Проект "Эффективные способы запоминания английских слов"

Автор: 
Семенова Анна Владиславовна
Руководитель: 
Вьюкова Полина Николаевна
Учреждение: 
Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Класс: 
11

В готовом творческом проекте по английскому языку на тему "Эффективные способы запоминания английских слов" автором была поставлена цель описать эффективные способы запоминания английских слов. Для этого учащейся была проведена работа по изучению и анализу теоретической информации о механизмах работы памяти.

Подробнее о проекте:


Предложенная исследовательская работа по английскому языку на тему "Эффективные способы запоминания английских слов" имеет большую практическую значимость, поскольку материалы готовой работы учащейся школы могут быть использованы в изучении любого иностранного языка. Сегодня мир полон возможностей, и самыми серьезными преградами к достижению новых высот являются не территориальные границы, а языковые. Но их можно преодолеть с легкостью.

В данном творческом исследовательском проекте о способах запоминания английских слов учащаяся кратко и доходчиво изложила теоретическую базу по теме своего исследования, выяснила, какие виды памяти существуют у человека, от чего зависит развитие каждого из этих видов памяти, и какие способы запоминания иностранных слов применимы с учетом этих индивидуальных особенностей человека.

Оглавление

Введение
1. Память и механизмы работы памяти.
2. Эффективные способы запоминания английских слов.
Заключение                                                                            
Список использованной литературы                                                       

Введение


Актуальность: Сегодня почти невозможно обойтись без английского языка. Слова на английском языке мы встречаем в магазинах, на вокзалах и других общественных местах. Кроме того, для любого человека просто необходимо знать международный язык общения. Очень важно изучать английский язык и пополнять лексический запас распространённых слов и выражений.

Любая информация запоминается довольно плохо. Как правило, даже при безостановочной «зубрежке» усваивается лишь 20%. Но если подобрать правильную технику, которая позволит быстро выучить слова, то этот показатель существенно вырастет.

Тема проекта актуальна в настоящее время потому что словарный запас английских слов нужно пополнять каждый день и в связи с этим нужно знать какие эффективные методы для этого существуют.

Объект: механизмы работы памяти.

Предмет: эффективные способы запоминания английских слов.

Цель: описать эффективные способы запоминания английских слов.

Задачи:

  • Изучить информационные источники по теме проекта.
  • Изучить механизмы работы памяти.
  • Отобрать и описать эффективные способы запоминания английских слов.
  • Оформить информационный буклет.

Методы: изучение информационных источников по теме проекта, анализ, синтез.

Период исследования 19.03.2021-23.04.2021

Теоретическая основа: вопросами механизмов работы памяти занимались: Александр Лурия, Дональд Норман, Эрик Кандель, Гарри Лорейн, Джерри Лукас, Стивен Роуз; вопросами техники запоминания слов занимались Джошуа Фоер, Френсис Йейтс, Игорь Матюгин.

Структура: паспорт, основная часть из двух параграфов, заключение, список использованных источников.

Память и механизмы работы памяти


Интерес к проблеме памяти проявлялся уже в далекой древности. Древние обнаружили, что память очень тесно связана с воображением, и что с помощью воображения можно значительно облегчить процесс запоминания. Воображение помогает строить ассоциации, то есть связи между предметами или явлениями. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Аристотель определил четыре фундаментальных закона для построения ассоциаций: 1) сходство; 2) контраст; 3) соотнесенность в пространстве; 4) соотнесенность во времени. Мудрецы древности охотно пользовались ассоциациями и, по всей видимости, весьма успешно. В пользу этого метода говорит тот факт, что он до сих пор не забыт и занимает в современных учебниках по психологии подобающее ему место.

Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию.

С точки зрения современной психологии выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет т.е. то, что мы видим. Словесно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти чувства.

Так, например, если в нашей жизни происходило что-то, и в это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим ее, пусть даже через несколько лет, мы снова сможем пережить все эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.

В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но ненадолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.

Доказано, что каждый нормальный человек при целенаправленном овладении способами запоминания может рационально увеличивать эффективность своей памяти. Учеными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные нам возможности.

Мы часто задумываемся над вопросом, как нам развить нашу память, но никогда не вдаемся вглубь вопроса. Как известно, в мозге есть два полушария: левое и правое. Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой. Правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. Левое же полушарие хранит словесные воспоминания.

Полушария не работают отдельно друг от друга, между ними существует связь. От того, насколько хорошо развита эта связь зависит разносторонность человека, поскольку они принимают участие в любом действии.

Правое полушарие производит новое, неизвестное, оригинальное, а левое упорядочивает находки и решения, выстраивает их и контролирует.

Память можно разделить на 3 главных вида:

  • сенсорная (или иконическая) память;
  • кратковременная (или рабочая) память;
  • долговременная память;

Ультракороткая (иконическая) память удерживает информацию в течение очень короткого времени – нескольких миллисекунд. Если эта информация не была передана в другое хранилище, она стирается. В противном случае она попадает в кратковременную память. Здесь она хранится 15–30 секунд и также безвозвратно теряется в случае ненадобности. В обратном случае информация передается в долговременную память, где она обрабатывается и сохраняется довольно продолжительное время.

Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.

Одним из важных механизмов памяти является запоминание.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:

  • непреднамеренное (или непроизвольное)
  • преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.

Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует для этого специальные приемы запоминания. Дело в том, что на запоминание слов и фраз очень сильно влияет тип вашей личности, (визуал, аудиал, или кинестетик).

Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.

Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.

Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Соответственно, нужно будет делать поправки и на эти ваши особенности — например, кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видео записи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу — изучать фото- и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.

Эффективные способы запоминания английских слов


Зачем нам нужно запоминать английские слова? Освоение любого иностранного языка невозможно представить без запоминания слов изучаемого языка. Она является основой для осуществления поликультурной коммуникации, а формирование лексических компетенций обеспечивает понимание смысла высказывания, а следовательно достижение целей коммуникации. Существует большое количество интересных методов, которые облегчают процесс запоминания иноязычной лексики.

1. Метод ассоциаций. Данный метод основан на том, что к изучаемому иностранному слову подбирается созвучное слово в родном языке и создается смысловая связка. Например, запоминаем слово “commodity”, означающее «товар, предмет потребления». Слово созвучно русскому слову «комод». Представляем себе комод с открытой дверцей, из которой вываливаются коробки, свертки, пакеты и т. д. Когда нам потребуется вспомнить, как по-английски будет слово «товар», в памяти возникнет комод, полный товаров. Использовав это слово пару раз, про комод можно забыть, слово и без того осядет в памяти.

2.Использование рифмовок, стихов и пословиц. Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.

3. Стикеры. На стикеры вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Встречаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов.

4.Карта памяти.  Более прогрессивный метод — карты памяти или блок-схемы. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова. Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник.

В итоге получается центрированная логичная схема, вмещающая в себя десятки, если не сотни слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Кстати, такая центрированная схема — не единственно возможный вариант, вполне подойдет и схема в форме пирамиды или многоугольника, разбитого на сектора. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему почаще внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.

5.Тематические карточки. Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова автоматически запоминаются. Например, тематические карточки по теме: «Домашние питомцы».

6.Аудио-лингвистический метод. Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно, как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском языке. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.

7.Метод физического действия. Так удобно запоминать глаголы, а также хорошо тренировать временные формы глагола. Вы называете определенное действие и совершаете его. I am striking a match - я зажигаю спичку (сейчас, в этот момент).

8.Пассивное восприятие слов. Запишите на диск несколько десятков слов с переводом или текст, который Вам необходимо запомнить. Слушайте эту запись в любой удобный для Вас момент времени. После многократного прослушивания слова как бы сами запомнятся.

Кроме того, широко используемый метод для эффективного запоминания и повторения с помощью флэш-карточек, предложенный немецким ученым и журналистом Себастьяном Лейтнером в 70-е годы XX века.

Эта система — простое применение принципа интервальных повторений, где карточки повторяются через увеличивающиеся интервалы.

В этом методе так называемые флеш-карточки рассортированы в группы в зависимости от того, как хорошо ученик усвоил информацию на каждой карточке. Например, при изучении иностранного языка ученик пытается вспомнить значение слова, написанного на флеш-карточке. Если он вспоминает его, то карточка перекладывается в следующую группу. Если же нет, то карточка возвращается в первую группу. Каждая следующая группа повторяется через увеличивающийся интервал. Данный метод может использоваться как для изучения слов иностранного языка, так и запоминания другой информации.

Зная о таком разнообразии способов, можно легко приступить к изучению иностранного языка, ведь каждый способ по-своему интересен, а самое главное, что каждый их них легок в применении.

Заключение

В процессе работы над данным проектом были реализованы цель и задачи, сформулированные в паспорте.

Эффективные способы и приемы запоминания иноязычной лексики  способствуют успешному овладению английским языком.

Результативность применения методов подтверждают результаты повторного анкетирования и словарного диктанта.

В результате проделанной работы я поняла, что методов заучивания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае, помните, что какой бы метод вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!

Список использованных источников

  1. Медина Джон «Правила мозга. Что стоит знать о мозге вам и вашим детям».
  2. Почему лучше изучать английский через интернет.
  3. Пять основных метода изучения английского.
  4. Семь эффективных способов запоминания английских слов.
  5. Эффективная техника запоминания английских.


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: