Проект "Язык современных песен"

Тематика: 
Автор: 
Молчанова Валерия, Смирнов Никита, Лукашова Ангелина
Руководитель: 
Иванова Наталья Александровна
Учреждение: 
МБОУ Ржаницкая СОШ
Класс: 
7

В процессе работы над индивидуальным проектом по русскому языку "Язык современных песен" учениками 7 класса школы была поставлена и реализована цель проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка в соотнесенности с современной песней.

Подробнее о проекте:


В ученической исследовательской работе по русскому языку "Язык современных песен" авторы определили роль музыки в жизни человека, а особенно ее значение для подростков. В центре исследования стоит проблема, заключающаяся в понимании и выявлении интереса к современной поп-музыке, определении роли современной музыки для подрастающего поколения.

В готовом творческом и исследовательском проекте по русскому языку "Язык современных песен" учащиеся рассмотрели изобразительные средства в классической поэзии и постарались классифицировать строчки из текстов современных песен в соответствии с этими художественными средствами. Не все ли потеряно в современной музыкальной поэзии далее в работе.

Оглавление

Введение
1. Изобразительные средства в тексте.
2. Нахождение изобразительных средств в современных песнях.
Заключение
Список использованной литературы

Введение


Музыка - древний вид искусства, развивающий в человеке чувство прекрасного. Музыкальные произведения - это поэзия со своими особенностями. Ее главная функция – воздействие,  остается прежней на протяжении долгих лет. Но данный вид искусства во многом зависит от потребностей общества.

Социальный запрос, как важное явление, оказывает влияние на музыкальную сферу. Меняются вкусы , предпочтения людей, соответственно, альтернатива. В музыкальной индустрии это частое явление.  Внешние события ; переживания, связанные с внутренним миром человека, должны находить отражение в особой музыке. В той, которая будет  насыщена определенными средствами, фразами, используемыми в речи

Тема исследования: «Язык современных песен». Смысловая составляющая современных песен оказывает влияние на культурно-нравственное развитие детей. Проблематика песен, звучащих по радио и телевизору, их тематическое разнообразие – все это вызывает интерес у молодого поколения. Своеобразный язык, его ненормативность,   экспрессивность легко запоминаются. Простые мелодии , примитивный ритм становится навязчивыми .  Но не смотря на это , современные песни , их поэтика сподвигают молодежь на определенные действия, а значит, обладают сильным воздействием на эмоциональную сферу . В них прослеживается особая философия, дух , которому они стараются следовать. Какова их особенность, в чем главное назначение современных песен? Почему их с удовольствием слушает молодежь? Почему молодые люди отдают предпочтение современным песням, а не лирики прошлых лет?

Нас заинтересовала эта проблема, и мы решили провести исследование на основе десяти современных песен на русском языке.

Тема работы:«Язык современных песен»

Актуальность избранной темы определяется потребностью в исследовании текстов современных песен, нахождение  языковых средств в современных песнях; выявление метафоричности языка.

Проблема исследования состоит в понимании и выявлении интереса к данной музыке; определении роли современной музыки для подрастающего поколения

Объект исследования: современная музыка (стиль: поп-музыка)

Предмет исследования: тексты десяти современных песен, работа с терминами

Цель исследования: проанализировать языковые средства выразительности в соответствии с лексическим ярусом языка  в соотнесенности с современной песней

Перед собой мы поставили несколько конкретных задач:

  1. поработать с лексическим минимумом :  «метафора», «эпитет», «олицетворение», «фразеологизм», «сравнение»;
  2. изучить теоретический материал по данной теме;
  3. изучить опыт анализа текстов современных песен;
  4. провести сравнительный анализ 10 современных песен на русском языке (научный эксперимент)
  5. создать презентацию с целью наглядно показать итоги всей своей работы.

Гипотеза: тексты современных песен содержат богатый лексический материал, который воздействует на эмоциональное состояние детей, на развитие их культурного уровня; обладают своеобразным языком и метафоричностью, которые  они используют в речи; 

Методы исследования:

  1. обзор литературы по теме исследования;
  2. анализ текстов песен /описательный метод/;
  3. метод классификации и обобщения материала

Результаты работы: современные песни могут дать яркие образцы художественных средств, использование которых возможно на уроках литературы;

-тексты популярных песен тяготеют к активному использованию сравнений, олицетворений, близких к устойчивым эпитетам, что сближает их с народной поэзией, фольклором;

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в средней школе при изучении стихотворных текстов; при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку и литературе.

Изобразительные средства в текст


Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства речевой выразительности многообразны. Выделяются фонетические (звуковые), лексические (связанные со словом –лексемой), синтаксические (связанные со словосочетанием и предложением),фразеологические (фразеологизмы), тропы (обороты речи в переносном значении) изобразительные средства. Они используются в разных сферах общения: художественной, публицистической, разговорной и даже научной речи. Мы более подробно остановимся на лексических средствах речевой выразительности.

Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются.

Oлицeтвopeниe – этo изoбpaжeниe нeoдyшeвлeнныx пpeдмeтoв кaк oдyшeвлeнныx, пpи кoтopoм oни нaдeляютcя cвoйcтвaми живыx cyщecтв: дapoм peчи, cпocoбнocтью мыcлить и чyвcтвoвaть.

Эпитeт – этo xyдoжecтвeннo-oбpaзнoe oпpeдeлeниe, пoдчepкивaющee нaибoлee cyщecтвeнный в дaннoм кoнтeкcтe пpизнaк пpeдмeтa или явлeния; пpимeняeтcя для тoгo, чтoбы вызвaть y читaтeля зpимый oбpaз чeлoвeкa, вeщи, пpиpoды и т.п.

Я пocлaл тeбe чepнyю poзy в бoкaлe
3oлoтoгo, кaк нeбo, Aи...
A.A.Блoк

Cpaвнeниe – этo изoбpaзитeльный пpиeм, ocнoвaнный нa coпocтaвлeнии явлeния или пoнятия (oбъeкт cpaвнeния) c дpyгим явлeниeм или пoнятиeм (cpeдcтвo cpaвнeния) я цeлью выдeлить кaкoй-либo ocoбo вaжный в xyдoжecтвeннoм oтнoшeнии пpизнaк oбъeктa cpaвнeния:

Пoлны дoбpa пepeд итoгoм гoдa,
Kaк яблoки aнтoнoвcкиe, дни.
A.T.Tвapдoвcкий

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ- (от греч. phrasis - выражение и logos - слово) - устойчивые по составу словосочетания (выражения), смысл которых принципиально невыводим из значений составляющих их слов, например: набрать в рот воды - молчать, пятое колесо в телеге - лишний, нажимать на все педали - прилагать все усилия для достижения цели или выполнения какого-либо дела и др. Для Ф. характерны: постоянный состав (вместо кот наплакал нельзя сказать собака наплакала), недопустимость включения в их структуру новых слов

Нахождение изобразительных средств в современных песнях


Исследовав научную литературу по данной теме, изучив опыт анализа поэтических текстов.  Мы решили провести собственный научный эксперимент. Нами было выбрано  десять современных песен, занимающих лидирующие позиции в чартах музыкальных каналов, ориентировались на чистоту скачивания песен с мобильного приложения iTunes . Стиль в музыке: поп-музыка. Тексты всех песен находятся в приложении [cм. приложение 1].

В тексте каждой песни мы попыталась определить и найти изобразительно-выразительные средства.

Метафоры современных песен легко растолковать. Большая часть построена на сближение одного предмета с другим. Первоначальный метафорический перенос может свободно воспринимается читателем и слушателем.

Молодой  белорусский исполнитель Тима Белорусских в своих текстах создает простые цитаты. Большая их часть  связана с несчастной любовью, быстрым расставанием.

  • Воздушный поцелуй станет самым горьким (Тима Белорусских «Незабудки»)
  • Надеждой на светлое будущее
  • Еду «зайцем» прямиком к твоему сердцу( песня «Незабудки»)
  • Фонари для нас не гаснут (песня  «Мокрые  кроссы»)
  • Встречаются грамматические и речевые ошибки в построении предложения.
  • Иду в мокрых кроссах к тебе, где бы я не был ( песня«Мокрые  кроссы»)
  • Я вновь закрыл глаза и закрылся от всех ( песня «Мокрые  кроссы»)
  • Мокрый насквозь до глубины души ( песня  «Мокрые  кроссы»)

Эксцентричный исполнитель из Новосибирска – Элджей  создает эффект полета, беззаботности благодаря фразам:

  • Здесь так красиво, я перестаю дышать. (Элджей, Feduk « Розовое вино»
  • Когда мы летели на байке. (Элджей, Feduk « Розовое вино»)

Популярный представитель хип-хоп индустрии Леша Свик  необычно показал рассвет и его назначение. Именно это фраза часто повторялась в песне для усиления эффекта романтики.

Малиновый свет искал нас долго. (Леша Свик «Малиновый свет»)

Запоминающаяся песня  певца Matrang «Медуза» содержит метафору, связанную с философией восьмеричного пути.  Пройдя нелегкий путь герой обретает свободу или ,наоборот, остается в своем мире без возможности измениться

Время - тихая вода, утекающая вон. Кто не видит в небе знак-потеряет восемь ног.

Метафоры,  более приближенные к литературному тексту,  мы нашли у Макса Барских. Напевность , лиричность  практически приближают песни к любовным балладам.

«Раненое сердце не зашьёшь
Мы на рассвете мир потеряли
Я давно не видел свет В твоих глазах
Любовь всегда возможно спасти
(Макс Барских «Берега
»)

Дуэт HammAli&Navai в песне « Девочка-война» используют неправильные речевые конструкции. Но данное языковое нарушение  запоминается

Мы летаем мало. Долго падаем-падаем.
Ты огня прям комок
Весной пахнешь зимой
Научилась забирать меня снова?
Опять эти штормы между нами прошли.
Закружило нас волной.

Еще один дует Арти и Асти создает собственные по уже известным конструкциям

Мне сводит душу
Отпускаю нашу любовь
ты рассыпаешься в памяти

создают индивидуально-авторские метафоры. Скорее всего авторы хотели показать способ забыть прежнюю любовь.

Оттанцую всю свою боль
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)

Метафоры, показывающие влияние любви на человека. Светлое чувство, переполняющее сердце

«Только ты расплавишь мою сталь. Не давая медленно тонуть..» «Моя музыка полна тобой...» «Забери меня куда- то в даль. Подожди меня еще чуть-чуть».
(Звонкий «Голоса»)

Эпитет.  Распространенное изобразительное средство. В текстах современных исполнителей  троп встречается редко, т.к. его можно отнести к разряду общеязыковых эпитетов. Большая часть эпитетов стали принятыми в разговорной речи. Встречаются оценочные эпитеты и описательные .

«…нелепой суеты..»
(Филипп Киркоров «Цвет настроения синий»)

«Танцевали до утра под неоновым дождём».
«И бездонные глаза — ты актриса моих снов».
( Matrang Медуза)

«Твои солёные губы…»
«Малиновый свет упал на окна»
(Леша Свик «Малиновый свет»)

«…пальмы в алом закате.»
(Элджей, Feduk « Розовое вино»

«…минорные треки»
« Под грустный дэнс…»
(Арти и Асти «Грустный Дэнс»)

«Одинокие звёзды..»
(Макс Барских «Берега»)

Олицетворение. Для придания выразительности часто использует этот троп. Современные авторы песен не стали исключением в словотворчестве,  они попытались воссоздать олицетворение. Расширишь возможности в описании предметов, наделить предметы образностью. У некоторых авторов встречаются антропоморфизмы ( Тима Белорусских и  дует Раса )

«Молчит экран и я вместе с ним..»
« Звонки без ответа…»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

«Дождик не сможет потушить..»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

«Музыка так орет
Скорость спать не дает..
»
(Раса «Танцы под фонарем»)

И обычные лиричные олицетворения 
«..сердце снова подскажет»
(Макс Барских «Берега»)

Сравнение. Немаловажный прием , основанный на сопоставлении предметов, явлений. Способ создания сравнения осуществляется  с помощью сравнительных союзов.

«Ты далеко , но как за моим окном»
(Тима Белорусских «Незабудки»)

« ..мы словно на корабле..»
(Раса «Танцы под фонарем»)

Сопоставление без грамматических средств, сравнительной степени. Они основаны на уподоблении двух понятий.

Мы с тобою — звездопад (Matrang Медуза)
Время — тихая вода(Matrang Медуза)
Ты именно та, не подделка из Китая
Эти облака - фиолетовая вата.

Фразеологизм . Обратимся к устойчивым сочетаниям слов. Тексты, исследуемых песен, содержат закрепленные  речевые обороты, среди можно обнаружить  фразеологизмы.

«Можешь продолжить нести чушь..»
«Ноги еле плетутся ..»
« Не надо дуться ..»
(Тима Белорусских «Мокрые  кроссы»)

« Дважды в одну реку не войдёшь»
«..Разрушив между нами мосты»
(Макс Барских «Берега»)

Заключение


Проверив песенные тексты и проведя их лексический анализ, мы пришли к выводу, что в современных песнях употребляются   различного рода ошибок.   Молодые люди, читая тексты песен, часто не могут определить их тему и основную мысль. Это говорит о том, что во время прослушивания современной песни человек порой не задумывается над её смыслом, его интересует форма  - средства изобразительной выразительности, речитативы  Анализ показал, что тексты современных песен в основной массе пишутся в соответствии с требованиями культуры речи.

Стоит отметить , что авторы песен, как поэты» нового времени» создали новые средства выразительности, которые обладают своей необычностью. Они становятся постоянными употребляются и повторяются в разных текстах. В текстах современных исполнителей много метафор (10 песен из 10) Некоторые художественные средства языка: эпитеты и сравнения – употребляются редко. Таким образом создается новый язык. Привычные средства выразительности приобретают новую форму. Они обладают эмоциональностью, яркой стилистической окрашенностью

В песнях наших дней рифма отходит на второй план: над ней доминирует мелодия.

Также хочется отметить, что, несмотря на все перечисленные факторы, современная песня продолжает оставаться популярной. Критики не берутся за разбор текстов современных произведений. А старшее поколение не принимает современные песни лишь из-за внешнего вида исполнителей и их публичной жизни, которая является предметом пристального внимания прессы.

Популярная музыка – естественная и важная для подростков и молодежи сфера бытия, влияющая на воспитание и формирование речевой культуры. В таких условиях особое значение приобретает воспитание молодого поколения, поскольку от него напрямую зависит будущее языка.

Список литературы

  1. Даль, В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная версия. [Текст]/ В.И. Даль. – М: Эксмо; Форум. 2007. – 246 с.
  2. Исхакова, Н.Р. Музыкальные предпочтения молодёжи. [Текст]/ Н.Р. Исхакова. – М.: Социс. – 2006. – С.35 – 37.
  3. Капанадзе, Л.А. Пространство русской речи. Из газеты «Русский язык»/ № 9, 1996.
  4. Полежаева А. Н. Современный песенный текст и формирование речевой культуры подростков // Личность. Культура. Общество. Т. 12. Вып. 1 (53 –54) – М, 2010. – С. 313-317.
  5. Интернет-источники


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: