Индивидуальный проект "Развитие русской культуры в первой половине XIX века"

Рейтинг: 2

Развитие русской культуры в первой половине XIX века
Тематика: 
Автор: 
Пинаус Дарья Евгеньевна
Руководитель: 
Дубровская Светлана Владимировна
Учреждение: 
ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Класс: 
11

В своей исследовательской работе по истории на тему "Развитие русской культуры в первой половине XIX века" учащаяся колледжа представила интересный рассказ о золотом веке русской культуры. Основной целью проекта является изучение развития русской культуры в первой половине XIX века.

Подробнее о проекте:


В учебном проекте по истории на тему "Развитие русской культуры в первой половине XIX века" обучающейся было рассмотрено развитие системы образования и науки, а также важнейшие открытия ученных, сделанные в начале девятнадцатого столетия в России. Особое внимание в работе уделено литературе. Автором представлены сведения о творчестве русских писателей и поэтов "золотого века".

Готовая работа по истории а тему "Развитие русской культуры в первой половине XIX века" изучает характерные особенности и черты русской культуры в первой половине XIX века и определяет специфику развития культуры. Автором проекта были проанализированы преобразования в различных областях культуры: науке, образовании и литературе, а также предложены пути решения проблем изучения культуры страны.

Оглавление

Введение
1. Золотой век русской культуры.
2. Образование и наука.
2.1 Развитие системы образования.
2.2 Важнейшие открытия и достижения ученых.
3. Литература.
3.1 Поэты, писатели и их творчество.
3.2 Жанры, направления и их характерные черты.
4. ЗНАЙ СВОЮ КУЛЬТУРУ И ИСТОРИЮ!
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Введение


Актуальность работы. Первая половина XIX века была отмечена значительным успехом и позволила назвать ее «Золотым веком русской культуры». В мировой фонд навечно вошли творения писателей, поэтов и ученых. Все более осознавалось растущее мировое значение русской культуры. Именно в этот период она стала бессмертным образцом для всех последующих поколений людей.

В настоящее время изучение и понимание русской культуры дает возможность полнее показать место и ее роль в жизни общества, а главное, – позволяет добиться необходимой обращенности к творцу культурных ценностей – человеку. Усвоение вопросов отечественной культуры – это необходимость для решения задач по воспитанию гражданственности и патриотизма.

Важно и актуально изучение культуры России в современном обществе, для развития будущих поколений оно необходимо. Ей в истории нашей страны предоставлена самая главная роль: сохранить и преумножить интеллектуальное наследие, национальную и расовую самобытность, произведения и шедевры искусства народа.

Проблемами проекта являются:

  • недостаточное количество знаний о культуре своей страны;
  • отсутствие у учащихся мотивации к изучению истории, навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
  • слабое умение представлять окружающим полученные знания;
  • неосознанность у учащихся значения изучения культуры своей страны.

Целью работы является изучение развития русской культуры в первой половине XIX века.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть сущность понятия «Золотой век русской культуры»;
  • изучить характерные особенности и черты русской культуры в первой половине XIX века;
  • выявить специфику развития культуры;
  • проанализировать преобразования в различных областях культуры: науке, образовании и литературе;
  • найти пути решения проблем изучения культуры страны.

Объектом исследования является культура России в первой половине XIX века.

Предмет исследования составляют исторические условия развития науки, образования, литературы, а также особенности культуры Золотого века России.

Гипотеза. Развитие русской культуры в первой половине XIX века способствовало улучшению уровня образования в стране, появлению важнейших открытий и достижений в науке, быстрому изменению идейных направлений  и одновременному сосуществованию разных стилей в литературе, а также оказало значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры.

В качестве методологической основы работы были использованы общенаучный диалектический метод познания, системный подход, метод логического анализа теоретического материала и синтеза, обобщение.

Информационной основой работы явились учебная и монографическая литература, исторические статьи и журналы, информационные ресурсы сети Интернет. При написании работы использовались труды специалистов в области истории: Арсентьева Н. М., Горелова А. А., Сахарова А. Н., Минералова Ю. И., Иванова Б. И. и многих других.

Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью применения отдельных выводов и положений при организации учебных занятий по истории и открытых уроков, ознакомлением учащихся с развитием русской культуры.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, включающих в общей сложности четыре подраздела, заключения, библиографического списка, включающего 24 источника, приложений, продукта проекта. Работа изложена на 38 страницах печатного текста.

Золотой век русской культуры


Величайшая культура России – результат труда разных наций; важнейшая составляющая часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху. Наряду с русскими в ее формировании участвовали башкиры и чуваши, удмурты и осетины, якуты и чеченцы, татары и калмыки и многие другие. В каждом народе есть имена тех, кто оставил след в культуре России.

Многонациональная культура укрепляла дружбу и добрососедство. Благодаря ей мы учились понимать и уважать друг друга независимо от национальности, вероисповедания и убеждений. Фундамент исторического развития нашей страны – веками сформированное взаимопонимание и взаимопомощь людей разных наций. Русская культура велика и разнообразна.

Культуру создают люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства и вкусы формируются в конкретных экономических, общественных и социальных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений.

Начало XIX века по праву считается Золотым веком русской культуры. Это время мощнейшего духовного и культурного подъема нашей страны.  На развитие культуры влияли многие события мирового значения, из которых наиболее значимыми были Отечественная война 1812 года и движение декабристов 1825 года.

Именно с этого рубежа начиналась «новая жизнь для России», связанная главным образом с развитием в обществе «гражданственности и образования». Рост национального самосознания и небывалый патриотический подъем был вызван вследствие «грозы двенадцатого года». Россия продемонстрировала патриотизм и жертвенность во имя Родины. Без усилий, героизма и долга русского мужика и солдата, ратника-ополченца и горожанина, небогатого дворянина и армейского офицера, аристократа и купца, без самого государства и, наконец, без великого подвига русской женщины история страны, континента и, видимо, всего мира была бы иной [7, с. 3].

Русская культура XIX столетия – одна из трех вершин мировой культуры после греческой Античности и европейского Возрождения [2, с. 229]. В этот период она поднялась на недосягаемую высоту. Ее главными отличительными чертами стали: быстрая смена различных художественных стилей, их параллельное существование, взаимообогащение и тесная связь различных областей, усиление общественного звучания произведений, единство и взаимодополнение лучших образцов западноевропейской и русской народной культуры.

Культура России достигла необыкновенного взлета и расцвета. Этот период завершает процесс становления литературного языка, определяет ее неповторимый национальный облик. Поднимая важнейшие общественные проблемы, литература обращалась к историческому прошлому страны.

