчас же и разнообразно. Это становится особенно важным в случае экстремального поведения необычно хорошего и необычно плохого.

Четвертый принцип: случайные реакции лучше постоянных. Нет необходимости постоянно сопровождать любое поведение ребенка своими реакциями. Спустя некоторое время он сам научится видеть последствия, следует помогать ему в этом время от времени. На этих же принципах можно построить консультирование в ситуации выученной беспомощности.

В рамках этого подхода особое значение приобретает воздействие на мотивационную сферу личности. Исследования подтверждают, что для значительной части детей негативная обратная связь ведет к ухудшению выполнения заданий, негативному представлению о себе и аффективным состояниям. Такой стереотип реакции беспомощности может иметь продолжительные неблагоприятные воздействия на уровень достижений. Однако следует иметь в виду, что в данном случае речь идет о систематической преимущественно негативной обратной связи. На формирование беспомощности влияет не только опыт длительных неудач, но и опыт длительного легко достигаемого успеха.

Самостоятельное лечение


Безусловно, лучшим решением будет пройти курс когнитивно‑поведенческой терапии (КПТ), который поможет изменить свой стиль действий и восприятие мира. Лучше всего с этой целью посетить психолога. Но кое‑что можно предпринять самостоятельно:

  1. Найти того, кто вас выслушает и поддержит.
  2. Понять причины возникновения выученной беспомощности и найти негативные мысли, сопутствующие ей. Можно их записать.
  3. Определить, какие ваши действия подкрепляют выученную беспомощность. Например, просмотр страниц «успешных людей» в соцсетях, который ведёт к выводам вроде «Я просто неудачник».
  4. Постараться стать более оптимистичным в своём поведении и мыслях. Например, придумать физическое действие, такое как хлопок по столу или встряхивание головой, которое будет означать конец негативным размышлениям.
  5. Работать над своей самооценкой. Скажем, после неудачи проанализировать её через несколько дней, чтобы без эмоций выявить причины провала. Также можно вспоминать о своих достижениях, чтобы побороть мысли о собственном бессилии.
  6. Не цепляться за худшую причину вашего беспокойства, а определить настоящую. Например, «Я не нравлюсь девушкам» — это худшая причина, а «У меня был неудачный опыт отношений» — настоящая.
  7. По мере возможности избавиться от обстоятельств, которые ведут к выученной беспомощности. Например, ограничить общение с людьми, которые относятся к вам с пренебрежением.
  8. Определить свои цели и запланировать конкретные задачи для их достижения.
  9. Помочь в этом могут физические упражнения здоровое питание и медитация. Они развивают стойкость и ощущение контроля, что важно для борьбы с выученной беспомощностью.
  10. Развивайте выученный, или избирательный, оптимизм
  11. Также Мартин Селигман разработал концепцию «выученного оптимизма». Согласно ей, чтобы вырваться из цикла беспомощности, нужно научиться воспринимать события конструктивно, приводить для себя аргументы в пользу того, что в неприятных ситуациях нет вашей вины. Эта концепция также встречается под названием «гибкий оптимизм».
  12. Для реализации своей идеи Селигман совместно с психологом Альбертом Эллисом создал метод ABCDE (Adversity, Belief, Consequence, Disputation, Energization). Чтобы применить его, сначала нужно понять, с какими трудностями или невзгодами (Adversity) вы столкнулись. Затем — определить, как вы их интерпретируете (Belief) и какие чувства и действия они вызывают (Consequence). Сделав это, вы можете привести контраргумент (Disputation), который также напомнит вам о пользе позитивных мыслей. Это, как считает Селигман, даст вам энергию (Energization) для дальнейших свершений.
  13. В качестве примера можно привести разные реакции оптимиста и пессимиста на то, что не удалось сделать что‑то в срок. Если пессимист расстроится и, возможно, подумает, что ничего не умеет, то оптимист скажет себе: «Я не успел выполнить задачу в срок. У меня было слишком мало времени, хотя ещё бы чуть‑чуть — и я бы справился». Фактически в этом утверждении раскрывается модель ABCDE.

Рекомендации педагогам и родителя по преодолению выученной беспомощности и формированию оптимистичного жизненного настроя у мальчиков и девочек

Давать детям возможность заниматься различными видами деятельности, интересующими ребенка, в том числе традиционно не соответствующими его биологическому полу.

Нецелесообразно использовать гендерно-стереотипные фразы, способствующие формированию выученной беспомощности: «мальчики обычно (всегда) забивают гвозди лучше девочек», «все девочки хорошо вышивают», «мальчику труднее научиться мыть посуду, чем девочке».

Важно делать акцент на индивидуальных особенностях ребенка, а не на его биологическом поле. Не стоит говорить: «Валя отлично вяжет и не умеет забивать гвозди, потому что она девочка». Лучше сказать: «Вале больше нравится вязать и у нее отлично получается, а забивать гвозди ей не очень интересно. Возможно, позже она захочет и этому научиться».

Расширять жизненный опыт ребенка за счет наблюдения за окружающей действительностью. Если в реальной жизни затруднительно найти примеры, можно использовать художественные произведения, в которых мужчины и женщины заняты гендерно-нестереотипной деятельностью.

Не оставлять без внимания гендерно-стереотипные высказывания детей («ты девочка, ты не сможешь отпилить, лучше дай я отпилю» и пр.). Чаще подчеркивать возможность каждого ребенка, независимо от биологического пола, научиться различным видам деятельности.

Литература

  1. Батурин Н.А., Выбойщик И.В. Анализ подходов к профилактике и коррекции выученной беспомощности // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. Т. 2. С. 116127.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Академия, 2006. 336 с.
  3. Коростелева И.С., Ротенберг В.С. Поисковая активность и проблема обучения и воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 6071.
  4. Мельникова Н.Н. Коррекция выученной беспомощности: принципы групповой работы с детьми 911 лет // Теоретическая, экспериментальная и практическая психология: Сборник научных трудов / Под ред. Н.А. Батурина. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. Т. 2. С. 127134.
  5. Ромек В.Г. Основы поведенческой психотерапии. Ростов н/Д: ЮРГИ, 2002. 200 с.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. Т. 2. 392 с.
  7. Циринг Д.А. Личностная беспомощность у детей: структурные компоненты и их взаимосвязи // Теоретико-методологические и психологические основы коррекционно-развивающей работы психологов: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. Ч. 1. С. 511.
  8. Циринг Д.А. Психология выученной беспомощности: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005. 120 с.
  9. Циринг Д.А. Структура личностной беспомощности: постановка проблемы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Образование. Здравоохранение. Физическая культура. 2005. Вып. 6. С. 176180.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: