Проект "Публичное выступление. Страхи и их преодоление"
Ученический творческий проект по русскому языку "Публичное выступление. Страхи и их преодоление" исследует значение понятия "риторика" и "ораторское искусство", рассматривает исторический аспект данного вопроса, а также определяет, насколько важно современному человеку уметь свободно и красиво говорить на публику.
Подробнее о проекте:
Учебная исследовательская работа по русскому языку на тему "Публичное выступление. Страхи и их преодоление" рассматривает теоретический аспект вопроса об искусстве публичного выступления, а также о важности и умении оратора создать о себе правильное впечатление и донести до слушателя нужную информацию.
Практическая часть проекта по русскому языку "Публичное выступление. Страхи и их преодоление" посвящена исследованию таких заданий и упражнений, выполняя которые можно преодолеть страх выступать перед публикой и говорить в микрофон. В работе объясняется, с чего можно начать свое выступление, а также анализируются навыки успешного оратора.
Оглавление
Введение
1. Искусство публичного выступление.
2. Первое впечатление.
3. Практические задания.
4. С чего начать свое выступление.
5. Основные навыки успешного оратора.
Приложение 1. Методика «Самоанализ выступления»
Введение
Цель занятия: актуализация и развитие необходимых для публичных выступлений умений и навыков - ораторских, управления аудиторией, привлечения внимания.
Задачи:
- освоить элементы внутренней и внешней техники (управление собой);
- изучить методы речевого взаимодействия (управление аудиторией);
- выработать алгоритм подготовки выступления (управление материалом).
Оборудование и наглядные пособия: проектор, ноутбук, демонстрационный фильм, индивидуальные листы с рекомендациями.
Форма проведения: беседа, выполнение упражнений, слайд-шоу.
Длительность: 45 минут.
План проведения занятия:
- Беседа.
- Рефлексия.
Искусство публичного выступление
Наука публичного выступления зародилась в Древней Греции. Умение говорить убедительно, красиво, доходчиво и интересно высоко ценилось древними греками. Они создали риторику - науку публичного выступления, или теорию красноречия. В Древнем Риме публичное выступление рассматривалось как искусство, а не наука. В настоящее время ораторское умение высоко ценится в профессиональной среде. От эффективного устного доклада, презентации своих идей и предложений, грамотных ответов на вопросы зависит авторитет сотрудника, его статус в организации.
В публичном выступлении оратор должен стимулировать интерес людей к обсуждаемой проблеме, использовать способы воздействия на установки слушателей и их поведение.
Вопрос: Что значит «публичное выступление»?
После того как все желающие высказали свое мнение, дает собственные пояснения. Публичной мы называем такую деятельность, у которой есть свидетели. Да, все так просто. Вообще говоря, даже если вы в работе контактируете с небольшим количеством людей - такое взаимодействие тоже будет публичным. Даже небольшой коллектив - это микро- или мини-социум, и основные законы публичного действия работают и для него.
Другими словами, когда нам необходимо выступить с речью, например на защите проекта или на дне рождения в кругу семьи, мы производим публичное действие. И законы, по которым эти действия будут выполняться, одни и те же.
Вопрос: «Выступая публично, каждый человек может испытывать гамму самых разных чувств. Каких?» (обсуждение).
У многих людей мысли о предстоящем публичном выступлении вызывают бурю негативных эмоций и провоцируют стрессовые состояния. Когда же дело доходит до самого выступления, то на первый план выходят коварные: страх, скованность, растерянность, смущение - парализующие оратора и мешающие эффективному взаимодействию с аудиторией.
Вопрос: «Как преодолеть страх перед публичным выступлением?» (обсуждение)
Правила, помогающие снизить уровень тревожности
1. Репетируем свое выступление перед зеркалом. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно потренироваться. Для этого встаньте перед зеркалом и проговорите свою речь громко, смотря себе в глаза. Так же прорепетируйте с жестикуляцией. Сделайте это упражнение несколько раз.
2. Уделяем должное внимание внешнему виду. Купите удобный и красивый костюм, сделайте прическу, начистите обувь. Это придаст вам уверенности и поможет преодолеть страх перед публичным выступлением.
3. Будьте доброжелательны. Мысли материальны, и если вы будете настроены враждебно к публике, то это к вам вернется. Относитесь доброжелательно к людям, перед которыми вы выступаете. Поддерживаем визуальный контакт с позитивными лицами из зала. Когда вы произносите свою речь, смотрите на людей с добрым выражением лица. Они вдохновят вас и подарят поддержку.
4.Визуализируем. Регулярно перед выступлением и во время него представляйте, как вы проводите свою речь успешно. Как публика улыбается и хлопает вам. Как вы легко держитесь перед аудиторией. Вы уверенны, ваше сердце бьется ритмично, а дыхание спокойно. Программируйте себя на позитив, это увеличит ваши шансы на прекрасное выступление.
5. Позволяем себе быть несовершенными. Не бойтесь сделать ошибки в своем выступлении. Относитесь к ним проще. Они ваши учителя, указывающие на то, в чем нужно еще попрактиковаться. Концентрируйтесь на плюсах, а не на минусах. Вместо критики и недовольства похвалите себя. И скажите себе, что вы молодец!
6. Устраиваем день отдыха и расслабления перед выступлением. Перед выступлением хорошенько отдохните. Съездите на природу, пообщайтесь с близкими людьми, займитесь спортом. Отвлекитесь от предстоящего выступления. Только без стимуляторов! Учитесь расслабляться позитивными способами.
Вопрос: «Что необходимо учесть при подготовке к выступлению?» (обсуждение)
При подготовке публичного выступления будущий оратор должен учесть:
- Что говорить - информационный аспект сообщения.
- Как говорить - коммуникационный аспект общения.
- Кто говорит - личностный аспект произнесения публичной речи.
- Кому говорит - ориентация на аудиторию.
- Зачем говорить - решение актуальных проблем, ориентация на потребности и интересы аудитории.
- Где говорить - оформление пространства аудитории.
- Когда говорить - учет времени суток, времени года.
- Сколько говорить - учет количества времени.
Вопрос: «Последовательность подготовки к выступлению» Обсуждение: ваше мнение, мнение специалистов.
Первое впечатление
Известно, что у нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление, поэтому важно использовать первый и единственный шанс. Существуют закономерности восприятия, которые должен учитывать любой человек, желающий быть в центре внимания. Есть важное наблюдение, много раз проверенное опытными ораторами: сказав «Здравствуйте», вы произнесли 70% своей речи! А после приветствия вы будете только дополнять уже сложившееся впечатление о вашей личности.
В психологии существует понятие «импринтинг» - «впечатывание» образа человека в сознание публики. Если первое впечатление позитивное - оно начинает работать на вас, все ваши слова будут подкрепляться положительным образом в сознании зала.
Если негативное - подсознательно публика будет уже настроена скептически. Вопрос: «В течение какого времени формируется первое впечатление?» Это не часы, не десятки минут и даже не минуты. Психологи установили, что первое впечатление формируется всего лишь за первые семь секунд появления человека перед людьми, а далее только закрепляется. И мы уже знаем, что первое впечатление всегда одно. Оно похоже на след ботинка на свежем асфальте - он застывает и закрепляется на века.
Когда начинается выступление? - Тогда, когда формируется первое впечатление, а не когда вы открываете рот! Когда стартует отсчет этих семи секунд? - Когда оратор появляется в поле внимания публики, а не когда начинает говорить!
Практические задания
Инструкция. ведущий рассказывает правила, которым необходимо следовать во время выступления. Участники по ходу учатся выполнять все требования.
1. Занимаем центральное место
Ошибкой будет начинать свою речь не в центре, а где-нибудь сбоку. Особенно часто так бывает, когда выступление короткое, и оратор внутренне для себя это оправдывает тем, что мало времени на речь. Что он транслирует в зал в этом случае? Он делает аудитории такое невербальное сообщение: «Извините, я тут с краю постою, я, простите, ненадолго, я вообще случайно тут зашел. Ничего, что я вас отвлекаю?..»
Кроме центрального расположения, главное место должно удовлетворять «правилу девяноста градусов» (рис.): если, стоя в центре сцены, вытянуть руки в стороны флангов аудитории, то угол обзора выступающего должен быть примерно 90 градусов.
2. Правило 90 градусов
ооооооооооооо
ооооооооооооо
Если подойдете слишком близко, угол будет уже под 180 градусов, и в этом случае зрители, которые находятся по бокам аудитории, не попадут в сектор вашего влияния, а сидящие на первом ряду почувствуют себя напряженно. Если слишком далеко - угол будет около 45 , и расстояние до аудитории будет чересчур большим.
3.Оптимальная стойка оратора - ноги на ширине плеч (даже для женщин!), прямая осанка.
Мысленно тянем себя за макушку, за виртуальную длинную ниточку в космос. Позвоночник распрямляется, осанка прямая. Важно сформировать в себе привычку именно к прямой, королевской, если хотите, осанке.
4.Упражнение «Хрустальная ваза»
Задача каждого участника заключается в отработке умения «держать королевскую осанку».
Инструкция. Представьте, что вы несете на голове легкий, но хрупкий предмет, который нельзя уронить.
Комментарий. Отработав этот навык, можно дать фору восточным женщинам, известным своим изяществом и особой статью, что вырабатывается в ходе ношения на голове кувшина с водой.
5.Одна нога на полступни вперед
Вес тела переносим на 60% на переднюю ногу - ту, на которую это сделать удобнее. Корпус слегка наклоняется вперед, вектор - на публику. Как будто оратор шел вперед, но приостановился. Такое положение тела считывается публикой как готовность к диалогу к тому, чтобы идти навстречу людям, отсутствие страха и волнения.
6.Руки опущены вдоль корпуса, локти чуть прижаты, ладони слегка развернуты на публику
Никакой суеты в руках, они расслаблены, опущены вдоль корпуса (только вначале, пока еще оратор не стал говорить), чуть прижаты локти. Во время же выступления, руки должны поддерживать речь жестикуляцией, помогая выражать мысли.
7.Голова в положении допустимой надменности
Подбородок чуть выше линии горизонта. Если он будет слишком задран, у слушателей может возникнуть ощущение презрительности от человека. Если слишком опущен - появится взгляд исподлобья, который покажется угрожающим. Взгляд устремлен вперед.
8.Перед началом выступления делаем паузу
Во время паузы выступающий «собирает» взгляды людей из разных секторов, оценивает их готовность слушать, думает об их лицах и внутреннем состоянии. Секрет такой паузы - в концентрации внимания на людях.
С чего начать свое выступление?
Только когда публика готова к восприятию, выступающий начинает говорить.
Универсальное начало почти для любой речи:
- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть! Меня зовут ……. ! Я являюсь учащимся (студентом) … группы! Тема моего доклада (проекта, диплома) ....
Это все, что требуется для начала, - приветствие, универсальный комплимент публике, представление себя, презентация своей социальной роли.
Если начало удалось, хороший задел и вклад в успех всего выступления уже сделан.
Основные навыки успешного оратора
Ведущий: Я уверена, у вас получится быть замечательными ораторами. Формируйте в себе основные навыки, которые вам обязательно пригодятся.
1. Учитесь на опыте других
Умение выступать публично не является искусством для избранных, достичь его можно, следуя нескольким простым, но очень важным правилам.
2. Ставьте перед собой цель и не отвлекайтесь от нее во время выступления.Вильям Джеймс, философ, психолог, профессор Гарвардского университета, говорил: «Практически в каждом деле ваша уверенность играет очень большую роль. Если вы уверены в результате, то наверняка достигните его. Если вы хотите стать хорошим, вы станете таким. Если вы хотите учиться, вы обязательно всему научитесь. Вам только нужно по-настоящему захотеть добиться определенной цели. Кто хочет чего-то добиться – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины.»
3. Заранее настройтесь на успех.Мысли материальны!Изменяя наши мысли, мы способны изменить свою жизнь. Поэтому необходимо нацелиться на повышение уверенности в себе и на эффективное общение. С этой минуты важно мыслить позитивно, настроиться на успех. Следует излучать заразительный оптимизм, нужно быть абсолютно уверенным в том, что выступать перед аудиторией вам по плечу. Далее «пронизать» своей уверенностью каждое свое слово и каждый поступок. И тогда вы достигнете поставленной цели.
4. Практикуйтесь при любой возможности.
Учеба - это приключение. И решившись на это приключение, вы обнаружите, что изменяетесь и внутренне, и внешне.
Примечание. Перечень навыков и пояснения к ним можно оформить в виде памятки, которую раздать участникам в конце тренинга.
Ведущий: И на прощание, позвольте напомнить вам слова из книги о публичном выступлении «Я вижу Вас голыми» Рона Хоффа: «Даже если свет в зале погас, слайд-проектор взорвался и даже самые смешные ваши истории не вызывают у публики ни малейшей улыбки - смело пробивайтесь вперед. Не теряйтесь. Не сдавайтесь. Не ослабляйте напора. Тех, кто останется в живых, нередко ждет овация».
Приложение 1. Методика «Самоанализ выступления»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм – Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для самооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.
Тест
Инструкция. Хороший ли вы оратор? Следующая анкета предназначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте балл, обозначающий тот ответ, который лучше всего оценивает ваше поведение при публичном поведении:
5 — практически всегда;
4 — часто;
3 — иногда;
2 — редко;
1 — никогда.
№ | Характеристика ораторского искусства | Балл |
1 | Когда меня просят выступить, я могу уверенно выбрать тему и определить цель речи | |
2 | Когда я выступаю с речью, то использую материал из разных источников | |
3 | Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в последовательную схему | |
4 | Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей | |
5 | Когда я говорю, то чувствую, что аудитория воспринимает мой язык как живой и понятный | |
6 | Когда я говорю, то смотрю прямо на моих слушателей | |
7 | Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов | |
8 | Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснять или подкрепляют мои идеи | |
9 | Когда я говорю, то выгляжу заинтересованным человеком и так ощущаю себя | |
10 | Я твердо знаю, что могу выступать на публике | |
11 | Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание слушателей | |
12 | Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обеспечить понимание слушателями моей речи | |
13 | Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие улучшить запоминание информации | |
14 | Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие слушателей | |
15 | Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обосновать мои доводы, использовать аргументы | |
16 | Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие мотивировать слушателей на конкретные действия |
Математическая обработка. Основываясь на ответах, выделите виды поведения, связанные с выступлением на публике, которые вам следовало бы изменить или улучшить.