Начавшийся промышленный переворот способствовал усилению развития системы образования и разных областей науки. Огромный вклад внесли гениальные и выдающиеся ученые, великие кругосветные путешественники.

В XIX в., веке историзма, Россия – оценила в должной мере самое себя – свою литературу, живопись, архитектуру, музыку, философию. [2, с. 229]. Средоточием нового сознания культуры стала человеческая личность во всем ее духовном богатстве. Культура Золотого века была элитарной, обращенной к тонкому слою образованных людей. Творцы культуры и ее потребители находились в постоянном и тесном духовном общении, что многократно усиливало творческое начало, лежавшее в основе культурного процесса [8, с. 135].

В начале XIX века Россия являлась страной особой культурной жизни. Верхние слои общества жили в соответствии с нормами, распространенными на Западе. Владея иностранными языками, они имели возможность познакомиться с новейшими европейскими достижениями. Для части аристократии французский язык, в то время язык международного общения, превратился в родной.

Крестьянство не испытывало на себе никакого воздействия европейских нравов, мод и привычек, ведь для него существовал традиционный мир, живший по собственным законам. Значительная часть жителей Российской империи в тот период была безграмотной, но это не означало, что простые русские люди находились вне культуры. У них существовала своя, специфическая, исконная культура, выработанная в веках система представлений и духовных ценностей.

Великий философ Н. А. Бердяев образно, но достаточно точно заметил, что «… к XIX веку Россия оформилась в огромное, необъятное мужицкое царство, закрепощенное, безграмотное, но обладающее своей народной культурой, основанной на вере, с господствующим дворянским классом, ленивым и малокультурным, нередко утерявшим религиозную веру и национальный образ, с царем наверху, в отношении к которому сохранилась религиозная вера, с сильной бюрократией и очень тонким и хрупким культурным слоем» [11, с. 142].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ни один из предшествующих периодов русской истории не знал такого бурного расцвета культуры, как первая половина XIX века, названная «Золотым веком». Россия достигла высочайших вершин в науке, образовании, литературе благодаря значительному взлету духовной культуры. В этот период окончательно формируется русская национальная культура. Наша страна вышла в мировое культурное сообщество с бесспорным превосходством. Русская культура обладает собственной динамикой развития, что делает ее уникальной, неповторимой и узнаваемой среди других культур.

В следующей главе рассмотрим развитие русской культуры в области науки и образования.

Развитие системы образования

Создание единой системы народного образования требовало социально-экономическое развитие страны. В начале XIX века в России окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования [1, с. 101]. В 1802 г. было учреждено Министерство образования на базе Главного училищного правления, сразу приступившее к очередной образовательной реформе. В 1803 г. подписано «Положение об устройстве учебных заведений».

Введены четыре рода училищ:

  • приходские;
  • уездные;
  • губернские;
  • университеты.

Теперь в каждом губернском городе открывались гимназии, в уездном городе – уездные училища, а в сельской местности – приходские училища. В них принимались дети «всякого состояния», без различия «полу и лет».

Дети недворянского происхождения (крестьян, купцов, ремесленников) могли получать начальное образование в приходских и уездных училищах. Земства, городские управления, сельские общества и частные лица – они имели право открывать такие учебные заведения.

Дети дворян и чиновников в городах могли получать образование в средних учебных заведениях – гимназиях. Уже к середине века их было открыто в стране около 50.

Приходские училища передавались в управление приходского священника и одного из «почетнейших жителей». В селениях помещиков все предоставлялось «просвещенной и благонамеренной попечительности самих помещиков». В приходских училищах детям преподавали самые элементарные вещи – чтение, письмо и первые действия арифметики, а также наставляли «в главных началах закона Божия, в благонравии, в обязанностях к государю, начальству и ближнему». Приходское обучение было одноклассным и продолжалось от окончания полевых работ до их начала в следующем году. Отсюда был возможен переход в уездные училища.

Уездные и губернские училища контролировались со стороны университетов, назначавших туда своих смотрителей. В уездных училищах обучали грамматике языка российского и местного (польского, немецкого и прочего), сокращенной географии и истории, первоначальным основаниям геометрии и естественных наук, также наставлению о должностях человека и гражданина, и практическим занятиям, полезным местной промышленности, и потребностям края. Обучение было трехклассным, предполагавшее подготовку к переходу в губернское училище, или гимназию.

В уездных и губернских городах были открыты реальные классы, изучавшие технические и коммерческие науки, также при некоторых заводах и фабриках возникали фабричные школы.

Гимназии предполагали программу, нацеленную на поступление в университет. В них детей обучали «изящным наукам», языкам латинскому, французскому и немецкому, логике, основанию чистой математики, также механике, гидравлике и другим частям физики, наиболее в общежитии нужным, сокращенной естественной истории, всеобщей географии и истории, основанной на политической экономии и коммерции. Не забывали и про «образование сердца» – закон Божий, а также «укрепление тела» – гимнастика. В гимназиях обучение было семиклассным.

Развитию высшего образования правительство уделяло большое внимание. В первой половине XIX в. увеличено число высших учебных заведений.

Были открыты пять новых университетов:

  • Дерптский (1802 г.);
  • Виленский (1803 г.);
  • Казанский (1804 г.);
  • Харьковский (1805 г.);
  • Петербургский (1819 г.).

Также открыты технологические институты в Москве и Харькове, Московское высшее техническое училище и Институт инженеров путей сообщения в Петербурге [13, с. 191] , а также работал ранее учрежденный Московский университет (1755 г.). Страна была разделена на шесть учебных округов, во главе каждого из которых находился попечитель, назначавшийся министром народного просвещения.

По университетскому уставу 1804 г. в университетах устанавливался трехлетний срок обучения, и они пользовались автономией в избрании профессорского состава и определении предметов преподавания. В каждом университете учреждались четыре отделения (факультета): нравственных и политических наук (правоведение, политическая экономия, философия, богословие), словесное (филология, история, статистика, география), физико-математическое и медицинское [10, с. 406]. Студенчество составляло внесословную корпорацию.

В результате роста количества училищ и гимназий возникла потребность в подготовке большого числа учителей, поэтому появились первые педагогические вузы (в Москве и Петербурге). В начале века возникли привилегированные средние учебные заведения гуманитарного направления – лицеи: Демидовский (1803 г.), Царскосельский (1811 г.; позже ставший Александровским), Ришельевский (1817 г.) и Нежинский (1820 г.) [13, с. 191].

Преемник Александра I, Николай I, устрашенный радикализацией интеллигентского сознания, особенно резко проявившейся в движении декабризма, вообще перестраивает систему народного образования на началах сословности и идеологизма. В рескрипте от 19 августа 1827 г. на имя министра А. С. Шишкова он высказал пожелание, чтобы «повсюду предметы учения и самые способы преподавания были, по возможности, соображаемы с будущим вероятным предназначением обучающихся, чтобы каждый, вместе со здравыми, для всех общими, понятиями о вере, законах и нравственности, приобретал познания, наиболее для него нужные, могущие служить к улучшению его участи, и не быв ниже своего состояния, также не стремился чрез меру возвыситься над тем, в коем, по обыкновенному течению, ему суждено оставаться» [3, с. 82].

Вместе с этим запрещалось принимать во все учебные заведения, находящиеся в ведомстве или под надзором Министерства народного просвещения, в том числе университеты, людей несвободных состояний – крепостных. С этой целью самой жесткой ревизии подвергались даже программы частных специальных школ для детей «низших сословий».

Расширялось военное образование, а именно, открывались закрытые учебные заведения для дворян – кадетские корпуса: Лазаревский институт восточных языков (1827 г.), Императорская военная академия Генерального штаба (1832 г.), Высшее Императорское училище правоведения (1832 г.), Инженерная академия (1855 г.) и другие. При Николае I фактически было положено основание специальному среднему и высшему техническому образованию: открыты Технологический институт (1828 г.), Архитектурное училище (1830 г.), Училище гражданских инженеров (1832 г.), Строительное училище (1842 г.); основаны Межевой институт (1835 г.), Земледельческий институт (1842 г.) [13, с. 192].

В 1828 г. был принят «Типовой устав учебных заведений», подтвердивший строго сословный характер образования. С 1828 г. отстранялись  университеты от управления гимназиями, а гимназии – от управления уездными училищами. Министр народного просвещения С. С. Уваров стал автором теории «официальной народности», предложив основать воспитание юношества на трех «истинно русских охранительных» началах: православии, самодержавии и народности.

Данная теория понравилась Николаю I тем, что обещала избавить Россию от потрясений благодаря господствующему в ней порядку вещей. В 1835 г. издается новый Университетский устав, который значительно урезает дарованную Александром автономию университетов, которые всецело попадали в зависимость от попечителей. Этот указ приводит к практически полицейскому надзору над профессорами и студентами [20, с. 61]. Обучение в гимназиях увеличилось до семилетнего, включая курс начального образования, так что теперь для поступления не требовалось окончания уездного училища, окончание последнего не давало право поступления в гимназию. В самих гимназиях открывались благородные пансионы, которые специально готовили дворянских детей в «студентство».

Однако уровень образованности населения еще продолжал оставаться низким. В государственных и удельных деревнях грамотных крестьян было не более 5-7%, а крепостных – не более 1 %. Даже уровень образованности состоятельных слоев населения также оставался еще невысоким. Купцы и мещане часто проходили домашнее обучение. Среди дворян лишь небольшая часть заканчивала университеты, лицеи, гимназии, кадетские корпуса. Большинство обходилось домашним образованием, весьма различным по своему уровню.

Таким образом, даже невооруженным взглядом видно, что реформирование системы образования в Российской империи на протяжении первой половины XIX века имело прогрессивный, цикличный и волнообразный характер. Этот период заложил основы для всеобщего просвещения в стране, в каком-то смысле стал первым шагом к современной системе, в которой образование может получить любой желающий. Образованность населения – один из важнейших пунктов развития России в данном направлении. И, хоть не удалось обогнать ведущие державы, все же в этой сфере было проведено немало грамотных реформ, большинство решений принято с целью сделать страну сильной и процветающей.

Важнейшие открытия и достижения ученых


Для русской науки начало XIX века стало периодом подготовки кадров, накопления знаний, знакомства с европейскими достижениями, расширения научной терминологии.

Математика. Четвертым периодом в развитии геометрии открывается построением Н. И. Лобачевским в 1826 г. новой, неевклидовой геометрии, называемой теперь геометрией Лобачевского. История создания геометрии Лобачевского одновременно является историей попыток доказать пятый постулат Евклида: если две прямые пересекаются третьей так, что по какую-либо сторону от нее сумма внутренних углов меньше двух прямых углов, то по эту же сторону исходные прямые пересекаются [14, с. 2].

Лобачевский сумел доказать ложность этого посыла. В 1826 г. российский математик Николай Иванович Лобачевский на заседании физико-математического факультета Казанского университета провозгласил о создании новой геометрии, названной им «воображаемой геометрией». Геометрия Лобачевского – один из видов неевклидовой геометрии, то есть геометрической теории, в которой пятый постулат заменяется на аксиому о параллельных Лобачевского: через точку, не лежащую на данной прямой, проходят по крайнем мере две прямые, лежащие с данной прямой в одной плоскости и не пересекающие ее [14, с. 3].

В его геометрии пространство не плоско, оно имеет некоторую отрицательную кривизну. Полное и широкое распространение геометрии Лобачевского получила через 12 лет после его смерти, когда стало понятно, что научная теория, построенная на базе некоторой системы аксиом (исходных положений, принимаемых без доказательства) считается только тогда полностью завершенной, когда эта система аксиом удовлетворяет трем условиям: независимости, непротиворечивости и полноты. Именно этим свойствам и удовлетворяет геометрия Лобачевского. Можно сказать, что Николай Иванович на полстолетия опередил математическую мысль. Геометрия Лобачевского представляет теорию, богатую содержанием и имеющую применение, как в математике, так и в физике. Ее историческое значение состоит в том, что ее построением Лобачевский показал возможность геометрии, отличной от евклидовой, что знаменовало новую эпоху в развитии геометрии и математики.

Физика. Петербургские ученые – Б. С. Якоби и Э. Х. Ленц – внесли большой вклад в развитие электротехники в 30-40-е годы  XIX века, проведя важные теоретические исследования в области электрических машин и электромагнетизма (открытие обратимости электрических машин, явления реакции якоря, исследование свойств электромагнетизма и др.) и сделав ряд практических изобретений в области электротехники [17, с. 203]. Все основные открытия Э. Х. Ленца пришлись на 36-летний период жизни в Петербурге. В 1831 г. он начал свои плодотворные опыты по исследованию электромагнитных явлений с изобретения и усовершенствования измерительных приборов.          

В 1832 г. Ленц создает теорию баллистического гальванометра и строит первый прибор. Он дал первую количественную оценку явлению индукции, впервые в мире вывел формулу для расчета обмотки генератора, созданного вскоре его коллегой и другом Б. С. Якоби [17, с. 203]. В 1833 г. опыты Ленца привели к открытию фундаментного закона электромагнитной индукции, носящего его имя – «правило Ленца». Открытый им закон послужил установлению принципа обратимости электрической машины за два года до появления Якоби.

В 1839-1843 г. Ленц и Якоби поставили ряд опытов по электромагнетизму, которые приводили, в сущности, к установлению понятий об основных магнитных величинах: потоке, индукции, напряженности. С именем Б. С. Якоби, ставшим гражданином России, связан ряд практических изобретений в области электротехники. В 1834 г. он построил первый электродвигатель,  а в 1838 г. его новый двигатель, получив ток от гальванической батареи, мог перемещать лодку на Неве против течения с большой скоростью.

В этот период постоянный ток начинает применяться для различного рода электрохимических процессов. Покрытие одних металлов другими (золочение, серебрение) и гальванопластика, изобретенная Якоби в 1838 г., сразу нашла широкое применение  [17, с. 204].  Можно сказать, что в первый период становления электротехники как технической науки, ярко выделяются две крупные фигуры петербургских ученых – Ленца и Якоби. Теоретические исследования Ленца, заложившего научные основы электротехники, соединились с практическими работами Якоби, связанными с электротехнической изобретательностью. Они стояли у истоков петербургской электротехнической школы, сформированной несколько позднее.

Медицина. Николай Иванович Пирогов своими идеями во многом опередил состояние медицины того времени, задав вектор развитию научных исследований и клинической практики медицины будущего века. Среди многочисленных работ Н. П. Пирогова выделяются его труды в области военно-полевой хирургии, медицины катастроф и хирургии повреждений [21,  с. 44].

Имея богатейший опыт оказания хирургической помощи раненым в войнах, он сформулировал основные положения военно-полевой хирургии, не утратившие своего значения до настоящего времени. С организацией медицинской помощи тесно связано одно из положений Пирогова – необходимость проведения сортировки раненых и больных на перевязочных пунктах и в госпиталях. Он считал медицинскую сортировку с определением тяжести ранений и очередности оказания помощи главным инструментом организации оказания правильной помощи. Заложенные Н. И. Пироговым принципы помогают сохранять жизни пострадавшим.

Ему принадлежит приоритет в разработке проблемы применения наркоза в военно-полевых условиях. Значительное место в работах Н. И. Пирогова занимают вопросы лечения огнестрельных ран. Он отмечал, что течение раневого процесса, успех лечения и летальность во многом зависят от различных форм оружия и особенностей ранящих снарядов. Другим важнейшим мероприятием в лечении ран Пирогов считал иммобилизацию конечностей. Начав с применения на Кавказе для иммобилизации крахмальных повязок и отметив их недостатки, Николай Иванович предложил использовать в военно-полевых условиях алебастровую (гипсовую) повязку.

Принципы лечения переломов, сформулированные более 150 лет назад, остаются актуальными и при современных методах лечения. Принцип покоя при лечении повреждений конечностей остается одним из ведущих; гипсовая иммобилизация широко применяется при повреждениях конечностей. Научно-клинические исследования Н. И. Пирогова в области хирургии повреждений, изложенные им в многочисленных трудах по военно-полевой хирургии, получившие развитие в современных условиях, продолжают оставаться актуальными для врачей, оказывающих помощь в неотложных ситуациях.

Блестящую оценку современников в Европе и России получают  его труды «Хирургическая анатомия артериальных стволов и фиброзных фасций» (1837) и «Анналы хирургического отделения клиники Дерптского университета» (1837, 1839) [18, с. 11]. Лечение и обучение – два дела, которым Николай Иванович Пирогов посвятил жизнь. Главное в его работах – желание достичь наилучшего из возможных в данных условиях исходов лечения. Этот принцип продолжает оставаться путеводной звездой для новых поколений врачей, оказывающих помощь в сложных условиях.

География. Кругосветные путешествия.Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами. В 1803-1806 гг. была принята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски [12, с. 365]. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770 – 1846). Он командовал кораблем «Надежда». Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773 – 1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

В 1819 г. ученику Крузенштерна Ф. Ф. Беллинсгаузену было поручено возглавить вторую кругосветную экспедицию на шлюпках «Восток» и «Мирный» [1, с. 99]. Командиром шлюпки «Восток» был Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778 – 1852), а командиром шлюпки «Мирный» – Михаил Петрович Лазарев (1788 – 1851). Инструкцией определялась главная цель южной экспедиции: открытие новых земель и приближение к южному полюсу, а также предписывалось проводить съемки вновь открытых земель и определять их местоположение с помощью астрономических наблюдений, проводить наблюдения по этнографии и биологии [16, с. 97].

Экспедиция несколько раз пересекала Южный Полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена, путешественники сделали вывод, что перед ними «льдинный материк» [12,  с. 366].  Участниками был открыт никому до этого не известный материк Антарктида. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. Продолжая плавание, русские путешественники открыли группу островов в архипелаге Туамоту, названную островами Россиян. Каждый из них получил по отдельности имя известного военного и морского деятеля нашей страны – Кутузова, Раевского, Барклая де Толли, Витгенштейна, Ермолова и др. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину.

Крупнейшим исследователем российского Дальнего Востока был адмирал Геннадий Иванович Невельской (1813 – 1876). В 1848-1849 гг. он совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин – остров, а не полуостров. В низовьях Амура он основал в 1850 г. поселение Николаевский пост (современный город Николаевск-на-Амуре) [1, с. 100].

В ходе исследований на Сахалине были открыты месторождения каменного угля, описано побережье, составлены первые карты южной и средней части острова, начаты метеорологические наблюдения. Политико-географическое открытие Невельского об отсутствии китайского контроля над территориями по Амуру ниже впадения в него реки Уссури и над всем Приморским (Приуссурийским) краем стало важной основой успеха заключенных русскими дипломатами трех русско-китайских договоров 1858-1860 годов [19, с. 83].

Его открытия принесли громадную пользу России во время Крымской войны. По Амуру можно было доставлять войска к Тихоокеанскому побережью и обеспечивать их снабжением. Сто лет назад адмирал А. К. Сиденснер, лично знавший адмирала Невельского и создавший о нем книгу, писал так: «Выдающаяся деятельность Г. И. Невельского, как начальника Амурской экспедиции, представляет поразительный пример того, какие великие дела могут совершать люди с самыми ничтожными средствами и при непреоборимых, казалось бы, препятствиях, если они одарены врожденным патриотизмом, сильной волей, благородным характером и безграничной энергией, качествами, которыми полностью обладал Г. И. Невельской» [15,      с. 11].

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь, русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.

Таким образом, Россия в первой половине XIX века добилась впечатляющих успехов во многих областях науки. Огромное внимание начали уделять естественным и гуманитарным дисциплинам, благодаря чему было совершено огромное количество открытий. Это позволило России догнать развитый Запад, а в некоторых моментах даже превзойти его. Во всех отраслях науки шла упорная борьба против старых, обветшалых теорий, тормозивших ее развитие, против суеверий и предрассудков, против религии, которая сковывала человеческую мысль. Открытия русских моряков и ученых способствовали развитию мировой науки.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что был установлен бдительный идеологический надзор государства над образованием. В годы правления Александра I была создана система образования, включавшая в себя четыре ступени: приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Успехи в области образования и просвещения способствовали дальнейшему прогрессу российской науки, которая переживает настоящий расцвет, а затем и в медицине.

В то же время складывается необычная, но характерная традиция для России: успешно развиваться, не имея для этого необходимых и достаточных условий, и оставаться не востребованной обществом. В первой половине XIX в. Россия подарила миру целый ряд величайших ученых. Открытия и научные исследования ученых-естествоиспытателей способствовали развитию и укреплению материалистической традиции в русской науке. Новые территории, входившие в состав Российской империи, способствовали заинтересованности к географическим и этнографическим исследованиям.

В следующей главе рассмотрим развитие русской культуры в литературе.

Литература. Поэты, писатели и их творчество


Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) родился в Москве. Род дворян Пушкиных был старым и именитым. Детство Александра прошло частью в Москве, частью в подмосковных имениях Пушкиных. Большое влияние на развитие в нем любви ко всему русскому и понимание народной жизни и культуры оказала его няня, крестьянка Арина Родионовна. Она рассказывала ему народные сказки, предания, пела русские песни. Многое из того, что поэт слышал от няня Арины, потом зазвучало в его замечательных произведениях.

В них Пушкин отразил все наиболее значительные события русской жизни. Пушкинская философия, история, его размышления о жизни русского общества и многих злободневных вопросах современности нашли свое наиболее яркое воплощение в трагедии «Борис Годунов», в поэмах «Медный всадник» и «Полтава», романе в стихах «Евгений Онегин», в романе «Арап Петра Первого», повестях «Дубровский», «Капитанская дочка» и др. Поэт проявил себя и как историк-исследователь. Его «История Пугачева» и «История Петра I» – серьезные научные работы. Творения А. С. Пушкина проникнуты глубокой любовью к Родине.  

Поэт живо откликался на важнейшие общественные и государственные проблемы современной ему жизни, проявил себя решительным противником крепостного права. Пушкин был не только гениальным художником слова, но художником, наделенным темпераментом государственного деятеля, широтой философского, трезвостью политического и конкретностью исторического мышления [6, c. 235]. Это был великий русский поэт-патриот, хорошо знавший культуру своего народа, дороживший честью и славой Родины. Главное свершение Пушкина – создание русского классического стиля. Он вполне осознал великое значение русского языка: «Как материал словесности язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство над всеми европейскими».

На основе этого языка Пушкин создал национальный литературный язык, который потом использовали все великие русские писатели XIX века и на котором говорим мы. Осенью 1836 г. в письме к П. Я. Чаадаеву А. С. Пушкин написал: «…клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал» [13, с. 180]. А. С. Пушкин – первый русский поэт мирового масштаба и значения, и этим определяется его место в художественном развитии человечества как величайшего национального поэта.

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) родился в местечке Сорочинцы в Полтавской губернии в небогатой дворянской семье. Детские годы, проведенные на Украине, народный быт, культура украинского народа навсегда запечатлелись в памяти Гоголя и позднее отразились в ярких литературных произведениях – сборниках повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». После выхода второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки» имя Гоголя обрело широкую популярность.

Несомненное его дарование вызывало всеобщее признание. Пьеса «Ревизор» произвела сильное впечатление на современников. Ознакомившись с этой пьесой, Николай I разрешил театральную постановку. Ничего подобного еще не видела театральная сцена. Комедия встретила живой и сочувственный отклик среди тех, кто выступал за изменение общих политических условий в стране. В 1836 г. он уехал за границу. Гоголь жил в основном в Италии, где и работал над самым крупным своим произведением – поэмой «Мертвые души», в которую он вложил самые заветные свои размышления об исторических судьбах России.

В повести «Шинель» он изобразил характер «маленького человека». В 1840-е г. в мировоззрении писателя произошли значительные изменения. Гоголь оказался во власти душевного кризиса, серьезной переоценки ценностей, глубоких размышлений о пережитом [5, c.322]. Этими настроениями душевной неустроенности, смирения перед жизненными невзгодами, неудовлетворенности созданным им в литературе полна книга «Выбранные места из переписки с друзьями». Мысли писателя о том, что все происходящее в жизни следует принимать со смирением, В. Г. Белинский воспринимал как реакционные, полагая, что великий писатель «заблудился», «изменил»  [12,      с. 181]. Эти нападки угнетающе подействовали на Гоголя. Ухудшилось здоровье писателя, его охватывало мрачное настроение, терзали предчувствия близкой смерти. Вся Москва хоронила своего гениального сына, чье влияние на дух России, на ее культуру, искусство слова неоценимо.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) прожил короткую жизнь, но обессмертил себя поэтическими и прозаическими сочинениями, ставшими подлинной классикой отечественной литературы. Всей читающей России Лермонтов стал известен благодаря произведениям «Смерть Поэта» и «Бородино», созданным в 1837 г. Написанное сразу после кончины А. С. Пушкина стихотворение «Смерть Поэта» разошлось в списках. Это лирический монолог молодого Лермонтова о трагической судьбе Пушкина.

Стихотворение «Бородино» было напечатано. Старый солдат, заслуженный воин, участник Бородинской битвы, от лица которого в произведении идет рассказ, вспоминает одну из самых героических страниц истории России. Творчество М. Ю. Лермонтова определило послепушкинский этап в развитии русской поэзии. Судьба Родины и раздумья поэта над ними нашли свое отражение во многих произведениях поэта: «Опять народные витии…», «Опять немытая Россия…», «Родина», «Листок» и др.

Стихи и поэмы Лермонтова наполнены его духовными исканиями, мечтами, порывами, настроениями и вместе с тем трезвым, бесстрашным самоанализом, самопознанием. В широте исканий его и его героев – широта русского национального характера. Это размышления и о вечных вопросах человеческого бытия. Таковы поэмы «Мцыри» и «Демон», стихотворения «Парус», «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно и грустно», «Стансы», «Дума», «Пророк» и др. [13, с. 182].

Самое значительное произведение Лермонтова – роман «Герой нашего времени», сюжетом которого стали жизненные перипетии молодого дворянина, офицера Г. Печорина, человека одаренного, мыслящего, с сильной волей. Писателю интересна эта богатая, глубокая человеческая личность, которая не может найти применения своим могучим силам, бурным страстям. М. Ю. Лермонтов – литературный приемник А. С. Пушкина, создавший бесценные поэтические произведения. Он вдохнул новую жизнь в русский литературный романтизм. Его реалистический роман «Герой нашего времени» – по сей день никем не превзойденный шедевр русской прозы, открывший в литературе новые изобразительно-художественные возможности [9, с. 256].

Таким образом, первая половина XIX века – время работы в литературе величайших русских писателей, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и многих других. Русская литература в это время составляет самостоятельный период, который отличался стремительным развитием и острой борьбой литературных школ. Литературный процесс характеризовался многообразием направлений. В данный период происходит активное становление литературного языка и структуры художественных жанров. Под влиянием А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя начали свою творческую деятельность гиганты русской литературы – писатели: Ф. М. Достоевский, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др. Передовая русская литература оказала огромное влияние не только на развитие культуры народов нашей страны, но и всего мира.

Жанры, направления и их характерные черты

Классицизмобразцовый») – художественный стиль в европейской культуре XVII – начала XIX в., одной из важных черт которого являлось обращение к образцам античной литературы и искусства, как к идеальному эстетическому эталону [24].

У этого направления были свои строгие правила и принципы. Например, соблюдение трех единств: места, времени и действия. Герои четко делятся на отрицательных и положительных персонажей. Произведения должны иметь воспитательную направленность, то есть служить главной цели – быть полезным Отечеству в деле воспитания подрастающего поколения. Основным конфликтом в произведениях классицистов является конфликт между долгом и чувством. Примеры находим у таких авторов, как Д. И. Фонвизин и Г. Р. Державин.

Жанры писателями-классицистами использовались в строгом соответствии со стилем (по методике, разработанной Ломоносовым). В таких жанрах, как оды или трагедии, использовался «высокий стиль», а в комедиях, баснях, сатирах – «низкий». Державин внес много нового в классическую оду. Он наполняет оды конкретным содержанием, в них появляются наряду с хвалебной песней черты реализма с элементами сатиры, что сказывается на языке. «Высокий» стиль разбавляется разговорной и даже просторечной лексикой. «Фелица» Державина – хвалебная ода Екатерине II в сочетании с социально-политическим памфлетом (обличением). Он также посвящает свои оды Потемкину, Зубову и другим государственным деятелям. Его поэзия имеет гражданскую направленность и служит интересам общества, государства.

Сентиментализмчувство») – художественное течение в искусстве и литературе второй половины XVIII – начала XIX веков, отображающее жизнь и внутренний мир простого человека и признающее основой человеческой природы чувство [24].

Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Сентиментализм идеалом человеческой деятельности полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

По происхождению и по убеждениям сентименталистский герой — демократ; богатый духовный мир простолюдина – одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Главную роль в этом направлении, прежде всего, отводят Карамзину. Он является автором таких произведений: «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Рыцарь нашего времени» и др. Карамзин первым в литературе заговорил разговорным языком дворянского общества, избавив его от архаической напыщенности [4,  с. 247]. Очерк, бытовой роман, повесть, роман в письмах, дневник, поэтическое послание и элегия – эти жанры появились благодаря писателям-сентименталистам. Сентиментализм вознес русскую литературу на новый уровень. Он помог ей стать достоянием мировой культуры и запомниться читателям своей чувствительностью и пронзительностью.

Романтизмстранное», «нереальное») – литературное направление первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма, стремившееся к изображению идеальных героев и их чувств [24].

На развитие русского романтизма повлияли два крупных исторических события: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г. После них в романтических произведениях стали появляться мотивы разочарования реальной жизнью и попытки уйти от нее в мир идеальный. Ведущие умы того времени ратовали за создание принципиально нового общества, в котором будет торжествовать справедливость. В произведениях романтиков отражается не реальным мир таким, каков он есть, а целую вселенную чувств, переживаний и внутренних конфликтов главного героя.

Герой не может смириться с низменностью и обыденностью действительности, не подчиняется ее морали и закону. Он всегда наделен глубокими и высокими чувствами и переживаниями, которые и приводят к их личной трагедии. Герой стремится к некоему нравственному идеалу, но часто в нем разочаровывается. В центре произведения, как правило, находится конфликт между личностью и обществом. Герой не может жить в настоящем, предпочитая ему либо воспоминания о прошлом, либо мысли о счастливом будущем. Одним из основоположников романтизма считается поэт В. А.Жуковский. Он является автором таких произведений: «Ундина», «Светлана», «Лесной царь» и др. Его баллады, поэмы, элегии, послания и романсы, наполненные глубоким философским смыслом и стремящиеся к некоему нравственному идеалу, полностью отражали романтические ценности. Следом за Жуковским к романтизму обратились Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, а также А. С. Пушкин.

Реализмвещественный») – направление в искусстве и литературе XIX-XX в., в основе которого лежит полное, правдивое и достоверное изображение жизни [24].

Писатели-реалисты осознанно отказывались от использования в своих произведениях любых изощренных приемов, мистических идей или попыток идеализировать персонажа. Основоположником русского реализма считается  А. С. Пушкин. Его главные произведения: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов», «Евгений Онегин». Ему принадлежит заслуга создания современного литературного языка, основанного на живой разговорной образной речи [4,  с. 248]. Развитие этого направления связано также с именами Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор») и М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»).

Они были одними из первых русских писателей, которые перешли от романтизма к реализму, к достоверному, а не идеализированному изображению действительности. Пушкин первым стал передавать на страницах своих произведений суть важнейших событий в жизни русского человека, представляя их такими, какими они были. Углубляется анализ внутренних переживаний героев, внутренний мир становится богаче и шире, сами персонажи становятся все более живыми. Главные герои много рассуждают, анализируют мир вокруг и внутри себя. После долгих раздумий и умозаключений они совершают открытия, которые помогают понять им эти миры. Русскому реализму было свойственно повышенное внимание к общественно-политической жизни России. В те времена страна переживала большие перемены, стояла на пороге отмены крепостного права. Судьба простого народа, взаимоотношения человека и власти, будущее России – все эти темы встречаются в произведениях писателей-реалистов.

Таким образом, в первой половине XIX века смену классицизму пришли сентиментализм, романтизм и реализм. Это время известно более всего декабристским течением, а также реформами Александра I и Отечественной войной 1812 года. Так, произведения, созданные в этот период, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства.


С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в начале века искусство окончательно отделяется от придворной поэзии и "альбомных" стихов, в истории русской литературы впервые появляются черты поэта-профессионала, лирика становится естественней, проще, человечней. Этот век подарил нам величайших мастеров. XIX век – это время формирования русского литературного языка. В первые годы нового, XIX столетия, литература России приобрела светский характер и начала овладевать европейским культурным наследием. Постепенно она стала обращать внимание и на национальные истоки – русский фольклор и народные предания.

Однако главная ее цель состояла в том, чтобы догнать европейские литературы, создать национальный литературный язык, сделав его единым, и вдохнуть национальное содержание в национальную форму. Быстрый расцвет и обилие талантов – это яркие внешние показатели блестящего пути русской литературы. Горячим участием русских писателей в общественной жизни страны объясняется быстрый отклик литературы на все важнейшие перемены и события в жизни России. «Больные вопросы», «проклятые вопросы», «великие вопросы» – так характеризовались на протяжении десятилетий те социальные, философские, нравственные проблемы, которые поднимали лучшие писатели прошлого.

Русский народ по праву гордится своей литературой. Постановка важнейших социальных и нравственных вопросов, глубокое содержание, отразившее всемирно-историческую важность задач русского освободительного движения, общечеловеческая значимость образов, народность, реализм, высокое художественное совершенство русской классической литературы определили ее влияние на литературу всего мира.

Следующая глава включает в себя практическую часть проекта, представленную в виде буклета.

ЗНАЙ СВОЮ КУЛЬТУРУ И ИСТОРИЮ!

Практическим результатом работы над проектом стало создание продукта в виде информационного буклета. Его структурными составляющими являются внешняя (лицевая) и внутренняя части.

Внешняя (лицевая) часть представляет собой первую страницу (обложку) (Рис. 1) и две последние внутренние страницы. Обложка несет в себе название (заголовок) буклета: «Культура России в первой половине XIX века», а также надзаголовок и подзаголовок. В надзаголовке указывается полное наименование Министерства и учебного заведения: «Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области; Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нижегородский губернский колледж».

В подзаголовке перечисляется информация об авторе буклета, то есть ФИО, курс, группа, специальность: «Пинаус Дарья Евгеньевна, обучающаяся I курса группы 11Б по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Последней частью первой страницы является указание города и года создания продукта в самом низу листа по центру:  «г. Нижний Новгород 2021 г.».

Внутренняя часть представляет собой содержание буклета (Рис. 2;      Рис. 3).В ней кратко описываются основные пункты проекта: общая характеристика «Золотого века», реформы в области образования и их итоги, представители области науки в некоторых направлениях (математика, физика, медицина, география) и их важнейшие открытия, яркие поэты, писатели и их главные произведения, а также литературные направления данного периода. Вся информация преподносится в виде схем, таблиц, изображений, печатного текста с использованием различных стилей, эффектов, шрифтов, размеров шрифтов, начертаний, выделений слов.

Буклет предназначен для демонстрации основного материала проекта по данной теме.Основная цель– ознакомить читателя с культурой России, на примере первой половины XIX века. Буклет имеет компактный размер, является удобным в использовании на занятиях по истории и открытых уроках при изучении новой темы, на этапе повторения и закрепления изученного материала, в качестве дополнительной информации, а также он вмещает довольно много сведений. Целевая аудитория не ограничена какими-то строгими рамками.

К ней относятся: учащиеся средних и старших классов, студенты, педагоги по истории, МХК, люди, интересующиеся развитием культуры страны и другие. Способами распространения буклета являются проведение открытых уроков, посвященных изучение культуры России, с использованием этого продукта, а также установка в учреждении специального стенда для привлечения всех людей, которым интересна данная тема.

Положительными последствиями использования продукта являются повышение интереса к изучению предмета, а также развитие общего кругозора и формирование представления об изучаемой теме.

Отрицательными последствиями использования продукта являются отсутствие долгосрочного воздействия на читателя и быстрый износ, вследствие которого приобретается неопрятный внешний вид непригодный для дальнейшего применения.

Заключение

Культура – важнейшая составная часть общественной жизни. Как всякое историческое явление, она отражает те изменения, которые происходят в обществе в определенную эпоху, – в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Вместе с тем культура хранит и национальные традиции, в ней наиболее полно отражаются национальный характер и национальное самосознание народа.

Россия в первой половине XIX веке сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии. Этот период справедливо получил название «Золотого века» русской культуры, которая заняла выдающееся место в общемировой культуре. В это время произошел новый подъем русской национальной культуры. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества. В целом культура первой половины XIX  века отличалась, с одной стороны, прогрессивной направленностью, быстрыми темпами развития, с другой – рядом противоречий, обусловленных особенностями исторического развития России данной эпохи.

На формирование культуры этого периода воздействовали, с одной стороны, дальнейшее экономическое развитие и, с другой – формирование общественного движения, развитие общественной мысли различных направлений. Значительным изменениям подверглись эстетические вкусы и потребности русского общества. Особое значение имели Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года, способствовавшие формированию передовых взглядов русского общества и росту национального самосознания. На развитие культуры огромное влияние оказало развитие патриотических настроений, начало формирования русской идеи.

Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Реформирование системы образования в первой половине XIX века имело прогрессивный, цикличный и волнообразный характер. В данный период были заложены основы всеобщего просвещения страны и стал первым шагом к формированию современной системы образования. Важнейшим пунктом развития России являлась образованность населения. В это время окончательно сложилась система высшего, среднего и начального образования.

Были введены четыре рода училищ, открыты множества институтов, университетов. Существовали и сословные дворянские учебные заведения – лицеи. В первой четверти XIX века образование получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников. Уделялось внимание развитию педагогического, военного, технического образования. Но все же уровень образованности в стране был низким.

Первая половина XIX века – период важнейших открытий в области науки. Она добилась впечатляющих успехов. Постепенно началось выделение самостоятельных научных дисциплин: естественных и гуманитарных. Открытия русских моряков способствовали познанию других народов, обогащению всеобщих знаний. Ученые смогли вывести страну на мировой уровень. Во многом нам удалось преуспеть за развитым Западом, а где-то даже и обогнать.

Русская литература первой половины XIX в. – одно из наиболее ярких явлений в истории мировой культуры. В это время она переживала невиданный подъем и расцвет Литература этой поры явление уникальное, исключительное, несравненное. Она необычайно богата именами величайших писателей и поэтов, таких как А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и многие другие. Литературный процесс характеризовался многообразием направлений. Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил русского литературного и разговорного языка. Классицизм постепенно уступал место сентиментализму.

Героические события войны 1812 г. способствовали проявлению романтизма. Во второй четверти XIX века начал утверждаться реализм. Важная роль в духовной культуре принадлежала русской литературе, выполняющей художественно-эстетические, нравственно-этические, социально-философские, познавательно-мировоззренческие и политические функции. Произведения, созданные в первой половине XIX века, имели очень большую литературную и историческую ценность, поскольку отражали в себе историю русского государства.

Подводя итоги проекта, можно сказать, что гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждена. Действительно, развитие русской культуры в первой половине XIX века способствовало улучшению уровня образования в стране, появлению важнейших открытий и достижений в науке, быстрому изменению идейных направлений и одновременному сосуществованию разных стилей в литературе, а также оказало значительное влияние на развитие европейской и мировой культуры. 

Цели достигнуты:

  • изучено развитие культуры России в первой половине  XIX века;
  • повышен и обеспечен культурный базис учащихся, благодаря их ознакомлению с данной темой с использованием буклета.

Задачи решены:

  • рассмотрена сущность понятия «Золотой век русской культуры»;
  • изучены характерные особенности и черты русской культуры в первой половине XIX века;
  • выявлена специфика развития культуры;
  • проанализированы преобразования в различных областях культуры: науке, образовании и литературе.

Пути решения проблем изучения культуры страны:


Решением проблемы недостаточного количества знаний о культуре своей страны является увеличение часов учебной программы по истории, направленной на её изучение;

Решением проблем отсутствия мотивации к изучению истории, навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме является просмотр в учебное время видео-роликов, фильмов на данную тему, для наглядного представления полученной информации;

Решением проблемы слабого умения представлять окружающим полученные знания является разработка творческих заданий педагогом в виде создания презентаций, докладов, плакатов, буклетов и т.д.;

Решением проблемы неосознанности у учащихся значения изучения культуры своей страны является организация внеурочной деятельности: экскурсии по музеям, выставкам, проведение тематических вечеров, приглашение сотрудников библиотек.

Список использованных источников

  1. Арсентьев,  Н. М. История России 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 [Текст] / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 160 с.
  2.  Горелов, А. А.  История отечественной культуры: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / А. А. Горелов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 387 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
  3. Замалеев, А. Ф.  История отечественной культуры: учебное пособие для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / А. Ф. Замалеев.– М.: Издательство Юрайт, 2020. – 196 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
  4. Зуев, М. Н.  История России до ХХ века: учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 299 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
  5. Коровина, В. Я. Литература 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 [Текст] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И. С. Збарский; под ред. В. Я. Коровиной. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.
  6. Купреянова, К. Н. История русской литературы. От сентиментализма к романтизму и реализму [Текст] / К. Н. Купреянова, А. С. Бушмин, Д. С. Лихачев, Г. П. Макогоненко, К. Д. Муратова; под ред. К. Н. Купреяновой. – СПб.: Наука, 1981. – 656 с.
  7. Лимонов, Ю. А. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев: историческая монография [Текст] / Ю. А. Лимонов. – Л.: Лениздат, 1991. –    719 с.
  8. Милов, Л. В. История России XVIII-XIX веков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Л. В. Милов, Н. И. Цимбаев; под ред. Л. В. Милова. – М.: Эксмо, 2006. – 782 с.
  9. Минералов, Ю. И.  История русской литературы. 1800-1830-е годы: учебник для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / Ю. И. Минералов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 340 с. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
  10. Павленко, Н. И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для вузов [Текст] / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров; под ред. Н. И. Павленко. – М.: Высш. шк., 2001. – 560 с.
  11. Радугин, А. А. История России (Россия в мировой цивилизации): Курс лекций. Учебное пособие для вузов [Текст] / А. А. Радугин – М.: Центр, 2001. – 352 с.
  12. Сахаров, А. Н. История России. XVIII-XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов; под общ. ред. чл. корр. РАН А.Н. Сахарова.– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 288 с.
  13. Сахаров, А. Н. История России. XVII-XIX века. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений [Текст] / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов; – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 480 с.
  14. Акимова, И. Я. Заметки о геометрии Лобачевского: научная статья по специальности «Математика» [Электронный ресурс] / И. Я. Акимова, Ф. Х. Ахметова. – М.: Научно-методический журнал «Концепт» №6, 2016. – 6 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  15. Бровко, П. Ф. Г. И. Невельской: Амурская экспедиция и решение пограничного вопроса на востоке России: научная статья по специальности «История и археология» [Электронный ресурс] / П. Ф. Бровко, С. А. Пономарев. – Владивосток: Научный журнал «Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук», 2013. – 11 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  16. Дубинин, Е. П. Сотрудники музея землеведения МГУ – участники исследований в Антарктике (к 200-летию открытия Антарктиды): научная статья по специальности «Наука о Земле и смежные экологические науки» [Электронный ресурс] / Е. П. Дубинин, А. Ф. Филаретов, Е. М. Лаптева, О. В. Мякокина, К. А. Скрипко, Л. Д. Семенова. – М.: Научный журнал «Жизнь Земли» т. 42, №1 , 2020. – 96-108 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  17. Иванов, Б. И. Вклад ученых Санкт-Петербурга XVIII–XIX веков в развитие электротехники: научная статья по специальности «История и археология» [Электронный ресурс] / Б. И. Иванов. – СПб.: Научный журнал «Материаловедение. Энергетика» т. 24, №3 , 2018. – 197-211 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  18. Майстренко, Н. А. Николай Иванович Пирогов - национальная гордость России: научная статья по специальности «История и археология» [Электронный ресурс] / Н. А. Майстренко. – СПб.: Научный журнал «Вестник хирургии имени И. И. Грекова», 2010. – 11-12 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  19. Пономарев, С. А. Адмирал Невельской – подвиг и пример служения Отечеству: научная статья по специальности «История и археология» [Электронный ресурс] / С. А. Пономарев. – М.: Научный журнал «Государственная служба», 2014. – 83-85 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  20. Руль, Д. В. Эволюция образовательной системы в России XIX века. Реформы и их последствия: научная статья по специальности «История и археология» [Электронный ресурс] / Д.В.Руль. – М.: Научно-образовательный журнал «StudNet» №5, 2020. – 58-66 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].
  21. Скороглядов, А. В. Идеи Н. И. Пирогова в современной военно-полевой хирургии и травматологии: научная статья по специальности «Клиническая медицина» [Электронный ресурс] / А. В. Скороглядов, В. П. Охотский, С. С. Копенкин. – М.: Научный журнал «Вестник РГМУ», 2010. – 44-48 с. – Текст: электронный// Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» [сайт].

Приложения

культура 19 век 1

Рис.1

культура 19 век 2

Рис.2

культура 19 век 3

Рис. 3


Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях: