Проект "Язык современных песен"
В процессе работы над индивидуальным проектом по русскому языку "Язык современных песен" учениками 7 класса школы была поставлена и реализована цель проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней.
Подробнее о проекте:
В ученической исследовательской работе по русскому языку "Язык современных песен" авторы определили роль музыки в жизни человека, а особенно ее значение для подростков. В центре исследования стоит проблема, заключающаяся в понимании и выявлении интереса к современной поп-музыке, определении роли современной музыки для подрастающего поколения.
В готовом творческом и исследовательском проекте по русскому языку "Язык современных песен" учащиеся рассмотрели изобразительные средства в классической поэзии и постарались классифицировать строчки из текстов современных песен в соответствии с этими художественными средствами. Не все ли потеряно в современной музыкальной поэзии далее в работе.
Оглавление
Введение
1. Изобразительные средства в тексте.
2. Нахождение изобразительных средств в современных песнях.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Музыка - древний вид искусства, развивающий в человеке чувство прекрасного. Музыкальные произведения - это поэзия со своими особенностями. Ее главная функция – воздействие, остается прежней на протяжении долгих лет. Но данный вид искусства во многом зависит от потребностей общества.
Социальный запрос, как важное явление, оказывает влияние на музыкальную сферу. Меняются вкусы , предпочтения людей, соответственно, альтернатива. В музыкальной индустрии это частое явление. Внешние события ; переживания, связанные с внутренним миром человека, должны находить отражение в особой музыке. В той, которая будет насыщена определенными средствами, фразами, используемыми в речи
Тема исследования: «Язык современных песен». Смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей. Проблематика песен, звучащих по радио и телевизору, их тематическое разнообразие – все это вызывает интерес у молодого поколения. Своеобразный язык, его ненормативность, экспрессивность легко запоминаются. Простые мелодии , примитивный ритм становится навязчивыми . Но не смотря на это , современные песни , их поэтика сподвигают молодежь на определенные действия, а значит, обладают сильным воздействием на эмоциональную сферу . В них прослеживается особая философия, дух , которому они стараются следовать. Какова их особенность, в чем главное назначение современных песен? Почему их с удовольствием слушает молодежь? Почему молодые люди отдают предпочтение современным песням, а не лирики прошлых лет?
Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили провести исследование на основе десяти современных песен на русском языке.
Тема работы:«Язык современных песен»
Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен, нахождение языковых средств в современных песнях; выявление метафоричности языка.
Проблема исследования состоит в понимании и выявлении интереса к данной музыке; определении роли современной музыки для подрастающего поколения
Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)
Предмет исследования: тексты десяти современных песен, работа с терминами
Цель исследования: проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней
Перед собой мы поставили несколько конкретных задач:
- поработать с лексическим минимумом : «метафора», «эпитет», «олицетворение», «фразеологизм», «сравнение»;
- изучить теоретический материал по данной теме;
- изучить опыт анализа текстов современных песен;
- провести сравнительный анализ 10 современных песен на русском языке (научный эксперимент)
- создать презентацию с целью наглядно показать итоги всей своей работы.
Гипотеза: тексты современных песен содержат богатый лексический материал, который воздействует на эмоциональное состояние детей, на развитие их культурного уровня; обладают своеобразным языком и метафоричностью, которые они используют в речи;
Методы исследования:
- обзор литературы по теме исследования;
- анализ текстов песен /описательный метод/;
- метод классификации и обобщения материала
Результаты работы: современные песни могут дать яркие образцы художественных средств, использование которых возможно на уроках литературы;
-тексты популярных песен тяготеют к активному использованию сравнений, олицетворений, близких к устойчивым эпитетам, что сближает их с народной поэзией, фольклором;
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в средней школе при изучении стихотворных текстов; при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе.
Изобразительные средства в текст
Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Мы более подробно остановимся на лексических средствах речевой выразительности.
Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.
Oлицeтвopeниe – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлeнныx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx, пpи кoтopoм oни нaдeляютcя cвoйcтвaми живыx cyщecтв: дapoм peчи, cпocoбнocтью мыcлить и чyвcтвoвaть.
Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк пpeдмeтa или явлeния; пpимeняeтcя для тoгo, чтoбы вызвaть y читaтeля зpимый oбpaз чeлoвeкa, вeщи, пpиpoды и т.п.
3oлoтoгo, кaк нeбo, Aи...
A.A.Блoк
Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния:
Пoлны дoбpa пepeд итoгoм гoдa,
Kaк яблoки aнтoнoвcкиe, дни.
A.T.Tвapдoвcкий
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов
Нахождение изобразительных средств в современных песнях
Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэтических текстов. Мы решили провести собственный научный эксперимент. Нами было выбрано десять современных песен, занимающих лидирующие позиции в чартах музыкальных каналов, ориентировались на чистоту скачивания песен с мобильного приложения iTunes . Стиль в музыке: поп-музыка. Тексты всех песен находятся в приложении [cм. приложение 1].
В тексте каждой песни мы попыталась определить и найти изобразительно-выразительные средства.
Метафоры современных песен легко растолковать. Большая часть построена на сближение одного предмета с другим. Первоначальный метафорический перенос может свободно воспринимается читателем и слушателем.
Молодой белорусский исполнитель Тима Белорусских в своих текстах создает простые цитаты. Большая их часть связана с несчастной любовью, быстрым расставанием.
- Воздушный поцелуй станет самым горьким (Тима Белорусских «Незабудки»)
- Надеждой на светлое будущее
- Еду «зайцем» прямиком к твоему сердцу( песня «Незабудки»)
- Фонари для нас не гаснут (песня «Мокрые кроссы»)
- Встречаются грамматические и речевые ошибки в построении предложения.
- Иду в мокрых кроссах к тебе, где бы я не был ( песня«Мокрые кроссы»)
- Я вновь закрыл глаза и закрылся от всех ( песня «Мокрые кроссы»)
- Мокрый насквозь до глубины души ( песня «Мокрые кроссы»)
Эксцентричный исполнитель из Новосибирска – Элджей создает эффект полета, беззаботности благодаря фразам:
- Здесь так красиво, я перестаю дышать. (Элджей, Feduk « Розовое вино»
- Когда мы летели на байке. (Элджей, Feduk « Розовое вино»)
Популярный представитель хип-хоп индустрии Леша Свик необычно показал рассвет и его назначение. Именно это фраза часто повторялась в песне для усиления эффекта романтики.
Малиновый свет искал нас долго. (Леша Свик «Малиновый свет»)
Запоминающаяся песня певца Matrang «Медуза» содержит метафору, связанную с философией восьмеричного пути. Пройдя нелегкий путь герой обретает свободу или ,наоборот, остается в своем мире без возможности измениться
Время - тихая вода, утекающая вон. Кто не видит в небе знак-потеряет восемь ног.
Метафоры, более приближенные к литературному тексту, мы нашли у Макса Барских. Напевность , лиричность практически приближают песни к любовным балладам.
Мы на рассвете мир потеряли
Я давно не видел свет В твоих глазах
Любовь всегда возможно спасти
(Макс Барских «Берега»)
Дуэт HammAli&Navai в песне « Девочка-война» используют неправильные речевые конструкции. Но данное языковое нарушение запоминается
Ты огня прям комок
Весной пахнешь зимой
Научилась забирать меня снова?
Опять эти штормы между нами прошли.
Закружило нас волной.
Еще один дует Арти и Асти создает собственные по уже известным конструкциям
Отпускаю нашу любовь
ты рассыпаешься в памяти
создают индивидуально-авторские метафоры. Скорее всего авторы хотели показать способ забыть прежнюю любовь.
Оттанцую всю свою боль
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)
Метафоры, показывающие влияние любви на человека. Светлое чувство, переполняющее сердце
«Только ты расплавишь мою сталь. Не давая медленно тонуть..» «Моя музыка полна тобой...» «Забери меня куда- то в даль. Подожди меня еще чуть-чуть».
(Звонкий «Голоса»)
Эпитет. Распространенное изобразительное средство. В текстах современных исполнителей троп встречается редко, т.к. его можно отнести к разряду общеязыковых эпитетов. Большая часть эпитетов стали принятыми в разговорной речи. Встречаются оценочные эпитеты и описательные .
(Филипп Киркоров «Цвет настроения синий»)
«Танцевали до утра под неоновым дождём».
«И бездонные глаза — ты актриса моих снов».
( Matrang Медуза)
«Твои солёные губы…»
«Малиновый свет упал на окна»
(Леша Свик «Малиновый свет»)
«…пальмы в алом закате.»
(Элджей, Feduk « Розовое вино»
«…минорные треки»
« Под грустный дэнс…»
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)
«Одинокие звёзды..»
(Макс Барских «Берега»)
Олицетворение. Для придания выразительности часто использует этот троп. Современные авторы песен не стали исключением в словотворчестве, они попытались воссоздать олицетворение. Расширишь возможности в описании предметов, наделить предметы образностью. У некоторых авторов встречаются антропоморфизмы ( Тима Белорусских и дует Раса )
« Звонки без ответа…»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
«Дождик не сможет потушить..»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
«Музыка так орет
Скорость спать не дает..»
(Раса «Танцы под фонарем»)
И обычные лиричные олицетворения
«..сердце снова подскажет»
(Макс Барских «Берега»)
Сравнение. Немаловажный прием , основанный на сопоставлении предметов, явлений. Способ создания сравнения осуществляется с помощью сравнительных союзов.
«Ты далеко , но как за моим окном»
(Тима Белорусских «Незабудки»)
« ..мы словно на корабле..»
(Раса «Танцы под фонарем»)
Сопоставление без грамматических средств, сравнительной степени. Они основаны на уподоблении двух понятий.
Время — тихая вода(Matrang Медуза)
Ты именно та, не подделка из Китая
Эти облака - фиолетовая вата.
Фразеологизм . Обратимся к устойчивым сочетаниям слов. Тексты, исследуемых песен, содержат закрепленные речевые обороты, среди можно обнаружить фразеологизмы.
«Ноги еле плетутся ..»
« Не надо дуться ..»
(Тима Белорусских «Мокрые кроссы»)
« Дважды в одну реку не войдёшь»
«..Разрушив между нами мосты»
(Макс Барских «Берега»)
Заключение
Проверив песенные тексты и проведя их лексический анализ, мы пришли к выводу, что в современных песнях употребляются различного рода ошибок. Молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом, его интересует форма - средства изобразительной выразительности, речитативы Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи.
Стоит отметить , что авторы песен, как поэты» нового времени» создали новые средства выразительности, которые обладают своей необычностью. Они становятся постоянными употребляются и повторяются в разных текстах. В текстах современных исполнителей много метафор (10 песен из 10) Некоторые художественные средства языка: эпитеты и сравнения – употребляются редко. Таким образом создается новый язык. Привычные средства выразительности приобретают новую форму. Они обладают эмоциональностью, яркой стилистической окрашенностью
В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.
Также хочется отметить, что, несмотря на все перечисленные факторы, современная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.
Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.
Список литературы
- Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст]/ В.И. Даль. – М: Эксмо; Форум. 2007. – 246 с.
- Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.
- Капанадзе, Л.А. Пространство русской речи. Из газеты «Русский язык»/ № 9, 1996.
- Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010. – С. 313-317.
- Интернет-источники