Индивидуальный проект "Факторы и тенденции развития логистики"
Готовый социальный проект на тему "Факторы и тенденции развития логистики" рассказывает, что такое "логистика" и как она зародилась и развивалась в России. Учащиеся колледжа решили ознакомиться с развитием логистики, факторами, тенденциями, выявить проблемы современной логистики и предложить пути решения.
Подробнее о проекте:
Авторы проекта о логистике в России изучили литературу по данной теме, рассмотрели историю и предпосылки возникновения логистики, изучили пути становления данного направления и определили, каково состояние логистики в России на данный момент. В рамках проведенного исследования учащиеся исследовали факторы и тенденции развития логистики, выявили проблемы в логистике и предложили пути их решения.
Индивидуальный проект по экономике содержит теоретический материал по теме логистики из авторитетных исследовательских работ, а также анализ собранной информации. Работа является актуальной. Интерес к развитию логистики во всем мире вызван, прежде всего, причинами экономического характера, сущность которых заключается в снижении издержек производства и обращения, быстрой окупаемости средств, вложенных в товарно-материальные ценности и снижении рисков.
Оглавление
Введение
1. Этапы развития логистики.
2. Современная логистика в России.
3. Тренды в области логистики.
4. Факторы и тенденции развития логистики.
5. Проблемы логистики и пути их решения.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Логистика важна практически во всех направлениях бизнеса. Ее ключевыми задачами является эффективное управление материальными и информационными потоками, распределения сырья и готовой продукции. То есть логистика это – процесс планирования, реализации и контроля экономически эффективного движения сырья, материалов, а также информации из пункта производства до пункта потребления с целью удовлетворения нужд клиента с минимальными издержками для организации.
Применение логистики позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению затрат на хранение и транспортирование грузов, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.
Как показывает мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе приобретает тот, кто компетентен в области логистики, владеет её методами. Управление материальными потоками является существенной стороной хозяйственной деятельности. Это нужно понимать и уметь с этим работать.
Тема нашей работы – факторы и тенденции развития логистики. Эта тема выбрана неспроста. Нам, как будущим логистам, необходимо четко понимать и знать, как развивалась наука логистика, что влияло на ее развитие и что она представляет собой в современном мире.
Следовательно, цель нашей работы - ознакомиться с развитием логистики, факторами, тенденциями. Выявить проблемы современной логистики и предложить пути решения.
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- ознакомиться с логистикой на пути ее становления;
- изучить современную логистику в России;
- исследовать факторы, тенденции развития логистики
- выявить проблемы в логистике и предложить пути решения.
Этапы развития логистики
Интерес к развитию логистики во всем мире вызван, прежде всего, причинами экономического характера, сущность которых заключается в снижении издержек производства и обращения, быстрой окупаемости средств, вложенных в товарно-материальные ценности и снижении рисков.
В современной экономике выделяют следующие этапы становления логистики.
Период «фрагментарные связи» (1920-1950 гг.) характеризуется формированием предпосылок становления логистической концепции, а также инструментов управления материальными потоками и снижения общих затрат. Однако инструменты управления материальными потоками применялись в разрезе отдельных логистических функций, которые, в свою очередь, позволяли снизить только некоторые составляющие затрат, например, в производстве, транспортировке или складировании.
Период становления (1950-1970гг.) характеризуется формированием теории и практики логистики, поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении, развитием информационных технологий.
Период развития (1970-1980 гг.) характеризуется поиском новых путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики, а также распространением логистических систем и применением принципов промышленной логистики, производственного менеджмента и философии всеобщего управления качеством.
Период интеграции (с 1980 г. до настоящего времени) характеризуется объединением логистических функций фирмы и ее партнеров в сетевую логистическую цепь (т.е. закупка – производство – дистрибьюция и продажа), а также управлением материальными и сопутствующими потоками, созданием международных логистических систем.
Современная логистика в России
Современная логистика объединяет производство, информационный обмен, транспортировку, управление закупками, запасами, складирование, грузопереработку, упаковку и т. д., но, несмотря на это, состояние логистики в России является весьма противоречивым явлением. С одной стороны, она необходима для экономики государства в роли передачи материальных потоков внутри государства, также выход на международный уровень, развитие страны, получение прибыли. И является неотъемлемой частью всех организаций, чтобы работа была бесперебойной.
Россия является развивающейся страной, поэтому она отстает от других государств, так как мало кто знает о логистике, ее методах управления, внедрении. Для наглядности можно привести сравнительные анализ логистики в России и за рубежом.
Таблица 1 сравнительный анализ логистики в России и за рубежом
Страна | Таможня | Инфраструктура | Международные перевозки | Правовая база | Транспортировка | Своевременность |
Россия | 2.42 | 2.78 | 2.64 | 2.75 | 2.65 | 3.31 |
Германия | 4.09 | 4.37 | 3.86 | 4.31 | 4.24 | 4.39 |
Япония | 3.99 | 4.25 | 3.59 | 4.09 | 4.05 | 4.25 |
Великобритания | 3.77 | 4.03 | 3.67 | 4.05 | 4.11 | 4.33 |
США | 3.78 | 4.05 | 3.51 | 3.87 | 4.09 | 4.08 |
Франция | 3.59 | 4.00 | 3.55 | 3.84 | 4.00 | 4.15 |
Италия | 3.47 | 3.85 | 3.51 | 3.66 | 3.85 | 4.13 |
Канада | 3.60 | 3.75 | 3.38 | 3.90 | 3.81 | 3.96 |
Корея | 3.40 | 3.73 | 3.33 | 3.59 | 3.75 | 3.92 |
Китай | 3.29 | 3.75 | 3.54 | 3.59 | 3.65 | 3.84 |
Беларусь | 2.35 | 2.44 | 2.31 | 2.64 | 2.54 | 3.18 |
Нигерия | 1.97 | 2.56 | 2.52 | 2.40 | 2.68 | 3.07 |
В связи с пандемией, возникшей в 2020 году логистика также претерпела различные изменения, которые привели к некоему кризису по многим показателям. В настоящий момент российские логистические компании переживают не лучшие времена.
Убытки в России преимущественны в транспортном секторе из-за снижения импорта товаров из стран Евросоюза и, наоборот, экспорт из России в ЕС. Усиление карантинных мер при прохождении таможни провоцирует задержки и увеличение сроков доставки. Как следствие, меняются логистические цепи международных перевозок и растет внутрироссийский трафик.
Складские площади простаивают в связи со снижением объемов грузооборота, что очень невыгодно складским компаниям.
Два главных потока товаров – ЕС и Китай – были существенно сокращены в связи с пандемией. Рынки автомобильных, авиа- и морских перевозок падают и улучшения пока не наблюдается.
Правительство РФ вводит дополнительные меры поддержки организаций, в том числе, и логистических компаний: налоговые каникулы, отсрочки по выплате кредитов и связанные с этим субсидии банков, временная отмена арендной платы и другое.
Вместе с тем есть и те, кому пандемия принесла новые перспективы.
Тренды в области логистики
Информационный мир не стоит на месте и постоянно развивается. Пандемия также оказала свое влияние на логистику. Появились нововведения, которые упрощают доставку, перевозку, получения товаров.
Быстрая адаптация к меняющимся условиям поможет оперативно «прийти в себя» после кризиса логистическим компаниям. Очевидно, что даже в посткризисный период будут сохраняться следующие тренды, оказывающие влияние на отрасль логистики во всем мире:
Тренд 1. Уход с рынка слабых игроков. Кризис COVID-19 – «идеальный шторм». В ближайшее время рынок логистических услуг будут вынуждены покинуть мелкие и некоторые средние игроки. Произойдет череда банкротств, слияний и поглощений.
Тренд 2. Развитие коллабораций, кооперации, объединение сервисов. Логистические и сервисные компании начинают коллаборироваться, разрабатывать уникальные комплексные предложения для клиентов и, как следствие, усиливать совместные позиции, объединяя свои сервисы.
Тренд 3. Отказ от закупок. Увеличение спроса на услуги ремонта и технического обслуживания автопарков. Отказ от обновления автопарка в связи с ростом курса валют и пандемией наблюдается в 90% логистических компаний. Это означает, что парк автомобилей будет устаревать, будут востребованы услуги, связанные с ремонтом и техническим обслуживанием автопарков.
Тренд 4. Внедрение новейших IT-технологий. Многие компании в период пандемии COVID-19 решились перевести всю работу на новый этап. В логистике началась IT-революция.
Тренд 5. Развитие аутсорсинга. Большие обороты наберет тренд передачи непрофильных процессов и услуг на аутсорсинг. Хотя этот тренд активно развивается с 2000-х годов, сейчас он несет не только возможности сохранения бюджета, но и существенную экономию времени.
Тренд 6. Развития доставки посылок «дронами». Развитие «автопилотных» доставок. Данный тренд пришел из Азии как продолжение идеи бесконтактной доставки. В период пандемии в Китае так доставлялось большинство посылок «на дом».
Тренд 7. Перевод большей части сотрудников на постоянной основе на удаленную работу. Это потребует оптимизации и автоматизации всех бизнес-процессов в логистической компании. Вовлечение сотрудников в развитие компании путем создания платформ для обмена идеями поможет создать в организации прозрачные и отлаженные бизнес-процессы.
Тренд 8. Предприятия начали менять автотранспорт на железнодорожный. В связи с высокой волатильностью ставок на авиа- и морской транспорт произойдет перераспределение объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на маршрутах Азия–Европа. Это открывает новые перспективы для железнодорожных перевозок. Отмена пассажирских поездов позволила освободить расписание для курсирования грузовых составов.
Тренд 9. Перевод всех мировых логистических мероприятий в онлайн-формат. Тренд на проведение большинства мероприятий в логистической сфере в онлайн-формате сохранится, потому что данный формат проведения встреч, переговоров, вебинаров, конференций показал высокую эффективность.
Тренд 10. Логистические компании вынуждены будут иметь в кармане «антикризисный план». Опыт кризиса в период пандемии «подстегнет» руководство логистических компаний иметь в кармане «план B: пакет антикризисных мер» и финансовую подушку безопасности.
Факторы и тенденции развития логистики
Наиболее важными факторами, послужившими толчком для развития логистики во всем мире, являются:
- Переход от рынка продавца к рынку покупателя. До начала 1960-х годов в странах с рыночной экономикой был рынок продавца. Производители старались увеличить свою конкурентоспособность за счет совершенствования производства и выпуска новых товаров. К началу 1960-х годов начал формироваться рынок, ориентированный на покупателя. Продавцы начали испытывать трудности по сбыту товара, возник кризис перепроизводства. В новых условиях конкурентоспособность зависела от рациональной организации процесса доставки и сбыта.
- Повышение требований к качеству процессов распределения продукции. После формирования рынка потребителя, возникла необходимость разрабатывать методы и инструменты рационального размещения складов, оптимальных схем и маршрутов доставки грузов, определения оптимальных размеров поставок, и др.
- Энергетический кризис. Рост стоимости энергии в 1970 г. заставил предпринимателей искать новые способы повышения экономичности транспортировки. Традиционных подходов рационализации работы транспорта было недостаточно. Больший эффект можно было получить за счет согласования действий всех участников процесса товародвижения. Это стало новым этапом в практике управления потоковыми процессами.
- Научно-технический прогресс в области автоматизации производства. В результате замены традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями были созданы гибкие производственные структуры. Это сделало рентабельным производство продукции мелкими партиями и повлекло соответствующие изменения в сферах обращения. Необходимость иметь большие склады отпала, появилась потребность в поставке грузов малыми партиями, но в жесткие сроки. Все это потребовало развитие методов логистики.
- Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики. Одним из важнейших достижений научно-технического прогресса является компьютеризация управления и развитие средств передачи данных. Это позволило воплотить логистические концепции на практике, дало возможность отслеживать все этапы движения потока. В результате сформировались методы управления не только материальными, но информационными потоками, начали разрабатываться информационные логистические системы.
- Создание международных правил, стандартов логистической деятельности. До 1980-х годов процессы товародвижения во внешней торговле усложнялись разросшимся объемом документации по внешнеторговым операциям с товарами, различиями в национальных стандартах, разнообразием в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения, наличием импортных и экспортных ограничений. В связи с этим были разработаны инструменты по упрощению прохождения таможни, унификации правил внешней торговли, контролю технологических процедур на пограничных переходах.
- Разработка теории компромиссов и теории систем. Теория систем позволила научно подойти к проблеме товародвижения как к комплексной задаче, а различные субъекты потокового процесса представлять в виде единой системы. Теория компромиссов позволила находить решения, повышающие общий экономический эффект, несмотря на частный ущерб отдельных звеньев общего логистического процесса.
Среди других факторов, негативно влияющих на развитие логистики в России, можно выделить:
- нестабильность экономической ситуации;
- медленный темп развития производства;
- неудовлетворительное состояние транспортных путей;
- низкий уровень производственно-технической базы.
Но есть и положительные тенденции, благодаря которым логистика в России в ближайшие годы будет усиленно развиваться. В этом отношении можно назвать две группы предпосылок:
- научно-технические (подготовка специалистов);
- технические (возведение новых объектов систем сбыта и снабжения продукции).
За последние годы рынок логистики, а в частности грузоперевозок, в России сильно изменился, но не избавился от проблем, которых немалое множество: от состояния подвижного состава до несовершенства законодательной базы. Говоря о негативных факторах развития транспортно-логистического бизнеса, участники рынка отмечают состояние дорожной инфраструктуры, ситуацию с неплатежами, демпинг конкурентов. Тревожит транспортников и работа таможенных органов, коррупция в органах власти, непрозрачность состояния дел в отрасли и болезненный рост цен на топливо.
Проблемы логистики и пути их решения
Изучив современную структуру рынка, логистические концепции, историю развития логистики и её значение в современном мире, мы поняли, что в каждой области логистики есть определенные проблемы и их необходимо решить, чем быстрее, тем лучше.
Проблемы, свойственные транспортной логистике:
- Отсутствие развитой и современной транспортной инфраструктуры в некоторых регионах страны.
- Неправильно построенные маршруты доставки готовой продукции и нерациональное использование транспортных средств при перевозке грузов.
- Несоблюдение водителем графика и маршрута движения.
- Слабая инфраструктура транспорта, прежде всего в области автомобильных дорог; недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень.
- Отсутствие практически на всех видах транспорта современных технических средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта.
- Неэффективное использование собственного и наемного подвижного состава.
- Потери от простоя в ожидании погрузки/выгрузки транспортного средства (ТС).
Все эти проблемы приводят к более длительному сроку доставки груза от производителя до покупателя, перерасходам горюче-смазочных материалов, увеличению временных и денежных затрат, создают угрозу для развития транспортной системы в целом, что, замедляя общеэкономический рост России, ослабляет ее позиции на мировом рынке и затрудняет развитие отдельных транспортных предприятий.
Пути, предложенные нами для решения вышеперечисленных проблем:
- Необходимо проводить систематический и своевременный мониторинг и анализ состояния транспорта и автодорожного полотна, реально оценивать возможности.
- Необходимо выявить проблемные зоны использования транспорта в обеспечении безотказности и безопасности его передвижения, и в качестве основных критериев оптимизации выбрать минимизацию стоимости перевозки и максимизацию коэффициента использования пробега.
- Анализ и жёсткий контроль за соблюдением графика и маршрута передвижения груза посредством систем GPS и ГЛОНАСС.
- Увеличение финансирования для обновления и введения инноваций в парк подвижного состава, автодорожного полотна, постройки и улучшения технико-технологического уровня грузовых терминалов.
- Увеличение эффективности использования транспортных средств за счёт правильного выбора маршрута и автоматизации погрузки-разгрузки груза.
Проблемы складской логистики:
- Перепроизводство складов – ситуация, когда поступает больше товаров, чем склад может вместить и отгрузить, в результате это приводит к лишним затратам времени и рабочей силы (колебание спроса покупателей и требование заказчика).
- Лишние операции и перемещения – расположение товара не там, где удобно, а там, где есть место.
- Длительное время ожидания при приёмке, сборке и отгрузке товара, что приводит к издержкам склада.
- Отсутствие адресного хранения вызывает ошибки подбора, недопоставки, пересортицу.
- Недостаточное количество грузовых терминалов и складских помещений.
- Устаревшая материально-техническая база складов.
Пути решения:
- Реальная оценка поступления количества товаров на склады или укрупнение складов.
- Создание оптимальной системы складирования и адресного хранения товара посредством введения новых логистических компьютерных программ.
- Сокращение времени ожидания при приёмке, сборке и отгрузке товара путём ускорения обработки информации и принятия решения сотрудниками склада, координация действий между работой погрузчиков и операторов склада.
- Увеличение финансирования, путём привлечения сторонних инвестиций, для обновления и модернизации складских помещений, а также материально-технической базы.
Проблемы, свойственные производственной логистике:
- Дефицит необходимого материала на складе снабжения, что приводит к сбою производственных процессов и потере прибыли, на производстве, для которого предназначался данный продукт.
- Неэффективная система управления качеством продукции, что приводит к снижению сбыта и имиджа предприятия.
- Огромная длительность производственного цикла изготовления партии изделий, что приводит к максимальным затратам живого труда, материальных, финансовых и временных средств.
Пути решения:
- Научиться управлять дефицитом необходимого материала на складе снабжения, посредством максимальной автоматизации снабжения.
- Повышение эффективности управления качеством продукции путём обеспечения необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
- Сокращение длительности производственного цикла изготовления партий изделий путём автоматизации и роботизации.
Проблемы информационной логистики:
- Отсутствие сбора информации на предприятиях. В основном информация носит неточный, неоперативный и не преемственный характер. Зачастую компании терпят крах по причине несвоевременной, либо недостоверной полученной информации.
- Слабое развитие коммуникационных сетей по структуре и техническому уровню для информационных систем обслуживающих ЭВМ и отсутствие информационного взаимодействия между поставщиками-производителями и покупателями-потребителями.
- Отсутствие технических средств информационного обеспечения на предприятиях.
- Отсутствие единой межнациональной коммуникационной информационной системы, которая была бы способна передавать информацию о материальных потоках и осуществлять контроль за их продвижением.
Пути решения:
- Привлечение инвестиций для установки современного технического обеспечения на предприятии.
- Развитие коммуникационных сетей на предприятии путём обеспечения развития у сотрудников чисто технических навыков коммуникации, например, таких как: умение пользоваться электронной почтой, факсом и т.д.
- Введение единой межнациональной коммуникационной информационной системы.
- Создание отраслевых и внутрипроизводственных центров, которые будут управлять одновременно информационными и материальными потоками на предприятии.
Проблемы, свойственные для логистического сервиса:
- Высокие совокупные затраты, связанные с обслуживанием и содержанием запасов.
- Высокая себестоимость товаров и услуг.
- Низкие надежность обслуживания и готовность к выполнению заказов и запросов потребителей логистических услуг.
- Отсутствие маркетинговых стратегий функционирования транспортного комплекса.
- Низкое качество логистического сервиса, не отвечающего европейским и мировым стандартам.
- Низкий уровень развития производственно-технической базы, инфраструктуры сервиса, информационных систем поддержки транспортно - логистического процесса.
- Отсутствие современных логистических технологий транспортно-экспедиционной деятельности.
Пути решения:
- Снижение совокупных затрат путём применения аутсорсинга и аутстаффинга.
- Для понижения высокой себестоимости товаров и услуг следует повысить производительность труда, автоматизировать производство и внедрить инновационные технологии.
- Повышать надёжность обслуживания и готовность к выполнению заказов и запросов потребителей логистических услуг, учитывая разницу в покупательской способности и индивидуальными предпочтениями.
- Необходимо увеличить количество распределительных центров (оптовых складов).
- Оптимально разместить эти склады на обслуживаемой территории.
- Создать оптимальный парк транспортных средств требуемой грузоподъемности и рационально организовать его работу по доставке продукции предприятия от места производства до места потребления.
- Необходимо наладить прямые связи с потребителями продукции предприятия.
- В то же время, никоим образом нельзя терять уже наработанных связей с оптовыми покупателями, а предложить им и в дальнейшем работать на взаимовыгодных условиях.
Проблемы, свойственные для логистики запасов:
Основная проблема логистики запасов заключается в нахождении компромисса между двумя противоречивыми принципами: с одной стороны, сокращение размера запасов, с другой – недопущение дефицита и обеспечение бесперебойности снабжения.
Пути решения:
Внедрение информационных систем, основанных на прогнозировании потребительского спроса, планировании запасов, анализе времени выполнения заказов, оборачиваемости заказов.
Проблемы, свойственные для закупочной логистики:
- Основная проблема заключается в не налаженном функционирование закупочной логистики, так как многие фирмы продолжают работать, ориентируясь на времена, когда все ресурсы в стране не закупались, а распределялись.
- Отсутствие необходимого товара в нужный момент или его дефицит.
- Наличие избыточных запасов товаров на складе готовой продукции (материалов).
- Срывы поставок из-за транспортных компаний и отсутствии внутренней дисциплины.
- Большое количество ручных операций и дублирований среди снабженцев компании.
- Отсутствие претензий поставщикам, с предъявлением всех затрат и издержек фирмы (обычно просто проводится уменьшение заказа или проводится обмен товара, который оказался испорченным).
- Отсутствие автоматизированных средств оптимизации закупаемого товара (особенно актуально для торговых компаний).
Откатные технологии работы с поставщиками
Пути решения:
- Разработка или приобретение автоматизированной системы прогнозирования и планирования поставок товара.
- Оптимизация и регламентация процессов закупки в соответствии с международными стандартами логистики.
- Разработка системы мотивации персонала службы закупок на результат.
- Введение процедуры непрерывного совершенствования процессов производства, вспомогательных бизнес-процессов и управления (процедура «кайдзен»).
- Разработка противооткатных схем в закупках: например, разбить цикл закупки (планирование, выполнение, контроль и анализ) по различным отделам.
Заключение
Логистика, как было выяснено в начале работы охватывает все сферы деятельности человека. Даже не замечая этого, общество прибегает к логистическим услугам, который помогают им достичь выполнения своих повседневных задач.
В данной работе были рассмотрены вопросы, касающиеся исторических этапов развития логистики, факторы и тенденции, влияющие на нее, выявлены проблемы каждой функциональной области, а также предложены пути решения, указаны нововведения в логистике. Также исследовательская работа показала, что логистика актуальна во всем мире, но степень её развития в каждой стране разный. Цель и задачи данной работы были достигнуты.
Список использованных источников
- Глобальный Рейтинг 2018 | Индекс Эффективности Логистики [Электронный ресурс].
- Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007 — 472 с.- ISBN 978-5-91131-596-2
- Мировые стандарты складской логистики / Эдвард Фразелли; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2012 — 330 с. ISBN 978-5-9614-1901-6
- Лавриков, И. Н. Транспортная логистика: учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016 – 92 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-1568-6.
- Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. — Ростов н/Д : Феникс, 2009. — 408, [1] с.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7